Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ.... 7
1.1. Понятие «универсальные учебные действия» - сущность,
критерии оценки 7
1.2. Особенности логических учебных действий в младшем
школьном возрасте 13
1.3. Дидактическая игра как средство формирования познавательных
универсальных учебных действий 18
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ 28
2.1. Диагностика сформированности уровня логических
универсальных учебных действий на констатирующем этапе исследования 28
2.2. Описание обучающего эксперимента, направленного на
формирование логических универсальных учебных действий 42
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 50
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение
Актуальность исследования. В условиях действия федеральных государственных образовательных стандартов основное внимание исследователей обращено к проблеме формирования универсальных учебных действий. Сущность универсальных учебных действий и пути их формирования раскрыты в концептуальных положениях, разработанных А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, И.А. Володарской и других авторов [3, с.152; 4, с.159].
Сущность овладения обучающимися универсальными учебными действиями заключается в формировании способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. Универсальные учебные действия являются основой умения учиться, успешного усвоения новых знаний, умений и навыков.
Логические универсальные учебные действия оказывают огромное влияние на формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников и познавательное развитие в целом. В процессе познавательного развития происходит формирование у учащихся научной картины мира, развитие умений управлять познавательной деятельностью, способов познания, развитие всех познавательных процессов, а также рефлексии. К числу познавательных универсальных учебных действий А.Г.Асмолов относит общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы [3, с.152].
В связи с этим формирование универсальных учебных действий выступает одной из приоритетных задач образования. Д.С. Елисеева считает, что на данный момент, несмотря на большое количество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам ее формирования, подходам к развитию общеучебных умений и навыков, большинство учителей испытывают трудности при реализации новых целей образования, продолжают опираться на традиционные способы формирования знаний, умений и навыков [16, с.8-15]. В результате у обучающихся начальной школы не в полной мере формируются учебные умения необходимые для действия в изменившихся учебных ситуациях, что обуславливает многочисленные трудности. Также незаслуженно малое внимание уделяется такому средству обучения как игра, которая уступает место учебным заданиям.
Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между современными требованиями к организации учебно-познавательной деятельности учащихся и учебной деятельности в целом, и недостаточным владением учителями педагогическими технологиями, позволяющими в полной мере достигать задач формирования универсальных учебных действий в учебной деятельности.
Актуальность исследования обусловила выбор темы исследования: «Дидактическая игра как средство формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования дидактической игры как средства формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство
формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование логических универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста в дидактической игре будет более эффективным, при реализации следующих педагогических условий:
- подборе комплекса дидактических игр и систематическом их проведении на уроках;
- отборе содержания игр и четком следовании этапам проведения
игры;
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить условия использования игры как средства формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Выявить уровень сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников.
4. Апробировать в учебном процессе начальной школы условия формирования логических универсальных учебных действий через дидактическую игру.
5. Провести сравнительный анализ результатов опытно-
экспериментальной работы.
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
- концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, В.Г. Бурменская, О.А. Карабанова, Г.А. Цукерман);
- исследования, раскрывающие особенности познавательного развития в младшем школьном возрасте (В.С. Мухина, Ж.Пиаже и др.)
- положения о роли игры в развитии ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина).
Практическая значимость исследования заключается в выделении и апробации педагогических условий организации работы по использованию игры как средства формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников, которые могут использоваться учителями начальных классов для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, качественный и количественный анализ результатов.
База исследования: МБОУ «Гимназия №8» Советского района г. Казани. В исследовании приняли участие учащиеся 1-х классов: 1 «Б» класса в количестве 25 человек и 1 «Г» класса в количестве 25 человек.
Целью исследования являлось изучение условий применения игры как средства формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач. В ходе анализ научной литературы по проблеме исследования, мы установили, что под универсальными учебными действиями понимается способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного освоения нового социального опыта. Логические учебные действия являются одним из видов универсальных учебных действий.
Группа познавательных универсальных учебных действий включает в себя: самостоятельное выделение и формулировку познавательной цели, поиск необходимой информации, умение применять различные методы поиска информации, действия моделирования и преобразования моделей, операции анализа, сравнения, классификации, подведения под понятие, выведения соответствия, установления причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения, выдвижения гипотез и их обоснования.
В младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования логических универсальных учебных действий, так как основу познавательных действий составляют психические процессы, которые активно формируются в этот возрастной период. Кроме того, у младших школьников формируются способы самостоятельного управления всеми познавательными процессами, в интеллектуальном развитии активно формируется аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, которые являются важными предпосылками формирования логических х универсальных учебных действий.
Анализ по проблеме исследования показал, что игра выступает как одно из средств развития познавательных учебных действий. Дидактические игры обладают более широкими возможностями развития познавательных учебных действий, особенно, если в процессе обучения реализуются следующие условия: подобран комплекс дидактических игр и
систематическое их проведение на уроках; отобрано содержание игр и осуществляется четкое следование этапам проведения игры; используются в обучении игры, направленные на развитие логических учебных действий учащихся.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что, что логических универсальные учебные действия сформированы у первоклассников недостаточно: учащиеся затрудняются в самостоятельном выделении и формулировке познавательной цели, поиске необходимой информации, не владеют умением применять различные методы поиска информации, допускают ошибки при выполнении логического действия, в процессе моделирования, сформированность операций анализа, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей преимущественно на среднем и низком уровне.
Экспериментальная работа осуществлялась в период на протяжение трех месяцев, с января по май 2017-го года. В экспериментальном обучении приняли участие учащиеся 1-го «Б» класса. Организация экспериментальной работы осуществлялась поэтапно и таких этапов мы условно выделили три: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе работы нами были подобраны и систематизированы дидактические игры, способствующие развитию познавательных универсальных учебных действий.
На основном этапе нами проводились данные игры, с целью формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
На заключительном этапе мы осуществляли закрепление сформированных познавательных универсальных учебных действий младших школьников с помощью игры.
На контрольном этапе эксперимента отмечается положительная динамика в формировании логических универсальных учебных действий, что проявилось не только в количественных показателях, но и качественных характеристиках и свидетельствует об эффективности проведенной работы. Первоклассники стали более успешно осуществлять выделение и постановку познавательной задачи, стали более сформированными мыслительные операции, логические действия.
Таким образом, цель исследования была достигнута.
1. Андреева, Э.В. Воспитание мотива самообучения у младших школьников [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук /
Э.В. Андреева. - Пермь, 2010. - 21 с.
2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой [Текст] / Н.Б. Аникеева. - М., 2011. - 387 с.
3. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение,
2011. - 152 с.
4. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
5. Боженкова, Л.И. Универсальные учебные действия и цели обучения математике [Текст] / Л.И. Боженкова, С.П. Беребердина // Стандарты и мониторинг в образовании: науч.-метод. и информ. журн. -
2012. - № 1(82). - C. 46-51.
6. Болотина, Л.Р. Развитие мышления учащихся [Текст] / Л.Р. Болотина // Начальная школа. - 2013. - № 11. - С. 8-13.
7. Виноградова, Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Иностр. яз. в шк.: науч.-метод. журн. - 2010. - № 4. - С. 11-15.
8. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 128 с.
9. Ворновская, Н.И. Формирование познавательных интересов
младших школьников. На материале историко-культурного краеведения [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / Н.И. Ворновская. -
Калининград, 2003. - 18 с.
10. Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] / С. Г. Воровщиков // МЦФЭР. - 2012. - № 5. - С. 33-40.
11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эскимо, 2010. - 209 с.
12. Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование: рос. обществ.-пед. журн. / М-во образования и науки РФ; РАО [Текст] / Н.М. Горленко // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160.
13. Губанов, Е.В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. [Текст] / Е.В. Губанов, С.А. Веревко // Школьные технологии. - 2011. - № 2. - С. 52-62.
14. Дмитриева, И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению [Текст]: автореферат дис. канд. психол. наук / И.М. Дмитриева. - Н.Новгород: НГПУ, 2003. - 17 с.
15. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2011. - 224 с.
16. Елисеева, Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. [Текст] / Д.С. Елисеева. - Уфа: Лето, 2013. - С. 91-94.
17. Ермакова, Е.С. Психологические закономерности формирования гибкости продуктивного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореферат дисс. докт. псих. наук [Текст] / Санкт-Петербург, 2011. - 23 с.
18. Журова, Л.Е. Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников // Начальное образование: науч. - метод. журн. [Текст] / Л.Е. Журова // Русский журнал. - 2010. - № 1. - С. 914.
19. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] / А.З. Зак. - М., 2011. - 238 с.
20. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2010. - 285 с.
21. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны? [Текст] / O.A. Карабанова. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
22. Конопкин, О.Л. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст] / О.Л. Конопкин. - М., 2001. - 312 с.
23. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М.: Первое сентября, 2010. - 154 с.
24. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
25. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего
школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно
методический комплекс в 2 частях. Часть 2: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. О.В. Кузьменковой [Текст] / В.А. Крутецкий. - Оренбург: изд-во ОГПУ, 2010. - 240 с.
26. Кузьменкова, О.В. Возрастная и педагогическая
психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / Под ред. О.В. Кузьменковой [Текст] / О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова, М.Н. Олекс. - Оренбург: изд-во ОГПУ, 2010. - 288 с.
27. Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления [Текст] / В.В. Лайло. - М., 2010. - 302 с.
28. Ларина, Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / Э.В. Ларина. - М., 2002. - 22 с.
29. Лебединцев, В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] / В.Б. Лебединцев // МЦФЭР. - 2012. - № 4. - С. 33-47.
30. Минскин, В.И. От игры к знаниям [Текст] / В.И. Минскин. - М., 2012. - 185 с.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. - М.: изд. центр «Академия», 2010. - 608 с.
32. Найн, М.В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук [Текст] / М.В. Найн. - Магнитогорск, 2004. - 25 с.
33. Осмоловская, И.М., Петрова, Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6
12.
34. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности [Текст] / А.К. Осницкий. - М., 2012. - 287 с.
35. Пастушкова, М.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] / М.А. Пастушкова. - М., 2009. - 17 с.
36. Психическое развитие младших школьников [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2001. - 317 с.
37. Раицкая, Г.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях вариативности учебнометодических комплексов: методические рекомендации [Текст] / Г.В. Раицкая. - М., 2011. - 80 с.
38. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
39. Савостьянов, А.И. Игры и упражнения как средство развития сотрудничества между школьниками [Текст] / А.И. Савостьянов // Начальное образование. - 2012. - № 1. - С. 22-26.
40. Савченко, А.Я. Развитие познавательной
самостоятельности младших школьников [Текст] / А.Я. Савченко. - Киев: рад. шк., 2001. - 176 с.
41. Слепович, Е.С. Игровая деятельность младших
школьников [Текст] / Е.С. Слепович. - М.: Педагогика, 2010. - 206 с.
42. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры [Текст] / А.А. Смоленцева. - М., Просвещение, 2012. - 105 с.
43. Степанова, О.А., Рыдзе, О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе [Текст] / О.А. Степанова, О.А. Рыдзе. - М.: Просвещение, 2011. - 177 с.
44. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования [Текст] / М., 2001. - 170 с.
45. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2011. - 259 с.
46. Усова, A.B. Формирование у учащихся учебных умений [Текст] / A.B. Усова, A.A. Бобров. - М.: Знание, 2012. - 80 с.
47. Усова, A.B. Учись самостоятельно учиться [Текст] / A.B. Усова, В.А. Беликов. - М.: Просвещение, 2010. - 126 с.
48. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Текст] / М.: Просвещение, 2011. - 31 с.
49. Фридман, Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений [Текст] / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: ИПК образования,
2009. - 32 с.
50. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться
[Текст] / Г.А. Цукерман. - М., Рига: Педагогический центр
«Эксперимент», 2010. - 224 с.
51. Щебланова, Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей младших школьников [Текст] / Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. - 2011. - № 4. - С. 109-111.