Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психомоторного развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №60734

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2021
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
456
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит чисто теоретический характер.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития у детей психомоторики 6
1.1. Современные подходы к проблеме психомоторного развития детей 6
1.2. Особенности психомоторного развития детей дошкольного возраста 12
1.3. Психологическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития 18
1.4. Особенности развития психомоторики детей с задержкой психического развития 23
1.5. Возможности использования комплекса средств и технологии ритмической импровизации в развитии психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39

Дети с задержкой психического развития дошкольного возраста характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снижением знаний и представлений об окружающем мире (В.И. Лубовский, Д.В. Лонская, И.Ф. Марковская и др.) От сверстников их отличает задержка в формировании и выполнении целенаправленных движений, в осмыслении двигательной задачи и предвосхищении результатов ее решения. Дети ЗПР избыточно подвижны, импульсивны, беспокойны и суетливы. У дошкольников с ЗПР могут наблюдаться нарушения статической и динамической координации движений, крупной и мелкой моторики (М.Н. Назарова, М.Г. Яковлева и др.). В этой связи проблема развития психомоторики детей дошкольного возраста с ЗПР представляется наиболее актуальной.
Степень изученности проблемы. Современные подходы к проблеме психомоторного развития детей дошкольного возраста раскрыты в научных трудах Т.Е. Кокориной, Н.Е. Коренковой, М.Г. Яковлевой и др. Закономерности развития психомоторной сферы у детей дошкольного возрасты определены А.Н. Нехорошковой, Ж. Пиаже, А.В. Семенович, В.А. Шишкиной и др. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития дана В.В. Лебединским, В.И. Лубовским, С.Ю. Максимовой и др. Особенности психомоторного развития детей дошкольного возраста при задержке психического развития охарактеризованы в работах С.Ю. Константиновой, В.А. Москвина, Г.В. Фадиной и др. Технологии коррекционной работы по развитию психомоторной сферы дошкольников с задержкой психического развития охарактеризованы в исследованиях С.Н. Мухиной, К.Е. Морозовой, Ю.В. Нефедовой, С. Прищепа, У.В Ульенковой и др.
Несмотря на большой интерес к вопросам развития психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, данная проблема требует более расширенного и углубленного изучения технологий развития психомоторики детей данной категории.
Объект исследования: процесс развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики.
Предмет исследования: особенности развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы описать особенности развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики.
При проведении исследования, в ходе изучения литературных источников по проблеме исследования, решались задачи:
– определение сущности психомоторики как механизма развития психики ребенка;
– изучение закономерностей психомоторного развития в онтогенезе;
– характеристика особенностей психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
– определение возможности использования технологии ритмической импровизации для развития психомоторики у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования: изучение научной литературы по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научных источников позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Психомоторика – целостное сложное образование, объединяющее двигательный, познавательный и эмоциональный компоненты, находящиеся в неразрывном единстве и разнообразных взаимосвязях. Психомоторное развитие включает особенности развития сенсорных систем (проприоцептивной, вестибулярной, тактильной), общей моторики, тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации, восприятия, психических функций, речи.
2. Психомоторное развитие происходит в дошкольном возрасте под влиянием как биологических, так и социальных факторов, которые постепенно приобретают все большее значение.
3. При задержке психического развития нарушения наступают рано, поэтому становление психических функций происходит неравномерно, замедленно. Для детей с задержкой психического развития характерна, неравномерная сформированность психических процессов. Наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособности: в интеллектуальной деятельности наиболее яркие нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления.
4. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития имеются особенности формирования психомоторной сферы. И хотя у них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном изучении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформировангюсть техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Отечтсвенными исследователями отмечено несовершенство мелкой моторики рук данной категории детей, что тормозит становление у детей графомоторных и других навыков и является препятствием к успешному обучению. Основными причинами данных нарушений считаются незрелость морфофункциональных структур мозга, отвечающих за организацию и регулирование двигательной активности.
5. Основными факторами, влияющими на психомоторное развитие дошкольников с задержкой психического развития являются общение ребенка со взрослыми, а затем и со сверстниками, включенное в контекст разных видов совместной деятельности, а также специально организованное коррекционное обучение, которое обеспечивая усвоение все более сложного содержания общественного опыта, ускоряет процесс индивидуального психомоторного развития. В практической части исследования будет использована технология ритмической импровизации в развитии психомоторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данная технология была предложена В. Шерборн.



1. Аверчук, Л.О. Основы специальной педагогики / Л.О. Аверчук. – СПб.: Питер, 2017. – 351 с.
2. Агавелян, О.К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики : монография / О.К. Агавелян, Р.О. Агавелян; Новосиб. инст повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Новосибирск: НИП-КиПРО, 2014. – 412 с.
3. Бабкина, Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2017. – №5. – С. 40-45.
4. Беркутова, И.Ю. Особенности функционального состояния детей с нарушением психомоторной сферы / И. Ю. Беркутова // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 2. – С. 20-22.
5. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Академия, 2010. – 524 с.
6. Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР / Н.Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 2 – С. 33-43.
7. Бусс, О.В. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в группе дневного пребывания «Ступени» / О.В. Бусс // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2014. – №1. – С. 17-22.
8. Валлон, А. Нейропсихология / А. Валлон. – М.: Инфра-М, 2016. – 411с.
9. Врачеян, Н.А. Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] Н.А. Врачеян. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.03.2020).
10. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2012. – 874 с.
11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций // Собрание сочинений т.4 / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 587 с.
12. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.М. Глозман. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
13. Губанихина, Е.В. Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР через стимуляцию тактильных ощущений / Е.В. Губанихина, К.Д. Шикина // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 333-335.
14. Гуревич, М. Специальная психология / М. Гуревич. – М.: АСТ, 2015. – 306 с.
15. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития: моногр. / Л.А. Данилова. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 144 c.
16. Дунаева, З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие / З.М. Дунаева; Ин-т коррекционной педагогики РАО. – М.: Советский спорт, 2016. – 144 с.
17. Еромыгина, М.В. Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ / М.В. Еромыгина // Дошкольная педагогика. – 2014. – №3. – С. 46-49.
18. Журба, Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 272 c.
19. Забегайлова, И.В. Типология становления произвольной регуляции / И.В. Забегайлова // Вестник Московского университета. – М.: Психология. – 2016. – №4. – С. 21-35.
20. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 c.
21. Кокорина, Т.Е. Индивидуальная программа развития – механизм комплексной реабилитации ребенка с ЗПР / Т.Е. Кокорина, Л.В. Салина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2014. – №1. – С. 71-91.
22. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. – СПб.: Питер, 2012. – 241 с.
23. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития / С.Ю. Кондратьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 64 с.
24. Конопкин, O.A. Психологические механизмы саморегуляции деятельности / O.A. Конопкин. – М.: Ленанд, 2011. – 320 с.
25. Коренкова, Н.Е. Психомоторика в структуре интегральной индивидуальности человека: Период ранней юности: автореф. дис.... канд. психол. наук / Н.Е. Коренкова. М., 2000. – 27 с.
26. Лебедева, Т.В. Формирование психомоторики детей с задержкой психического развития средствами фольклорных подвижных игр / Т.В. Лебедева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2017. – №2. – С. 39-44.
27. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Academia, 2011. – 144 c.
28. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко. – М.: Издательство «Книголюб», 2015. – 160 с.
29. Леонтьев, А.А. Психофизическая основа речевой деятельности / А.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2011. – №3. – С. 36-39.
30. Лонская, Д.В. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным психическим развитием [Электронный ресурс] / Д.В. Лонская. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.03.2020).
31. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития / В.И. Лубовский. – М., 1990. – 369 с.
32. Лубовский, В.И. Специальная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений длянаправлений подготовки бакалавров 521000 – «Психология» / В.И.Лубовский. – СПб.: речь, 2013. – 477 с.
33. Лурия, А.Р. Нейропсихология / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2018. – 463 с.
34. Лысак, Е.Д. Развитие мелкой моторики в игре / Е.Д. Лысак // Дошкольное воспитание. – 2013. – №4. – С. 28-32.
35. Ляпина, И.С. Особенности становления циркулярных реакций как базовых составляющих элементарной ритмической способности у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС / И.С. Ляпина // Дефектология. – 2014. – №6. – С. 11-18.
36. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие / Н.Ю. Максимова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 288 с.
37. Максимова, С.Ю. Методика коррекции и развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / С.Ю. Максимова. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.03.2020).
38. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2016. – 224 с.
39. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 2013. – 198 с.
40. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие. / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 2017. – 144 с.
41. Морозова, К.Е. Особенности развития психомоторной сферы детей с ЗПР / К.Е. Морозова // Адаптивная физическая культура. – 2013. – №4. – С. 62-66.
42. Мухина, С.Н. К проблеме развития психомоторной сферы в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] / С.Н. Мухина. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.03.2020).
43. Наумова, Т.В. Развитие психомоторных способностей детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Наумова Татьяна Валентиновна; [Место защиты: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского]. – Саратов, 2020. – 27 с.
44. Нефедова, Ю. В. Система работы по развитию психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2005. – 21 с.
45. Нехорошкова, А.Н. Сенсомоторные реакции в психологических исследованиях [Электронный ресурс] / А.Н. Нехорошкова. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.03.2020).
46. Павлов, И.П. Условно-рефлекторная основа развития человека / И.П. Павлов // Вопросы психологии. – 2009. – №4. – С. 53-59.
47. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции // Избранные психологические труды : пер. с англ. и фр. / Ж. Пиаже. – М.: Международная педагогическая академия, 2017. – 680 с.
48. Порошина, Е.А. Особенности произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей младшего школьного возраста с ЗПР [Электронный ресурс] / Е.А. Порошина. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.03.2020).
49. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ds396.ru/files/adaptirolvannaya-programma-zpr.pdf (Дата обращения: 10.12.2020 г._
50. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа // Дошкольное воспитание. – 2009. – №1. – С. 60-64.
51. Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с задержкой психического развития: из опыта работы / Г. Голубцова [и др.]
// Дошкольное воспитание. – 2016. – №10. – С. 25-31.
52. Ротарь, Н.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – М.: Учитель, 2014. – 156 c.
53. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А.В. Семенович. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2014. – 487 с.
54. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения / Под ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баласс, 2014. – 240 с.
55. Слюсарева, Е.С. Методы психологической коррекции / Е.С. Слюсарева, Г.Ю. Козловская. – Ставрополь, 2018. – 240 с.
56. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: ТЦ Сфера: 2002. – 456 с.
57. Степанов, А. Влияние игровой деятельности на развитие произвольности и осознания поведения дошкольников / А. Степанов. – М.: Академия, 2016. – 225 с.
58. Ульенкова, У.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития / У.В Ульенкова. В.В Кисова. // Дефектология. – 2001. – № 1. – С. 26-33.
59. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. – Балашов: «Николаев», 2014. – 68 с.
60. Фатеева, П.Р. Основы нейропсихологии / П.Р. Фатеева. – М.: АСТ, 2016. – 298 с.
61. Шаповалов, И.М. Роль общефизической подготовки в воспитании двигательных качеств у детей с ЗПР / И.М. Шаповалов // Адаптивная физическая культура. – 2016. – №4. – С. 58-61.
62. Шишкина, В.А. Движение +движение / В.А. Шишкина. – М.: Просвещение, 1992. – 225 с.
63. Хомская, Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание / Е.Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2017. – 496 с.
64. Яков, К. Нейропсихология / К. Яков. – СПб.: Питер, 2016. – 225 с.
65. Яковлева, М. Г. Психолого-педагогические условия организации помощи детям с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Яковлева Марина Григорьевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. – Санкт-Петербург, 2009. – 21 с.
66. Biederman, J. Attention-Deficit Hyperactivity Disorder / J . Biederman // Lanset. – 2005. –Vol. 366. – № 9481. – P. 237-248.
67. Curatolo, P. The neurobiological basis of ADHD / Р. Curatolo // Ital. J. Pediatr. 2010. – Vol.36. – P. 79.
68. Klockars, M. The many faces of attention deficit/ hyperactivity disorder. – Helsinki: Acta Gyllenbergiana II / М. Klockars. – 2001. – P.V-VI.
69. Krain, A.L. Brain development and ADHD / А.L. Krain // Clin. Psychol.Rev. – 2006. – Vol.26. – №4. – P. 433-444.
70. Zwolińska D., Podstawski R., Nowosielska-Swadżba D. The importance of persons accompanying children with moderate intellectual disability in the teraphy of veronica sherborne developmental movement // Advances in Rehabilitation. – 2014. – Рр. 33-37.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ