ВВЕДЕНИЕ 3
Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАРТНЕРСКИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОО С РОДИТЕЛЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО 7
1.1. Требования ФГОС ДО по работе с родителями 7
1.2. Понятие партнерских взаимоотношений ДОО с родителями
воспитанников 11
1.3. Условия, необходимые для установления партнерских взаимоотношений в соответствии с ФГОС ДО 15
1.4. Формы работы ДОО с родителями по установлению партнерских взаимоотношений 18
1.5. Инновационные технологии в установлении партнёрских взаимоотношений с родителями 26
Вывод по первой главе 30
Глава 2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ
С ФГОС ДО 31
2.1. Анализ исходного уровня сформированности партнерских
взаимоотношений ДОО с родителями 31
2.2. Содержание работы по организации партнерских взаимоотношений
родителей с ДОО 37
2.3. Оценка эффективности работы по формированию партнерских
взаимоотношений ДОО с родителями 45
Вывод по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования: с одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании: - ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОО, в них одно из основных направлений - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. С другой стороны, анализ работы с воспитателями показывает, что существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в силу ряда причин: нежелание родителей взаимодействовать с ДОО, неумение педагогов вовлечь родителей в работу, незаинтересованность обеих сторон.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Необходимо создать такие условия в детском саду, которые бы позволили родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Ключевые слова: взаимосотрудничество, партнерство, выстраивание эффективных партнерских отношений, взаимодействие ДОО и семьи с целью личностного развития дошкольника, ведь вся система работы ведется, главным образом, для ребенка и ради ребенка, это и должны понять родители.
Цель исследования: создание педагогических условий для формирования партнерских взаимоотношений ДОО с родителями в соответствии с ФГОС ДО.
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) изучить психолого - педагогическую, методическую литературы по взаимодействию ДОО с родителями в условиях ФГОС ДО;
2) рассмотреть систему работу дошкольного учреждения с родителями по формированию партнерских взаимоотношений;
3) организовать опытно - экспериментальную работу по созданию условий развития партнерских взаимоотношений с родителями;
4) проанализировать результаты эксперимента и сделать выводы. Объект исследования: процесс развития партнерских взаимоотношений ДОО с родителями воспитанников.
Предмет исследования: разнообразие форм и методов развития
партнерских взаимоотношений ДОО с родителями воспитанников. Гипотеза: создание педагогических условий в ДОО позволяет улучшить партнерские взаимоотношения с родителями в соответствии с ФГОС ДО.
Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Н.А. Менчинская, А.В. Петровский, А.С. Макаренко доказали: эти социальные институты — воспитательные феномены, каждый из которых помогает ребенку приобрести социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка (23,с. 45). В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умение планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Семья для ребенка — среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи.
Среди современных ученых, рассматривающих данную тему, можно выделить В.М. Иванову. В своих исследованиях она рассмотрела недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания. По ее мнению, в семье, в отличие от дошкольного учреждения, отсутствует программа воспитания, часто возникает непонимание возрастных особенностей дошкольников, царит однообразие и малосодержательность деятельности, детям недостает общения со сверстниками. Однако она указывала и на преимущества семейного воспитания, которые заключаются в «мягких» отношениях между родителями и ребенком, эмоциональной насыщенности отношений, подвижном режиме дня, возможности общаться с родственниками разных возрастов. И пришла к выводу, что данные институты должны взаимодействовать друг с другом.
Т.А. Данилина, в свою очередь, разработала рекомендации для работников дошкольных учреждений по проведению родительских собраний, психологического консультирования и выступлению специалистов- педагогов на родительских семинарах. Она также считает, что целесообразна разработка конкретных программ работы с родителями и педагогическим коллективом. Идею Т.А. Данилиной о создании программ, которые стали бы ориентиром, как для педагогов, так и для родителей по вопросам воспитания и развития ребенка, взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, поддерживают многие ученые. То есть, она тоже выступает сторонником взаимодействия ДОО с семьей.
Методы исследования: изучение и анализ работы, анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент.
Практическая значимость: использование разнообразных форм и методов работы с родителями воспитанников в ДОО помогают создать условия для формирования партнерских взаимоотношения и данный опыт работы может использоваться в работе других детских садов.
Экспериментальная база: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение центр развития ребенка «Увинский детский сад №3», «Семицветик» (п. Ува, Удмуртская Республика).
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Согласно действующим Федеральным государственным образовательным Стандартам - Дошкольное образовательное учреждение оказывает помощь родителям в вопросах воспитания детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений.(ст.44). Однако, необходимо использовать индивидуальный подход к каждой семье, так как именно семья является институтом нравственных и духовных ценностей, характерных лишь для неё в каждом конкретном случае. Между Дошкольным образовательным учреждением и семьёй должны быть партнёрские, доверительные взаимоотношения.
Сегодня ДОО необходимо отойти от практики выбора «актуальных тем» для проведения бесед с родителями. По сути, предстоит заново выстроить систему взаимодействия с семьей «от ребенка» и «на стороне родителя». В современных условиях, когда воспитательный потенциал семьи зачастую оказывается невысоким, ДОО выступают инстанцией развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и его родителей. Для решения соответствующих задач необходимо продумать и реализовать эффективные сценарии включения семьи в жизнь ребенка в ДОО. Родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса как в смысле участия в педагогических мероприятиях, так и в плане принятия управленческих решений.
Возможность построения партнерских отношений предполагает готовность двух сторон одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве субъектов. Очевидно, что участники образовательного процесса далеко не всегда обладают необходимыми качествами - стремлением, готовностью и способностью к продуктивному взаимодействию, активностью, субъектностью. В этой связи построение партнерских отношений между основными агентами воспитания детей (социум, семья и образовательные организации) - длительный и сложный процесс.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОО с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными,
спортивными школами, библиотеками и т.д.).
Опыт работы с родителями экспериментальной группы показал, что в результате формирующего эксперимента позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий, с желанием и радостью откликаются на просьбы и с удовольствием выполняют поручения, то есть дошкольное учреждение сделало немало усилий по созданию педагогических условий для становления партнерских взаимоотношений, которые будут поддерживаться и совершенствоваться, пополняя опыт работы и багаж знаний. Таким образом, выдвинутая гипотеза была доказана, поставленные цель и задачи реализованы.
1. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями./ М.Г.Агавелян. - М.: Сфера, 2009. - 175 с.
2. Барская А.Д. Педагогическое взаимодействие в детском саду: метод. пособие/ Под ред. Н.В.Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013 - 128 с.
3. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2010. - 177 с.
4. Виноградова Н.А. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия/ Под ред. Н.В.Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
5. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания/ А.Г. Гогоберидзе. - Питер, 2015 - 287 с.
6. Г ригорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н. Г ригорьева,
Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2009. - №9. - С. 23-31.
7. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход/ О.И. Давыдова, Богославец Л.Г., Майер А.А.
- М.: ТЦ Сфера, 2009. - 144 с.
8. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2011. - №1. - С. 41-49.
9. Дергачева О.М. Проблема взаимодействия детского сада и семьи / Дергачева О.М., Хозяинов Г.И. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 2013. - С. 26-30.
10. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2009. - 190 с.
11. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника/ Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 96 с.
12. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект/ О.Л. Зверева, Кротова Т.В - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 80 с.
13. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг/ А. В. Козлова, Р.П.Дешеулина - М.: ТЦ Сфера, 2008 - 112 с.
14. Кондаков М.И. Семейное воспитание: Словарь / М.И.Кондаков. М.: Педагогика, 2013. - 134с.
15. Крюкова О.В. Психологическое сопровождение инновационной деятельности ДОО// Управление ДОУ. - 2015. - №2. - С. 103 - 107
16. Кузнецова Е.А. Единое пространство развития ребенка в семье и детском саду// Управление ДОУ. - 2009. - №4. - С. 56 - 61
17. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей/ Т.С.Лобанок. - М.: "Белый Ветер", 2011. - 345 с.
18. Логинова В.И.Дошкольная педагогика. /В.И. Логинова,
П.Г.Саморукова- М.: "Логос", 2011. - 487 с.
19. Майер А.А555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада/ А.А. Майер, ., О.И.Давыдова , Н.В.Воронина .- М.: ТЦ Сфера,
2011 -128с.
20. Мардахаев. Л.В. Словарь по социальной педагогике. / Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 125с.
21. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2012. - 143 с.
22. Микляева Н.В. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения: методическое пособие/ Н.В. Микляева. - М.: Айрис - пресс, 2010 - 80 с.
23. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для воспитателей ДОУ/ Н.В. Микляева. - М.:
Айрис - пресс, 2006. - 144 с.
24. Никитина Л. А. Мама или детский сад/ Л.А. Никитина. - М.: Просвещение, 2011. - 253с.
25. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. -
2009. - №9. - С. 35.
26. Пляскина Е.В. Современные формы работы с родителями в
дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013
учебному году / Е.В.Пляскина. - с. Троицкое: РМК, 2013. - 60 с.
27. Прохорова Л.Н. Социально - психологический аспект управления творческим коллективом// Управление ДОУ. - 2015. - №2. - С. 12 - 27
28. Разуева Е.А. Первый шаг вместе с мамой// Воспитатель ДОУ. - 2015. - №5. - С. 92 - 96
29. Рубченко А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии// Вопросы психологии. - 2010. - №4.-с.98-114.
30. Сальникова С.Б. Формирование здоровьесберегающей компетентности у родителей// Воспитатель ДОУ. - 2015. - №3. - С. 93 - 95
31. Семенова М.Л. Взаимодействие педагогов, детей и родителей // Воспитатель ДОУ. - 2013. - № 6. - С. 93-97.
32. Семья и родительство - XXI век: Сборник научных трудов всероссийской интернет-конференции с международным участием. - Курган: КГУ, 2009. - 232 с.
33. Сидорова А.А. Взаимодействие с семьей воспитанников в условиях ФГОС ДО// Управление ДОУ. - 2015. - №2. - С. 64 - 81
34. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с
семьёй: Практическое пособие/ О.В.Солодянкина. - М.: АРКТИ.
2009. - 80с.
35. Сухинина Е.С. Создание семейного клуба в ДОО как одна из эффективных форм работы с семьей// Дошкольное воспитание. - 2015. - №5. - С. 5 - 7.
36. Тимофеева Л.Л. Взаимодействие ДОО и семьи по реализации программ// Дошкольное образование. - 2014. - №6. - С 3-6.
37. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn-- p1ai/news/3447/file/2280/13.06.14.pdf (дата обращения 23.09.2015)
38. Философский словарь [Электронный ресурс] URL:
http://gufo.me/fil_a (дата обращения 05.08.2015)
39. Чиркова С.В. Родительские собрания: Подготовительная группа/
Авт. - сост. С.В. Чиркова. - М.: ВАКО, 2008. - 336 с.
40. Электронный ресурс URL: http://olga-a.dou.tomsk.ru/iz-materialov-
konferencii-20-marta-2914-g (дата обращения 28.01.2016г)
41. Электронный ресурс URL: http://biofile.ru/psy/11614.html (дата
обращения 01.08.2015).
42. Электронный ресурс URL: http://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/2014/11/14/programma-dukhovno-nravstvennoe-razvitie- doshkolnikov (дата обращения: 18.07.2015).
43. Электронный ресурс URL: http://pedagogical_dictionary.academic.ru
(дата обращения 11.06.2015)
44. Электронный ресурс URL:
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=650662#1 (дата обращения 27.01.2016)
45. Яковлев П.А. Основы взаимодействия воспитателей и родителей в процессе воспитания ребенка/П.А. Яковлева. - М.: Смарт, 2010. - 254с.