ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИННОВАЦИЙ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ПРАКТИКА В РОССИИ
|
Введение 3
1. Инновационная деятельность как объект государственного регулирования.... 6
1.1 Понятие, сущность и виды инноваций и инновационной деятельности 6
1.2 Виды и методы государственного регулирования в области инноваций 17
2. Мировой опыт регулирования рынка инноваций 32
2.1 Анализ рынка инноваций 32
2.2 Зарубежный опыт государственного регулирования инноваций 41
3. Проблемы государственного регулирования инноваций в
Российской Федерации 56
3.1 Особенности регулирования инноваций в России 56
3.2 Предложения по совершенствованию инновационной деятельности 70
Заключение 74
Список использованной литературы 78
1. Инновационная деятельность как объект государственного регулирования.... 6
1.1 Понятие, сущность и виды инноваций и инновационной деятельности 6
1.2 Виды и методы государственного регулирования в области инноваций 17
2. Мировой опыт регулирования рынка инноваций 32
2.1 Анализ рынка инноваций 32
2.2 Зарубежный опыт государственного регулирования инноваций 41
3. Проблемы государственного регулирования инноваций в
Российской Федерации 56
3.1 Особенности регулирования инноваций в России 56
3.2 Предложения по совершенствованию инновационной деятельности 70
Заключение 74
Список использованной литературы 78
Экономический рост страны базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве ресурсов, под интенсивными факторами - повышение качества ресурсов и эффективности их использования. В современную эпоху возможности экономического роста за счет вовлечения в оборот новых ресурсов сильно ограничены. Поэтому решающее значение приобретают интенсивные факторы. Таким образом, инновации оказывают решающее влияние на макроэкономические показатели. Помимо этого они влияют на социальную стабильность, на окружающую среду, на интенсивность международного технического сотрудничества, на уровень национальной безопасности и на конкурентоспособность национальной экономики в системе мирового хозяйства.
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов в первую очередь вызвана их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Государство должно регулировать инновационный процесс, так как в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны.
В современных условиях инновации в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов.
Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы.
Цель данной работы заключается в анализе государственного регулирования рынка инноваций и разработке на этой основе предложений по совершенствованию инновационной деятельности в Российской Федерации.
Цель данной работы позволяет сформулировать основные задачи:
1) определить понятие, сущность и виды инноваций и инновационной деятельности;
2) изучить виды и методы государственного регулирования в области инноваций;
3) дать анализ рынка инноваций;
4) раскрыть зарубежный опыт государственного регулирования инноваций;
5) рассмотреть особенности регулирования инноваций в России;
6) составить предложения по совершенствованию инновационной деятельности.
Объектом исследования курсовой работы является инновационная деятельность.
Предметом исследования - государственное регулирование
инновационной деятельности.
Теоретической базой данной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых, к их числу следует отнести таких как Е.Ф. Авдокушин, Е.С. Акопова, И.В. Бойко, И.Н. Герчикова, Л.Л. Гонтарев, А.В. Исаев.
Исходя из поставленных цели и задач данной работы была определена ее структура. Исследование состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении обоснованы актуальность и практическая значимость работы, обозначены ее цель и задачи.
В первой главе раскрыты понятие, сущность и виды инноваций и инновационной деятельности, а также рассмотрены виды и методы государственного регулирования в области инноваций.
Во второй главе проведен анализ рынка инноваций и раскрыт зарубежный опыт государственного регулирования инноваций.
В третьей главе проанализированы особенности регулирования инноваций в России и даны предложения по совершенствованию инновационной деятельности.
В заключении сделаны выводы по работе и представлены практические рекомендации.
Решение всех вышеуказанных задач позволит сделать выводы о значимости инновационной деятельности в современной экономической ситуации, а также, выявить основные направления развития инноваций и способы поддержки их развития.
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов в первую очередь вызвана их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Государство должно регулировать инновационный процесс, так как в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны.
В современных условиях инновации в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов.
Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы.
Цель данной работы заключается в анализе государственного регулирования рынка инноваций и разработке на этой основе предложений по совершенствованию инновационной деятельности в Российской Федерации.
Цель данной работы позволяет сформулировать основные задачи:
1) определить понятие, сущность и виды инноваций и инновационной деятельности;
2) изучить виды и методы государственного регулирования в области инноваций;
3) дать анализ рынка инноваций;
4) раскрыть зарубежный опыт государственного регулирования инноваций;
5) рассмотреть особенности регулирования инноваций в России;
6) составить предложения по совершенствованию инновационной деятельности.
Объектом исследования курсовой работы является инновационная деятельность.
Предметом исследования - государственное регулирование
инновационной деятельности.
Теоретической базой данной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых, к их числу следует отнести таких как Е.Ф. Авдокушин, Е.С. Акопова, И.В. Бойко, И.Н. Герчикова, Л.Л. Гонтарев, А.В. Исаев.
Исходя из поставленных цели и задач данной работы была определена ее структура. Исследование состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении обоснованы актуальность и практическая значимость работы, обозначены ее цель и задачи.
В первой главе раскрыты понятие, сущность и виды инноваций и инновационной деятельности, а также рассмотрены виды и методы государственного регулирования в области инноваций.
Во второй главе проведен анализ рынка инноваций и раскрыт зарубежный опыт государственного регулирования инноваций.
В третьей главе проанализированы особенности регулирования инноваций в России и даны предложения по совершенствованию инновационной деятельности.
В заключении сделаны выводы по работе и представлены практические рекомендации.
Решение всех вышеуказанных задач позволит сделать выводы о значимости инновационной деятельности в современной экономической ситуации, а также, выявить основные направления развития инноваций и способы поддержки их развития.
Инновация - результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы.
Термин "инновация" как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетер в первом десятилетии XX в. По Й. Шумпетеру, инновация - это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Инновационная инфраструктура - совокупность систем, необходимых для осуществления инновационной деятельности. В широком смысле слова инновационная инфраструктура включает все элементы "производственного" процесса в научной и технологической деятельности, а также организационную, управляющую и информационную подсистемы.
Основными элементами инфраструктуры являются следующие системы: информационного обеспечения; материально-технического
обеспечения; кадрового обеспечения; экспертизы и сертификации научно-технических проектов и программ; мониторинга (по отраслям и в территориальном разрезе) и продвижения научной продукции; координации, регулирования и ее финансово-экономического обеспечения, т.е. институциональная структура инновационной деятельности, включая организационно-правовую структуру науки и финансирование науки и инновационной деятельности как непосредственно государственным бюджетом, так и внебюджетными фондами и частным сектором экономики.
Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы. Инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.
Современный рынок инноваций характеризуется жесткой конкуренцией, где все его участники осознают огромное влияние грамотного управления интеллектуальными ресурсами на экономический рост.
США и Япония остаются лидерами мировых инноваций, но ряд показателей свидетельствует о том, что возникают новые центры инноваций, среди которых особенного внимания заслуживают страны группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская республика). Такой сдвиг можно объяснить следующим:
1) мощный рост инвестиций в научно-исследовательские и опытноконструкторские работы стран Азии, который финансируется в основном частным сектором;
2) глобализация высшего образования, особенно в науке и инженерии.
Большой интерес к росту стран БРИКС сконцентрирован в основном на
их роли двигателей мирового производства. Низкие расходы на оплату труда, огромное население и хорошая демографическая ситуация позволяют предположить, что эта тенденция также распространиться во многих развивающихся странах. Но кроме высоких темпов роста производства, отличительной чертой развивающихся стран стали растущие инвестиции в инновации.
Создание национальной инновационной системы отнесено к числу высших приоритетов государственной политики Российской Федерации. При формировании перспективной инновационно-инвестиционной политики следует учитывать специфику современной экономической ситуации в России. Она характеризуется постепенным преодолением экономического кризиса, спада производства и значительного снижения объемов инвестиций. Восстановление конкурентоспособности экономики страны возможно лишь при структурной перестройке, освоении и опережающем развитии производства высокотехнологичной продукции, при активнейшем воссоздании и функционировании инновационной сферы, опережающем развитии инвестиций в ключевые отрасли экономики.
Неообходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.
Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.
В России действуют более 40 научных и технологических парков, в которые входят свыше 80 инновационных фирм и 150 сервисных предприятий. В основах политики в области науки и технологий до 2010 года конкретно расписаны действия государства и большое внимание уделено финансированию.
В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Инновационная политика государства призвана решать основные проблемы государства, её задачей является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров. Как мы выявили, основными направлениями государственной инновационной политики являются:
-развитие имеющихся структурных звеньев российской национальной инновационной системы и создание недостающих;
-укрепление и гармонизация связей между отдельными звеньями национальной инновационной системы;
-обеспечение необходимых условий для деятельности как целостной системы и реализации её конкурентных преимуществ.
В работе нами предложены меры по совершенствованию этой
К ним относятся:
1) разработка долгосрочной промышленно-инновационной стратегии развития РФ до 2020 г.;
2) создание эффективного механизма внедрения инновационных разработок в производство оборонно-промышленного комплекса;
3) принятие федерального закона "Об инновационной системе Российской Федерации";
4) поднятие престижа научно-технической и инновационной деятельности;
5) подготовка и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего возможность учреждения государственными высшими учебными заведениями и научными организациями малых инновационных предприятий;
6) подготовка и принятие решений по повышению эффективности учета и методологии оценки нематериальных активов.
Термин "инновация" как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетер в первом десятилетии XX в. По Й. Шумпетеру, инновация - это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Инновационная инфраструктура - совокупность систем, необходимых для осуществления инновационной деятельности. В широком смысле слова инновационная инфраструктура включает все элементы "производственного" процесса в научной и технологической деятельности, а также организационную, управляющую и информационную подсистемы.
Основными элементами инфраструктуры являются следующие системы: информационного обеспечения; материально-технического
обеспечения; кадрового обеспечения; экспертизы и сертификации научно-технических проектов и программ; мониторинга (по отраслям и в территориальном разрезе) и продвижения научной продукции; координации, регулирования и ее финансово-экономического обеспечения, т.е. институциональная структура инновационной деятельности, включая организационно-правовую структуру науки и финансирование науки и инновационной деятельности как непосредственно государственным бюджетом, так и внебюджетными фондами и частным сектором экономики.
Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы. Инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.
Современный рынок инноваций характеризуется жесткой конкуренцией, где все его участники осознают огромное влияние грамотного управления интеллектуальными ресурсами на экономический рост.
США и Япония остаются лидерами мировых инноваций, но ряд показателей свидетельствует о том, что возникают новые центры инноваций, среди которых особенного внимания заслуживают страны группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская республика). Такой сдвиг можно объяснить следующим:
1) мощный рост инвестиций в научно-исследовательские и опытноконструкторские работы стран Азии, который финансируется в основном частным сектором;
2) глобализация высшего образования, особенно в науке и инженерии.
Большой интерес к росту стран БРИКС сконцентрирован в основном на
их роли двигателей мирового производства. Низкие расходы на оплату труда, огромное население и хорошая демографическая ситуация позволяют предположить, что эта тенденция также распространиться во многих развивающихся странах. Но кроме высоких темпов роста производства, отличительной чертой развивающихся стран стали растущие инвестиции в инновации.
Создание национальной инновационной системы отнесено к числу высших приоритетов государственной политики Российской Федерации. При формировании перспективной инновационно-инвестиционной политики следует учитывать специфику современной экономической ситуации в России. Она характеризуется постепенным преодолением экономического кризиса, спада производства и значительного снижения объемов инвестиций. Восстановление конкурентоспособности экономики страны возможно лишь при структурной перестройке, освоении и опережающем развитии производства высокотехнологичной продукции, при активнейшем воссоздании и функционировании инновационной сферы, опережающем развитии инвестиций в ключевые отрасли экономики.
Неообходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.
Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.
В России действуют более 40 научных и технологических парков, в которые входят свыше 80 инновационных фирм и 150 сервисных предприятий. В основах политики в области науки и технологий до 2010 года конкретно расписаны действия государства и большое внимание уделено финансированию.
В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Инновационная политика государства призвана решать основные проблемы государства, её задачей является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров. Как мы выявили, основными направлениями государственной инновационной политики являются:
-развитие имеющихся структурных звеньев российской национальной инновационной системы и создание недостающих;
-укрепление и гармонизация связей между отдельными звеньями национальной инновационной системы;
-обеспечение необходимых условий для деятельности как целостной системы и реализации её конкурентных преимуществ.
В работе нами предложены меры по совершенствованию этой
К ним относятся:
1) разработка долгосрочной промышленно-инновационной стратегии развития РФ до 2020 г.;
2) создание эффективного механизма внедрения инновационных разработок в производство оборонно-промышленного комплекса;
3) принятие федерального закона "Об инновационной системе Российской Федерации";
4) поднятие престижа научно-технической и инновационной деятельности;
5) подготовка и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего возможность учреждения государственными высшими учебными заведениями и научными организациями малых инновационных предприятий;
6) подготовка и принятие решений по повышению эффективности учета и методологии оценки нематериальных активов.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИННОВАЦИЙ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ПРАКТИКА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Рынок и государство (Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТ И ТЕХНОЛОГИИ
БЛОКЧЕЙН
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Государственное регулирование занятости населения в мегаполисе: состояние, проблемы, перспективы (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Магистерская диссертация, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА В ПРАКТИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАН И РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РЕГИОНА И МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ПРАКТИКА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2025 - Рынок инноваций и инвестиций: анализ, оценка, перспективы развития
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



