Основы речевой деятельности школьников на уроке русского языка
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы речевой деятельности школьников на уроке русского языка 7
1.1. Понятие речи и речевой деятельности 7
1.2. Виды речевой деятельности 17
1.3. Речевая деятельность старших школьников 24
Глава 2.Современное состояние речевой деятельности школьников... 28
2.1. Проблемы речевой деятельности 31
2.2 Практические приемы развития речевой деятельности школьников 36
2.3. Методические принципы работы 54
Глава 3. Виды заданий на развитие речи школьников 60
3.1. Пути решения проблем в речевой деятельности школьников 64
3.2. Конспект урока в 8 классе «Портретный очерк: общее представление о жанре, композиции, используемых типах речи и языковых
средствах» 70
Заключение 76
Библиография 79
Глава 1. Теоретические основы речевой деятельности школьников на уроке русского языка 7
1.1. Понятие речи и речевой деятельности 7
1.2. Виды речевой деятельности 17
1.3. Речевая деятельность старших школьников 24
Глава 2.Современное состояние речевой деятельности школьников... 28
2.1. Проблемы речевой деятельности 31
2.2 Практические приемы развития речевой деятельности школьников 36
2.3. Методические принципы работы 54
Глава 3. Виды заданий на развитие речи школьников 60
3.1. Пути решения проблем в речевой деятельности школьников 64
3.2. Конспект урока в 8 классе «Портретный очерк: общее представление о жанре, композиции, используемых типах речи и языковых
средствах» 70
Заключение 76
Библиография 79
Коммуникационные процессы являются основным условием человеческой интеграции в обществе, по этой причине их овладение постоянно привлекало внимание исследователей в сфере наук о человеке, в том числе и педагогической. Успешная реализация человека в современном обществе требует речевой культуры особенного нрава - умения успешной коммуникации, взаимодействию, деловому и познавательному общению. Речевое умение (умение пользоваться рожденным обществом языком) считается нужным условием какой-либо деятельности. Осуществление задач воплощения культуры речи школьника считается одной из главных задач школьного образования и подразумевает актуальность выделение особенной трудности формирования речевой работы школьников в общей массе образовательных проблем. Необходимость улучшения культуры речи невыполнима в отсутствии формирования деятельности речи как свойства сущностно-личностной. Педагогическая проблема заключается в исследовании и регулировки взаимоотношений установления речевого общения учащихся.
Актуальность исследования обоснована тем, что одной из самых главнейших задач современной системы обучения считается развитие и улучшение письменной и устной речи школьников, как главенствующего коммуникативного средства. Ведь успешность интеграции человека в прогрессивный мир зависит не столько от знаний и умений, от навыка пользоваться этими знаниями, сколько от стремления и умения общаться и наличия внутренней культуры. Основным условием развития творческой, активной, мыслящей, занимающей интенсивную позицию личности является становление грамотной, насыщенной, красивой речи.
Объектом предоставленного исследования является речевая активность учащихся в образовательном процессе. Предметом изучения являются основы развития речевой деятельности школьников этом процессе.
Цель исследования: анализ и систематизация основ вырабатывания речевой деятельности учащихся в процессе образования.
Цель исследования выявили нужность решения исследовательских задач:
1. изучить теоретические основы создания речевой деятельности школьников на уроках русского языка: определение речи и речевой деятельности;
2. рассмотреть специфику речевой деятельности младших и старших школьников;
3. проанализировать современное состояние речевой деятельности школьников;
рассмотреть ключевые проблемы речевой деятельности;
4. разработать практические приёмы становления речевой деятельности школьников;
5. дать характеристику обучение видам речевой деятельности на уроках русского языка;
6. рассмотреть методические принципы работы;
7. разработать виды заданий на формирование речи учеников; рекомендовать пути решения проблем в речевой работе учащихся. Теоретическая значимость данного исследования состоит в следующем:
1. формирование речевой деятельности происходит на базе принципа постепенного усложнения ее структурных компонентов, разных разновидностей речевого общения учителя и учеников на базе коммуникативных взаимоотношений. Здесь обеспечение смысловой целостности функций речевой деятельности должно происходить в ходе развития субъектной позиции учащихся в целостном образовательном процессе.
2. научно-методическое обеспечение формирования речевой деятельности будет реализовано в процессе специально организованного обучения формированию речевой деятельности, который реализуется как коммуникативно-смысловое поле обмена информационными ценностями, которые нужно включать в различные ступени школьного образования.
3. одним из основных видов деятельности в образовательном процессе представляет собой речевая деятельность, она дает возможность реализовать основные функции образования в рамках школы, способствует развитию возможностей личности в плане образования.
С практической точки зрения (практическая значимость) важность работы выражается в следующих принципах:
1. педагогическая особенность развития речевой деятельности школьников состоит в ценностно-смысловом восприятии речи; грамотном применении своих знаний, реализации суждений, оценок.
2. при целенаправленном построении речевой деятельности школьников важен учет ее отличительных черт, знание педагогических функций, аргументированного конструирования системы речевых обстановок в образовательном процессе, открытость обмена диалогическими смыслами любым преподавателем вне зависимости от предметного содержания учебного материала.
Новизна исследования состоит в комплексном анализе предпосылок к формированию грамотной речи школьников, рассмотрении методических разработок на соответствие их современным требованиям системы образования и уровню развития современных школьников.
Теоретико-методологическую основу данного исследования представляют собой:
1. лингвистические, психологические идеи, раскрывающие суть речи как предмета междисциплинарного исследования (Л.С. Выготский, В.А. Лекторский, А.А. Леонтьев, Э.С. Маркарян, В.М. Соковнин, А.Н. Соколов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов и др.);
2. исследование речевой деятельности с педагогической точки зрения (В.В. Голубков, З.Г. Зайцева, Е.В. Клюев, А.А. Мурашов, Н.В. Сергеева и др.).
3. рассмотрение речи, как теории деятельности (Л.П. Буева, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев,, Л.С. Выготский, М.В. Демин, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, др.);
4. психолого-педагогические нюансы речевой деятельности (В.Н. Максимова, Г.И. Щукина, А.С. Роботова и др.);
5. аспект ценностных ориентаций человека (Т.К. Ахаян, В.И. Гинецин- ский, А.В. Кирьякова и др.);
6. проблемы развития речи, речевой культуры, речевого общения, речевого мастерства (М.Р. Львов, Е.А. Бахмутова, Г.С. Сухобская, Т.А. Ладыженская, В.П. Чихачев, И.Е. Синица и др.).
7. психолого-педагогические изучения в рамках средней школы в области дидактики и рассмотрение проблемы разработки взаимодействия его субъектов как взаимосвязанного, комплексного образовательного процесса (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, О.Е. Лебедев, Н.Д. Никандров, A.M. Новиков, В. Оконь, В.А. Сластенин, Г.С. Суховская, Г.И. Щукина и др.).
Комплексно в данном исследовании были использованы следующие способы:
1. теоретическое исследование работ в области психологии, психолингвистики, лингвистики, педагогики по проблемам развития речи школьников;
2. диагностический анализ коммуникативной деятельности в образовательном процессе;
3. становление и регулировка процесса формирования коммуникативного общения школьников;
4. анализ процесса и результатов управления формированием речевой деятельности;
5. методика вербализации;
6. теоретическое обобщение результатов.
В научно-теоретическом плане актуальность данного исследования обусловлена нужностью разрешения следующих противоречий:
1. между имеющимися знаниями о значении речи для становления личности и малой разработанностью подходов для практического построения развития речи в учебном процессе и её теоретического анализа;
2. между нужностью обоснования педагогических условий становления речевой деятельности в учебном процессе и дефицитом научнообоснованного комплекса таких условий;
3. между условиями к созданию научно-педагогического обеспечения формирования речи школьников и невозможностью организовать это обеспечение на основе педагогических положений.
Данная работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемой литературы.
Актуальность исследования обоснована тем, что одной из самых главнейших задач современной системы обучения считается развитие и улучшение письменной и устной речи школьников, как главенствующего коммуникативного средства. Ведь успешность интеграции человека в прогрессивный мир зависит не столько от знаний и умений, от навыка пользоваться этими знаниями, сколько от стремления и умения общаться и наличия внутренней культуры. Основным условием развития творческой, активной, мыслящей, занимающей интенсивную позицию личности является становление грамотной, насыщенной, красивой речи.
Объектом предоставленного исследования является речевая активность учащихся в образовательном процессе. Предметом изучения являются основы развития речевой деятельности школьников этом процессе.
Цель исследования: анализ и систематизация основ вырабатывания речевой деятельности учащихся в процессе образования.
Цель исследования выявили нужность решения исследовательских задач:
1. изучить теоретические основы создания речевой деятельности школьников на уроках русского языка: определение речи и речевой деятельности;
2. рассмотреть специфику речевой деятельности младших и старших школьников;
3. проанализировать современное состояние речевой деятельности школьников;
рассмотреть ключевые проблемы речевой деятельности;
4. разработать практические приёмы становления речевой деятельности школьников;
5. дать характеристику обучение видам речевой деятельности на уроках русского языка;
6. рассмотреть методические принципы работы;
7. разработать виды заданий на формирование речи учеников; рекомендовать пути решения проблем в речевой работе учащихся. Теоретическая значимость данного исследования состоит в следующем:
1. формирование речевой деятельности происходит на базе принципа постепенного усложнения ее структурных компонентов, разных разновидностей речевого общения учителя и учеников на базе коммуникативных взаимоотношений. Здесь обеспечение смысловой целостности функций речевой деятельности должно происходить в ходе развития субъектной позиции учащихся в целостном образовательном процессе.
2. научно-методическое обеспечение формирования речевой деятельности будет реализовано в процессе специально организованного обучения формированию речевой деятельности, который реализуется как коммуникативно-смысловое поле обмена информационными ценностями, которые нужно включать в различные ступени школьного образования.
3. одним из основных видов деятельности в образовательном процессе представляет собой речевая деятельность, она дает возможность реализовать основные функции образования в рамках школы, способствует развитию возможностей личности в плане образования.
С практической точки зрения (практическая значимость) важность работы выражается в следующих принципах:
1. педагогическая особенность развития речевой деятельности школьников состоит в ценностно-смысловом восприятии речи; грамотном применении своих знаний, реализации суждений, оценок.
2. при целенаправленном построении речевой деятельности школьников важен учет ее отличительных черт, знание педагогических функций, аргументированного конструирования системы речевых обстановок в образовательном процессе, открытость обмена диалогическими смыслами любым преподавателем вне зависимости от предметного содержания учебного материала.
Новизна исследования состоит в комплексном анализе предпосылок к формированию грамотной речи школьников, рассмотрении методических разработок на соответствие их современным требованиям системы образования и уровню развития современных школьников.
Теоретико-методологическую основу данного исследования представляют собой:
1. лингвистические, психологические идеи, раскрывающие суть речи как предмета междисциплинарного исследования (Л.С. Выготский, В.А. Лекторский, А.А. Леонтьев, Э.С. Маркарян, В.М. Соковнин, А.Н. Соколов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов и др.);
2. исследование речевой деятельности с педагогической точки зрения (В.В. Голубков, З.Г. Зайцева, Е.В. Клюев, А.А. Мурашов, Н.В. Сергеева и др.).
3. рассмотрение речи, как теории деятельности (Л.П. Буева, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев,, Л.С. Выготский, М.В. Демин, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, др.);
4. психолого-педагогические нюансы речевой деятельности (В.Н. Максимова, Г.И. Щукина, А.С. Роботова и др.);
5. аспект ценностных ориентаций человека (Т.К. Ахаян, В.И. Гинецин- ский, А.В. Кирьякова и др.);
6. проблемы развития речи, речевой культуры, речевого общения, речевого мастерства (М.Р. Львов, Е.А. Бахмутова, Г.С. Сухобская, Т.А. Ладыженская, В.П. Чихачев, И.Е. Синица и др.).
7. психолого-педагогические изучения в рамках средней школы в области дидактики и рассмотрение проблемы разработки взаимодействия его субъектов как взаимосвязанного, комплексного образовательного процесса (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, О.Е. Лебедев, Н.Д. Никандров, A.M. Новиков, В. Оконь, В.А. Сластенин, Г.С. Суховская, Г.И. Щукина и др.).
Комплексно в данном исследовании были использованы следующие способы:
1. теоретическое исследование работ в области психологии, психолингвистики, лингвистики, педагогики по проблемам развития речи школьников;
2. диагностический анализ коммуникативной деятельности в образовательном процессе;
3. становление и регулировка процесса формирования коммуникативного общения школьников;
4. анализ процесса и результатов управления формированием речевой деятельности;
5. методика вербализации;
6. теоретическое обобщение результатов.
В научно-теоретическом плане актуальность данного исследования обусловлена нужностью разрешения следующих противоречий:
1. между имеющимися знаниями о значении речи для становления личности и малой разработанностью подходов для практического построения развития речи в учебном процессе и её теоретического анализа;
2. между нужностью обоснования педагогических условий становления речевой деятельности в учебном процессе и дефицитом научнообоснованного комплекса таких условий;
3. между условиями к созданию научно-педагогического обеспечения формирования речи школьников и невозможностью организовать это обеспечение на основе педагогических положений.
Данная работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемой литературы.
В заключении проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы по теме.
Речевая деятельность есть активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли (волеизъявления, выражения чувств), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1) Все виды речевой деятельности имеют много общего ив то же время отличаются друг от друга по ряду параметров. Главными среди этих параметров являются: а)характер вербального (речевого) общения; б) роль речевой деятельности в вербальном общении; в) направленность РД на прием или выдачу сообщения; г) связь со способом формирования и формулирования мысли; д) характер внешней выраженности; е) характер задействованной в процессах РД обратной связи.
2) К основным видам речевой деятельности относятся: говорение (устное выражение мысли); слушание (восприятие речи на слух и ее понимание); письмо (графическое, письменное выражение мысли);
чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение - чтение про себя.
3) Рассмотрев специфику речевой деятельности старших школьников, выявили, что: при работе по развитию речи школьников старших классов необходимо сочетание трёх подходов:
1. психолингвистического подхода, который основывается на теории речевой деятельности;
2. лингводидактического подхода, изучающего закономерности обучения родному и иностранным языкам;
3. методико-литературного подхода, принимающего во внимание возможности литературоведения, художественной литературы, критики и ораторского искусства.
4) Существуют следующие критерии развития речи, которые достигаются школьниками в процессе обучения в период с 5 по 11 класс. Сюда относятся:
1. усвоение активной лексики изучаемых текстов и стилей авторов;
2. усвоение общественно-философской и научной терминологии;
3. усвоение школьниками теоретико-литературной и искусствоведческой терминологии, применение ее в процессе анализа текста, а также в различных высказываниях;
4. усвоение изобразительно-выразительных средств языка (пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.), использование их в контекстной речи разного уровня;
5. понимание школьниками особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией общения и умение практического их применения (художественный и аналитический пересказ, сообщение, ответ, доклад, художественно-биографический рассказ и т.д.);
6. содержательность высказывания;
7. стройность, четкость, логичность композиции высказывания;
8. владение школьников приемами общения со слушателями во время выступления;
9. ведение диалога;
10. самостоятельность школьников при подготовке выступления;
11. наиболее оптимальное сочетание в изложении материала на основе исследования текста с собственными рассуждениями.
12. усвоение школьниками особенностей каждого из речевых стилей в соответствии с определенным жанром высказывания и ситуативностью общения.
Таким образом, можно сказать, что в соответствие с данными критериями развития речевой деятельности для учащихся каждого «речевого возраста» сформировываются собственные критерии и уровни, которые служат ориентирами для организации деятельности речи в процессе обучения.
5) Работа учащихся на уроках русского языка по развитию речи характеризуется выработкой у них навыков по формированию смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения, исключения логических ошибок при работе с текстом. Учащиеся выстраивают свою речь в соответствии с нормами русского языка, речевые ошибки сводятся к минимуму, четко формулируется тезис, подбирается достаточное количество аргументов, приводятся примеры. Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместно используются средства выразительности. Учащиеся соотносят речь с ситуацией общения, организуют пространство, чувствуют себя уверенно, у них хорошее настроение, выступление приносит удовольствие. Учащиеся адекватно используют невербальные средства общения.
Разработанные нами упражнения для развития речи : лингвистические «угадайки», лингвистические «почемучки», комплексный анализ текста и т.д., а также разработанный конспект урока в 8 классе должны привести к положительным результатам в обучении и воспитании учащихся.
Речевая деятельность есть активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли (волеизъявления, выражения чувств), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1) Все виды речевой деятельности имеют много общего ив то же время отличаются друг от друга по ряду параметров. Главными среди этих параметров являются: а)характер вербального (речевого) общения; б) роль речевой деятельности в вербальном общении; в) направленность РД на прием или выдачу сообщения; г) связь со способом формирования и формулирования мысли; д) характер внешней выраженности; е) характер задействованной в процессах РД обратной связи.
2) К основным видам речевой деятельности относятся: говорение (устное выражение мысли); слушание (восприятие речи на слух и ее понимание); письмо (графическое, письменное выражение мысли);
чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение - чтение про себя.
3) Рассмотрев специфику речевой деятельности старших школьников, выявили, что: при работе по развитию речи школьников старших классов необходимо сочетание трёх подходов:
1. психолингвистического подхода, который основывается на теории речевой деятельности;
2. лингводидактического подхода, изучающего закономерности обучения родному и иностранным языкам;
3. методико-литературного подхода, принимающего во внимание возможности литературоведения, художественной литературы, критики и ораторского искусства.
4) Существуют следующие критерии развития речи, которые достигаются школьниками в процессе обучения в период с 5 по 11 класс. Сюда относятся:
1. усвоение активной лексики изучаемых текстов и стилей авторов;
2. усвоение общественно-философской и научной терминологии;
3. усвоение школьниками теоретико-литературной и искусствоведческой терминологии, применение ее в процессе анализа текста, а также в различных высказываниях;
4. усвоение изобразительно-выразительных средств языка (пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.), использование их в контекстной речи разного уровня;
5. понимание школьниками особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией общения и умение практического их применения (художественный и аналитический пересказ, сообщение, ответ, доклад, художественно-биографический рассказ и т.д.);
6. содержательность высказывания;
7. стройность, четкость, логичность композиции высказывания;
8. владение школьников приемами общения со слушателями во время выступления;
9. ведение диалога;
10. самостоятельность школьников при подготовке выступления;
11. наиболее оптимальное сочетание в изложении материала на основе исследования текста с собственными рассуждениями.
12. усвоение школьниками особенностей каждого из речевых стилей в соответствии с определенным жанром высказывания и ситуативностью общения.
Таким образом, можно сказать, что в соответствие с данными критериями развития речевой деятельности для учащихся каждого «речевого возраста» сформировываются собственные критерии и уровни, которые служат ориентирами для организации деятельности речи в процессе обучения.
5) Работа учащихся на уроках русского языка по развитию речи характеризуется выработкой у них навыков по формированию смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения, исключения логических ошибок при работе с текстом. Учащиеся выстраивают свою речь в соответствии с нормами русского языка, речевые ошибки сводятся к минимуму, четко формулируется тезис, подбирается достаточное количество аргументов, приводятся примеры. Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместно используются средства выразительности. Учащиеся соотносят речь с ситуацией общения, организуют пространство, чувствуют себя уверенно, у них хорошее настроение, выступление приносит удовольствие. Учащиеся адекватно используют невербальные средства общения.
Разработанные нами упражнения для развития речи : лингвистические «угадайки», лингвистические «почемучки», комплексный анализ текста и т.д., а также разработанный конспект урока в 8 классе должны привести к положительным результатам в обучении и воспитании учащихся.
Подобные работы
- Формирование письменной речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры речи младших школьников на уроках русского языка при изучении глагола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2019 - Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка (Педагогика. Психология, Сыктывкарский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ
ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПО СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативно-речевых умений у младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017



