Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕПРЕТАЦИИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕКСТА (НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ ДРАМЫ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА)

Работа №60617

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
290
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Режиссерские интерпретации пьесы А. Володина «С любимыми не
расставайтесь» 8
1.1. Творчество А. Володина в контексте развития драматургии второй
половины ХХ века 8
1.2. Постановка пьесы «С любимыми не расставайтесь» в Молодежном
театре Алтая им. В. Золотухина 14
1.3. Постановка пьесы «С любимыми не расставайтесь» в Театральном институте имени Б. Щукина при государственном академическом театре им.
Е. Вахтангова 18
ГЛАВА II. Интерпретация пьесы В. Сигарева «Пластилин» режиссером К.Серебренниковым 21
2.1. Пьеса «Пластилин» как «визитная карточка»
В.Сигарева 21
2.2. Постановка пьесы «Пластилин» в Центре драматургии и режиссуры А.
Казанцева и М. Рощина 28
ГЛАВА III. Режиссерская интерпретация пьесы Я. Пулинович «Земля Эльзы» в Альметьевском татарском государственном драматическом
театре 37
3.1. Творчество Ярославы Пулинович 37
3.2. Спектакль «Син кайда иден?» Альметьевского татарского
государственного драматического театра по пьесе «Земля Эльзы» 45
Заключение 52
Список использованной литературы 59
Приложение.

Как известно, от других родов литературы драму отличает двойственность предназначения: с одной стороны, она являет собой самостоятельный род словесного искусства, с другой - она призвана стать основой искусства сценического. Так, еще Н.В. Гоголь отмечал, что «драма живет только на сцене. Без нее она как душа без тела» [Гоголь 1937 : 186].
В то же время, сценическое воплощение драматического текста - это уже не совсем авторский текст, скорее, результат сотворчества драматурга, режиссера, актеров. Следовательно, исследование театральных постановок неизбежно оказывается включенным в сферу научных интересов не только филологов, но и специалистов в области сценического искусства. Это обусловило актуальность избранной нами темы, поскольку в современной науке о литературе одно из самых активно развивающихся и перспективных направлений - это междисциплинарные исследования.
Цель работы - выявить особенности режиссерского прочтения драматических текстов в современных российских театрах на примере постановок русской драмы конца XX - начала XXI века.
Поскольку предметом исследования являются сценические интерпретации драматического текста, материалом исследования послужили пьесы не только пьесы конца XX - начала XXI века, но и их театральные постановки: пьеса А. Володина «С любимыми не расставайтесь» и спектакли Молодежного театра Алтая им. Валерия Золотухина и Театрального института им. Б. Щукина при Государственном Академическом театре им. Е. Вахтангова; пьеса В. Сигарева «Пластилин» и постановка режиссера К. Серебренников в Центре драматургии и режиссуры на Беговой; пьеса Я. Пулинович «Земля Эльзы» и спектакль «Син кайда иден?» Альметьевского татарского государственного драматического театра.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить ключевые семантические и формальные составляющие названных выше пьес А. Володина, В Сигарева и Я. Пулинович, которые должны найти отражение в их постановках;
• Изучить используемые при постановке спектаклей по данным пьесам сценические средства;
• Выявить своеобразие режиссерского прочтения изучаемых нами пьес.
Нами намеренно были выбраны пьесы драматургов, относящихся к разным поколениям и разным литературным направлениям. Исследователь С.Я. Гончарова-Грабовская предлагает следующую классификацию жанрово¬видовых форм современной драматургии: «русская экспериментальная драма», которая включает в себя и так называемую «шокотерапию» (к которой она относит пьесу В. Сигарева «Пластилин»), и «традиционная драма», к которой относится творчество драматургов старшего поколения (в том числе А. Володина) [Гончарова-Грабовская 2008 : 19].
Интересно, что творчество А. Володина с течением времени не только не устаревает, а напротив, становится всё более востребованным российскими театральными подмостками XXI века. На сегодняшний день он является одним из самых титулованных русских советских драматургов: лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1981), литературной премии «Северная Пальмира» (1996), национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (1996), премии «Триумф» (1999), премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1999).
О творчестве А. Володина написано достаточно много. Анализ его творчества нашел свое отражение в работах Л. Аннинского, А. Богуславского и В. Диева, Б. Бутрова, Н. Велеховой, С. Владишрова, Н. Крымовой, Т.Ланиной, К.Рудницкого, В.Фролова, К.Щербакова и в других исследованиях. В то же время, научно-критическая литература о драматурге представляет собой прежде всего журнальные и газетные публикации, отразившие полемику, разворачивавшуюся после публикации, театральной постановки или экранизации чуть ли не каждой пьесы. Наиболее подробный и многосторонний анализ его творчества содержится в работах Т Ланиной и О. Журчевой.
Пьесы же В. Сигарева и Я. Пулинович породили весьма неоднозначные оценки художественной ценности данных произведений. Оба автора являются представителями так называемой «новой драмы», которая является знаковым явлением современного литературного процесса. «Новую драму» обвиняли в симпатии к маргинальности, акцентировании инстинкта.
Так, театральный критик К. Кокшенева откровенно отрицает художественную ценность сигаревских пьес, приписывая им статус «антиискусства»: «Сигаревскую пьесу читать скучно - в ней преобладает бытовой план, в ней чернушен не только быт, но и человек принципиально отвратителен» [Кокшенева 2007 : 60]. В то же время пьеса В. Сигарева «Пластилин» стала знаковым явлением современной драматургии и поставлена на сценах десятков театров, причем не только в России, но и, например, на сцене знаменитого Лондонского театра «Royal Court Theatre» английским режиссёром Аланом Рикманом.
К анализу творчества В. Сигарева в своих работах обращались И.Б. Болотян, А.Ю. Мещанский, А.М. Павлов, Т.В. Журчева, однако в основном это журнальные и газетные публикации, а также упоминания в обзорах современной драматургии.
Творчество же Я. Пулинович лишь начинает укрепляться в современной драматургии, но к ее пьесам уже проявляют научный интерес, например Л.П. Шатина.
Таким образом, творчество интересующих нас авторов следует признать недостаточно изученным. Особенно малочисленными являются работы, посвященные проблеме сценической интерпретации их пьес. Это обусловило новизну нашей работы.
Используемые методы - структурно-семантический и сравнительно- сопо ставительный.
Поставленные задачи определили структуру нашего исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе мы рассматриваем особенности драматургии А. Володина и анализируем режиссерские интерпретации его пьесы «С любимыми не расставайтесь» на сценах Молодежного театра Алтая им. В. Золотухина и Театрального института им. Б. Щукина при Государственном Академическом театре им. Е. Вахтангова. Во второй главе мы уделяем внимание так называемой «новой» драме, ярким представителем которой является В. Сигарев. Мы подробно анализируем его пьесу «Пластилин» и ее воплощение в Центре драматургии и режиссуры на Беговой (реж. К. Серебренников). И в третьей главе мы рассматриваем пьесу еще одной представительницы современной драматургии - Ярославы Пулинович и постановку ее пьесы «Земля Эльзы» Альметьевским татарским государственным драматическим театром. В приложении предложена методическая разработка урока по интересующей нас проблематике.
Основные положения данной работы были апробированы на Научно¬образовательных конференциях студентов Казанского федерального университета в 2015 и 2017 годах. В 2015 году доклад получил 2 место в секции, а в 2017 - 1 место.
На сегодняшний момент имеются 2 публикации:
1. Баранова К.С. Режиссерские интерпретации пьесы А.М. Володина «С любимыми не расставайтесь» / К.С. Баранова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года: сб. тезисов: в 3 т. / Мин-во обр. и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Изд-во Казан. ун¬та, 2015. - Т.2. - 458 с.
2. Баранова К.С. Режиссерские интерпретации пьесы А. Володина «С любимыми не расставайтесь» / К.С. Баранова // Сборник научно-практических работ участников III Международного молодежного научно-образовательного фестиваля им. Л.Н. Толстого. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С. 178-188.
Статья «Режиссерская интерпретация пьесы В. Сигарева «Пластилин» (на примере постановки режиссера К. Серебренникова в Центре драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина)» находится в публикации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Конец XX века представлен именем А. Володина, представителем «лирической драмы». Несмотря на то, что пьеса «С любимыми не расставайтесь» считается традиционной, режиссёрские интерпретации оказались довольно необычными.
Например, Д. Егоров, режиссер-постановщик Молодежного театра Алтая, подчеркивает актуальность пьесы: спектакль открывается видом страницы социальной сети «В контакте» и песней Земфиры «Без шансов», осовременены костюмы героев и стилистика вечеринки.
Ощущение пестрого калейдоскопа жизни подчеркивается аскетичной сценографией. Единственная декорация - белая стена - позволяет создать прием отстранения, людские трагедии предстают как эпизоды фильма. Значимым композиционным приемом становится чередование судебных разбирательств дел о разводах и эпизодов видеозаписи церемонии бракосочетания. Это позволяет акцентировать внимание на фрагментарности человеческого существования и создает особый образ времени-реки, жизни, которую нельзя переиграть заново. Параллельность кульминационного, трагического момента спектакля и эпизода, где регистратор призывает молодоженов обменяться кольцами, подчеркивает абсурдность мечты о семейном счастье. Это осознают и сами герои, именно в этот момент они рвут декорации.
Осознание типичности и неотвратимости несчастья отражается и во введении режиссером в сюжетную линию судьи эпизода с пришедшей за ним медсестрой. Однако в результате сумасшествие Кати оказывается завуалированным. Возможно, это было сделано сознательно, чтобы оставить надежду. Кроме того, такой финал превращает текст спектакля в генотекст.
Следующий вариант пьесы А. Володина прозвучал в Театральном институте имени Б. Щукина. Он несет на себе более явный след
режиссерского прочтения, несмотря на то, что режиссер М. Малиновский сохранил в спектакле дух 1950 - 60-х годов. Он актуализировал типичную недосказанность пьес А. Володина, изменив композицию: поменяв местами акты, добавив или объединив сцены. В результате возникает предыстория событий и спектакль приобретает динамизм.
Ощущение неподвластного человеку течения жизни передается в спектакле своеобразной сценографией, имитирующей фрагмент реальности, выхваченный из потока будней. На этом псевдодокументальном фоне кульминационная сцена вечеринки, представленная сценически сложно, приобретает символическое звучание. Безразличие танцующих к судьбе сбитого машиной мальчика созвучно уже не чеховским диалогам глухих, а гоголевскому холодному равнодушию мира к судьбе маленького человека. Когда Катя узнает о преступлении Мити, она мечется, словно подбитая пташка, в замкнутом кругу не понимающих ее людей. Ее ловят и насильно вовлекают в игру «Жмурки», что превращает характерное для А. Володина понимание человеческой жизни как существования наугад из подтекстового в сценически выраженное. Обреченность человека на одиночество также буквально отражается в сценографии спектакля: Катя пытается дотянуться до кого-нибудь, но все расступаются. Именно одиночество в трактовке М. Малиновского становится причиной сумасшествия Кати. И «игроки» в полном молчании переодевают ее в больничный халат.
Таким образом, анализ двух современных постановок пьесы Володина «С любимыми не расставайтесь» позволяет продемонстрировать сложность, многоплановость самой пьесы и характер режиссерской индивидуальности. Ведь даже характер Кати трактуется режиссерами по-разному. У Егорова Катя несдержана, истерична. Очевидно, это в определенной степени предсказывает грядущее безумие. У Малиновского же Катя переживает все в себе, даже когда она застает Митю и Ирину вместе, то демонстрирует неожиданное спокойствие. Подобная реакция обусловлена значимостью в спектакле мотива судьбы и осознанием героиней ее неотвратимости.
XXI век открывается плеядой так называемых «новодрамовцев». Один из ярких представителей данного явления - Василий Сигарев и его культовая пьеса «Пластилин». Постановки данной пьесы - довольно редкое явление, если сравнивать с пьесой Володина, которая была многократно поставлена в театрах и экранизирована. Пьеса Сигарева - для очень небольшой аудитории из-за ее специфической направленности.
К. Серебренников интерпретирует пьесу Сигарева прежде всего как историю о мальчике, который живет в мире мечтаний, таким образом отгораживаясь от пошлой реальности.
Жестокость мира по отношению к Максиму в театральной постановке утрируется, режиссер Серебренников гиперболизирует свойственный драматургу прием шоковой терапии. Эта установка ощутима уже на уровне выбора актеров и костюмов. Так, обеих учительниц играют мужчины, одетые в строгие деловые костюмы, поверх которых - нижнее белье. Очевидно, режиссер намекал вовсе не на авторитаризм работников образования с большим стажем, граничащий с мужеподобностью. Такой режиссерский ход позволяет зримо продемонстрировать, что современный мир утратил способность к сочувствию, теплоту человеческих взаимоотношений. Например, Натаха, ставшая свидетельницей насилия зеков над подростками, лишь хохочет. Очевидно, что качества, традиционно считавшиеся женскими, редуцированы, а сама женственность проявляется лишь некими внешними маркерами. В данном контексте вполне уместной кажется и грубая, ненормативная лексика в устах не только преступников и подростков.
Пошлость, бесчувственность, неодушевленность этого мира отражается и в сценографическом оформлении: аскетизм обстановки, черно-белая гамма, искусственные цветы, раздолбанное пианино, гроб, писсуар. Несмотря на подчеркнутую «вещественность» декораций, режиссеру удалось создать ощущение замкнутого, враждебного пространства.
Своеобразной антитезой этому пространству становится авансцена, залитая мягким желтым цветом, где творит Максим. В постановке Серебренникова исключительность роли Максима подчеркивается и тем, что он сохраняет свою сценическую целостность, тогда как другие актеры в разных эпизодах играют разные роли. Отметим также, что актерами одной роли в спектакле являются также бабушка и Она, что подчеркивает значимость этих людей для Максима.
Выделяет Максима из толпы и способность к творчеству, к созиданию. Хотя пристрастие к лепке из пластилина, возможно, герою-подростку несколько не по возрасту, этот материал становится для Максима и средством выражения своего протеста, когда он приносит в школу модель полового органа, и способом побега от реальности. Максим лепит мир своей мечты, и главное место в этом пластилиновом мире принадлежит незнакомой девочке, которая становится для него своеобразным идеалом красоты и чистоты. Показательно, что на протяжении всего спектакля он улыбается, только глядя на пластилиновую фигурку девочки. Напомним, что в списке действующих лиц из толпы других выделены лишь Максим и Она.
Особое положение героини в художественном мире пьесы подчеркивает и Серебренников. Даже на уровне визуального ряда красные шерстяные колготы резко контрастируют с черно-белым фоном спектакля. Ее роль практически лишена слов, что тоже выделяет ее на фоне словесной агрессии других персонажей. Более того, режиссер намеренно детализирует неопределенный образ «Она». Он дает ей имя - Таня, очевидно, намекая на ее статус «милого идеала». В то же время Она появляется на сцене в инвалидной коляске, что символизирует некую ущербность категории чуда в современном пошлом мире.
И в пьесе, и в спектакле столкновение с грубой действительностью разрушает мечты Максима о счастье. Реальная девочка оказалась весьма далека от идеализированного образа той «легкой, воздушной, неземной», что когда-то пригрезилась ему. Она способна с перекошенным от злобы лицом обзывать мать дурой лишь за то, что та отказалась ей купить понравившиеся белые босоножки. Крушение мира мечты «ломает» Максима, ему становится дурно, и он падает в обморок. А смерть бабушки, единственного любящего человека, обрывает последнюю нить, которая связывала его с жизнью и с душевностью.
Даже пластилин - это уже не средство перехода в мир мечты. Последнее, что создает Максим - кастет, который необходим ему для мести насильникам. Таким образом, в семантике образа пластилина появляется еще одно значение: подросток сам как пластилин в руках взрослых и обстоятельств, которые «лепят» его жизнь. Расширение смысла заглавного символического образа актуализирует трагедийное начало пьесы.
Серебренников очень удачно обыграл образ Спиры в спектакле. В трактовке Серебренникова Спира является своеобразным Хароном: он «ждет» Максима, а потом «забирает» его бабушку. Он становится своеобразным ведущим всего действия.
Здесь уместно упомянуть об убежденности Серебренникова в том, что театр должен быть «визуальным», что «ремарки сильнее, чем реплики.» С этой точки зрения можно считать весьма органичным обращение этого режиссера к творчеству Сигарева, чьи пьесы характеризуются странной, разорванной структурой. Так, анализируемая нами пьеса «Пластилин» состоит из 33-х коротких эпизодов-фрагментов и тем самым напоминает киносценарий. Кстати, в детстве Сигарев мечтал стать именно сценаристом.
Ремарки у Сигарева - это гораздо больше, чем «замечания к актерам» и «интерьерные описания», они служат средством психологической характеристики героя. Таким образом, Сигарев тяготеет к избыточным для ремарки средствам художественной выразительности: он часто использует повторы, анафоры, ряды однородный членов. Это создает своеобразный поэтический ритм, служащий средством эмоционального воздействия на читателя.
Режиссеру удалось найти адекватную замену этому важному средству эмоционального воздействия. Он использует многократный повтор одних и тех же звуков и реплик: шёпотом, навзрыд, истерично, а также различные причитания и непонятные звуки. В финальной сцене убийства Максима шум создается с помощью ложек, нанизанных на железную трубу, что не только отсылает к символике уголовного мира, но и создает звукообраз какофонической дисгармонии мира.
Ориентация на визуальность позволяет Серебренникову несколько «сгладить» самую жестокую, а потому самую несценичную сцену пьесы. Насилие зеков над подростками воплощено с помощью танцевального этюда, в котором значимы «рваные» движения танца, полумрак, музыка, вызывающая «мурашки по коже». Все это передает психологическую напряженность сцены, ее ужас.
Этому эпизоду противопоставлен второй пластический этюд спектакля - танец Максима с «НЕЙ». Все то, чем жил герой, обретает реальные очертания: ОНА в белых босоножках, рядом Спира, и на заднем плане - бабушка, которую он так ценил. Максим словно попадает в свой мир мечты. Вся палитра его чувств выразилась в пластике, пусть и не богатой, зато так точно передающей то ощущение счастья, которого Максиму так не хватало в жизни. Режиссер, в отличие от драматурга, предлагает зрителям мнимый «счастливый» финал, в то время как пьеса заканчивается смертью.
Таким образом, Серебренникову удалось, не искажая смысла пьесы, предложить не только свое прочтение произведения, но и глубже раскрыть его проблематику.
Что касается постановки пьесы Ярославы Пулинович, то она, скорее, тяготеет к типу лирических пьес Володина. Режиссер Альметьевского татарского государственного драматического театра достаточно аккуратно отнесся к тексту и характеру пьесы, за исключением некоторых деталей. Он трансформирует жанр данного произведения, если изначально она пьеса писалась как драма, режиссер превращает ее в комедию, не умаляя трогательности пьесы, на которой настаивала сама Ярослава Пулинович. Это выражается как в характере пьесы, так и в выборе костюмов и декораций.
Главная режиссерская находка - это хор, который сопровождает весь спектакль и несет особую смысловую нагрузку. С одной стороны, он по ходу пьесы берет на себя функции античного хора, а с другой - олицетворяет прошлую, «старую» жизнь Эльзы. Таким образом, символическое звучание приобретает фраза: «Приходи в хор».
В отношении главной героини Илгиз Зайниев также выстраивает ряд забавных ситуаций. Например, комично выстроены отношения Эльзы и Василия, когда Василий Игнатьевич буквально приманивает Эльзу конфетами, словно собачку. В то же время те же конфеты или купленное на свадьбу розовое платье становятся символом воплощения несбыточных юношеских мечтаний героев о счастье и взаимопонимании.
Очевидно, мотив обретения счастья, пусть позднего, настолько значим для режиссера, что он изменяет финал пьесы Пулинович, придав ему более оптимистичное, светлое звучание.
Перспективы данной работы заключается в том, что исследование режиссёрских интерпретаций пьес можно вести и в дальнейшем, на примере других произведений.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения полученных результатов исследования в преподавательской деятельности в школе, в старших классах.



1. Володин А. С любимыми не расставайтесь! / А. Володин // Володин А. Осенний марафон. М.: Эксмо, 2005. - 668 с.
2. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений в 14 томах. Том 10. Письма 1820 - 1835 г. / Н. В. Гоголь. - М.: Изд-во АН СССР, 1937-1952. - 483 с.
3. Пластилин// Реж. К. Серебренников - Россия, Центр драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина, 2001.
4. Пулинович Я. Земля Эльзы. Пьеса в двух действиях// Искусство кино: журнал. М., 2016. - URL: http://kinoart.ru/archive/2016/05/zemlya-elzy-pesa- v-dvukh-dejstviyakh (дата обращения: 10. 02. 2017).
5. Сигарев В. Пластилин // Новая драма. - Санкт-Петербург: Сеанс; Амфора, 2008. - С. 425-484.
6. Син кайда иден?// Реж. И. Зайниев - Казань, Альметьевский татарский государственный драматический театр, 2017.
7. С любимыми не расставайтесь// Реж. Д. Егоров - Россия, Молодежный театр Алтая им. В. Золотухина, 2012.
8. С любимыми не расставайтесь//Реж. М. Г. Малиновский - Россия, Театральном институте им. Щукина при Государственном академическом театре им. Е. Вахтангова, 2004.
II. Научно-теоретическая литература:
9. Владимиров С. В. Действие в драме / С. В. Владимиров. - Л.: «Искусство», 1972. - 159 с.
10. Гончарова - Грабовская С. Я. Комедия в русской драматургии конца XX - начала XXI века/ С. Я. Гончарова-Грабовская. - Москва : Флинта : Наука, 2008. - 280 с.
11. Громова М. И. Русская драматургия конца XX начала / М. И. Громова. - М.: Флинта; Наука, 2005. - 368 с.
12. Добрев Ч. Лирическая драма / Ч. Добрев. - М.: Искусство, 1983. - 325 с.
13. Жемье Ф. Театр / Ф. Жемье. - М. : «Искусство», 1958. - 247 с.
14. Канунникова И. А. Русская драматургия XX века. / И. А. Канунникова. - М.: Флинта, Наука, 2003. - 207 с.
15. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция / В.В. Кожинов // Теория литературы: сб.ст. — М.: Изд-во АН СССР, 1964. — 487 с.
16. Сахновский-Панкеев В. А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь / В.А.Сахновский-Панкеев. - Л. : «Искусство», 1969. - 231 с.
17. Хализев В. Е. Драма как род литературы / В. Е. Хализев. - М. : Изд-во МГУ, 1986.-256 с.
18. Хализев В. Е. Драма как явление искусства / В. Е. Хализев. - М.: Искусство, 1978. - 240 с.
19. Хализев В.Е. Монолог и диалог в драме / В. Е. Хализев // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т. 40, 1981. - № 6.
20. Чистюхин И. О драме и драматургии / И. Чистюхин. - М.: [Б. и.], 2002. - 293 с.
III. Научно-критическая литература:
21. Абдуллаева З. Норма. «Страна ОЗ», режиссер Василий Сигарев / З. Абдуллаева // Искусство кино. - 2015. - № 6.
22. Берковский Н. Я. Литература и театр. Статьи разных лет / Н. Я. Берковский. - М. : «Искусство», 1969. - 639 с.
23. Богданова М. Алтайский краевой театр драмы покажет спектакль «Земля Эльзы» // Вести Алтай, 2017. - URL: https://vesti22.tv/video/altayskiy- kraevoy-teatr-dramy-pokazhet-spektakl-zemlya-elzy (дата обращения: 17. 05. 2017).
24. Богданова П. Кирилл Серебренников: Раз в месяц публика хочет быть раздражена. / П. Богданова // Современная драматургия. - 2002. - № 1.
25. Болотян И. М. Российская документальная драматургия вербатим: социокультурный аспект /И. М. Болотян// Современная драматургия (конец XX - начало XXI вв.) в контексте театральных традиций и новаций: Мат-лы Всеросс. Науч.-практ. Конф.. - Новосибирск, 2011. - С. 20 - 31.
26. Болотян И. М. Художественная структура «Пластилина» Василия сигарева /И. М. Болотян// Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. - 2010. - №1 (54). - С. 198-205.
27. Василий Сигарев: биография [Электронный ресурс]//24 СМИ. Новости. - 2010. 12 апреля. - Режим доступа: http://24smi.org/celebrity/1853-vasilij- sigarev.html
28. Василий Сигарев: я просто рассказываю о страстях и бедах человеческих [Электронный ресурс]// Театральная афиша. -2003. 21 мая. - Режим доступа: http://www.teatr.ru/docs/tpl/doc.asp?id=605.
29. Ветелина Л. Г. «Новая драма» рубежа веков XX-XXI как социокультурный феномен: проблемы жанрово-стилевых поисков / Л. Г. Ветелина// Современная драматургия (конец XX - начало XXI вв.) в контексте театральных традиций и новаций: Мат-лы Всеросс. Науч.- практ. Конф.. - Новосибирск, 2011. - С. 5 - 13.
30. Вислова А. В. Русский театр на сломе эпох: рубеж XX- XXI веков/ А. В. Вислова. - Москва : Университетская книга, 2009. - 272 с.
31. Владимиров С. А.М. Володин / С.А. Владимиров // Очерки истории русского советского театра. - Л., 1968. - Т.З. - С.322 - 353.
32. Громова М. И. А. Володин / М.И.Громова // Очерки русской литературы 20 в. Проза. Поэзия. Драматургия. - М., 1995. - С. 106 - 117, 213-232.
33. Давыдова Т.Т. Современный литературный процесс в России / Т.Т. Давыдова, И.К. Сушилина // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. — 2008. — № 6. — С. 157-162.
34. Ефременко О. С. Читка как театральный эквивалент «новой драмы-2» /О. С. Ефременко// Современная драматургия (конец XX - начало XXI вв.) в контексте театральных традиций и новаций: Мат-лы Всеросс. Науч.- практ. Конф.. - Новосибирск, 2011. - С. 134 - 146.
35. Журчева О. В. «Децентрализация» героя как стратегия русской драмы второй половины XX - начала XXI веков / О. В. Журчева// Современная драматургия (конец XX - начало XXI вв.) в контексте театральных традиций и новаций: Мат-лы Всеросс. Науч.-практ. Конф.. - Новосибирск, 2011. - С. 13 - 20.
36. Журчева. О.В. Творчество А. Володина и драматургия «новой волны» / О.В. Журчева // Проблемы изучения литературного процесса XIX - ХХ вв. Сб. научных трудов. - Самара, 2000.
37. Журчева О.В. Художественные особенности драматургии А. Володина / О.В. Журчева // Содержательность художественных форм. Сб. научных трудов. - Куйбышев, 1987.
38. Журчева О. В. Формы выражения авторского сознания в русской драме XX века: диссертация . доктора филологических наук / О. В. Журчева. Самара, 2009.
39. Журчева О. В. Эволюция драматургии Александра Володина: Конфликты, характеры, жанры: диссертация . кандидата филологических наук / О. В. Журчева. Самара, 1994. - 232 с.
40. Журчева Т. В. Герой и среда в современной драматургии: от «Утиной охоты» до «Кислорода» и «Пластилина» / Т. В. Журчева// Современная драматургия (конец XX - начало XXI вв.) в контексте театральных традиций и новаций: Мат-лы Всеросс. Науч.-практ. Конф.. - Новосибирск, 2011. - С. 39 - 49.
41. Кокшенева К. Русская критика [ Электронный ресурс] / К. Кокшенева -
Режим доступа :
http://royallib.eom/read/koksheneva_kapitolina/russkaya_kritika.html#0
42. Кощеева А. Сигарев Василий Владимирович [Электронный ресурс]//
Чеховед Индастриз. - 2013. 20 апреля - Режим доступа:
http: //ehekhoved.net/theatrepedia/person/4378-sigarev_v#/portrait
43. Кислова Л. С. Мотив возвращения в драматургии Анны Богачевой и Ярославы Пулинович / Л. С. Кислова // Современная драматургия (конец XX - начало XXI вв.) в контексте театральных традиций и новаций: Мат-лы Всеросс. Науч.-практ. Конф.. - Новосибирск, 2011. - С. 97 - 104.
44. Ланина Т. В. Александр Володин: Очерк жизни и творчества / Т.Ланина. Л.: Советский писатель: Ленингр. Отд-ние, 1989. - 319 с.
45. Любимовка. Обсуждение читки пьесы Ярославы Пулинович// Фестиваль
молодой драматургии Любимовка, 2015. - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=KBzj1BusXl0 (дата обращения: 01. 02. 2017).
46. Матвиенко К. Ярослава Пулинович// МИТ - инфо: журнал. М., 2015. -
URL: http://rusiti.ru/magazine/detail/stati/YAroslava-Pulinovich (дата
обращения: 15. 02. 2017).
47. Мещанский А. Ю. Бремя «маленького человека» в драматургии В. Сигарева / А. Ю. Мещанский // Научный диалог. - 2015. - № 12 (48). - С. 161 - 170.
48. Насрутдинова Л. Х. Между реализмом и постмодернизмом: Переходные явления в русской прозе конца XX века/ Л. Х. Насрутдинова. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. - 140 с.
49. Павлов А. М. Монодраматизм как эстетическая доминанта пьесы Василия Сигарева «Пластилин» / А. М. Павлов// Современная драматургия (конец XX - начало XXI вв.) в контексте театральных традиций и новаций: Мат-лы Всеросс. Науч.-практ. Конф.. - Новосибирск, 2011. - С. 13 - 20.
50. Плахов А. Размыкая пространство: театральная драматургия и экранная режиссура / А. Плахов // Театр. 1983. - № 12. - С.113 - 119.
51. Плеханова И.И. Новая драма XXI века : лирический модус трагического / И. И. Плеханова // Сюжетология и сюжетография. - 2013. - № 1. - С. 77 - 86.
52. Рассадин С. Стыдно быть несчастливым, или Непонятый Володин / С.Рассадин // Театральная жизнь. 1989. - № 1. - С.9 - 11.
53. Ратобыльская Т. Характеры и положения: Драматургия А.Володина 1970-80-х годов / Т. Ратобыльская // Мир современной драмы.-Л., 1985.- С. 116-124.
54. Сахновский В.Г. Работа режиссера / В. Г. Сахновский. - М.; Л.: «Искусство», 1937. - 286 с.
55. Степанова Г. 7 спектаклей, которые нас изменили. [Электронный ресурс]
// Watch. 2014. 28 апреля. - Режим доступа:
http://www.watchrussia.com/articles/7-spektakley-kotorye-nas-izmenili
56. Фукс Г. Революция театра/ Г. Фукс. - СПб. : «Грядущий день», 1911. - 280 с.
IV. Справочная и учебная литература:
57. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. - Паритет, СПб., 2006. - 320 с.
58. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы: Учебник для пед.
вузов. /О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман - В 2 ч. Ч. 2. - М.:
Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с.
59. Журчева О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии ХХ века: Учебное пособие / О.В. Журчева. - Самара: Изд-во СГПУ, 2001.
60. Кожевникова В. М. Литературный энциклопедический словарь. / В. М. Кожевникова.- М., 1987. - 437 с.
61. Кременцов Л. П. Русская литература XIX века, 1801 - 1850. Учебное пособие / Л. П. Кременцов. - 4-е изд. - М.: Флинта, 2011. - 245 с.
62. Лейдерман Н.Л. Современная русская литература: 1950 - 1990-е годы; пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. — Т. 1. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
63. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого. - М.; Л.: Л. Д. Френкель, 1925.
64. Николаев П.А. Словарь по литературоведению / П. А. Николаев. - СПб., 2004. - 534 с.
65. Пави П. Словарь театра / П. Пави; под ред.К. Разлогова. - М.:Прогресс, 1991. - 494 с.
66. Популярная художественная энциклопедия / Под ред. В. Полевого. - М.: Изд.-во «Советская энциклопедия», 1986.
67. Томашевский Б. Теория литературы / Б. Томашевский. - Изд. 6 - М.; Л.: Гослитиздат., 1931. - 195 с.
68. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. М.: Высшая школа, 1999.-398 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ