Оценка стоимости транспортных средств в целях кредитования
|
Введение 3
1. Теоретические основы оценки транспортных средств в целях кредитования
1.1 Необходимость оценки стоимости транспортных средств в целях кредитования 5
1.2. Принципы оценки стоимости транспортных средств 12
1.3. Ограничения и допущения при оценки стоимости транспортных средств 21
2. Методология оценки стоимости транспортных средств в целях кредитования
2.1. Подходы к оценке транспортных средств 25
2.2. Особенности оценки транспортных средств 34
3. Расчет стоимости транспортного средства
3.1. Качественная и количественная характеристики объекта оценки, анализ
рынка 48
3.2. Оценка стоимости транспортных средств методом сравнительного подхода.
Обоснование отказа от применения доходного подхода 57
3.3. Оценка стоимости транспортных средств методом затратного подхода.
Согласование результатов 62
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения
1. Теоретические основы оценки транспортных средств в целях кредитования
1.1 Необходимость оценки стоимости транспортных средств в целях кредитования 5
1.2. Принципы оценки стоимости транспортных средств 12
1.3. Ограничения и допущения при оценки стоимости транспортных средств 21
2. Методология оценки стоимости транспортных средств в целях кредитования
2.1. Подходы к оценке транспортных средств 25
2.2. Особенности оценки транспортных средств 34
3. Расчет стоимости транспортного средства
3.1. Качественная и количественная характеристики объекта оценки, анализ
рынка 48
3.2. Оценка стоимости транспортных средств методом сравнительного подхода.
Обоснование отказа от применения доходного подхода 57
3.3. Оценка стоимости транспортных средств методом затратного подхода.
Согласование результатов 62
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения
В настоящее время идет активный процесс развития оценочной деятельности как одного из важнейших институтов современной рыночно-правовой экономки. Оценочная деятельность - необходимое условие формирования рыночной экономики и правового государства, создания нормальных экономико-правовых отношений в обществе, а также обеспечения легитимного и цивилизованного экономического оборота прав собственности. В автотранспортной отрасли развитие рыночных процессов (переоценка основных фондов, кредитование и др.) проходит в социально-экономических условиях, характеризующихся адаптацией предприятий этой отрасли к правовым и финансовым реалиям рыночной экономики. В связи с этим возникает потребность в оценке стоимости автомобильного транспортного средства. При этом потребность в стоимостной оценке указанного вида активов постоянно возрастает в связи со стабильным повышением уровня автомобилизации в стране.
Практическая потребность в оценке стимулирует активный процесс становления научного обеспечения оценочной деятельности, которое является частью современной теории стоимости и российской экономической методологии. В настоящее время в целом сформированы основные принципы и положения общесистемного уровня методологии оценочной деятельности.
Принято считать, что транспортное средство - это устройство, предназначенное для перемещения в пространстве людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Оценка транспортных средств является специализированным и обособленным видом оценочной деятельности, имеющим принципиальные отличия от оценки других видов объектов, что обусловлено следующими основными причинами: наличием существенных функциональных,
конструктивных и эксплуатационных особенностей; составом и влиянием факторов, определяющих стоимость транспортных средств; правовыми, организационными, информационными и методическими аспектами оценки
транспортных средств; транспортные средства являются объектами повышенной опасности, что вызывает ряд правовых последствий, связанных с возмещением материального ущерба, и требует проведения его оценки; в действующих в Российской Федерации классификаторах, связанных с проведением работ по оценке, транспортные средства выделены в отдельную группу; структура и параметры рынков транспортных средств существенно отличаются от тех же характеристик товарных рынков других видов объектов оценки, что является принципиальным вопросом при формировании методического и
информационного обеспечения для определения рыночной стоимости того или иного транспортного средства.
Ежегодно совершается около двух миллионов сделок с автотранспортными средствами, при проведении которых требуется оценка стоимости
автотранспорта, а также проводится оценка более 150 тысяч автомобильных транспортных средств, поврежденных в дорожно-транспортных происшествиях.
Оценка рыночной стоимости активов широко востребована на сегодняшний день во многих сферах экономики, и она набирает обороты.
Банковская сфера далеко не исключение: процедура кредитования в большинстве своем предполагает наличие обеспечения обязательств, что в свою очередь порождает спрос на оценку стоимости предлагаемого в залог имущества. Надо отметить, что в сегодняшний кризисный период это имеет особую актуальность.
Целью данной работы является изучение и систематизация теоретических и методических особенностей оценки стоимости транспортных средств в целях кредитования и применение их на практике в процессе расчета стоимости конкретного объекта оценки.
Объект исследования — непосредственно оценка стоимости транспортных средств в целях кредитования. Предметом исследования является применение различных подходов и методов к оценке стоимости транспортных средств.
Задачи, решаемые в ходе исследования, для достижения поставленной цели следующие:
- определение роли и места оценки транспортных средств в современных условиях;
- раскрытие сущности транспортного средства как объекта оценки;
- выявление факторов и особенностей учета износа в оценке транспортных средств;
- анализа существующих методов оценки стоимости транспортных средств;
- изучение информационной базы оценки транспортных средств;
- расчет рыночной стоимости полуприцепа KRONE SD в целях его передачи в залог;
Теоретической и научно-методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области оценочной деятельности: Ю.В. Андрианова, М.П. Улицкого, А.П. Ковалева, М.А. Федотовой, также в ходе написания работы активно использовались нормативно-правовые акты, такие как: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ», Федеральные стандарты оценки, методические рекомендации по определению стоимости транспортных средств; материалы сайтов об оценочной деятельности сети Интернет.
Практическая потребность в оценке стимулирует активный процесс становления научного обеспечения оценочной деятельности, которое является частью современной теории стоимости и российской экономической методологии. В настоящее время в целом сформированы основные принципы и положения общесистемного уровня методологии оценочной деятельности.
Принято считать, что транспортное средство - это устройство, предназначенное для перемещения в пространстве людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Оценка транспортных средств является специализированным и обособленным видом оценочной деятельности, имеющим принципиальные отличия от оценки других видов объектов, что обусловлено следующими основными причинами: наличием существенных функциональных,
конструктивных и эксплуатационных особенностей; составом и влиянием факторов, определяющих стоимость транспортных средств; правовыми, организационными, информационными и методическими аспектами оценки
транспортных средств; транспортные средства являются объектами повышенной опасности, что вызывает ряд правовых последствий, связанных с возмещением материального ущерба, и требует проведения его оценки; в действующих в Российской Федерации классификаторах, связанных с проведением работ по оценке, транспортные средства выделены в отдельную группу; структура и параметры рынков транспортных средств существенно отличаются от тех же характеристик товарных рынков других видов объектов оценки, что является принципиальным вопросом при формировании методического и
информационного обеспечения для определения рыночной стоимости того или иного транспортного средства.
Ежегодно совершается около двух миллионов сделок с автотранспортными средствами, при проведении которых требуется оценка стоимости
автотранспорта, а также проводится оценка более 150 тысяч автомобильных транспортных средств, поврежденных в дорожно-транспортных происшествиях.
Оценка рыночной стоимости активов широко востребована на сегодняшний день во многих сферах экономики, и она набирает обороты.
Банковская сфера далеко не исключение: процедура кредитования в большинстве своем предполагает наличие обеспечения обязательств, что в свою очередь порождает спрос на оценку стоимости предлагаемого в залог имущества. Надо отметить, что в сегодняшний кризисный период это имеет особую актуальность.
Целью данной работы является изучение и систематизация теоретических и методических особенностей оценки стоимости транспортных средств в целях кредитования и применение их на практике в процессе расчета стоимости конкретного объекта оценки.
Объект исследования — непосредственно оценка стоимости транспортных средств в целях кредитования. Предметом исследования является применение различных подходов и методов к оценке стоимости транспортных средств.
Задачи, решаемые в ходе исследования, для достижения поставленной цели следующие:
- определение роли и места оценки транспортных средств в современных условиях;
- раскрытие сущности транспортного средства как объекта оценки;
- выявление факторов и особенностей учета износа в оценке транспортных средств;
- анализа существующих методов оценки стоимости транспортных средств;
- изучение информационной базы оценки транспортных средств;
- расчет рыночной стоимости полуприцепа KRONE SD в целях его передачи в залог;
Теоретической и научно-методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области оценочной деятельности: Ю.В. Андрианова, М.П. Улицкого, А.П. Ковалева, М.А. Федотовой, также в ходе написания работы активно использовались нормативно-правовые акты, такие как: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ», Федеральные стандарты оценки, методические рекомендации по определению стоимости транспортных средств; материалы сайтов об оценочной деятельности сети Интернет.
Итак, оценка транспортных средств приобретает все большую необходимость и значимость в современных условиях, что характеризуется быстрым расширением как первичного, так и вторичного рынка автомобилей, многообразием целей и мотивов оценки. В целях залога определяется рыночная стоимость объекта оценки и в соответствии с принципами оценки (как с общими, так и со специальными) используются подходы к оценке стоимости транспортных средств.
Как объект оценки автомобильное транспортное средство представляет собой устройство, которое приводится в движение двигателем; предназначено для перевозки по дорогам общей сети людей, грузов, оборудования, установленного на нем; имеет в снаряженном состоянии массу более 400 кг. Данный объект оценки выделяется в отдельную группу в связи со спецификой конструктивных особенностей и факторов, формирующих стоимость автомобиля. Также необходимо отметить, что существует несколько видов классификаций транспортного средства, которые разработаны в целях идентификации объектов оценки.
Еще одной важной особенностью транспортных средств является то, что их оценка поддается строгой правовой регламентации, которая осуществляется с помощью определенной системы нормативно-правовых актов, устанавливающих не только общие правила регулирования их оценки, но и методы определения стоимости.
Как правило, процедура оценки предусматривает оценку объекта всеми тремя подходами: сравнительным, доходным, затратным. Важно отметить, что ввиду того, что аналоги данного вида актива широко представлены на первичном и вторичном рынках, наиболее актуальным в применении является сравнительный подход. Затратный применяется значительно реже, в основном при оценке переоборудованных автомобилей, автомобилей, изготовленных в
порядке индивидуального творчества, при восстановлении раритетных
автомобилей, а также при определении проектной стоимости опытных образцов транспортных средств новых марок, моделей, модификаций. Методы доходного подхода не нашли применения в силу специфики транспортных средств как объектов оценки. В частности, ожидаемый доход от эксплуатации транспортных средств можно вычислить только при оценке бизнеса (действующего предприятия), так как они являются составной частью производственного процесса, в результате которого производятся товары или оказываются услуги.
Применение того или иного метода к оценке стоимости автомобильных транспортных средств предполагает сбор необходимой информации о количественных и качественных характеристиках объекта. Источниками информации могут являться, к примеру, инвентарные карточки, акты предприятия, технический паспорт объекта оценки, договоры о поставках и заключенных сделках, калькуляции себестоимости, официальная бухгалтерская и финансовая отчетность, прайс-листы предприятий изготовителей и дилерских компаний, электронные базы данных, программные продукты, ассортиментные фирменные каталоги, ценовая информация торгующих организаций и изготовителей на интернет-сайтах.
Применение методов в рамках основных подходов к оценке стоимости автомобильного транспортного средства имеют свою специфику, помимо этого также широко используются методы оценки, представленные в методических рекомендациях.
При оценке накопленного износа транспортных средств рассчитывают физический, функциональный и внешний износ. Износ может быть устранимым, когда восстановление не только физически возможно, но и экономически оправдано и не устранимым, в том случае, когда устранение износа невозможно по конструктивным причинам, или технически возможно, но экономически не целесообразно. Физический износ - это изменение состояния поверхностей транспортного средства, его форм, размеров и т.д., а также химических, физикомеханических и электротехнических свойств материалов в процессе
эксплуатации транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия и длительного (неправильного) его хранения; функциональный износ представляет собой потерю рыночной стоимости транспортного средства, вызванную появлением на рынке новых, более совершенных аналогичных объектов; внешний износ - потеря стоимости транспортного средства, обусловленная влиянием внешних экономических факторов. Существует ряд методов для расчета каждого вида износа, которые применяются в соответствии с конкретной ситуацией, целью оценки.
Результаты исследования теоретических и методических аспектов оценки стоимости автомобильных транспортных средств были нами успешно применены в расчете рыночной стоимости полуприцепов KRONE SD. Были использованы преимущественно сравнительный и затратный подходы. Применить доходный подход не представилось возможным, поскольку объекты оценки не является генератором дохода, следовательно, возможность применения методов доходного подхода здесь отсутствует. При согласовании результатов полученных в различных подходах к оценке, применялся метод «взвешивания результатов». Достоинства затратного подхода заключаются в возможности выделения затрат на полное замещение объекта, его комплектацию, с поправками на физический, функциональный или экономический износ. Затратный подход наиболее применим для новых АМТС или АМТС с незначительным износом, что имеет место в настоящем случае. Приоритетность затратного подхода теряется из-за наличия факторов морального износа. Оценка по сравнительному подходу наиболее отражает ту цену, которая может возникнуть на рынке. Данный подход отражает рыночную стоимость при развитом рынке. Аналоги подобраны с высокой степенью сопоставимости, количество корректировок незначительное. Сравнительный подход имеет преимущественный вес.
В конечном итоге, рыночная стоимость предлагаемых в залог транспортных средств в количестве 15 единиц с учетом износа составила 18 087 200 руб.
Таким образом, транспортное средство является довольно специфичным объектом оценки, аналоги которого широко представлены как на первичном, так и на вторичном рынках, соответственно, процедура расчета стоимости базируется
не только на общеустановленных подходах, но также методических рекомендациях к оценке, направленных на стоимости автомобиля.
Как объект оценки автомобильное транспортное средство представляет собой устройство, которое приводится в движение двигателем; предназначено для перевозки по дорогам общей сети людей, грузов, оборудования, установленного на нем; имеет в снаряженном состоянии массу более 400 кг. Данный объект оценки выделяется в отдельную группу в связи со спецификой конструктивных особенностей и факторов, формирующих стоимость автомобиля. Также необходимо отметить, что существует несколько видов классификаций транспортного средства, которые разработаны в целях идентификации объектов оценки.
Еще одной важной особенностью транспортных средств является то, что их оценка поддается строгой правовой регламентации, которая осуществляется с помощью определенной системы нормативно-правовых актов, устанавливающих не только общие правила регулирования их оценки, но и методы определения стоимости.
Как правило, процедура оценки предусматривает оценку объекта всеми тремя подходами: сравнительным, доходным, затратным. Важно отметить, что ввиду того, что аналоги данного вида актива широко представлены на первичном и вторичном рынках, наиболее актуальным в применении является сравнительный подход. Затратный применяется значительно реже, в основном при оценке переоборудованных автомобилей, автомобилей, изготовленных в
порядке индивидуального творчества, при восстановлении раритетных
автомобилей, а также при определении проектной стоимости опытных образцов транспортных средств новых марок, моделей, модификаций. Методы доходного подхода не нашли применения в силу специфики транспортных средств как объектов оценки. В частности, ожидаемый доход от эксплуатации транспортных средств можно вычислить только при оценке бизнеса (действующего предприятия), так как они являются составной частью производственного процесса, в результате которого производятся товары или оказываются услуги.
Применение того или иного метода к оценке стоимости автомобильных транспортных средств предполагает сбор необходимой информации о количественных и качественных характеристиках объекта. Источниками информации могут являться, к примеру, инвентарные карточки, акты предприятия, технический паспорт объекта оценки, договоры о поставках и заключенных сделках, калькуляции себестоимости, официальная бухгалтерская и финансовая отчетность, прайс-листы предприятий изготовителей и дилерских компаний, электронные базы данных, программные продукты, ассортиментные фирменные каталоги, ценовая информация торгующих организаций и изготовителей на интернет-сайтах.
Применение методов в рамках основных подходов к оценке стоимости автомобильного транспортного средства имеют свою специфику, помимо этого также широко используются методы оценки, представленные в методических рекомендациях.
При оценке накопленного износа транспортных средств рассчитывают физический, функциональный и внешний износ. Износ может быть устранимым, когда восстановление не только физически возможно, но и экономически оправдано и не устранимым, в том случае, когда устранение износа невозможно по конструктивным причинам, или технически возможно, но экономически не целесообразно. Физический износ - это изменение состояния поверхностей транспортного средства, его форм, размеров и т.д., а также химических, физикомеханических и электротехнических свойств материалов в процессе
эксплуатации транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия и длительного (неправильного) его хранения; функциональный износ представляет собой потерю рыночной стоимости транспортного средства, вызванную появлением на рынке новых, более совершенных аналогичных объектов; внешний износ - потеря стоимости транспортного средства, обусловленная влиянием внешних экономических факторов. Существует ряд методов для расчета каждого вида износа, которые применяются в соответствии с конкретной ситуацией, целью оценки.
Результаты исследования теоретических и методических аспектов оценки стоимости автомобильных транспортных средств были нами успешно применены в расчете рыночной стоимости полуприцепов KRONE SD. Были использованы преимущественно сравнительный и затратный подходы. Применить доходный подход не представилось возможным, поскольку объекты оценки не является генератором дохода, следовательно, возможность применения методов доходного подхода здесь отсутствует. При согласовании результатов полученных в различных подходах к оценке, применялся метод «взвешивания результатов». Достоинства затратного подхода заключаются в возможности выделения затрат на полное замещение объекта, его комплектацию, с поправками на физический, функциональный или экономический износ. Затратный подход наиболее применим для новых АМТС или АМТС с незначительным износом, что имеет место в настоящем случае. Приоритетность затратного подхода теряется из-за наличия факторов морального износа. Оценка по сравнительному подходу наиболее отражает ту цену, которая может возникнуть на рынке. Данный подход отражает рыночную стоимость при развитом рынке. Аналоги подобраны с высокой степенью сопоставимости, количество корректировок незначительное. Сравнительный подход имеет преимущественный вес.
В конечном итоге, рыночная стоимость предлагаемых в залог транспортных средств в количестве 15 единиц с учетом износа составила 18 087 200 руб.
Таким образом, транспортное средство является довольно специфичным объектом оценки, аналоги которого широко представлены как на первичном, так и на вторичном рынках, соответственно, процедура расчета стоимости базируется
не только на общеустановленных подходах, но также методических рекомендациях к оценке, направленных на стоимости автомобиля.
Подобные работы
- ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ КРЕДИТОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Оценка стоимости автомобильных транспортных средств
Дипломные работы, ВКР, автомобили и автомобильное хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КАПИТАЛА КОМПАНИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Оценка износа промышленного оборудования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНКА СТОИМОСТИ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
ЗАЛОГА
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Оценка стоимости предприятия (на примере ПАО «КуйбышевАзот»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ЧАСТИ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ КРЕДИТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
(на примере ООО «Промвентиляция» Спасского района Рязанской области)
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2010 - Оценка недвижимости (на примере нежилого помещения) (Сибирский государственный университет геосистем и технологий)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Оценка стоимости приносящий доход недвижимости сравнительным подходом
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016



