Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Типология речевых ошибок в текстах начинающих журналистов

Работа №60669

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы105
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Ошибки, связанные с нарушением нормы 5
1.1 Понятие нормы русского языка 5
1.2 Нарушения норм орфографии 15
1.3 Нарушения норм пунктуации 22
1.4 Нарушения норм грамматики 29
1.5 Нарушения норм стилистики 36
1.6 Нарушения норм лексики 45
ГЛАВА 2. Ошибки, снижающие коммуникативную эффективность журналистского текста 54
2.1 Понятие об эффективности речевого воздействия в медиасфере 54
2.2 Нарушения жанровых особенностей журналистского текста 59
2.3 Нарушения законов логики 69
2.4 Трудности с выражением диалогичности в журналистском тексте 75
2.5 Проблемы выражения оценочности и волеизъявления в тексте 78
2.6. Этика и эстетика журналистского текста 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ А 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Актуальность нашей работы связана с тем, что современные журналистские произведения содержат достаточное количество различных ошибок. Это явление можно объяснить рядом причин. Во-первых, сказываются плохо усвоенные правила школьной программы по русскому языку. Трудности с пониманием некоторых школьных правил молодые журналисты переносят в профессиональную практику. Из-за постоянного воспроизведения ошибки закрепляются в речевом поведении и мышлении журналиста, становятся частотными и отчасти даже «нормативными». Именно поэтому подобные ошибки можно встретить не только в произведениях начинающих журналистов, но и в текстах уже сложившихся профессионалов. Еще одной причиной появления ошибок являются поведенческие и мировоззренческие особенности человека, который делает первые творческие шаги и только начинает идентифицировать себя как журналиста. Это затрагивает не только вопросы грамотности, культуры и эстетики речи, понимания жанровой системы журналистики, но и соотносится с аспектами профессиональной этики и понимания роли журналиста в обществе. Исследуемые нами ошибки являются типичными и узнаваемыми, следовательно, могут быть четко классифицированы.
Таким образом, объектом нашего исследования являются тексты начинающих журналистов, содержащие речевые ошибки. Предмет исследования - речевые нарушения во всем их многообразии особенностей и причин появления.
Цель нашего исследования - типологизировать найденные нарушения и сформулировать рекомендации, как избежать подобных ошибок в дальнейшей практике.
Для достижения цели был поставлен ряд задач:
1) изучить теоретический материал и эмпирическую базу исследования;
2) определить критерии типологизации и, руководствуясь ими, классифицировать найденные ошибки;
3) проанализировать тексты начинающих журналистов на предмет наличия в них ошибок;
4) сформулировать рекомендации, которые призваны помочь начинающим журналистам избежать ошибок в дальнейшей практике.
Материалом для нашего исследования послужили тексты, опубликованные на информационно-образовательном портале «Первая линия», информационном ресурсе «Новости Высшей школы журналистики СПбГУ» и в учебной газете «Первая линия» в период с 1.09.2015 по 1.03.2016. В общей сложности было проанализировано 70 текстов.
Практическая значимость нашей работы заключается в возможности использовать сформулированные рекомендации в качестве памятки для повышения профессиональной компетенции начинающих журналистов. Все рекомендации представлены в виде таблицы и размещены в приложении нашего исследования.
При построении структуры работы мы отказались от разделения на теоретическую и практическую части. Первая глава посвящена ошибкам, связанным с нарушением норм русского языка. Она содержит как теоретическое обоснование, так и результаты практического исследования. Обозначены самые частотные ошибки орфографии, пунктуации, грамматики, стилистики. Во вторую главу, в свою очередь, помещены ошибки, приводящие к снижению коммуникативной эффективности журналистского текста. К ним мы отнесли нарушения законов логики, жанровых характеристик журналистского текста, вопросы выражения диалогичности и волеизъявления, этические и эстетические аспекты журналистских произведений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подведем итоги нашего исследования. В ходе работы мы выяснили, какие нарушения языковых норм чаще всего допускают начинающие журналисты. К самым частотным орфографическим ошибкам относятся: 1) неправильное употребление строчных и прописных букв; 2) неправильное написание терминов. Основная масса этих и других ошибок орфографии является следствием недостаточного усвоения школьной программы по русскому языку или неправильного толкования тех или иных правил.
К самым часто воспроизводимым ошибкам пунктуации относятся: 1) ошибки при оформлении прямой речи; 2) ошибки при оформлении вводных конструкций, обстоятельственных оборотов; 3) неверное определение границ придаточных частей сложноподчиненных предложений либо их игнорирование; 4) отсутствие деления сложного предложения на входящие в него грамматические основы; 5) нарушение пунктуационных норм с целью разделить тему и рему с помощью знаков пунктуации; 6) разделение компонентов предложения по формальному признаку без учета смысловой связи между внутренними элементами; 7) постановка дефиса вместо тире; 8) постановка точки запятой вместо запятой или точки. Представленные нарушения можно условно разделить на «формальные» (лишние знаки препинания при оформлении прямой речи, дефис вместо тире) и «систематические» - те, которые свидетельствуют о значительных пробелах в знаниях русской грамматики (игнорирование границ вводных конструкций, придаточных частей сложноподчиненного предложения, причастных и деепричастных оборотов).
Среди синтаксических нарушений у журналистов можно встретить: 1) перегруженность синтаксической структуры; 2) обратный порядок элементов в связке «спикер - цитата»; 3) использование элементов косвенной речи при прямом цитировании; 4) пропуск слов в предложении, создающий двусмысленность или образующий недостаток важной информации в понимании факта происходящего; 5) ошибки управления и согласования.
Одной из главных причин возникновения данных ошибок является неумение сформулировать мысль просто. Не считая тех ошибок, которые делаются по невнимательности, основная масса нарушений является следствием затруднений мышления.
К самым частотным морфологическим ошибкам относятся: 1) несогласованность глаголов по видовым, временным, смысловым характеристикам; 2) трудности с грамматическим определением (обозначением) действующих лиц в предложении и, как результат, невозможность однозначно идентифицировать субъект производимого действия. Во избежание морфологических ошибок, необходимо следить за видо-временной однородностью глаголов и четко определять функциональную нагрузку, которую несет выбранный глагол.
Стилистическую однородность текста журналисты нарушают, включая: 1) клише официально-деловой речи, канцелярит; 2) узкоспециальные термины; 3) иноязычные заимствования; 4) просторечия, жаргон, молодежного сленг; 5) стилистически окрашенную, эмоционально-оценочную лексику. К частым лексическим ошибкам относятся: 1) неточное употребление лексики; 2)неточное употребление фразеологизмов и устойчивых оборотов; 3) варваризмы; 4) устаревшая лексика; 5) плеоназм и тавтология. Как выяснилось в ходе исследования, стилистические и лексические ошибки являются самыми часто воспроизводимыми среди ошибок, связанных с нарушением норм. Это вызвано более свободным характером этих норм по сравнению с правилами грамматики.
Отметим, что при определении той или иной ошибки, мы сталкиваемся с пересечением сфер действий различных норм. При употреблении одного языкового элемента начинающие журналисты могут нарушить одновременно и орфографические, и грамматические, и стилистические, и лексические нормы.
Отдельно нами были выделены и исследованы ошибки, приводящие к снижению коммуникативной эффективности текста. Их особенность заключается в том, что они мешают установлению контакта с аудиторией, препятствуют оказанию необходимого воздействия на читателя. К таким нарушениям относятся: 1) неудачный выбор заголовка и весь остальной спектр жанровых ошибок (нарушение принципа «перевернутой пирамиды», помещение в начало текста лишних подробностей); 2) нарушение законов логики (чаще всего нарушается закон достаточного основания, что приводит к появлению в тексте неаргументированных суждениях, нередко можно встретить явные противоречия в тезисах, а также путанное и нелогичное повествование); 3) отсутствие диалогичности текста или формальное ее отображение в тексте; 4) информационная бедность текста, упущение важных деталей, без которых невозможно понимание полной картины повествования, недосказанность, неясность; 5) неудачный подбор методов волеизъявления. Попытка возыметь влияние посредством упреков, прямых советов, элементов воспитательной беседы; 6) нарушения эстетического и этического характера, использование вульгаризмов.
По результатам исследования нами были составлены методические рекомендации (см. Приложение А). Они призваны помочь начинающим журналистам избежать появления всех перечисленных ошибок в своей профессиональной деятельности.



1. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория: учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. рус. яз / В. В. Бабайцева. М., 1998.
2. Василик М. А. Основы теории коммуникации: учебник. М., 2003.
3. Вербицкая Л. А. Роль языковой нормы в практике обучения русскому языку // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. 2011.
4. Викулова Л. Г., Шарунов А. И. Основы теории коммуникации: практикум. М., 2008.
5. Виноградов С. И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения.
6. Галь Н. Слово живое и мертвое. М., 2007.
7. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1998.
8. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. М., 2010.
9. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.
10. Гусев Д. А. Краткий курс логики: искусство правильного мышления. М., 2003.
11. Стилистика и литературное редактирование / под ред. Л. Р Дускаевой. М., 2016.
12. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.
13. Змазнева О. А. О некоторых случаях нарушения морфологических норм в современном русском языке // Известия МГТУ «МАМИ» №2(14). 2012.
14. Зуева Т. Г. Лексические и фразеологические ошибки в текстах сочинений-рецензий ЕГЭ по русскому языку // Вестник НовГУ. 2006. №36.
15. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] URL: http://www.ozhegov.org/words/26427.shtml
16. Сметанина С. И. Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью. СПб., 2003.
17. Смолярова А. С. Творческие и когнитивные ограничения в реализации принципа объективности в журналистике. 2014. №3.
18. Иванов Л. Ю. Коммуникативная неудача // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003.
19. Караулов Ю. Н. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.
20. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. [Электронный ресурс] URL:http://www.evartist.narod.ru/text/71.htm
21. Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых при оценивании работы учащегося // Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс] URL: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1408709719/RUS2014 gia9.pdf
22. Клобуков Е. В. Проблемы изучения коммуникативной грамматики русского слова. // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей. М., 1997.
23. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. М., 2008 [Электронный ресурс] URL:http://www.evartist.narod.ru/text28/0034.htm(Дата последнего обращения: 10.02.2016)
24. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001.
25. Красиков Ю. В. Теория речевых ошибок. М., 1960.
26. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста СПб., 2000 [Электронный ресурс] URL: http://evartist.narod.ru/text5/58.htm
27. Лалетина А.О. Языковая норма в эпоху глобализации // Ученые записки Казанского университета. Т.153, кн. 6.
28. Лонская А. Как убить репортаж: 10 правил // Школа текста [Электронный ресурс] URL:http://shkolatexta.ru/master-klassy/kak-ubit-reportazh- 10-pravil/(Дата последнего обращения: 10.02.16)
29. Мельник Г. С. Способы речевого воздействия на собеседника [Электронный ресурс] URL:http://www.elitarium .ru/rechevoj e vozdejj stvij e/
30. Николаева Ж. В. Основы теории коммуникации. Улан-Удэ, 2004.
31. Николина Н. А. Нормы современного русского языка // Русский язык для студентов-нефилологов. М., 1999.
32. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
[Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow s q.txt
33. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. М., 2013.
34. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и стилистике. [Электронный ресурс] URL:http://rosental-book.ru/ortho iii.html
35. Розенталь Д. Э. Литературное редактирование текста [Электронный ресурс] URL:http://www.evartist.narod.ru/text1/72.htm#з 13
36. Советская военная энциклопедия. М., 1987, Т.6.
37. Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология. М., 2001.
38. Хазагеров Г. Г., Щемелева Е. Ю. Парадоксы тоталитарной риторики: язык // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. №7-1 (25).
39. Хакимова Е. М. О пунктуационных ошибках в текстах современных российских журналистов // Вестник ЧелГУ 2011. №24.
40. Хакимова Е. М. Отступления от лексической нормы в современных российских СМИ // МИРС. 2010. №2. С. 73-77.
41. Хакимова Е. М. Нарушения русского пунктуационного стандарта при употреблении сложных предложений в современных текстах массовой коммуникации // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2014. №4.
42. Хакимова Е. М. Ненормативное написание сложных слов в современных русскоязычных текстах массовой коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. №12-1 (30)
43. Харченко С. Ю. О факторах, влияющих на становление орфографической нормы в русском языке // Развитие и функционирование русского языка. Вестник ВолГУ. Серия 2. Вып. 4. 2005.
44. Христолюбова Т. А. Место грамматических ошибок среди других ошибок // Вестник Марийского государственного университета. 2015. №2 (17).
45. Шарипова Н. Ю. Типология проявления дизорфографии у учащихся образовательной школы // Проблемы современного образования.
2013. №2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ