Введение
Глава 1. Послевоенное мирное урегулирование как объект изучения в средней школе.
1.1. Теоретические аспекты изучения послевоенного мирного урегулирования.
1.2. Интерактивное обучение истории как педагогическая проблема.
Глава 2. Методические основы изучения темы «Послевоенное мирное
регулирование. Начало холодной войны» в школьных курсах истории.
2.1. Структурно-функциональный анализ темы «Послевоенное мирное регулирование. Начало холодной войны» на материале учебных пособий.
2.2. Интерактивные приемы изучения темы «Послевоенное мирное регулирование. Начало холодной войны».
Заключение
Список использованной литературы и источников
Актуальность. Преподавание темы «Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны» в последние годы входит в общий курс «Истории стран Европы и Северной Америки в новейшее время», содержание которого расширено и детализировано. В предыдущих десятилетиях история отношений СССР и США рассматривались через призму одностороннего обостренного конфликта. Современный школьный курс истории стремиться к наиболее комплексному охвату проблем западной цивилизации, к анализу экономической, социальной, политической и других составляющих ее развития.
Данная тема в курсе изучения истории всегда проходит очень сложно, так как учащимся необходимо за урок выявить природу «холодной войны», ее места и степени влияния на сложнейшие процессы развития человеческой цивилизации во второй половине XX века. Главной задачей преподавания темы состоит в том, чтобы учащиеся научились трактовать и оценивать информацию о послевоенных событиях, находить доказательства в исторических источниках, решать вопрос их подлинности.
Успешное усвоение данной темы требует от учащихся глубокого и детального изучения всех аспектов проявления конфронтации, выявления интересов, поддерживающих ее существование на протяжении полувека, определения факторов, влиявших на ее сложную эволюцию и, наконец, понимания закономерностей прекращения конфронтации. Реализация этих требований невозможна без применения современных интерактивных методов обучения, которые способствуют эффективному усвоению новых знаний и повышению познавательной активности учащихся за счет оригинального и творческого подхода к обучению.
Сегодняшние учащиеся - завтра активные участники общественной жизни. Именно поэтому в школьном курсе истории данная тема рассматривается в старших классах, что преподносит ей весомое значение.
Помимо этого в современном мире обычному человеку, зачастую предоставляется уже переработанная информация. Средства массовой информации делают основную работу за нас, то есть они сами преподносят нам информацию в нужном им виде. Учащиеся должны подходить к осознанному пониманию того, что всегда имеются различные трактовки исторического события.
Обзор литературы. В ходе работы была использована разнообразная литература, анализ которой позволил провести детальное исследование заявленной темы.
В зарубежной и советской историографии, а позже российской историографии значительное внимание уделяется проблеме послевоенного мирного урегулирования и вопросам внешней политики США направлены на Советский Союз. Этому вопросу посвящена значительная литература. Несмотря на постоянное изучение этих взаимоотношений некоторые аспекты заслуживают дальнейшего изучения. Громыко А.А. и Пономарева Б.Н. в своем труде «История внешней политики СССР» пытаются определить роли этих держав в развязывании «холодной войны»
Отношения США и СССР приобрели мировой интерес и получили широкую огласку после Второй мировой войны. В этот период дружеское сотрудничество этих держав переменились на жесткую конфронтацию, которая получило название как «холодная война». Появление термина «холодная война» примечательно тем, что американский финансист Б. Барух первым применил этот термин в своей публичной речи 16 апреля 1947 года в Колумбии. Речь экономиста Б.Баруха наложила отпечаток на будущую идеалогизированность и частично политизацию исторических работ, определила методы анализа и сопоставлений множественных аспектов освещающих внешнюю политику Советского Союза и США по отношении друг к другу. Эти события нашли освещение в работе Плащинского А. А. «Начальный период «холодной войны» и формирование концепции глобального лидерства США» 1
Советская историография основной целью внешней политики США в 1940-1950 годов называет желание не допустить социалистических революций в Западной Европе. Также в историографии советского периода прослеживается мысль о стремлении к мировому господству американского правительства. Советские историки Дементьев И.П. и Патрушев А.И. в труде «Историческая наука в ХХ веке: Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки» писали о мессианстве американской внешнеполитической мысли, об антикоммунизме как движущей силе
Л
процесса формирования американской внешней политики . Советская историография была в значительной своей части гомогенна, представляя собой «монолит», «единство» концепций и оценок. Историк и политолог СССР Чубарьян А. О. многие годы был занят поиском «виновника» послевоенной конфронтации, результаты которого были приведены в труде
-5
«Происхождение «холодной войны» в историографии Востока и Запада» . Продолжительный период советские историки занимали основопределяющие место в историографии обвиняя при этом американские правящие круги и их союзников Западной Европы в активации «холодной войны». Очень часто в советской историографии наблюдалось явление как американский гегемонизм.
Период разрядки характеризуется в первую очередь появлением в советской историографии наиболее гибких формул в вопросах послевоенных взаимоотношений ССР и США. Ярким примером этому служит рождение идеи об упущенных возможностях с обеих противостоящих сторон. В качестве доказательства и подтверждения этой идеи представлялись теоретические рассуждения, и даже подобранные американские документы. С советской стороны использовались, как правило, документы второстепенного характера, например, Чубарьян А. О. «Новая история «холодной войны» .
Рассмотрение советско-американских отношений впервые произошло во время академических конференций по обсуждению тематики «холодной войны» между американскими и советскими историками во второй половине 1980 годов. На конференциях в Москве (1986 г.) и в Университете Огайо (1988 г.) шел разговор о периодах, событиях и проблемах «холодной войны» . Западные историографические дискуссии оказали важное влияние на первые шаги российских ученых по этой тематике, отраженных в работе историков Кунина А. Е. и Позняковв В.В. «Советско-американские отношения в ядерный век» . Так, в труде «Круглый стол» Хлуденева И. М. приведены сведения об организации «круглого стола» в МИД СССР, посвященного теме «Советская дипломатия и вопросы послевоенного миростановления», где была подчеркнута необходимость изучения проблем «холодной войны» . Советские историки отошли от жестокой позиции
обвинения только стороны США, теперь они ориентируются на анализ и разбор ошибок и упущений и со стороны СССР. Но к 1990 годам советские исследователи стали лишь комментировать работы зарубежных коллег и в редких случаях писали о политике западных стран опираясь на западные же материалы.
Истокам и началу «холодной войны» посвящено, пожалуй, наибольшее количество публикаций, хотя это в основном журнальные статьи, а не монографии, например, Белоусов М. Кто же несет ответственность за «холодную войну?» . В СССР практически не было специальных исследований по этому вопросу, были лишь главы и разделы в различных общих трудах или работы, посвященные анализу зарубежной историографии «холодной войны». Также работа Яковлева А. Н. «Идейная нищета апологетов «холодной войны»» , как и многие другие, написана в советский период, не описывала данную проблему объективно и рассматривала ее предвзято, так как советский ученый не мог высказывать мнения, расходящиеся с официальной позицией коммунистической партии.
В конце XX в. российская историография, а именно американистика, утвердила идею об обоюдной ответственности США и СССР за конфронтацию послевоенных лет. Российские историки не прибегали к одностороннему обвинению США в развязывании «холодной войны» даже публикуются статьи, в которых на Советский Союз главная ответственность за ход послевоенных событий.
Российские историки приступили к освоению целины «холодной войны» крайне ограниченными силами и средствами, начав практически с нуля, а то и с минуса, если иметь в виду необходимость преодоления научной изоляции, идеологических клише и внутренней цензуры, доставшихся в наследство от советских времен.
В тоже время с конца 1990 годов в мировой историографии резко появилось внимание к истории «холодной войны», которое повлияло на интерес и России. В 1995 г. образовалась группа по изучению «холодной войны» на базе Института всеобщей истории РАН (директор и член- корреспондент РАН А. О. Чубарьян, М. М. Наринский, Н. И. Егорова, А. М.
-5
Филитов, В.Л.Мальков, И. В. Гайдук, М. Л. Коробочкин, В.В.Поздняков) .
В эти же годы увеличились возможности российских историков сотрудничать с историками в США, Западной и Центральной Европы. Это сотрудничество осуществлялось на индивидуальной, двусторонней основе, а также в рамках международных проектов, прежде всего проекта по изучению международной истории «холодной войны» при Центре Вудро Вильсона в Вашингтоне. Российские ученые приняли самое деятельное участие в подготовке и проведении серии конференций по «холодной войне» в Москве (январь 1993 г. и март 1998 г.), Нью-Хейвене (сентябрь 1999 г.) и многих других.
Таким образом, работа российских историков по «холодной войне» протекала в обстановке, в период складывания широкого международного взаимодействия по этой тематике. Американская историография «холодной войны» в значительной степени повлияла на исследования в России, как и на европейские исследования в целом. Кроме многочисленных и серьезных трудов, прежде всего американских «ревизионистов» и «постревизионистов» по истории внешней политики США, российские ученые опирались в прежде всего на громадный массив западных архивных документов, прежде всего американских.
В последние годы уже выявились некоторые тенденции в изучении проблемы и реализации исследований по истории «холодной войны», которые, к сожалению, сохраняют прежние «особенности работы» и недостатки. Подавляющее большинство российских специалистов все же ушли от старых идеологизированных схем и стереотипов, от идеи односторонней вины США за начало «холодной войны».
Российские исследователи определяют важность сотрудничества с западными странами для продолжения работы над данной тематикой, фундаментом которых являются опубликованные или архивные материалы. Это важно, прежде всего, так как ранние советские исследования были недостаточно корректны и не полностью изучали зарубежные материалы или анализировали их с идеологизированных и односторонних позиций. Кроме того, сейчас можно провести и сравнительно-исторический анализ, сопоставляя данные западных и российских архивов и публикаций.
Таким образом, российским ученым предстоит принять участие в дискуссиях о причинах, характере, сущности и эволюции «холодной войны» и представить во многом новый взгляд на ее историю. Эта задача является весьма непростой потому, что исследователи должны дать новую интерпретацию и американской и советской политики.
В современной российской историографии основательных обобщающих работ о возникновении «холодной войны» немного, но существует немало исследований, анализирующих различные аспекты этой проблемы, например, работа историков Батюк В. И. и Евстафьев Д. Г. «Первые заморозки. Советско-американские отношения в 1945—1950 гг.» . Одна из таких серьезных последних работ - монография В. Л. Малькова «Манхэттенский проект» , выполненная на материалах многих архивов США. Автор не только дает «биографию» атомного оружия, но и освещает «атомную дипломатию», которая стала важным фактором вползания в
- 3
«холодную войну» .
В работу над темой исследования привлекалась также методическая литература. Передовыми учеными в области преподавания истории в средней школе являются Вяземский Е.Е. , Стрелова О.Ю. В практическом пособии «Теория и методика преподавания истории» авторы рассматривают концептуально-методические подходы к преподаванию истории, методические модели, эффективные в условиях вариативного образования, современные формы активного развивающего обучения. Также пособие анализирует цели и задачи школьного исторического образования, учебную литературу по истории и формы учебных занятий. Работа Вяземского Е.Е. и Стреловой О.Ю. является принципиально новым по концепции и содержанию.
Кроме того Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. предлагают эффективные решения актуальных проблем школьного исторического образования, с которыми сталкиваются педагоги в повседневной практике, в разработке «Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства» . Для авторов характерно современное прочтение классических сюжетов методики преподавания истории в школе. В поисках новых методических решений авторы опираются на современные достижения мировой педагогической практики, не забывая при этом наследия лучших российских педагогов. Также плодотворными трудами этих специалистов является пособия «Как сегодня преподавать историю в школе» и
-5
«Историческое образование в современной России» . Справочнометодические пособия призваны помочь учителям истории ориентироваться в сложной современной ситуации в области преподавания истории, связанной с изменением содержания и форм обучения, поиском новых приоритетов, вариативностью исторических курсов. Авторы приглашают читателей к обмену творческим опытом, профессиональными размышлениями о целях и путях школьного исторического образования.
В ходе исследования удалось провести анализ работы Студеникина М. Т. «Методика преподавания истории в школе» . В этой работе содержится теоретический и практический материалы, раскрывается методика деятельности школьного учителя на основе внедрения в практику богатого опыта преподавания истории предыдущих лет: блочная система обучения, обучение с применением схематической наглядности и познавательных игр; индивидуальная, групповая и фронтальная работа учеников класса. Даны конкретные рекомендации по подготовке докладов и рефератов, проведению школьных лекций, семинаров, зачетов, повторительно-обобщающих и итоговых занятий.
Совместная работа Коротковой М.В. и Студеникина М.Т «Практикум по методике преподавания истории в школе» оказалась полезной в исследовании заданной темы . Практикум по методике преподавания истории посвящен основным вопросам подготовки к преподаванию истории в школе. Он содержит материал как теоретического, так и практического характера, необходимый учителю в повседневной работе. Углубленно рассматриваются современные методы, приемы и средства преподавания истории в различных типах школ. Приводятся образцы заданий, примеры разработки и проведения уроков.
Особенности методов и приемов российской методики дореволюционного периода, а также современные методы и средства преподавания истории в различных видах и типах школ выявлены в пособии Короткова М.В. и Студеникина И.Т «Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях» . Книга содержит материал как теоретического, так и практического характера, необходимых учителю в повседневной деятельности.
В данной работе широко просматривается проблема методики преподавания курса истории в современной школе. Пособие Кочетова Н.С.
-5
«Методическое обеспечение уроков. История России » составлено по итогам экспериментальной работы автора, учителя истории, который разработал и внедрил технологию личностного подхода. Предлагаемая в книге технология обучения предусматривает блочно-модульное изложение курса истории. Значительная роль в этой технологии отводится самостоятельной работе учащихся. Автор практически реализовал подход к организации эффективного самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории.
Дьяченко В.К. в пособии «Новая дидактика» также анализирует создавшееся положение в современной теории и практике обучения, выясняются причины кризиса образования и педагогической науки, даются научно-обоснованные рекомендации по преодолению этого кризиса и реформированию школы и системы образования в целом.
В статье «Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы» Кацва Л.А. рассматривается соотношение образовательных и развивающих задач исторического образования, важность воспитательной роли предмета истории в курсе средней школы . Подчеркивается недопустимость противопоставления задач формирования знаний и умений, а также чрезмерного увлечения теоретическими проблемами в школьном образовании. Отмечая пороки утвердившейся ныне концентрической системы школьного исторического образования, автор предлагает вернуться к линейной системе, позволяющей формировать более глубокие и прочные знания. При подготовке учебной литературы по истории необходимо руководствоваться принципами научности и информационной избыточности и сохранить многообразие школьных учебников по истории. Также актуальными по данной теме исследования являются статьи из журнала «Преподавание истории в школе»: «О современных методах преподавания истории» ; «Нетрадиционные методы преподавания истории в старшей школе» , автором которой является Шевченко Н. И. и статья Баевой Т. А Итоговый урок по теме «Первая мировая война» .
Использованные для написания данной работы источники и научная литература позволили определить объект и предмет исследования.
Объект исследования - процесс обучения истории в современной системе образования средней школы.
Предмет исследования - изучение темы «Послевоенное мирное урегулирование. Начало холодной войны» на уроках истории.
Цель исследования: выявить и обосновать методические условия и способы изучения темы «Послевоенное мирное урегулирование. Начало холодной войны», обеспечивающие эффективную успеваемость и положительные результаты учащихся средней школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Ознакомиться с методической и историчекой литературой по данному вопросу;
2. Определить сущность понятия «холодная война»;
3. Рассмотреть интерактивные методы обучения;
4. Изучить практические применение интерактивных методов на уроке истории;
5. Выявить факторы, влияющие на ориентирование учащихся в изучаемом материале;
6. Охарактеризовать основные группы предметно-исторических умений формирующихся при изучении данной темы.
Теоретические (методологические) основы исследования
составляют:
- концепция личностно-ориентированного обучения в школе;
- теоретические положения об управлении процессом
познавательной деятельности учащихся, о мотивации учения школьников;
- дидактические основы методов проблемного обучения;
- дидактические основы и образовательные технологии, направленные на развитие личности ученика и их творческую самореализацию в ходе обучения.
Научная новизна исследования состоит в анализе темы «Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны» на основе применения интерактивных методов обучения.
Практическая значимость исследования. Результаты работы можно использовать при изучении схожих тем в школьном курсе истории.
Рабочая гипотеза. Применение интерактивных методов при изучении темы «Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны» в школьном курсе истории, позволяет обеспечить более эффективное усвоение материала и повышение познавательной активности учащихся.
Методы исследования. В ходе решения поставленных задач и осуществления цели данной работы нами были проведены теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по вопросам, связанным с темой работы.
В процессе исследования использовался сравнительно-исторический метод, который позволил сопоставить данные западных и российских архивов и публикаций. Немаловажным было использование принципа историзма, который помог изучить, вследствие каких причин началась «холодная война».
Благодаря выборочному методу мы смогли дать оценку степени изученности данной темы на основе анализа научных методик. Также на основе метода исторической ретроспекции, привлекались множество исторических источников, чтобы восстановить историческое понимание событий истории в период с 1945-1949 гг. Кроме того были применены методы:
- монографического исследования литературы: теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы для определения научных основ исследования;
- изучение и обобщение опыта преподавания для выявления дидактических, психологических и методологических основ исследуемой темы.
Таким образом, изучение исследования на основе использованной методологической базы позволяет довольно подробно и всесторонне изучить заявленную в данной работе тему.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
Введение отражает актуальность темы, объект, предмет, цели и задачи выпускной квалификационной работы, указание на методы исследования, а также содержит анализ литературы по проблеме организации обучения истории в средней школе.
Первая глава является теоретической, так как дает характеристику послевоенным событиям и теоретико-методологических основ изучения курса истории.
Вторая глава знакомит с применением интерактивных методов при изучении данной темы в школьном курсе истории.
В заключении представлены основные выводы по данной работе, исходя из заявленных целей и задач исследования. Список литературы отражает объем научной информации, задействованной при написании выпускной квалификационной работы. В приложении представлена составленная технологическая карта по теме исследовательской работы.
В настоящий момент продолжается процесс реформирования школы, который заключается в радикальных изменениях, предоставляющих учащемуся возможность адаптироваться в условиях быстро меняющегося современного мира, нестандартно и творчески реализовывать себя в жизни и в будущей профессии. То есть важнейшим элементом образовательной системы становится принципиально новый для школы элемент - развитие и совершенствование личностных способностей, владение универсальными учебными действиями и подготовка к условиям жизни в высоко конкурентной среде, что и заложено в основе ФГОС.
Поиск новых форм и методов изучения истории - явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности.
Тема «Послевоенное мирное урегулирование. Начало холодной войны» хорошо изучена в историко-педагогической науке. Педагогическая наука имеет большое количество методических разработок ученых, исследователей и учителей по данной теме. Одни придерживаются традиционных методов обучения, которые были проверенны временем. Другие ориентируются на современные методы преподавания, считая их наиболее эффективными в достижении предполагаемых результатов процесса познавательной деятельности.
В наши дни интерактивные методы обучения пользуются большим спросом. Они предполагают изучение материала темы, основывающееся на сотрудничестве, в котором педагог и ученик являются субъектами процесса обучения. Интерактивность - это взаимодействие, режим диалога, в результате которого происходит взаимодействие учащихся с учителем. Урок с применением интерактивных технологий требует от ученика мобилизации всех умений, побуждает осваивать новые и углублять полученные знания, расширять кругозор, а самое важное, заставляет овладевать целым комплексом важных умений.
В процессе обучения с применением данной технологии гармонично происходит объединение фактического и теоретического материала, обычного восприятия информации и творческой работы, что заставляет активно функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся.
При интерактивном обучении традиционные знания становятся средством для формирования общеучебных и трудовых умений и навыков. Это позволяет определить необходимый и достаточный объем учебного материала, предотвращая перегрузку учащихся. Через приемы интерактивного обучения учащиеся учатся различать исторические факты, выполнять задания на основе известных и собственных алгоритмов действий, а через рефлексивную деятельность учатся осознавать сферу своих познавательных интересов, источники трудностей. Новые интерактивные методы дают возможность понять взаимосвязь между послевоенными событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Кроме того, необходимо расширять кругозор школьников, учить их ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, оценивать свои действия индивидуальные и в группе - рефлексия, распределение ответственности, выявление ошибок, успехов.
Несмотря на все это обилие технологий, что есть в современной педагогике, нужно подходить разумно к применению тех или иных методов и приемов. Совокупность традиционных и нетрадиционных методик благоприятствует успешному процессу обучения истории в школе.
Тема исследования для учащихся интересна тем, что она способствует складыванию объективных представлений развития современных международных отношений, которые сложились в этот период истории чередой подъема и спада.
Образовательная система предполагает изучение теоретических аспектов послевоенного мирного урегулирования в старших классах, так как
она требует наиболее глубокого анализа и внимательного изучения. Занятия с применением интерактивных технологий, например, дискуссия, синквейн, мозговой штурм, деловая игра, проблемная ситуация и другие, особенно продуктивны в этих классах, поскольку к этому времени учащиеся не просто набирают определенный багаж знаний, но и нарабатывают умения работать в группе, вести диалог, отстаивать собственную точку зрения и уважать мнение собеседника.
Так же было отмечено, что тема исследовательской работы значима для учащихся, так как формирует у них представление о послевоенных событиях, которое послужат им ориентиром в будущем.
В заключении необходимо отметить, что тема «Послевоенное мирное урегулирование. Начало холодной война» достаточно объемна по количеству изучаемого материала, изучается как в курсе «Новейшая история», так и в «Истории России» и сложна для восприятия ввиду неоднозначности исторических фактов и событий. В данном исследовании мы попытались показать некоторые аспекты применения интерактивного обучения данной темы, но она обширна и нуждается в дальнейшей разработке.
1.1. Osborn Alex Unlocking Your Creative Power.- Gardners Books,
1953
1.2. Баева Т. А. Итоговый урок по теме «Первая мировая война».- М.: Преподавание истории в школе, 2004.- № 6.- 73 с.
1.3. Бухарева Н.Ю. История. 11 класс: поурочные планы к учебнику Н.В. Загладина, Н.А.Симония «История. История России и мира». - Волгоград: Учитель, 2010. - С. 45.
1.4. Быков, А.К. Методы активного социально-педагогического обучения.- М.: Сфера, 2005.-С. 244
1.5. Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. - М. : Просвещение, 2000. - 2. изд. - 110 с.
1.6. Глазунов С. Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. - 2010. - N 6. - С. 52-54.
1.7. Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М.: «Народное образование»,
2001. - 298 с.
1.8. Журнал «Преподавание истории в школе» О современных методах преподавания истории.- М.: Народное образование, 2001. -№4.- 80 с.
1.9. Историческое образование в современной России. Справочнометодическое пособие для учителей. Вяземский Е.Е. и др. - М.: «Русское слово», 1997.- 127 с.
1.10. Кацва Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы.- М.: Народное образование.- 2005.- №2.- 65 с.
1.11. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории: Всеобщая история : XX в. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2012.- С. 104.
1.12. Короткова М.В. Методика преподавания игр и дискуссий на уроках истории. М, 2003.32с.
1.13. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе
1.14. Короткова М.В., Студеникина И.Т Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. - 1999.- 278 с.
1.15. Кочетов Н.С. Методическое обеспечение уроков. История России.- Волгоград.: «Учитель», 2003.- 247 с.
1.16. Курицина С.И., Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе.- М.: ВЛАДОС, 2005. 120 с.
1.17. Махмутов М. И. Современный урок.- М.: Педагогика, 1981.
1.18. Мельникова Е. Л. Проблемный диалог как технология "открытия" знаний // Сибирский учитель. - 2010. - N 5. - С. 47-52.
1.19. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. - М.: «Владос», 2000.- 136 с.
1.20. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии. Ростов-на-Дону, 2004 г. 96 с.
1.21. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений.- Спб: Питер, 2005
1.22. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе.- М.,
2002. -215 с.
1.23. Шевченко Н. И. Нетрадиционные методы преподавания истории в старшей школе. - М:Народное образование, 2002г.- № 9.- 57 с.
1.24. Яковлев А. Н. Идейная нищета апологетов "холодной войны". - М., 1961.- 211 с.
2.1. Ахромеев С.Ф., Корниенко Г.М. Глазами маршала и дипломата: критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 года. М., 1992.
2.2. Батюк В. И., Евстафьев Д. Г. Первые заморозки. Советскоамериканские отношения в 1945—1950 гг.- М., 1995.- 143 с.
2.3. Белоусов М. Кто же несет ответственность за «холодную войну?» // Международная жизнь.- М., 1958.- №11.- 140 с.
2.4. Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы холодной войны (вторая половина 40-х - начало 60-х годов). М., 2000.
2.5. Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы холодной войны (вторая половина 40-х - начало 60-х годов). М., 2000.
2.6. Громыко А.А., Пономарева Б.Н. История внешней политики СССР. 1917—1975. - М., 1976.- 302 с.
2.7. Дементьева И. П., Патрушева А. И. Историческая наука в ХХ веке: Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки.- М., 2002.- 240 с.
2.8. Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно: посол в США при шести президентах США (1962 - 1986 гг.). М., 1997.
2.9. Жуков Ю.Н. Тайны Кремля: Сталин, Молотов, Берия, Маленков: 1936 - 1954 гг. М., 2000.
2.10. Зубок В. М., Печатнов В. О. Историография «холодной войны» в России: некоторые итоги десятилетия // Отечественная история. - 2003. - № 4.- 200 с.
2.11. Кунина А. Е., Позняков В.В. Советско-американские отношения в ядерный век // Американский ежегодник.- М., 1991.- 250 с.
2.12. Мальков, В. Л. Манхэттенский проект. Разведка и дипломатия.- М., 1995.- 145 с.
2.13. Новик Ф.И. «Оттепель» и инерция холодной войны (Германская политика СССР в 1953 - 1955 гг.). М., 2001.
2.14. Плащинский А. А. Начальный период «холодной войны» и формирование концепции глобального лидерства США // Белорусский журнал международного права и международных отношений.- 2002.- № 1.87 с.
2.15. Судоплатов П.А. Разведка и Кремль: Записки нежелательного свидетеля. М., 1996.
2.16. Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде 1945 - 1954 гг. М., 1999.
2.17. Филитов А.М. «Холодная война»: историографические дискуссии на Западе. М., 1991.
2.18. Филитов А.М. «Холодная война»: историографические дискуссии на Западе. М., 1991.
2.19. Хлуденев И. М. «Круглый стол» в МИД СССР // Новая и новейшая история.- 1991. - № 5.- 185 с.
2.20. Хрущев Н.С. Время, люди, власть. В 4 т. М., 1999.
2.21. Чубарьян А. О. Новая история «холодной войны» // Новая и новейшая история. 1997. № 6. 207 с.
2.22. Чубарьян А. О. Происхождение «холодной войны» в историографии Востока и Запада . М.- 1991.- № 3.- 163 с.
2.23. Чубарьян А.О. Сборник статей «Холодная война, 1945 - 1963. Историческая ретроспектива.- М., 2003
2.24. Яковлев А. Н. Идейная нищета апологетов "холодной войны".- М., 1961.- 211 с.
III. Учебники
3.1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в ХХ - начале XXI века. 11 класс. М.: Русское слово, 2013.- 479 с.
3.2. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России XX - начало XXI века. 11 класс.-М.: Просвещение, 2013.- 424 с.
3.3. Чубарьяян Н.О., Данилов А.А., Пивовар Е.И., Шубин А.А. история России XX- начало XXI века. 11 класс. - М.: Просвещение, 2011.308 с.
3.4. Шестаков В.А. История России XX - начало XXI века. 11 класс.- М.: Просвещение, 2012.- 435 с.
VI. Интернет ресурсы.
4.1. http://britannia.com/history/docs/sinews 1.html [Дата обращения:
13.05.2017]
4.2. http://pandia.ru/text/78/362/449.php [Дата обращения: 03.05.2017]
4.3. http://pedsovet.su/problemnoe obuchenie/6365 medody problemnog o obuchenia [Дата обращения: 17.05.2017]
4.4. http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS OO.pdf [Дата обращения: 18.05.2017]
4.5. http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm [Дата обращения: 21.03.2017]
4.6. http://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf [Дата обращения:
18.05.2017]
4.7. https://lenta.ru/articles/2015/05/04/coldwar/ [Дата
обращения: 19.05.2017]