ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ.... 7
1.1. Понятие «универсальные учебные действия» - сущность,
критерии оценки 7
1.2. Особенности логических учебных действий в младшем
школьном возрасте 13
1.3. Дидактическая игра как средство формирования познавательных
универсальных учебных действий 18
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ 28
2.1. Диагностика сформированности уровня логических
универсальных учебных действий на констатирующем этапе исследования 28
2.2. Описание обучающего эксперимента, направленного на
формирование логических универсальных учебных действий 42
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 50
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ.... 7
1.1. Понятие «универсальные учебные действия» - сущность,
критерии оценки 7
1.2. Особенности логических учебных действий в младшем
школьном возрасте 13
1.3. Дидактическая игра как средство формирования познавательных
универсальных учебных действий 18
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ 28
2.1. Диагностика сформированности уровня логических
универсальных учебных действий на констатирующем этапе исследования 28
2.2. Описание обучающего эксперимента, направленного на
формирование логических универсальных учебных действий 42
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 50
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение
Актуальность исследования. В условиях действия федеральных государственных образовательных стандартов основное внимание исследователей обращено к проблеме формирования универсальных учебных действий. Сущность универсальных учебных действий и пути их формирования раскрыты в концептуальных положениях, разработанных А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, И.А. Володарской и других авторов [3, с.152; 4, с.159].
Сущность овладения обучающимися универсальными учебными действиями заключается в формировании способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. Универсальные учебные действия являются основой умения учиться, успешного усвоения новых знаний, умений и навыков.
Логические универсальные учебные действия оказывают огромное влияние на формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников и познавательное развитие в целом. В процессе познавательного развития происходит формирование у учащихся научной картины мира, развитие умений управлять познавательной деятельностью, способов познания, развитие всех познавательных процессов, а также рефлексии. К числу познавательных универсальных учебных действий А.Г.Асмолов относит общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы [3, с.152].
В связи с этим формирование универсальных учебных действий выступает одной из приоритетных задач образования. Д.С. Елисеева считает, что на данный момент, несмотря на большое количество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам ее формирования, подходам к развитию общеучебных умений и навыков, большинство учителей испытывают трудности при реализации новых целей образования, продолжают опираться на традиционные способы формирования знаний, умений и навыков [16, с.8-15]. В результате у обучающихся начальной школы не в полной мере формируются учебные умения необходимые для действия в изменившихся учебных ситуациях, что обуславливает многочисленные трудности. Также незаслуженно малое внимание уделяется такому средству обучения как игра, которая уступает место учебным заданиям.
Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между современными требованиями к организации учебно-познавательной деятельности учащихся и учебной деятельности в целом, и недостаточным владением учителями педагогическими технологиями, позволяющими в полной мере достигать задач формирования универсальных учебных действий в учебной деятельности.
Актуальность исследования обусловила выбор темы исследования: «Дидактическая игра как средство формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования дидактической игры как средства формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство
формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование логических универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста в дидактической игре будет более эффективным, при реализации следующих педагогических условий:
- подборе комплекса дидактических игр и систематическом их проведении на уроках;
- отборе содержания игр и четком следовании этапам проведения
игры;
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить условия использования игры как средства формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Выявить уровень сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников.
4. Апробировать в учебном процессе начальной школы условия формирования логических универсальных учебных действий через дидактическую игру.
5. Провести сравнительный анализ результатов опытно-
экспериментальной работы.
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
- концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, В.Г. Бурменская, О.А. Карабанова, Г.А. Цукерман);
- исследования, раскрывающие особенности познавательного развития в младшем школьном возрасте (В.С. Мухина, Ж.Пиаже и др.)
- положения о роли игры в развитии ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина).
Практическая значимость исследования заключается в выделении и апробации педагогических условий организации работы по использованию игры как средства формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников, которые могут использоваться учителями начальных классов для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, качественный и количественный анализ результатов.
База исследования: МБОУ «Гимназия №8» Советского района г. Казани. В исследовании приняли участие учащиеся 1-х классов: 1 «Б» класса в количестве 25 человек и 1 «Г» класса в количестве 25 человек.
Сущность овладения обучающимися универсальными учебными действиями заключается в формировании способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. Универсальные учебные действия являются основой умения учиться, успешного усвоения новых знаний, умений и навыков.
Логические универсальные учебные действия оказывают огромное влияние на формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников и познавательное развитие в целом. В процессе познавательного развития происходит формирование у учащихся научной картины мира, развитие умений управлять познавательной деятельностью, способов познания, развитие всех познавательных процессов, а также рефлексии. К числу познавательных универсальных учебных действий А.Г.Асмолов относит общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы [3, с.152].
В связи с этим формирование универсальных учебных действий выступает одной из приоритетных задач образования. Д.С. Елисеева считает, что на данный момент, несмотря на большое количество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам ее формирования, подходам к развитию общеучебных умений и навыков, большинство учителей испытывают трудности при реализации новых целей образования, продолжают опираться на традиционные способы формирования знаний, умений и навыков [16, с.8-15]. В результате у обучающихся начальной школы не в полной мере формируются учебные умения необходимые для действия в изменившихся учебных ситуациях, что обуславливает многочисленные трудности. Также незаслуженно малое внимание уделяется такому средству обучения как игра, которая уступает место учебным заданиям.
Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между современными требованиями к организации учебно-познавательной деятельности учащихся и учебной деятельности в целом, и недостаточным владением учителями педагогическими технологиями, позволяющими в полной мере достигать задач формирования универсальных учебных действий в учебной деятельности.
Актуальность исследования обусловила выбор темы исследования: «Дидактическая игра как средство формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования дидактической игры как средства формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство
формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование логических универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста в дидактической игре будет более эффективным, при реализации следующих педагогических условий:
- подборе комплекса дидактических игр и систематическом их проведении на уроках;
- отборе содержания игр и четком следовании этапам проведения
игры;
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить условия использования игры как средства формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Выявить уровень сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников.
4. Апробировать в учебном процессе начальной школы условия формирования логических универсальных учебных действий через дидактическую игру.
5. Провести сравнительный анализ результатов опытно-
экспериментальной работы.
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
- концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, В.Г. Бурменская, О.А. Карабанова, Г.А. Цукерман);
- исследования, раскрывающие особенности познавательного развития в младшем школьном возрасте (В.С. Мухина, Ж.Пиаже и др.)
- положения о роли игры в развитии ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина).
Практическая значимость исследования заключается в выделении и апробации педагогических условий организации работы по использованию игры как средства формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников, которые могут использоваться учителями начальных классов для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, качественный и количественный анализ результатов.
База исследования: МБОУ «Гимназия №8» Советского района г. Казани. В исследовании приняли участие учащиеся 1-х классов: 1 «Б» класса в количестве 25 человек и 1 «Г» класса в количестве 25 человек.
Целью исследования являлось изучение условий применения игры как средства формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач. В ходе анализ научной литературы по проблеме исследования, мы установили, что под универсальными учебными действиями понимается способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного освоения нового социального опыта. Логические учебные действия являются одним из видов универсальных учебных действий.
Группа познавательных универсальных учебных действий включает в себя: самостоятельное выделение и формулировку познавательной цели, поиск необходимой информации, умение применять различные методы поиска информации, действия моделирования и преобразования моделей, операции анализа, сравнения, классификации, подведения под понятие, выведения соответствия, установления причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения, выдвижения гипотез и их обоснования.
В младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования логических универсальных учебных действий, так как основу познавательных действий составляют психические процессы, которые активно формируются в этот возрастной период. Кроме того, у младших школьников формируются способы самостоятельного управления всеми познавательными процессами, в интеллектуальном развитии активно формируется аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, которые являются важными предпосылками формирования логических х универсальных учебных действий.
Анализ по проблеме исследования показал, что игра выступает как одно из средств развития познавательных учебных действий. Дидактические игры обладают более широкими возможностями развития познавательных учебных действий, особенно, если в процессе обучения реализуются следующие условия: подобран комплекс дидактических игр и
систематическое их проведение на уроках; отобрано содержание игр и осуществляется четкое следование этапам проведения игры; используются в обучении игры, направленные на развитие логических учебных действий учащихся.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что, что логических универсальные учебные действия сформированы у первоклассников недостаточно: учащиеся затрудняются в самостоятельном выделении и формулировке познавательной цели, поиске необходимой информации, не владеют умением применять различные методы поиска информации, допускают ошибки при выполнении логического действия, в процессе моделирования, сформированность операций анализа, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей преимущественно на среднем и низком уровне.
Экспериментальная работа осуществлялась в период на протяжение трех месяцев, с января по май 2017-го года. В экспериментальном обучении приняли участие учащиеся 1-го «Б» класса. Организация экспериментальной работы осуществлялась поэтапно и таких этапов мы условно выделили три: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе работы нами были подобраны и систематизированы дидактические игры, способствующие развитию познавательных универсальных учебных действий.
На основном этапе нами проводились данные игры, с целью формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
На заключительном этапе мы осуществляли закрепление сформированных познавательных универсальных учебных действий младших школьников с помощью игры.
На контрольном этапе эксперимента отмечается положительная динамика в формировании логических универсальных учебных действий, что проявилось не только в количественных показателях, но и качественных характеристиках и свидетельствует об эффективности проведенной работы. Первоклассники стали более успешно осуществлять выделение и постановку познавательной задачи, стали более сформированными мыслительные операции, логические действия.
Таким образом, цель исследования была достигнута.
Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач. В ходе анализ научной литературы по проблеме исследования, мы установили, что под универсальными учебными действиями понимается способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного освоения нового социального опыта. Логические учебные действия являются одним из видов универсальных учебных действий.
Группа познавательных универсальных учебных действий включает в себя: самостоятельное выделение и формулировку познавательной цели, поиск необходимой информации, умение применять различные методы поиска информации, действия моделирования и преобразования моделей, операции анализа, сравнения, классификации, подведения под понятие, выведения соответствия, установления причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения, выдвижения гипотез и их обоснования.
В младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования логических универсальных учебных действий, так как основу познавательных действий составляют психические процессы, которые активно формируются в этот возрастной период. Кроме того, у младших школьников формируются способы самостоятельного управления всеми познавательными процессами, в интеллектуальном развитии активно формируется аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, которые являются важными предпосылками формирования логических х универсальных учебных действий.
Анализ по проблеме исследования показал, что игра выступает как одно из средств развития познавательных учебных действий. Дидактические игры обладают более широкими возможностями развития познавательных учебных действий, особенно, если в процессе обучения реализуются следующие условия: подобран комплекс дидактических игр и
систематическое их проведение на уроках; отобрано содержание игр и осуществляется четкое следование этапам проведения игры; используются в обучении игры, направленные на развитие логических учебных действий учащихся.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что, что логических универсальные учебные действия сформированы у первоклассников недостаточно: учащиеся затрудняются в самостоятельном выделении и формулировке познавательной цели, поиске необходимой информации, не владеют умением применять различные методы поиска информации, допускают ошибки при выполнении логического действия, в процессе моделирования, сформированность операций анализа, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей преимущественно на среднем и низком уровне.
Экспериментальная работа осуществлялась в период на протяжение трех месяцев, с января по май 2017-го года. В экспериментальном обучении приняли участие учащиеся 1-го «Б» класса. Организация экспериментальной работы осуществлялась поэтапно и таких этапов мы условно выделили три: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе работы нами были подобраны и систематизированы дидактические игры, способствующие развитию познавательных универсальных учебных действий.
На основном этапе нами проводились данные игры, с целью формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
На заключительном этапе мы осуществляли закрепление сформированных познавательных универсальных учебных действий младших школьников с помощью игры.
На контрольном этапе эксперимента отмечается положительная динамика в формировании логических универсальных учебных действий, что проявилось не только в количественных показателях, но и качественных характеристиках и свидетельствует об эффективности проведенной работы. Первоклассники стали более успешно осуществлять выделение и постановку познавательной задачи, стали более сформированными мыслительные операции, логические действия.
Таким образом, цель исследования была достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство развития логических универсальных учебных действий на уроках информатики в четвертом классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Логические универсальные учебные действия в процессе обучения решению текстовых задач в младшем школьном возрасте на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование общеучебных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2016 - Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством моделирования
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



