Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование тестирования в процессе обучения обучающихся начальных классов математике (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №60817

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2427
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка: 20 учащихся 1-го класса.
Есть приложения (методика и результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы обучения тестированию младших школьников в процессе обучения математике 6
1.1 Понятие о технологии тестирования 6
1.2 Классификация тестов 10
1.3 Обзор практики обучения технологии тестирования в образовательных учреждениях Российской Федерации 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2 Организация деятельности обучающихся по использованию технологии тестирования в процесс обучения математике 26
2.1 Диагностика качества знаний и уровня владения тестирования 26
2.2 Формирование учебных знаний по математике у обучающихся 1 класса на основе технологии тестирования 36
2.3 Сравнительный анализ качества знаний по математике обучающихся 1 класса на основе использования технологии тестирования 45
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложения 61


Изменение подходов к контролю уровня знаний обучаемых и оценке их профессиональных компетенций предполагает разработка и реализация Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в нашей стране. Сегодня их реализация невозможна без разработки и внедрения новых форм, методов, средств и информационных систем контроля уровня знаний обучаемых в ходе образовательного процесса. Одной из наиболее технологичных форм контроля уровня знаний в современных условиях является методология тестирования обучаемых. При помощи различных тестов она обеспечивает эффективность всех видов контроля (входного, текущего, итогового и др.), позволяет систематически отслеживать уровень знаний обучаемых, а также своевременно выявлять несоответствие их профессиональных компетенций квалификационным требованиям конкретных учебных дисциплин.
Проблема исследования: в овладении технологии тестирования обучающихся начальной школы в процессе обучения математике
Цель исследования – на основе изучения теоретических источников, овладеть технологией тестирования, разработать контрольно-измерительные материалы и проверить их эффективность
Объект исследования – процесс обучения математике обучающихся начальной школы
Предмет исследования – использование тестирования в процессе обучения математике в начальной школе
Гипотеза исследования – предполагаем, что использование тестирования в начальной школе оказывает положительное влияние на качество знаний
Задачи исследования:
1. Провести анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, уточнить сущность основных понятий («тесты», «тестирование», «контроль и оценка», и пр.).
2. Изучить требования к современным тестам по математике в начальной школе.
3. Подобрать материал для разработки контрольно-измерительных материалов по математике для учащихся начальной школы.
4. Провести экспериментальное исследование по определению уровня сформированности умений у младших школьников работать с тестами на уроках математики.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение, методы классификации; эмпирические – наблюдение, тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа научных источников уточнено содержание таких понятий, как «тесты», «тестирование», «контрольно-измерительные материалы» и т.д.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов при проведении контрольно-обобщающих уроков по математике с учащимися 1-го класса.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научных источников позволил сформулировать вывод о том, что тест – это стандартизированный опросник или краткое задание, одновариантная контрольная работа, охватывающая вопросы, которые подлежат проверке. Его цель – дать точные и достоверные сведения о количестве и качестве усвоения учащимися изучаемого материала. Для достижения этой цели и получения более точных результатов тест должен обладать такими свойствами, как валидность, надежность, объективность, дифференциация, дискретность (наличие четкой структуры), определенность (общепонятность), практичность, простота в использовании.
Специфика уроков математики, характеризующихся высоким уровнем интеграции материала, требует ускорения процесса проверки знаний учащихся. Это возможно за счёт использования тестирования, получившего в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Применительно к технологии тестирования это означает использование для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких однозначных ответов. В структуре проверки знаний на уроках математики используют тесты: предварительные, текущие, тематические, повторные, периодические, итоговые.
Тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика и класса. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся, Тесты могут быть направлены на формирование умений и навыков учащихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность.
Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование. По результатам диагностики на констатирующем этапе было определено, что уровень сформированности умений у учащихся 1-го класса выполнять тестовые задания на уроках математики в основном средний и низкий. Учебная мотивация также сформирована на среднем и низком уровне недостаточно. Результаты констатирующего этапа послужили основанием для организации формирующего этапа исследования. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы была разработана система обучения первоклассников технологии тестирования. Работа проводилась поэлементно – от простого к сложному. На каждом уроке математики на этапе закрепления и обобщения предлагалось решить 1-2 тестовых заданий. После изучения раздела предлагались обучающие тесты, включающие от 5 до 20 тестовых заданий.
После обучения первоклассников технологии тестирование, проводимого в рамках формирующего этапа, был проведен контрольный этап. Результаты контрольного этапа показали, что пролеживается повышение уровня сформированности у первоклассников навыка решать тестовые задания по математике: высокий уровень – 40%, средний уровень – 60%, низкий уровень не выявлен. Повысилась у первоклассников и учебная мотивация к урокам математики, о чем свидетельствуют результаты, полученные по методике Н.Г. Лускановой. Уровень развития учебной мотивации у учащихся 1-го класса на контрольном этапе следующий: высокий уровень – 8 учащихся (40%): положительная динамика составила – +20% (4 учащихся); средний уровень – 12 учащихся (60%); низкий уровень – не выявлен.
Полученные в ходе экспериментального обучения результаты позволили сделать следующие выводы:
Во-первых, использование тестовых заданий при проведении урока математики позволяет эффективно и достаточно за короткое время осуществлять проверку овладения учащимися полученных знаний. При этом тестовые задания выступают в качестве как тренировочного, так и диагностического средства в работе на уроке математики.
Во-вторых, наибольшую эффективность тестовые задания приобретают при контроле математических знаний и умений у младших школьников после целостного изучения какого-либо блока заданий или после изучения определенной темы.
В-третьих, использование тестовых заданий не должно заменять собой другие виды контроля и тренировочных заданий при проведении уроков математики, а применение различных видов тестовых заданий позволяет сформировать у учащихся осознанное использование теоретических знаний при проведении диагностики.
Таким образом, можно отметить, что в современном учебном процессе тесты могут быть важным средством проверки знаний и умений учащихся. Но учителя не всегда готовы заменить контрольную работу по математике тестированием, т.к. по их мнению, результаты тестовых работ не отображают в полной мере действительного уровня знаний учащихся. Особенно это касается первого класса, где используются закрытые тесты с выбором одного варианта ответа. Выполненное нами исследование показало, что, несмотря на сомнения учителей, тесты могут использоваться как способ контроля знаний и умений уже в 1 классе, если они соответствуют учебной программе и отвечают современным требованиям, предъявляемым к разработке теста.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Письмо Министерства образования РФ от 20 апреля 2001г. №408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативовы – СанПиН 2.4.2. 2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный № 19993). // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 30.03.2020 г.)
3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении». // СПС «Консультант плюс». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 30.03.2020 г.)
4. Аванесов, В. С. Тесты в социологическом исследовании / В. С. Аванесов. – Москва : Наука, 1982. – 199 с.
5. Аванесов, В. С. Эффективность педагогических тестов и тестовых заданий [Электронный ресурс] / В. С. Аванесов. – Режим доступа : http://www.testolog.narod.ru (дата обращения 22. 06.2020).
6. Александрова, Н. Г. В помощь учителю первого класса / Н. Г. Александрова. – Нижний Новогород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 271 с.
7. Балыхина, Т. М. Основы теории тестов и практика тестирования / Т. М. Балыхина. – Москва : Просвещение, 2016. – 240 с.
8. Бантова, М. А. Методическое пособие к учебнику «Математика 1 класс» : Пособие для учителя / Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Степанова С. В. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2014. – 63 с.
9. Баракина, Т. В. Использование тестов на уроках математики в начальной школе. Новый образовательный стандарт / Т. В. Баракина // Начальная школа плюс До и После / ООО «Баласс». – Москва, 2010. – № 11. – С. 29 – 33.
10. Великанова, А. В. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию : Материалы семинара / А. В. Великанова. –Самара : Профи, 2018. – 45 с.
11. Горленко, Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н. М. Горленко, О. В. Запятая, В. Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народное образование. – 2017. – № 4. – С. 153-160.
12. Горина, О. П. Тестовые задания в начальном курсе математики / О. П. Горина, Н. Н. Проскуряков // Начальная школа. – № 10. – 2008. – С. 49–55.
13. Грабарь, М. И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения / М. И. Грабарь // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2015. – № 3. – С. 49-54.
14. Гринченко, И. С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно-методическое пособие / И. С. Гринченко. – Москва : УЦ Перспектива, 2018. – 132 с.
15. Демидова, Т. Е. Теория и практика решения текстовых задач : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Т. Е. Демидова, А. П. Тонких. – Москва : Издательский центр «Академия», 2015. – 288 с.
16. Диданская, Н. В. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования / Н. В. Диданская // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2019. – № 4. – С. 13-15.
17. Евдокимова, О. В. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор совершенствования общеобразовательного учреждения. Дис ... канд. пед. наук / О. В. Евдокимова. – Пенза, 2017. – 184 с.
18. Ефимова, Н. В. Использование тестов на уроках математики [Электронный ресурс] : статья / Н. В. Ефимова. – 2014. – Режим доступа : http://www.uchportfolio.ru/articles/read/1737. (Дата обращения: 20.05.2020 г.)
19. Иванова, К. М. Первый раз – в первый класс : особенности организации первоклассников в первые дни пребывания в школе / К. М. Иванова // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 102-105
20. Калинина, Г. П. Формирование общего приема решения задач / Г. П. Калинина, В. П. Ручкина // Специальное образование – 2015. – № 3(39). – С. 35-45.
21. Карсонов, В. А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся / В. А. Карносов // Школьные технологии. – 2017. – №5. – С. 125-126.
22. Ковалева, Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе : Система заданий. В 3-х частях. Часть 3. ФГОС / Г. С. Ковалева. – 2019. – 273 c
23. Лавриненко, Т. А. Как научить детей решать задачи: методические рекомендации для учителей начальных классов / Т. А. Лавриненко. – Саратов : Лицей, 2015. – 64 с
24. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А. Н. Майоров. – Москва : Народное образование, 2010. – 352 с.
25. Мали, Л. Д. Педагогические условия эффективного использования тестов как средства диагностики достижения планируемых результатов в начальной школе / Л. Д. Мали // Известия Пензенского государственного педагогического университета. – 2018. – № 24. – С. 717-723.
26. Манвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики : кн. для учителя / 2-е изд. / С. Г. Манвелов. – Москва : Просвещение, 2015. – 175 с.
27. Маркова, А. К. Самоконтроль в деятельности младшего школьника / А. К. Маркова. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2011. – 471 с.
28. Математика. 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 3.ч. ч. 1 / Л. Г. Петерсон. – Москва : Ювента, 2012. – 66 с.
29. Математика. Методические рекомендации. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.]. – 4-е изд., дораб. – Москва : Просвещение, 2017. – 112 с.
30. Матис, Т. А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе / Т. А. Матис // Начальная школа. – 2016. – № 4 – С. 24-28.
31. Медведева, О. С. Психолого-педагогические основы обучения математике. Теория, методика, практика / О. С. Медведева. – Москва : Бином, 2017. – 204 c.
32. Методические материалы «Тесты в образовательном процессе»: Сборник методических материалов / Ю. Е. Десятерик, М. В. Марченко. – Ульяновск : Учитель, 2015. – 28 с.
33. Михайлычев, Е. А. Система педагогической диагностики: ключевые понятия и принципы / Е. А. Михайлычев// Педагогическая диагностика. – 2016 – № 1. – С. 44-66
34. Моро, М. И. Программа по математике 1-4 классы / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. – 101 с.
35. Моро, М. И. Математика. 1 класс : 1 часть / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2016. –198 с.
36. Моро, М. И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / М. И. Моро, А. М. Пышкало. – Москва : АСТ, 2016. – 245 с.
37. Николау, Л. Л. Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов / Л. Л. Николау, В. В. Улитко // Начальная школа. – № 10. – 2018. – С. 46–49.
38. Николау, Л. Л. Стимулирование младших школьников к изучению математики / Л. Л. Николау // Начальная школа До и После. – 2014. – №9. – С. 27-31.
39. Николау, Л.Л. Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов / Л.Л. Николау, В.В. Улитко // Начальная школа. – № 10. – 2008. – С. 46–49.
40. Новичкова, Т. Ю. Функции тестов в обучении математики / Т. Ю Новичкова // Вестник молодых учёных. – 2013. – № 2. – С. 106-108.
41. Орлов, В. И. Дидактический метод и педагогическая технология / В. И. Орлов // Школьные технологии. – 2009. – №6. – С. 43-45.
42. Пинская, М. А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта / М. А. Пинская. – Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2016. – 96 с.
43. Подопригора, Н. Б. Педагогическое тестирование в образовательном процессе: история и современность / Н. Б. Подопригора // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2006. – № 13. – С. 34–37.
44. Прорывные технологии в конструировании современного образовательного события : методическое пособие / авт.-сост. Т. И. Фисенко. Хабаровск : ХК ИРО, 2018. – 82 с.
45. Ручкина, В. П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах : учеб. пособие / В. П. Ручкина. ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т» – Екатеринбург, 2016. – 313 с.
46. Синебрюхова, В. Л. Дидактические затруднения в контрольно-оценочной деятельности учителя при реализации федерального государственного стандарта начального общего образования / Л. В. Синебрюхова // Концепт. – 2019. – №6.- С. 24-26.
47. Солодкова, Ю. М. Использование тестов как средства контроля достижения планируемых результатов начального образования / Ю. М. Солодкова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара : АСГАРД, 2016. – С. 187-189.
48. Сычева, М. В. Диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий. Автореферат дисс / М. В. Сычева. – Пенза, 2015. – 25 с.
49. Терентьева, Ю. В. Приемы повышения учебной мотивации первоклассников / Ю. В. Терентьева // Современные психологические исследования. – 2017. – №4. – С. 45-48.
50. Тихоненко, А. В. Методико-математическая компетентность учителя начальной школы / А. В. Тихоненко. – Ростов на Дону : Изд-во ЮФУ, 2008. – 241 с.
51. Третьякова, Т. В. Педагогические измерения, их роль в оценивании качества образования / Т. В. Третьякова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. – 2013. – № 4. – С. 116–120.
52. Тухман, И. В. Приемы обучения величинам / И. В. Тухман // Начальная школа. – 2016. – №2. – С. 18-22.
53. Тухман, И. В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников / И. В. Тухман // Начальная школа. – 2016. – № 7. – С. 22- 23.
54. Узорова, О. В. Математика. 1-4 классы. Большая книга примеров и заданий по всем темам курса начальной школы / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – Москва : АСТ, Астрель, Харвест, 2011. – 464 c.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС НОО. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
56. Федорова, А. М. Математическое развитие детей младшего школьного возраста / М. И. Федорова // Педагогика. – 2017. – №3. – С. 36-39.
57. Фетисова, Н. В. Методика преподавания математики: формирование общелогических умений у младших школьников в процессе обучения математике : учебно-методическое пособие / Н. В. Фетисова. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2009. – 140 с.
58. Фрейлах, Н. И. Математика для педагогических училищ / Н. И. Фрейлах. – Москва : Форум-инфра-М, 2018. – 345 с.
59. Царева, С. Е. Обучение величинам / С. Е. Царева // Начальная школа. – 1997. – № 11. – С. 24-26
60. Цветкова, М. С. Методические материалы по начальной школе / М. С. Цветкова. Методический вестник. – 2012. – № 10/2. – С. 39- 43.
61. Шестакова, Л. Г. Методика обучения школьников работать с величинами / Л. Г. Шестакова. – Соликамск, 2018. – 106 с.
62. Челышкова, М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения / Звонников В. И., Челышкова М. Б. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 225 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ