Введение 3
Глава I. История развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах и России 7
1.1 История инклюзивного образования за рубежом 7
1.2 Особенности становления интегрированного и инклюзивного
образования в России 18
Глава II. Инклюзивное образование в России и за рубежом 27
2.1 Опыт инклюзивного образования за рубежом 27
2.2 Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в
России 36
Заключение 64
Список литературы 70
Термины «инклюзия» и «инклюзивное образование» вошли в мировую педагогическую науку и практику сравнительно недавно. В нашей работе анализируются проблемы, связанные с инклюзивным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в последние десятилетия активно обсуждают не только ведущие ученые, педагоги, психологи, представители медицины, но и родители детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование (франц. inclusif - включающий в себя) - термин, используемый для описания процесса обучения и воспитания детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. [24, С. 52]
Современная система образования принимает в себя только тех, кто отвечает ее требованиям - детей, которые способны обучаться по общей программе и могут показывать нормальные для всех результаты. В итоге часто получается, что дети с ограниченными возможностями изолированы от здоровых сверстников и выпадают из образовательного процесса, т.к. для работы с такими детьми педагоги не обладают необходимыми знаниями в области специальной и коррекционной работы. Но каждый ребенок имеет право получать качественное образование вместе со здоровыми сверстниками.
Именно в обычной образовательной сфере дети с ограниченными возможностями смогут получить, помимо учебной информации, возможность полноценной жизни в обществе, т.е. социализироваться. Эти проблемы в современных школах решает инклюзивное образование. Актуальность данной работы обусловлена тем, что тема инклюзивного образования является насущной в современном мире и обществе, поскольку число детей с проблемами развития не уменьшается во многих странах.
Важнейшая проблема образования - доступность для неких социальных групп, которые имеют невыгодные стартовые условия. Особое место среди них занимают дети с ограниченными возможностями. Получению качественного образования такими детьми препятствуют множественные ограничения, которые связаны с социальным неравенством.
Исследования в области социологии, которые проводились в Российской Федерации и на Западе, начиная с 60-х гг., показали, что образование склонно подтверждать и отражать существующее социальное неравенство, чем можно содействовать его устранению. Так как ответственность за итоги обучения возлагается на педагогов, то, в конечном счете, больше всего внимания уделяется способнейшим, лучшим школьникам, а дети с ограниченными возможностями оказываются в низах школьной иерархии.
На эффективность процесса обучения воздействует социальное происхождение школьников. Данные исследования породили дискуссию о необходимости внедрения инклюзивного образования для детей из различных социальных слоев и групп, в том числе, для детей - инвалидов. Именно поэтому тема данной магистерской работы является актуальной и тем самым определяется ее практическая и теоретическая значимость.
Целью магистерской работы является анализ проблемы инклюзивного образования в Российской Федерации с учетом опыта зарубежных стран.
В качестве задач, которые были поставлены в этом исследовании, были выбраны следующие:
1. Раскрытие понятия и сущности инклюзивного образования.
2. Анализ опыта зарубежных стран в проблеме инклюзивного образования.
3. Анализ проблем и перспектив развития инклюзивного образования в
Российской Федерации.
В качестве объекта изучения рассматривается история, реалии и перспективы развития инклюзивного образования в России и за рубежом.
Предметом изучения в данной работе является проблема инклюзивного образования в Российской Федерации и за рубежом.
Научная новизна исследования заключается в том, что проведен сравнительный анализ законодательств ряда европейских стран и российского законодательства по вопросам инклюзивного образования.
Теоретическая значимость заключена в том, что систематизированы научные представления об инклюзивном образовании, особенностях его организации в РФ и за рубежом, а также содержательный и организационный компонент подготовки педагогов к инклюзивному образованию.
Практическая значимость данной работы основана на обобщении опыта ряда зарубежных стран в сфере образовательной инклюзии и выделении эффективных практик; в выявлении принятия и поддержки большинством учителей общеобразовательных школ и родителями здоровых детей идеи инклюзивного образования, что позволяет продвигать инклюзивное образование в России с опорой на силу общественного мнения.
Исследовательская работа прошла апробацию на ежегодной научно-практической конференции студентов К(П)ФУ (14 апреля 2017). Материалы выступления на конференции были опубликованы в сборнике трудов Ежегодной научно-практической конференции студентов К(П)ФУ. Также работа прошла апробацию на республиканской научно-методической конференции «Взаимодействие вуза и школы в реализации приоритетных направлений развития образования: опыт, пробы, перспективы». Итогом, которой стала публикация научной статьи.
Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В законопроекте "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)", представленном в Госдуму РФ, устанавливается возможность обучения детей-инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ "Образовательная политика России на современном этапе" (2001 г.) подчеркивается: "Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медико¬психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях - в специальных школах-интернатах".
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенцию ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.
К сожалению, в России есть проблемы с финансированием как инклюзивных, так и общеобразовательных школ, основной расчет средств осуществляется на основе количества учащихся. Однако, расходы на обучение значительно превышают доступные средства, эти и обусловлено отсутствие школы, которая взяла бы на себя задачу обучения «особых» детей, чтобы выполнять свою функцию на отлично.
Сегодня в России существует острая необходимость пересмотреть систему финансирования таких школ, например, по схеме специализированной учебной школы. В то же время принятие специального закона в Москве об образовании детей с особыми потребностями является крупным шагом на пути к созданию безбарьерной среды, которая доказывает, что инклюзивное образование в России уже не является экспериментом. Это официальная программа, в которой провозглашаются права и обязанности всех заинтересованных сторон. Инклюзивная политика и практика в разных регионах России различны. Традиционно довузовское образование для детей с ограниченными возможностями в России в основном особенное. Согласно последним статистическим данным (Perspectiva, 2003), 66% молодых людей с ограниченными возможностями получили свои школьные сертификаты из основной школы. Большинство детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет (примерно 550 000 человек) изолированы в своих домах, изолированы в специализированных учреждениях или вообще не получают образования. Примерно 22% детей-инвалидов находятся в общеобразовательных школах и интернатах («интернаты»), в том числе 5%, которые учатся дома. Еще 11% находятся в специализированных школах и учреждениях для детей-инвалидов, а 0,02% - в специализированных профессионально-технических училищах Министерства труда и социальной защиты. Следовательно, согласно этим статистическим данным, остальные дети, более 50%, вообще не получают образования (Perspectiva, 2003). Уровень образования в специальных школах и домашнем образовании ниже государственных стандартов и позволяет беспрепятственно продолжать образование в высших учебных заведениях и университетах с огромными усилиями. Исследование, проведенное неправительственной организацией «Перспектива» в 8 регионах России, показало список важнейших проблем в школе для достижения детей- инвалидов:
- родители практически не имеют информации о правах на образование для своих детей;
- отсутствует общая доступность зданий и транспорта;
- большинство сотрудников школ не компетентны в вопросах образования для детей-инвалидов;
- только дети с легкими нарушениями могут учиться в общеобразовательных школах.
В результате этой организации школьного обучения молодые инвалиды не готовы к поступлению в университет или среднюю профессиональную школу, и им практически невозможно найти работу после школы. Более того, эти дети, которые не изучают социальные или коммуникативные навыки, находятся в огромном неблагоприятном положении для своих сверстников. Хотя согласно ответам большинства молодых людей с ограниченными возможностями предпочли бы учиться в общеобразовательных школах, учебные заведения по-прежнему недоступны для них.
Политика инклюзивного высшего образования в России находится на ранней стадии развития. На законодательном уровне она предусматривает предоставление необходимых условий для поступления в высшие учебные заведения и получения образования, социальной защиты и помощи в области образования. Но этих необходимых условий недостаточно для эффективного участия людей с ограниченными возможностями во всех сферах; Данная политика не эффективна в реальности, только несколько университетов предлагают систематический сервис для студентов-инвалидов.
Ситуация унаследована от бывшей социалистической идеологии, которая пренебрегает любым отклонением от образа советского народа. Экономический и финансовый кризис в стране усугубляет проблемную ситуацию в инклюзивном высшем образовании. Следовательно, проблемы в основном связаны с финансовыми и культурными аспектами.
Тем не менее, заметны усилия последних лет по организации образования для людей с особыми потребностями, включая профессиональное образование, проводимые Министерством образования Российской Федерации и другими ведомствами, университетами и организациями. Примечательно, что, прежде всего вузы и университеты проводят обучение студентов с особыми потребностями, предлагая им программу высшего профессионального образования. Наблюдаются некоторые позитивные тенденции для обеспечения инклюзивных возможностей. На уровне университетов и на местном уровне был создан ряд университетских услуг для студентов-инвалидов, высшие учебные заведения стали более активно участвовать в региональных и международных сетях в сотрудничестве с местным правительством и администрацией.
В данной работе мы рассмотрели мировую проблему школьного обучения детей-инвалидов и выяснили, что она тесно связана с положением родителей. У большинства родителей нет информации о правах их детей. Поэтому они обычно полностью доверяют учителям и врачам. Родители не знают, как защитить права их детей и озабочены тем, что их детям запрещено быть среди других сверстников. Ситуация обусловлена традиционным социальным восприятием детей-инвалидов. Тем не менее, ситуация медленно, но меняется. Теперь родители более активно участвуют в общественных организациях и, как показали исследования Мартынова в 2000 году, большинство из них хотят, чтобы их дети получали высшее образование.
Были затронуты проблемы инклюзивного образования в Российской Федерации и рассмотрены пути их решения с учетом опыта зарубежных стран. Обсуждаемые выше понятия и принципы инклюзивного обучения, на наш взгляд, могут быть полезны в отечественной практике образовательной интеграции. Можно также надеяться, что анализ имеющихся данных социологических опросов поможет сориентироваться субъектам системы образования в работе по преодолению трудностей обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе. К сожалению, вопрос об инклюзивном образовании пока еще обсуждается недостаточно. Некоторые учебные заведения действуют с опережением, предвосхищая централизованные реформы, которые, возможно, уже не за горами. Однако до сих пор не разработаны единые нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, а также механизмы их материально-технического, социального, психолого-педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения.
Предстоит утвердить государственный стандарт профессиональной реабилитации инвалидов и организовать систему специальной подготовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей - специалистов инклюзивного обучения. Подобные меры могут способствовать расширению доступности образования для детей-инвалидов. Тем самым будут создаваться более благоприятные условия для социальной мобильности выходцев из наименее обеспеченных слоев современного российского общества.
Экспериментальные исследования показали, что альтруизм как ценностная ориентация определяет поведение будущих учителей. Отношение ученика или учителя к инвалидам зависит от того, какая система ценностных ориентаций существует в его мировоззрении и поведении. Рост интереса к инклюзивному образованию тесно связан с моральным развитием, которое является воплощением моральных ценностей в социальном поведении личности. Интерес будущих учителей в России (Санкт-Петербург) к людям с ограниченными возможностями и их образованию расположен на более низком уровне. Исследование показывает, что студенты мало заинтересованы в инклюзивном образовании. Основной причиной этой проблемной ситуации является отсутствие альтруизма в менталитете и поведении людей в России. Система ценностей будущих учителей далека от альтруистической. Лучшее участие будущих учителей в обучении инвалидов требует трансформации альтруистического поведения. Трудно подготовить учителей инклюзивного образования без участия альтруистического компонента в образовании психологов, учителей и социальных работников, работающих с инвалидами. Сорокин доказал, что альтруистическое поведение и альтруистическая любовь являются «одним из важнейших факторов долголетия и хорошего здоровья; Будучи любимым другими и любящими других, кажется, столь же важным фактором жизнеспособности, как и любой другой »(Сорокин, 1967). Важность этого вывода подтверждается данными исследований Сорокина.
1. Ванян А. Обзор инклюзивного образования за рубежом. // Режим доступа: http://turrion.net/default.asp?src=library&id=001, дата обращения 15.04.2017
2. Вопросы образования детей с ограниченными возможностями. // Официальный сайт Министерства образования РФ. URL: http://минобрнауки.рфB8/3953., дата обращения 5.06.2017
3. Гребенникова В.М. Нормативно-правовые основы развития инклюзивного образования в России // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
4. Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом от мечты к реальности
// Обзор материалов специального выпуска журнала «International Journal of Inclusive Education» 2011, № 1, vol.15. / Режим доступа: http://
http://www.docme.ru/doc/35169/inklyuzivnoe-obrazovanie-za-rubezhom дата
обращения 16.01.2017
5. Гордеева, И. Инклюзия : плюсы и минусы [Текст] / И. Гордеева, М. Лисицына // Здоровье дошкольника. - 2014. - № 2. - С. 2-17.Дименштейн Р.П., Ларикова И.В. Интеграция особого ребенка в России: законодательство, практика и перспективы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. - 2000. - Вып. 3. - С. 29.
6. Закон №118 о реформах школьной системы в Италии. 1971 г
7. Закон города Москвы от 28 апреля 2010 года N 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» с изменениями на 14 декабря 2016 года.
8. Закон Самарской области 02 ноября 2004 года № 140-ГД Об утверждении областной целевой программы "Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005-2008 годы"
9. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 215с.
10. Малофеев Н. Н. // Специальное образование в России и за рубежом: в 2-х
4. М.: Печатный двор, 1996 - с. 182
11. Малофеев, Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения (по материалам Доклада Европейского агентства по развитию специального образования) / Н. Н. Малофеев // Дефектология. - 2005. - №
5. - С. 3-18.
12. Малофеев Н.Н. Система специального образования нового типа. // Режим доступа: -http://www.fl-life.com.ua/inclusion/?page_id=407 дата обращения 10.04.2017
13. Осьмук, Л. А. Образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Осьмук // Высшее образование в России. - 2010. - № 12. - С. 137-143.
14. Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / под ред. Т.Г. Туркиной. - М., 2013. - URL: old.perspektiva- inva.ru, дата обращения 20.03.2017.
15. Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997 № 48 (ред. от 26.12.2000) «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов».
16. Приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638
17. Приложение. Рекомендации Международной научно-практической конференции «Интегративные тенденции современного специального образования Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Психолог, 2001. - 536 с.
18. Ратнер Ф.Л., Сигал Н.Г. Работа с родителями детей с ограниченными возможностями: отечественный и зарубежный опыт // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/rabota-s-roditelyami-detey-s-ogranichennymi- vozmozhnostyami-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt, дата обращении 25.02.2017
19. Рикунова, Л. П. Эмоционально-личностное развитие ребенка с нарушениями зрения в условиях инклюзивной группы [Текст] / Л. П. Рикунова, Н. А. Зубкова // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2013. - № 2. - С. 54-58.
20. Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Париж, 2009 -505с.
21. Скрипкова Н.Е.. Всероссийский и Международный опыт по проблемам
организации инклюзивного образования // Режим
доступа: http://eduidea.ru/inits/199, дата обращения 15.05.2017
22. Солодухина, Ю. С. Интеграция и инклюзия в школе [Текст] / Ю. С. Солодухина // Логопед. - 2015. - № 2. - С. 96-101.
23. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.06.2012 //
Собрание законодательства РФ.04.06.2012. № 23. ст. 2994.
24. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http:// http://www.docme.ru/doc/351 69/inklyuzivnoe-obrazovanie-za-rubezhom, дата обращения 23.03.2017.
25. ЮНЕСКО, 1994 г. Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. - Париж, ЮНЕСКО/Министерство образования, Испания. 1994.
26. Юматова, И. И. Особенности отношения преподавателей вуза к возможности обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И. И. Юматова, А. И. Ковалева // Психология обучения. - 2014. - № 2. - С. 83-92: табл.
27. Яковлева, И. М. Личностная готовность педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья [Текст] / И. М. Яковлева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2013. - № 3. - С. 17-21.
28. International Norms and Standards about Problems of Invalids: Review, 21 May, 1999, All-Russian Society of Disabled, Moscow, 2000 (in Russian)
29. Gold M.E., & Richards, H. To label or not to label: The special education question for african americans // Educational Foundations. - 2012. - № 26 (1-2). - Р. 143-156.
30. Schwartz Ch., Armony-Sivan R. Students’ At5titudes to the Inclusion of People with Disabilities in the Community. Disability and Society, Vol.16, N. 3, May 2001, p. 403-415.
31. Special Educational Needs Code of Practice. UK: Department for Education and Skills. November 2011.
32. Urgent Problems of Inclusive Education: International conference, 29-31 January, 2001 (in Russian)