Введение 3
1 Понятие товарного знака 5
2 Международная охрана товарных знаков 12
2 Задача. Болгарский гражданин, проживающий в Болгарии, предъявил иск о признании права собственности на часть жилого дома в Калининский районный суд г. Тюмени. Суд в 2006 г. иск удовлетворил.
Вопросы к задаче
Из каких положений российского законодательства мог исходить суд, вынося такое решение? Из каких положений международного договора с Болгарией мог исходить суд, вынося такое решение? Имеются ли в российском праве положения, ограничивающие право собственности на недвижимость иностранных граждан, не проживающих постоянно в Российской Федерации? 15
Заключение 19
Список использованных источников 21
Взаимоотношения потребителя на подобный знак или символ и, соответственно, на товар или услугу во многом определяет место товаропроизводителя или продавца в торговой среде. Выбор потребителем товаров не всегда является рациональным, то есть основанным на характеристиках самого товара или услуги, а определяется его ассоциативным восприятием именно товарного знака или символа, через который строятся представления о товаре или услуге. С этим связан перенос конкуренции из сферы самих товаров и услуг в сферу символов, которые индивидуализируют товары и услуги в рыночной среде.
Принятие четвертой части Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) открыло новые возможности для регулирования отношений в области интеллектуальной собственности в Российской Федерации, в том числе отношений, связанных с регулированием товарных знаков.
Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения в сфере прав на товарный знак, включающие в себя регистрацию товарных знаков, использование товарных знаков, защиту товарных знаков.
Предметом исследования выступают международные и национальные правовые нормы, регулирующие данные отношения, научная и специальная литература по теме исследования.
Целью работы является изучение особенностей товарных знаков и их международно - правовой охраны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
- проанализировать понятие товарного знака;
- рассмотреть международную охрану товарных знаков;
- решение практической задачи
Методологическую основу составляют как общенаучные (системного подхода, анализа, синтеза, аналогии), так и частнонаучные методы познания – сравнительно - правовой и формально-юридический, а также метод толкования правовых норм и комплексного анализа законодательства.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух параграфов, практической задачи, заключения и списка использованной литературы.
Под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право.
Согласно ст. 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании.
Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования и распоряжения товарным знаком.
Исключительное право на товарный знак может осуществляться различными способами. Например, путем размещения на товарах, в рекламе, в доменном имени и др. При этом использование товарного знака или сходных с ним обозначений в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров без разрешения правообладателя запрещено. Отсутствие запрета на такое использование не считается разрешением
На основании п. п. 1, 2 ст. 1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Правообладатель вправе требовать их изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя.
Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном ГК РФ, требования о возмещении убытков к лицу, неправомерно использовавшему средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб. При этом стоит учитывать, что, если правообладатель и нарушитель исключительного права являются юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и спор подведомствен арбитражному суду, до предъявления иска о возмещении убытков или выплате компенсации обязательно предъявление правообладателем претензии.
Основными механизмами в области международной охраны товарных знаков являются международные соглашения. К таковым следует отнести: Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года, Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 года, Венское соглашение, устанавливающее международную классификацию изобразительных элементов знаков ряд региональных соглашений (ТРИПС, ВОИС).
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек. ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005–2019. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 13.07.2019)
2. Конвенция по охране промышленной собственности: Заключена в Париже 20.03.1883 г. (ред. от 02.10.1979) // Закон. – 1999. – № 7. – Ст.5.
3. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, Москва, 19 февраля 1975 г. [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс URL: https://online.consultant.ru/ дата обращения 15.07.2019 г.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 03.07.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005–2019. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 13.07.2019)
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 27.06.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005–2019. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 13.07.2019)
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 02.12.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 49.– Ст. 4552; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005–2019. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 13.07.2019)
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. . – 2006. . – № 52 (1 ч.). . – Ст. 5496; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005–2019. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487 и пунктов 1, 2 и 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью ПАГ: Постановление Конституционного Суда РФ от 13.02.2018 № 8-П // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 9. – Ст. 1435.
Научная и специальная литература
8. Кайль, А.Н. Комментарий к части IV ГК РФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности / А.Н. Кайль. – М.: Право. 2018. – 143 с.
9. Карабанов, А.Л. Товарный знак: как создать и защитить / А.Л. Карабанов. – М.: Редакция Российской газеты, 2018. – 176 с.
10. Козырева, С.Г. Товарный знак: регистрация и защита / С.Г. Козырева // Молочная промышленность. – 2018. – № 9. – С. 37-39.
11. Международное частное право: учебник / В.Н. Борисов, Н.В. Власова, Н.Г. Доронина и др.; отв. ред. Н.И. Марышева. – М.: ИЗиСП, 2018. – 430 с.
12. Права на товарный знак: монография / Д.В. Афанасьев, А.С. Ворожевич, В.В. Голофаев и др.; отв. ред. Л.А. Новоселова. – М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. – 210 с.
13. Право интеллектуальной собственности: учебник / А.С. Ворожевич, О.С. Гринь, В.А. Корнеев и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. – М.: Статут, 2018. – 334 с.
14. Энтин, В.Л. Интеллектуальная собственность в праве Европейского союза / В.Л. Энтин. – М.: Статут, 2018. – 198 с.