Введение 3
1. Теоретические основы оценки транспортных средств в целях кредитования
1.1 Необходимость оценки стоимости транспортных средств в целях кредитования 5
1.2. Принципы оценки стоимости транспортных средств 12
1.3. Ограничения и допущения при оценки стоимости транспортных средств 21
2. Методология оценки стоимости транспортных средств в целях кредитования
2.1. Подходы к оценке транспортных средств 25
2.2. Особенности оценки транспортных средств 34
3. Расчет стоимости транспортного средства
3.1. Качественная и количественная характеристики объекта оценки, анализ
рынка 48
3.2. Оценка стоимости транспортных средств методом сравнительного подхода.
Обоснование отказа от применения доходного подхода 57
3.3. Оценка стоимости транспортных средств методом затратного подхода.
Согласование результатов 62
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения
В настоящее время идет активный процесс развития оценочной деятельности как одного из важнейших институтов современной рыночно-правовой экономки. Оценочная деятельность - необходимое условие формирования рыночной экономики и правового государства, создания нормальных экономико-правовых отношений в обществе, а также обеспечения легитимного и цивилизованного экономического оборота прав собственности. В автотранспортной отрасли развитие рыночных процессов (переоценка основных фондов, кредитование и др.) проходит в социально-экономических условиях, характеризующихся адаптацией предприятий этой отрасли к правовым и финансовым реалиям рыночной экономики. В связи с этим возникает потребность в оценке стоимости автомобильного транспортного средства. При этом потребность в стоимостной оценке указанного вида активов постоянно возрастает в связи со стабильным повышением уровня автомобилизации в стране.
Практическая потребность в оценке стимулирует активный процесс становления научного обеспечения оценочной деятельности, которое является частью современной теории стоимости и российской экономической методологии. В настоящее время в целом сформированы основные принципы и положения общесистемного уровня методологии оценочной деятельности.
Принято считать, что транспортное средство - это устройство, предназначенное для перемещения в пространстве людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Оценка транспортных средств является специализированным и обособленным видом оценочной деятельности, имеющим принципиальные отличия от оценки других видов объектов, что обусловлено следующими основными причинами: наличием существенных функциональных,
конструктивных и эксплуатационных особенностей; составом и влиянием факторов, определяющих стоимость транспортных средств; правовыми, организационными, информационными и методическими аспектами оценки
транспортных средств; транспортные средства являются объектами повышенной опасности, что вызывает ряд правовых последствий, связанных с возмещением материального ущерба, и требует проведения его оценки; в действующих в Российской Федерации классификаторах, связанных с проведением работ по оценке, транспортные средства выделены в отдельную группу; структура и параметры рынков транспортных средств существенно отличаются от тех же характеристик товарных рынков других видов объектов оценки, что является принципиальным вопросом при формировании методического и
информационного обеспечения для определения рыночной стоимости того или иного транспортного средства.
Ежегодно совершается около двух миллионов сделок с автотранспортными средствами, при проведении которых требуется оценка стоимости
автотранспорта, а также проводится оценка более 150 тысяч автомобильных транспортных средств, поврежденных в дорожно-транспортных происшествиях.
Оценка рыночной стоимости активов широко востребована на сегодняшний день во многих сферах экономики, и она набирает обороты.
Банковская сфера далеко не исключение: процедура кредитования в большинстве своем предполагает наличие обеспечения обязательств, что в свою очередь порождает спрос на оценку стоимости предлагаемого в залог имущества. Надо отметить, что в сегодняшний кризисный период это имеет особую актуальность.
Целью данной работы является изучение и систематизация теоретических и методических особенностей оценки стоимости транспортных средств в целях кредитования и применение их на практике в процессе расчета стоимости конкретного объекта оценки.
Объект исследования — непосредственно оценка стоимости транспортных средств в целях кредитования. Предметом исследования является применение различных подходов и методов к оценке стоимости транспортных средств.
Задачи, решаемые в ходе исследования, для достижения поставленной цели следующие:
- определение роли и места оценки транспортных средств в современных условиях;
- раскрытие сущности транспортного средства как объекта оценки;
- выявление факторов и особенностей учета износа в оценке транспортных средств;
- анализа существующих методов оценки стоимости транспортных средств;
- изучение информационной базы оценки транспортных средств;
- расчет рыночной стоимости полуприцепа KRONE SD в целях его передачи в залог;
Теоретической и научно-методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области оценочной деятельности: Ю.В. Андрианова, М.П. Улицкого, А.П. Ковалева, М.А. Федотовой, также в ходе написания работы активно использовались нормативно-правовые акты, такие как: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ», Федеральные стандарты оценки, методические рекомендации по определению стоимости транспортных средств; материалы сайтов об оценочной деятельности сети Интернет.
Итак, оценка транспортных средств приобретает все большую необходимость и значимость в современных условиях, что характеризуется быстрым расширением как первичного, так и вторичного рынка автомобилей, многообразием целей и мотивов оценки. В целях залога определяется рыночная стоимость объекта оценки и в соответствии с принципами оценки (как с общими, так и со специальными) используются подходы к оценке стоимости транспортных средств.
Как объект оценки автомобильное транспортное средство представляет собой устройство, которое приводится в движение двигателем; предназначено для перевозки по дорогам общей сети людей, грузов, оборудования, установленного на нем; имеет в снаряженном состоянии массу более 400 кг. Данный объект оценки выделяется в отдельную группу в связи со спецификой конструктивных особенностей и факторов, формирующих стоимость автомобиля. Также необходимо отметить, что существует несколько видов классификаций транспортного средства, которые разработаны в целях идентификации объектов оценки.
Еще одной важной особенностью транспортных средств является то, что их оценка поддается строгой правовой регламентации, которая осуществляется с помощью определенной системы нормативно-правовых актов, устанавливающих не только общие правила регулирования их оценки, но и методы определения стоимости.
Как правило, процедура оценки предусматривает оценку объекта всеми тремя подходами: сравнительным, доходным, затратным. Важно отметить, что ввиду того, что аналоги данного вида актива широко представлены на первичном и вторичном рынках, наиболее актуальным в применении является сравнительный подход. Затратный применяется значительно реже, в основном при оценке переоборудованных автомобилей, автомобилей, изготовленных в
порядке индивидуального творчества, при восстановлении раритетных
автомобилей, а также при определении проектной стоимости опытных образцов транспортных средств новых марок, моделей, модификаций. Методы доходного подхода не нашли применения в силу специфики транспортных средств как объектов оценки. В частности, ожидаемый доход от эксплуатации транспортных средств можно вычислить только при оценке бизнеса (действующего предприятия), так как они являются составной частью производственного процесса, в результате которого производятся товары или оказываются услуги.
Применение того или иного метода к оценке стоимости автомобильных транспортных средств предполагает сбор необходимой информации о количественных и качественных характеристиках объекта. Источниками информации могут являться, к примеру, инвентарные карточки, акты предприятия, технический паспорт объекта оценки, договоры о поставках и заключенных сделках, калькуляции себестоимости, официальная бухгалтерская и финансовая отчетность, прайс-листы предприятий изготовителей и дилерских компаний, электронные базы данных, программные продукты, ассортиментные фирменные каталоги, ценовая информация торгующих организаций и изготовителей на интернет-сайтах.
Применение методов в рамках основных подходов к оценке стоимости автомобильного транспортного средства имеют свою специфику, помимо этого также широко используются методы оценки, представленные в методических рекомендациях.
При оценке накопленного износа транспортных средств рассчитывают физический, функциональный и внешний износ. Износ может быть устранимым, когда восстановление не только физически возможно, но и экономически оправдано и не устранимым, в том случае, когда устранение износа невозможно по конструктивным причинам, или технически возможно, но экономически не целесообразно. Физический износ - это изменение состояния поверхностей транспортного средства, его форм, размеров и т.д., а также химических, физикомеханических и электротехнических свойств материалов в процессе
эксплуатации транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия и длительного (неправильного) его хранения; функциональный износ представляет собой потерю рыночной стоимости транспортного средства, вызванную появлением на рынке новых, более совершенных аналогичных объектов; внешний износ - потеря стоимости транспортного средства, обусловленная влиянием внешних экономических факторов. Существует ряд методов для расчета каждого вида износа, которые применяются в соответствии с конкретной ситуацией, целью оценки.
Результаты исследования теоретических и методических аспектов оценки стоимости автомобильных транспортных средств были нами успешно применены в расчете рыночной стоимости полуприцепов KRONE SD. Были использованы преимущественно сравнительный и затратный подходы. Применить доходный подход не представилось возможным, поскольку объекты оценки не является генератором дохода, следовательно, возможность применения методов доходного подхода здесь отсутствует. При согласовании результатов полученных в различных подходах к оценке, применялся метод «взвешивания результатов». Достоинства затратного подхода заключаются в возможности выделения затрат на полное замещение объекта, его комплектацию, с поправками на физический, функциональный или экономический износ. Затратный подход наиболее применим для новых АМТС или АМТС с незначительным износом, что имеет место в настоящем случае. Приоритетность затратного подхода теряется из-за наличия факторов морального износа. Оценка по сравнительному подходу наиболее отражает ту цену, которая может возникнуть на рынке. Данный подход отражает рыночную стоимость при развитом рынке. Аналоги подобраны с высокой степенью сопоставимости, количество корректировок незначительное. Сравнительный подход имеет преимущественный вес.
В конечном итоге, рыночная стоимость предлагаемых в залог транспортных средств в количестве 15 единиц с учетом износа составила 18 087 200 руб.
Таким образом, транспортное средство является довольно специфичным объектом оценки, аналоги которого широко представлены как на первичном, так и на вторичном рынках, соответственно, процедура расчета стоимости базируется
не только на общеустановленных подходах, но также методических рекомендациях к оценке, направленных на стоимости автомобиля.
1. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» от от 29 июля 1998 г. № 135 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, части I и II. [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
3. Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1). [Электронный ресурс] // Информационноправовая система «КонсультантПлюс».
4. Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2). [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
5. Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3). [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. Федеральный стандарт оценки «Оценка для целей залога (ФСО №9)». [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс»
7. ГОСТ Р 51195.0.02 - 98 Единая система оценки имущества. Термины и определения. // [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
8. РД 37.009.015-98 Методическое руководство по определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления" (Издание восьмое, переработанное и дополненное), утвержденное Минэкономики РФ 04.06.1998. // [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
9. Об утверждении номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств: Приказ Минтранса РФ от 25 января 2011 г. №20. // [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
10. РД 37.009.026-92 Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора) ", утвержденное Приказом Минпрома РФ от 01.11.1992 N 43. // [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
11. Р-03112194-0377-98 Методика оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения, утвержденная Минтрансом РФ от 15.12.1998. // [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
12. Р-03112194-0376-98 Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния, утвержденная Министерством транспорта РФ от 01.01.1999. // [Электронный ресурс] // Информационно - правовая система «КонсультантПлюс».
13. Р-03112199-0502-00 Методика оценки и расчета нормативов социальноэкономического ущерба от дорожно-транспортного происшествия, утвержденная Минтрансом РФ от 01.12.2000. // [Электронный ресурс] // Информационноправовая система «КонсультантПлюс».
14. Методика по определению величины затрат на проведение восстановительного ремонта ТС, в целях определения величины ущерба, утвержденная Президиумом РСА. // [Электронный ресурс] // Информационно - правовая система «КонсультантПлюс».
15. Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО, утвержденная Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте России от 11.10.2004 № 001 МР/СЭ. // [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
16. Методическое руководство по определению стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств, утвержденное Министерством юстиции РФ от 15.12.2000. // [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
17. Методическое руководство по исследованию автомототранспортных
средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки, утвержденное научно-методическим советом РФЦСЭ от 24.10.07 № 14. // [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
18. Оценка машин, оборудования и транспортных средств: учебно-методическое пособие / Под редакцией А.Н. Асаул, В.Н. Старинского, А.Г. Бездудной, П.Ю. Ерофеев - СПб.: «Гуманистика», 2007.
19. Основы оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств: учебник / Под редакцией А.П. Ковалева, А.А. Кушель, И.В. Королева, В.С. Хомякова, С.М. Чемерикина, Б.Е. Лужанского, Ю.В. Андрианова -М.: Интерреклама, 2007.
20. Оценка стоимости подвижного состава автомобильного транспорта: учебнометодическое пособие / Под редакцией Ю.В. Андрианова - М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2003.
21. Оценка стоимости транспортных средств: учебно-методическое пособие / Под редакцией М.П. Улицкого - М.: Финансы и статистика, 2005.
22. Оценка машин, оборудования и транспортных средств: учебно-методическое пособие / Под редакцией А.Н. Асаул, В.Н. Старинского, А.Г. Бездудной, П.Ю. Ерофеев - СПб.: «Гуманистика», 2007.
23. Оценка стоимости имущества [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О. М. Ванданимаева, П. В. Дронов, Н. Н. Ивлиева и др.; под ред. И. В. Косоруковой. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012
24. Теория и практика оценки машин и оборудования: Учеб./ Касьяненко Т.Г., Маховикова Г.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.-584с.
25. Оценка машин и оборудования: учебник / М.А. Федотова, А.П. Ковалев, А.А. Кушель и др.; Под ред. М.А. Федотовой; Фин. Академия при Правительстве РФ. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011.
26. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / Н. Ф. Чеботарев. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014
27. Царев В.В. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология: учеб.пособие.-
М.: Юнити-Дана, 2007
28. Основы бизнеса [Электронный ресурс] : учебник / Ю. Б. Рубин. - 13-е изд. - М.: МФПУ Синергия, 2012
29. Галасюк В. Способы учета эластичности спроса по цене при определении ликвидационной стоимости» // Вопросы оценки - 2016. - №4.
30. Все для оценки и для оценщика [Электронный ресурс]: Портал для специалистов в области оценки, 2016. - Режим доступа: http://www.ocenchik.ru
31. Официальная статистическая информация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru
32. Медиа-ресурс, посвященный рынку современных автомобилей [Электронный ресурс]: 2016. - Режим доступа: http://www.cars.auto.ru
33. Исследования рынков [Электронный ресурс]: 2016. - Режим доступа: http:// www.marketing.rbc.ru
34. Классификаторы РФ: ОКАТО, ОКОФ, ЕНАОФ, ОКСМ [Электронный ресурс]: - Режим доступа:http:// www.klassifikator.systecs.ru
35. Статистический ежегодник Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tatstat.ru
36. Технический регламент "О безопасности процессов технического обслуживания и ремонта АТС" [Электронный ресурс]. Режим доступа. - http://www.gost.ru
37. Автозапчасти. Интернет-магазин. [Электронный ресурс]: 2012. - Режим доступа: http://www. exist.ru