ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛИТЕТА 7
1.1. Сущность подсобного хозяйства в социально-экономическом
пространстве муниципалитета 7
1.2. Основные принципы и методы организации деятельности
подсобного хозяйства 11
1.3. Особенности управления подсобными хозяйствами в
муниципальном образовании 22
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПОДСОБНЫМИ ХОЗЯЙСТВАМИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕКАМСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА) 32
2.1. Общая характеристика социально-экономической деятельности
Нижнекамского муниципального образования 32
2.2. Анализ системы управления личными подсобными хозяйствами в
Нижнекамском муниципальном образовании 38
2.3. Оптимизации использования личного подсобного хозяйства в
социально-экономическом пространстве муниципального образования... 46
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПОДСОБНЫМИ ХОЗЯЙСТВАМИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ 54
3.1. Основные трудности по внедрению рекомендаций в управление
личными подсобными хозяйствами в муниципальном образовании 54
3.2. Мероприятия по повышению эффективности использования личных
подсобных хозяйств в социально-экономическом комплексе муниципального образования 60
3.3. Социально-экономический эффект от предлагаемых мероприятий.. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Проблема занятости сельского населения всегда являлась одной из наиболее комплексных и сложно решаемых. В сельской местности основной отраслью местной экономики традиционно является сельское хозяйство. Это обуславливает необходимость вовлечения в сельхозпроизводство значительных земельных и человеческих ресурсов территории, что в большинстве случаев ведет к моно специализации экономики территории, делая её крайне зависимой от состояния аграрного сектора.
В сельской местности Нижнекамского муниципального района возможности трудоустройства оказываются в значительной степени определенными состоянием и вектором развития местного аграрного комплекса, что обусловлено той помощью, которую оказывает промышленность г. Нижнекамска сельскому хозяйству региона.
Укрепление позиций частной собственности в последние годы, на фоне ограничения возможностей трудоустройства по найму, привели к тому, что альтернативой безработицы для сельского населения стала само занятость. Что важно для развития личных подсобных хозяйств. В первую очередь это относится к тем селянам, которые в ходе трансформаций 90-х годов получили земельные паи и смогли открыть фермерские хозяйства. Сегодня именно эта категория селян формирует новое сельское предпринимательство, имеет некоторые, хотя и очень ограниченные финансово-экономические и ресурсные возможности для организации сельхозпроизводства.
Сегодня решение этой проблемы видится в возможностях развития личных подсобных хозяйств, как альтернативы для селян, не имеющих земельной собственности, но способных заниматься предпринимательской деятельности в аграрном секторе. Именно с такой позиции личные подсобные хозяйства могут быть рассмотрены как способ поддержки занятости населения сельского Нижнекамского района.
Степень разработанности проблемы. Проблемы занятости сельского населения рассматриваются многими учеными, среди них Б.Д. Бреев, Н.А. Вишневская, М. Вышегородцев, И.Е. Заславский, И. Бушмарин и др. особое внимание данные авторы уделяют проблемам современного сельского рынка труда, факторам его развития. Ряд исследователей, среди которых В. Бураков, И.И. Базаев, А. Аллахвердиев, М. Канилов уделяют внимание проблемам формирования личных хозяйств, поднимая отдельные организационные, финансовые и имущественные аспекты их формирования. Некоторые авторы, например, М. Дунаева, рассматривают отдельные аспекты занятости молодежи в аграрной экономике. Вместе с тем остаются не до конца изученными особенности формирования занятости населения в личных подсобных хозяйствах, те специфические проблемы, которые возникают в этой сфере в конкретном муниципалитете.
Цель данной работы - изучение условий формирования занятости сельского населения на основе развития личных подсобных хозяйств, а также определение перспектив развития этого процесса в Нижнекамском муниципальном районе.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи проводимого исследования:
1. Исследовать теоретические и практические основы формирования занятости сельского населения.
2. Изучить региональные и локальные особенности функционирования сельского рынка труда, выявить специфику организации занятости сельского населения в конкретном муниципальном образовании - Нижнекамском муниципальном районе.
3. Проанализировать на основе обследования сельских домохозяйств условия само занятости сельского населения в личных подсобных хозяйствах на территории отдельно взятого муниципального образования и в контексте региональной ситуации в данной сфере.
4. Выявить влияние региональных и локальных факторов на организацию занятости сельского населения в личных подсобных хозяйствах, возможности поддержки процесса на муниципальном уровне.
5. Предложить возможные направления государственного и регионального регулирования занятости сельского населения в личных подсобных хозяйствах и в частности систему мер социальной защиты населения занятого в ЛПХ.
6. Обосновать предложения по развитию мер кооперации и интеграции личных подсобных хозяйств на локальном муниципальном уровне, в условиях их перехода к товарным формам производства.
Для реализации поставленных цели и задач в исследовании были использованы следующие методы: метод теоретического анализа специальной литературы, аналитический метод, анализ статистических показателей и данных, предоставленных администрациями, также научный метод. Методы обработки и анализа позволили нам проанализировать деятельность МО «Нижнекамский муниципальный район» на протяжении нескольких лет.
Объектом исследования является Нижнекамское муниципальное образование.
Предметом исследования являются правовые, финансовые и организационные механизмы организации и развития занятости сельского населения в личных подсобных хозяйствах на территории отдельно взятого муниципального образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические разработки и рекомендации данной работы позволят оптимизировать затраты на реализацию экономических и правовых регуляторов организации ЛПХ в НМР. Данные, полученные в этой работе, позволят расширить теоретические границы реализуемости ЛПХ в хозяйственной и социальной жизни НМР. В работе раскрыты новые возможности использования ЛПХ в экономическом и социальном облике НМР.
Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.
В первой главе «Теоретические основы подсобного хозяйства как вспомогательного элемента в хозяйственной деятельности муниципалитета» речь идёт о теоретических разработках в области муниципального образования управлением личных подсобных хозяйств. ЛПХ являются важным фактором само занятости населения, что важно для определения стабильного курса развития экономики региона. При этом в современных условиях возрождения интереса к сельскому хозяйству и снабжения населения экологическими продуктами важным является вопрос о развитии сельских поселений и личных подсобных хозяйств.
Во второй главе «Анализ и оценка системы управления подсобными хозяйствами в муниципальном образовании (на примере Нижнекамского муниципального района)». Даётся оценка уже сложившейся ситуации в сельском хозяйстве Нижнекамского муниципального региона.
В третьей главе «Совершенствование системы управления подсобными хозяйствами в муниципальном образовании» на основе анализа, сделанного в предыдущих главах, определены основные рекомендации для повышения целесообразности муниципального управления в Нижнекамске личными подсобными хозяйствами.
В настоящей работе исследована сущность и роль личных подсобных хозяйств в социально-экономической системе, формы и методы его государственного и правового регулирования.
Выявлены и изучены проблемы и приоритеты развития личных подсобных хозяйств, обоснована правильность политики администрации НМР, рассматривающей государственную поддержку развития личных подсобных хозяйств и предпринимательских структур в качестве одного из главных направлений в решении социальных и экономических проблем сельской местности.
Проведен анализ деятельности органов государственного управления по поддержке личных подсобных хозяйств сельского населения.
Недостаточно изучены такие острые вопросы как проблема фактической безработицы на селе и низких доходов сельского населения, которые обусловливают принятие ряда мер по их решению на федеральном и региональном уровнях. Безработный владелец ЛПХ, фактически являясь товаропроизводителем, не может по закону считаться занятым, в том числе не идут пенсионные отчисления и отчисления на медицинское страхование.
Производство продукции в сельхозпредприятиях продолжает сокращаться, а значительная часть высококачественной экологически чистой продукции ЛПХ остается невостребованной, прежде всего потому, что нет условий и возможностей для ее реализации.
По организации работы по повышению официальной занятости и доходов безработных владельцев личных подсобных хозяйств предлагается создание новой организационно-правовой системы. Будут созданы в муниципальных образованиях муниципальные унитарные предприятия, которые будут заключать гражданско-правовые договора с безработными владельцами личных подсобных хозяйств.
Для учета движения сельскохозяйственных животных хозяйств населения для муниципальных образований округа автором предлагается введение новой отчетности «Движение поголовья сельскохозяйственных животных хозяйств населения».
Личные подсобные хозяйства НМО располагают значительными размерами земельных угодий. При этом сельские подворья имеют значительные доли в структуре поголовья основных видов сельскохозяйственных животных. Особенности расселения в районе обусловлены усложнением социально- экономического ситуации на селе, развалом большого числа сельскохозяйственных предприятий, отставанием социальной инфраструктуры села.
Не решённой и не рассмотренной в данной работе осталась проблема влияния выбросов химического производства предприятий города на сельское хозяйство. В СМИ всё чаще говорится о химическом загрязнении почвы посредством выхлопов в атмосферу; загрязнении почв жидкими и твёрдыми отходами производства; кислотные дожди, от которых гибнет урожай и многое другое, о чём бы стоило написать подробнее, но рамки данной работы не позволяют рассмотреть все проблемы села...
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
1. Развитие ЛПХ в НМР идёт в том же русле, что и общероссийские тенденции развития сельских территорий. Экономическая
нецелесообразность муниципального вмешательства в деятельность ЛПХ обуславливается выборочной помощью отдельным представителям ЛПХ (адресная помощь). Что позволяет производить манипуляции с данными хозяйствами, связанные с изъятием, реорганизацией или трансформацией хозяйства. Оказание помощи избранным хозяйствам способствует снижение активности со стороны других хозяйств. Этот факт несомненен. Но есть какая-то иная линия взаимодействия ЛПХ с властями. Эта линия проходит вне конкуренции с крупными хозяйствами. Главный фактор тут не товарное производство, а производство для себя, «для души» что называется. Главным
тут является не получение прибыли, а реализация внутренних душевных запросов человека.
2. В НМР весьма не простая экологическая обстановка. Но промышленные предприятия оказывают посильную помощь сельскому хозяйству. Муниципалитет при этом проводит различные мероприятия по повышению экономической эффективности деятельности ЛПХ. Экологическая обстановка вынуждает уходить всё дальше от промышленных регионов, НМР не исключение. Не смотря на увеличение количества ЛПХ и увеличение товарности этих хозяйств, остаются проблемы их выведения в экологические районы НМР.
3. Важное значение для НМР имеет реализация государственных программ и получение субсидий на развитие сельского предпринимательства. По крайней мере, речь идёт именно об этом на официальном сайте НМР, но именно предпринимательское отношение к земле способствует снижению производительности труда и трудовой эффективности.
4. Социально-экономический эффект от предлагаемых в работе мероприятий выходит весьма выгодным и заслуживает данная работа серьёзного внимания со стороны руководства НМР. Увеличение оптимизационной политики и инвестиций со стороны руководства НМР является долгосрочной перспективой вклада средств в ЛПХ. Это находит поддержку в народной среде, соответствует социальным процессам в современном российском обществе. Крупное хозяйство непременно задавит мелкое. В ЛПХ нет конкуренции и они не гоняться за прибылью, это значит, их нельзя победить и уничтожить, потому что они вне капиталистической системы.
Нормативно - правовые материалы:
1. Конституция Российской Федерации / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета.-1993.- 25 декабря.
2. О референдуме Российской Федерации / Федеральный конституционный закон // от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации/Федеральный закон РФ//от 06 октября 2003 г. № 131 - ФЗ
4. О муниципальной службе в Российской Федерации /Федеральный закон// от 2 марта 2012г. № 25 - ФЗ
5. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации /Федеральный закон// от 26 апреля 2006г. № 59 - ФЗ
6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации/Федеральный закон//от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
7. О личном подсобном хозяйстве /Федеральный закон// от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ.
8. О местном самоуправлении в Республике Татарстан/Закон Республики Татарстан// от 1 июля 2004 г. № 45 ЗРТ.
9. О муниципальной службе в Республике Татарстан/Закон Республики Татарстан//от 17 января 2013 г. № 5-ЗРТ.
10. О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан /Закон Республики Татарстан//от 12 мая 2003 года № 16 ЗРТ.
11. О занятости населения в Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 18. Ст. 903.
12. О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций. Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 № 62 // Вопросы экономики. 2000. № 6.
13. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации. Федеральный Закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ // Российская газета. 2001 № 207.
14. О Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года". Постановление Правительства Российской Федерации от 3.12.2010 № 858 // Парламентская газета. 2010. № 127.
15. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (с изменениями и дополнениями) // http://base.garant.ru
16. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 598 «О
федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (с изменениями и
дополнениями) // http: //base. garant.ru
17. Кредитование физических лиц для поддержки личных подсобных хозяйств // http: //www.sberbank.ru
18. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru
19. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (с изменениями и дополнениями) // http: //base.garant.ru
20. Россельхозбанк кредиты на развитие личного подсобного хозяйства // http: //www.rshb .ru
21. Постановление КМ РТ от 14.03.2016 №138 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2016 году» (14.03.2016) (25.03.2016) // http: //agro .tatarstan.ru/rus/postanovlenie-km-rt-963677.htm
II. Специальная литература
22. Антонов, В.А. Система государственного управления / В.А.Антонов // - М.: ГУУМ, 2012.-246с.
23. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления/Р.В.Бабун // -СПб.: 2015.
24. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник/ И.А.Василенко. //- 2-е изд. испр. и доп.-М.:Гардарики, 2012.-317с. (в пер.)
25. Виханский, О.С., Наумов А.И. Человек, стратегия, организация, процесс. / О.С.Виханский // Менеджмент.-М.: МГУ, 2011
26. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления / Н.И.Глазунова // - М.2013
27. Грицюк, Т.В. Система государственного и муниципального управления / Т.В.Грицюк // - М.: Издательство РДЛ, 2014.- 592с.
28. Зотов, В.Б. Система муниципального управления в схемах / В.Б.Зотов // Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2013.-192с.
29. Замотаев, А.А. Практика муниципального правления / А.А.Замотаев // - 2015.-№10 октябрь С 3-13.
30. Кобилев, А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве Учебное пособие / А.Г.Кобилев А.Г. // РнД 2012
31. Пикулькин, А.В. Система государственного управления/
А.В.Пикулькин // -4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013.
32. Социальный менеджмент / Под ред. Д.В. Валового - М.: Бизнес-школа, 2015
33. Широков А., Юркова С. Гражданское участие в местном самоуправлении / А. Широков, С. Юркова // Муниципальная власть- 2013.- № 2 С. 14-23.
34. Плотников В. Проблемы российского села: новые проблемы и новые задачи управления // Власть. 2013. № 14.
35. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. М., 2015.
36. Рощин С.Ю. Экономика труда: экономическая теория труда / С.Ю. Рощин. М., 2016.
37. Меликьян Г.Г., Колосовая Р.П. Экономика труда и социально - трудовые отношения / Меликьян Г.Г., Колосовая Р.П. М., 2016.
38. Мережков В.П. Занятость и рынок труда: реалии, национальные приоритеты, перспективы // Мережков В.П. М., 2015.
39. Панков Б. Сельская занятость: нужны не столько деньги, сколько оригинальные решения // Человек и труд. 2013. № 8.
40. Никифоров Л.В. Аграрные отношения: выход из тупика // АПК: экономика и управление. 2013. № 2.
41. Калугина З.И., Вершинина Т.Н. От полной занятости к трудоизбыточной конъюнктуре: методологические подходы к исследованию формирующегося рынка труда // Регион: экономика и социология. 2013. №3.
42. Кузнецов В.В. Скрыпкина Е.К. Семейные хозяйства населения в экономике России // Кузнецов В.В. Скрыпкина Е.К. Ростов н/Д., 2013.
43. Кузнецов В.В. Крестьянское подворье. Ростов н/Д., 2014.
44. Савченко П.В., Кокина Ю.П. // Личные подсобные хозяйства / Савченко П.В., Кокина Ю.П. М., 2014.
45. Хуссманне Р., Мехран Ф., Верма В. Обследования экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость: Методологическое руководство МБТ. СПб., 2012.
III Прочие данные
46. Об утверждении состава комиссии по обеспечению социально-экономической стабильности в Нижнекамском муниципальном районе в условиях финансового кризиса// http: //e-nkama.ru/documents/1417/
47. О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Шереметьевского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан //http: //e-nkama.ru/documents/1901/
48. О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Старошешминского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан //http: //e-nkama.ru/documents/1901/
49. О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан // http: //e-nkama.ru/documents/1901/
50. Особенности муниципального и государственного управления личным подсобным хозяйством //http://www.bestreferat.ru/referat-133331 .html
51. Импорт кожи в Россию. Аналитическая записка //
http: //customstat.ru/reports/importleather. php
52. Что привезти с собой из Нижнекамска? // http: //privezti- suvenir.ru/podarok- iz-nizhnekamska
53. Личное подсобное хозяйство в структуре муниципалитета // http://bibliofond.ru/view.aspx?id=488836
54. Организационно-экономические основы развития личных подсобных
хозяйств в условиях проведения аграрной реформы
//http://dlib.rsl.ru/01002749733
55. Комментарий к федеральному закону «о личном подсобном хозяйстве» // http://rucont.ru/efd/260544
56. В нижнекамском районе активно реализуются президентские программы
// http: //nkpravda. ru/news/v-nij nekamskom-rayone-aktivno-realizuyutsya-
prezidentskie-programmy-5.html