ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 7
1.1 Сущность понятия « познавательная активность» 7
1.2 Психолого - педагогическая характеристика развития познавательной
активности младших школьников в учебной деятельности 12
1.3 Проблемное обучение как средство развития познавательной
активности младших школьников 25
Выводы по 1 главе 37
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 39
2.1 Особенности проявления познавательной активности младших
школьников 39
2.2 Методы, приемы и формы организации уроков проблемного обучения, направленные на развитие познавательной активности
младших школьников 45
2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы 60
Выводы по главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие познавательной активности младших школьников до сих пор является одной из самых актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию в научно - техническом и социальном прогрессе.
Педагоги считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.
Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.
Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.
Современные отечественные исследователи В. И. Лозовая, А. К. Маркова, Ж. Н. Тельнова, Г. И. Щукина и многие другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников.
Актуальность данной темы определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточной разработанностью методов и приемов этого процесса.
Целью исследования является выявление организационнопедагогических условий, способствующих развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования является: процесс развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: организационно - педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника на уроках проблемного обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития познавательной активности младших школьников в учебной деятельности будет осуществляться более успешно и эффективно, если:
• уроки проводятся в разнообразных формах, с включением методов и приемов проблемного обучения;
• создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения между субъектами процесса обучения;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
• расширять «зону ближайшего развития» учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску новых знаний.
Цель, объект, предмет, гипотеза, а также общий замысел исследования обусловили необходимость сформулировать и решить следующие задачи исследования:
1. раскрыть сущность понятия «познавательная активность»;
2. определить способы, формы и методы, стимулирующие развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности;
3. выявить особенности развития познавательной активности младших школьников на уроках проблемного обучения;
4. определить и апробировать организационно - педагогические условия развития познавательной активности младшего школьного возраста на уроках проблемного обучения.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследований; абстрагирование; конкретизация, проектирование.
Эмпирические: педагогическое наблюдение за деятельностью
учащихся в учебном процессе; педагогическая беседа; статистические методы обработки данных; обследования, изучения и обобщения результатов работы, их качественный и количественный анализ; изучение продуктов ученического творчества.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Нами были предложены показатели, определяющие уровни познавательной активности учащихся младших классов:
• эмоционально - мотивационный компонент;
• операционный компонент;
• когнитивный компонент;
• креативный компонент;
• рефлексивный компонент.
2. Определены педагогические условия эффективного развития познавательной активности младших школьников:
• повышать интерес к учебному труду за счет его разнообразия;
• создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения в учебном процессе;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
• расширять горизонты знаний учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску нового в науке, технике, искусстве.
3. Уточнили понятие познавательная активность - качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к
содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно - волевых усилий на достижение учебно - познавательной цели.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №84 с углубленным изучением иностранных языков» Советского района г.Казани.
Актуальность данной темы определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточной разработанностью методов и приемов этого процесса.
Проведенное исследование подтвердило актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволило сделать вывод о научной состоятельности выдвинутой гипотезы, а также сформулировать основные теоретические выводы.
1. Анализ научно - педагогической литературы показал, что в настоящее время сложились предпосылки необходимости изучения закономерностей развития познавательной активности младшего школьника, обусловленные потребностями общества, семьи, личности, связанные с тенденциями в динамике социума.
2. Развитие познавательной активности младшего школьника - это:
1) целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения; 2) результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности; 3) фактор изменения личности качества младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, аксиологическая направленность личности, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремленность, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать .
3. В нашей работе были выявлены и экспериментально обоснованы организационно - педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника:
1) уроки проводятся в разнообразных формах, с включением методов и приемов проблемного обучения;
2) создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения между субъектами процесса обучения;
3) учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
4) расширять «зону ближайшего развития» учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску новых знаний.
Педагогические условия носят комплексный характер, требуют от педагога высокого уровня профессиональной подготовки, ориентированности на развитие познавательной активности младшего школьника как основу его самореализации в процессе социализации.
Полученные результаты в целом подтвердили правильность гипотезы и позволили констатировать, что поставленные задачи были
выполнены.
1. Бабанский, Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. Избр. педагог. труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., Педагогика,
2007. - 560 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., Просвещение, 2009. - 273 с.
3. Бэндлер, Р. Из лягушек в принцы / Р. Бэндлер, Дж. Грндер. - М.: Новосибирск, 2010. - 273 с.
4. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога / И.В. Вачков.- М., 2002. - 118 с.
5. Всесвятский, Б.В. К практике исследовательского метода / Б.В. Всесвятский. - М.,2008. - 883 с.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Л.С. Выгодский. - М., 2002. - 193 с.
7. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выгодский. - М., 1956. - 283 с.
8. Газман, О.С. Неоклассическое воспитание от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. - 2003. - 129 с.
9. Гегель, Г. Сочинения / Г. Гегель. - М.,1956. - 828 с.
10. Груздев, П.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения / П.Н. Груздев, Ш.Н. Ганелин. - М., АПН РСФСР, 1949. - 356 с.
11. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. - М., Педагогика., 1972. - 293 с.
12. Де Боно, Э. Латеральное мышление / Э. Де Боно. - 1997. - 283 с.
13. Доман, Г. Дошкольное обучение ребенка / Г. Доман.- М.,1995. -
228 с.
14. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся / Б.П. Есипов. - М., 1961. - 15 с.
15. Занков, Л.В. О начальном обучении / Л.В. Занков. - М.: АПН РСФСР, 1963. - 282 с.
16. Зубков.ю Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов - Дисс. канд. пед. наук, - Екатеринбург, 1993. - 128 с.
17. Ильясов, И. И. Система эвристических приемов решения задач И.И. Ильясов. - М., 2001. - 2283 с.
18. Красновский, Э.А. Активизация учебного познания /Э.А. Красновский // Сов. Педагогика - 1989. - №5. - С.10-14
19. Крутецкий, В. А. Психология / В.А. Крутецкий. - М.,1986. - 228 с.
20. Ламберг, Р.Г. О самостоятельной работе учащихся / Р.Г. Ламберг // Сов. Педагогика. - 1962. - №2. - С.16-27.
21. Локк, Д. Мысли о воспитании. (Пед. Наследие) / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М., Педагогика, 1989. - 179 с.
22. Маркс, К. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т.20. - 495 с.
23. Матюшкин, А.М. проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин - М., 1972. - 283 с.
24. Махмутов, М. И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. - М., 1975. - 293 с.
25. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100 образовательная программа и пути ее реализации / Е.Л. Мельникова. - М.: Баласс, 1999. - 193 с.
26. Мочалова, Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения / Н.М. Мочалова. - Казань: Изд - во Казанского университета, 1979. - 337 с.
27. Олверх Р. О составлении групп эквивалентных предметов. Исследование развития познавательной деятельности / Р. Олверх, Дж. Хорнсби. - М., 1971. - 128 с.
28. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. - М.,
2000. - 282 с.
29. Савенков, А.И. Детская одаренность; развитие средствами искусства / А.И. Савенков.- М., 1999. - 83 с.
30. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе / А.И. Савенков. - М.,2000. - 93 с.
31. Савенков, А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / А.И. Савенков. - М., 2001. - 291 с.
32. Скаткин, Л.Н. Совершенствование процесса обучения / Л.Н. Скаткин. - М., 1971. - 132 с.
33. Сластенин, В. А. Педагогика / В.А. Сладстенин. - 1981 - 293 с.
34. Талызина, Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся/ Н.Ф. Талызина. - М., издательство МГУ, 1975. - 129 с.
35. Урунтаева З.А. Практикум по детской психологии. - З.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М., 1995. - 283 с.
36. Ушинский, К. Д. Избр. Пед. Соч / К.Д. Ушинкский. - М., 1974. - Т. 2. - с. 226.
37. Харламов, И. Ф. Как активизировать учение школьников / ИФ.Ф Харламов. - М., 1975. - 279 с.
38. Чуковский, К. И. От двух до пяти / К.И. Чуковский.- М., 1990. - 293 с.
39. Шакуров, Р. Х. Личность Р.Х Шакуров. - 2003. - 223 с
40. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М., Педагогика, 1983. - 208 с.
41. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М., Просвещение, 1979. - 160 с.
42. Эльконин, Д.Б. Избр. педагогич. труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 1989. - 282 с.