МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕКОМБАТАНТОВ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕКОМБАТАНТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 7
§ 1. Правовое положение некомбатантов во время военных действий 7
§ 2. Запрещенные средства и методы ведения войны 15
ГЛАВА 2. ОГРАНИЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИЛЫ В НЕМЕЖДУНАРОДНЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ И ПРАВА ЛИЧНОСТИ 35
§ 1. Правовая регламентация вооруженного конфликта немеждународного характера 35
§ 2. Корреляция правовых оснований введения чрезвычайного положения и соблюдение основных прав и свобод человека 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕКОМБАТАНТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 7
§ 1. Правовое положение некомбатантов во время военных действий 7
§ 2. Запрещенные средства и методы ведения войны 15
ГЛАВА 2. ОГРАНИЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИЛЫ В НЕМЕЖДУНАРОДНЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ И ПРАВА ЛИЧНОСТИ 35
§ 1. Правовая регламентация вооруженного конфликта немеждународного характера 35
§ 2. Корреляция правовых оснований введения чрезвычайного положения и соблюдение основных прав и свобод человека 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений - в период войны - регулируется принципами и нормами, относящимися к международному праву, применяемому в период вооруженных конфликтов.
Мировое сообщество пришло к необходимости ограничения средств и методов ведения войны посредством выработки договоров, определяющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшить страдания, причиняемые вооруженным насилием, защитить человека - такова цель международного гуманитарного права.
По смыслу норм международного гуманитарного права они адресованы военным структурам воюющих сторон, охватываемых понятием «вооруженные силы».
В 1977 г. на дипломатической конференции, принявшей Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., впервые было сформулировано понятие «вооруженные силы». Дополнительный протокол I (ст. 43) это понятие связывает с наличием: военной организации, в которой группы и подразделения находятся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчиненных; внутренней дисциплинарной системы, обеспечивающей соблюдение норм международного гуманитарного права.
С точки зрения международного права законные участники вооруженных конфликтов подразделяются на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся).
Непрекращающиеся военные конфликты поддерживают актуальность определения международно-правового статуса участников вооруженных конфликтов. Если взглянуть на историю войн, то можно увидеть, что уязвимым оказывается как гражданское население, так и непосредственно, лица, участвующие в военных действиях. Так, в ходе первой мировой войны 95 % потерь составляли военнослужащие и 5 % - гражданские лица. Во время второй мировой войны картина оказалась совершенно иной: 75 % потерь составили гражданские лица и 25% - военнослужащие. В некоторых современных вооруженных конфликтах свыше 90% потерь составляют гражданские лица .
В целом за период 1989-2015 гг. потери гражданского населения в ходе вооруженных конфликтов, в которых хотя бы одной из противоборствующих сторон было государство, составили 46 % (920 809 человек) от общего числа погибших в результате организованного коллективного насилия (2023283 человека).
Кроме того, годовое число активных вооруженных конфликтов с участием государства довольно устойчиво возрастало до начала 1990-х гг., увеличившись с не более чем 20 в 1946-1960-х гг. до 51 в 1991 г. Затем оно пошло на убыль, снизившись до 31 в 2010 г., но начиная с 2011 г. вновь стало увеличиваться, особенно быстро в последние годы, поднявшись до 40 в 2014 г. и 50 в 2015 г. и вернувшись, таким образом, к уровню начала 1990-х годов.
Таким образом, представленные статистические данные со всей очевидностью подтверждают необходимость правовой защиты и населения, и отдельных участников военных действий.
Исследование международно-правового статуса некомбатанта также актуально ввиду отсутствия соответствующих научных разработок. В юридической литературе неоднократно выступали предметом исследования от-дельные вопросы гуманитарного права. Подчеркивая значимость защиты населения и участников военных действий, подобная постановка проблемы является обоснованной, представляется продуктивной в научном и практическом планах, требует глубокого осмысления и комплексного анализа.
Объектом исследования явились международно-правовые отношения, составляющих основу правового статуса некомбатантов.
Предметом исследования выступили нормы международного права, регулирующие правовой статус некомбатантов.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в комплексном исследовании теоретико-концептуальных и международно-правовых основ статуса некомбатантов.
Достижение указанной цели обусловило необходимость решения ряда задач, отражающих логическую последовательность проведенного исследования:
- определить правовое положение некомбатантов во время военных действий;
- охарактеризовать запрещенные средства и методы ведения войны;
- раскрыть содержание правовой регламентации вооруженного конфликта немеждународного характера;
- сопоставить правовые основания введения чрезвычайного положения и соблюдение в связи с этим основных прав и свобод человека
Правовую основу исследования составили Устав Организации объединенных наций 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации объединенных наций 1970 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г., Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г. и другие акты, относящиеся к статусу некомбатанта.
Теоретической основой исследования вступили труды таких ученых, как М.И. Абдуллаев, Е.В. Аграновская, А.Я. Азаров, Э.М. Аметистов, И.Н. Арцибасов, В.А. Батыр, К.А. Бекяшева, И.П. Блищенко, В.В. Бойцова, Н.В. Витрук, Л.А. Иванащенко, В.Ю. Калугин, В.А. Карташкин, Е.В. Климова, Ю.М. Колосова, А.В. Коровников, И.А. Ледях, С.А. Лобанов, Е.А. Лукашева, В.Г. Манов, Г.М. Мелков, Ю.И. Мигачев, Р.А. Мюллерсон, Л.В. Павлова, А.В. Стремоухов, О.И. Тиунов, Г.И. Тункин, И.В. Фисенко, В.Е. Чиркин, М.Л. Энтин и др.
Методологической основой исследования стали различные методы познания. Среди них использован ряд общенаучных методов: диалектический и системно-структурный, логический, сочетание аналитических методов познания с синтезом его результатов, индуктивный и дедуктивный подходы к исследованию. Наряду с этим применялись специфические частно-научные методы, такие как формально-юридический, сравнительно-правовой, юридико-технический и др.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями исследования и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной правовых источников и литературы.
Мировое сообщество пришло к необходимости ограничения средств и методов ведения войны посредством выработки договоров, определяющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшить страдания, причиняемые вооруженным насилием, защитить человека - такова цель международного гуманитарного права.
По смыслу норм международного гуманитарного права они адресованы военным структурам воюющих сторон, охватываемых понятием «вооруженные силы».
В 1977 г. на дипломатической конференции, принявшей Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., впервые было сформулировано понятие «вооруженные силы». Дополнительный протокол I (ст. 43) это понятие связывает с наличием: военной организации, в которой группы и подразделения находятся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчиненных; внутренней дисциплинарной системы, обеспечивающей соблюдение норм международного гуманитарного права.
С точки зрения международного права законные участники вооруженных конфликтов подразделяются на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся).
Непрекращающиеся военные конфликты поддерживают актуальность определения международно-правового статуса участников вооруженных конфликтов. Если взглянуть на историю войн, то можно увидеть, что уязвимым оказывается как гражданское население, так и непосредственно, лица, участвующие в военных действиях. Так, в ходе первой мировой войны 95 % потерь составляли военнослужащие и 5 % - гражданские лица. Во время второй мировой войны картина оказалась совершенно иной: 75 % потерь составили гражданские лица и 25% - военнослужащие. В некоторых современных вооруженных конфликтах свыше 90% потерь составляют гражданские лица .
В целом за период 1989-2015 гг. потери гражданского населения в ходе вооруженных конфликтов, в которых хотя бы одной из противоборствующих сторон было государство, составили 46 % (920 809 человек) от общего числа погибших в результате организованного коллективного насилия (2023283 человека).
Кроме того, годовое число активных вооруженных конфликтов с участием государства довольно устойчиво возрастало до начала 1990-х гг., увеличившись с не более чем 20 в 1946-1960-х гг. до 51 в 1991 г. Затем оно пошло на убыль, снизившись до 31 в 2010 г., но начиная с 2011 г. вновь стало увеличиваться, особенно быстро в последние годы, поднявшись до 40 в 2014 г. и 50 в 2015 г. и вернувшись, таким образом, к уровню начала 1990-х годов.
Таким образом, представленные статистические данные со всей очевидностью подтверждают необходимость правовой защиты и населения, и отдельных участников военных действий.
Исследование международно-правового статуса некомбатанта также актуально ввиду отсутствия соответствующих научных разработок. В юридической литературе неоднократно выступали предметом исследования от-дельные вопросы гуманитарного права. Подчеркивая значимость защиты населения и участников военных действий, подобная постановка проблемы является обоснованной, представляется продуктивной в научном и практическом планах, требует глубокого осмысления и комплексного анализа.
Объектом исследования явились международно-правовые отношения, составляющих основу правового статуса некомбатантов.
Предметом исследования выступили нормы международного права, регулирующие правовой статус некомбатантов.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в комплексном исследовании теоретико-концептуальных и международно-правовых основ статуса некомбатантов.
Достижение указанной цели обусловило необходимость решения ряда задач, отражающих логическую последовательность проведенного исследования:
- определить правовое положение некомбатантов во время военных действий;
- охарактеризовать запрещенные средства и методы ведения войны;
- раскрыть содержание правовой регламентации вооруженного конфликта немеждународного характера;
- сопоставить правовые основания введения чрезвычайного положения и соблюдение в связи с этим основных прав и свобод человека
Правовую основу исследования составили Устав Организации объединенных наций 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации объединенных наций 1970 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г., Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г. и другие акты, относящиеся к статусу некомбатанта.
Теоретической основой исследования вступили труды таких ученых, как М.И. Абдуллаев, Е.В. Аграновская, А.Я. Азаров, Э.М. Аметистов, И.Н. Арцибасов, В.А. Батыр, К.А. Бекяшева, И.П. Блищенко, В.В. Бойцова, Н.В. Витрук, Л.А. Иванащенко, В.Ю. Калугин, В.А. Карташкин, Е.В. Климова, Ю.М. Колосова, А.В. Коровников, И.А. Ледях, С.А. Лобанов, Е.А. Лукашева, В.Г. Манов, Г.М. Мелков, Ю.И. Мигачев, Р.А. Мюллерсон, Л.В. Павлова, А.В. Стремоухов, О.И. Тиунов, Г.И. Тункин, И.В. Фисенко, В.Е. Чиркин, М.Л. Энтин и др.
Методологической основой исследования стали различные методы познания. Среди них использован ряд общенаучных методов: диалектический и системно-структурный, логический, сочетание аналитических методов познания с синтезом его результатов, индуктивный и дедуктивный подходы к исследованию. Наряду с этим применялись специфические частно-научные методы, такие как формально-юридический, сравнительно-правовой, юридико-технический и др.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями исследования и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной правовых источников и литературы.
Подводя итоги выпускного квалификационного исследования на тему «Международно-правовой статус некомбатантов», представим его основные выводы.
К настоящему времени международное сообщество государств выработало целый ряд важнейших актов, нормы которых призваны регулировать применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивать защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения. Эти нормы, обязательные для применения воюющими сторонами в ходе между-народных и немеждународных (внутренних, локальных) вооруженных конфликтов, устанавливают международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушение.
На состоявшейся в Женеве (21 апреля - 12 августа 1949 г.) дипломатической конференции, в работе которой приняли участие представители 59 стран, были разработаны и приняты следующие четыре конвенции: Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Женевская конвенция 1949 г. об обращении с военнопленными; Женевская конвенция 1949 г. о защите гражданского населения во время войны.
В отличие от Гаагских конвенций 1907 г. («Гаагского права»), установивших правила проведения военных операций, Женевские конвенции («Женевское право») охраняет права и интересы военнослужащих, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участие в военных действиях. В этом их принципиальное различие. Но такое различие постепенно стирается и создается комплексное смешанное международное право, отражающее законы и обычаи современной войны.
В соответствии с Женевским правом некомбатанты (фр. non¬combattants) - в международном праве лица, не входящие в состав вооруженных сил воюющих государств, а также хотя и входящие в состав вооруженных сил (в качестве обслуживающего персонала), но не принимающие непосредственного участия в военных действиях (напр., медицинский, интендантский персонал, духовные лица, корреспонденты и др.), в отличие от комбатантов. Женевские конвенции 1949 г. предусматривают специальный правовой статус некомбатантов в случае задержания их противником. Они не должны считаться военнопленными; им должны быть предоставлены все возможности, необходимые для оказания медицинской и духовной помощи военнопленным; их нельзя принуждать к работе, не связанной с выполнением медицинских и религиозных обязанностей.
Таким образом, правовое положение комбатантов и некомбатантов различно. Оно связывается с правом непосредственного участия в боевых действиях. Комбатанты, кроме того, в процессе вооруженного конфликта вправе применять к неприятелю высшую меру насилия, то есть уничтожать его, в то время как некомбатанты лишь обслуживают и обеспечивают боевую деятельность вооруженных сил и вправе применять оружие только в целях самообороны.
На комбатантов распространяется режим военного плена. Что же касается некомбатантов, то в случае их пленения они не должны считаться военнопленными. В соответствии со ст. 33 Женевской конвенции об обращении с военнопленными держащая в плену держава предоставляет им возможности, необходимые для оказания медицинской и духовной помощи военнопленным.
Обращаясь к современному этапу развития некомбатантов, следует отметить, что в сентябре 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла план действий по достижению устойчивого развития на период до 2030 г. В нем в качестве отдельной задачи (цель 16.1), выделено снижение смертности от умышленных убийств и всех форм коллективного насилия. Для отслеживания реализации этой задачи, как и многих других, крайне важны полнота и достоверность используемой информации. Между тем, по оценке ВОЗ, примерно 53 % случаев смерти в мире не регистрируются и соответственно не учитываются. Период вооруженных конфликтов также не способствует улучшению данной ситуации. В связи с этим, представляется целесообразным выработать на международном уровне универсальные правила учета смертности различных категорий населения, в том числе, гражданского. В последующем внедрить подобного рода механизм в национальные законодательства.
Сбор информации о вооруженных конфликтах и других формах коллективного населения (их числе, локализации и продолжительности, сторонах конфликта, количестве погибших) ведется различными исследовательскими центрами, создающими собственные или совместные базы данных. К числу наиболее авторитетных можно отнести базы данных вооруженных конфликтов Международного института стратегических исследований в Лондоне (International Institute for Strategic Studies, IISS), проекта «Корреляты войны» Мичиганского Университета в США (Correlates of War, COW), Программы данных о конфликтах Упсальского университета в Швеции (Uppsala Conflict Data Program, UCDP) и Научно-исследовательского института мира в Осло в Норвегии (Peace Research Institute Oslo,PRIO) при поддержке независимого исследовательского центра Human Security Report Project (HSRP) университета Саймона Фрейзера (Simon Fraser University) в Ванкувере в Канаде.
Критерии, которые используются для включения события в базу данных, и его учитываемые характеристики (локализация, продолжительность, участники и т.п.) несколько различны, что порождает проблему совместимости данных. Кроме того, пополнение баз данных ведется с разной периодичностью. Так, последняя из имеющихся версий баз данных «Корреляты войны» была представлена в 2010 г. и содержит сведения о вооруженных конфликтах 1816-2007 гг., в то время как базы данных Упсальской Программы данных о конфликтах пополняются ежегодно и содержат сведения по 2017 г. включительно, хотя и за более короткий период времени после окончания Второй мировой войны.
В связи с тем, что число вооруженных конфликтов и людские потери, понесенные в них, служат важными характеристиками глобальной безопасности. Они, в частности, учитываются при расчете Глобального индекса мира (Global Peace Index), который ежегодно определяется экспертами международного независимого Института экономики и мира, предлагаем международному сообществу объединить усилия в создании единой базы данных а рамках ООН, способствующей ведению достоверного числа погибших в результате военных конфликтов.
Полагаем, превентивно изложенные меры буду способствовать анализу причин гибели различных видов населения, что в перспективе может способствовать «работе над ошибками» государств и межгосударственных объединений.
К настоящему времени международное сообщество государств выработало целый ряд важнейших актов, нормы которых призваны регулировать применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивать защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения. Эти нормы, обязательные для применения воюющими сторонами в ходе между-народных и немеждународных (внутренних, локальных) вооруженных конфликтов, устанавливают международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушение.
На состоявшейся в Женеве (21 апреля - 12 августа 1949 г.) дипломатической конференции, в работе которой приняли участие представители 59 стран, были разработаны и приняты следующие четыре конвенции: Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Женевская конвенция 1949 г. об обращении с военнопленными; Женевская конвенция 1949 г. о защите гражданского населения во время войны.
В отличие от Гаагских конвенций 1907 г. («Гаагского права»), установивших правила проведения военных операций, Женевские конвенции («Женевское право») охраняет права и интересы военнослужащих, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участие в военных действиях. В этом их принципиальное различие. Но такое различие постепенно стирается и создается комплексное смешанное международное право, отражающее законы и обычаи современной войны.
В соответствии с Женевским правом некомбатанты (фр. non¬combattants) - в международном праве лица, не входящие в состав вооруженных сил воюющих государств, а также хотя и входящие в состав вооруженных сил (в качестве обслуживающего персонала), но не принимающие непосредственного участия в военных действиях (напр., медицинский, интендантский персонал, духовные лица, корреспонденты и др.), в отличие от комбатантов. Женевские конвенции 1949 г. предусматривают специальный правовой статус некомбатантов в случае задержания их противником. Они не должны считаться военнопленными; им должны быть предоставлены все возможности, необходимые для оказания медицинской и духовной помощи военнопленным; их нельзя принуждать к работе, не связанной с выполнением медицинских и религиозных обязанностей.
Таким образом, правовое положение комбатантов и некомбатантов различно. Оно связывается с правом непосредственного участия в боевых действиях. Комбатанты, кроме того, в процессе вооруженного конфликта вправе применять к неприятелю высшую меру насилия, то есть уничтожать его, в то время как некомбатанты лишь обслуживают и обеспечивают боевую деятельность вооруженных сил и вправе применять оружие только в целях самообороны.
На комбатантов распространяется режим военного плена. Что же касается некомбатантов, то в случае их пленения они не должны считаться военнопленными. В соответствии со ст. 33 Женевской конвенции об обращении с военнопленными держащая в плену держава предоставляет им возможности, необходимые для оказания медицинской и духовной помощи военнопленным.
Обращаясь к современному этапу развития некомбатантов, следует отметить, что в сентябре 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла план действий по достижению устойчивого развития на период до 2030 г. В нем в качестве отдельной задачи (цель 16.1), выделено снижение смертности от умышленных убийств и всех форм коллективного насилия. Для отслеживания реализации этой задачи, как и многих других, крайне важны полнота и достоверность используемой информации. Между тем, по оценке ВОЗ, примерно 53 % случаев смерти в мире не регистрируются и соответственно не учитываются. Период вооруженных конфликтов также не способствует улучшению данной ситуации. В связи с этим, представляется целесообразным выработать на международном уровне универсальные правила учета смертности различных категорий населения, в том числе, гражданского. В последующем внедрить подобного рода механизм в национальные законодательства.
Сбор информации о вооруженных конфликтах и других формах коллективного населения (их числе, локализации и продолжительности, сторонах конфликта, количестве погибших) ведется различными исследовательскими центрами, создающими собственные или совместные базы данных. К числу наиболее авторитетных можно отнести базы данных вооруженных конфликтов Международного института стратегических исследований в Лондоне (International Institute for Strategic Studies, IISS), проекта «Корреляты войны» Мичиганского Университета в США (Correlates of War, COW), Программы данных о конфликтах Упсальского университета в Швеции (Uppsala Conflict Data Program, UCDP) и Научно-исследовательского института мира в Осло в Норвегии (Peace Research Institute Oslo,PRIO) при поддержке независимого исследовательского центра Human Security Report Project (HSRP) университета Саймона Фрейзера (Simon Fraser University) в Ванкувере в Канаде.
Критерии, которые используются для включения события в базу данных, и его учитываемые характеристики (локализация, продолжительность, участники и т.п.) несколько различны, что порождает проблему совместимости данных. Кроме того, пополнение баз данных ведется с разной периодичностью. Так, последняя из имеющихся версий баз данных «Корреляты войны» была представлена в 2010 г. и содержит сведения о вооруженных конфликтах 1816-2007 гг., в то время как базы данных Упсальской Программы данных о конфликтах пополняются ежегодно и содержат сведения по 2017 г. включительно, хотя и за более короткий период времени после окончания Второй мировой войны.
В связи с тем, что число вооруженных конфликтов и людские потери, понесенные в них, служат важными характеристиками глобальной безопасности. Они, в частности, учитываются при расчете Глобального индекса мира (Global Peace Index), который ежегодно определяется экспертами международного независимого Института экономики и мира, предлагаем международному сообществу объединить усилия в создании единой базы данных а рамках ООН, способствующей ведению достоверного числа погибших в результате военных конфликтов.
Полагаем, превентивно изложенные меры буду способствовать анализу причин гибели различных видов населения, что в перспективе может способствовать «работе над ошибками» государств и межгосударственных объединений.
Подобные работы
- Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов (Новосибирский Военный Институт Войск Национальной Гвардии РФ)
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВОЙНЫ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2019 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4540 р. Год сдачи: 2016 - Применение вооруженных сил государств в иностранных военных операциях
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Законы и обычаи войны
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Защита прав детей в зонах вооруженных конфликтов
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2021 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГУМАНИТАРНЫХ МИССИЙ КРАСНОГО КРЕСТА В АФГАНИСТАНЕ И СУДАНЕ В ПЕРИОД С 2001 ПО 2021 ГОДЫ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024



