ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЭПОХА РАННЕХРИСТИАНСКИХ МУЧЕННИКОВ 10
1.1. Религиозная политика Римской империи I - начала IV веков 10
1.2. Причины гонения на христиан со стороны римских властей 29
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Глава II. Мученичество и исповедничество в Советский период
2.1. Советское государство в отношении к Православной Церкви 37
2.2. Мученики за веру на Белгородской земле 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. С первых дней своего существования христианская Церковь подвергалась гонениям и испытаниям, выпавшим на долю апостолов и их учеников. В христианстве известен целый сонм святых пострадавших за веру.
В первые века о христианах распространяли множество лжи и клеветы, их обвиняли в голоде, эпидемиях, землетрясениях, происходивших в любой части Римской империи. Желающим свидетельствовать против христиан предлагали деньги, и множество невинных людей было убито из-за чьей-то материальной выгоды. Когда христианина приводили в суд, ему предлагали произнести клятву верности императору, чтобы получить свободу. Отказавшиеся дать клятву были убиты, как и те, которые исповедали христианство. Так в 96 г. апостола Иоанна Богослова сослал на остров Патмос, а Святой Антипа, епископ Пергамский, был сожжён в медном быке 1.
В ХХ веке христиане, как и во время первых гонений, не желая изменить своим религиозным принципам, христианским ценностям, были подвергнуты преследованиям. С приходом советской власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. С конца 1917 года, они приняли массовый и ожесточенный характер. В 1918 году был принят декрет об отделении Церкви от государства, гонения продолжались на протяжении всего советского периода . За всю историю Вселенской Церкви не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных гонений. В первые века христианства гонения носили не такой масштабный характер и длились не более нескольких лет. В некоторые периоды истории, власти преследовали цель арестовать как можно больше священников и мирян, аресты тогда исчислялись десятками и сотнями тысяч и для многих окончились мученической кончиной. Так было в России сразу же после установления советской власти, когда целые уезды епархий оказались лишенными священнослужителей.
Трудно оценить общее количество пострадавших за Христа в годы советской власти. Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов, служивших в церквях и монастырях России. В брошюре «Крестный путь Церкви в России» говорится о трехстах двадцати тысячах пострадавших.
В эпоху гонений и репрессий пострадало не малое количество христиан, но все они стали свидетелями веры Христовой. Они не побоялись открыто проповедовать Слово Божье и обличить новую власть в их безнравственной деятельности. Новомученики, подобно мученикам первых веков подверглись тяжелым испытаниям, но благодаря своему смирению и сердечной кротости - удостоились мученического венца.
Таким образом, гонения на Церковь имели место всегда, еще начиная с апостолов, и продолжались на протяжении всей истории существования христианства. Но каковы же были причины? Какова взаимосвязь гонений в Римской империи и в Советском Государстве? Почему же христиан преследуют на протяжении веков и в современном мире эта тенденция продолжается? Сегодня, когда еще не прошло и ста лет, после масштабных гонений на Церковь Советского периода, вполне уместно задуматься над этими вопросами. Это и многое другое позволяет говорить о том, что исследование данной темы является актуально для всех христиан.
Степень изученности. За весь период христианской Церкви историки и богословы не раз интересовались данной темой. Наиболее подробно история гонений первых веков раскрыта в книге «Эпоха гонений на христиан» А.П. Лебедева. Он отчетливо показывает в своей книге истинные причины преследований христиан. Еще одной работой на эту тему является «Книга мучеников (История гонений на христиан)» Джона Фокса. Он прослеживает все периоды гонений, начиная с первых христианских мучеников и заканчивая девяностыми годами ХХ века.
Одним из основополагающих трудов по истории древней церкви, являются труды В.В. Болотова в нескольких томах «Лекции по истории Древней Церкви». Василий Болотов, великий православный историк, он умел совмещать научную объективность, верность православию и философский дар. В истории Болотов усматривал «голос церкви, рассеянный не только в пространстве, но и во времени, - голос ничем не заменимый, который всегда и повсюду составлял предмет веры для всех». Болотовские «Лекции по истории Древней Церкви» - блестящий труд, классика церковной историографии, возможно лучший по своей теме, несмотря на то, что прошло, немало времени с их издания.
Еще одним важным трудом является работа известного русского церковного историка Михаила Эммануиловича Поснова «История Христианской Церкви» давно ставшая классикой, хотя и остается малоизвестной широкому кругу читателей. Ее отличает глубокое проникновение в суть исторического развития церкви. Автор на историческом, лингвистическом и теологическом материале раскрывает сложность и неисчерпаемость святоотеческого наследия первых десяти веков (до схизмы 1054 г.) церковной истории.
«История христианской Церкви» - это главный литературный труд Евграфа Ивановича Смирнова. Книга рассказывает об истории Православной Церкви и западных исповеданий и охватывает период от апостольских времен до конца XIX в. Хоть книга и была написана более ста лет назад, она до сих пор остается незаменимым пособием для изучения церковной истории.
Касаясь истории гонений советского периода, важным трудом для нас является работа игумена Дамаскина (Орловского) «Гонения на русскую православную церковь в советский период». Он пишет уже о современном этапе преследования христиан, о новомучениках пострадавших за веру Христову в ХХ веке. Так же в его труде «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» излагаются жития практически всех новомучеников, причем книга разделена по месяцам, что облегчает работу исследователей.
Одной из наиболее важных книг по истории Церкви является «История Русской Церкви 1917 -1997» протоиерея Владислава Цыпина. В ней он подробно пишет о каждом десятилетии и о гонениях на Церковь в этот период. В ней подробно описаны все события, происходившие с установления советской власти, приведено количество пострадавших священнослужителей от репрессий. Этот труд является практически основным для исследования гонений в советский период.
Весьма интересным является анализ священника Максима Максимова «Особенности гонений на христиан в Римской империи и в России в ХХ веке. Сравнительный анализ». Он проводит параллели между гонениями первых веков и советского периода, объясняет их юридические основания.
При всем объеме вышеуказанной литературы , следует отметить недостаточную разработанность данной темы, поэтому эта тема нуждается в дальнейшем и более подробном изучении.
Цель исследования:
изучить причины гонений в христианской Церкви, и провести сравнительный анализ гонений в Римской империи и Советской России.
Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть религиозную политику Римской империи и Советского правительства;
- выявить причины гонений и провести сравнительный анализ;
- на примере истории Православной Церкви Белгородчины изложить вопрос об исповедничестве и мученичестве в советский период.
Объект исследования: история христианской Церкви.
Предмет исследования: причины и основные этапы гонений в истории христианской Церкви.
Новизна работы заключается в том, что была предпринята попытка систематизации и анализа материала из различных опубликованных источников об истории Церкви. Гонения на Церковь рассматриваются через призму современности и в контексте исторических событий связанных с Римской империей и Советской Россией.
Теоретико-методологическая основа исследования. Из наиболее продуктивных методов изучения, причин гонений в христианской Церкви, использовался метод синхронного анализа. А также для полноценного изучения материала, сравнительный подход.
Так же исследование данной темы требует применения критическо - аналитического подхода, системно-комплексного подхода, что в совокупности приведет к более точному обоснованию поставленных целей и задач.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты и выводы исследования могут быть использованы на практических занятиях по истории религии, культурологи, философии, теологии, религиоведения, при написании курсовых и дипломных работ студентов, при подготовке специальных вузовских курсов. Материалы работы могут использовать в своих практических целях ученые разных направлений гуманитарных наук.
Апробация работы. Положения, представленные в исследовании, обсуждались на семинарах и были представлены в виде докладов и выступлений.
По теме дипломной работы были опубликованы статьи:
Кравченко А.М. Святые мученики как проповедники евангельской вести в первые века и в наше время // Евангелие в контексте современной культуры. Материалы III Международной науч. - практич. конф. посвященной 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. / Под ред. Т.И. Липич, С. М. Дергалева, М. С. Жирова. - Белгород: ООО «ЭПИЦЕНТР», 2015. - С. 171 - 175.
Кравченко А.М. Евангельская весть в эпоху гонений на церковь: история и современность // Евангелие в контексте современной культуры. Материалы II Международной науч. - практич. конф. посвященной 700- летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. / Под ред. М. С. Жирова, Т. И. Липич, С. М. Дергалева. - Белгород, 2014 . - С. 229 - 231.
Кравченко А.М. Гонения на церковь вчера и сегодня // Социальное служение Русской Православной Церкви: проблемы, практики,
перспективы. Материалы науч. - практич. конференции. Под ред. Платов Ю. П. - СПБ: СПбГИПСР, 2015. - С. 78-80.
Кравченко А.М. К вопросу о военной истории поселка Борисовка в марте 1943 г.// Белгородский диалог - 2013. Сборник избр. науч. тр. Междунар. молодёжн. научн. Форума /Отв. ред. С.Н. Прокопенко (г. Белгород, 27-29 марта 2013 г.). - Белгород, 2014. - С. 118 - 119.
Кравченко А.М. Женские судьбы в годы Великой Отечественной войны (по воспоминаниям жителей поселка Борисовка Белгородской области) // Человек на войне. Материалы науч. - практич. конференции. Под ред. Носова В. А. - Санкт- Петербург: по заказу СПБ ГБУ ДМ «ФОРПОСТ», 2015. - С. 142-144
Кравченко А.М. Судьбы жителей поселка Борисовка Белгородской области в годы Великой Отечественной войны // Война в судьбах людей. Сборник материалов молодёжн. научн. Конф. Посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и приуроченной во Дню
рождения Выборгского р-на Санкт-Петербурга. 22 мая 2015 г. / сост. В. А. Носов, С. А. Пищулин. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. - С. 183-184.
Кравченко А.М. Благотворительность в г. Белгороде на примере Марфо - Мариинского сестричества // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики. Материалы VII Международной науч. - практич. конф. 26-27 ноября 2015 г. под ред. О.А. Волковой, Е.И. Мозговой. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. - С. 415 - 417.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, по два параграфа, заключения, списка использованной литературы .
Таким образом, изучив основные этапы и причины гонений, мы пришли к выводу, что, даже несмотря на то, что гонения в Римской империи и Советской России разделяют целые века, причины остаются одинаковыми.
И так, христианство сталкивается с двумя причинами гонений на протяжении тысячелетий - это отношение простого народа к ним и отношение государства.
Отношение простого народа к христианам в Римской империи первое время было понятным, поскольку о них практически нечего не было известно темным массам основного населения, если изначально они даже не отличали христиан от иудеев. Простой народ в большой степени сохранял остатки прежней веры не многим отличавшейся от суеверия. Людям было ясно одно, что существует нечто, которое посылает благо и зло и его в основном нужно задабривать, проводя церемонии и жертвоприношения. Христиане отказывались следовать этой традиции, и поэтому народ стал относиться враждебно к ним, поскольку считал, что ввиду этого боги прогневаются и накажут всю империю.
В Советской России большинство населения продолжало по инерции исполнять обряды, были утрачены и забыты дух христианского вероучения, глубина истин, у людей это уже не вызывало ни религиозного ни священного трепета. Обещание большевиков, как только они пришли к власти, в самом ближайшем будущем материального благополучия, затмило все духовное.
В Римской империи простой народ считал христианство опасным и что с ним необходимо бороться. Во-первых, потому что христиан обвиняли в безбожии. Это обвинение вытекало из того, что христиане не приносили жертвы богам, не строили храмов, не участвовали в церемониях. Во-вторых, закрытость христианских общин порождала только подозрения, поскольку в языческом обществе все происходило открыто, напоказ и поэтому малейшая попытка что -то скрыть порождал худые мысли.
В Советское время, во-первых, строится новое государство, где вера в Бога абсолютно исключается. Такие коренные изменения происходят не только не без участия народа, но и его руками. Должно было наступить материальное благополучие всех во всем мире, и оно должно было быть без исповедания Бога. Вследствие этого Церковь и вера, как носители иных ценностей, стали восприниматься как препятствие к всеобщему счастью, не уничтожив которое, невозможно достигнуть цели. Во-вторых, после лишения церкви юридического лица, как и в первые века, появляется много клеветы на церковь, происходит высмеивание священнослужителей и монахов, поругание над святынями.
Что касается отношения правительства к христианам, то тайно собираясь в местах не доступных языческому менталитету, христиане вызывали подозрения в отношении государственной власти. Римляне считали, что на этих собраниях, христиане планируют захват Рима и уничтожение империи. Данные выводы римской аналитической разведки явно преувеличены. Христиане проявили себя в отношении политики неосторожно. Им были чужды языческие государственные праздники и принесение жертв в честь императора. И естественно правительство не могло не заметить подобного уклонения, ведь они подрывали устои империи своим поведением.
Советская власть, рассматривала религию как общественный пережиток. Сама же Русская Православная Церковь мыслилась большевиками одним из государственных институтов, обеспечивавших прочность и устойчивость царской власти. Наконец, Русская Православная Церковь, являясь государственной Церковью, обладала значительным имуществом. Последние два обстоятельства и объясняют то, почему именно эта Церковь приняла на себя основной удар со стороны большевиков, наносившийся ими по религии вообще.
Государственный характер языческой религии в Римской империи, консерватизм, формализм и римская религиозная поверхностность - вот опоры для борьбы язычества с христианством. Следствия, вытекавшие из таких воззрений на религию, для положения христиан в Римской империи ясны. В конце концов, все рассуждения римлян на счет христиан сводились к тому, что христиане не внесли в мир ничего хорошего, а только воплотили в себе самую негативную сторону иудейства - страсть к раздорам. Христиане представляли собою самый беспокойный элемент общества.
Исходя из выше сказанного, связь эпох очевидна. Вольнодумство ХХ века повлекло за собой крайнее моральное оскудение, нашедшее в эпохи времен свое место в языческом Риме. Отношение государства к церкви в период рассматриваемых эпох, менялось по принципу, но не по существу. Идея богочеловека в обеих эпохах показывает нам, насколько человек был крайне морально унижен своей гордостью, что посягнул на святость Божьего дара - совести. Аналогом может послужить идея коммунизма в советскою эпоху, где мысль о Боге вытравливалась годами не потому, что Бог есть или нет, а потому что он уже не нужен. В Риме, цезарь-бог, в советское время, коммунизм. В Риме почитание различных богов, в советское время - вольнодумство.
Выявив основные причины гонений, мы приходим к следующим выводам. По прошествии многих веков причины гонений, что в Римской империи, что в Советском государстве, менялись по принципу, но не по существу. Основным же осталось отношение правительства и отношение народа к христианам. Таким образом, две выбранные нами эпохи, несомненно, связаны, даже несмотря на то, что между ними огромная временная пропасть. Этой связующей нитью является масштабность гонений и их причины. За всю историю христианства вообще, кроме локальных случаев, гонения в Римской империи и гонения в Советской России являются самыми ожесточенными, охватывающие много лет и, конечно же, насчитывающие огромное количество людей пострадавших за веру.
В период церковных репрессий со стороны советского государства, пострадало большое количество священнослужителей, монахов и верующих христиан. На Юбилейном соборе, проходившем с 13 по 16 августа 2000 года в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя в Москве, был представлен доклад о прославлении новых мучеников и исповедников Российских XX века, среди них было 19 человек от Белгородской епархии . Одним из них является епископ Белгородский Никодим (Кононов), на примере его жизни мы проследили каким образом происходили гонения на церковь на Белгородской земле.
В заключении необходимо добавить, что в наше время, как и две тысячи лет назад актуальны и важны слова Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня».
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. [Текст] / Сост. М.Е. Губонин. - М.: ПСТБИ, 1994. - 120 с.
2. Амосова Е.В. «Золотой век» Римской империи, гонение на христиан и проблема толерантности в античном обществе. Е.В. Амосова [Текст] // Вестник Новгородского государственного университета. - 2003. - № 14. - С. 34 - 40.
3. Болотов В.В. Христианство и мир языческий: борьба христианства с язычеством в жизни и мысли [Текст] / В.В. Болотов Сборник церковно-исторических трудов. Том 3. - М.: «Мартис», 2001. - 269 с.
4. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви [Текст] / В.В. Болотов тт. 1-3. - М., 2006. - 237 с.
5. Гидулянов П.В. Отделение Церкви от государства в СССР [Текст] / П.В. Гидулянов. - М., 1926. - 215 с.
6. Дестивель. И. свящ. Поместный собор Российской Православной Церкви 1917 - 1918 гг. и принцип соборности. [Текст] / Свящ. И. Дестивель. Поместный собор Российской Православной Церкви 1917 - 1918 гг. и принцип соборности - М.: Крутицкое подворье , 2008. - 105 с.
7. Джон Фокс. Книга мучеников История гонений на христиан [Текст] / Джон Фокс - М., 2000. - 234 с.
8. Древс А. Миф о Христе [Текст] / Древс А. - М., 2009. - 218 с.
9. Евсевий Кесарийский. Церковная история. Книга 5 [Текст] / Евсевий Кесарийский - М., 2002. - 159 с.
10. Евсевий Памфил. Церковная история [Текст] / Евсевий Памфил - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 1993. - 125 с.
11. Емельянов Н.Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь(1917 - 1952 годы), (по данным на январь 2004 года) [Текст] / Н.Е. Емельянов - М., 2003. - 291 с.
12. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века [Текст] / составитель игумен Дамаскин (Орловский). Февраль. - Тверь, 2007. - 348 с.
13. Игумен Дамаскин (Орловский). Гонения на русскую православную церковь в советский период [Текст] / Игумен Дамаскин (Орловский) - М., 2009. - 238 с.
14. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и
подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним [Текст] / Тома 1-7. - Тверь:
«Булат», 1992-2002. - 279 с.
15. Из деяния Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. pravoslavie. ru/news/sobor/3 3. htm
16. История древней церкви. Под. Ред. К.А. Максимовича [Текст] / К. А. Максимович. История древней церкви: учеб. пособ., Ч - 1 - М., 2012. - 252 с.
17. История христианской Церкви. Том II Доникеивское христианство [Текст] / М., 1999. - 147 с.
18. Карташев А.В. Вселенские соборы [Текст] / А.В. Карташев - М., 2009. - 253 с.
19. Кирилл, митр. Калининградский и Смоленский. Слово пастыря [Текст] / Кирилл, митр. Калининградский и Смоленский. - М: Издательство Московской Патриархии, 2009. - 424 с.
20. Кобец О., прот. История Белгородской епархии [Текст] / прот. О. Кобец, А. Н. Крупенков, Н. Ф. Крупенков - Белгород, 2000. - 175 с.
21. Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия [Текст] / Учебное пособие - М., 1997. - 134 с.
22. Кузищин В.И. История Древнего Рима [Текст] / В.И. Кузищин - М.: Высшая школа, 2006. - 87 с.
23. Курбатов Г.Л. и др. Христианство [Текст] / Г.Л. Курбатов - Л.: Лениздат, 2008. - 124 с.
24. Лебедев, А.П. Эпоха гонений на христиан [Текст] / А.П. Лебедев - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. - 343 с.
25. Ленцман Я.А. Происхождение христианства [Текст] / Лецман Я.А. - М., 2006. - 142 с.
26. Максимов М. Особенности гонений на христиан в Римской империи и в России в ХХ веке. Сравнительный анализ [Текст] / М. Максимов // Новомученики ХХ века - М.: ООО Издательство Булат, 2004. - 27 с.
27. Народы и религии мира. Энциклопедия [Текст] / - М., 2008. - 268 с.
28. Никодим (Кононов) - священномученик, епископ Белгородский [Электронный ресурс] / директор ГАБО П.Ю. Субботин. -http://www.beleparh.ru/index.php/novosti/57-drugie-novosti/1988-nikodim- kononov-svyashchennomuchenik-episkop-belgorodskij
29. Ориген против Цельса [Текст] / Ориген. Кн. 1-7. - М., 1996. - 98 с.
30. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия / В.С. Поликарпов - М., 1997. - 239 с.
31. Поснов М.Э. История христианской Церкви (до разделения церквей - 1054 г.) [Текст] / М.Э. Поснов - Киев, 2009. - 286 с.
32. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке [Текст] / Д.В. Поспеловский. - М., 1995. - 245 с.
33. Ранович А.Б. О раннем христианстве / Ранович А.Б. - М., 2009. - 213 с.
34. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства.
Античные критики христианства [Текст] / Ранович А.Б. - М.:
Политиздат, 2009. - 185 с.
35. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945 [Текст] / Л. Регельсон. - М., 1996. - 176 с.
36. Робертсон Д. Первоначальное христианство [Текст] / Д. Робертсон - М., 2008. - 256 с.
37. Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви [Текст] / Рожков В. - М., 2008. - 229 с.
38. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью [Текст] / Составитель Герд Штриккер. Книга 1. - М., 1995. - 194 с.
39. Сборник научных статей [Текст] / Под редакцией професора Э.Д. Фролова. - СПб., 2002. - 301 с.
40. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории [Текст] / И.С. Свенцицкая - М.: Политиздат, 2007. - 212 с.
41. Святой Иоанн Златоуст. Творения. Похвала египетским мученикам [Текст] / Святой Иоанн Златоуст - СПб., 1896. - 743 с.
42. Смирнов Е.И. История христианской церкви [Текст] / Е.И. Смирнов. История христианской церкви. - М., 2007. - 268 с.
43. Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе [Текст] / В. Степанов - М., 1980. - 236 с.
44. Субботин П.Ю. Красный террор: документы, материалы,
свидетельства очевидцев [Текст] / П.Ю. Субботин - Ижевск: ПРИНТ,
2014. - 168 с.
45. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе - СПб.: Издание С- Петербургской Духовной Академии, 2005. - 315 с.
46. Тертуллиан. Апология / Отцы и учители церкви III в. Антология - М., 1996. - 304 с.
47. Христианство. Энциклопедический словарь [Текст] / Т. 1-3 - М., 2005. - 263 с.
48. Цыпин. В. Прот. История Русской Православной Церкви.
Синодальный и новейшие периоды 1700 - 2005 гг [Текст] / Цыпин. В. Прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и
новейшие периоды 1700 - 2005 гг. изд. 3-е, исправленное., - М., 2007. - 530 с.
49. Шверид Ф.Г. Гонения христиан в России [Текст] / Ф.Г. Шверид. - Екат., 2013. - 96 с.
50. Шмеман А. прот. Исторический путь православия [Текст] / Прот. А. Шмеман. Исторический путь православия - М., 1993. - 258 с.
51. Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона [Текст] / тт 1-2. - М., 1907. - 367 с.
52. Яковлев А.И. Лекции по истории христианской церкви [Текст] / А.И. Яковлев. Лекции по истории христианской церкви. Изд. 2-е и дополненное. - М., 2006. - 34 с.