ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Особенности физической подготовки пловцов 5
1.2. Динамика физического развития пловцов 14-15 лет 10
1.3. Организация и проведение подвижных игр на воде 13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1. Методы исследования 18
2.2. Организация исследования 20
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
3.1. Использование подвижных игр на воде в экспериментальной группе 22
3.2. Влияние применения подвижных игр на воде на уровень физической
подготовленности пловцов первого спортивного разряда 23
ВЫВОДЫ 32
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. При планировании тренировочных нагрузок пловцов необходимо всегда учитывать, как физиологическое, так и психологическое влияние их на организм и добиваться, чтобы спорт приносил человеку радость и удовольствие.
Известный психолог С. Л. Рубинштейн говорил, что «чувства человека, его эмоциональное состояние влияют на его деятельность». Если мы снизим монотонность тренировочного процесса и повысим его эмоциональность, мы сохраним привлекательность плавания и добьемся от ребят лучших спортивных результатов. На наш взгляд, игры на воде должны содействовать образованию положительных эмоций у спортсменов.
К сожалению, игры и игровой метод недооцениваются тренерами и применяются в практике крайне редко. Об этом свидетельствуют следующие данные: только 4 из 36 специалистов плавания среди разных средств тренировки упомянули игры как метод, с помощью которого они вызывают у ребят положительные эмоции во время проведения занятий. Кроме того, опрошенные 18 ответственных работников и тренеров о наличии в их бассейнах инвентаря для проведения игр (на наш взгляд, это косвенно характеризует практическое состояние изучаемого нами вопроса) ответили, что в 3 бассейнах не имелось никакого инвентаря для игр; в 2 бассейнах были только мячи для игры в водное поло; в 1 бассейне имелся некоторый инвентарь, пригодный для игр.
В связи с этим, возникает, стоящая перед нами, актуальная проблема - разработка методики подвижных игр на воде и использование ее в подготовке пловцов первого спортивного разряда.
Объектом исследования выступает физическая подготовка пловцов массовых разрядов.
Предметом исследования является эффективность применения подвижных игр и эстафет на воде в подготовке пловцов массовых разрядов.
Целью работы являлось определение эффективности применения подвижных игр и эстафет на воде при подготовке пловцов массовых разрядов.
Рабочая гипотеза - предполагалось, что использование подвижных игр и эстафет на воде будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и спортивного результата пловцов массовых разрядов.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников по теме исследования.
2. Определить влияние использования подвижных игр на воде на уровень физической подготовленности пловцов первого спортивного разряда.
3. Разработать практические рекомендации по применению подвижных игр на воде в подготовке пловцов.
В процессе исследования применялись следующие методы: анализ литературных источников, опрос, педагогическое наблюдение, контрольные испытания, педагогический эксперимент, математико-статистические методы.
Новизна исследования заключается в том, что доказана эффективность применения подвижных игр и эстафет на воде, которые способствуют решению специально поставленных задач.
Практическая значимость работы заключалась в том, что в физическую подготовку квалифицированных пловцов необходимо включать подвижные игры и эстафеты на воде.
В результате теоретического исследования и проведения педагогического эксперимента можно сделать следующие выводы:
1. Анализ литературных источников показал, что причина недостаточного распределения игр и игрового метода тренировки при подготовке квалифицированных пловцов заключается, с одной стороны, в недооценке этого метода, с другой - в пассивности тренеров, в желании идти по пути наименьшего сопротивления, так как подготовка к играм и их проведение требуют большого труда, выдумки и соответствующего настроения самого тренера. Куда, проще провести «сухую» тренировку, наблюдая за пловцами с секундомером в руках.
2. Игры на воде необходимо использовать и для активного отдыха. Как показывали исследования, «положительный феномен» наблюдается не всегда, а лишь при определенных условиях. Переключение на другую деятельность для борьбы с утомлением может быть эффективным в том случае, если эта другая деятельность интересна и неутомительна. Радостные и интересные занятия могут в большей мере снимать утомление после напряженных занятий, как в бассейне, так и на суше.
3. Выявлено положительное влияние примененных методик с использованием подвижных игр и эстафет в воде. Так из данных, представленных в сводных таблицах, в процессе проведённого сравнения количественных изменений результатов, можно судить о динамике роста физической подготовленности пловцов первого спортивного разряда, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Однако наилучших результатов добились спортсмены экспериментальной группы.