МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНИКЕ КАРТОНАЖ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ КАРТОНАЖ 7
1.1 История развития и становления техники картонаж 7
1.2 Материалы и инструменты, используемые в технике картонаж 9
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКЕ КАРТОНАЖ 17
2.1 Разработка дидактических материалов к курсу «Картонаж» 17
2.2 Апробация дидактического сопровождения обучению технике 23
картонаж школьников в дизайн-образовании 23
Выводы по второй главе 28
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИЗАЙН ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ КАРТОНАЖ 30
3.1 Разработка эскиза и поиск решений изготовления авторской
коллекции «Нежность Прованса» 30
3.2 Технологическая последовательность изготовления авторской коллекции «Нежность Прованса» в технике картонаж 35
Выводы по третьей главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ КАРТОНАЖ 7
1.1 История развития и становления техники картонаж 7
1.2 Материалы и инструменты, используемые в технике картонаж 9
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКЕ КАРТОНАЖ 17
2.1 Разработка дидактических материалов к курсу «Картонаж» 17
2.2 Апробация дидактического сопровождения обучению технике 23
картонаж школьников в дизайн-образовании 23
Выводы по второй главе 28
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИЗАЙН ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ КАРТОНАЖ 30
3.1 Разработка эскиза и поиск решений изготовления авторской
коллекции «Нежность Прованса» 30
3.2 Технологическая последовательность изготовления авторской коллекции «Нежность Прованса» в технике картонаж 35
Выводы по третьей главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Благодаря современным технологиям упростилось и ускорилось производство многих изделий, некогда дорогостоящие товары стали более доступны, но в тоже время более просты и однотипны. Поэтому в настоящее время ручная работа - это модно, но в то же время и дорого.
Картонаж совсем не нов, как это может показаться на первый взгляд. Существуют целые компании, которые занимаются исключительно картонажем. Ведь это слово обозначает изготовление изделий из картона для хранения. А это и переплет книг, и архивы, и библиотеки. Но и к рукоделию он тоже относится. Это техника изготовления декоративных коробок, которая может воплотить в себе любой стиль, что делает эту технику еще более актуальной. Это отличный способ самовыражения и творческого развития. Также на современном этапе развития образования очень важно не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, поэтому актуальными в процессе образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. Именно поэтому необходимо внедрение курса или занятий по технике картонаж в систему дополнительного образования художественно-эстетического направления подготовки обучающихся.
Техника картонаж требует умений и навыков в области рисования, черчения, моделирования и макетирования. Так же необходимо знание теоретических основ колористки, композиции, основ декоративно-прикладного искусства. Практическое применение этих предметов способствует всестороннему развитию обучающихся. В процессе создания изделия декоративноприкладного искусства в этой технике обучающиеся учатся вести работу с соблюдением всех этапов технологической последовательности, начиная с разработки эскиза и конструкторско-технологической документации, до завершающего этапа - оформления и приёмов исполнения. Таким образом, картонаж формирует самостоятельность, точность, творческие способности и является одним из направлений в дизайн-образовании. Это определило тему
нашей работы «Методика обучения школьников технике картонаж в дизайнобразовании».
Цель исследования: определение эффективности дидактического обеспечения обучению школьников технике картонаж.
Объект исследования: дизайн-образование школьников.
Предмет исследования: методика обучения школьников технике картонаж в дизайн-образовании.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить понятие «Картонаж» и основные приемы работы в данной технике.
3. Разработать методику и дидактическое сопровождение обучения технике картонаж.
4. Апробировать дидактическое обеспечение обучения школьников технике картонаж на базе МБУ ДО «Центр детского творчества» ЕМР РТ.
5. Спроектировать и изготовить авторскую коллекцию изделий в технике картонаж.
Гипотеза: разработанная нами методика обучения технике картонаж будет эффективной, если обучение школьников будет организовано с использованием рабочей тетради на печатной основе «Картонаж», которое позволяет вести работу в удобном для себе темпе и времени.
Методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по теме выпускной квалификационной работы, изучение нормативно-правовой документации, анализ примерной образовательной программы;
• эмпирические: наблюдение, беседа, устный опрос и изучение продуктов деятельности обучающихся;
• математические: статистическая обработка результатов эксперимента.
Практическая значимость: разработанная нами методика обучения, дидактическое сопровождение и спроектированные изделия в данной технике могут быть положены в основу совершенствования дизайн-образования и художественно-эстетического направления подготовки обучающихся.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложении в виде объектов творческого труда и методического пособия.
Картонаж совсем не нов, как это может показаться на первый взгляд. Существуют целые компании, которые занимаются исключительно картонажем. Ведь это слово обозначает изготовление изделий из картона для хранения. А это и переплет книг, и архивы, и библиотеки. Но и к рукоделию он тоже относится. Это техника изготовления декоративных коробок, которая может воплотить в себе любой стиль, что делает эту технику еще более актуальной. Это отличный способ самовыражения и творческого развития. Также на современном этапе развития образования очень важно не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, поэтому актуальными в процессе образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. Именно поэтому необходимо внедрение курса или занятий по технике картонаж в систему дополнительного образования художественно-эстетического направления подготовки обучающихся.
Техника картонаж требует умений и навыков в области рисования, черчения, моделирования и макетирования. Так же необходимо знание теоретических основ колористки, композиции, основ декоративно-прикладного искусства. Практическое применение этих предметов способствует всестороннему развитию обучающихся. В процессе создания изделия декоративноприкладного искусства в этой технике обучающиеся учатся вести работу с соблюдением всех этапов технологической последовательности, начиная с разработки эскиза и конструкторско-технологической документации, до завершающего этапа - оформления и приёмов исполнения. Таким образом, картонаж формирует самостоятельность, точность, творческие способности и является одним из направлений в дизайн-образовании. Это определило тему
нашей работы «Методика обучения школьников технике картонаж в дизайнобразовании».
Цель исследования: определение эффективности дидактического обеспечения обучению школьников технике картонаж.
Объект исследования: дизайн-образование школьников.
Предмет исследования: методика обучения школьников технике картонаж в дизайн-образовании.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить понятие «Картонаж» и основные приемы работы в данной технике.
3. Разработать методику и дидактическое сопровождение обучения технике картонаж.
4. Апробировать дидактическое обеспечение обучения школьников технике картонаж на базе МБУ ДО «Центр детского творчества» ЕМР РТ.
5. Спроектировать и изготовить авторскую коллекцию изделий в технике картонаж.
Гипотеза: разработанная нами методика обучения технике картонаж будет эффективной, если обучение школьников будет организовано с использованием рабочей тетради на печатной основе «Картонаж», которое позволяет вести работу в удобном для себе темпе и времени.
Методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по теме выпускной квалификационной работы, изучение нормативно-правовой документации, анализ примерной образовательной программы;
• эмпирические: наблюдение, беседа, устный опрос и изучение продуктов деятельности обучающихся;
• математические: статистическая обработка результатов эксперимента.
Практическая значимость: разработанная нами методика обучения, дидактическое сопровождение и спроектированные изделия в данной технике могут быть положены в основу совершенствования дизайн-образования и художественно-эстетического направления подготовки обучающихся.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложении в виде объектов творческого труда и методического пособия.
Современное общество переосмысливает цели и задачи педагогики, основные требования к практической подготовке подрастающего поколения. В таких условиях модернизация образования способствует формированию пространства для становления не только рабочего специалиста, но и человека, способного к творческой профессиональной деятельности и постоянному образованию. Непрерывное развитие привело к необходимости создания нового образования, позволяющего проектировать культуру на все уровни образования и реализующего личностные, предметные, метапредметные и компетент- ностные подходы. Формирование каждой области и направления в образовании диктуется потребностями общества. Наиболее востребованным и сопровождающим нас в каждодневном бытие является дизайн, определяющий собой направление дизайн-образование, что представляет особую педагогическую область, проецирующая дизайн в сферу образования, как принцип ее организации и методологии разработки нового образовательного пространства.
В нашем исследовании была предпринята попытка организации самостоятельной работы обучающихся по средству разработки дидактического средства. Для этого мы изучили литературные данные и пособия, касающихся выбранной темы, ознакомились с основными приемами и особенностями работы в технике картонаж, проанализировали рабочие программы дополнительного образования и авторские программы по смешным техникам. На основе этого нами были разработаны методика и дидактическое сопровождение обучения технике картонаж - рабочая тетрадь на печатной основе «Картонаж».
Рабочая тетрадь для самостоятельных работ «Картонаж» на печатной основе содержит разделы в определенной логической последовательности, соответствующей учебному материалу. Структура рабочей тетради на печатной основе содержит:
- теоретические вопросы по основам декоративно-прикладного искусства, становлении и развитии техники картонаж;
- задания по изучению и определению стилей, которые чаще всего используются при разработке изделия, ознакомлению с материалами и инструментами, необходимые для работы;
- практические задания, выполнение которых дает простейшие навыки и умения изготовления изделий различных видов.
Содержание курса «Картонаж» предлагает ознакомится и изготовить такие изделия как объемная открытка, настольный календарь, подарочная шоколадница, памятный альбом, текстильная фоторамка и шкатулка.
Данная методика была апробирована на базе МБУ ДО «Центр детского творчества» ЕМР РТ. Экспериментом было охвачено 15 обучающихся одной из групп возраста 8-9 лет. Для определения эффективности нашей методики мы вели «Карту наблюдений формирующего эксперимента» и «Ката наблюдений констатирующего эксперимента» по критериям: умение работать с материалами, умение работать с нужными инструментами, умение работать по схемам и трафаретам, аккуратность, самостоятельность и сосредоточенность, которые планируем проверить в ходе эксперимента.
В ходе обработки результатов мы установили, что рабочая тетрадь на печатной основе способствует организации построения, закрепления, обобщения и систематизации знаний обещающихся, формированию у них специальных умений по дисциплине. Своим содержанием, заданиями и вопросами она направлена на «сотворчество». На смену заучиванию приходит самостоятельное добывание знаний. Это позволило сделать вывод о том, что внедрение в учебный процесс рабочих тетрадей повышает продуктивность обучения и способствует решению развивающих задач, а выполнение заданий рабочих тетрадей создает прочную базу для постижения и усвоения основного материала дисциплины и является одним из наиболее результативных видов самостоятельной работы.
В третьей части нашего исследования мы спроектировали и изготовили авторскую коллекцию изделий в технике картонаж «Нежность Прованса», на основе этого разработали конструкторско-технологическую документацию, которая может быть положена в основу совершенствования дизайнобразования, использоваться на мастер-классах и творческих кружках.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
В нашем исследовании была предпринята попытка организации самостоятельной работы обучающихся по средству разработки дидактического средства. Для этого мы изучили литературные данные и пособия, касающихся выбранной темы, ознакомились с основными приемами и особенностями работы в технике картонаж, проанализировали рабочие программы дополнительного образования и авторские программы по смешным техникам. На основе этого нами были разработаны методика и дидактическое сопровождение обучения технике картонаж - рабочая тетрадь на печатной основе «Картонаж».
Рабочая тетрадь для самостоятельных работ «Картонаж» на печатной основе содержит разделы в определенной логической последовательности, соответствующей учебному материалу. Структура рабочей тетради на печатной основе содержит:
- теоретические вопросы по основам декоративно-прикладного искусства, становлении и развитии техники картонаж;
- задания по изучению и определению стилей, которые чаще всего используются при разработке изделия, ознакомлению с материалами и инструментами, необходимые для работы;
- практические задания, выполнение которых дает простейшие навыки и умения изготовления изделий различных видов.
Содержание курса «Картонаж» предлагает ознакомится и изготовить такие изделия как объемная открытка, настольный календарь, подарочная шоколадница, памятный альбом, текстильная фоторамка и шкатулка.
Данная методика была апробирована на базе МБУ ДО «Центр детского творчества» ЕМР РТ. Экспериментом было охвачено 15 обучающихся одной из групп возраста 8-9 лет. Для определения эффективности нашей методики мы вели «Карту наблюдений формирующего эксперимента» и «Ката наблюдений констатирующего эксперимента» по критериям: умение работать с материалами, умение работать с нужными инструментами, умение работать по схемам и трафаретам, аккуратность, самостоятельность и сосредоточенность, которые планируем проверить в ходе эксперимента.
В ходе обработки результатов мы установили, что рабочая тетрадь на печатной основе способствует организации построения, закрепления, обобщения и систематизации знаний обещающихся, формированию у них специальных умений по дисциплине. Своим содержанием, заданиями и вопросами она направлена на «сотворчество». На смену заучиванию приходит самостоятельное добывание знаний. Это позволило сделать вывод о том, что внедрение в учебный процесс рабочих тетрадей повышает продуктивность обучения и способствует решению развивающих задач, а выполнение заданий рабочих тетрадей создает прочную базу для постижения и усвоения основного материала дисциплины и является одним из наиболее результативных видов самостоятельной работы.
В третьей части нашего исследования мы спроектировали и изготовили авторскую коллекцию изделий в технике картонаж «Нежность Прованса», на основе этого разработали конструкторско-технологическую документацию, которая может быть положена в основу совершенствования дизайнобразования, использоваться на мастер-классах и творческих кружках.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ТЕХНИКЕ СКРАПБУКИНГ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



