Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основы речевой деятельности школьников на уроке русского языка

Работа №60697

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
573
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы речевой деятельности школьников на уроке русского языка 7
1.1. Понятие речи и речевой деятельности 7
1.2. Виды речевой деятельности 17
1.3. Речевая деятельность старших школьников 24
Глава 2.Современное состояние речевой деятельности школьников... 28
2.1. Проблемы речевой деятельности 31
2.2 Практические приемы развития речевой деятельности школьников 36
2.3. Методические принципы работы 54
Глава 3. Виды заданий на развитие речи школьников 60
3.1. Пути решения проблем в речевой деятельности школьников 64
3.2. Конспект урока в 8 классе «Портретный очерк: общее представление о жанре, композиции, используемых типах речи и языковых
средствах» 70
Заключение 76
Библиография 79


Коммуникационные процессы являются основным условием человеческой интеграции в обществе, по этой причине их овладение постоянно привлекало внимание исследователей в сфере наук о человеке, в том числе и педагогической. Успешная реализация человека в современном обществе требует речевой культуры особенного нрава - умения успешной коммуникации, взаимодействию, деловому и познавательному общению. Речевое умение (умение пользоваться рожденным обществом языком) считается нужным условием какой-либо деятельности. Осуществление задач воплощения культуры речи школьника считается одной из главных задач школьного образования и подразумевает актуальность выделение особенной трудности формирования речевой работы школьников в общей массе образовательных проблем. Необходимость улучшения культуры речи невыполнима в отсутствии формирования деятельности речи как свойства сущностно-личностной. Педагогическая проблема заключается в исследовании и регулировки взаимоотношений установления речевого общения учащихся.
Актуальность исследования обоснована тем, что одной из самых главнейших задач современной системы обучения считается развитие и улучшение письменной и устной речи школьников, как главенствующего коммуникативного средства. Ведь успешность интеграции человека в прогрессивный мир зависит не столько от знаний и умений, от навыка пользоваться этими знаниями, сколько от стремления и умения общаться и наличия внутренней культуры. Основным условием развития творческой, активной, мыслящей, занимающей интенсивную позицию личности является становление грамотной, насыщенной, красивой речи.
Объектом предоставленного исследования является речевая активность учащихся в образовательном процессе. Предметом изучения являются основы развития речевой деятельности школьников этом процессе.
Цель исследования: анализ и систематизация основ вырабатывания речевой деятельности учащихся в процессе образования.
Цель исследования выявили нужность решения исследовательских задач:
1. изучить теоретические основы создания речевой деятельности школьников на уроках русского языка: определение речи и речевой деятельности;
2. рассмотреть специфику речевой деятельности младших и старших школьников;
3. проанализировать современное состояние речевой деятельности школьников;
рассмотреть ключевые проблемы речевой деятельности;
4. разработать практические приёмы становления речевой деятельности школьников;
5. дать характеристику обучение видам речевой деятельности на уроках русского языка;
6. рассмотреть методические принципы работы;
7. разработать виды заданий на формирование речи учеников; рекомендовать пути решения проблем в речевой работе учащихся. Теоретическая значимость данного исследования состоит в следующем:
1. формирование речевой деятельности происходит на базе принципа постепенного усложнения ее структурных компонентов, разных разновидностей речевого общения учителя и учеников на базе коммуникативных взаимоотношений. Здесь обеспечение смысловой целостности функций речевой деятельности должно происходить в ходе развития субъектной позиции учащихся в целостном образовательном процессе.
2. научно-методическое обеспечение формирования речевой деятельности будет реализовано в процессе специально организованного обучения формированию речевой деятельности, который реализуется как коммуникативно-смысловое поле обмена информационными ценностями, которые нужно включать в различные ступени школьного образования.
3. одним из основных видов деятельности в образовательном процессе представляет собой речевая деятельность, она дает возможность реализовать основные функции образования в рамках школы, способствует развитию возможностей личности в плане образования.
С практической точки зрения (практическая значимость) важность работы выражается в следующих принципах:
1. педагогическая особенность развития речевой деятельности школьников состоит в ценностно-смысловом восприятии речи; грамотном применении своих знаний, реализации суждений, оценок.
2. при целенаправленном построении речевой деятельности школьников важен учет ее отличительных черт, знание педагогических функций, аргументированного конструирования системы речевых обстановок в образовательном процессе, открытость обмена диалогическими смыслами любым преподавателем вне зависимости от предметного содержания учебного материала.
Новизна исследования состоит в комплексном анализе предпосылок к формированию грамотной речи школьников, рассмотрении методических разработок на соответствие их современным требованиям системы образования и уровню развития современных школьников.
Теоретико-методологическую основу данного исследования представляют собой:
1. лингвистические, психологические идеи, раскрывающие суть речи как предмета междисциплинарного исследования (Л.С. Выготский, В.А. Лекторский, А.А. Леонтьев, Э.С. Маркарян, В.М. Соковнин, А.Н. Соколов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов и др.);
2. исследование речевой деятельности с педагогической точки зрения (В.В. Голубков, З.Г. Зайцева, Е.В. Клюев, А.А. Мурашов, Н.В. Сергеева и др.).
3. рассмотрение речи, как теории деятельности (Л.П. Буева, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев,, Л.С. Выготский, М.В. Демин, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, др.);
4. психолого-педагогические нюансы речевой деятельности (В.Н. Максимова, Г.И. Щукина, А.С. Роботова и др.);
5. аспект ценностных ориентаций человека (Т.К. Ахаян, В.И. Гинецин- ский, А.В. Кирьякова и др.);
6. проблемы развития речи, речевой культуры, речевого общения, речевого мастерства (М.Р. Львов, Е.А. Бахмутова, Г.С. Сухобская, Т.А. Ладыженская, В.П. Чихачев, И.Е. Синица и др.).
7. психолого-педагогические изучения в рамках средней школы в области дидактики и рассмотрение проблемы разработки взаимодействия его субъектов как взаимосвязанного, комплексного образовательного процесса (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, О.Е. Лебедев, Н.Д. Никандров, A.M. Новиков, В. Оконь, В.А. Сластенин, Г.С. Суховская, Г.И. Щукина и др.).
Комплексно в данном исследовании были использованы следующие способы:
1. теоретическое исследование работ в области психологии, психолингвистики, лингвистики, педагогики по проблемам развития речи школьников;
2. диагностический анализ коммуникативной деятельности в образовательном процессе;
3. становление и регулировка процесса формирования коммуникативного общения школьников;
4. анализ процесса и результатов управления формированием речевой деятельности;
5. методика вербализации;
6. теоретическое обобщение результатов.
В научно-теоретическом плане актуальность данного исследования обусловлена нужностью разрешения следующих противоречий:
1. между имеющимися знаниями о значении речи для становления личности и малой разработанностью подходов для практического построения развития речи в учебном процессе и её теоретического анализа;
2. между нужностью обоснования педагогических условий становления речевой деятельности в учебном процессе и дефицитом научнообоснованного комплекса таких условий;
3. между условиями к созданию научно-педагогического обеспечения формирования речи школьников и невозможностью организовать это обеспечение на основе педагогических положений.
Данная работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы по теме.
Речевая деятельность есть активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли (волеизъявления, выражения чувств), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1) Все виды речевой деятельности имеют много общего ив то же время отличаются друг от друга по ряду параметров. Главными среди этих параметров являются: а)характер вербального (речевого) общения; б) роль речевой деятельности в вербальном общении; в) направленность РД на прием или выдачу сообщения; г) связь со способом формирования и формулирования мысли; д) характер внешней выраженности; е) характер задействованной в процессах РД обратной связи.
2) К основным видам речевой деятельности относятся: говорение (устное выражение мысли); слушание (восприятие речи на слух и ее понимание); письмо (графическое, письменное выражение мысли);
чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение - чтение про себя.
3) Рассмотрев специфику речевой деятельности старших школьников, выявили, что: при работе по развитию речи школьников старших классов необходимо сочетание трёх подходов:
1. психолингвистического подхода, который основывается на теории речевой деятельности;
2. лингводидактического подхода, изучающего закономерности обучения родному и иностранным языкам;
3. методико-литературного подхода, принимающего во внимание возможности литературоведения, художественной литературы, критики и ораторского искусства.
4) Существуют следующие критерии развития речи, которые достигаются школьниками в процессе обучения в период с 5 по 11 класс. Сюда относятся:
1. усвоение активной лексики изучаемых текстов и стилей авторов;
2. усвоение общественно-философской и научной терминологии;
3. усвоение школьниками теоретико-литературной и искусствоведческой терминологии, применение ее в процессе анализа текста, а также в различных высказываниях;
4. усвоение изобразительно-выразительных средств языка (пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.), использование их в контекстной речи разного уровня;
5. понимание школьниками особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией общения и умение практического их применения (художественный и аналитический пересказ, сообщение, ответ, доклад, художественно-биографический рассказ и т.д.);
6. содержательность высказывания;
7. стройность, четкость, логичность композиции высказывания;
8. владение школьников приемами общения со слушателями во время выступления;
9. ведение диалога;
10. самостоятельность школьников при подготовке выступления;
11. наиболее оптимальное сочетание в изложении материала на основе исследования текста с собственными рассуждениями.
12. усвоение школьниками особенностей каждого из речевых стилей в соответствии с определенным жанром высказывания и ситуативностью общения.
Таким образом, можно сказать, что в соответствие с данными критериями развития речевой деятельности для учащихся каждого «речевого возраста» сформировываются собственные критерии и уровни, которые служат ориентирами для организации деятельности речи в процессе обучения.
5) Работа учащихся на уроках русского языка по развитию речи характеризуется выработкой у них навыков по формированию смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения, исключения логических ошибок при работе с текстом. Учащиеся выстраивают свою речь в соответствии с нормами русского языка, речевые ошибки сводятся к минимуму, четко формулируется тезис, подбирается достаточное количество аргументов, приводятся примеры. Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместно используются средства выразительности. Учащиеся соотносят речь с ситуацией общения, организуют пространство, чувствуют себя уверенно, у них хорошее настроение, выступление приносит удовольствие. Учащиеся адекватно используют невербальные средства общения.
Разработанные нами упражнения для развития речи : лингвистические «угадайки», лингвистические «почемучки», комплексный анализ текста и т.д., а также разработанный конспект урока в 8 классе должны привести к положительным результатам в обучении и воспитании учащихся.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - С. 10.
2. Аванесов, Р.И. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова. Изд. 12-е, стереотипное. - М.: 2013. - 582 с.
3. Алферов, А.Д. Психология развития школьников / А.Д.Алферов. - Ростов-на-Дону:, 2012. - 387 с.
4. Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся / Е.В. Архипова. - М., 2004. - 219 с.
5. Бачун, А.Н. Формирование речемыслительных способностей учащихся на этапе обобщения и повторения школьного курса русского языка : автореф. канд. пед. наук / А.Н.Бачун. - М., 2012. - 115 с.
6. Белянин, В.П. Психолингвистика / В.П.Белянин. - М.:, 2009. - 325 с.
7. Боженкова, Р.К. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова. - М.: Вербум-М, 2012. - 357 с.
8. Вачкова, С.Н. Информационно-коммуникационные технологии в поликультурной среде // Русский язык и литературное чтение в поликультурной начальной школе / под ред. Т.И.Зиновьевой. - М.,
2014. - С. 77.
9. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Е.Ю. Кашаева. - Ростов н/Д: Знание, 2010. - 539 с.
10. Водина, Н.С. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. / Н.С.Водина, А.Ю.Иванова, В.С.Клюев и др.; - М.: Флинта: Наука, 2012. - 519 с.
11. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р.Гальперин. - М., 2011. - 229 с.
12. Гойхман, О.Я. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. О.Я.Гойхмана. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 369 с.
14. Горашова, Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. 7 класс: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс» / Н.Г.Г орашова. - М., 2006. - 258 с.
15. Граник, Г.Г. Как учить работать с книгой / Г.Г.Граник,
С.М.Бондаренко. - М., 2007. - 245 с.
16. Дейкина, А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе / А.Д.Дейкина. - 2002. - №3. - С. 105.
17. Десяева, Н.Д. Стилистика современного русского языка / Н.Д.Десяева,
С.А.Арефьева. - М., 2012. - С. 6.
18. Жинкин, Н.И. Язык - речь - творчество: Избранные труды. - М.: Время, 2008. - 334 с.
19.Золотова, Г.А. О характере нормы в синтаксисе / Г.А. Золотова // Синтаксис и норма: сборник научных статей. М.: Наука, 2014. С. 145175.
20. Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / Т.Ф. Иванова. Изд.
5- е, стереотипное.- М.: 2012. - 448 с.
21. Ипполитова, Н.А. Риторика : учебник / под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. - С. 195.
22. Ипполитова, Н.А., Русский язык и культура речи : учебник / Н.А.Ипполитова, О.Ю.Князева, М.Р.Саввова. - М.:, 2007. - 253 с.
23. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий /
A. К.Колеченко. -СПб: КАРО, 2004. - 426 с.
24. Коноваленко, В.В. Многозначность существительных в русском языке /
B. В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. - М.: ГНОМ и Д, 2009. - 897 с.
25. Лаврентьева, А.И. Детская речь (становление языковой способности в
онтогенезе) : учеб. пособие для студентов педагогических
университетов / А.И.Лаврентьева. - М.:, 2011. - 263 с.
26. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А.Ладыженская. - М.:, 2009. - 202 с.
28. Максимов, В.И. Русский язык и культура речи: Практикум по курсу. / Под ред. проф. В.И.Максимова. - М.: Гардарики, 2012. - 339 с.
29. Мещеряков, В.Н. Учим начинать и заканчивать текст: учебное пособие для учащихся старших классов, студентов-филологов и учителей- словесников / В.Н.Мещеряков. - М., 2004. - 302 с.
30. Новожилова, М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М.М.Новожилова, С.Г.Воровщиков. - М., 2007. - 208 с.
31.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - М., 1996. - С. 527.
32. Парамонова, Л.Г. Задания для развития речи / Л.Г.Парамонова. - М.: АСТ, 2012. - 208 с.
33. Пахнова, Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ / Т.М.Пахнова. - 2004, №4. - С.8-16.
34. Пахнова, Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ / Т.М.Пахнова. - 2000, №4. - С.10-
18.
35. Пищальщиков, В.А. История и теория психолингвистики : Курс лекций / В.А.Пищальщиков. - М.:, 2005. - 284 с.
36. Резниченко, Т. Русский язык. От игры - к знаниям / Т.Резниченко,
О.Ларина. - М.: Олма Медиа Групп, 2010. - 176 с.
37. Розенталь, Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э.Розенталь, М.А. Теленкова. М.: Время, 2014. - 541 с.
38. Рузская, А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Психология дошкольника : Хрестоматия / А.Г.Рузская. - М.:, 2000. -
С. 5 - 19.
39. Сальникова, Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Т.П.Сальникова. - М.:, 2013. - 228 с.
41. Синицын, В.А. От уроков лексики к речевому творчеству и культуре речи. Пособие для старшеклассников, студентов и преподавателей /
В.А.Синицын. - М.: НАНОО «МСГИ», 2015. - 218 с.
42. Синицын, В.А. Уроки лексики, или когда язык не заплетается. Оригинальное пособие по русскому языку с теоретическим и практическим материалом для развития речи и речевого творчества /
B. А.Синицын, Г.В.Сухова. - М.: МСГИ, 2012. - 259 с.
43. Скиргайло, Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Пособие для учителя / Т.О.Скиргайло. - М.,
2004. - 257 с.
44. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд., испр. и доп. Назрань,
2010. - 518 с.
45. Степанова, Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы / Л.С.Степанова. - М., 2005. - 115 с.
46. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н.Кожиной. - М., 2003. - С. 180.
47. Суворова, Е.П. Периоды речевого развития школьников (5-9 классы) : монография / Е.П.Суворова. - СПб.:, 2000. - 106 с.
48. Хаймович, Л.В. Речевые жанры // Педагогическая риторика / под ред. Н.Д.Десяевой. - М., 2012. - С. 208.
49. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи /
C. Н.Цейтлин. - М.:, 2010. - 342 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ