Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития чувства ритма у детей 8-9 лет в процессе освоения спортивных бальных танцев 8
1.1. Развитие чувства ритма как психолого-педагогическая
проблема 8
1.2. Особенности развития чувства ритма у детей младшего школьного
возраста 18
1.3. Потенциал спортивных бальных танцев в аспекте развития чувства
ритма 26
Выводы по главе 1 38
Глава II. Практический опыт по развитию чувства ритма у детей
8-9 лет в процессе освоения спортивных бальных танцев на базе ТСК «Дуэт» г. Казани 41
2.1. Разработка комплекса упражнений для развития чувства ритма у
детей младшего школьного возраста в процессе освоения спортивных бальных танцев 41
2.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса упражнений для развития чувства ритма у детей младшего школьного
возраста на базе ТСК "Дуэт" г. Казани и анализ ее результатов 58
Выводы по главе II 68
Заключение 70
Список литературы 72
Приложение
Актуальность исследования
Широко известно, что ритму подчинена вся жизнь человека: ритм дыхания и сердечной деятельности, ритм суток и времен года, ритм работы и музыки. Ритму принадлежит важнейшая роль в танце, он служит его формообразующим элементом. Ритм - это главная характеристика танца - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений.
Наличие чувства ритма необходимо человеку для умения координировать свои движения и воспроизводить их в действии. Выучить комбинацию танцевальных элементов возможно даже начинающему танцору, но исполнить ее под музыку, двигаться в ритм музыки, удается далеко не всем.
Развивая культуру танца у детей, целесообразно рассматривать этот процесс неразделимо с музыкальным воспитанием. Мелодичный и ритмичный звук становится в танце мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характер, чувства и мысли человека.
Музыка является той составляющей танцевального искусства, которая позволяет наполнить его конкретным художественно-образным смыслом и определяется способностью танцора в соответствии со своими индивидуальными особенностями раскрыть заложенную в ней идею- настроение. Сочетание музыки и движения, свободы тела и духа и составляют в целом танцевальное искусство. Занятия танцами не только развивают музыкальность и чувство ритма, но и помогают раскрывать себя в творчестве, воспитывать внимание, волю и коммуникабельность.
Следует отметить, что большим, но недостаточно изученным педагогическим потенциалом обладают спортивные бальные танцы. Педагогический потенциал спортивных бальных танцев заключается в их позитивном влиянии на физическое, интеллектуальное, нравственное,
эстетическое и социально-психологическое развитие детей, на их адаптацию, социализацию и самореализацию.
Специфика спортивных бальных танцев проявляется не только в интеграции спортивной, культурной, эстетической и художественной деятельности как сочетания элементов спорта и искусства, но и в комплексном подходе к воспитанию личности и формированию творческой культурной среды, что помогает устранить традиционный приоритет ценностей физического развития над духовным становлением человека в процессе спортивной деятельности.
Спортивные бальные танцы способствуют развитию пластики и красоты движений, развивают индивидуальные способности детей, формируют адекватную самооценку, помогают обрести уверенность в собственных силах, дают толчок к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Следует отметить, что именно музыкальноритмическое развитие партнеров, составляющее дуэт, в конечном итоге определяет неповторимость созданного парой творческого эмоциональновыразительного танцевального образа. Очень важным моментом является соответствие ритма обоих партнеров, для того, чтобы шаги и движения корпуса в выполняемых фигурах попадали на определенные удары такта (слабые и сильные доли, синкопы, акценты и прочее). Пара, танцующая в единстве с музыкой создает гармоничный сюжет и образ, полностью раскрывает настроение и характер звучащей мелодии. Таким образом, проблема развития чувства ритма у детей в спортивных бальных танцах является очень важной.
Степень изученности проблемы. Проблемы развития чувства ритма не раз обсуждались в научной и методической литературе. Большой вклад в исследование чувства ритма в танце внесли К. Орф, Н.П. Аникеева, А.Н. Зимина, О.П. Радынова А.Ф. Лобова, Т. Тютютникова, Ж.Е. Фирлева и др.
Практические аспекты развития техники спортивного бального танца рассматривали Г. Говард, У. Лэрд, А. Мур, Д. Новак, Ю. Пин, Э. Салберг, Г. Смитт-Хэмшир, И. Сандерс, А. Флетчер, М. Хилтон, А.Н. Беликова, М.А. Ганеева, Г.Б. Гулай, А. Земляной, В.А. Никовский, А.Д. Саватин, Л.М. Плетнев и др. Однако, анализ литературы показывает, что проблема развития чувства ритма именно в процессе освоения спортивных бальных танцев изучена еще недостаточно. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью решения проблемы развития чувства ритма детей в процессе освоения спортивных бальных танцев и недостаточной разработкой методического материала и его применения в реальной практике. Именно это обусловило выбор темы нашего исследования - «Развитие чувства ритма у детей 8-9 лет в процессе освоения спортивных бальных танцев».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить комплекс упражнений для развития чувства ритма у детей 8-9 лет в процессе освоения спортивных бальных танцев.
Объект исследования: художественное развитие детей в процессе хореографического обучения.
Предмет исследования: процесс развития чувства ритма у детей 8-9 лет в процессе освоения спортивных бальных танцев.
В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза, согласно которой использование специального комплекса упражнений окажет положительное влияние на развитие чувства ритма детей 8-9 лет в процессе освоения спортивных бальных танцев.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему развития чувства ритма в психологопедагогической литературе;
2. Охарактеризовать особенности развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста;
3. Раскрыть потенциал спортивных бальных танцев в аспекте развития чувства ритма;
4. Разработать комплекс упражнений для развития чувства ритма у
детей младшего школьного возраста в процессе освоения спортивных
бальных танцев;
5. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации комплекса упражнений для развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста на базе ТСК "Дуэт" г. Казани и обобщить ее результаты.
Методологическую основу исследования составили работы отечественных психологов Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина,
А.Н. Леонтьева, Е.В. Назайкинского, Г.С. Тарасова, зарубежных педагогов
Э.Ж-Далькроза, К.Орфа, раскрывающих деятельностный аспект развития музыкальных способностей, в том числе и чувства ритма; исследования по методике и технологии обучения и воспитания профессиональных танцовщиков А.Я.Вагановой, Р.В.Захарова, Н.И.Тарасова и др.
Методы исследования:
Теоретические: анализ и обобщение теоретического материала по проблеме исследования, анализ и обобщение результатов эксперимента. Практические: наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: Танцевально-спортивный клуб «Дуэт» (г. Казань). Контрольная группа из 10 человек (5 пар).
Этапы исследования:
1 этап: сбор, изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2 этап: разработка комплекса заданий для развития чувства ритма у детей 8-9 лет в процессе освоения спортивных бальных танцев.
3 этап: проведение опытно-экспериментальной работы по реализации разработанного комплекса заданий и анализ полученных результатов с точки зрения их эффективности.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса упражнений для развития чувства ритма детей 8-9 лет в процессе освоения спортивных бальных танцев.
Практическая значимость. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны педагогам-хореографам спортивных бальных танцев, а также студентам хореографических отделений средних и высших учебных заведений.
Апробация исследования. Личный опыт преподавания спортивных бальных танцев в танцевально-спортивном клубе «Дуэт» г. Казани, с внедрением разработанного комплекса упражнений по развитию чувства ритма.
Ритм ощущает каждый человек. Ритм - это упорядоченное чередование звуков, чаще всего разной длительности. У каждого человека чувство ритма развито в различной степени. Чувство ритма развивается путем музыкально-ритмических упражнений.
Основоположником обучения ритму является швейцарский педагог Э. Жак-Далькроз. Использование педагогических принципов, отраженных в его системе и системе его последователей (К.Орфа и др.), и правильный подбор музыкального репертуара, в совокупности обеспечивают успешную деятельность по формированию музыкально-ритмических навыков у детей.
В младшем школьном возрасте (8-9 лет) дети располагают значительными резервами развития. Интенсивно развиваются музыкальные способности - ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Дети 8-9 лет характеризуются эмоциональной отзывчивостью на выразительные особенности ритма. Чувство ритма у младших школьников воспитывается посредством экстероцептивных ощущений, прежде всего слуховых. Именно через слух возможно восприятие тех или иных метроритмических рисунков. Реагируя на них, ребенок развивает свое чувство ритма. Также ритмическое чувство у младших школьников находится в теснейшей зависимости от телесной моторики. Младший школьный возраст является сензитивным для развития метроритмического чувства.
Спортивные бальные танцы отличаются большим разнообразием стилей и направлений. Эти танцы исполняются в высоком темпе, ритм их весьма интенсивен. Сегодня спортивные бальные танцы делятся на 2 программы: европейскую и латиноамериканскую.
Каждый спортивный бальный танец обладает особой ритмикой.
Танцевальные движения спортивных бальных танцев доступны для
исполнения детьми 8-9 лет. В процессе освоения танцев происходит развитие
чувства ритма детей. Для повышения результативности данной работы был
70
разработан комплекс упражнений для развития чувства ритма детей. Чтобы проверить его эффективность была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ТСК «Дуэт» г. Казани.
На констатирующем этапе эксперимента в результате диагностики чувства ритма детей (по упражнениям А. Мура и авторским) было определено, что большинство детей (70%) имеет средний уровень развития чувства ритма. Для того, чтобы улучшить данные результаты был проведен формирующий этап эксперимента. На данном этапе на занятиях (18 занятий по 45 минут) был внедрен комплекс специальных упражнений для развития чувства ритма учащихся. Комплекс состоит из упражнений, с помощью которых происходит разучивание пяти спортивных бальных танцев обеих программ, таких как: «Медленный Вальс», «Квикстеп», «Самба», «Ча-Ча-Ча» и «Джайв». Данные спортивные бальные танцы являются обязательными на соревнованиях в возрастной категории детей исследуемой группы (8-9 лет).
После работы над специальными упражнениями, был проведен контрольный этап эксперимента - диагностика чувства ритма детей с помощью той же методики, что и на констатирующем этапе. В результате данного этапа было определено, что у всех детей наблюдается положительная динамика в развитии чувства ритма: у 4 детей (40%) развитие чувства ритма повысилось до уровня выше среднего (21-25 баллов), у 6 детей (60%) уровень развития чувства ритма оказался высоким (26-30 баллов).
Таким образом, эффективность разработанного комплекса упражнений для развития чувства ритма детей в процессе освоения спортивных бальных танцев была доказана. Цель работы была достигнута, задачи решены.
1. Богомолова Л. Танец: ритм и пластика. - М.: Просвещение, 1991. -
206 с.
2. Боттомер П. Уроки танца / пер.с англ. К. Молькова. - М.: Эксмо, 2003. -312 с.
3. Буренина А. И. Ритмическая мозайка: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 52 с.
4. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991.-64 с.
5. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 448 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: детство, отрочество, юность.- М.: Академия, 2000. - 624с.
7. Горшкова Е.В. О говорящих движениях и чудесных превращениях: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007. - 79 с.
8. Грозных П. А. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 120-121.
9. Ерохина Е.В. Школа танцев для детей / Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 123 с.
10. Жак-Далькроз Э. Ритм / авт. примеч. Ж. Панова. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Классика XXI, 2012. - 248 с.
11. Загорц М. Танцы / пер. со словен. И. Ругел. - М.: Ижица, 2003.79 с.
12. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: учебноепособие / Д. Зайфферт; пер. с нем. В. Штакенберг.- СПб : Лань, 2012.- 128 с.
13. Зарецкая Н.В. Танцы для детей младшего школьного возраста. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - 208 с.
14. Земляной А. История возникновения бального танца // Танец. -
1999. -№ 8 - С. 18-21.
15. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для вузов. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос,
2000. - 304 с.
16. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. - СПб.: Питер, 2005. - 316 с.
17. Курысь В. Н., Гзирьян Р. В. Ритм в музыке и ритмической гимнастике // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 82-87.
18. Лаэрд У. Техника латиноамериканских танцев. Часть I-II / пер. с англ. А. Белогородского. - М.: Издательство «Артис», 2003. - 244 с.
19. Лобова А. Ф. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности / А. Ф. Лобова, О. Е. Дрень.- Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2003. - 168 с.
20. Мур А. Бальные танцы / пер. с англ. С. Ю. Бардиной. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 319 с.
21. Мур А. Пересмотренная техника европейских танцев. Ч. 1 / пер. Ю.Пина. - СПб.: Питер, 1993. -48 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.
23. Орлова С.В., Салимгареева Е.Г. Теория и методика танцевального спорта. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. - Иркутск: ООО «Мегапринт», 2011. - 94 с.
24. Пак Т.С. Психология развития и возрастная психология: учебнометодическое пособие. - М.: Олимпия Человек, 2010. - 48 с.
25. Паршук С. М., Драган А. О. Роль хореографии в гармоничном развитии младших школьников // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 8. - С. 185-187.
26. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
27. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 318 с.
28. Радынова О. П. Настроение, чувства в музыке. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 362 с.
29. Ротт З.Я. Танцы в начальной школе. 2 часть. - М.: Сфера, 2006. -
228 с.
30. Рубштейн Н. Психология танцевального спорта или что нужно знать, чтобы стать первым. Книга по психологии танцевального спорта ведущего танцевального психолога в России в трех частях: Закон успешной тренировки, Пара, Тренер. - М.: Эксмо, 2002.- 136 с.
31. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания. - СПб.: Гуманитарная академия, 2000.- 310 с.
32. Суворова Н., Казанцева Л. Спортивные олимпийские танцы. Сочи- 2014. - 30 с.
33. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. - М.: Наука, 2005. - Т. 1. - 328 с.
34. Техника исполнения европейских танцев. Часть 1. Медленный вальс / пер. с англ. и редакция Ю. Пина. - Лондон - СПб: Имперское общество учителей танцев, 1996. - 112 с.
35. Техника исполнения европейских танцев. Часть 2. Танго / пер. с англ. и редакция Ю. Пина. - Лондон - СПб: Имперское общество учителей танцев, 1996. - 96 с.
36. Техника исполнения европейских танцев. Часть 3. Венский вальс / пер. с англ. и редакция Ю. Пина. - Лондон - СПб: Имперское общество учителей танцев, 1996.- 110 с.
37. Техника исполнения европейских танцев. Часть 4. Фокстрот / пер. с англ. и редакция Ю. Пина. - Лондон - СПб: Имперское общество учителей танцев, 1996. - 98 с.
38. Техника исполнения европейских танцев. Часть 5. Квикстэп / пер. с англ. и редакция Ю. Пина. - Лондон - СПб: Имперское общество учителей танцев, 1996. - 74 с.
39. Техника исполнения латино-американских танцев. Часть 1. Румба / пер. с англ. и редакция Ю. Пина. - Лондон - СПб: Имперское общество учителей танцев, 1996. - 104 с.
40. Техника исполнения латино-американских танцев. Часть 2. Самба / пер. с англ. и редакция Ю. Пина. - Лондон - СПб: Имперское общество учителей танцев, 1996.- 112 с.
41. Техника исполнения латино-американских танцев. Часть 3. Пасодобль / пер. с англ. и редакция Ю. Пина. - Лондон - СПб: Имперское общество учителей танцев, 1996. - 96 с.
42. Техника исполнения латино-американских танцев. Часть 4. Джайв / пер. с англ. и редакция Ю. Пина. - Лондон - СПб: Имперское общество учителей танцев, 1996. - 124 с.
43. Техника исполнения латино-американских танцев. Часть 5. Ча-ча-ча / пер. с англ. и редакция Ю. Пина. - Лондон - СПб: Имперское общество учителей танцев, 1996.- 115 с.
44. Токарь О.В. Психология развития и возрастная психология в схемах,таблицах, комментариях. - М.: Юнити-Дана, 2014.- 147 с.
45. Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла Орфа. Методическое пособие для учителей музыки. - М.: АСТ, 2000. - 341 с.
46. Феликсдал Б. Ритм, тело и душа // Балет. 1996. - №2. - С. 52-54; № 4-5. - С. 62-64; №6. - С. 53-55.
47. Фирилева Ж.Е. Развитие чувства ритма у детей средствами физических упражнений и музыки / Ж.Е. Фирилёва, О.В. Загрядская // Современное состояние проблемы подготовки специалистов по физической культуре и перспективы развития: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конференции «Герценовские чтения» / под ред. Г.Н. Пономарёва, Р.М. Кадырова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 219-223.
48. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевальноигровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.: Детство-пресс, 2009. - 352 с.
49. Шутиков Ю.Н. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. - СПб.: Изд-во ООО «Синус Пи», 2006. - 136 с.
50. Яворский Д. Р., Карчагин Е. В. Ритм: рождение концепта // Ритмология культуры: очерки / под ред. Ю. Ю. Ветюнева, А. И. Макарова, Д. Р. Яворского. - СПб.: Алетейя, 2012. - С. 9-30.
Интернет-источники:
51. Каврева Е.Н. Развитие чувства ритма у детей на уроках ритмики [Электронный источник] - Режим доступа:
http ://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:dLJiGgiQOUAJ:oktdshi. muzkult.ru/img/upload/1235/documents/kavreva.pdf+&cd=27&hl=ru&ct=clnk&gl =ru
52. Ротерс Т.Т. Научно-педагогические основы развития чувства ритма у школьников в процессе взаимодейтсвия физического воспитания с эстетическим [Электронный источник] - Режим доступа: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:O0y5q6ThnfYJ:lib.sporte du.ru/Books/XXPI/2004N4/p77-82.htm+&cd=29&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
53. Средства и методы развития чувства ритма [Электронный
источник] - Режим доступа:
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:seizI2QASwEJ:www.mon
ographies.ru/ru/book/section%3Fid%3D9716+&cd=31&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
54. Гейко М.В. Методическая работа: Организация опытно
экспериментальной работы по развитию музыкально-ритмического воспитания младших школьников [Электронный источник] - Режим доступа: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:emthzvP9ctsJ:nauka- it.ru/attachments/article/1333/geyko mv hanti mansiysk konf13.pdf+&cd=33&hl =ru&ct=clnk&gl=ru
55. Приемы формирования чувства ритма у детей младшего школьного
возраста средствами ритмопластической гимнастики [Электронный источник] - Режим доступа:
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:ZHilFh-
3YPsJ :forum .schoolpress.ru/article/80/1449+&cd=3 6&hl=ru&ct=clnk&gl=ru