Введение
Глава 1.
«Дневник Павлика Дольского»
Глава 2.
«Между смертью и жизнью»
Глава 3.
««Архив графини Д**»
Заключение
Список использованной литературы
А. Н Апухтину удалось оставить заметный след в русской литературе. На рубеже 19-20-го вв. его популярность была весьма велика.
Известен он в основном благодаря своей лирике. Прозаическим произведениям Апухтина предшествовали стихотворения и поэмы с развитым сюжетом; в конце жизни писатель обратился к прозе.
Уже имея поэтический опыт, Апухтин вошел в литературу не беллетристом, а писателем, способным создавать более зрелые вещи. Здесь важно уточнить, в чем заключается разница между понятиями «классика» и «беллетристика». Для этого обратимся к двум точкам зрения - В. М. Марковича и И. А. Гурвича. Они солидарны в том, что соотношение классики и беллетристики еще не получило устойчивого научного обоснования. По мнению Гурвича, «Классика и беллетристика - это расходящиеся и не разошедшиеся до конца литературные формации, что объясняется столько же усложнением состава литературы, сколько подвижностью критического, оценивающего ее восприятия». То есть подобное разделение оценивается Гурвичем как историческое явление, которое пришло вместе с новым временем. Он справедливо отмечает такие черты беллетристики, как актуальность, ориентация на ведущие литературные образцы, подражание им. В. М. Маркович подходит к проблеме по-другому. Он считает, что разделение литературы на классику и беллетристику происходит «задним числом», и часто этот процесс связан исключительно с восприятием. Нельзя выделить какие-либо черты, присущие классике или беллетристике изначально. Важную роль играет историческая дистанция, поскольку литературные произведения и направления начинают оцениваться с течением времени совершенно иным образом. Но все же есть некоторые особенности: произведение «тяготеет к беллетристике в той мере, в какой оно «принадлежит» только к настоящему», а «Классика соединяет злободневность с непреходящим и универсальным».3 Она расширяет границы сознания, не позволяет ему замкнуться на определенном круге проблем. Точка зрения Марковича представляется более оптимальной. Если рассматривать особенности творчества А. Н. Апухтина с этих позиций, то становится очевидным, что произведения автора нельзя с полной уверенностью отнести к беллетристике. Несомненно, он не получил такое же признание, как А. С. Пушкин или Л. Н. Толстой, но его литературные труды являются более глубокими, чем просто беллетристика. Апухтин не писал исключительно о злободневном, его произведения (особенно прозаические) содержат в себе не только комплексы узнаваемых мотивов, но и новый взгляд автора.
В целом, отзывы о его произведениях малочисленны; но творчество Апухтина высоко оценивали Жиркевич, Блок, Булгаков и другие выдающиеся литераторы. С. П. Залыгин пишет «Ну а если говорить об Апухтине-прозаике, так я вообще не припомню, чтобы кто-нибудь и когда-нибудь ссылался бы на него».
Действительно, прозаические произведения Апухтина, несмотря на все достоинства, обделены вниманием литературоведов. Новизна работы обусловлена малым количеством исследований о прозе А. Н. Апухтина, которые учитывали бы особенности творческого пути автора, его подход к изображению персонажей. В качестве объекта исследования выступают прозаические опыты писателя. Предметом исследования, соответственно, являются повести «Дневник Павлика Дольского», «Архив графини Д**» и рассказ «Между смертью и жизнью». «Неоконченная повесть» не включается в исследование, поскольку удобнее и логичнее рассматривать и сопоставлять готовый материал. Расположение глав в работе не соответствует хронологии написания произведений.
Цель настоящей работы - дать анализ основных мотивов, тем и форм повествования, представленных в названных произведениях.
В соответствии с целью определены следующие задачи: рассмотреть мотивы произведений Апухтина; обозначить композиционные особенности; выявить приемы, используемые автором для достижения определенного эффекта (передача точки зрения персонажа, качественные изменения в характере героя и проч.)
В повестях А. Н. Апухтина всегда фигурируют люди «высшего света». Их круг интересов ограничен. Но в любом произведении есть персонаж, который проходит сложный путь и меняет свое мировоззрение под влиянием событий (Например, Мери Боярова в «Архиве графини Д**»). Для Апухтина важен в первую очередь не идеологический, а нравственно-психологический аспект: он стремится описать индивидуальный путь героя, а не изображать недостатки общества.
Таким образом, становится понятно, что проза Апухтина представляет большой интерес для исследования. Она не только «унаследовала» основные мотивы лирики автора, но и привлекает внимание необычной формой повествования и композиционным построением.
В дипломной работе был рассмотрен композиционный строй прозаических произведений А. Н. Апухтина, особенности их поэтики, а также некоторые связи с другими литературными произведениями.
Итак, можно сделать определенный вывод: несмотря на то, что Апухтин был писателем «второго ряда» и запомнился читателю в основном благодаря своей лирике, его повести, несомненно, могут вызывать не меньший интерес. Писателю удалось создать довольно запоминающиеся образы, раскрыть их, показать, насколько сложны отношения между персонажами. Такая «психологическая игра» становится возможной благодаря формам повествования, к которым прибегает А. Н. Апухтин (как уже упоминалось, это письмо, дневник и монолог). В этом он продолжает традиции своей поэзии, в которой часто можно наблюдать развитое сюжетное начало и неоднозначные характеры действующих лиц.
Проза Апухтина не «копирует» сюжетные схемы и приемы из классических произведений. В ней органично сочетаются «классические», распространенные мотивы и новый, самостоятельный взгляд автора на события. Этому в большой степени способствовал талант А. Н. Апухтина.
Литературная деятельность А. Н. Апухтина закончилась работой над прозаическими произведениями, и они были опубликованы уже после его кончины. При жизни он не заботился о сохранности своих произведений, поэтому многие из них до нас не дошли.
1) Апухтин, А. Н. Сочинения. Стихотворения и проза. - М.: Художественная литература, 1985.
2) Батюшков, К. Н. Сочинения. - М.; Л.: Academia, 1934.
3) Бунин, И. А. Собрание сочинений в 13 т. - Т. 5. - М.: Воскресенье, 2006.
4) Гейне Г. Собрание сочинений в 10 т. - Т. 3. - М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1957.
5) Гете, И.-В. Собрание сочинение в тринадцати томах. - Т. 10. - М.: Гослитиздат, 1937.
6) Островский, А. Н. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 4. - М.: Терра - Книжный клуб, 2001.
7) Толстой, А. К. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 1. - М.: «Правда», 1969.
8) Тургенев, И. С. Собрание сочинений в 5 т. - Т. 4. - М.: «Русская книга», 1994.
9) Фет, А. А. Лирика. - М.: Худ. лит-ра, 1966.
Справочная литература
1) Литературная энциклопедия терминов и понятий/гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. - М.: Интелвак, 2001.
2) Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий/ред. Н. Д. Тамарченко. - М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008.
Критика
1) Айхенвальд, Ю. И. Силуэты русских писателей. - М.: «Республика», 1994.
2) Залыгин, С. П. Литературные заботы. - М.: «Советская Россия», 1982.
49
3) Коробка, Н. И. Очерки литературных настроений. - СПб.: Издание типо-литографии и книж. Склада А. Э. Винеке, 1908.
4) Мережковский, Д. С. Полн. собр. соч.: В 24 т. - Т. 18. - М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1914.
Исследования
1) Акимова, Н. Н. От романа к новелле: о прозе А. Н. Апухтина.// Пушкинские чтения-2007. Материалы XII международной научной конференции «Пушкинские чтения» (6-7 июня 2007 г.). —СПб.: ЛГУ имени А. С. Пушкина, 2007.
2) Аристотель. Об искусстве поэзии/Пер. В.Г. Аппельрот. - М.:
Художественная литература, 1957.
3) Атарова, К. Н., Лесскис, Г. А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе//Теория лит-ры. Практическая поэтика. - СПб.: фил. ф-т СПбГУ, 2014.
4) Бугаева, Л. Д. Литература и rite de passage. - СПб.: ИД «Петрополис», 2010.
5) Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худ. лит., 1972.
6) Выготский, Л. С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.
7) Гинзбург, Л. Я. О литературном герое. - Л.: Советский писатель, 1979.
8) Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе. - М.: Intrada, 1999.
9) Громов, П. П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». - Л.: Художественная литература, 1977.
10) Гурвич, И.А. Русская беллетристика: эволюция, поэтика, функции// Вопросы литературы. - 1990, №5.
11) Егоров, О. Г. Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра. - М.: Флинта, Наука, 2011.
12) Елина, Е. Г. К теории эпистолярия//Поэтика и стилистика. Саратов: изд-во Саратовского университета, 1980.
13) Зализняк, А. А. Дневник: к определению жанра // Новое литературное обозрение. - 2010, № 106.
14) История русской литературы: В 4 т. - Т. 4 : Литература конца XIX - начала XX века (1881-1917)/ред. К.Д. Муратова. - Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1983.
15) Кожевникова, Н. А. Типы повествования в русской литературе XIX- XX веков. - М.: Ин-т рус. языка РАН, 1994.
16) Кулишкина, О. Н. Русский афоризм XIX-начала XX веков: эволюция и сферы влияния жанра: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филол. наук. - СПб.: СПбГУ, 2004.
17) Лотман, Ю. М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры)//Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000.
18) Максимов, Д. Е. Русские поэты начала века. - Л.: Советский писатель, 1986.
19) Маркович, В.М. К вопросу о различении понятий «классика» и «беллетристика» // Классика и современность/ Под ред. П.А. Николаева и В.Е. Хализева. - М.: издательство МГУ, 1991.
20) Маркович, В.М. «Дневник лишнего человека» в движении русской реалистической литературы//Русская литература. - 1984, №3.
21) Отрадин, М. В. А. Н. Апухтин//А. Н. Апухтин. Сочинения. Стихотворения
и проза. - М.:Художественная литература, 1985.
51
22) Павловская, О. А. Поэтические доминанты прозы А. Н. Апухтина// Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: ИВГУ-2008. - Иваново, 2008.
23) Падучева, Е. В. Семантические исследования: семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. - М.: Языки славянской культуры, 2011.
24) Сливицкая, О. В. Повышенное чувство жизни: мир Ивана Бунина. - М.: РГГУ, 2004.
25) Ц. Тодоров. Введение в фантастическую литературу. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
26) Успенский, Б. А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. - М.: Искусство, 1970.
27) Чудакова, М. Библиотека М. Булгакова и круг его чтения // Встречи с книгой. - М.: Книга, 1979.
28) Шинков, А. Н. Философские мотивы в фантастической повести А. Н. Апухтина «Между смертью и жизнью»//Творчество писателей-орловцев в истории мировой лит-ры: материалы международ. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения К. Д. Муратовой. 21-25 сент. 2004 г. - Орел: Орловский гос. ун-т, 2005.
29) Шмид В. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры, 2003.
30) Шмид В. Событийность, субъект и контекст//Событие и событийность: Сборник статей. - М.: Издательство Кулагиной - Intrada, 2010.