Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ (1918-1922 ГГ.) В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Работа №60606

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
363
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Гражданская война в России (1918-1922 гг.) как объект научного и художественного осмысления
1.1. Основные события и итоги Гражданской войны в России (1918-1922 гг.)
на примере Дальнего Востока России 10
1.2. Историография, художественная литература и фильмография 16
Глава 2. Формирование критического мышления обучающихся как цель изучения истории в школе
2.1. Критическое мышление как психолого-педагогическая категория 22
2.2. «Сингапурский метод» формирования критического мышления
учащихся 27
2.3. Инновационный опыт формирования критического мышления
обучающихся в курсе истории 32
Глава 3. Апробация авторской модели изучения Гражданской войны в
России (1918-1922 гг.) в курсе истории России в основной школе
3.1. Структурно-функциональный анализ исторического материала по теме
«Гражданская война в России (1918-1922 гг.)» в основной школе 36
3.2. Урок на основе технологии развития критического мышления 41
3.3. Компетентностный подход в изучении темы Гражданской войны в России
(1918-1922 гг.). Примерные виды заданий 48
Заключение 54
Список использованных источников и литературы

2017 год - год 100-летия Октябрьской революции, но эти события до сих пор не получили однозначной оценки в обществе, по-прежнему являются предметом бурных дискуссий. В последнее время в средствах массовой информации (СМИ) поднимается вопрос о важности и объективности оценки событий 1917 года накануне их столетия. На встрече с молодыми учеными и преподавателями-историками еще в 2014 году Президент Российской Федерации (далее - РФ, Россия) В.В. Путин отметил, что события Октябрьской революции 1917 года требуют глубокой, объективной и профессиональной оценки .
В 2016 году в своем Послании Федеральному собранию РФ Президент РФ В.В. Путин отметил, что наступающий 2017 год - год столетия Февральской и Октябрьской революций. «Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революций в России. Не только для историков, ученых. Российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий. Это наша общая история, и относиться к ней нужно с уважением». Об этом писал и выдающийся русский и советский философ А.Ф.Лосев: «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны. Мы знаем томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это - свое неотъемлемое, родное. Уверен, что у абсолютного большинства наших граждан именно такое ощущение Родины. И уроки истории нужны нам, прежде всего, для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь» .
Установление советской власти привело к внутренним противоречиям, произошёл раскол внутри самого общества, которое разделилось на два лагеря, так называемое «белое» и «красное» движения. Следовательно, началась Гражданская война, что стало закономерным итогом революционного кризиса, поразившего страну в начале XX века, которая шла в тяжелейших условиях. С одной стороны - раскол в обществе, а с другой - иностранная военная интервенция. Была развёрнута антисоветская пропаганда, были организованы заговоры и мятежи на территории Советской республики, начались вооружённые нападения интервентов на Советское государство.
Исследование вопросов Гражданской войны в России (1918-1922 гг.) с возникшими геополитическими проблемами, насыщенностью событий предстает перед нами, как большой пласт Отечественной истории, отмеченный драматизмом вооруженной борьбы, поражений и побед, которая имеет большое научное и практическое значение для Российского государства и его Вооруженных Сил.
Современный этап развития общего исторического образования актуализирует проблему формирования критического мышления учащихся при изучении как мировых, так внутригосударственных конфликтов.
Образовательная политика России в области формирования навыков критического мышления в стандартах первого поколения определяется как обязательный навык для развития. В ряде предметных областей прописываются отдельные составляющие критического мышления. Оно входит в составляющую универсальных учебных действий в ФГОС ООО и ФГОС С(П)ОО.
Согласно ФГОС ООО в Российской Федерации, предметные результаты освоения базового курса истории должны отражать: владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике и др .
Кроме того, преподавание истории в школе опирается на Историко-культурный стандарт (далее - ИКС), в котором разработан и выделен перечень «трудных вопросов истории» с целью включения в методические пособия и книги для учителя, дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события .
Одной из концептуальных основ ИКС является выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям. Современные методы обучения истории подразумевают большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы, электронные учебные пособия.
Все вышесказанное определило актуальность данного исследования.
Степень изученности проблемы. В основу технологии критического мышления положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребёнка, Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка; Карла Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления .
Американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: «вызов», «осмысление», «рефлексия», а также методические приёмы. Вслед за американскими коллегами отечественные педагоги и исследователи С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления .
Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.М. Синельников, С.И. Векслер .
Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова критическое мышление рассматривают как более высокое (по сравнению с историческим) мышление надпредметного характера, востребованное не только в изучении прошлого, но и главным образом в повседневной жизни людей, во всём разнообразии их взаимодействия и коммуникаций .
На сегодняшний день большей популярностью среди школьных педагогов Республики Татарстан (далее - Татарстан) пользуется «сингапурский метод» формирования критического мышления.
Источниковая база исследования представлена документами из сборников, включающие воспоминания, телеграммы, декларации, союзнические соглашения и сводки событий, опубликованные
Дальневосточным отделением РАН в 1995-х и 1997-х гг.
Воспоминания бывшего председателя Дальсовнаркома А.М. Краснощекова об особенностях борьбы за власть Советов на Дальнем Востоке свидетельствуют о том, что это борьба с самого начала, с октября 1917 г. до окончательного установления советской власти в 1922 г. проходили в обстановке явной интервенции.
Телеграмма посла США в России Фрэнсиса консулу США в Харбине Мозеру сообщает об обстановке на территории Советской республики с целью высадки на Дальний Восток.
В декларации японского правительства были выработаны основные направления внешнеполитической деятельности на Дальнем Востоке. Кроме того, Великобритания, США и Китай сформулировали свои внешнеполитические цели в данном регионе.
Объект исследования - технология развития критического мышления на уроках истории.
Предмет исследования - методические приемы и средства изучения Гражданской войны в России (1918-1922 гг.) на основе технологии формирования критического мышления.
Цель исследования - на основе анализа научно-методической литературы и инновационного опыта обучения истории выявить и охарактеризовать интерактивные приемы формирования критического мышления учащихся при изучении Гражданской войны (1918-1922 гг.) в России в основной школе.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- выделить основные типы мышления, охарактеризованные в научной литературе;
- раскрыть сущность и основные признаки критического мышления;
- охарактеризовать технологию развития критического мышления;
-выявить методические пути реализации технологии развития критического при изучения темы «Гражданская война в России (1918-1922 гг.)»;
- апробировать авторскую модель урока в обучении истории в основной школе.
Методологическую (научно-теоретическую) основу исследования составили: системно-деятельностный и компетентностный подходы в обучении ; дидактические системы и образовательные технологии, направленные на развитие личности ученика и их творческую самореализацию в ходе обучения .
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы для определения научных основ исследования,
- изучение и обобщение опыта обучения для выявления дидактических, психологических и методических основ исследуемой проблемы,
- методы изучения коллективных педагогических явлений (беседа, анкетирование),
- анализ творческих и письменных работ учащихся;
- апробация материала исследования.
Гипотеза. Процесс развития критического мышления учащихся в обучении истории будут протекать наиболее эффективно, если:
- будет произведен отбор соответствующего учебного материала по истории с точки зрения развития критического мышления;
- будут использованы разнообразные методические приемы развития критического мышления на уроках и в ходе исследований по истории.
Апробация результатов исследования. Основные результаты
выпускного квалификационного исследования были представлены на научно-практических конференциях: Международная научно-практическая
конференция «Страны Запада и Востока: проблемы становления и
модернизация политических, экономических и культурных форм» ;
V Межрегиональной конференции «Забайкалье историческое» .
В журнале «Научная среда» была опубликована статья на тему: «Применение технологии развития критического мышления при обучении истории в основной школе» .
В творческий и экспериментальный журнал «Filo Ariadne» была представлена статья «Внешнеполитическая ситуация на Дальнем Востоке России в начале XX века» .
Научная новизна. Определяется попыткой рассмотрения истории Гражданской войны в России (1918-1922 гг.) с применением технологии формирования критического мышления в обучении истории в основной школе. С позиций современных представлений о событиях данного периода выявлено его влияние на дальнейшее развитие страны. Основной упор был сделан на комплексное изучение политики зарубежных стран в России в 1918-1922 гг. на основе документов и материалов, подготовленных Дальневосточным отделением РАН.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в системе общего и вузовского исторического образования при изучении истории Гражданской войны (1918-1922 гг.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выполненное исследование, посвященное формированию критического мышления обучающихся при изучении Гражданской войны в России (1918-1922 гг.) в основной школе позволяет сделать ряд выводов.
Проблема формирования критического мышления - одна из главных целей изучения истории в школе, которая достаточно полно разработана в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
Критическое мышление - прежде всего творческое мышление, которое можно сопоставить с проблемным обучением. Идеи о необходимости критического мышления зародилась в США. Но, несмотря на это отечественные ученые-педагоги также занимались вопросами модернизации образовательных методик, предлагая проблемное обучение. Оно направлено на то, чтобы научить учащихся творчески мыслить. Основными признаками критического мышления являются аналитичность, гибкость, рефлексивность, самостоятельность. Так, Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова рассматривают критическое мышление как способность понимать явления и процессы, версии и оценки событий прошлого и современности, а также анализировать информацию, представлять собственную позицию.
Формирование критического мышления обучающихся нашло отражение в стандартах второго поколения. Они представлены совокупностью требований, обязательных для реализации основных образовательных программ и совпадают с универсальными учебными действиями. Кроме того, в Историко¬культурном стандарте выделен перечень «трудных вопросов» в обучении истории, для решения которых необходимо изучение технологии развития критического мышления.
В образовательной среде в последнее время приобретает популярность «Сингапурская технология» обучения, которая включает в себя различные методы и приемы. Так же, во многих школах Республики Татарстан проводятся тренинги, семинары с целью ознакомления учителей с методами и приемами сингапурской технологии обучения для совершенствования учебного процесса.
Формирование критического мышления на примере Гражданской войны в России (1918 - 1922 гг.) направлено на решение нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников информации:
презентаций, учебников, дополнительной литературы и документов. Историография Гражданской войны (1918-1922 гг.) в России советского и современного периода позволяет изучить, проанализировать и дать максимально приближенную к реальности картину этого события. К тому же, события Гражданской войны в России (1918-1922 гг.) - это объект не только научного, но художественного осмысления. Фильмография и художественная литература являются одним из эффективных средств гражданского, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Они влияют на учащихся эмоционально, что сказывается и на развитие их мышления.
Апробация авторской модели изучения Гражданской войны в России (1918-1922 гг.) показала эффективность выбранной методики обучения, которая заключалась в том, что на уроке была установлена обратная связь. Кроме того, были учтены индивидуальные особенности при постановке цели урока, а также была выявлена разная степень активизации учащихся на уроке.
В ходе данного урока удалось проследить становление и осуществление Советской власти в России; выявить основные причины контрреволюционной борьбы между «красными» и «белыми»; изучить роль партизанского движения в борьбе с интервенций; ознакомится с основными причинами образования Дальневосточной республики и выявить её основную роль в ликвидации контрреволюционных сил.
Поставленная цель урока была корректна, так как у учащихся было сформировано представление о том, что Гражданская война стала национальной трагедией народа, а также опираясь на источники и дополнительный материал урок был построен на основе технологии развития критического мышления, состоящая из трех стадий: «вызов», «осмысление», «рефлексия». Анкетирование позволило учащимся дать оценку «красному» и «белому» движению и показать его роль в последующем развитии России.
Реализация компетентностного подхода при изучении темы Гражданской войны (1918-1922 гг.) стала возможна путем отбора соответствующего учебного материала по истории, различных видов заданий и форм работы, которые были направлены на усвоение учащимися основных событий и итогов этого периода. Однако, возникает необходимость учета психологических и индивидуальных особенностей учащихся подросткового возраста для наиболее эффективного развития критического мышления учащихся в обучении истории. Данная тема в целом трудна для восприятия учащимися этого возраста. Здесь необходимы приемы мотивации и формирование мотивации.
Подводя итог вышесказанному, мы считаем, что поставленная цель и задачи в исследовании были выполнены. Рабочая гипотеза нашла подтверждение в ходе исследования. Нам представляется, что процесс развития критического мышления учащихся в обучении истории будет протекать наиболее эффективно, если:
- произвести отбор соответствующего учебного материала по истории с точки зрения развития критического мышления;
- использовать разнообразные методические приемы развития критического мышления на уроках и в ходе исследований по истории.
Разумеется, эта тема требует дальнейшей разработки. Можно выделить следующее направление для работы: на основе данного исследования углубить знания по методам и приемам формирования критического мышления на уроках истории, которые будут применены в рамках обучения истории в основной и старшей школе.



1.1. Вишневский В.М. Материалы по истории Владивостока(1917-1960). - Владивосток: Приморское кн.изд-во, - 1960. — 220 с.
1.2. Из воспоминаний бывшего председателя Дальсовнаркома А.М.Краснощекова об особенностях борьбы за власть Советов на Дальнем Востоке // Подготовка и начало интервенции на Дальнем Востоке России (октябрь 1917 - октябрь 1918): Документы и материалы. - Владивосток: ИИАЭН ДВО РАН, 1997. - С.18-22.
1.3. Из декларации японского правительства // Подготовка и начало интервенции на Дальнем Востоке России (октябрь 1917 - октябрь 1918): Документы и материалы. - Владивосток: ИИАЭН ДВО РАН, 1997. - С.264-265.
1.4. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс]
URL: http: //histrf.ru/biblioteka/book/istoriko -kul-turnyi- standart [Дата
обращения:24.03.2017].
1.5. Победителей не судят? Материалы к изучению романа Александра Фадеева «Разгром» // Учительская газета [Электронный ресурс] URL: http://www.ug.ru/old/01.07/ps6.htm [Дата обращения: 23.03.2017]
1.6. Политики рассказали, как будут отмечать столетие революции // Вести.Ии [Электронный ресурс] URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2828685 [Дата обращения: 24.03.2017].
1.7. Путин призвал профессионально оценить Октябрьскую революцию // Полит.ру [Электронный ресурс] URL: http://polit.ru/news/2014/11/05/centenary/ [Дата обращения: 24.03.2017].
1.8. Сергей Лазо. Воспоминания и документы / Сост. Г.Рейхберг. М. : Политиздат, 1974. - 240 с.
1.9. Сучан: Сборник (К 50-летию г. Сучана). / Под ред. М.Самунина .-Владивосток: Примиздат, 1946. - 136 с.
1.10. Телеграмма посла США в России Фрэнсиса консул США в Харбине Мозеру // Подготовка и начало интервенции на Дальнем Востоке России (октябрь 1917 - октябрь 1918): Документы и материалы. - Владивосток: ИИАЭН ДВО РАН, 1997. - С.44.
1.11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) [Электронный ресурс] URL:http://base.garant.ru/55170507/ [Дата обращения:24.03.2017].
II. Литература
А) Историография Гражданской войны в России (1918-1922 гг.):
2.1. Бойко-Павлов Л.И., Сидорчук Е.П. Так было на Дальнем Востоке. - М.: Мысль, 1964. - 326 с.
2.2. Гвишиани Л. А. Советская Россия и США. - М.: Наука, 1970. 327с.
2.3. Героические годы борьбы и побед: Дальний Восток в огне гражданской войны. / Под ред. Ф.Н.Петрова. - М.: Наука, 1968. - 391 с.
2.4. Голионко В.П. В огне борьбы (из истории гражданской войны на Дальнем Востоке). М.: Госполитиздат, - 1958. - 296 с.
2.5. Гончаренко О.Г. Белое движение. Поход от Тихого Дона до Тихого океана. - М.: Вече, 2007. - 378 с.
2.6. Гражданская война на Дальнем Востоке (1918-1922 гг.):
воспоминания ветеранов / Под ред. Якимов А.Т. - М.: Наука, 1973. - 351 с.
2.7. Долгушев А. В. Американская интервенция на Дальнем Востоке и проблема признания правительства Колчака // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - №3. - С. 107-111.
2.8. Колчак и интервенция на Дальнем Востоке: Документы и материалы.
- Владивосток: ИИАЭН ДВО РАН, 1995. - 216 с.
2.9. Красильников А.Н. СССР и Англия. - М.: Знание, 1967. - 48 с.
2.10. Крушанов А.И. Гражданская война в Сибири и на Дальнем Востоке (1918-1920 гг.). - Владивосток: Дальневосточное кн. изд-во, 1984. - 224 с.
2.11. Мокеев Ю.В. Утверждая своей жизнью. - Владивосток: Дальневосточное кн. изд-во, 1987. - 352 с.
2.12. Папин Л.М. Крах колчаковщины и образование Дальневосточной республики. -М: Изд-во Моск. ун-та 1957. - 222 с.
2.13. Подготовка и начало интервенции на Дальнем Востоке России (октябрь 1917 - октябрь 1918): Документы и материалы. - Владивосток: ИИАЭН ДВО РАН, 1997. - 304 с.
2.14. Рейхберг Г. Гамовсий мятеж / Борьба классов. - 1936. - №8. - С.64-74.
2.15. Савченко С.Н. Участие казачьих войск Дальнего Востока в Гражданской войне (сентябрь 1918-февраль 1920) // Военно-исторический журнал. - 2009. - №6. - С.23-29.
2.16. Светачев М.И. Империалистическая интервенция в Сибири и на Дальнем Востоке (1918-1922 гг.). - Новосибирск: 1983. - 334 с.
2.17. Сенкевич А.. Гражданская война на Дальнем Востоке / Борьба классов. - 1936. - №6. - С.57-66.
2.18. Хитрый В.Г. Роль партизанского движения в борьбе против японской интервенции на Дальнем Востоке в 1918—1920 гг. // Военно-исторический журнал. - 2009. - №10. - С.16-19.
2.19. Цыпкин С. А. Октябрьская революция и гражданская война на Дальнем Востоке. Хроника событий 1917-1922 / С. Цыпкин, А. Шурыгин. - М., Хабаровск: Дальгиз, 1933. - 305 с.
2.20. Черевко К.Е. Россия на рубежах Японии, Китая и США (2-я половина XVII-начало XXI века). - М: Институт русской цивилизации, 2010. - 688 с.
2.21. Шишкин, С.Н. Гражданская война на Дальнем Востоке. 1918 - 1922 гг. - М.: Воениздат, 1957. - 268 с.
Б) Психолого-педагогическая и методическая литература:
2.22. Внеклассное мероприятие «Аукцион «Гражданская война в России
1918-1922 гг.»» [Электронный ресурс] URL:
http://festival.1september.ru/articles/635135/ [Дата обращения: 04.05.2017].
2.23. Волков Е.Н. Тесты критического мышления: вводный обзор // Психологическая диагностика . - 2015. - №3. - С. 5-23.
2.24. Вяземский Е.Е.,Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории. - М.: Просвещение, 2015. - 78 с.
2.25. Д. Халперн Психология критического мышления [Электронный ресурс] URL:http://www.e-reading.club/bookreader.php/110655 [Дата обращения 23.03.2016].
2.26. Дискуссия на уроках истории [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/551118/[Дата обращения: 04.05.2017].
2.27. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М: Норма, Инфра- М, 2010. - 624 с.
2.28. Загладин Н.В., Минаков С.Т. История России. XX - начало XXI века. 9 класс: учебник. - М.: Русское слово - учебник. - 2013. - 328 с.
2.29. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. - 223 c.
2.30. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М.: Тривола, 1995. - С.21-23.
2.31. Использование интерактивных методов в преподавании истории и
обществознания [Электронный ресурс] URL:
http://festival.1september.ru/articles/418985/ [Дата обращения: 04.05.2017].
Концепция критического мышления в зарубежной педагогике [Электронный ресурс] URL http://web.snauka.ru/issues/2013/08/26054 [Дата обращения: 23.03.2017].
2.32. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М: Владос, 1999. - 192 с.
2.33. Л.В.Байбородова, В.В.Белкина. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.
2.34. Л.Н.Мухорторова Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/641461/[Дата обращения 08.04.2017].
2.35. Преподавание новейшей истории в школе [Электронный ресурс] URL: http://histrf.ru/uploads/media/default [Дата обращения 08.04.2017].
2.36. Развитие критического мышления - оптимальный способ обучения истории// [Электронный ресурс] URL: http://human.snauka.ru/2013/08/3688 [Дата обращения: 23.03.2017].
2.37. Развитие критического мышления через интеграцию технологий» [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/564653/ [Дата обращения: 04.05.2017].
2.38. С.Кириллова Сингапурская методика «дружит» с ФГОС // Управление школой. - 2014. - №1. - С. 34-39.
2.39. Совершенствование качества преподавания в Республики Татарстан (Enhancing Teaching Quality in the Republic of Tatarstan) / Программа «Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления (материал для тренера - День 1-2 ), - 109 с.
2.40. Т.И.Тюляева. Компетентностный подход как условия и результат образования /Преподавание истории и обществознания в школе. - 2015. - №6. - С.42-46.
2.41. Техника критического мышления [Электронный ресурс] http: //studbooks .net/532025/filosofiya/tehnika_kritichesko go_myshleniy a [Дата обращения: 24.03.2017].
2.42. Урок - «круглый стол» на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры) [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/411194/ [Дата обращения: 04.05.2017].
2.43. Урок-кейс по Гражданской войне [Электронный ресурс] URL:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednj aj a- shkola/istorija/142689-urok-kejs-po-grazhdanskoj-vojne.html [Дата обращения:
04.05.2017].
III. Список авторских публикаций
3.1. Мухтаруллина Р.И. Применение технологии развития критического мышления при обучении истории в основной школе// Научная среда. - 2017. - №3. - С.109-116.
3.2. Мухтаруллина Р.И. Внешнеполитическая ситуация на Дальнем Востоке России в начале XX века // Страны Запада и Востока: проблемы становления и модернизация политических, экономических и культурных форм развития : сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф., Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 14 ноября 2016 г. / - Стерлитамак : Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016. - С.61-63.
3.3. Мухтаруллина Р.И. Внешнеполитическая ситуация на Дальнем Востоке России в начале XX века // Filo Ariadne. - 2016. - № 4 [Электронный ресурс] URL: filoariadne.esrae.ru/6-116 [Дата обращения: 08.04.2017].
3.4. Мухтаруллина Р.И. Забайкалье в период Гражданской войны (1918-1922 гг.)// Заб.ист: материалы V Межрегион. Научно-практ. конф./ -
Чита:ЗабГУ. - 2016. - С.52-54.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ