ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ДАННЫМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Морфо-функциональные особенности детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Морфо-функциональные особенности детей младшего
школьного возраста 12
1.3. Характеристика комплекса норм ГТО 29
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Организация исследования 32
2.2 Методы исследования 33
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 37
3.1. Характеристика экспериментальной методики, направленной на
развитие физических качеств у детей 7-8 лет для выполнения сдачи нормативов ГТО 37
3.2. Анализ эффективности разработанной методики 40
ВЫВОДЫ 44
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В последнее время, проблема развития физических качеств у школьников все чаще обсуждается на правительственном уровне. Государству всегда нужны смелые, сильные и здоровые люди.
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием всех систем организма. Этот процесс совпадает с процессом адаптации к учебной деятельности.
Значение физической культуры в период начального обучения заключается в укреплении здоровья, формировании разнообразных умений и навыков. Все это приводит к гармоническому развитию личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически не достижимо [15].
В настоящее время среди актуальных проблем школьного физического воспитания большое значение имеет проблема сдачи норм ГТО, и без развития у детей младшего школьного возраста основных физических качеств это практически невозможно.
Для этого необходима единая система физического воспитания. Речь идет о необходимости введения единого критерия для оценки физической подготовленности населения. Действовавшая с 1931 года до 1991 года система ГТО подготовила не одно поколение здоровых, активных людей.
В настоящее время, когда уровень физической подготовки младших школьников (и как следствие трудоспособность россиян), стремительно падает, актуальным является возвращение к утраченным традициям. С инициативой возрождения комплекса «Готов к труду и обороне» выступил Президент РФ Владимир Владимирович Путин (Указ «О Всероссийском комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» подписан 24 марта 2014 года).
Девиз комплекса в советское время звучал: «От значка ГТО - к олимпийским рекордам!», но сегодня этот девиз должен звучать иначе - «От ГТО - к здоровью нации!», то есть необходимо всеми средствами добиваться того, чтобы как можно больше детей начали активно заниматься физической культурой и спортом. Поэтому проблема развития физических качеств, особенно у младших школьников, является актуальной, в связи с тем, что на уроках физической культуры уделяется недостаточно внимания развитию физических качеств в младшем школьном возрасте, для подготовки сдачи норм ГТО.
Объект исследования: процесс развития физических качеств у детей 7-8 лет.
Предметом исследования является методика развития физических качеств у детей 7-8 лет.
Цель исследования: разработать методику развития физических качеств у детей младшего школьного возраста для выполнения сдачи нормативов ГТО.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить научно-методическую литературу по развитию физических качеств у детей младшего школьного возраста.
2. Обосновать методику развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.
3. Апробировать методику развития физических качеств у детей 7-8 лет для выполнения сдачи нормативов ГТО.
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанная методика с использованием специальных комплексов упражнений и игровых заданий, улучшит развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста для выполнения сдачи нормативов ГТО.
Научная новизна исследования: заключается в научном обосновании и разработанной методики развития физических качеств у детей 7-8 лет при подготовке к выполнению сдачи нормативов ГТО.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанную методику развития физических качеств с помощью специальных комплексов упражнений и игровых заданий у детей младшего школьного возраста можно в дальнейшем применять педагогами в образовательном процессе общеобразовательных школ.
Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
1. Изучение специальной литературы и результаты наших исследований подтверждают мнение ученых о том, что на начальных этапах обучения в школе необходимо заложить фундамент физического развития человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности.
2. В ходе исследования полученных результатов до эксперимента, были выявлены исходные показатели физического развития мальчиков и девочек, где были обнаружены средние показатели. В результате чего была разработана методика развития физических качеств с помощью специального комплекса упражнений и игровых заданий у детей 7-8 лет.
3. В результате проведенного эксперимента произошли улучшения у мальчиков в контрольном упражнении «прыжок в длину с места» с 112,2 до 122,2 см., у девочек 110,5 до 117,5 см. В беге на 30 метров дети стали пробегать дистанцию на много лучше, чем до эксперимента. Средний результат у девочек стал - 6,3 сек, у мальчиков - 6,0 сек. В тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу» показал, что средние результаты у мальчиков составили 12,5 раз. Так и девочки легко справлялись с «подтягивание из виса лежа на низкой перекладине» и их средний результат составил 10,2 раза. По тесту «наклон из положения стоя» средних показателей у девочек экспериментальной группы с 4,7 до 5,3 см. У мальчиков гибкость улучшилась с 4,0 до 4,8 см. Обработка результатов с помощью методов математической статистики показала, что достоверное улучшение выявлено в экспериментальной группе (Р <0,05).
4. Таким образом, исследование показателей развития физических качеств у младших школьников после эксперимента, выявило достоверные изменения, как у мальчиков, так и у девочек в показателях физического развития.
1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] /: Учебн. для студ. фак. физ. культуры пед. институтов / Б. А. Ашмарин. - М.: Просвещение. - 2010. - 287 с.
2. Ахундов Р. А. Исследование двигательной активности учащихся начальной школы [Текст] / Р. А. Ахундов. - М.: Педагогика. - 2001. - 134 с.
3. Бабенкова Е.А Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие [Текст] / Е.А. Бабенкова - М: Астрель. - 2010. - 208 с.
4. Бутин И. М. Развитие физических способностей [Текст] / И. М. Бутин, А. Д. Викулов. - М. - 2012. - 250 с.
5. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников [Текст] / А. А. Гужаловский. - М. - 2013. - 88 с.
6. Головина Л. Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников [Текст] / Л. Л. Головина. - М. - 2012. - 197 с.
7. Дубровский В. И. Спортивная медицина [Текст] / В. И. Дубровский. - М.- 2010. - 270 с.
8. Жуков, М. Н. Подвижные игры [Текст]/М. Н. Жуков. - М.- 2010.- 300 с.
9. Кожухова Н. Н. Теория и методика физического воспитания [Текст]/ Л.А. Рыжкова, М. М. Борисова. - Москва: Владос. - 2013. -271 с
10. Губа В.Г. - Зависимость спортивного движения от особенности физического развития детей 6-8 лет [Текст] /В.Г. Губа/ Физическая культура в школе.- 2002.- С.12-17
11. Гужаловский А.А. - Развитие двигательных качеств у школьников[Текст]/ А.А. Гужаловский. - Мн: Нар. Асвета. - 2008.- 257 с.
12. Дешле С.А. - Развитие силовых способностей у учащихся 1 -3 кл. //Физическая культура в школе. - 2002г.- С .29-34.
13. Дешле С.А. Развитие ловкости у младших школьников [Текст] /С.А. Дешле.- Физическая культура в школе.- 2002. - С.19-21.
14. Дешле С.А. Развитие быстроты у младших школьников [Текст] /С.А. Дешле. - Физическая культура в школе. - 2003. - С.19-23.
15. Жук Э.И. Взаимосвязь моторной памяти с моторным созреванием и успеваемостью детей младшего школьного возраста [Текст] /Э.И. Жук /Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. - Минск.- 2010.- С.23-29.
16. Киршев С.П. Построение программы по физической культуре для начальной школы [Текст] / С.П. Киршев, С.Д. Неверкович / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -М.-2013. -122 с.
17. Корниенко И.А. Проведение занятий по физической культуре во- вторых классах общеобразовательной школы: [Текст] /И.А. Корниенко/ Методические рекомендации. - М.- 2005. - 37с.
18. Курпан Ю.И. - Физическое воспитание учащихся I - XI классов с направленным развитием двигательных способностей [Текст] / Ю.И. Курпан /Физическая культура в школе. -М.- 2004. - С.22-27.
19. Курысь В.Н. Ритмическая гимнастика в школе. [Текст] / В.Н. Курысь, Н.Н. Грудницкая. - ИПК СГУ. -Ставрополь. -2008. - 203 с.
20. Лебедев В.М. Влияние различных форм физических упражнений на моторную зрелость детей 7-10 лет. [Текст] / В.М. Лебедев, Э.И. Жук /Теория и практика физической культуры. - М.- 2012. - С. 121.
21. Лебедева Т.Н. Двигательная активность и вопросы обучения младших школьников: [Текст] / Т.Н. Лебедева/ Гигиенические основы физического воспитания. - Минск: 2009. - 123 с.
22. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. - Основы методики физического воспитания школьников[Текст] / Б.Н. Минаев, БМ. Шиян/ - М.: Просвещение. - 2010. - 112 с.
23. Никитин В.И. Для оценки двигательной подготовленности
школьников [Текст] / В.И. Никитин /Физическая культура в школе. -М.- 2012. С. 10-14.
24. Покацкий А.Г. Повышение двигательной подготовленности учащихся 6-9 лет на уроках физической культуры. [Текст] / А.Г. Покацкий/ - Улан-Уда: Изд. Бурятск. Пединститут. - 2015. - 223 с.
25. Ляпидовский А. А. Развитие скоростных качеств у младших школьников [Текст] / А.А. Ляпидовскийю. М.: Просвещение. - 2012. -122 с.
26. Развитие двигательных качеств школьников [Текст] / Под. ред. З.И. Кузнецовой/. - Изд. «Просвещение».- М.- 2007.- 142 с.
27. Развитие физических качеств на уроках гимнастики 1-3 кл. [Текст] / Под ред. Окунева А.П.- М.- 2013. - 89 с.
28. Сонькин В.Д. Растем сильными и выносливыми [Текст] / В.Д. Сонькин/ - М.: Знание. - 2007. 132 с.
29. Усов А.В. Совершенствование процесса обучения и развития двигательных качеств у учащихся I-IV классов на уроках физической культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М. - 2009. С. 29-33.
30. Фарбер Д.А. Проведение занятий по физической культуре во-вторых классах общеобразовательной школы: [Текст] /Д.А. Фарбер/ Методические рекомендации. - М.: 2015. -143 с.
31. Шлемин А.М. Организация занятий и методика их проведения//
Проведение занятий по физической культуре в первых классах общеобразовательной школы [Текст] /А.М. Шлемин/ - Методические
рекомендации. М.: 2015. - 92 с.
32. Уваров В. А. Структура, содержание и нормативные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Текст] / В. А. Уваров // Справочник заместителя директора школы. - 2014. - С. 5-18.
33. Указ Президента Российской Федерации № 172 от 24 марта 2014 г. «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)».
34. Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
35. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. [Текст] /В.С. Кузнецов, Ж.К. Хололов/ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: «Академия». - 2012. - 244 с.