Введение 3
Основная часть 5
1. Динамика развития рынка подкастов в России
2. Потребительский спрос и целевая аудитория продуктов студии 12
3. Конкуренция на рынке 20
4. Внутренние ресурсы студии подкастов Brainstorm.fm
Заключение 29
Библиографический список 30
Современное общество построено на активном потреблении информации. Теперь, для того чтобы что-то вещать нет необходимости в высшем образовании, совсем не обязательно быть журналистом или ведущим новостей, достаточно просто знать, как работает рынок и психология потребления, разбираться в алгоритмах социальных сетей и хостингов, а также осваивать навыки взаимодействия со своей аудиторией.
С развитием контента, расширяется и список платформ, выступающих посредниками распространения информационного продукта, и эти платформы, как правило, ориентированы на конкретного потребителя. Чтобы быть в курсе актуальной повестки, достаточно открыть новостной агрегатор или просмотреть «истории» на странице любимого СМИ в Инстаграмм, а если вы лучше воспринимаете информацию на слух, то и здесь перед вами открывается целая палитра возможностей. Многие книги давно перекочевали в аудио-формат, а образовательные и развлекательные шоу/программы теперь можно не смотреть, а слушать на подкастинговых платформах.
Подкасты — это синтез интернета, радио и телевидения с вытекающим широким жанровым спектром. Главное его преимущество, в отличие от других каналов, заключается в том, что потребитель, в зависимости от своих целей и интересов, имеет возможность самостоятельно выбирать, на какие подкасты подписываться, может скачивать любые эпизоды и слушать их в любое время в любом месте.
Сами термины «подкаст» и «подкастинг» впервые упоминались в статье газеты «The Guardian», а позже, в 2004 году, были включены в Оксфордский словарь2. Слово «подкаст» (англ. —«podcast») возникло как производное от «broadcast» (с англ. — «вещание») и «iPod» — портативного mpB-плеера от компании Apple. Уже в 2005 году слово стало настолько популярным, что при поисковом запросе Google выдавал около 77 миллионов результатов, в связи с чем редакция Нового Оксфордского словаря назвала «подкаст» словом года3.
В Россию индустрия подкастов пришла не так давно, но уже отличилась высокими темпами развития. Ежедневно появляются новые каналы, подкастинговые платформы придумывают новые формы подачи аудиорекламы и борются за внимание рекламодателей. Согласно недавнему исследованию Яндекс.Музыки от 4 июня 2020 года, прослушивание подкастов среди российской аудитории увеличилось на 30% с февраля 2020 года.
Целью данного исследования является ответ на вопрос об эффективности коммуникационного проекта подкастинговой индустрии. Задачи исследования представляют собой ситуационный анализ внешней и внутренней среды бизнес-единицы, оценка ее маркетинговой стратегии и рассмотрение главных игроков на рынке.
Таким образом, мы определили, что индустрия подкастинга в России все еще находится на этапе своего становления, однако данные различных исследований показывают, что ее развитие происходит достаточно быстрыми темпами и обладает большими перспективами на ближайшее будущее. Несмотря на то, что сфера подкастинга относительно новая, классические законы и приемы коммуникационной стратегии принимают активное участие в разработке подкастинговых продуктов.
Студия подкастов Brainstorm.fm сформировалась относительно недавно, но на ее примере мы увидели, что в течение года, благодаря грамотной разработке коммуникативной, креативной и медиастратегии, она сумела занять определенное место на подкастинговом рынке и закрепить свою позицию среди прочих успешных студий.
Продвижение проектов студии осуществляется посредством разных информационных каналов, однако соблюдаются одни и те же принципы, которые являются основополагающими в коммуникационном менеджменте: правильное воздействие на целевую аудиторию и оказание влияния на восприятие потребителем продукта. Качественный ситуационный анализ значительно облегчает этот процесс и увеличивает шансы успешной реализации продвижения.
1. Б. Гантер, А. Фернхам. Типы потребителей: введение в психографику — Спб.: «Питер», 2001 — с.207-208
2. Н.Я. Кажуро. Конкуренция как механизм рынка — журнал «Наука и техника» №4, 2015
3. Р.М. Грант. Современный стратегический анализ — Спб.: «Питер», 2008
4. Учебное пособие «Стратегический анализ» — Жуковский: МИМ ЛИНК, 2008
5. [Электронный ресурс]: Аналитический обзор ВЦИОМ от 13.02.2020 URL:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10157
6. [Электронный ресурс]: Исследование Яндекс.Музыки «Музыка в изоляции» URL: https://yandex.ru/company/researches/2020/music-in- isolation?fbclid=IwAR0WGBPrAE6-
n3vDs05h01Hd7Ji7Z 6wfHy7DaevldX6VPVm56d ZYg7SCM
7. [Электронный ресурс]: Исследование Brand Analytics «Подкасты в России 2019» URL: https://br-analytics.ru/blog/podcasts-in-russia-2019/
8. [Электронный ресурс]: Исследование Mediascope для IAB Russia «Эффективность аудиорекламы в интернете» от 2018 г. URL:
https://mediascope.net/upload/iblock/77d/Online%20audio%20ad Mediascope 141118.pdf
9. [Электронный ресурс]: Исследование IAB Russia «Russia Podcast Map» от 2020г.
10. [Электронный ресурс]: Исследование TIBURON Research «Подкасты: аудитория, рейтинги подкастов и подкастеров» URL:
https://tiburon-research.ru/cases/issledovanie-podkasty-auditoriya-reytingi-podkastov-i-podkasterov
11. [Электронный ресурс]: «Audible Revolution» — The Guardian
URL:
https://www.theguardian.com/media/2004/feb/12/broadcasting.digitalmedia
12. [Электронный ресурс]: New Oxford American Dictionary — URL:
https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/american english/podcast
13. [Электронный ресурс]: «Podcast» is lexicon’s Word of the Year — Chicago Tribune
URL:https://www.chicagotribune.com/news/ct-xpm-2005-12-28-0512270256-story.html
14. Berry R. Serial and Ten Years of Padcasting: has the medium grown up? In: Radio, Sound and Internet. LASICS, Braga, Portugal, 2015.