ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Улучшение качества образования в системе менеджмента
качества 6
1.2 Процессный подход в менеджменте качества образования в
ЕПК 13
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2 УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 В ЕПК 23
2.1 Подготовка студентов ЕПК по специальности «Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 23
2.2 Документация для улучшения качества СПО по специальности
23.02.03 в ЕПК 27
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования.
Необходимость менеджмента качества в образовании определена. Для многих образовательных учреждений разработка и внедрение системы качества - вопрос решенный. Концептуальные основы модернизации образования на основе принципов, методов и моделей менеджмента качества сформулированы в известных документах: Концепции развития образования на 2016-2020 годы; Письме Управления учреждений образования от 22.05.2006 № 836/12-16 о типовой модели системы
управления качеством образования для вузов и ссузов; Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы.
Действенным инструментарием для работы на местах являются материалы, подготовленные в рамках проектов «Научно-методическое обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования» и «Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы качества образовательного учреждения». Данные материалы в значительной степени способствовали решению проблемы формализации менеджмента качества в образовании, но не исчерпали ее.
Актуальность решения стратегической задачи повышения эффективности менеджмента в сфере образования определила выбор темы.
В Елабужском политехническом колледже (ЕПК) работа по разработке и внедрению системы качества проводится. Однако, не вся деятельность еще охвачена этой работой. Мне, как будущему педагогу профессионального обучения, представилось интересным изучить систему качества ЕПК, предложить какой-нибудь путь совершенствования подготовки студентов колледжа на примере одной специальности.
Объект исследования: менеджмент качества среднего
профессионального образования.
Предмет исследования: улучшение качества СПО по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Цель исследования состоит в разработке документации для улучшения качества среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» на примере Елабужского политехнического колледжа.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть улучшение качества образования в системе менеджмента качества.
2. Описать суть процессного подхода, положенного в основу менеджмента качества среднего профессионального образования в ЕПК.
3. Изучить содержание подготовки студентов ЕПК по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
4. Составить комплект документов, необходимых для улучшения качества среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в ЕПК.
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и технической литературы по проблеме исследования; изучение нормативных документов, наблюдение, анализ опыта работы преподавателей и руководства образовательного учреждения.
Практическая значимость: разработанные в рамках данного исследования материалы могут быть использованы преподавателями и руководством образовательного учреждения среднего профессионального образования, реализующего программу по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Улучшение качества образования в системе менеджмента качества представляет основную ее часть наряду с планированием, оценкой, обеспечением и управлением качества.
В образовательных учреждениях, ориентированных на постоянное совершенствование, улучшение качества происходит в соответствии с процессным подходом.
Рассмотренный нами Елабужский политехнический колледж также работает над разработкой и внедрением системы менеджмента качества - в целом, улучшением качества на процессном подходе - в частности.
Одна из специальностей колледжа 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» заинтересовала нас по профилю. Изучив содержание подготовки таких студентов, мы составили план улучшения работы с ними, основанный на процессном подходе. Работа представляет собой последовательные задания в рамках освоения профессионального модуля «Выполнение работ по профессии».
План улучшения качества подготовки по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» отвечает Профессиональному стандарту, а значит, гарантирует качество подготовки квалифицированного сотрудника в результате прохождения всех заданий.
1. Азаров, В.Н. Новые подходы в системе подготовки и переподготовки кадров в области управления качеством / В.Н. Азаров, В.Н. Строителев, Б.В. Бойцов // Качество, инновации, образование. - 2002. - № 2.
2. Bologna Secretariat Website. - Режим доступа: http://www.bologna-
bergen2005.no/, свободный.
3. Волчков, С.А. Инструменты совершенствования деятельности предприятия / С.А. Волчков, И.В. Балахонова // Методы менеджмента качества. - 2003. - №3. - С.11.
4. Глазунов, А.В. Постоянное улучшение. Подходы, методы и приемы / А.В. Глазунов // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 2.
5. Горбашко, Е.А. Менеджмент качества в образовательном учреждении. Часть 1. Системы качества, основы менеджмента качества и управление затратами на качество / Е.А. Горбашко [и др.]. - СПб.: Издательско- полиграфический центр СПбГЭТУ (ЛЭТИ), 2000. - 160 с.
6. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные
положения и словарь. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1200124393
7. Гусаков, Ю.А. Модель делового совершенства EFQM и ее применение в России / Ю.А. Гусаков, Е.И. Тавер // Стандарты и качество. - 2005. - № 8.
8. Зорин, В.А. Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов / В.А. Зорин [и др.]. - М.: Академия, 2009. - 512 с.
9. Исаев, В.А. Выпускная квалификационная работа: процесс подготовки и защиты дипломного проекта (работы). Методическое пособие для студентов специальности «Управление качеством» / В.А. Исаев. - Великий Новгород: СФ РГУИТП, 2005.-53 с.
10. Исаев, В.А. Качество образования - основной фактор успешной работы будущих инженеров-менеджеров / В.А. Исаев // Качество. Инновации. Образование. - 2005. - №4. - С.8-12.;
11. Карагодин, В.И. Ремонт автомобилей и двигателей / В.И Карагодин, Н.Н. Митрохин. - М.: Академия, 2012. - 496 с.
12. Концепция развития образования на 2016-2020 годы. - Режим доступа: http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020- gody/
13. Концепция управления качеством образовательной деятельности
Волжского государственного инженерно-педагогического
университета/ Под. ред. проф. Ю.Н. Петрова. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007, - 23с.
14. Локшин, Е.С. Эксплуатация и техническое обслуживание дорожных
машин, автомобилей и тракторов / Е.С. Локшин [и др.]. - М.:
Мастерство, 2010. - 464 с.
15. Маслов, Д.В. Полезная модель EFQM: профилактика системы управления / Д.В. Маслов, А.Л. Шестаков, Д. Мидхерст // Методы менеджмента качества. - 2006. - № 7.
16. Маслов, Д.В. Модель EFQM в российском университете / Д.В. Маслов, А.Л. Мазалецкая, К. Стид // Методы менеджмента качества. - 2005. - № 12.
17. На пути к успеху. Развитие культуры качества в вузе / Под общ. ред. Г.С. Поровского; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 104 с.
18. Новицкий, А.Л. Внутренние аудиты. Что дает форма отчета? / А.Л. Новицкий, Т.Э. Болотина // Методы менеджмента качества. - 2005. - №1. - С.41-44.
19. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования (базовой подготовки) 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». - Режим доступа: http://elapoli.ru/OPOP TOiRAT.pdf
20. Официальный сайт Елабужского политехнического колледжа. - Режим доступа: http://elapoli.ru/
21. Отчет о результатах самообследования деятельности Северного филиала в г. Великий Новгород Российского Государственного университета инновационных технологий предпринимательства, 2006.
22. Письмо Управления учреждений образования от 22.05.2006 № 836/12-
16 о типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/prof-
edu/vish/rub/quality/pi836/, свободный.
23. Положение о производственной (профессиональной) практике
студентов, курсантов ОУ СПО (утв. 21.07.99 № 1991; Сборник
нормативных правовых документов, под ред. Анисимова П.Ф., 2002 г.
24. Премии Правительства Российской Федерации в области качества. Руководство для организаций - участников конкурса 2005 года. 0 Режим доступа: http://www.vniis.ru/, свободный.
25. Программа профессионального модуля ПМ.03 Выполнение работ по профессии для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». - Режим доступа: http://elapoli.ru/PM.03 .pdf
26. Профессиональный стандарт «Автомеханик». - Режим доступа: http: //www.old.nbchr.ru/virt prof/profstandart/avtomehanik.pdf
27. Пузанков, А.Г. Автомобили. Устройство автотранспортных средств / А.Г. Пузанков. - М.: Академия, 2010. - 560 с
28. Р 50-601-46-2004 Рекомендации. Методика менеджмента процессов в системе качества. - М.: Изд-во ВНИИС, 2004.
29. Скрипко, Л.Е. Экономические аспекты в системах менеджмента качества: результативность и эффективность / Л.Е. Скрипко. - Режим доступа: http://www.conflux.spb.ru, свободный
30. Соловьев, В.П. Менеджмент и системы качества образовательных учреждений / В.П. Соловьев // Качество. Инновации. Образование. - 2003. - №3. - С. 23-32.
31. Степанов С.А. Модель и методика самооценки деятельности образовательных учреждений в области менеджмента качества / С.А. Степанов // Проблемы высшего технического образования: Межвуз. сб. науч. тр. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. - Вып. 5(30): «Качество образования: международный опыт и российские традиции». - С. 22-24.
32. The EFQM Excellence Model. - Режим доступа: http: //www.efqm.org/, свободный.
33. Управление качеством: Т.1. Основы обеспечения качества / Под общ. Ред. В.Н.Азарова. - М.: МГИЭМ, 1999. - 326с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 166065/
35. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг.
- Режим доступа: http://xn--n1abdok.xn--p 1 ai/