Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА РАЗУЧИВАНИЯ ТЕХНИКИ СКОРОСТНОГО ПОВОРОТА ПЛОВЦОВ 9 ЛЕТ

Работа №60585

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы44
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
360
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературных источников по теме исследования 7
1.1. Определение понятия «координационные способности» 7
1.2. Физиологические, психологические основы координационных способностей и физиологический механизм идеомоторного акта
1.3. Идеомоторная тренировка в спортивной деятельности 13
1.4. Основы методики воспитания ловкости и координационных способностей 15
1.5. Программы идеомоторного воспроизведения движений и
действий 19
Глава II. Организация и методы исследования 24
2.1. Организация исследования 24
2.2. Методы исследования 25
Глава Ш. Результаты исследования и их обсуждение 28
3.1. Содержание тренировочных занятий с использованием
идеомоторных упражнений 28
3.2. Оценка применения идеомоторных упражнений в тренировке юных пловцов 30
Выводы 38
Практические рекомендации 40
Список литературы

Актуальность. На сегодняшний день среди физических способностей ловкость имеет значительные по масштабности связи в сравнительной характеристике с другими физическими способностями, при этом именно ловкость непосредственно тесно связана с двигательными навыками и при этом имеет комплексный характер.
Раскрывая общие связи ловкости, хочется отметить такие качества как: быстрота, сила и гибкость, волевые качества.
Если рассматривать скоростной поворот и его методику преподавания в школе важно учесть тот факт, что поворот в том или ином виде спорта имеет свои особенности.
Так, к примеру, изучение скоростного поворота в плавании под поворотом понимают изменение направления движения на 180°.
Все повороты подразделяют на открытые и закрытые (по выполнению вдоха во время вращения), а также простые и сложные (скоростные) — по количеству осей вращения.
При обучении скоростные повороты в плавании условно делят на фазы (части) движений:
1-я фаза — подплывание и касание стенки бассейна;
2-я фаза — вращение;
3-я фаза — толчок;
4-я фаза — скольжение;
5-я фаза — первые плавательные движения под водой;
6-я фаза — выход на поверхность воды и плавательные движения.
При обучении скоростному повороту на уроках по лыжам учитываются различные разновидности скоростного поворота: поворот с переступанием, переступанием с внутренней лыжи, поворот упором, поворот «плугом», поворот из упора, опора на палку, поворот «ножницами».
Скоростные повороты в различных видах спорта играют весомую роль в развитии у человека скоординированности, ловкости и точности исполнения, что в свою очередь приводит к снижению время прохождения поворота..
Данное направление связей характеризуется процессом обучения движения.
Основное направление в рамках развития ловкости основано на овладении основными двигательными навыками и умениями.
Данное обстоятельство привело к необходимости увеличения запаса двигательных навыков. При этом чем больше имеет возможность выполнить упражнения человек, тем ему легче и быстрее обучается новому упражнению.
При этом качество ловкости совершенствуется более эффективно, когда процесс обучения непрерывен. Однако полезно помнить, что по мере овладения техникой изучаемого упражнения, влияние его на развитие ловкости уменьшается. В связи с этим требуется периодически изменять сами упражнения или условия их выполнения.
Ловкость и лежащая в ее основе координация движений в наибольшей мере склонны к развитию в младшем школьном возрасте.
С психологической точки зрения ловкость зависит от полноценности восприятия собственных движений, где особую роль играют мышечно-двигательные представления в виде конкретных ощущений виде конкретных ощущений и восприятии: зрительных, вестибулярных, тактильных, слуховых. Поэтому применение идеомоторных упражнений в сочетании с общепринятым методом практического повторения упражнений дает больше эффект, так как идеомоторная подготовка активизирует мыслительную деятельность и дает возможность значительно сократить количество практических повторений при разучивании упражнений.
Однако до сих пор, как показывает практика, дети не всегда осмысливают свои действия перед непосредственным их исполнением. В период разучивания упражнений и их совершенствования совершается
большое количество ошибок вызванные механическим выполнением движения
В настоящее время все большее число специалистов считает необходимым целенаправленно и систематически развивать у спортсменов умение преднамеренно вызывать двигательно-мышечные представления о движении, что способствует повышению их мастерства на всех этапах тренировки и выступления на соревновании.
Наиболее эффективные приемы идеомоторного метода подготовки способствуют воспитанию у спортсменов умения восстанавливать в памяти двигательно-мышечные представления об основных моментах движений и действий и помогают в нужный момент, используя идеомоторные реакции, преднамеренно вызывать образ движения и различные специализированные восприятия: «чувство воды, дистанции, снаряда, времени» и др.
Все это активизирует образное мышление спортсменов, дает им возможность лучше анализировать свои действия, корректировать их в короткий срок и при меньшей затрате физических нагрузок, овладевать техникой упражнений в период их разучивания, успешно выполнять их на соревнованиях, быстрее восстанавливать двигательные навыки после перерыва в тренировках.
Поэтому применения идеомоторных упражнений в качестве развития специальной ловкости у юных пловцов на занятиях по плаванию в настоящее время является актуальной.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение идеомоторных упражнений в тренировочном процессе лучшим образом позволит освоить технику выполнения скоростного поворота (сальто) при плавании кролем на груди.
Цель исследования состояла в том, чтобы экспериментальным путём определить влияние идеомоторных упражнений на освоение техники выполнения скоростного поворота (сальто) при плавании кролем на груди у юных пловцов.
Для достижения поставленной цели были определены задача исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Исследовать влияние идеомоторных упражнений на освоение техники выполнения скоростного поворота (сальто) при плавании кролем на груди у юных пловцов.
3. Разработать практические рекомендации по освоению техники выполнения скоростного поворота (сальто) при плавании кролем на груди юными пловцами.
Объект исследования - тренировочный процесс юных пловцов.
Предмет исследования - техника выполнения скоростного поворота (сальто) при плавании кролем на груди.
Новизна исследования заключается в том, что существующие научно-методические разработки предполагают использование идеомоторной подготовки как правило со спортсменами высокой квалификации, а в работе со спортсменами массовых разрядов, они используются эпизодически.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ научно-методической литературы показал, что двигательное представление, лежащее в основе идеомоторного акта, органически связывается и с подготовкой соответствующих обменных и вегетативных процессов, то есть когда весь организм спортсмена в процессе идеомоторики уже настраивается на правильное и эффективное выполнение предстоящего движения. А развитие координационных способностей в значительной степени зависит от деятельности анализаторов, в частности двигательного. Чем совершеннее способность человека к точному анализу движений, тем выше и его возможности к быстрому овладению движениями и их перестройке. Иначе говоря, чем выше у занимающихся возможности к точному ощущению и восприятию собственных движений, тем быстрее они овладевают новыми навыками. Таким образом прослеживается тесная взаимосвязь между координационными способностями и идеомоторикой.
2. Проведенные исследования показали, что испытуемые всех групп за период эксперимента освоили выполнение поворота кувырком вперед при плавании «кролем на груди». Правда, на начальной стадии обучения предварительные представления о движении в большинстве случаев не сопровождались тренирующим эффектом. Можно полагать, что причина этого — значительное уменьшение количества повторений (вдвое) и непривычные задания, связанные с применениями идеомоторных упражнений. Однако через небольшой промежуток времени двигательно-мышечные представления начали приобретать большую отчетливость, а следы их сохранялись и хорошо усваивались наряду с восприятиями от выполнения движений в новых условиях.
Таким образом результаты основного педагогического эксперимента подтверждают эффективность использования идеомоторных упражнений в развитии координационных способностей при занятиях с юными спортсменами.
За время проведения педагогического эксперимента как в контрольной, так и в экспериментальной группах наблюдалось улучшение результатов. Более существенное улучшение результатов отмечалось в экспериментальной группе (52%), по сравнению с контрольной группой (36%).
Следовательно, внесение в план тренировки метода идеомоторной подготовки способствует активизации сознательной деятельности спортсменов в процессе освоения техники упражнений, в результате чего не только развиваются координационные способности, но и повышается эффективность обучения, возрастает общая плотность занятий.



1. Абсалямов Т.М. Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследования [Текст] / Абсалямов Т.М, Тимакова Т.С.. — М.: Физкультура и спорт, 1983. - 191 с.
2. Абсалямов Т.М. О дальнейшей подготовке пловцов высшего класса [Текст] / Абсалямов Т.М. // Плавание. — М.:Физкультура и спорт, 1986. — С. 8—11.
3. Абсалямов Т.М. Силовые тренажеры в практике подготовки высококвалифицированных пловцов [Текст] / Абсалямов Т. М., Бажанов В.В., Дан- шочкин В.А., Мелконов А.А. //Плавание. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — Вып. 1. — С. 25—28.
Белкин А. А. Идеомоторная подготовка гимнастов. — Гимнастика, вып. 2, М., 1999..
Белкин А. А., Торопчин И. И. К применению программы идеомоторной настройки в процессе психической саморегуляции спортсменов. — В кн.: Матер. Всесоюзн. симпозиума «Психическая саморегуляция в спорте». Алма- Ата, 1991.
Бернштейн Н.А. 1960. «Проблемы кибернетики», Вып. 6. М.
Бернштейн Н.А. 1947. О построении движений. М.
Берзин А. А. К вопросу о структуре представления о движении. — В кн.: Проблемы психологии спорта. М, 1960.
4. Булгакова Н.Ж. Плавание: Учеб. для ин-тов физ. культуры [Текст] / Булгакова Н.Ж. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 320с.
5. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца [Текст] / Вайцеховский С.М. — М.: ФиС, 1976.— 140 с.
6. Вайцеховский С.М. Силовая подготовка пловца в воде [Текст] / Вайцеховский С.М. // Плавание. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — Вып. 2. — С. 13—21.
7. Вайцеховский С.М. О взаимосвязи силовой и технико-тактической подготовки пловцов [Текст] / Вайцеховский С.М., Сангин М.И., Липский Е.В. // Теория и практика физ. культуры. — 1985. — № 3. — С. 5—7.
8. Вржесневский И.В. Методика построения микроциклов в процессе специальной подготовки пловцов [Текст] / Вржесневский И.В., Платонов В.Н., Фомин Д.И. // Плавание. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — Вып. 2. — С. 29—32.
9. Гилев Г.А. Скоростно-силовой тренажер для повышения специальной подготовленности пловца [Текст] / Гилев Г.А. //Теория и практика физ. культуры. — 1979. — № 11. — С. 50—51.
10. Гилев Г.А. Тренажер для специальной подготовки пловцов [Текст] / Гилев Г.А. // Теория и практика физ. культуры. — 1976. — № 7. — С. 67—69.
11. Гордон С.М. Последовательность и продолжительность развития основных физических качеств в тренировочном цикле пловцов и гребцов [Текст] / Гордон С.М., Кашкин А.А., Седых. В.В. //Теория и практика физ. культуры. — 1974, — № 2. — С. 10—13.
12. Гужаловский А.А. Уровень развития физических качеств и результативность в плавании кролистов-спринтеров [Текст] / Гужаловский А.А., Фомиченко Б.М. //Теория и практика физ. культуры. — 1971. — № 7. — С. 5—6.
13. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов (основы теории и методики воспитания) [Текст] / Зациорский В.М.. — Изд. 2-е. — М.: Физ-культура и спорт, 1970. — 200 с., ил.
14. Зенов Б.Д. Специальная силовая подготовка пловцов-брассистов [Текст] / Зенов Б.Д. //Теория и практика физ. культуры. — 1987. — № 3. — С. 52—53.
15. Зимкин Н.В. Физиологические аспекты определения специальной тренированности спортсменов [Текст] / Зимкин Н.В. //Теория и практика физ. культуры. — 1971. — № 9. — С. 24—26.
16. Иванченко Е.И. Сила спортсмена и особенности ее развития: Учеб.- метод. пособие для училищ олимпийск. резерва [Текст] / Иванченко Е.И., Парфенов В.А., Пасниченко В.А. и др. — Мн.: ИЛИ, Госэкономика РБ, 1995,—48 с.
17. Каунсилмен Д.Е. Спортивное плавание [Текст] / Каунсилмен Д.Е. // Пер. с англ. Л.П.Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 208 с.
18. Киселев А.П. Силовая подготовка высококвалифицированных пловцов на основе рационализации использования метода субмаксимальных отягощении [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1990. — 25 с.
19. Ковригин В.М. Тренировочный станок для специальной силовой подготовки пловцов на суше [Текст] / Ковригин В.М. //Теория и практика физ. культуры. — 1970. — № 5. — С. 69 -70.
Крестовников А. Н. Разминка как подготовка к мышечной деятельности. — В кн.: Очерки по физиологии физических упражнений. — М.: 1951.
20. Логунова О.И. Основы спортивного плавания [Текст] / Логунова О.И., Ваньков А.А. - М., «Физкультура и спорт», 1971. - с. 22.
21. Манцевич Д.Е. Многолетняя динамика прироста показателей специальной силовой подготовленности пловцов [Текст] / Манцевич Д.Е. // Тез. 10-й региональной науч.-метод, и практ. конф. Советской Прибалтики и БССР «Проблемы спортивной тренировки». — Вильнюс, 1984. — С. 177— 179.
22. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ [Текст]./ Под ред. В.С. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 1990.-176 с.
23. Платонов В.Н. Силовая подготовка пловцов (Методика и специальное оборудование) [Текст] / Платонов В.Н., Сахновский П.В.— Киев, КГИФК, 1975.—114 с.;
24. Платонов В.Н. О путях оптимизации построения многолетней подготовки пловцов высокого класса [Текст] / Платонов В.Н., Сахновский К.П., Юдин В.Г. // Плавание. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — Вып. 2, — С, 9—14.
25. Солопов, И. Н. Физиология спортивного плавания: учеб. пособие [Текст] / И. Н. Солопов, С. А. Бакулин. - Волгоград, 1996. - 84 с.
26. Солопов, И.Н. Комплексная оптимизация функциональной подготовленности пловцов [Текст] / И.Н. Солопов. - Волгоград: ВГАФК, 2002.- 44 с.
27. Солопов, И.Н. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов [Текст] / И.Н. Солопов, Е.П.Горбанёва, В.В.Чёмов и др. - Волгоград: ВГАФК, 2010.- 346 с.
28. Судаков, К.В. Общая теория функциональных систем [Текст] / К. В. Судаков. - М.: Медицина, 1984. - 224 с.
29. Уильяме, М. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки [Текст] / М. Уильяме. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 255 с.
30. Фарфель, В. С. Управление движениями в спорте [Текст] / В. С. Фарфель. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 207 с.
31. Филин В.П. Корреляционная зависимость между силой различных мышечных групп у юных пловцов [Текст] / Филин В.П. // Теория и практика физ. культуры. — 1969. — .№ 2. — С. 53—55.
32. Шамардин, A.A. Применение эргогенических средств в подготовке спортсменов [Текст] / A.A. Шамардин, В.В.Чёмов, А.И.Шамардин, И.Н.Солопов. - Саратов: Научная книга, 2008.- 209 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ