ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. «ПЕТЕРБУРГСКИЕ» ЦИКЛЫ Н.А. НЕКРАСОВА «НА УЛИЦЕ» И «О ПОГОДЕ»
1.1 «Мерещится мне всюду драма...»: сцены из жизни городской бедноты в
цикле «На улице» 13
1.2 Городской пейзаж как средство выражения авторской позиции в цикле «О
погоде» 20
ГЛАВА II. ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
2.1 Роль предметного мира в создании образа Петербурга в романе
«Преступление и наказание» 35
2.2 Система персонажей романа «Преступление и наказание» как один из
способов выражения авторской позиции в создании образа Петербурга 46
ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ ЦИКЛОВ Н.А. НЕКРАСОВА «НА УЛИЦЕ», «О
ПОГОДЕ» И РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И
НАКАЗАНИЕ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
3.1 Методические рекомендации по изучению творчества писателей на
уроках литературы 52
3.2 Конспект урока по теме: «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
Русская национальная культура XIX века достигла огромных высот, не зря данный период назван «золотым веком», который подарил нам многих известных писателей. Обсуждение животрепещущих проблем данного времени отразилось на судьбах авторов и их произведений. Так, творчество многих писателей приобрело социальную направленность. Русская литература обращается к анализу общественных явлений, отсюда действие большинства произведений развивается в современности, а жизнь персонажей изображается в контексте широкой социальной картины. Таким образом, герои соответствуют эпохе, их характеры и поведение мотивируются особенностями социально-исторической атмосферы. Окончательно формируется реалистическое направление, которое придает литературе психологизм, философичность и политический характер. Как отмечает А.М. Любомудров, отличительным стремлением большинства писателей данного периода было «стремление к благу для человека в пределах наличного, земного бытия, достигаемого по большей части, путём изменения окружающих обстоятельств» [Любомудров 2003: 113].
Одним из представителей реализма в русской литературе XIX века был Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877). «Его творческое наследие характеризуется богатым содержанием и жанровым разнообразием, так как он обращался к сказкам, водевилям, фельетонам, рассказам, повестям, романам, элегиям, одам, балладам, песням, поэмам, при этом руководил журналом «Современник» (1847-1866), был редактором журнала «Отечественные записки» (с 1868)» [Прокшин 1986: 34].
Известность пришла к писателю вместе с выпуском в октябре 1856 года сборника «Стихотворения Н. Некрасова». Поэт включил в него лучшие произведения, созданные им за десять лет. Объектом сатиры здесь оказываются представители социальных верхов: чиновник, миллионер и помещик. В цикле преобладает тема страданий народа.
Некрасов также стал во главе демократического направления в литературе. В этом русле творили поэты пятидесятых-шестидесятых годов, среди которых Н.А. Добролюбов, Д.Д. Минаев, М.И. Михайлов, И.С. Никитин. В этой связи С.С. Смирнов отмечал: «Понятие - некрасовская школа - масштабно, как понятие народ» [Смирнов 2009: 10].
Ещё К.И. Чуковский говорил, что «поэтический стиль Некрасова остаётся неисследованным. Изучение его является насущной, очередной задачей, над решением которой предстоит ещё немало потрудиться литературоведам и критикам» [Чуковский 1966: 3].
Исследованием творчества Н.А. Некрасова занимались многие литературоведы. Рассмотрению биографии писателя посвящены монографии С.А. Венгерова, Г.В. Плеханова, А.Н. Пыпина, В.В. Розанова, Н.Л. Степанова, А.Ф. Тарасова, А.Т. Твардовского. Анализ творчества Некрасова и, в частности, циклов «На улице» и «О погоде» представлен в работах Г.П. Верховского, Д.Н. Медриша, А.М. Скабического, В.Г. Прокшина, В.С. Пушкарёвой, Л.А. Розановой, К.И. Чуковского, Н.Н. Скатова, М.М. Уманской. Изучением лирики Некрасова занимались А.А. Григорьев, А.А. Илюшин. Такие исследователи, как А.М. Гаркави, В.Е. Евгеньев-Максимов, Л.И. Ильин анализировали отношение современников поэта к его творчеству. Положительно о творчестве Некрасова отзывались Ф.Н. Менцов, В.Г. Белинский и Н.А. Полевой.
Исследователи отмечали его огромный вклад в развитие поэзии XIX века. «Он нужен был для самой поэзии. Иначе мы должны были бы признать, что можно, действительно, обойтись и без стиха. Некрасов оправдал самую необходимость поэзии, показал насущность стиховой речи, которая взята была тогда под подозрение. Мы теперь знаем, что потребность в стихе так же насущна, как и потребность в речи вообще» - писал Б.М. Эйхенбаум [Эйхенбаум 1969: 301]. По словам Р.Г. Гамзатова, Некрасов - «целое государство, живущее по своим законам» [Гамзатов 2008: 71].
«Я лиру посвятил народу своему», - говорил о себе Некрасов. «Эта лира - героическая, воспевающая страдания, борьбу и надежды народа, так как суровая правда, взволнованное, обжигающее дыхание поэзии Некрасова полностью дошли до нашей эпохи» - отмечал советский литературовед Н.Л. Степанов [Степанов 1971: 64].
Ценным источником о биографии и творчестве Некрасова является вторая глава «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского, который был лично знаком с поэтом.
Достоевский говорил о Некрасове: «он «печальник народного горя» и <...> он так много и страстно говорил о горе народном, но ещё дороже для меня в нём то, что в великие, мучительные и восторженные моменты своей жизни он, несмотря на все противоположные влияния и даже на собственные убеждения свои, преклонялся перед народной правдой всем существом своим, о чём и засвидетельствовал в своих лучших созданиях» [Достоевский 1984: 117]. Ф.М. Достоевский подчёркивает в поэте гражданина: «.в
Некрасове поэт и гражданин - до того связаны, до того оба необъяснимы один без другого и до того взятые вместе объясняют друг друга, что, заговорив о нём как о поэте, вы даже невольно переходите к гражданину и чувствуете, что как бы принуждены и должны это сделать и избежать не можете» [Достоевский 1984: 120].
На протяжении всей жизни Некрасов обращался к образу Петербурга, он писал о том, как столица капитализировалась, теряла свой прекрасный вид, о социальном противоречии города, где наряду с величественными зданиями и памятниками существуют тёмные, глухие окраины. Его интересовала тема страданий обездоленных. В Петербурге такими были бедняки.
Примечательно, что «Петербург основан более трёхсот лет назад, однако его история притягательна тем, что не уходит корнями в древность, но является богатой эпохальными событиями» - считает П.А. Кошель [Кошель 2007: 8].
Стоит отметить, что тема Петербурга нашла отражение уже в творчестве писателей XVIII века: В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, у которых он представлен как «преславный град», «богатство», «Северный Рим», «Северная Пальмира». Обращались к теме Петербурга и многие писатели XIX века. По мысли А.С. Пушкина, Петербург явился превосходным синтезом великих замыслов Петра Первого и талантливости русских мастеров, в то же время, это «город униженных и оскорблённых». «Петербург - воплощение общего отвлечённого понятия столичного города» - говорил А.И. Герцен, видя в нём собирательный образ города, состоящего из величия высшего общества, но с отголосками трагической, мрачной судьбы [Герцен 1965: 20]. А Петербург Н.В. Гоголя - это фантастический мир, полный мистики. Здесь правят власть и роскошь, а простой человек может сгинуть, не оставив о себе и крупицы памяти. Это место, где люди разговаривают сами с собой, носы сбегают от своих владельцев и занимают видное место в обществе, а вещи оживают. Для Л.Н. Толстого Петербург - источник искушения и всяческих бед человека.
Певцом Петербурга называли и Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881), русского писателя, философа. Во многих его произведениях встречается урбанистический пейзаж. Описания природы у писателя кратки и связаны с внутренним состоянием героев, их переживаниями, сюжетом и идеей произведения. Так, в романе «Преступление и наказание» пейзажи, вместе с интерьерами, создают некое впечатление чего-то негармоничного. Пейзаж Достоевского многозначен. Описания природы у него предопределяют ход событий. Также картины природы у автора часто даются в восприятии героев, отражают их впечатления. Однако в этих пейзажах нет обилия запахов и звуков, разнообразия красок, световых эффектов. Специфичность изображения города обуславливает определённое однообразие пейзажей Достоевского. Это типовой пейзаж. Писатель исследовал психологию личности разных слоёв общества. Так, основу его романов составляет поиск ответов на социальные, философские, нравственные вопросы, которые имеют общечеловеческое значение. Петербург Достоевского отличают нищета, сырость и духота. В этом городе невозможно жить, так как он давит, душит своих обитателей.
Те или иные аспекты биографии Достоевского представлены в работах Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, В.Ф. Переверзева, В.С. Соловьева. Анализ мировоззрения писателя отображён в монографиях Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, Л.П. Карсавина, Н.В. Кашина, К.Н. Леонтьева, Ф.А. Степуна, Б.Н. Тарасова, Л.И. Шестова, а также ряда иностранных авторов: Р. Гуардини, Р. Лаута, Дж. Паччини, Л. Аллена. Изучением творчества Достоевского также занимались М.М. Бахтин, рассматривающий поэтику писателя в работе «Проблемы творчества Достоевского», А. Белый, посвятивший творчеству писателя статью «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой», В.В. Вересаев в работе «Человек проклят». Об анализе романа «Преступление и наказание» речь идёт в работах С.В. Белова, Ю.Ф. Карякина, Т.А. Касаткиной, В.Я. Кирпотина, Т.Б. Лебедевой, К.И. Тюнькина, А.Г. Цейтлина. Стоит отметить значение для изучения разных сторон творчества Достоевского опубликованных в 1920-е годы сборников под редакцией А.С. Долинина и Н.Л. Бродского «Достоевский. Статьи и материалы», «Творческий путь Достоевского», в которых были напечатаны ценные работы Н.О. Лосского, Л.П. Карсавина, И.И. Лапшина, Э.Л. Радлова, С.А. Аскольдова, А.С. Долинина, В.Л. Комаровича, Б.М. Энгельгардта.
Важно отметить, что пять романов Достоевского, включая «Преступление и наказание», входят в сто лучших литературных произведений, созданных за всю историю человечества. М.М. Бахтин считал Достоевского «творцом полифонического романа», так как «он создал существенно новый романный жанр <...>. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа» [Бахтин 2002: 252].
Ю.И. Айхенвальд называл романы Достоевского зрелищем, «которому нет равного во всей мировой литературе, так как «они до такой степени исполнены страдания и недуга, что как-то совестно было бы прилагать к ним чисто эстетическое мерило, хотя он и редкий мастер изобразительности» [Айхенвальд 1994: 14].
Знакомство Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского состоялось в мае 1845 года. Об их первой встрече Ф.М. Достоевский писал следующее в «Дневнике писателя» за 1877 год: «Был май месяц сорок пятого года. В начале зимы я начал вдруг «Бедных людей», мою первую повесть, до тех пор ничего ещё не писавши. Кончив повесть, я не знал, как с ней быть и кому отдать. Литературных знакомств я не имел совершенно никаких, кроме разве Д.В. Григоровича, но тот и сам ещё ничего тогда не написал, кроме одной маленькой статейки «Петербургские шарманщики» в один сборник <...>. Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге, и оба чуть сами не плачут <...>. Они пробыли у меня тогда с полчаса, в полчаса мы Бог знает сколько переговорили, с полслова понимая друг друга, с восклицаниями, торопясь; говорили и о поэзии, и о правде, и о «тогдашнем положении»... Некрасов снёс рукопись Белинскому в тот же день <...>. И вот (это, стало быть, уже на третий день) меня привели к нему. Я это всё думал, я припоминаю ту минуту в самой полной ясности. И никогда потом я не мог забыть её. Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни...» [Достоевский 1984: 284].
Как видим, творчество Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского в той или иной степени находилось в поле зрения литературоведов разных эпох. У обоих писателей нашла отражение тема изображения Петербурга. Сопоставлению творчества Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского были посвящены многие работы 1921 года, это год столетия со дня рождения писателей. Данная тема нашла отражение в статьях В.Ф. Боцяновского, А.Е. Зарина, К.И. Чуковского. По мнению исследователей, двух писателей объединяет сострадание к обиженным, гонимым. Они также пришли к выводу, что в произведениях Некрасова присутствуют идеи народной революции, чего нет у Достоевского. Затем, в 1971 году, в связи с празднованием стопятидесятилетия со дня рождения писателей, появились статьи Ф.И. Евнина, В.А. Кошелева, Е.В. Стариковой, В.А. Туниманова и статья М.М. Гина, позднее у него вышла отдельная книга «Достоевский и Некрасов». Далее вышли работы В.Н. Азбукина, Н.Ф. Бельчикова, М.Я. Блинчевской, В.А. Викторовича, Т.В. Захаровой, Ф.И. Ивнина, Б.О. Кормана, Г.В. Краснова, Ю.В. Лебедева, Н.А. Наумовой, Е.А. Отрощенко, В.Н. Сажина, И.И. Середенко, С.М. Телегина, М.Г. Уртминцевой, А.В. Чернова.
Анализируя названные работы, следует отметить, что более подробно изучена «внешняя», биографическая сторона взаимодействия двух художников. Согласно М.М. Гину, творчество Достоевского и Некрасова объединяет, прежде всего, «сочувствие к страданиям народа, боль за «униженных и оскорблённых», миропонимание как Некрасова, так и Достоевского определялось неудовлетворённостью современной
обстановкой, нежеланием её принять и сочувствием к угнетённой и обездоленной части общества, к народу» [Гин 1879: 127-153].
Также, М.М. Гин вводит понятия «верхний этаж» и «нижний этаж»: «Романы Достоевского - как бы два этажа: исходный пункт его романа, сегодняшняя действительность, нередко самая низкая, грязная и грубая, хищнический хаос бесчеловечного капиталистического общества - первый, нижний этаж; вырастающая на этой почве философская поэма Достоевского с её глобальными, всемирно-историческими проблемами - верхний этаж. Нижний этаж был общим у Некрасова и Достоевского» [Гин 1879: 127].
«Нижний этаж» в некрасовской поэтической мысли прорывается универсальностью трагедии» [Иванов 1911: 38]. Но, несмотря на то, что их творчество вместило всю боль о человеке, оно заключало в себе надежду и веру в возрождение и гармонизацию неустроенного дисгармоничного мира.
Однако Т.В. Захарова считает, что в «верхнем этаже» также есть точки соприкосновения: «ограничивать творческие контакты Достоевского и Некрасова «нижним этажом» художественного мышления было бы неверно» [Захарова 1975: 31-32].
Стоит отметить, что М.М. Гин противопоставил социальный взгляд Некрасова на будущее России вере Достоевского в нравственное преобразование личности [Гин 1879: 151]. При этом исследователь утверждал, что «идеал Достоевского - чистая высокая мечта, неясно только, как она связана с сегодняшним днём и каким образом человечество сможет перейти от сегодняшней дисгармонии к абсолютной гармонии» [Гин 1879: 152-153]. Интересно, что по Г.В. Краснову, «мировоззрения двух писателей отличаются утопичностью» [Краснов 1994: 160]. Нельзя не обратить внимание и на точку зрения В.А. Викторовича, согласно которой «М.М. Гин исходит из противопоставлений двух типов мышления, воплотившихся в Некрасове и Достоевском. В соответствии с ними предлагаются социологический (у Некрасова) и нравственно-психологический (у Достоевского) пути решения социальных проблем». Но «не может существовать «двух культур» в одной национальной культуре, так как культура по самой природе своей есть интегрирующее начало национального бытия» [Викторович 2015: 7-9]. Примечательно, что В.А. Викторович и Т.В. Захарова утверждают, что страдание художественно изображено у обоих писателей не только для того, чтобы вызывать сочувствие, его нужно рассматривать только в контексте христианского мировосприятия.
Проанализировав мнения исследователей, не можем не согласиться с тем, что двух писателей объединяет тема сострадания к бедным, обездоленным, что их интересует жизнь низших слоёв населения, поэтому в центре изображения в их произведениях находится Петербург «униженных и оскорблённых».
Актуальность нашей работы определяется тем, что в исследовательской литературе мало работ посвящено не только рассмотрению образа Петербурга в сопоставительном аспекте в творчестве Некрасова и Достоевского, но и изучению образа Петербурга в рассматриваемых нами циклах Некрасова; причём стоит отметить, что большая их часть относится к прошлому веку.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы выявить точки соприкосновения и различия в изображении образа Петербурга в циклах Н.А. Некрасова «На улице» и «О погоде» и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Цель работы обусловила постановку следующих задач исследования:
1. изучить и систематизировать теоретический материал по избранной теме;
2. охарактеризовать образ Петербурга и средства его создания в циклах Н.А. Некрасова «На улице» и «О погоде»;
3. выявить и охарактеризовать реалии предметного мира,
используемые автором в романе «Преступление и наказание» для создания образа Петербурга;
4. рассмотреть образную систему и способы её создания в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
5. выявить точки соприкосновения и различия в создании образа Петербурга в указанных произведениях писателей;
6. подготовить методические материалы по изучению образа Петербурга в произведениях Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского.
Объектом нашего исследования являются циклы Н.А. Некрасова «На улице» и «О погоде» и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Предмет исследования - образ Петербурга в указанных произведениях Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского.
В нашей работе использован комплексный подход, включающий в себя структурный и сравнительно-типологический методы исследования.
Практическое значение данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в школьном курсе литературы при изучении творчества Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского.
Текст выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.
Тема Петербурга нашла отражение в творчестве многих писателей, среди которых Н.А. Некрасов и Ф.М. Достоевский. Петербург - трагический город, где может зародиться и реализоваться мысль о преступлении. Человеку трудно жить и дышать в этом городе, однако, ни у одного из героев не возникает мысль покинуть его: какая-то непреодолимая тайная сила влечёт и заставляет остаться именно в городе.
Обобщая анализ циклов Н.А. Некрасова и романа Ф.М. Достоевского, приходим к выводу, что у обоих писателей Петербург изображается как город контрастов, где, с одной стороны, всегда сытые богачи, с другой - вечно голодные бедняки в тесных, сырых, душных, холодных каморках.
Проведённые нами наблюдения над художественными текстами ещё раз подтверждают мнения о том, что писатели показывают город глазами народа, раскрывая картины несправедливого социального строя, их творчество объединяет сострадание к обездоленным. Мы убедились, что городской пейзаж в данных произведениях выражает духовное состояние его жителей.
Стоит отметить, что исследование идейных и творческих соприкосновений двух писателей позволило глубже проникнуть в суть художественного мира и мировидения каждого писателя.
Эволюция образа человека в творчестве и Достоевского, и Некрасова - путь обретения человеком своего духовного «Я» и его единения с другими людьми. Однако внимание Ф.М. Достоевского концентрируется на внутреннем мире отдельного человека. Следовательно, осознав свет в себе, человек, по его мнению, способен дарить его другим. Внимание Н.А. Некрасова же сосредоточено на народном мире в его единстве. Духовную силу обретает тот, кто чувствует свою сопричастность этому миру. Но данного единения нет в петербургском обществе. Н.Н. Скатов не случайно отмечал, что «жизнь народа у Некрасова многосложна, многослойна и многогранна. Потому-то его поэзия так важна была для дела освободительной борьбы, для дела революции, лично для каждого деятеля, принимавшего в этой борьбе участие» [Скатов 1973: 86].
В анализируемых циклах Н.А. Некрасов затрагивает проблемы неравенства, жестокости, материнской любви, голода, городской жизни низших слоёв. Петербург показан жестоким по отношению к людям, а в жестоком городе и люди становятся жестокими. Автор изображает повседневную жизнь людей, подчёркивая их страдания. Город не оставляет никакой возможности стать счастливым, нищета и голод толкают людей на страшные поступки.
Таким образом, Некрасов, заглянув в тёмные сырые подвалы, ярко отразил социальные противоречия большого города. Он изобразил два мира столицы - миллионеров и нищих, владельцев роскошных палат и обитателей трущоб, счастливцев и несчастных. С горечью и сопереживанием говорит Некрасов о детях города, бедных, болезненных. В итоге, Некрасовский Петербург стал новым явлением в русской литературе. Поэт видел такие стороны жизни города, в которые до него мало кто заглядывал, а если и заглядывали, то случайно и ненадолго.
Достоевский также поднимает проблемы, актуальные для современного ему Петербурга. Его город оказывается сценой, на которой разворачивается жизнь героев. В итоге, Петербург предстаёт перед читателем городом контрастов.
Достоевский рисует Петербург в пору стремительного развития капитализма. Его город - это не просто фон, на котором происходит действие, а своего рода действующее лицо. Петербург Достоевского душит, давит, внушает безумные идеи. Автор рисует трущобы Петербурга, пьяных, голодных, потерявших смысл жизни людей, которые нередко кончают с собой, не выдержав невыносимой жизни. Достоевский, показывая ужасы, в отличие от Некрасова, отвергает революционный путь переустройства общества. Главное в наследии писателя - та жестокая правда, которую он показал своим современникам. Со всех страниц романа веет одиночеством и безысходностью потерянного в жестоком городе человека.
В произведениях обоих писателей присутствуют общие мотивы, такие как губительность петербургского климата, духота, голод, холод, мотив смерти. Для создания определённых образов и мотивов, писатели используют схожие цветовые описания: преобладание холодных оттенков, тёмных тонов, однообразное использование жёлтого цвета, звуковые средства: шум, крики, смех, выстрелы.
Не случайно В.Я. Брюсов отметил, что «после Пушкина Достоевский и Некрасов - первые у нас поэты города...» [Брюсов 1973: 179].
Знакомясь с методическими рекомендациями по изучению стихотворных циклов «На улице» и «О погоде» и романа «Преступление и наказание», мы пришли к выводу, что до учащихся следует донести мысль о разоблачении обоими авторами буржуазной морали существовавшего социального строя. Мы приводим свой вариант урока по теме: «Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», основное внимание в котором уделяется образу Петербурга. Примечательно, что анализ образа даётся в тесной связи с рассмотрением образа города, созданного Н.А. Некрасовым в циклах «На улице» и «О погоде».
1. Айхенвальд, Ю.И. Силуэты русских писателей [Текст] / Ю.И. Айхенвальд.
- Москва: Республика, 1994. - 75 с.
2. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. - Москва: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. - 505 с.
3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - Москва: Искусство, 1986. - 445 с.
4. Белов, С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: комментарии, книга для учителя; издание 2-е испр. и доп. [Текст] / под ред. Д. С. Лихачева. - Москва: Просвещение, 1984. - 240 с.
5. Белопольский, В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. Концепция человека [Текст] / В.Н. Белопольский. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1987. - 208 с.
6. Бердяев, Н.А. Миросозерцание Достоевского [Текст] / Н.А. Бердяев. - Прага: YMCA-PRESS, 1923. - 238 с.
7. Бирон, В. С. Петербург Достоевского [Текст] / В.С. Бирон. - Ленинград: Свеча, 1990. - 52 с.
8. Бойко, М.Н. Лирика Некрасова [Текст] / М.Н. Бойко. - Москва: Художественная литература, 1977. - 118 с.
9. Брюсов, В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. Статьи и рецензии. Далекие и близкие [Текст] / В.Я. Брюсов. - Москва: Художественная литература, 1973, Т.6. 656 с.
10. Бухштаб, Б.Я. H.A. Некрасов. Статьи и исследования [Текст] / Б.Я. Бухштаб. - Ленинград: Советский писатель, 1989. - 352 с.
11. Бушмин, A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований [Текст] / А.С. Бушмин. - Ленинград: Наука, 1969. - 228 с.
12. Васильева, Л.И. Особенности изучения творчества Н.А. Некрасова в 5-10 классах якутской школы [Текст] / Л.И. Васильева. - Якутск: Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова, 2010. - 206 с.
13. Ветловская, В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» [Текст] / В.Е. Ветловская. - Москва: Художественная литература, 1988. - 205 с.
14. Викторович, В.А. Академический Достоевский: проблемы и перспективы [Текст] // Вопросы литературы. - 2015. - № 5. - С. 7-9.
15. Виноградов, И.И. Диалог Белинского и Достоевского [Текст] / И.И. Виноградов // По живому следу: Духовные искания русской классик. - 1987.
- № 5. - С. 69-103.
16. Галанов, Б.Е. Живопись словом. Человек. Пейзаж. Вещь [Текст] / Б.Е. Галанов. - Москва: Советский писатель, 1967. - 182 с.
17. Гамзатов, Р.Г. Молитва [Текст] / Р.Г. Гамзатов. - Махачкала: Эпоха, 2008.
- 416 с.
18. Гарин, И.И. Многоликий Достоевский [Текст] / И.И. Гарин. - Москва: ТЕРРА, 1997. - 396 с.
19. Герцен, А.И. Собрание сочинений в тридцати томах. Том второй. Статьи и фельетоны 1841-1846. Дневник 1842-1845 [Текст] / А.И. Герцен. - Москва: Академия наук, 1954. - 432 с.
20. Гин, М.М. Достоевский и Некрасов: Два мировосприятия [Текст] / М.М. Гин. - Петрозаводск: Карелия, 1985. - 184 с.
21. Гин, М.М. О двух легендах из «Кому на Руси жить хорошо» [Текст] / М.М. Гин // Санкт-Петербургские губернские ведомости. - 1879. - № 56. - С. 127-153.
22. Гин, М.М. О своеобразии реализма Н.А. Некрасова [Текст] / М.М. Гин. - Петрозаводск: Карельское книжное издательство, 1966. - 286 с.
23. Гин, М.М. От факта к образу и сюжету [Текст] / М.М. Гин. - Москва: Советский писатель, 1971. - 303 с.
24. Голубкова, В.В. Методика преподавания литературы [Текст] / В.В. Голубкова. - Москва: МГПУ, 1949. - 436 с.
25. Грищенко, А.И. Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова [Текст] /
A. И. Грищенко // Литература. - 2005. - № 12.- С. 16-17.
26. Гроссман, Л.П. Достоевский [Текст] / Л.П. Гроссман. - Москва: Молодая гвардия, 1965. - 608 с.
27. Дарвин, М.Н. Русский лирический цикл: проблемы теории и анализа [Текст] / М.Н. Дарвин. - Краснорск: Издательство Красноярского университета, 1988. - 137 с.
28. Добролюбов, Н.А. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи [Текст] / Н.А. Добролюбов. - Москва: Наука, 1970. - 616 с.
29. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя: 1877 сентябрь-декабрь 1880 август [Текст] / Ф.М. Достоевский. - Ленинград: Наука, 1984. - 522 с.
30. Достоевский, Ф.М. Письма [Текст] / Ф.М. Достоевский. - Полное собрание сочинений и писем: в 15 томах. Художественные произведения. - Санкт-Петербург: Наука, 2000. - 861 с.
31. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений и писем: в 15 томах.
Художественные произведения [Текст] / Ф.М. Достоевский. - Ленинград: Наука, 1989. Том 5. - 576 с.
32. Евгеньев-Максимов, В.Е. Жизнь и деятельность Н.А. Некрасова [Текст] /
B. Е. Евгеньев-Максимов. - Москва: Государственное издательство
Художественной литературы, 1950. - 356 с.
33. Елисеев, И. А. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / И. А. Елисеев. - Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 320 с.
34. Есин, А.Б. Приемы и принципы анализа литературного произведения [Текст] / А.Б. Есин. - Москва: Флинта: Наука, 1999. - 248 с.
35. Захарова, Т.В. Образы Некрасова в «Дневнике писателя» Достоевского [Текст] / Т.В. Захарова // Некрасов и русская литература: Второй межвузовский сборник - Ярославль. - 1975. - № 40. - С. 31-32.
36. Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс II полугодие. 3-е издание, исправленное и дополненное [Текст] / И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. - Москва: ВАКО, 2004. - 61 с.
37. Иванов, В.И. Достоевский и роман-трагедия [Текст] / В.И. Иванов // Русская мысль. - 1911. - кн. V. - 436 с.
38. Карасев, Л.В. О символах Достоевского [Текст] / Л.В. Карасев // Вопросы философии / Л.В. Карасев. - 1994. - № 10.- С. 90-111.
39. Кирпотин, В.Я. Ф.М. Достоевский. Творческий путь (1821 1859) [Текст] / В.Я. Кирпотин. - Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1960. - 607 с.
40. Кирпотин, В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова [Текст] / Книга о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» / В. Я. Кирпотин. - Москва: Советский писатель, 1970. - 445 с.
41. Корякин, Ю.Ф. Достоевский и Апокалипсис [Текст] / Ю.Ф. Корякин. - Харьков: Фолио, 2009. - 702 с.
42. Кошель, П.А. Столица Российской империи [Текст] / П.А. Кошель. - Москва: Молодая гвардия, 2007. - 92 с.
43. Краснов, Г.В. Литературная утопия в кризисной ситуации писателя [Текст] / Г.В. Краснов // Кормановские чтения: Материал межвузовской научной конференции. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1994 Вып. 1. С. 154-161.
44. Крупышев, A.M. «Натуральная школа» и критика H.A. Некрасова 40-х годов XIX века [Текст] / А.М. Крупышев // Творчество H.A. Некрасова в литературном процессе XIX-XX веков: Межвузовский сборник научных трудов. Кострома. - 1991. - № 3.- С. 4-11.
46. Кузнецов, В.И. Свет в сумерках [Текст] / Эртель А.И. - Записки Степняка. Москва: Правда, 1989. - 276 с.
46. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс.: Методические советы: Пособие для учителя [Текст] / М.Б. Кузнецова, Ю.В. Лебедев. - Москва: Просвещение, 2000. - 155 с.
47. Лебедев, Ю. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в школе [Текст] / Ю.В. Лебедев. - Кострома: Костромиздат, 1968. - 93 с.
48. Ленин, В.И. Революционный авантюризм [Текст] / В.И. Ленин. - Лондон: Искры, 1902. - 19 с.
49. Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения [Текст] / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74-87.
50. Любомудров, А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья [Текст] / Б.К. Зайцев, А.М. Любомудров, И.С. Шмелёв. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2003. - 272 с.
51. Ляпина, Л.Е. Жанровая специфика литературного цикла как проблема исторической поэтики [Текст] / Л.Е. Ляпина // Межвузовский сборник. Петрозаводск: Петропресс, 1990. - 165 с.
52. Ляпина, Л.Е. Русские литературные циклы (1840-1860 гг.) [Текст] / Л.Е. Ляпина // Монография. Санкт-Петербург: Образование, 199З. - 113 с.
53. Мальцева, К.В. Изучение произведений Некрасова в школе [Текст] / К.В. Мальцева. - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1953. - 272 с.
54. Миллер, О.Ф. Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М.Достоевского [Текст] / О.Ф. Миллер // Сборник. - Санкт-Петербург: Типография А.С. Суворина, 1883. - 63 с.
55. Мочульский, К.В. Великие русские писатели XIX века [Текст] / К.В. Мочульский. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. - 160 с.
56. Назиров, Р.Г. Равноправие автора и героя в творчестве Достоевского (К концепции полифонического романа) [Текст] / Р.Г. Назиров. - Уфа: РИО БашГУ, 2005. - 149 с.
57. Некрасов, Н.А. Из неопубликованных писем к Некрасову [Текст] / Н.А. Некрасов // Некрасовский сборник под редакцией В.П. Вильчинского, Н.Н. Монахова, Ф.Я. Приймы. - Ленинград: 1973. Том 5. - С. 300-324.
58. Некрасов, Н.А. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах [Текст] / Под редакцией В.Г. Базанова, А.И. Груздева, Н.В. Осьмакова, Ф.Я. Приймы, А.А. Суркова, М.В. Храпчекно. - Санкт-Петербург: Наука, 2000. Том 2. - 378 с.
59. Никитенко, А.В. Записки и дневник [Текст] / А.В. Никитенко. - Москва: Захаров, 2005. Том 1. - 2005, 590 с.
60. Обернихина Г.А. Современный урок литературы: метод, рекомендации / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова; под ред. Г.А. Обернихиной. - Москва: АПК и ПРО, 2000. - 60 с.
61. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе [Текст] / Ю.Б. Орлицкий. - Воронеж: ВГУ, 1991. - 200 с.
62. Панаев, И.И. Литературные воспоминания [Текст] / И.И. Панаев. - Москва: Правда, 1950. - 465 с.
63. Панаева, А.Я. Воспоминания [Текст] / А.Я. Панаева. - Москва: Правда,
1986. - 509 с.
64. Панаева, А.Я. Воспоминания о домашней жизни Н.А. Некрасова [Текст] / Москва: Издательство АН СССР, 1946. - 529 с.
65. Плеханов, Г.В. Похороны Н.А. Некрасова [Текст] / Г.В. Плеханов // Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников. - Москва: Художественная литературы, 1971. - С. 6-7.
66. Покровский, В.И. Некрасов. Его жизнь и сочинения [Текст] / В.И. Покровский. - Москва: Тверская площадь, 1906. - 680 с.
67. Прокшин, В.Г. Поэма Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо [Текст] / В.Г. Прокшин. - Москва: Высшая школа, 1986. - 78 с.
68. Раков, Ю. А. Петербург - город литературных героев. Учебное пособие по курсу «Краеведение» для учащихся старших классов гимназий, колледжей, школ, преподавателей литературы - Санкт-Петербург: Химиздат, 1999. - 135 с.
69. Скатов, H.H. Некрасов. Современники и продолжатели [Текст] / Н.Н. Скатов. - Ленинград: Советский писатель, 1973. - 360 с.
70. Скатов, Н.Н. Поэты некрасовской школы [Текст] / Н.Н. Скатов. - Ленинград: Просвещение, 1968. - 224 с.
71. Скафтымов, А.П. Нравственные искания русских писателей [Текст] / А.П. Скафтымов. - Москва: Художественная литература, 1972. - 543 с.
72. Смирнов, С.С. Монументализация фантомов Некоторые особенности бытования идеологической биографии Н.А. Некрасова [Текст] / С.С. Смирнова // Вопросы литературы. - 2009. - № 6. - С. 9-12.
73. Соловьев, В.С. Воспоминания о Ф.М. Достоевском [Текст] / В.В. Соловьев. - Санкт-Петербург: Типография А.С. Суворина, 1881. - 444 с.
74. Соловьев, С.М. Изобразительные средства в творчестве Достоевского [Текст] / С.М. Соловьев. - Москва: Советский писатель, 1979. - 153 с.
75. Старыгина, Н.Н. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова [Текст] / Н.Н. Старыгина. - Ленинград: Диссертация кандидата филологических наук, 1985.
- 222 с.
76. Степанов, Н.Л. Н.А. Некрасов: Жизнь и творчество [Текст] / Н.Л. Степанов. - Москва: Художественная литература, 1971. - 391 с.
77. Тарасов, А.Ф. Некрасов, Н.А. Музей-усадьба Н.А. Некрасова. Путеводитель [Текст] /А.Ф. Тарасов. - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1989.- 244 с.
78. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ [Текст] / В.Н. Топоров. - Москва: Прогресс, 1995. - 624 с.
79. Цейтлин, А.Г. Труд писателя. Вопросы теории и психологии творчества. Культуры и техники писательского труда [Текст] / А.Г. Цейтлин. - Москва: Советский писатель, 1968. - 563 с.
80. Чернец, Л.В. Введение в литературоведение [Текст] / В.Е. Хализев, Л.В. Чернец, А.Я. Эсалнек; под ред. Л.В. Чернец. - Москва: Высшая школа, 1999.
- 556 с.
81. Чирков, Н.М. О стиле Достоевского [Текст] / Н.М. Чирков. - Москва: Наука, 1967. - 235 с.
82. Чудаков, А.П. Слово - Вещь - Мир: От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков [Текст] / А.П. Чудаков. - Москва: Современный писатель, 1991. - 320 с.
83. Чуковский, К.И. Мастерство Некрасова [Текст] / К.И. Чуковский. - Москва: Художественная литература, 1966. - 764 с.
84. Эйхенбаум, Б.М. О поэзии [Текст] / Б.М. Эйхенбаум. - Ленинград: Советский писатель, 1969. - 554 с.
85. Эртель, А.И. Записки степняка [Текст] / А.И. Эртель. - Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1958. - 992 с.
86. Якушин, Н.И. Н.А. Некрасов в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей [Текст] / Н.И. Якушин. - Москва: Русское слово, 2003. - 43 с.
87. Якушин Н. И. Тропа к Некрасову [Текст] / Н.И. Якушин - Москва: Миф,
1987. - 304 с.