ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей работы с детьми- мигрантами 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей-мигрантов младшего
школьного возраста 7
1.2. Формы и методы работы с детьми-мигрантами младшего школьного
возраста 13
1.3. Психолого-педагогические условия работы с детьми-мигрантами в
начальной школе 20
Выводы по I главе 28
Глава II. Опытно-экспериментальная работа с детьми-мигрантами в образовательной среде начальной школы 30
2.1. Диагностика психологического состояния детей-мигрантов 30
2.2. Психолого-педагогическая работа с детьми-мигрантами в
образовательной среде начальной школы 35
2.3. Динамика эффективности проведённой работы с детьми-мигрантами в
образовательной среде начальной школы 38
Выводы по II главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей работы с детьми- мигрантами 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей-мигрантов младшего
школьного возраста 7
1.2. Формы и методы работы с детьми-мигрантами младшего школьного
возраста 13
1.3. Психолого-педагогические условия работы с детьми-мигрантами в
начальной школе 20
Выводы по I главе 28
Глава II. Опытно-экспериментальная работа с детьми-мигрантами в образовательной среде начальной школы 30
2.1. Диагностика психологического состояния детей-мигрантов 30
2.2. Психолого-педагогическая работа с детьми-мигрантами в
образовательной среде начальной школы 35
2.3. Динамика эффективности проведённой работы с детьми-мигрантами в
образовательной среде начальной школы 38
Выводы по II главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другой регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному дискомфорту как взрослых, так и детей.
Для поликультурного пространства Татарстана характерна своя региональная специфика. В силу ряда географических, экономических и исторических особенностей в крае сложилось полиэтническое общество, интегрирующее в себя представителей различных этнических и культурных групп, отличительными чертами которого выступает терпимость и «добрососедские» отношения.
Возникает противоречие между наличием определенного теоретического анализа проблем адаптации детей мигрантов младшего школьного возраста и настоятельной потребностью педагогов в реализации комплексной социально-педагогической работы с данной категорией детей.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические и прикладные исследования адаптации мигрантов в различных культурных и социально-экономических условиях. Рассматривались в работах
В.В. Амелина, Ю.В. Арутюняна, И.М. Бадыштовой, С.В. Барановой, В.В. Гриценко, А.В. Дмитриева, Е.А. Назаровой и других авторов.
Анализ адаптации детей-мигрантов в сфере образования происходит в рамках концепции воспитания культуры межнационального общения (З.Т. Гасанов), поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев, О.В. Гукаленко, В.В. Макаев, Т.В. Менская и др). Изучению влияния инокультурной образовательной среды на процесс адаптации детей мигрантов были посвящены также работы Р. Хенви, С. Симпсон и Д. Боргеса и др.
Однако необходимо констатировать, что в современной психологической и педагогической науке еще недостаточно исследован ряд аспектов проблемы школьной адаптации детей мигрантов. Так, не определено содержание процесса адаптации детей мигрантов, обучающихся в начальной школе; не обозначены показатели успешности школьной адаптации; не выявлены психолого-педагогические условия,
способствующие успешной школьной адаптации детей мигрантов и др.
Таким образом, в современном образовании имеют место противоречия между потребностью детей-мигрантов в успешной школьной адаптации в новых для них условиях поликультурного общества и их недостаточной психологической подготовленностью к жизнедеятельности в этих условия; между необходимостью разработки форм, средств и методов школьной адаптации детей мигрантов и недостаточной научно-методической обеспеченностью этого процесса.
Стремление найти пути разрешения обозначенных противоречий определило проблему нашего исследования. в практическом плане - определение психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность школьной адаптации детей-мигрантов к образовательной среде начальной школы.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу по адаптации детей-мигрантов к обучению в начальной школе.
Объект исследования - адаптация детей-мигрантов к образовательной среде начальной школы.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия,
определяющие адаптацию детей-мигрантов к образовательной среде начальной школы.
Гипотеза исследования. Психолого-педагогические условия для детей- мигрантов в образовательной среде начальной школы будут эффективны при реализации следующих мер:
- создать благоприятный психологический климат в классе;
- организовывать совместную деятельность (игровую, учебную, трудовую) детей-мигрантов и детей принимающей стороны;
- внедрить программу, призванную способствовать интеграции детей - мигрантов в новую социокультурную среду;
- выстраивать толерантные взаимоотношения между учениками, основанными на знаниях о культурном многообразии, принятии иных культур и готовности к взаимодействию с представителями различных культур.
Задачи исследования:
- изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
- определить психолого-педагогические условия, способствующие адаптации детей мигрантов к обучению в начальной школе.
- разработать программу, призванную способствовать интеграции детей-
мигрантов в новую социокультурную среду.
Методологическая база исследования основывается на работах Т.Н. Юдиной и М.С. Блиновой, В.А. Ясвина, Т.И. Ключенко и А.И. Артюхина и др. Для более глубокого рассмотрения социально¬психологических и педагогических особенностей детей из семей мигрантов и условий их социокультурной адаптации, мы использовали также концепции диалога культур, миграционной педагогики, мультикультурного образования (Дж. Бэнкс, Х. Гёпферт, О.В. Гукаленко, Е.В. Бондаревская и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно выделены основные тенденции педагогической работы с детьми -мигрантами, выделены психолого-педагогические условия успешности учебно¬воспитательной работы с детьми-мигрантами в образовательной среде начальной школы
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, педагогами учреждений дополнительного образования при работе с детьми - мигрантами, в работе школьной психологической службы для организации работы школьной адаптации детей-мигрантов на этапе начального образования; для профилактики этнопсихологических проблем; реализация разработанной программы будет способствовать развитию личностного и познавательного потенциала детей мигрантов, их адаптации к новой культуре, обучению конструктивным формам взаимодействия с окружающими, развитию педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах школьной адаптации детей мигрантов.
База исследования. Русско-татарская школа №13 Вахитовского района г. Казани.
Структура работы включает введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
Для поликультурного пространства Татарстана характерна своя региональная специфика. В силу ряда географических, экономических и исторических особенностей в крае сложилось полиэтническое общество, интегрирующее в себя представителей различных этнических и культурных групп, отличительными чертами которого выступает терпимость и «добрососедские» отношения.
Возникает противоречие между наличием определенного теоретического анализа проблем адаптации детей мигрантов младшего школьного возраста и настоятельной потребностью педагогов в реализации комплексной социально-педагогической работы с данной категорией детей.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические и прикладные исследования адаптации мигрантов в различных культурных и социально-экономических условиях. Рассматривались в работах
В.В. Амелина, Ю.В. Арутюняна, И.М. Бадыштовой, С.В. Барановой, В.В. Гриценко, А.В. Дмитриева, Е.А. Назаровой и других авторов.
Анализ адаптации детей-мигрантов в сфере образования происходит в рамках концепции воспитания культуры межнационального общения (З.Т. Гасанов), поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев, О.В. Гукаленко, В.В. Макаев, Т.В. Менская и др). Изучению влияния инокультурной образовательной среды на процесс адаптации детей мигрантов были посвящены также работы Р. Хенви, С. Симпсон и Д. Боргеса и др.
Однако необходимо констатировать, что в современной психологической и педагогической науке еще недостаточно исследован ряд аспектов проблемы школьной адаптации детей мигрантов. Так, не определено содержание процесса адаптации детей мигрантов, обучающихся в начальной школе; не обозначены показатели успешности школьной адаптации; не выявлены психолого-педагогические условия,
способствующие успешной школьной адаптации детей мигрантов и др.
Таким образом, в современном образовании имеют место противоречия между потребностью детей-мигрантов в успешной школьной адаптации в новых для них условиях поликультурного общества и их недостаточной психологической подготовленностью к жизнедеятельности в этих условия; между необходимостью разработки форм, средств и методов школьной адаптации детей мигрантов и недостаточной научно-методической обеспеченностью этого процесса.
Стремление найти пути разрешения обозначенных противоречий определило проблему нашего исследования. в практическом плане - определение психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность школьной адаптации детей-мигрантов к образовательной среде начальной школы.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу по адаптации детей-мигрантов к обучению в начальной школе.
Объект исследования - адаптация детей-мигрантов к образовательной среде начальной школы.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия,
определяющие адаптацию детей-мигрантов к образовательной среде начальной школы.
Гипотеза исследования. Психолого-педагогические условия для детей- мигрантов в образовательной среде начальной школы будут эффективны при реализации следующих мер:
- создать благоприятный психологический климат в классе;
- организовывать совместную деятельность (игровую, учебную, трудовую) детей-мигрантов и детей принимающей стороны;
- внедрить программу, призванную способствовать интеграции детей - мигрантов в новую социокультурную среду;
- выстраивать толерантные взаимоотношения между учениками, основанными на знаниях о культурном многообразии, принятии иных культур и готовности к взаимодействию с представителями различных культур.
Задачи исследования:
- изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
- определить психолого-педагогические условия, способствующие адаптации детей мигрантов к обучению в начальной школе.
- разработать программу, призванную способствовать интеграции детей-
мигрантов в новую социокультурную среду.
Методологическая база исследования основывается на работах Т.Н. Юдиной и М.С. Блиновой, В.А. Ясвина, Т.И. Ключенко и А.И. Артюхина и др. Для более глубокого рассмотрения социально¬психологических и педагогических особенностей детей из семей мигрантов и условий их социокультурной адаптации, мы использовали также концепции диалога культур, миграционной педагогики, мультикультурного образования (Дж. Бэнкс, Х. Гёпферт, О.В. Гукаленко, Е.В. Бондаревская и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно выделены основные тенденции педагогической работы с детьми -мигрантами, выделены психолого-педагогические условия успешности учебно¬воспитательной работы с детьми-мигрантами в образовательной среде начальной школы
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, педагогами учреждений дополнительного образования при работе с детьми - мигрантами, в работе школьной психологической службы для организации работы школьной адаптации детей-мигрантов на этапе начального образования; для профилактики этнопсихологических проблем; реализация разработанной программы будет способствовать развитию личностного и познавательного потенциала детей мигрантов, их адаптации к новой культуре, обучению конструктивным формам взаимодействия с окружающими, развитию педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах школьной адаптации детей мигрантов.
База исследования. Русско-татарская школа №13 Вахитовского района г. Казани.
Структура работы включает введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
Современная действительность показывает, что миграция - это постоянный процесс в жизни общества, и Россия не является исключением. В условиях обострения экономических, политических и социальных проблем увеличивается число детей и взрослых, которые нуждаются в социальной защите, в социально-педагогической поддержке. Все это требует совершенствования социально-педагогической теории и практики, усиления роли социального педагога в современном образовательном учреждении.
Удовлетворение образовательных потребностей учащихся,
представителей разных культур и этносов - лишь одна из функций современного образовательного учреждения. Сегодня пересматривается значимость воспитательной и социальной функции. Важно научить детей в мире и согласии и обеспечить им психологический комфорт и защищенность.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Предложенная программа действительно оказывает влияние на эмоциональную сферу, тревожность и страхи учащихся детей -мигрантов.
Было выявлено, что до проведения коррекционных занятий учащиеся были не активны, эмоционально отстранены, недостаточно вовлечены в процесс обучения. Для учащихся была характерна высокая степень агрессивности. Учащиеся испытывали страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения, что говорит о наличии преград, мешающих детям реализовывать себя. В этой возрасте учащимся свойственно испытывать школьную тревожность. Такие дети «оторваны» от школьной жизни, не включены в нее, учащиеся плохо подготовлены к стрессовым ситуациям, плохо к ним адаптируются.
Результаты второго этапа исследования, говорят о том, что после проведенных коррекционных занятий у детей изменился эмоциональный фон, они стали более общительными, коммуникабельными, учащиеся более адаптированы к обучению в школе, перестали испытывать страх. Для детей характерны позитивные эмоциональные состояния, свойственна активная позиция. Дети стали менее агрессивны, они могут и умеют налаживать отношения со сверстниками, способны к коммуникациям.
В работе с детьми-мигрантами необходимо использовать всевозможные методы. Осознание и понимание учеником того, что психолог или педагог очень хорошо знает традиции и социально-психологические особенности той общности, к которой он относится, вызывают у него чувство уважения к человеку, с которым он беседует, даже если эта беседа и связана с конфликтом в классе.
Понятно, что оптимизация развития улучшения взаимоотношений в классе основывается не только на индивидуальных беседах с подростками, но и вовлечении их в жизнь класса и школы, особенно тех, кто пытается жить отдельно от коллектива, в одиночестве. Особенно сближают подростков спортивные команды, такие, как футбольная, баскетбольная, волейбольная и др. Им необходимо вместе тренироваться, отстаивать честь класса, праздновать победы, ну, а если проиграли, поддержать друг друга.
Совместными могут быть (всем классом) поездки, экскурсии, походы, организация благотворительных акций и т.д. Педагог должен организовывать активную жизнь класса, большую часть организации
можно поручить родительскому комитету, контролировать взаимоотношения в классе и своевременно корректировать их вместе с психологом, а также акцентировать своё внимание не только на успеваемости учеников, но и стремиться к тому, чтобы гордо называться дружным классом.
В развитии социальной толерантности у детей можно использовать притчи, байки, истории и мифы. Толерантность - это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности.
Удовлетворение образовательных потребностей учащихся,
представителей разных культур и этносов - лишь одна из функций современного образовательного учреждения. Сегодня пересматривается значимость воспитательной и социальной функции. Важно научить детей в мире и согласии и обеспечить им психологический комфорт и защищенность.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Предложенная программа действительно оказывает влияние на эмоциональную сферу, тревожность и страхи учащихся детей -мигрантов.
Было выявлено, что до проведения коррекционных занятий учащиеся были не активны, эмоционально отстранены, недостаточно вовлечены в процесс обучения. Для учащихся была характерна высокая степень агрессивности. Учащиеся испытывали страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения, что говорит о наличии преград, мешающих детям реализовывать себя. В этой возрасте учащимся свойственно испытывать школьную тревожность. Такие дети «оторваны» от школьной жизни, не включены в нее, учащиеся плохо подготовлены к стрессовым ситуациям, плохо к ним адаптируются.
Результаты второго этапа исследования, говорят о том, что после проведенных коррекционных занятий у детей изменился эмоциональный фон, они стали более общительными, коммуникабельными, учащиеся более адаптированы к обучению в школе, перестали испытывать страх. Для детей характерны позитивные эмоциональные состояния, свойственна активная позиция. Дети стали менее агрессивны, они могут и умеют налаживать отношения со сверстниками, способны к коммуникациям.
В работе с детьми-мигрантами необходимо использовать всевозможные методы. Осознание и понимание учеником того, что психолог или педагог очень хорошо знает традиции и социально-психологические особенности той общности, к которой он относится, вызывают у него чувство уважения к человеку, с которым он беседует, даже если эта беседа и связана с конфликтом в классе.
Понятно, что оптимизация развития улучшения взаимоотношений в классе основывается не только на индивидуальных беседах с подростками, но и вовлечении их в жизнь класса и школы, особенно тех, кто пытается жить отдельно от коллектива, в одиночестве. Особенно сближают подростков спортивные команды, такие, как футбольная, баскетбольная, волейбольная и др. Им необходимо вместе тренироваться, отстаивать честь класса, праздновать победы, ну, а если проиграли, поддержать друг друга.
Совместными могут быть (всем классом) поездки, экскурсии, походы, организация благотворительных акций и т.д. Педагог должен организовывать активную жизнь класса, большую часть организации
можно поручить родительскому комитету, контролировать взаимоотношения в классе и своевременно корректировать их вместе с психологом, а также акцентировать своё внимание не только на успеваемости учеников, но и стремиться к тому, чтобы гордо называться дружным классом.
В развитии социальной толерантности у детей можно использовать притчи, байки, истории и мифы. Толерантность - это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ -
МИГРАНТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Особенности психологической адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2024 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КООПЕРАТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Особенности психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ И СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-
МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - АДАПТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ - МИГРАНТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



