Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей работы с детьми- мигрантами 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей-мигрантов младшего
школьного возраста 7
1.2. Формы и методы работы с детьми-мигрантами младшего школьного
возраста 13
1.3. Психолого-педагогические условия работы с детьми-мигрантами в
начальной школе 20
Выводы по I главе 28
Глава II. Опытно-экспериментальная работа с детьми-мигрантами в образовательной среде начальной школы 30
2.1. Диагностика психологического состояния детей-мигрантов 30
2.2. Психолого-педагогическая работа с детьми-мигрантами в
образовательной среде начальной школы 35
2.3. Динамика эффективности проведённой работы с детьми-мигрантами в
образовательной среде начальной школы 38
Выводы по II главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другой регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному дискомфорту как взрослых, так и детей.
Для поликультурного пространства Татарстана характерна своя региональная специфика. В силу ряда географических, экономических и исторических особенностей в крае сложилось полиэтническое общество, интегрирующее в себя представителей различных этнических и культурных групп, отличительными чертами которого выступает терпимость и «добрососедские» отношения.
Возникает противоречие между наличием определенного теоретического анализа проблем адаптации детей мигрантов младшего школьного возраста и настоятельной потребностью педагогов в реализации комплексной социально-педагогической работы с данной категорией детей.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические и прикладные исследования адаптации мигрантов в различных культурных и социально-экономических условиях. Рассматривались в работах
В.В. Амелина, Ю.В. Арутюняна, И.М. Бадыштовой, С.В. Барановой, В.В. Гриценко, А.В. Дмитриева, Е.А. Назаровой и других авторов.
Анализ адаптации детей-мигрантов в сфере образования происходит в рамках концепции воспитания культуры межнационального общения (З.Т. Гасанов), поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев, О.В. Гукаленко, В.В. Макаев, Т.В. Менская и др). Изучению влияния инокультурной образовательной среды на процесс адаптации детей мигрантов были посвящены также работы Р. Хенви, С. Симпсон и Д. Боргеса и др.
Однако необходимо констатировать, что в современной психологической и педагогической науке еще недостаточно исследован ряд аспектов проблемы школьной адаптации детей мигрантов. Так, не определено содержание процесса адаптации детей мигрантов, обучающихся в начальной школе; не обозначены показатели успешности школьной адаптации; не выявлены психолого-педагогические условия,
способствующие успешной школьной адаптации детей мигрантов и др.
Таким образом, в современном образовании имеют место противоречия между потребностью детей-мигрантов в успешной школьной адаптации в новых для них условиях поликультурного общества и их недостаточной психологической подготовленностью к жизнедеятельности в этих условия; между необходимостью разработки форм, средств и методов школьной адаптации детей мигрантов и недостаточной научно-методической обеспеченностью этого процесса.
Стремление найти пути разрешения обозначенных противоречий определило проблему нашего исследования. в практическом плане - определение психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность школьной адаптации детей-мигрантов к образовательной среде начальной школы.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу по адаптации детей-мигрантов к обучению в начальной школе.
Объект исследования - адаптация детей-мигрантов к образовательной среде начальной школы.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия,
определяющие адаптацию детей-мигрантов к образовательной среде начальной школы.
Гипотеза исследования. Психолого-педагогические условия для детей- мигрантов в образовательной среде начальной школы будут эффективны при реализации следующих мер:
- создать благоприятный психологический климат в классе;
- организовывать совместную деятельность (игровую, учебную, трудовую) детей-мигрантов и детей принимающей стороны;
- внедрить программу, призванную способствовать интеграции детей - мигрантов в новую социокультурную среду;
- выстраивать толерантные взаимоотношения между учениками, основанными на знаниях о культурном многообразии, принятии иных культур и готовности к взаимодействию с представителями различных культур.
Задачи исследования:
- изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
- определить психолого-педагогические условия, способствующие адаптации детей мигрантов к обучению в начальной школе.
- разработать программу, призванную способствовать интеграции детей-
мигрантов в новую социокультурную среду.
Методологическая база исследования основывается на работах Т.Н. Юдиной и М.С. Блиновой, В.А. Ясвина, Т.И. Ключенко и А.И. Артюхина и др. Для более глубокого рассмотрения социально¬психологических и педагогических особенностей детей из семей мигрантов и условий их социокультурной адаптации, мы использовали также концепции диалога культур, миграционной педагогики, мультикультурного образования (Дж. Бэнкс, Х. Гёпферт, О.В. Гукаленко, Е.В. Бондаревская и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно выделены основные тенденции педагогической работы с детьми -мигрантами, выделены психолого-педагогические условия успешности учебно¬воспитательной работы с детьми-мигрантами в образовательной среде начальной школы
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, педагогами учреждений дополнительного образования при работе с детьми - мигрантами, в работе школьной психологической службы для организации работы школьной адаптации детей-мигрантов на этапе начального образования; для профилактики этнопсихологических проблем; реализация разработанной программы будет способствовать развитию личностного и познавательного потенциала детей мигрантов, их адаптации к новой культуре, обучению конструктивным формам взаимодействия с окружающими, развитию педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах школьной адаптации детей мигрантов.
База исследования. Русско-татарская школа №13 Вахитовского района г. Казани.
Структура работы включает введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
Современная действительность показывает, что миграция - это постоянный процесс в жизни общества, и Россия не является исключением. В условиях обострения экономических, политических и социальных проблем увеличивается число детей и взрослых, которые нуждаются в социальной защите, в социально-педагогической поддержке. Все это требует совершенствования социально-педагогической теории и практики, усиления роли социального педагога в современном образовательном учреждении.
Удовлетворение образовательных потребностей учащихся,
представителей разных культур и этносов - лишь одна из функций современного образовательного учреждения. Сегодня пересматривается значимость воспитательной и социальной функции. Важно научить детей в мире и согласии и обеспечить им психологический комфорт и защищенность.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Предложенная программа действительно оказывает влияние на эмоциональную сферу, тревожность и страхи учащихся детей -мигрантов.
Было выявлено, что до проведения коррекционных занятий учащиеся были не активны, эмоционально отстранены, недостаточно вовлечены в процесс обучения. Для учащихся была характерна высокая степень агрессивности. Учащиеся испытывали страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения, что говорит о наличии преград, мешающих детям реализовывать себя. В этой возрасте учащимся свойственно испытывать школьную тревожность. Такие дети «оторваны» от школьной жизни, не включены в нее, учащиеся плохо подготовлены к стрессовым ситуациям, плохо к ним адаптируются.
Результаты второго этапа исследования, говорят о том, что после проведенных коррекционных занятий у детей изменился эмоциональный фон, они стали более общительными, коммуникабельными, учащиеся более адаптированы к обучению в школе, перестали испытывать страх. Для детей характерны позитивные эмоциональные состояния, свойственна активная позиция. Дети стали менее агрессивны, они могут и умеют налаживать отношения со сверстниками, способны к коммуникациям.
В работе с детьми-мигрантами необходимо использовать всевозможные методы. Осознание и понимание учеником того, что психолог или педагог очень хорошо знает традиции и социально-психологические особенности той общности, к которой он относится, вызывают у него чувство уважения к человеку, с которым он беседует, даже если эта беседа и связана с конфликтом в классе.
Понятно, что оптимизация развития улучшения взаимоотношений в классе основывается не только на индивидуальных беседах с подростками, но и вовлечении их в жизнь класса и школы, особенно тех, кто пытается жить отдельно от коллектива, в одиночестве. Особенно сближают подростков спортивные команды, такие, как футбольная, баскетбольная, волейбольная и др. Им необходимо вместе тренироваться, отстаивать честь класса, праздновать победы, ну, а если проиграли, поддержать друг друга.
Совместными могут быть (всем классом) поездки, экскурсии, походы, организация благотворительных акций и т.д. Педагог должен организовывать активную жизнь класса, большую часть организации
можно поручить родительскому комитету, контролировать взаимоотношения в классе и своевременно корректировать их вместе с психологом, а также акцентировать своё внимание не только на успеваемости учеников, но и стремиться к тому, чтобы гордо называться дружным классом.
В развитии социальной толерантности у детей можно использовать притчи, байки, истории и мифы. Толерантность - это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2010. - 672 с.
2. Агапова И.Ю. Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся / И.Ю. Агапова //Лучшие страницы педагогической прессы - 2002. - № 2. - С. 41-49
3. Андрианова, Р. Комплексная поддержка детей мигрантов - ресурс
профессионализации социально-педагогической деятельности / Р.
Андрианова // Социальная педагогика в России. - 2013. - № 2. - С. 36-44
4. Арзикулов А.Ш., Умарова М.А. Сравнительно -возрастные особенности клинических и патогенетических аспектов школьной дезадаптации / А.Ш. Арзикулов, М.А. Умарова // Фундаментальные исследования. - 2012. - №2. - С.20-22.
5. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Макеев Н.И., Антонова Е.В. Условия формирования здоровьесберегающего поведения подростков 15-17 лет / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, Н.И. Макеев, Е.В. Антонова // Российский педиатрический журнал. - 2010. - № 1. - С. 44-47.
6. Белянкова, Н. М. Некоторые формы организации внеурочных мероприятий в классах смешанного этнического состава / Н. М. Белянкова // Начальная школа. - 2014. - № 6. - С. 94-96
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
8. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции / Е.Ю. Брель. - Томск. 1995. - 336 с.
9. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся / А.У. Вардянян, Г.А. Вардянян // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985. - 218 с.
10. Валиев, И. Х., Рычков, С. Ю. Роль образования детей в интеграции мигрантов в социокультурное пространство России // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам VIII Международной научнопрактической конференции 27 февраля 2015 г.: в 7 ч /Под общ. ред. М.Г. Петровой. - Белгород : ИП Петрова М.Г., 2015. - Часть VI.-C.8-12
11. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчнк, Н. Ф. Прокина и др. - М.: Просвещение, 2007. - 256 с.
12. Голуб Г. Интеграция детей-мигрантов в образовательное пространство полиэтнической школы //Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2015. - №7. - С.37-44
13. Грошева Е.В. Риск развития школьной дезадаптации у детей в условиях инклюзивного образования / Е.В. Грошева // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2013. - №1. - С.179-180.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Даваыдова. - М., 1986. - 289 с .
15. Дюжакова, М. В. . Педагогическая поддержка детей -мигрантов / М. Дюжакова // Сельская школа. - 2014. - № 1. - С. 57-62
16. Желудкова, Н. В. Сопровождение детей из семей мигрантов / Н. В. Желудкова, Г. В. Мамонтова, Н. Н. Минина // Начальная школа. - 2014. - № 9. - С. 18-19
17. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу / Д. Журавлев // Народное образование. - 2002. - № 8. - С.99¬104.
18. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг / В.П. захаров, Н.Ю, Хрящев. - М.: Владос, 2008. - 328 с.
19. Каганова Т.И., Мостовая Л.И. «Школьный невроз» как реалия современного начального образования / Т.И. Каганова, Л.И. Мостовая // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - №9¬10 (55). - С.31-37.
20. Карбанович О.В. Психолого-педагогические условия преодоления школьной дезадаптации / О.В. Карбанович // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - №1 (1). - С.125-128.
21. Карбанович О.В., Лупоядова Л.Ю. Использование воспитательных
технологий при формировании социально-психологической
адаптированности личности школьников / О.В. Карбанович, Л.Ю. Лупоядова // Педагогическое образование в России. - 2014. - №7. - С.71-77.
22. Конькина, Е. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации детей-мигрантов к «новой Родине» / Е. В. Конькина, Ю. Н. Егорова // Образование и общество. - 2014. - № 2 (85). - С. 35-38
23. Конопкин О.А. Связь учебной успеваемости с индивидуальными психологическими особенностями их саморегуляции / Конопкин О. А., Прыгин Г.С. //Вопросы психологии.- 1987. - №3. - С. 45 - 57.
24. Корнев А.Н. Школьная дезадаптация у детей с недоразвитием речи и ее предупреждение / А.Н. Корнев // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. -
2012. - №19 (278). - С.68-76.
25. Королюк Е.Г., Калинкин М.Н., Жуков С.В. Хронический социальный стресс: этиология и патоаутокинез: монография / Е.Г. Королюк, М.Н. Калинкин, С.В. Жуков. - Тверь: Ред.-изд. центр Твер. гос. мед. Академии ТГМА, 2011. - 102 с.
26. Королюк Е.Г., Жуков С.В. Влияние хронического социального стресса на уровень здоровья подростков - вынужденных переселенцев / Е.Г. Королюк, С.В. Жуков // Вестник новых медицинских технологий. - 2009. - № 1. - С. 185-186.
27. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей и отклонениями в развитии. / Под ред. Б. П. Пузанова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2004. - 276с.
28. Крайникова Т.А. Блочно-модульная программа оказания
психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению / Т.А. Крайнова // Социально - экономические явления и процессы. - 2014. - №12. - С.366-379.
29. Кумарина Г.Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения / Г.Ф. Кумарина // Народное образование. - 2002. - № 1. - С.111-120
30. Леонова А.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной
работоспособности / А.Б. Леонова, С.Б. Величковская// Психология психических состояний: Сборник статей. Выпуск IV./ Под ред.
А.О.Прохорова. - Казань: Изд-во ЦИТ, 2002. - С. 326-343.
31. Малиевский В.А., Баширова Г.И., Клишо Г.К. Комплексная оценка адаптации первоклассников к школьному обучению / В.А. Малиевский, Г.И. Баширова, Г.К. Клишо // Российский педиатрический журнал. - 2014. - №1. - С.34-37.
32. Маликова, В. А. Динамика социального положения детей -мигрантов в процессе школьной адаптации (на примере младших школьников) / В. А. Маликова // Образование и общество. - 2014. - № 3 (86). - С. 61-64
33. «Моя твоя не понимает» / Виктория Лисник [и др.] // Здоровье школьника. - 2014. - № 12. - С. 28-29
34. Молодцова Т.Д. Факторы, способствующие появлению школьной дезадаптации / Т.Д. Молодцова // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №4-2. - С.417-418.
35. Мурзаева В.В., Тумакова Н.А. Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка / В.В. Мурзаева, Н.А. Тумакова // Молодой ученый. - 2015. - № 8. - С. 999-1002
36. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип / В.С. мухина. - М., 2000. - 420 с.
37. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед вузов. 4-е изд / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 640 с.
38. Панфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников / М.А. Панфилова. - М: Академия, 2002. - 329 с.
39. Петрова Е.Ю. Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоления / Е.Ю. Петрова // Вестник ТГПУ. - 2012. - №11 (126). - С.166-169.
40. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга / Л.А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 362с.
41. Профилактика неуспеваемости. По материалам Справочника администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. - М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2000. - 127с.
42. Психологическая диагностика / Под редакцией М. К. Акимовой. - СПб.: Питер, 2003. - 364с.
43. Психология человека. От рождения до смерти. / под ред. А.А. Реана. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2002. - 674 с.
44. Ромашина, И. Мы разные. Мы вместе! / И. Ромашина, Н. Казимирова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2013. - № 1. - С. 45
45. Седова А.А., Зиньковский А.К., Красненков В.Л. Моделирование и прогнозирование возникновения школьной дезадаптации у социально депривированных учащихся, в зависимости от социальногигиенических и медико-биологических факторов риска / А.А. Седова, А.К. Зиньковский, В.Л. Красненков // Социальная и клиническая психиатрия. - 2012. - №3. - С.26-29.
46. Седова Е.О. Этапы сенсомоторной коррекции в развитии саморегуляции у младших школьников / Е.О. Седова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2014. - №3. - С.47-54.
47. Серегина, И. Дети-мигранты в школе : что нужно знать педагогу и что с этим знанием делать / И. Серегина // Воспитательная работа в школе. -
2013. - № 7. - С. 105-114.
48. Суровцова, Е. И. . Социально-педагогическое сопровождение детеймигрантов в школе Е. И. Суровцова // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 184-188
49. Тесленко, В. И., Ганушко, О. В. Культурологический подход к управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся-мигрантов// Воспитание школьников. - 2013 .- №2. - С.3-11
50. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс / Л.М. Сухарева, Л.С. Намазова-Баранова, И.К. Рапопорт // Российский педиатрический журнал. - 2013. - № 4. - С. 48-53.
51. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2008. - 192 с.
52. Филиппова Т.А. Комплексная диагностика развития дошкольников и выделение факторов рисков школьной дезадаптации / Т.А. Филиппова // Новые исследования. - 2012. - №3 (32). - С.105-111.
53. Филлипова Е.А. Школьная дезадаптация и факторы риска пограничных психических расстройств среди учащихся средних и старших классов массовых школ / Е.А. Филиппова // Социальная и клиническая психиатрия. - 2010. - №3. - С. 50-53.
54. Хабарова О.Е. Мониторинг социальных отношений в школе // Управление школой - Первое сентября. - 2015. - № 2. - С. 17-21.