Введение 3
1. Теоретические и методические основы управления адаптацией персонала в
организации 7
1.1 Сущность и виды адаптации персонала в организации 7
1.2. Виды и этапы адаптации персонала в организации 13
1.3. Методы адаптации персонала в организации 18
2. Анализ управления адаптацией персоанала в организации (на примере ООО
«Пакер-Бис» 28
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Пакер-Бис» 28
2.2. Анализ системы управления организации 36
2.3. Анализ системы адаптации персонала в организации 41
3. Совершенствование системы адаптации персонала в организации (на
примере ООО «Пакер-Бис» ) 46
3.1 Рекомендации по созданию системы обучения персонала в организации 46
3.1. Совершенствование внутриорганизационных коммуникаций как способ
адаптации персонала 55
3.3 Наставничество как эффективная форма адаптации персонала 62
Заключение 70
Список использованных источников
Сегодня, в изменившейся политической и экономической ситуации, рынок ставит нефтегазовые предприятия в принципиально новые условия: жесткость конкуренции, быстро меняющиеся потребности потребителей, достаточно высокая нестабильность внешней среды. Персонал действительно стал силой и наиважнейшим ресурсом в сложившихся условиях деятельности фирм, предприятий, заводов. Перечисленные факторы лишь подтверждают важность, актуальность самой науки об управлении. Совершенствование технологий, рост конкуренции, качество продукции, борьба за потребителя заставляют предприятия по-новому взглянуть на комплекс вопросов по управлению. Также меняются требования к работнику. Здесь главным является признание высокой социальной ответственности, которая в первую очередь лежит на управляющих. Современное предприятие - это адекватная реакция на перемены, неопределенность среды, непрерывно меняющиеся технологии. Способность к эффективной адаптации и гибкость организации зависят от хорошо продуманной организационной структуры и умелой реализации современных кадровых технологий. Современный подход представляет собой сбалансированное, гармоничное сочетание организационных изменений, человеческих ценностей и непрерывных адаптаций к изменениям, которые происходят во внешней среде. Это все потребовало существенных изменений в методах, формах и принципах с человеком на предприятии. Г лавные
факторы успеха предприятия - это способность руководства правильно ставить цели, эффективно выстраивать связи управления-подчинения между руководством и персоналом предприятия. Выдвигаются на первый план проблемы управления персоналом на предприятии. На сегодняшний день много говорят о новшествах, технологиях и разработках и, при этом зачастую забывают о самом главном для предприятия - человеке. Невозможно создавать какие-либо продукты или оказывать услуги без помощи рядового сотрудника.
Управление персоналом на нефтегазовом предприятии ставит перед собой цель в принятии на работу заинтересованных и компетентных сотрудников, готовых совершенствовать свои профессиональные навыки, а также в умении их заинтересовывать и удерживать. Именно человек как мыслящее, разумное существо выступает главным фактором производства и всей организации. Роль персонала на предприятии высока. Однако сегодня она теряет свое значение и хочется отразить важность и необходимость работы с людьми посредствам системы управления персоналом и описания ее элементов. Эффективное управление персоналом нефтегазового предприятия позволяет достичь таких целей, как повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях, повышение эффективности производства и труда, обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива. Эффективность управления персоналом во многом зависит от выбора варианта построения системы управления персоналом, познания механизма принятия рациональных управленческих решений, выбора оптимальных технологий и методов работы с людьми. Персонал предприятия - это не только затраты, но и фактор дохода, повышения качества принимаемых решений, повышения производительности труда и т.д. Поэтому современный менеджер должен относиться к сотрудникам как к ценному ресурсу. Для развития персонала, а в последующем для их отдачи, необходим постоянный тренинг работников, поддержание их в трудоспособном состоянии, создание условий для полного раскрытия их способностей и возможностей, которые заложены в личности. Мотивированный работник лучше использует свои способности, новые возможности, технические средства на своем рабочем месте, что приводит к получению желаемого результата и более эффективной деятельности всей организации. Повышение эффективности деятельности организации в современных условиях возможно только при увеличении отдачи от работников, что требует от менеджеров по персоналу все большего внимания. Важную роль в связи с этим играет целостная система мотивации работников. Управление персоналом на нефтегазовых предприятиях включает в себя много составляющих: анализ потребностей в персонале, акцентирование внимания на рядовых работниках, персонал предприятия рассматривается как единый коллектив, коллективистские ценности.
Актуальность проблемы очевидна: если нет сотрудника для выполнения определенной работы - нет выполненной работы, а, следовательно, и нет прибыли. Важно умение кадровых служб и руководителей подразделений эффективно выстраивать коммуникацию со своими подчиненными, а также выстроить управление персоналом таким образом, чтобы работники были заинтересованы в достижении целей предприятия, и работали с максимальной отдачей. Для нефтегазового предприятия эффективно управлять персоналом крайне важно, так как, любой невыход работника - это простои оборудования, упущенные клиенты, потерявшие доверие и упущенная прибыль для предприятия.
В современных условиях предъявляются высокие требования к работникам предприятий: и к рабочим, и к специалистам. Спрос со специалистов гораздо больше, ведь они организуют деятельность коллектива, и просто обязаны обладать способностью оперативно принимать решения, и быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Целью дипломной работы является анализ управления адаптацией персонала в организации (на примере ООО «Пакер-Бис» ).
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение и обобщение теоретического материала по системе управления адаптации персоналом и выявление ее основных элементов;- анализ системы управления персоналом в нефтегазовых предприятиях;- выявление особенностей управления персоналом в ООО «Пакер-Бис»;- выявление отношения сотрудников к особенностям управления персоналом;- разработка рекомендаций по совершенствованию системы
персоналом, и удовлетворенности персонала трудом; -
оценка социального эффекта от внедрения предложенных рекомендаций.
Решение поставленных задач покажет важность и необходимость наличия эффективной системы управления адаптации персонала на нефтегазовом предприятии.
Объектом исследования является ООО «Пакер-Бис».
Предметом исследования является формирование и развитие системы управления адаптации персоналом на нефтегазовом предприятии ООО «Пакер- Бис».
В структуру дипломной работы входят три главы.
В первой главе рассмотрены основы управления персоналом.
Во второй главе рассмотрена краткая характеристика предприятия ООО «Пакер-Бис» и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Также здесь рассмотрены результаты социологического анализа удовлетворенности работников системой управления персоналом.
В третьей главе приведены рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом для эффективной организации работы по управлению персоналом, а также оценен социальный эффект от предложенных рекомендаций. В процессе написания дипломной работы были использованы материалы статей научных периодических изданий, специализированной профильной учебной литературы и положения ООО «Пакер-Бис».
Каждый руководитель в процессе работы с персоналом сталкивается с проблемой адаптации новых сотрудников в компании.
Понятие «адаптация» - одно из ключевых в научном исследовании живого организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Адаптация человека не может быть рассмотрена вне основных видов деятельности, в которые включается индивид в процессе жизнедеятельности. В сфере деятельности адаптация означает освоение новых видов деятельности. Эффективность деятельности во многом определяется успешностью адаптации к ней.
Все виды адаптации не существуют изолированно друг от друга, а теснейшим образом взаимосвязаны, поэтому управление процессом адаптации требует разработки единой системы мероприятий, обеспечивающих ее быстроту и успешность.
Основой любой организации является персонал, который обеспечивает рациональное использование ее ресурсов, влияет на ее экономические показатели и конкурентоспособность.
Система адаптации неразрывно связана с процессом стратегического планирования, а также с системами мотивации, оценки, развития сотрудников, с корпоративной культурой организации и призвана решить следующие задачи:
- способствовать эффективному протеканию процесса приспособления потребностей и ценностей сотрудника к тем требованиям, которые предъявляет к нему организация в соответствии со своими тактическими и стратегическими целями;
ускорить процесс достижения новым сотрудником высокой продуктивности и качества выполняемых работ;
- обеспечивать вхождение сотрудника в коллектив в максимально сжатые сроки; способствовать появлению чувства удовлетворенности работой и снятию стрессового состояния нового специалиста (снижение тревожности и неуверенности в связи с новой ситуацией);
- способствовать решению нестандартных (в том числе конфликтных) ситуаций; снизить текучесть кадров в организации;
- уменьшить стартовые издержки за счет уменьшения сроков достижения новым сотрудником установленных стандартов выполнения работ.
Руководители многих крупных организаций часто пребывают в уверенности, что если сотрудник профессионал, то заниматься его адаптацией не нужно, поскольку он должен сам знать свои функции, иначе встанет вопрос об его профпригодности. Но профессионализм в работе не всегда означает обладание высокой степенью социальной компетенции, менеджерскими качествами. На практике любой новый даже суперпрофессионал не может знать особенностей и тонкостей работы конкретной организации. Сложность адаптации в современных организациях заключается еще и в том, что зачастую руководитель, подав заявку на подбор какого-либо специалиста, не может даже сформулировать требования к нему, так как и сам не всегда понимает, для выполнения каких конкретных функций ему нужен сотрудник и какими качествами он должен обладать.
Чтобы помочь новому сотруднику эффективно работать и быстрее адаптироваться на новом рабочем месте, организация должна приложить максимум усилий. Новый сотрудник обязательно должен проходить стадию ученичества, форма которого зависит от характера организации.
В крупных организациях обычно практикуется наставничество - опытный сотрудник в процессе делового общения на рабочем месте знакомит нового сотрудника с правилами работы, обязанностями, принятыми нормами взаимодействия. Все это необходимо для того, чтобы новый сотрудник после выхода на работу не ощущал себя «чужим», быстрее познакомился с коллективом, традициями организации, корпоративной культурой. Наставником, как правило, выбирают сотрудника организации, который положительно зарекомендовал себя. Это может быть линейный руководитель или сотрудник данного подразделения, имеющий опыт работы в данной организации. Именно на наставнике лежит основная часть работы по профессиональной адаптации.
В процессе первичной адаптации за новичком официально закрепляется наставник - опытный сотрудник, внимательно следящий за поведением нового сотрудника и контролирующий получение им ключевых навыков для работы. Наставник выступает как практический учитель, активное вмешательство которого в работу нового специалиста обычно заканчивается вместе с испытательным сроком. Наставник участвует в оценке успешности прохождения испытательного срока, его мнение о целесообразности дальнейшей работы нового сотрудника в ряде случаев является решающим.
Наличие системы наставничества, как правило, позитивно сказывается на HR-бренде компании. Молодые сотрудники обычно убеждены, что наставник поможет им удачно вписаться в коллектив и разобраться в сложных элементах работы.
В целом, наличие системы наставничества характеризует зрелость компании в плане работы с персоналом, понимание работодателем основных задач подсистемы адаптации персонала. Можно заключить, что наставничество способствует усилению привлекательности компании на рынке труда. Внутри компании наставничество также способствует улучшению психологического климата и имиджа работодателя в глазах сотрудников.
1. Авдеев С. Коучинг / С. Авдеев // Управление персоналом. 2006. - № 5 (135). - С. 36-42.
2. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. Пер. с англ. М.: Когито- центр, 2000. 283 с.
3. Ансимова Н. П. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи / Н. П. Ансимова, И. В. Кузнецова. Ярославль : изд. ЯРГПУ, 2000. 118 с.
4. Аширов Д. А. Организационное поведение / Д. А. Аширов. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. 355 с.
5. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом/ - М.: Изд. ЮНИТИ, 1998 - 422 с.
6. Базарова, Т.Ю., Еремина, Б. Л. Управление персоналом/ под ред. Базарова Т. Ю., Еремина Б. Л. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2002. 560 с.
7. Баранова Т. Ключевые моменты в адаптации персонала / Т. Баранова // Справочник по управлению персоналом. 2008. № 4. С. 62-65
8. Бурмистрова Е. Навыки высокоэффективных наставников / Е. Бурмистрова // Справочник по управлению персоналом. 2008. № 11. С. 74-77
9. Веснин В. Р. Управление персоналом: теория и практика. Электронный учебник, под ред. В. Р. Веснина. М.: КНОРУС, 2009. 677 с.
10. Веснин В.Р. Менеджмент [Текст] / В.Р.Веснин - М.: Изд. "Проспект", 2010 г. - 504 с
11. Грошев И. В. Организационная культура / И. В. Грошев. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2004. 288 с.
12. Егоршин А.П., Управление персоналом. 4-е изд., испр. Н.Новгород: НИМБ, 2003. 720 с.
13. Егоршин А.П. Управление персоналом : учебник для ВУЗов / А. П. Егошин ; 6-е изд., дополненное и переработанное. - Н. Новгород : НИМБ, 2007. - 1100 с.
14. Емельянов О. В. Искренний менеджмент / О. В. Емельянов // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 4. С. 111-115.
15. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Персонал.
Словарь понятий и определений. М.: Экзамен, 2012. 55 с.
16.Зодиорова В.С. Новый взгляд на адаптацию. [Текст] / В.С.Зодиорова / / Управление персоналом:100% практика. - 2010 г. - №3 - с.23-25.
17.Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев.- Новосибирск, 1980. 190 с.
18.. Кибанов А. Я. Наставничество: возрождаем традиции / А. Я. Кибанов// Кадровик. 2008. № 2. С. 19-28.
19. Кибанов А. Я. Управление персоналом: учебник / А. Я. Кибанов,Л. В. Ивановская, Е. А. Митрофанова. М. : ПРИОР, 2007. 288 с.
20. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом : учебник / А. Я. Кибанов ; 2-е изд.. М. : ИНФРА-М, 2007. - 447 с.
21. Латуха М. О. Адаптация персонала / М. О. Латуха // Справочник кадровика. 2009. -№ 4.- С. 109-114.
22. Марченко О. И. и др. Управление персоналом: Учеб. пособие/ Под ред. О. И. Марченко. М., 2004 г. 129 с.
23. Ожегов С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.; Азбуковник, 1997. С. 9
24. Павлов И. П., Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г. И. Царегородцева. М.: Мысль, 1975. С. 10
25. Показатели отчетности финансово-хозяйственной деятельности ООО «ПАКЕР-БИС» за 2012-2014гг.
26. Смирнов В. В. Особенности совершенствования системы адаптации персонала на промышленном предприятии // Аудит и финансовый анализ. № 1, 2009. 311-312 с.
27. Официальный сайт ГОССТАТ РФ: http: //www. gks. ru/
28. Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь. 1859. [электронный ресурс] Режим доступа. URL:
http://modemlib.ru/books/darvin_charlz/o_proishozhdenii_vidov_putem_estest vennogo_otbora_ili_sohranenii_blagopriyatstvuemih_porod_v_borbe_za_zhiz n/read