ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 7
1.1 Сущность понятия « познавательная активность» 7
1.2 Психолого - педагогическая характеристика развития познавательной
активности младших школьников в учебной деятельности 12
1.3 Проблемное обучение как средство развития познавательной
активности младших школьников 25
Выводы по 1 главе 37
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 39
2.1 Особенности проявления познавательной активности младших
школьников 39
2.2 Методы, приемы и формы организации уроков проблемного обучения, направленные на развитие познавательной активности
младших школьников 45
2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы 60
Выводы по главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 7
1.1 Сущность понятия « познавательная активность» 7
1.2 Психолого - педагогическая характеристика развития познавательной
активности младших школьников в учебной деятельности 12
1.3 Проблемное обучение как средство развития познавательной
активности младших школьников 25
Выводы по 1 главе 37
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 39
2.1 Особенности проявления познавательной активности младших
школьников 39
2.2 Методы, приемы и формы организации уроков проблемного обучения, направленные на развитие познавательной активности
младших школьников 45
2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы 60
Выводы по главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие познавательной активности младших школьников до сих пор является одной из самых актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию в научно - техническом и социальном прогрессе.
Педагоги считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.
Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.
Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.
Современные отечественные исследователи В. И. Лозовая, А. К. Маркова, Ж. Н. Тельнова, Г. И. Щукина и многие другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников.
Актуальность данной темы определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточной разработанностью методов и приемов этого процесса.
Целью исследования является выявление организационнопедагогических условий, способствующих развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования является: процесс развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: организационно - педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника на уроках проблемного обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития познавательной активности младших школьников в учебной деятельности будет осуществляться более успешно и эффективно, если:
• уроки проводятся в разнообразных формах, с включением методов и приемов проблемного обучения;
• создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения между субъектами процесса обучения;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
• расширять «зону ближайшего развития» учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску новых знаний.
Цель, объект, предмет, гипотеза, а также общий замысел исследования обусловили необходимость сформулировать и решить следующие задачи исследования:
1. раскрыть сущность понятия «познавательная активность»;
2. определить способы, формы и методы, стимулирующие развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности;
3. выявить особенности развития познавательной активности младших школьников на уроках проблемного обучения;
4. определить и апробировать организационно - педагогические условия развития познавательной активности младшего школьного возраста на уроках проблемного обучения.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследований; абстрагирование; конкретизация, проектирование.
Эмпирические: педагогическое наблюдение за деятельностью
учащихся в учебном процессе; педагогическая беседа; статистические методы обработки данных; обследования, изучения и обобщения результатов работы, их качественный и количественный анализ; изучение продуктов ученического творчества.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Нами были предложены показатели, определяющие уровни познавательной активности учащихся младших классов:
• эмоционально - мотивационный компонент;
• операционный компонент;
• когнитивный компонент;
• креативный компонент;
• рефлексивный компонент.
2. Определены педагогические условия эффективного развития познавательной активности младших школьников:
• повышать интерес к учебному труду за счет его разнообразия;
• создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения в учебном процессе;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
• расширять горизонты знаний учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску нового в науке, технике, искусстве.
3. Уточнили понятие познавательная активность - качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к
содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно - волевых усилий на достижение учебно - познавательной цели.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №84 с углубленным изучением иностранных языков» Советского района г.Казани.
Педагоги считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.
Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.
Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.
Современные отечественные исследователи В. И. Лозовая, А. К. Маркова, Ж. Н. Тельнова, Г. И. Щукина и многие другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников.
Актуальность данной темы определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточной разработанностью методов и приемов этого процесса.
Целью исследования является выявление организационнопедагогических условий, способствующих развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования является: процесс развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: организационно - педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника на уроках проблемного обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития познавательной активности младших школьников в учебной деятельности будет осуществляться более успешно и эффективно, если:
• уроки проводятся в разнообразных формах, с включением методов и приемов проблемного обучения;
• создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения между субъектами процесса обучения;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
• расширять «зону ближайшего развития» учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску новых знаний.
Цель, объект, предмет, гипотеза, а также общий замысел исследования обусловили необходимость сформулировать и решить следующие задачи исследования:
1. раскрыть сущность понятия «познавательная активность»;
2. определить способы, формы и методы, стимулирующие развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности;
3. выявить особенности развития познавательной активности младших школьников на уроках проблемного обучения;
4. определить и апробировать организационно - педагогические условия развития познавательной активности младшего школьного возраста на уроках проблемного обучения.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследований; абстрагирование; конкретизация, проектирование.
Эмпирические: педагогическое наблюдение за деятельностью
учащихся в учебном процессе; педагогическая беседа; статистические методы обработки данных; обследования, изучения и обобщения результатов работы, их качественный и количественный анализ; изучение продуктов ученического творчества.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Нами были предложены показатели, определяющие уровни познавательной активности учащихся младших классов:
• эмоционально - мотивационный компонент;
• операционный компонент;
• когнитивный компонент;
• креативный компонент;
• рефлексивный компонент.
2. Определены педагогические условия эффективного развития познавательной активности младших школьников:
• повышать интерес к учебному труду за счет его разнообразия;
• создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения в учебном процессе;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
• расширять горизонты знаний учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску нового в науке, технике, искусстве.
3. Уточнили понятие познавательная активность - качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к
содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно - волевых усилий на достижение учебно - познавательной цели.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №84 с углубленным изучением иностранных языков» Советского района г.Казани.
Актуальность данной темы определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточной разработанностью методов и приемов этого процесса.
Проведенное исследование подтвердило актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволило сделать вывод о научной состоятельности выдвинутой гипотезы, а также сформулировать основные теоретические выводы.
1. Анализ научно - педагогической литературы показал, что в настоящее время сложились предпосылки необходимости изучения закономерностей развития познавательной активности младшего школьника, обусловленные потребностями общества, семьи, личности, связанные с тенденциями в динамике социума.
2. Развитие познавательной активности младшего школьника - это:
1) целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения; 2) результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности; 3) фактор изменения личности качества младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, аксиологическая направленность личности, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремленность, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать .
3. В нашей работе были выявлены и экспериментально обоснованы организационно - педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника:
1) уроки проводятся в разнообразных формах, с включением методов и приемов проблемного обучения;
2) создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения между субъектами процесса обучения;
3) учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
4) расширять «зону ближайшего развития» учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску новых знаний.
Педагогические условия носят комплексный характер, требуют от педагога высокого уровня профессиональной подготовки, ориентированности на развитие познавательной активности младшего школьника как основу его самореализации в процессе социализации.
Полученные результаты в целом подтвердили правильность гипотезы и позволили констатировать, что поставленные задачи были
выполнены.
Проведенное исследование подтвердило актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволило сделать вывод о научной состоятельности выдвинутой гипотезы, а также сформулировать основные теоретические выводы.
1. Анализ научно - педагогической литературы показал, что в настоящее время сложились предпосылки необходимости изучения закономерностей развития познавательной активности младшего школьника, обусловленные потребностями общества, семьи, личности, связанные с тенденциями в динамике социума.
2. Развитие познавательной активности младшего школьника - это:
1) целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения; 2) результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности; 3) фактор изменения личности качества младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, аксиологическая направленность личности, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремленность, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать .
3. В нашей работе были выявлены и экспериментально обоснованы организационно - педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника:
1) уроки проводятся в разнообразных формах, с включением методов и приемов проблемного обучения;
2) создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения между субъектами процесса обучения;
3) учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
4) расширять «зону ближайшего развития» учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску новых знаний.
Педагогические условия носят комплексный характер, требуют от педагога высокого уровня профессиональной подготовки, ориентированности на развитие познавательной активности младшего школьника как основу его самореализации в процессе социализации.
Полученные результаты в целом подтвердили правильность гипотезы и позволили констатировать, что поставленные задачи были
выполнены.
Подобные работы
- Развитие творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста в учебной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (проблемное обучение)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательной активности у младших школьников средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Развитие памяти у детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Агрессивность детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017



