Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы (Барнаульский Юридический Инстатут МВД)
|
Есть приложения (статистика количества осужденных за 2017-2019 годы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СИСТЕМА ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 6
1.1 Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы 6
1.2 Характеристика принципов организации труда осужденных 15
1.3 Формы организации труда осужденных 23
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 31
2.1 Правовое регулирование профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы 31
2.2 Организация обучения лиц, находящихся в исправительных учреждениях 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СИСТЕМА ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 6
1.1 Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы 6
1.2 Характеристика принципов организации труда осужденных 15
1.3 Формы организации труда осужденных 23
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 31
2.1 Правовое регулирование профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы 31
2.2 Организация обучения лиц, находящихся в исправительных учреждениях 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
Количество лиц, направляемых для отбытия наказания в виде лишения свободы не столь существенно снижается, следовательно, вопрос об их трудовой деятельности, является актуальным. На современном этапе развития российского общества вопрос о создании условий для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, является сложным и болезненным. Проблема обусловлена сложной обстановкой в обществе, наличием проблем для трудоустройства не только осужденных, но и не имеющих судимость граждан. Учреждения, входящие в состав уголовно-исполнительной системы, не всегда располагают реальной возможностью обеспечить отбывающим наказание лицам возможность трудиться. Постоянное нахождение в местах лишения свободы в отсутствие социально значимого и полезного занятия, то есть труда, не может способствовать исправлению осужденного, то есть достижению одной из наиболее важных целей назначения уголовного наказания.
Как следствие, возникает потребность в проведении анализа теоретических и практических аспектов труда осужденных к лишению свободы, в выявлении наиболее проблематичных аспектов, что позволит в дальнейшем определить пути решения.
Приведенные выше доводы свидетельствуют об актуальности темы, выбранной для исследования.
Целью настоящей работы является комплексное исследование правовой регламентации труда осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, их профессионального образования и профессиональной подготовки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы;
охарактеризовать принципы организации труда осужденных;
исследовать формы организации труда осужденных;
провести анализ правового регулирования профессионального образования профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы;
рассмотреть организацию обучения лиц, находящихся в исправительных учреждениях.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения лиц, осужденных к лишению свободы, к труду, а также в связи с получением ими образования, в том числе профессионального.
Предмет – законодательство России, судебная правоприменительная практика, позиции высших судов, а также воззрения теоретиков и исследователей на труд и обучение лиц, осужденных к лишению свободы и направленных на отбывание данного вида наказания.
Степень разработанности темы настоящего исследования достаточно высока в силу ее актуальности. В числе исследователей-практиков и ученых, посвятивших свои труды рассматриваемой теме, следует отметить В.Н. Анисимкова, А.Я. Гришко, Н.И Гуцал, С.П. Яковлева. Перечень авторов не является исчерпывающим, выделены наиболее известные личности.
В процессе написания были использованы следующие практические материалы: правовые позиции высших судов, в том числе Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также судебная правоприменительная практика судов, входящих в состав судебной системы Российской Федерации.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Как следствие, возникает потребность в проведении анализа теоретических и практических аспектов труда осужденных к лишению свободы, в выявлении наиболее проблематичных аспектов, что позволит в дальнейшем определить пути решения.
Приведенные выше доводы свидетельствуют об актуальности темы, выбранной для исследования.
Целью настоящей работы является комплексное исследование правовой регламентации труда осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, их профессионального образования и профессиональной подготовки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы;
охарактеризовать принципы организации труда осужденных;
исследовать формы организации труда осужденных;
провести анализ правового регулирования профессионального образования профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы;
рассмотреть организацию обучения лиц, находящихся в исправительных учреждениях.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения лиц, осужденных к лишению свободы, к труду, а также в связи с получением ими образования, в том числе профессионального.
Предмет – законодательство России, судебная правоприменительная практика, позиции высших судов, а также воззрения теоретиков и исследователей на труд и обучение лиц, осужденных к лишению свободы и направленных на отбывание данного вида наказания.
Степень разработанности темы настоящего исследования достаточно высока в силу ее актуальности. В числе исследователей-практиков и ученых, посвятивших свои труды рассматриваемой теме, следует отметить В.Н. Анисимкова, А.Я. Гришко, Н.И Гуцал, С.П. Яковлева. Перечень авторов не является исчерпывающим, выделены наиболее известные личности.
В процессе написания были использованы следующие практические материалы: правовые позиции высших судов, в том числе Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также судебная правоприменительная практика судов, входящих в состав судебной системы Российской Федерации.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Подводя итог исследованию, проведенному в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы, обобщая полученные результаты.
Привлечение осужденных к труду с давних времен рассматривается как один из наиболее эффективных способов исправления. Вместе с тем изначально необходимость привлечения к труду указанных категорий лиц была обусловлена потребностью в решении экономическим проблем содержания осужденных. Кроме того, труд рассматривался как наказание, особенно в случае, если речь шла о каторжных работах, то есть выполнения тяжкого труда.
Труд осужденных с появлением правовой регламентации данного вопроса не предполагался безвозмездным, хотя основная часть заработка осужденных должна была уходить на их содержание, на содержание учреждений, где отбывалось наказание, а также, при наличии к тому оснований – для погашения причиненного осужденным вреда. Подобный подход сохранился и в современном законодательстве, также предусматривающем необходимость удержания средств из заработанных осужденных денежных средств в счет погашения затрат на его содержание, а также в счет исполнения по исполнительным документам, выданным на основании приговора суда.
Правовое регулирование труда осужденных базируется на нормах национального законодательства России, в том числе на федеральных законах и подзаконных нормативных актах. Принимаются при этом во внимание и положения международного права, однако проведенный анализ законодательства, мнений теоретиков и исследователей, а также правоприменительной судебной практики позволяет утверждать, что существующая в настоящее время организация труда осужденных не соответствует мировым стандартам.
Труд осужденных организуется с учетом ряда факторов, в число которых входят и возможности непосредственно самого исправительного учреждения, и вид исправительного учреждения, где отбывается наказание, и возможности самих осужденных. Обязательность труда в законе закреплена применительно к лицам трудоспособного возраста, не являющимся инвалидами. Наличие инвалидности и достижение пенсионного возраста являются основаниями, позволяющими осужденному трудиться по желанию, а не в обязательном порядке. Принимается во внимание состояние здоровья осужденного и существующие с учетом имеющихся заболеваний ограничения.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в части организации труда осужденных в современной России доминируют проблемы практического плана, связанные с ограниченностью возможностей по организации рабочих мест.
Сходные проблемы присутствуют и в части профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных. Данный вопрос урегулирован совокупностью норм права, среди которых доминируют подзаконные нормативные правовые акты, поскольку детализация норм о профессиональном обучении осуществляется на этом уровне, а в федеральных законах закреплены только наиболее важные основные положения и гарантии в части прав осужденных, а также нормы об обязанностях исправительных учреждений.
Изучение законодательства вкупе с мнениями исследователей, а также проведенный анализ судебной правоприменительной практики позволил сделать выводы о том, что право осужденных на получение профессионального образования отчасти является номинальным, а отчасти реализуется с учетом множества ограничений.
Говоря об ограничениях, в первую очередь необходимо отметить, что выбор профессии и выбор учебного учреждения обусловлен потребностями и возможностями исправительных учреждений. Отчасти данный подход абсолютно верен с позиции правомерного ограничения права осужденных на свободу передвижения, а также недостаточности ресурсов исправительных учреждений в части возможности организации профессионального образования и исправительными учреждениями. Отчасти здесь присутствует проблема в аспекте ограничения возможностей осужденных и их родственников по организации обучения за свой счет, что должно приветствоваться со стороны государства. Приведенные в работе примеры из судебной практики наглядно демонстрируют, что порой исправительные учреждения, пользуясь недостатком правового регулирования, сознательно ограничивают возможности осужденных получить профессиональное образования, повысить квалификацию либо получить дополнительное образование, которое им пригодится после освобождения. Сужения круга профессий в границах потребности исправительных учреждений представляется неверным, так как работа по многим профессиям в них просто невозможна. Неверным является и подход, в рамках которого запрет на обучение обосновывается отсутствие возможностей для организации обучения в иных образовательных учреждениях, кроме тех, с которыми заключены договоры у исправительных учреждений. Представляется, что необходимо расширять возможности дистанционного обучения, чтобы осужденные могли получать образование по востребованным в обществе профессиям.
Привлечение осужденных к труду с давних времен рассматривается как один из наиболее эффективных способов исправления. Вместе с тем изначально необходимость привлечения к труду указанных категорий лиц была обусловлена потребностью в решении экономическим проблем содержания осужденных. Кроме того, труд рассматривался как наказание, особенно в случае, если речь шла о каторжных работах, то есть выполнения тяжкого труда.
Труд осужденных с появлением правовой регламентации данного вопроса не предполагался безвозмездным, хотя основная часть заработка осужденных должна была уходить на их содержание, на содержание учреждений, где отбывалось наказание, а также, при наличии к тому оснований – для погашения причиненного осужденным вреда. Подобный подход сохранился и в современном законодательстве, также предусматривающем необходимость удержания средств из заработанных осужденных денежных средств в счет погашения затрат на его содержание, а также в счет исполнения по исполнительным документам, выданным на основании приговора суда.
Правовое регулирование труда осужденных базируется на нормах национального законодательства России, в том числе на федеральных законах и подзаконных нормативных актах. Принимаются при этом во внимание и положения международного права, однако проведенный анализ законодательства, мнений теоретиков и исследователей, а также правоприменительной судебной практики позволяет утверждать, что существующая в настоящее время организация труда осужденных не соответствует мировым стандартам.
Труд осужденных организуется с учетом ряда факторов, в число которых входят и возможности непосредственно самого исправительного учреждения, и вид исправительного учреждения, где отбывается наказание, и возможности самих осужденных. Обязательность труда в законе закреплена применительно к лицам трудоспособного возраста, не являющимся инвалидами. Наличие инвалидности и достижение пенсионного возраста являются основаниями, позволяющими осужденному трудиться по желанию, а не в обязательном порядке. Принимается во внимание состояние здоровья осужденного и существующие с учетом имеющихся заболеваний ограничения.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в части организации труда осужденных в современной России доминируют проблемы практического плана, связанные с ограниченностью возможностей по организации рабочих мест.
Сходные проблемы присутствуют и в части профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных. Данный вопрос урегулирован совокупностью норм права, среди которых доминируют подзаконные нормативные правовые акты, поскольку детализация норм о профессиональном обучении осуществляется на этом уровне, а в федеральных законах закреплены только наиболее важные основные положения и гарантии в части прав осужденных, а также нормы об обязанностях исправительных учреждений.
Изучение законодательства вкупе с мнениями исследователей, а также проведенный анализ судебной правоприменительной практики позволил сделать выводы о том, что право осужденных на получение профессионального образования отчасти является номинальным, а отчасти реализуется с учетом множества ограничений.
Говоря об ограничениях, в первую очередь необходимо отметить, что выбор профессии и выбор учебного учреждения обусловлен потребностями и возможностями исправительных учреждений. Отчасти данный подход абсолютно верен с позиции правомерного ограничения права осужденных на свободу передвижения, а также недостаточности ресурсов исправительных учреждений в части возможности организации профессионального образования и исправительными учреждениями. Отчасти здесь присутствует проблема в аспекте ограничения возможностей осужденных и их родственников по организации обучения за свой счет, что должно приветствоваться со стороны государства. Приведенные в работе примеры из судебной практики наглядно демонстрируют, что порой исправительные учреждения, пользуясь недостатком правового регулирования, сознательно ограничивают возможности осужденных получить профессиональное образования, повысить квалификацию либо получить дополнительное образование, которое им пригодится после освобождения. Сужения круга профессий в границах потребности исправительных учреждений представляется неверным, так как работа по многим профессиям в них просто невозможна. Неверным является и подход, в рамках которого запрет на обучение обосновывается отсутствие возможностей для организации обучения в иных образовательных учреждениях, кроме тех, с которыми заключены договоры у исправительных учреждений. Представляется, что необходимо расширять возможности дистанционного обучения, чтобы осужденные могли получать образование по востребованным в обществе профессиям.



