ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие местного самоуправления, депутатов и выборных должностных лица органов местного самоуправления. 6
1.2. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации 9
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ОСНОВАНИЯ, ПОРЯДОК И ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕНОСТИ ДЕПУТАТОВ, ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ 12
2.1. Понятие и основания наступления ответственности выборных лиц перед населением 12
2.2. Порядок и проблемы наступления ответственности выборных лиц перед населением 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Институт ответственности депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением - один из важнейших механизмов обеспечения принципов народовластия и права граждан Российской Федерации на местное самоуправление.
Целью настоящей работы выступает комплексный анализ института ответственности депутатов и выборных должностных лиц органов местного самоуправления на примере городского округа – города Нижневартовска.
Задачи исследования:
изучить понятие местного самоуправления, депутатов и выборных должностных лиц органов местного самоуправления;
охарактеризовать правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации;
исследовать понятие и основания наступления ответственности выборных должностных лиц органов местного самоуправления перед населением;
определить порядок и проблемы наступления ответственности вышеуказанных выборных лиц перед населением.
Объектом работы выступают урегулированные нормами законодательства общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации права населения на местное самоуправление.
Предметом настоящего исследования выступает ответственность депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением.
Гипотеза исследования – практическая реализация права населения отозвать депутата или иное выборное должностное лицо органов местного самоуправления затруднена.
Методологию работы составляют как специальные методы (метод моделирования, сравнительно-правовой и др.), так и общенаучные (анализ, синтез, классификация).
Вопросы, связанные с предметом исследования, достаточно глубоко изучены отечественной наукой, в частности, можно отметить работы таких авторов, как Е. Белоусова, А. Борисов, Е. Измайлова, А. Сморчков и др. Вместе с тем, актуальность темы работы обуславливает необходимость новых исследований в данном направлении.
На защиту выносится положение о том, что для реализации права населения муниципального образования на отзыв депутата или иного выборного должностного лица необходимо более активно использовать современные информационные технологии в сфере коммуникации по линии «гражданин-власть». Кроме того, необходимо уменьшить зависимость населения муниципальных образований при инициации отзыва указанных лиц от судебных и административных органов.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на два и параграфа каждая, и заключения. В первой главе проанализированы основы местного самоуправления в Российской Федерации, во второй – ответственность депутатов и выборных должностных лиц органов местного самоуправления перед населением Нижневартовска. В конце приведен список использованных источников.
1) Местное самоуправление представляет собой форму (способ) реализации конституционного принципа народовластия, направленную на самостоятельное и ответственное решение вопросов местного (муниципального) значения, которое осуществляется населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления.
Непосредственная, практическая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в том числе избираемыми населением депутатами представительных органов муниципальной власти, а так же должностными лицами административно-управленческих органов муниципальной власти.
2) Правовая основа местного самоуправления в Российской Федерации представляет собой совокупность юридических норм Конституции России, федерального конституционного и федерального законодательства, иных нормативных правовых актов федерального уровня (актов Президента Российской Федерации, Правительства России), регионального законодательства, а так же муниципальных правовых актов.
Все указанные нормативные акты устанавливают и регулируют организационные, финансовые, территориальные, административные и экономические условия реализации конституционного права граждан Российской Федерации на местное самоуправление.
3) Принцип, в соответствии с которым население муниципального образования вправе отозвать депутата или выборное должностное лицо органа местного самоуправления только в том случае, если негативные действия указанных лиц подтверждены решением суда, представляется противоречащим принципу народовластия. По сути, право населения отозвать указанных лиц ставится в полную зависимость от судебных органов. Например, избранный глава муниципального образования, формально не допуская никаких нарушений, которые могут стать предметом судебного разбирательства, может в целом решать местные вопросы крайне неэффективно (по причине некомпетентности, недобросовестности и т.д.), что является очевидным для населения данного муниципального образования. Однако, в связи с отсутствием конкретных формальных нарушений, подтвержденных судом, население не имеет возможности отозвать избранного главу муниципальной администрации. В связи с этим целесообразно вернуть такое основание для отзыва депутата или выборного должностного лица органа местного самоуправления, как «утрата доверия населения», которое ранее существовало в отечественном законодательстве.
4) Существующая процедура, в соответствии с которой порядок отзыва депутата или выборного лица органов местного самоуправления характеризуется тем, что реализация инициативы граждан по отзыву указанных лиц практически полностью зависит от «санкционирования» представительным органом муниципальной власти, препятствует реализацию принципа народовластия. В данном случае необходим иной механизм – решение о том, что основание (основания) для отзыва указанных лиц, выдвинутое (выдвинутые) инициативной группой, соответствует основанию (основаниям) для отзыва, принимается избирательной комиссией муниципального образования, а не представительным органом власти, отрицательное же решение избирательной комиссии может быть обжаловано в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации или в суд.