Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРАФОДЕРИВАЦИЯ В РУССКОМ СЛОВООБРАЗОВАНИИ КОН. ХХ-НАЧ.ХХ1 ВВ. (на материале русских печатных СМИ)

Работа №60703

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
551
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФОДЕРИВАЦИИ 5
1.1. Понятие о графодеривации и графических окказионализмах 4
1.2. Признаки графических дериватов 13
1.3. Проблема классификации графодериватов 21
1.4. Роль графодеривации в языке СМИ 24
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГРАФОДЕРИВАЦИИ В ГАЗЕТНЫХ ТЕКСТАХ 30
2.1 Монографиксация 30
2.2. Полиграфиксация 35
2.3. Кодографиксация 37
Выводы по главе 2 43
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОККАЗИОНАЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 44
3.1. Изучение окказионального словообразования в школьном курсе
русского языка 44
3.2. Конспект урока по теме «Окказионализмы и их использование в
речи» 55
Выводы по главе 3 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ИСТОЧНИКИ

Актуальность исследования. Современные исследователи- лингвисты большое внимание уделяют творческому потенциалу языка. Изучение креативных языковых возможностей позволяет расширить представление о языковой системе, действующих законах и внесистемных явлениях. Сегодня, бесспорно, к наиболее продуктивным источникам исследований в этом направлении относится публицистическая речь. Вырвавшись из строгих нормативных рамок советской публицистики, язык средств массовой информации в постсоветский период подвергся демократизации на всех уровнях. Усиление личностного начала, ориентация на привлечение читательской аудитории привели к расширению набора используемых в публицистике выразительных средств. Авторы-журналисты включили в свой арсенал и словообразовательные возможности языка, активно создавая новые слова - окказионализмы.
Научная новизна работы связана с самой постановкой проблемы и подходом к ее решению, предполагающим комплексное описание феномена графодеривации в русском языке.
Цель исследования - изучение графодеривации как одного из продуктивных способов русского окказионального словообразования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие о графодеривации и графических окказионализмах;
2) изучить признаки графических дериватов;
3) выявить виды графодеривации в газетных текстах;
4) определить структурно-семантические особенности графических окказионализмов;
5) изучить роль графодеривации в языке СМИ;
6) определить лингвометодическую значимость изучения графодеривации на занятиях по русскому языку в средней школе.
Объект исследования - графические дериваты, функционирующие в языке газетных текстов.
Предметом исследования является графодеривация как процесс создания окказиональных слов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: описательный, включающий в себя метод сплошной выборки из текста, прием наблюдения, обобщения, классификации материала; метод словообразовательного анализа; метод компонентного анализа; метод стилистического анализа.
Материалом исследования послужила картотека окказиональных новообразований, извлеченных методом сплошной выборки из газетных текстов. В качестве источниковой базы были использованы такие газеты, как: «Аргументы и факты», «Российская газета», «Комсомольская правда» и др.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволят расширить и углубить теоретические представления о графо деривации как языковом явлении, имеющем функционально - прагматическую значимость в публицистическом тексте, в частности, в языке газетной периодики.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в вузовских курсах по словообразованию, лексикологии, неологии; на занятиях по русскому языку в школе при изучении тем: «Способы русского словообразования»; «Неологизмы современного русского языка» и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последние годы в современной лингвистике возрос интерес к языковой игре. Одно их ее проявлений - графическое словообразование, которое активное используется в языке современной газетной периодики. Данному феномену российские лингвисты предлагают несколько различных наименований: «графодеривация», «графическая игра», «графический каламбур», «графиксация». Относясь к области лексических инноваций, графические окказионализмы порождают множество спорных моментов. Сложность вызывает и принцип классификации подобных номинаций.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. графодериваты всё чаще становятся результатом креативной деятельности носителей языка, следствием языковых игр разных типов.
В лингвистике выделяются разные причины появления графических окказионализмов. Главной причиной возникновения таких единиц является влияние современной постмодернисткой культуры и связанных с ней представлений постмодернизма о сущности мира, языка и текста: неизбежности языковой игры, равноправия и неиерархизированности разных кодов при создании текста, вариативности и неопределенности окружающих человека миров.
Г рафодериваты с латинскими компонентами являются объективным отражением языковых пристрастий нашего современника. Впрочем, в последнее время в связи с крайне настороженным отношением наших соотечественников к странам Запада, а также ростом патриотических и ура-патриотических настроений вследствие неоднозначной политики Запада в отношении России можно прогнозировать усиление отрицательного отношения российских потребителей к неоправданному использованию иноязычных элементов в названиях. Не исключено, что чрезмерное использование графодериватов с латинскими компонентами будет расцениваться обществом как навязывание чужой культуры, варваризация языка.
Демократизация, визуализация, интернационализация современной коммуникации не могла не оказать влияния на появление и активное развитие новых средств привлечения внимания потребителей. Одним из таких средств и явились графодериваты. Их широкое распространение связано и с другой тенденцией современной коммуникации: культивированием «поэтики полуслова, недоговоренности», отказом «от определенности значений и закрепленных в слове смыслов». Языковая игра, шутка, вариативность, неопределенность, присущие постмодернизму как превалирующему типу мышления современного человека, затрагивают и печатные средства массовой информации.
С точки зрения типологии можно выделить следующие виды графодериватов:
1) . монографодериваты, созданные графическими средствами одного языка;
2) . полиграфодериваты, образованные с помощью сочетания графических средств разных языков;
3) . неолексемы, произведенные посредством комбинированной графодеривации, т. е. с помощью сочетания средств различных видов графодеривации.
Графическое словообразование как реализация языковой игры является средством совмещения смыслов, актуализации отдельных сем или внутренней формы исходного слова, способом псевдомотивации. Активизация графических новообразований в текстах СМИ соответствует важнейшей особенности современной речевой коммуникации - визуализации современного общения.
Одна из особенностей русского языка в том, что его словарный состав постоянно пополняется за счет новых лексических единиц. В связи с ростом числа индивидуально-авторских (окказиональных) слов в произведениях литературы, в публицистике, а также в живой речи возникает острая потребность тщательного изучения этих слов на уроках русского языка в школе.



1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.- М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 608 с.
2. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. - М.; Л.: АН СССР, 1948 - 1965.
3. Беглова Е.И. Семантико-прагматический потенциал некодифицированного слова в публицистике постсоветской эпохи: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: спец. 10.02.01 «Русский язык». - М.,
2007. - 48 с.
4. Большой толковый словарь русского языка / Ред. Кузнецов
С.А. - СПб.: Норинт, 2010. - 1536 с.
5. Большой толковый словарь русского языка: Ок. 60 000 слов / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2014. - 1268 с.
6. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. - М.: Мартин, 2016. - 704 с.
7. ВалгинаН.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по филолог. напр. и спец-М.: Логос, 2013. -303 с.
8. Грищева Е.С. Элокутивный аспект изучения графической окказиональности в современной лингвистике: к постановке проблемы // Вестник Военного университета. - 2011. № 2 (26). - С. 82-87.
9. Дрога М. А. Изучение неологизмов в школе / Педагогика и психология образования. -2014. -№ 2. - С. 62- 64
10. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / И.П. Цыбулько. -М.: Национальное образование,2016. -368 с
11. Елистратов В.С. Словарь русского арго. - М.: «Русские словари», 2010. - 693 с.
12. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. - Назрань: Изд-во "Пилигрим", 2010. - 468 с.
13. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2015. - 376 с.
14. ЗемскаяЕ.А. Современный русский язык. Словообразование: Учебное пособие.-2-е изд., испр. и доп. -М.: Флинта: Наука,2015. -328с.
15. Изотов В.П. Параметры описания системы способов словообразования (на материале окказиональной лексики русского языка): дисс. ... д-ра филол. наук. -Орел, 1998. -341 с.
16. Ильясова С.В. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. -М.: Флинта, 2014. -296 с.
17. Ильясова, С. В. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы / С. В. Ильясова, Л. П. Амири. - М. : Флинта, 2014. - 296 с.
18. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку//Под ред. П.А. Леканта. - М.: Высш. шк., 1991. - 383 с.
19. Ким О.М., Островкина И.Е. Словарь грамматических омонимов русского языка. - М.: Астрель, 2014. - 848 с.
20. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. - М.: ЭКСМО, 2000 г. - 1308 с.
21. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Русский язык, М.: Изд-во Эксмо, 2014. - 944 с.
22. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. -М.: Языки славянских культур, 2014. -232 с.
23. Крысин Л.П. Языковая норма и речевая практика // Отечественные записки. -М., 2015. № 2(23). -С. 89-97.
24. Кулакова Н. В. Использование словообразовательных окказионализмов как текстообразующего средства при написании сочинений младшими школьниками Дис. ... канд. пед. наук. -Красноярск,
2005. -180 с
25. ЛЭС - Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.
26. Максимов, В. И. Графические игры / В. И. Максимов // Русская речь. - 2013. - № 5. - С. 66-68.
27. Маринова Е.В. Визуальные неологизмы: новая графика
«старых» слов // Вестник ННГУ. Серия Филология. Вып. 1 (6). Н. Новгород: Вестн. Нижегор. ун -та им. Н.И. Лобачевского. Сер.
«Филология». -изд-во ННГУ, 2015. -С. 127-132.
28. Маринова, Е. В. Визуальные неологизмы: новая графика «старых» слов / Е. В. Маринова // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер. «Филология». - 2015. - № 1(6). - С. 127-132.
29. Мокиенко, Т. Г. Никитина Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп. В. М., 2014. - 784 с.
30. Неологизм года. URL: neologizm@groups.facebook.com (дата обращения: 23.05.2017).
31. Попова Т.В. Графодеривация в русском словообразовании конца XX - начала XXI в. // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Междунар. конгр. исслед. рус. яз.: тр. и материалы. - М.: МАКС Пресс, 2014. -С. 230-231.
32. Попова Т.В. Графодеривация как отражение ментальности современного человека// Сборник материалов XII Международной научно-теоретической конференции «Язык и ментальность», посвященной 75-летию Казахского национального университета им. Аль - Фараби/Ахановские чтения, 14-15 мая 2009. Том 2. -С. 106-110.
33. Попова, Т. В. Новые словообразовательные форманты современного русского языка (на материале графодериватов) / Т. В. Попова // Славянские языки и культуры в современном мире : между - нар. науч. симпоз. Филол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 24-26 марта
2009. - М. : МАКС Пресс, 2009. - С. 124-125.
34. Попова, Т. В. Способы образования графодериватов / Т. В. Попова, А. П. Г алактионов. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www.ucs-ustu.ru/go/obj0686237613/obj0199829812 /obj0190761122.
35. Радионова С.А. Символ // Всемирная энциклопедия: Философ ХХ век. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012. - 976 с.
36. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.Словарь-справочник лингвистических терминов. - М.: Просвещение, 1976. - 543 с.
37. РСС - Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений: в 6 т. / под общей ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Азбуковник, 2008.
38. Русский язык. 5 класс : учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч. Ч. 2 / С. И. Львова, В В. Львов. -10-е изд., стер. -М.: Мнемозина,
2013. -167 с.
39. Самыличева Н. А. Особенности графического словообразования в современных СМИ // Вестн. Волгогр. гос. ун -та. Сер. 2, -Языкозние. 2010. № 2 (12). -С. 191-194.
40. Словарь грамматических омонимов русского языка : ок. 11000 слов, ок. 5000 омоним. рядов / О. М. Ким, И. Е. Островкина. - М.: Астрель, 2014. - 842210
41. Словарь русского арго (материалы 1980-1990 гг.). - М.: Азбуковник, Русские словари, 2010. - 694 с.
42. Современный толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 2014. - 1536 с.
43. Соколова Л. Л., Яковлева Ю .Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. -СПб.: Стратегия будущего, 2014. -180 с.
44. Страмной А.В. Газетный текст как источник неологизмов (на материале русской и французской прессы): автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Волгоград, 2015. -22 с.
45. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 704 с.
46. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / под ред. Г.Н. Скляревской. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2011. - 944 с.
47. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика /под ред. Г.Н.Скляревской. -М.: Эксмо, 2015. - 1136 с.
48. Шишкарева, О. А. Графическая игра на страницах СМИ / О. А. Шишкарева // Жизнь провинции как феномен духовности : сб. науч. ст. - Н. Новгород : Вектор ТиС, 2016. - С. 91-92.
49. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / под ред. А. П. Сковородникова. - 2-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2015. - 480 с
50. ЭРЯ - Русский язык: Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. - 703 с
Источники
51. Официальный сайт газеты «Известия». Режим доступа: http://iz.ru/
52. Официальный сайт газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Режим доступа: http://spbvedomosti.ru
53. Официальный сайт газеты «АиФ». Режим доступа: http://www.aif.ru
54. Официальный сайт газеты «Московский Комсомолец». Режим доступа: http://mk.ru
55. Официальный сайт журнала «Cosmopolitan». Режим доступа: https://www.cosmo.ru
56. Официальный сайт газеты «Российская газета». Режим доступа: https://rg.ru
57. Официальный сайт газеты «Ваша газета». Режим доступа: http://www. vasha- gazeta. ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ