Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА)

Работа №60843

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы исследования по данным научно- 5 методической литературы
1.1. Проблема индивидуализации подготовки спортсменов массовых 5 разрядов.
1.2. Принцип индивидуализации обучения и тренировки 11
1.3. Учет личностных и индивидуально-психологических особенностей 18 в индивидуализации тренировочного процесса.
1.4. Влияние индивидуальных особенностей на формирование стиля 20 игры в настольном теннисе.
Глава 2. Методы и организация исследования 22
2.1. Методы исследования 22
2.2. Организация исследования 26
Глава 3. Анализ эффективности методики тренировки теннисистов с 29
учетом индивидуальных особенностей
3.1. Характеристика экспериментальной методики игроков в 36
настольный теннис с учетом индивидуальных особенностей
3.2. Эффективность экспериментальной методики 41
Выводы 50
Практические рекомендации 52
Список использованной литературы 53


Актуальность. Одним из ведущих вопросов теории и методики физического воспитания является индивидуализация тренировочного процесса, в том числе и процесса обучения. В разработке этого вопроса скрыты большие резервы улучшения тренировочного процесса и ускорения достижения спортсменами высокого спортивного мастерства. В то же время тренировка, в том числе обучения, проводимые без учета индивидуальных возможностей, может и затормозить рост спортивного мастерства.
Поэтому спортивному педагогу важно знать, как построить процесс обучения при наличии у ученика тех или иных индивидуальных особенностей.
Одним из научно обоснованных направлений, учитывающих индивидуальный подход к спортсменам, является выработка у них индивидуального стиля спортивной деятельности [9,10].
Очевидно, что стиль игры, который изберет для себя спортсмен, непосредственно зависит от его психических и физических возможностей. Более того, базовая техника настольного тенниса одинакова для всех стилей игры, и лишь когда спортсмен вырастает до определенного уровня, есть смысл ориентироваться на его индивидуальные особенности.
Формирование индивидуального стиля деятельности у спортсменов должно происходить не в слепую, а целенаправленно с учетом того, какие индивидуальные особенности имеются у спортсменов. Как показано в ряде психологических исследований, большую роль в выборе стиля деятельности играют типологические особенности проявления свойств нервной системы, которые, с одной стороны, обуславливают стремление спортсмена осуществлять деятельность определенным способом, а с другой стороны - выступают в качестве задатков способностей и качеств (физических, волевых), с учетом которых должен формироваться стиль деятельности [13,15,25].
В связи с этим всякое педагогическое изучение закономерностей формирования стиля деятельности у спортсменов должно опираться на психологические данные об индивидуальных особенностях спортсмена.
Цель работы: разработать методику тренировки игроков в настольный теннис с учетом индивидуальных особенностей.
Объект: Оптимизация тренировочного процесса теннисистов массовых разрядов.
Предмет исследования: Методика тренировки теннисистов массовых разрядов с учетом индивидуальных особенностей.
Гипотеза: Предполагалось, что учет индивидуальных особенностей и направленное формирование стиля игры, будет облегчать овладение соответствующими стилю техническими приемами и повышать спортивное мастерство учащихся более ускоренными темпами.
Задачами исследования явились:
1. Проанализировать по данным литературных источников состояние проблемы учета индивидуальных особенностей при проведении тренировочных занятий в настольном теннисе.
2. Изучить ряд психомоторных качеств, а также психофизиологических особенностей теннисистов.
3. Оптимизировать и усовершенствовать тренировочный процесс теннисистов, индивидуализируя работу с ними в определённом направлении, в зависимости от индивидуальных особенностей.
Новизна исследования определяется разработкой и апробацией методики тренировки игроков, в настольный теннис основанной на учете индивидуальных особенностей спортсменов.
Практическая значимость определяется представленными рекомендациями по методике тренировки игроков в настольный теннис.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ литературных источников показал, что в последнее время не уделяется должного внимания учету индивидуальных особенностей при работе с теннисистами массовых разрядов.
В настольном теннисе проявляются три стиля игры - атакующий, защитный и комбинированный, которые обусловлены комплексом факторов: выраженностью двигательных качеств, психических процессов и типологическими особенностями нервной системы.
2. Изучен ряд психомоторных и психофизиологических особенностей, которые свидетельствуют о том, что выбор теннисистами атакующего стиля обуславливается высоким проявлением у спортсмена скоростных показателей: максимального темпа движений, автотемпа, переработки зрительной информации и принятии решения. Этот стиль игры в большей степени, чем другие стили связан со следующими типологическими особенностями: большой и средней силой нервной системы (на фоне общей для всех теннисистов слабости нервной системы), как отражении их реактивности, высокой лабильностью и преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу. Эти типологические особенности служат основой для проявления теннисистами атакующего стиля решительности.
Выбор теннисистами защитного стиля обуславливается большой устойчивостью к монотонии, большой выраженностью слабости нервной системы, более низкой лабильностью и преобладанием торможения по «внутреннему» балансу. Имеющиеся у теннисистов защитного стиля типологические особенности создают предпосылку для тактически более разнообразной и технически более мягкой игры, но вынуждают играть без риска, на контратаках и далеко от стола, чтобы иметь больше времени на восприятие с большой скоростью летящего мяча.
Выбор теннисистами комбинированного стиля обусловлен высокой дифференцировкой параметров движений, хорошим переключением внимания, большей, чем у теннисистов других стилей подвижностью нервных процессов, что обеспечивает им легкую переключаемость с одной ситуации на другую и высокую оперативность мышления.
3. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что тренировочный процесс будет усовершенствован, если учитывать индивидуальные особенности спортсменов, а так же выработка стиля должна происходить не слепую, а целенаправленно. Произошло улучшение показателей экспериментальных групп технической подготовки спортсменов 1 экспериментальной группе у теннисистов, предрасположенных к атакующему стилю игры и обучаемых ему при игре в соревновательной обстановке, произошло увеличение атакующих действий с 67% до 74%, а количество защитных действий уменьшилось с 33% до 26%. Процент прироста атакующих действий в результате целенаправленного обучения составил 7%. У теннисистов предрасположенных к защитному стилю выявилась та же закономерность наибольший прирост (на 55%) наблюдался во второй экспериментальной группе. Анализ выступления на соревнованиях так же свидетельствует, о целесообразности учета индивидуальных особенностей в тренировочном процессе. После педагогического эксперимента соотношение побед стало больше, чем в начале эксперимента в пользу теннисистов 1 экспериментальной группы: у теннисистов 1 контрольной группы они выиграли 29 встреч из 36. Преимущество у теннисистов 2 экспериментальной группы, к концу эксперимента было очевидным, у 2 контрольной группы они выиграли со счетом 31:5.



1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепедагогического анализа [Текст] /А.Г.Асмолов - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
2. Бабушкин Г.Д. Спортивная психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов физкультурных вузов. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. - 221 с.
3. Барчукова Г. В. Физическая культура: настольный теннис [Текст]: учебное пособие для вузов / Г. В. Барчукова, А. Н. Мизин. - Москва : ТВТ Дивизион, 2015. - 311 с.
4. Байгулов Ю.П. Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Ю.П.Байгулов- М.: Физкультура и спорт, 2000. - 128 с.
5. Волков И.П. Практикум по спортивной психологии [Текст] / И.П.Волков - СПб.: Питер., 2002. - 253с.
6. Горбунов Г.Д. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие [Текст] / Г.Д. Горбунов, Б.И. Мартьянов- М.: Академия, 2000. - 288с.
7. Жданов, В. Ю. Настольный теннис [Текст]: обучение за 5 шагов / В. Ю. Жданов, И. Ю. Жданов, Ю. А. Милоданова. - Москва : Sport, 2015. - 126 с.
8. Иванова Т.С. Особенности соревновательной деятельности и подготовленности юных теннисистов [Текст] / Т.С. Иванова, А.В. Пикалова, А.А. Дмитров// Физическое воспитание и спорт учащейся и студенческой молодежи: Сборник научных и научно-методических статей. - М.: РИЦ МГИУ, 2001. - С.177-179.
9. Илларионов Г.Г Изучение закономерностей проявления индивидуального стиля деятельности у велосипедистов [Текст] / Г.Г. Илларионов - В сб.:Психофизиология. -Л. ЛГПИ им.А.И. Герцена, 1990. - С. 6-19.
10. Илларионов Г.Г. Изучение особенностей проявления предпочитаемого типологически обусловленного стиля спортивной деятельности: [Текст] / Г.Г.Илларионов. - Автореферат дис канд. психолог. наук. - Л., 1999. - 15с.
11. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания [Текст] / Е.П.Ильин - М.: Просвещение. 1983. - 223 с.
12. Ильин Е.П. Психология физического воспитания [Текст] / - СПб.:
РГПУ им А.И. Герцена. 2000. - 486с.
13. Ильин Е. П. Стили спортивной деятельности // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов[Текст] / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2002. - С.77
14. Ильин Е. П. Психология спорта [Текст] / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2009. - 352 с.
15. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е.А.Климов-М.:МГУ, 1982. - С. 74-77.
16. Кобылянский Д. М. Методика тренировочного процесса в настольном теннисе [Текст] / Д. М. Кобылянский. - Кемерово : КузГТУ, 2016. - 190 с.
17. Команов В. В. Тренировочный процесс в настольном теннисе [Текст]: учебно-методическое пособие / В. В. Команов. - Москва : Советский спорт, 2014. - 391 с.
18. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов [Текст] / Л.П.Матвеев - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.
19. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента [Текст] / В.С. Мерлин- Пермь: Просвещеие,1973.- 290 с.
20. Настольный теннис: Учебная программа для СДЮШ и СДЮШОР / сост. С. Д. Шпрах. - М.: Советский спорт, 1990. - 42с.
21. Настольный теннис. Неизвестное об известном / Под ред. Матыцина О.В. - М.: Теория и практика физической культуры, 1995.
22. Небылицин В.Д. Психологические исследования индивидуальных
различий [Текст] / В.Д. Небылицын - М.: Наука, 1976. - 336 с.
23. Огородова, Т. В. Психология спорта [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Ярославль : ЯрГУ, 2013. - 118 с
24. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин - М.: АСТ Астрель, 2002.- 864 с.
25. Пилоян Р. М. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств [Текст] / Р.М. Пилоян - Автореф. дисс. д.п.н. - М.: 1985. - 48 с.
26. Приставкина М. В. Индивидуальный стиль деятельности в спорте. Методические указания [Текст] / М.В. Приставкина - С.: СГИФК, 1990. - 31с.
27. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и практические приложения [Текст] / В.Н. Платонов - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 807с.
28. Пьянов Б. Н. Индивидуальный стиль деятельности в теннисе // Теория и практика физической культуры и спорта [Текст] / Б.Н. Пьянов, А.В. Родионов, И.Ш. Тучашвили. - 1998. - №6.С.54-58.
29. Родионов А.В. Психическая надежность спортсмена и пути ее
повышения в процессе психологической подготовки [Текст] /
А.В.Родионов, Н.А. Худадов - М.: ВНИИФК, 1976. - 53 с.
30. Сафонов В. К. Психология в спорте: теория и практика [Текст] / В. К. Сафонов- Санкт-Петербург : Издательский дом Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2013. - 231 с.
31. Старожилец А. А. Развитие волевых качеств у спортсменов различного амплуа [Текст] / П.А. Старожилец - М.: Наука 1982. - 182с.
32. Толочек, В. А. Стили деятельности. Ресурсный подход [Текст] / В. А. Толочек - Москва : Ин-т психологии РАН, 2015. - 365 с.
33. Шлагер, Вернер Настольный теннис [Текст]: руководство от чемпиона мира Вернера Шлагера / Вернар Шлагер и Бернд Гросс ; пер. с англ. А. Лоленко. - Москва : Эксмо, 2016. - 172 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ