Нет введения (не было заказа)
База исследования: МБДОУ детский сад «Весёлый городок» (Алтайский край, Калманский район, с. Калманка).
Основная выборка составила 20 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет (из числа постоянно посещающих группу).
Есть много приложений (методидика исследования и результаты экспериментов в табличном виде).
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Глава 1 Теоретические аспекты развития мелкой моторики у ребенка в дошкольном возрасте 3
1.1 Мелкая моторика и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста 3
1.2 Психофизические основы развития мелкой моторики 9
Выводы по первой главе 15
Глава 2 Использование пальчиковых игр в работе по моторному развитию с детьми дошкольного возраста 16
2.1 Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 16
2.2 Виды пальчиковых игр 21
Выводы по второй главе 27
Глава 3 Экспериментальное исследование влияния пальчиковых игр на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста 28
3.1 Состояние развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста 28
3.2 Анализ результатов экспериментального исследования 36
Выводы по третьей главе 54
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложения 62
В дошкольном возрасте наиболее активно развиваются психические процессы детей, происходит закрепление знания основных сенсорных эталонов, интенсивно происходит развитие познавательной сферы ребенка, развивается речь ребенка, пополняется словарь, совершенствуется мелкая моторика.
Мелкая моторика развивает логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливает детей к рисованию и письму, развивает мышечный аппарат, тактильную чувствительность, повышает уверенность, помогает сосредотачиваться и расслабляться, способствует развитию навыков самообслуживания. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Развитие мелкой моторики руки является необходимым условием готовности руки к активному осязательному восприятию предмета, а моторный навык, включающий как микро-, так и макродвижения руки, – составной частью оптимального двигательного стереотипа специализированных движений самого процесса осязательного восприятия и возможности использования осязания в предметной деятельности.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами организована и проведена экспериментальная работа, направленная на определение уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. После анализа результатов констатирующего этапа нами был организован и проведен формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент был разбит на три этапа: вводный, основной, заключительный. На формирующем этапе с детьми экспериментальной группы применяли систему специально подобранных пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики. Применялись и другие виды деятельности, которая имела творческий характер.
Анализ результатов контрольного этапа выявил положительную динамику в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста (высокий уровень – 5 дошкольников – 50%). Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на пальчиковые игры, они проявляли желание и интерес играть в данные игры. Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память. Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями.
Общий вывод заключается в том, что предложенная система разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего возраста, объема информации, которая может быть им и воспринята. Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на пальчиковые игры, они проявляли желание и интерес играть в данные игры. Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память. Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями.
Практические рекомендации:
1. Не ставьте перед детьми сложные задания, так как внимание у детей ограничено, и большой объем упражнений может снизить интерес к играм.
2. Никогда не заставляйте выполнять действия, если ребенок не настроен на их выполнение. Постарайтесь разобраться в причине отказа и по возможности измените ход упражнений или саму игру.
1. Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук / Л. В. Антакова-Фомина // Педагогика. – 2016. – №2. – С. 63-66.
2. Багдасарова, С. К. Психология и педагогика : учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений / С. К. Багдасарова, С. Н. Самыгин, Л. Д. Столяренко. –Ростов на Дону : МарТ, 2015. – 315 с.
3. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников / В. Бачурина. – Москва : ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2017. – 176 с.
4. Бетина, О. Б. Психология и педагогика : учеб. пособие / О. Б. Бетина. – Санкт-Петербург : Вектор, 2014. – 252 с.
5. Блехер, Ф. Н. Психология раннего возраста / Ф. Н. Блехер. – Москва : Эксмо, 2011. – 569 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2012. – 856 с.
7. Григорович, Л. А. Педагогическая психология : [учеб. пособие для вузов по специальности 031000 «Педагогика и психология»] / Л. А. Григорович. – Москва : Гардарики, 2013. – 314 с.
8. Губанихина, Е. В. Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений / Е. В. Губанихина, К. Д. Шикина // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 3-5.
9. Давидчук, А. Н. Обучение и игра : Метод. пособие / А. Н. Давидчук. – Москва : Мозаика-Синтез, 2013. – 168 с.
10. Денисова, О. П. Психология и педагогика : учеб. пособие / О. П. Денисова. – Москва : Флинта: МПСИ, 2015. – 235 с.
11. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция / В. П. Кащенко. – Москва : Академия, 2017. – 304 c.
12. Козлова, Н. В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы) / Н. В. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2017. – №2. – С. 41-45.
13. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Ростов на Дону : ИКЦ «МарТ», 2015. – 448 с.
14. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 241 с.
15. Коноваленко, С. В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста: конспекты занятий / С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 79 с.
16. Левитов, Н. Д. Развитие ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет / Н. Д. Левитов / Педагогика. – 2016. – №2. – С. 65-68.
17. Леонтьев, А. А. Психофизическая основа речевой деятельности / А. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2017. – №3. – С. 36-39.
18. Лиман, Н. А. Мелкая моторика как проблема психолингвистики / Н. А. Лиман // Вопросы языкознания. – 2016. – №4. – С. 21-23.
19. Ливанова, Т. Ю. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики / Т. Ю. Ливанова // Детский сад от А до Я. – 2018. – №2. – С.58-61.
20. Лысак, Е. Д. Развитие мелкой моторики в игре / Е. Д. Лысак // Дошкольное воспитание. – 2017. – №4. – С. 28-32.
21. Макнева, Л.Д . Развитие мелкой моторики на занятиях в детском саду / Л. Д. Макнева // Педагогика. – 2018. – №4. – С. 74-77.
22. Метиева, Л. А. Формирование тактильно-двигательного восприятия у младших дошкольников / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 37–42.
23. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 264 c.
24. Монтессори, М. Развивающая среда / М. Монтессори. – Москва : АСТ, 2017. – 125 с.
25. Морозова, О. Е. Дошкольный возраст : развитие мелкой моторики в игре / О. Е. Морозова // Дошкольное воспитание. – 2018. – №5. – С. 54-55.
26. Моурлот, Л. И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие / Л. И. Моурлот, Л. А. Ремезова. – Самара : СГПУ, 2012. – 122 с.
27. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 410 с.
28. Образовательная программа «Детский сад – дом радости» / Под ред. В. Т. Иванова, Н. М. Крылова. – Пермь, 2017. – 158 с.
29. Павлов, И. П. Условно-рефлекторная основа развития человека / И. П. Павлов // Вопросы психологии. – 2019. – №4. – С. 53-59.
30. Педагогика : учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. – Москва : Педагогическое общество России, 2016. – 608 с.
31. Пилюгина, Э. Г. Сенсорное воспитание (ранний возраст) / Э. Г. Пилюгина // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 12. – С. 37-39.
32. Пименова, Е. П. Пальчиковые игры / Е. П. Пименова // Педагогика. – 2016. – №1. – С. 74-78.
33. Пирогова, А. К. Речь и мелкая моторика дошкольника / А. К. Пирогова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №4. – С. 42-47.
34. Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка : от рождения до шести лет / Н. Н. Подъяков. – Санкт-Петербург : Речь, 2017. – 143 с.
35. Полуянов, Ю. А. Сенсорное воспитание дошкольников / Ю. А. Полуянов. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2018. – 206 с.
36. Прошина, Е. Н. Средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. Н. Прошина // детский сад от А до Я. – 2018. – №». – С. 32-35.
37. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
38. Пушкина, Л. Т. Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности / Л. Т. Пушкина // Детский сад от А до Я. – 2015. – №4. – С. 41-44.
39. Разенкова, Ю. От игры в кубики к конструированию / Ю. Разенкова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 61-69.
40. Реан, А. А. Психология и педагогика : учеб. для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 432 с.
41. Свадковский, И. Ф. Введение в педагогику : курс лекций / И. Ф. Свадковский. – Москва : Академия, 2015. – 156 с.
42. Смирнов, В. И. Общая педагогика : учеб. пособие / В. И. Смирнов. – Москва : Логос, 2017. – 304 с.
43. Соловьева, Е. Е. Развитие мелкой моторики дошкольников средствами пальчиковых игр / Е. Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. – 2016. – №2. – С. 28-33.
44. Сологубов, Е. Г. Некоторые аспекты полисенсорного воздействия на организм человека в условиях сенсорной комнаты / Е. Г. Сологубов // Сенсорные комнаты «Снузлин» : сб. ст. и метод. рекомендаций. – Москва : Вариант, 2017. – С. 69-73.
45. Столяренко, А. М. Общая педагогика / А. М. Столяренко. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 502 с.
46. Терентьева, Ю. В. Возможности пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста / Ю. В. Терентьева // Детский сад от А до Я. – 2018. – №4. – С. 62-66.
47. Тихеева, Е. И. Дошкольная педагогика / Е. И. Тихеева. – Москва : АСТ, 2017. – 421 с.
48. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. – Санкт-Петербург : Речь, 2017. – 412 с.
49. Тыщенко, Л. О. Педагогика и психология / Л. О. Тыщенко. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 358 с.
50. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. – Санкт-Петербург : Речь, 2017. – 195 с.
51. Цыганкова, А. Р. Развитие речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста / А. Р. Цыганкова //Детский сад от А до Я. – 2016. – №2. – С. 58-61.
52. Щелованов, Н. М. Развитие мелкой моторики у дошкольников / Н. М. Щелованов. – Москва : Академия, 2018. – 258 с.
53. Халезова, Н. Б. Сенсорное воспитание младших дошкольников на занятиях в детском саду / Н. Б. Халезова // Дошкольное воспитание. – 2017. – №2. – С. 23-29.
54. Урдакова, П. А. Возрастные особенности дошкольников / П. А. Урдакова // Дошкольное воспиатние. – 2015. – №4. – С. 29-35.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
56. Фомина, Л. В. Роль движений рук и моторной речи ребенка / Л. В. Фомина // Проблемы речи и психолингвистики. – 2015. – №4. – С. 52-55.
57. Фурцева, К. О. Взаимосвязь развития речи младших дошкольников и состояния мелкой моторики / К. О. Фурцева // Педагогические исследования. – 2015. – №4. – С. 29-33.
58. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 412 с.
59. Юрчик, Р. О. Развитие мелкой моторики в условиях введения ФГОС / Р. О. Юрчик // Дошкольное воспитание. – 2014. – №4. – С. 32-35.
60. Яковлева, Н. Г. Педагогика и психология / Н. Г. Яковлева. – Москва : АСТ, 2015. – 532 с.