МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПОРНОГО ПРЫЖКА У ГИМНАСТОК 6 - 7 ЛЕТ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические и методические основы совершенствования опорным прыжкам гимнасток 6-7 лет 7
1.1. Общая характеристика и классификация опорных прыжков в
спортивной гимнастике 7
1.2 Особенности техники опорных прыжков в спортивной гимнастике 8
1.3 Средства и методы развития совершенствования опорным прыжкам
Глава 2. Методы и организация исследования 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 29
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения 31
3.1. Диагностика уровня освоения опорного прыжка у гимнасток 6-7 лет 31
3.2. Экспериментальная методика совершенствования технике
опорного прыжка «переворот вперед» гимнасток 6-7 лет
3.3. Анализ эффективности экспериментальной методики 38
совершенствования опорному прыжку у гимнасток 6-7 лет
Выводы 41
Практические рекомендации 43
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические и методические основы совершенствования опорным прыжкам гимнасток 6-7 лет 7
1.1. Общая характеристика и классификация опорных прыжков в
спортивной гимнастике 7
1.2 Особенности техники опорных прыжков в спортивной гимнастике 8
1.3 Средства и методы развития совершенствования опорным прыжкам
Глава 2. Методы и организация исследования 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 29
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения 31
3.1. Диагностика уровня освоения опорного прыжка у гимнасток 6-7 лет 31
3.2. Экспериментальная методика совершенствования технике
опорного прыжка «переворот вперед» гимнасток 6-7 лет
3.3. Анализ эффективности экспериментальной методики 38
совершенствования опорному прыжку у гимнасток 6-7 лет
Выводы 41
Практические рекомендации 43
Список использованной литературы
Развитие спортивной гимнастики за последние годы, наметившийся рост сложности упражнений поставили ряд проблем, решение которых дает возможность повысить класс гимнасток. На современном этапе спортивная конкуренция характеризуется увеличением сложности упражнений, включением в композиции рискованных, оригинальных, виртуозных элементов.
Тренировка по спортивной гимнастике способствует воспитанию смелости, решительности, умению ориентироваться в неожиданно складывающейся обстановке, совершенствованию таких качеств, как ловкость, сила, выносливость, хорошо развивает мышечно-связочный аппарат рук, ног, туловища и плечевого пояса, создают хорошие предпосылки для овладения новыми физическими упражнениями.
Опорные прыжки в женской спортивной гимнастике имеют ярко выраженную спортивную направленность, которые характеризуются краткостью их исполнения по времени. От начала разбега до приземления затрачивается не более 5 с., и за этот небольшой отрезок времени гимнастка должна выполнить сложные по координации и мышечным усилиям действия.
Особые требования предъявляются к скоростно-силовым качествам при выполнении основных фаз прыжка: разбега, толчка ногами и руками. Большое значение имеет точность приземления, которым завершается любой прыжок. В связи с краткостью и небольшим числом действий при выполнении опорных прыжков удельный вес фазы приземления здесь практически оказывается относительно более высоким, чем это имеет место в других видах многоборья.
Обучение технике выполнения и совершенствование опорных прыжков рассматривается у таких авторов как Укран М.Л., Гавердовский Ю.К. Техника выполнения прыжков совершенствуется с каждым годом, изыскиваются новые, более рациональные способы их выполнения. Однако это не означает, что выполнение упражнений становится более легким, как по координации движений, так и по затраченным усилиям: требования к двигательному аппарату спортсмена в этом случае повышаются.
Несмотря на большое разнообразие прыжков, в каждом из них есть много сходных элементов, которые составляют основы техники.
Для облегчения изучения основ техники опорные прыжки условно делятся на следующие фазы: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, полет до толчка руками, толчок руками, полет после толчка руками и приземление. Неправильное выполнение хотя бы одной из перечисленных фаз отрицательно сказывается на исполнении прыжка в целом.
При выполнении опорных прыжков двигательные действия гимнасток должны соответствовать определенным количественным характеристикам, которые являются основными составными частями техники выполнения этих прыжков. Такими характеристиками являются: скорость разбега; длительность, сила и направление толчка ногами о мостик и руками о тело коня; длительность, высота и дальность фаз полета.
Овладевая мастерством, гимнасты последовательно осваивают программный материал и классификационные упражнения того или иного разряда. Без систематического изучения новых упражнений немыслим рост мастерства в гимнастике. Наиболее характерной отличительной чертой тренировки в гимнастике является то, что в ней всегда большое место занимает изучение техники упражнений. Однако не меньшее значение имеют и совершенствование функциональных возможностей гимнастов, развитие физических качеств, приспособление организма спортсмена к большим нагрузкам. Без успешного решения этих задач немыслимо овладеть техникой гимнастических упражнений.
Правильно заложенная техника на начальном этапе совершенствования позволяет овладеть более сложными по технике исполнения прыжками в дальнейшем.
Объект исследования: тренировочный процесс гимнасток 6-7 лет.
Предмет исследования: экспериментальная методика совершенствования технике опорного прыжка у гимнасток 6-7 лет.
Цель исследования: определить эффективность экспериментальной методики совершенствования технике опорного прыжка у гимнасток 6-7 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по методике совершенствования и совершенствования опорным прыжкам гимнасток.
2. Разработать экспериментальную методику совершенствования технике опорного прыжка у гимнасток 6-7 лет.
3. Определить эффективность применения экспериментальной методики совершенствования технике опорного прыжка у гимнасток 6-7 лет.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что использование метода решения частных двигательных задач на основе использования упражнений, направленных на развитие физических способностей позволит более эффективно проводить обучение технике опорного прыжка у гимнасток 6-7 лет. Для этого мы использовали следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы
2. Педагогическое наблюдение
3. Тестирование
4. Педагогический эксперимент
5. Методы математической статистики
База исследования: ОГОУ ДОД СДЮСШОР № 3 г. Белгород
Новизна исследования заключается в получении новых фактических данных о содержании тренировочных занятий, направленных на обучение технике опорных прыжков юных гимнасток.
Практическая значимость определяется выявлением эффективности разработанной методики по обучению технике опорного прыжка у гимнасток 6-7 лет.
Тренировка по спортивной гимнастике способствует воспитанию смелости, решительности, умению ориентироваться в неожиданно складывающейся обстановке, совершенствованию таких качеств, как ловкость, сила, выносливость, хорошо развивает мышечно-связочный аппарат рук, ног, туловища и плечевого пояса, создают хорошие предпосылки для овладения новыми физическими упражнениями.
Опорные прыжки в женской спортивной гимнастике имеют ярко выраженную спортивную направленность, которые характеризуются краткостью их исполнения по времени. От начала разбега до приземления затрачивается не более 5 с., и за этот небольшой отрезок времени гимнастка должна выполнить сложные по координации и мышечным усилиям действия.
Особые требования предъявляются к скоростно-силовым качествам при выполнении основных фаз прыжка: разбега, толчка ногами и руками. Большое значение имеет точность приземления, которым завершается любой прыжок. В связи с краткостью и небольшим числом действий при выполнении опорных прыжков удельный вес фазы приземления здесь практически оказывается относительно более высоким, чем это имеет место в других видах многоборья.
Обучение технике выполнения и совершенствование опорных прыжков рассматривается у таких авторов как Укран М.Л., Гавердовский Ю.К. Техника выполнения прыжков совершенствуется с каждым годом, изыскиваются новые, более рациональные способы их выполнения. Однако это не означает, что выполнение упражнений становится более легким, как по координации движений, так и по затраченным усилиям: требования к двигательному аппарату спортсмена в этом случае повышаются.
Несмотря на большое разнообразие прыжков, в каждом из них есть много сходных элементов, которые составляют основы техники.
Для облегчения изучения основ техники опорные прыжки условно делятся на следующие фазы: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, полет до толчка руками, толчок руками, полет после толчка руками и приземление. Неправильное выполнение хотя бы одной из перечисленных фаз отрицательно сказывается на исполнении прыжка в целом.
При выполнении опорных прыжков двигательные действия гимнасток должны соответствовать определенным количественным характеристикам, которые являются основными составными частями техники выполнения этих прыжков. Такими характеристиками являются: скорость разбега; длительность, сила и направление толчка ногами о мостик и руками о тело коня; длительность, высота и дальность фаз полета.
Овладевая мастерством, гимнасты последовательно осваивают программный материал и классификационные упражнения того или иного разряда. Без систематического изучения новых упражнений немыслим рост мастерства в гимнастике. Наиболее характерной отличительной чертой тренировки в гимнастике является то, что в ней всегда большое место занимает изучение техники упражнений. Однако не меньшее значение имеют и совершенствование функциональных возможностей гимнастов, развитие физических качеств, приспособление организма спортсмена к большим нагрузкам. Без успешного решения этих задач немыслимо овладеть техникой гимнастических упражнений.
Правильно заложенная техника на начальном этапе совершенствования позволяет овладеть более сложными по технике исполнения прыжками в дальнейшем.
Объект исследования: тренировочный процесс гимнасток 6-7 лет.
Предмет исследования: экспериментальная методика совершенствования технике опорного прыжка у гимнасток 6-7 лет.
Цель исследования: определить эффективность экспериментальной методики совершенствования технике опорного прыжка у гимнасток 6-7 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по методике совершенствования и совершенствования опорным прыжкам гимнасток.
2. Разработать экспериментальную методику совершенствования технике опорного прыжка у гимнасток 6-7 лет.
3. Определить эффективность применения экспериментальной методики совершенствования технике опорного прыжка у гимнасток 6-7 лет.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что использование метода решения частных двигательных задач на основе использования упражнений, направленных на развитие физических способностей позволит более эффективно проводить обучение технике опорного прыжка у гимнасток 6-7 лет. Для этого мы использовали следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы
2. Педагогическое наблюдение
3. Тестирование
4. Педагогический эксперимент
5. Методы математической статистики
База исследования: ОГОУ ДОД СДЮСШОР № 3 г. Белгород
Новизна исследования заключается в получении новых фактических данных о содержании тренировочных занятий, направленных на обучение технике опорных прыжков юных гимнасток.
Практическая значимость определяется выявлением эффективности разработанной методики по обучению технике опорного прыжка у гимнасток 6-7 лет.
1. Изучив научно-методическую литературу по проблеме освоения техники выполнения опорных прыжков у гимнасток 6-7 лет можно сделать выводы, что в теоретическом плане проблема достаточно изучена и раскрыта. В этом направлении работали многие авторы Укран М.Л., Аркаев Л.Я, Гавердовский Ю.К. и др. В программе спортивных школ по спортивной гимнастике обучение опорному прыжку «переворот вперед» соответствует возрасту гимнасток 6-7 лет. Для успешного освоения программы гимнастки должны иметь соответствующую физическую подготовку.
2. В ходе эксперимента исследовалось воздействие специальных комплексов упражнений направленных на развитие силовых, скоростно-силовых, координационных способностей у гимнасток 6-7 лет, направленных на освоение техники выполнения опорных прыжков, в рамках метода решения частных двигательных задач. Определен исходный уровень развития двигательных способностей, и степень освоения опорного прыжка у гимнасток 6-7 лет. В качестве критериев определения уровня развития силовых, скоростно-силовых и координационных способностей были использованы тесты, имеющие место в практике физического воспитания. Результаты тестирования, проведенные на начальном этапе педагогического эксперимента показывают, что уровень подготовленности в обеих группах практически одинаков.
3. Разработана экспериментальная методика совершенствования опор-ному прыжку с применением комплексов направленных на развитие силовых, скоростно-силовых и координационных способностей на основе метода решения частных двигательных задач у гимнасток 6-7 лет на занятиях спортивной гимнастикой.
Результаты, полученные в ходе исследований, а также их обсуждение, позволяют нам утверждать, что применение экспериментальной методики дает положительный результат. Анализ изменения в показателях развития двигательных способностей и уровня освоения опорного прыжка у гимнасток в экспериментальной группе свидетельствует о достоверном улучшении результатов тестах: «Сгибание разгибание рук в упоре лежа» прирост результата в контрольной группе составил 7,04% и в экспериментальной группе - 11,44%. В тесте «Прыжок в длину с места» прирост результата в контрольной группе составил 1,45% и в экспериментальной группе - 3,41%. В тесте «Челночный бег 3х10м» прирост результата в контрольной группе составил - 1,78% и в экспериментальной группе - -2,85%. В тесте «Техника выполнения опорного прыжка» прирост результата в контрольной группе составил 18,52% и в экспериментальной группе - 28,07%.
4. Результаты, полученные в ходе исследований, позволяют нам под-готовить практические рекомендации для тренеров, работающих с гимнастками 6-7 лет.
2. В ходе эксперимента исследовалось воздействие специальных комплексов упражнений направленных на развитие силовых, скоростно-силовых, координационных способностей у гимнасток 6-7 лет, направленных на освоение техники выполнения опорных прыжков, в рамках метода решения частных двигательных задач. Определен исходный уровень развития двигательных способностей, и степень освоения опорного прыжка у гимнасток 6-7 лет. В качестве критериев определения уровня развития силовых, скоростно-силовых и координационных способностей были использованы тесты, имеющие место в практике физического воспитания. Результаты тестирования, проведенные на начальном этапе педагогического эксперимента показывают, что уровень подготовленности в обеих группах практически одинаков.
3. Разработана экспериментальная методика совершенствования опор-ному прыжку с применением комплексов направленных на развитие силовых, скоростно-силовых и координационных способностей на основе метода решения частных двигательных задач у гимнасток 6-7 лет на занятиях спортивной гимнастикой.
Результаты, полученные в ходе исследований, а также их обсуждение, позволяют нам утверждать, что применение экспериментальной методики дает положительный результат. Анализ изменения в показателях развития двигательных способностей и уровня освоения опорного прыжка у гимнасток в экспериментальной группе свидетельствует о достоверном улучшении результатов тестах: «Сгибание разгибание рук в упоре лежа» прирост результата в контрольной группе составил 7,04% и в экспериментальной группе - 11,44%. В тесте «Прыжок в длину с места» прирост результата в контрольной группе составил 1,45% и в экспериментальной группе - 3,41%. В тесте «Челночный бег 3х10м» прирост результата в контрольной группе составил - 1,78% и в экспериментальной группе - -2,85%. В тесте «Техника выполнения опорного прыжка» прирост результата в контрольной группе составил 18,52% и в экспериментальной группе - 28,07%.
4. Результаты, полученные в ходе исследований, позволяют нам под-готовить практические рекомендации для тренеров, работающих с гимнастками 6-7 лет.



