Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ВУЗА

Работа №60529

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИОННО - СМЫСЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ВУЗА 7
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Психологическая характеристика понятий мотива и мотивации 11
1.3 Изучение мотивационно-смысловых особенностей изучения
английского языка студентами вуза 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
СТУДЕНТАМИ ВУЗА 31
2.1 Выбор методик и организация исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 33
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Основной целью высшего образования, какую бы образовательную систему мира мы не рассматривали, является выполнение социального заказа страны. Сегодня, когда получаемые в учебном заведении знания быстро устаревают и теряют свою актуальность по истечению нескольких лет, важно научить студентов добывать новые знания самостоятельно. Нужно отметить, что ключевым моментом в сложившейся непростой ситуации является мотивирование студентов на получение знаний и их постоянное обновление.
Сам термин «мотивация» тесно связан с такими понятиями как интерес и потребность. В свою очередь, это значит, что для того, чтобы студенты стремились получать знания самостоятельно, надо сформировать у них интерес. Следует отметить, что в процессе изучения английского языка, интересы и потребности могут быть самыми разными. Выявление, изучение и умение преподавателей оперировать этими составляющими мотивации является гарантией эффективного изучения международного языка студентами.
Проблема исследования: каковы мотивационно-смысловые
особенности изучения английского языка студентами вуза.
Объект исследования: студенты 1 и 5 курсов факультета иностранных языков ЕИ КФУ.
Предмет исследования: мотивационно-смысловые особенности
изучения английского языка.
Цель исследования: выявление мотивационно-смысловых
особенностей изучения английского языка студентами вуза.
Гипотеза исследования: основывается на предположении о том, что студенты, выбравшие английский язык в качестве профильного предмета обучения в вузе, ориентированы в первую очередь на получение знаний, необходимых для будущей профессии, а именно на овладение языком, как средством общения.
Задачами исследования являются:
1) изучить состояние научной разработанности исследуемой проблемы в современной психологической литературе;
2) проанализировать понятия «мотив» и «мотивация» в
психологической литературе;
3) рассмотреть мотивационно-смысловые особенности изучения английского языка студентами вуза;
4) провести эмпирическое исследование;
5) анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: наблюдение, тестовые опросники («Методика изучения мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной, «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева);
3) методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось в три этапа.
I этап (сентябрь - ноябрь, 2015 г.) включал изучение теории вопроса, построение плана исследования, формулировку гипотезы исследования, определены методы исследования.
II этап (декабрь - март, 2016 г.) был посвящен подбору методик, осуществлялся сбор, анализ и интерпретация данных.
III этап (апрель - май, 2016 г.) заключался в оформлении результатов исследования, техническом оформлении работы, были сформулированы ведущие выводы, а также рекомендации.
Базой исследования послужил Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета). Выборку исследования составили студенты 1-ого и 5-ого курсов, в количестве 60 человек.
Новизна работы заключается в том, что были выявлены различия мотивационно-смысловых особенностей изучения английского языка у студентов 1 и 5 курсов.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что, во-первых, результаты исследования могут быть использованы преподавателями английского языка в целях повышения эффективности их работы. Во-вторых, они могут представлять интерес для психологов, занимающихся консультированием молодёжи.
На защиту выносятся следующие положения:
- существует широкий спектр определений понятия «мотив» и «мотивация». Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых дал нам основание в качестве базовых выделить следующие определения:
- мотив - это причина, побуждающая к деятельности, которая направлена на удовлетворение определенной потребности;
- мотивация - совокупность мотивов, которые определяют вектор деятельности субъекта по удовлетворению его потребностей;
- мотивационно-смысловые особенности изучения английского языка студентами вуза;
- исследованы мотивационно-смысловые особенности изучения английского языка студентами вуза.
Апробация результатов исследования проводилась путём участия его автора на итоговой образовательно-научной конференции Елабужского института Казанского федерального университета (2016 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, насчитывающая 83 наименования и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе мы исследовали мотивационно-смысловые особенности изучения английского языка студентами в вузе. Исследование проводилось среди студентов первого и пятого курса факультета иностранных языков. Теоретическое исследование показало, что данная тема представляла интерес для многих ученых. В большинстве работ исследователи сосредотачивали свое внимание на влиянии, которое оказывают преподаватель и содержание учебных материалов на формирование мотивации студентов и на формирование смыслового отношения к осуществляемой деятельности. В психологии убедительно показано, что мотивационно-смысловая сфера личности является ведущей в регуляции деятельности и поведения человека, так как именно она подчиняет себе, системообразует другие психологические проявления личности. Мотивационно-смысловые особенности обучения студента вуза являются факторами, оказывающими влияние на эффективность учебной деятельности, на субъективное отношение к ней. Чем больше осваиваемая профессия предоставляет возможностей студенту в плане удовлетворения потребностей, тем сильнее его включенность в профессиональную деятельность и тем большим личностным смыслом она обладает для него.
Эмпирическое исследование также проводилось среди студентов вуза 1и 5 курса. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что студенты факультета иностранных языков, изучающие английский язык, ориентированы в первую очередь на приобретение знаний, т.е. овладение языком, как средством общения. В связи с этим, образование является для них личностно значимым и, соответственно, приобретается в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Сравнительно небольшое количество студентов считает главной целью обучения в вузе - овладение профессией, а именно профессией учителя английского языка. Наименьшее количество испытуемых обучаются на факультете иностранных языков для получения диплома. В системе жизненных смыслов испытуемых на первый план выдвигаются: самореализация (студенты изучают иностранный язык для реализации себя в профессии); статус, который они будут занимать в обществе; когнитивные смыслы, т.к. испытуемые активно вовлечены в познавательную деятельность по овладению языком. Это означает, что испытуемые изучают английский язык, для того, чтобы реализовать себя, использовать приобретенные знания и навыки в будущей профессии, занять престижный статус в обществе. В данный период жизни студенты больше обеспокоены вопросами, касающимися их будущего, положения, которое они будут занимать в жизни.
Мотивационно-смысловые особенности изучения иностранного языка в вузе сводятся к прагматичной ориентации на будущее. Английский язык является международным языком общения, владение которым становится необходимостью для каждого. Связано это с глобализацией и востребованностью английского языка, как в повседневном, так и в деловом общении. Данные изменения, произошедшие в обществе, оказали влияние на мировоззрение молодых людей. Владение английским языком расширяет возможности в жизни. Прежде всего, студенты изучают иностранный язык для того, чтобы получить престижную работу, он необходим для успешного карьерного роста. Владение иностранным языком повышает конкурентоспособность человека на рынке труда. Со знанием профессионального английского языка человек представляет гораздо большую ценность как специалист, т.к. знание иностранного языка является своего рода показателем многих качеств человека.
Таким образом, в ходе проведенного исследования, мы доказали выдвинутую нами гипотезу, опирающуюся на предположение о том, что студенты, изучающие английский язык в вузе, как профильный предмет, ориентированы в первую очередь на получение знаний, необходимых для будущей профессии, а именно овладение языком, как средством общения.



1. Асеев В.Г. Критерии социальной оценки личности в воспитательном процессе // Психологические исследования социального развития личности. - М.: Мысль, 1993. - С. 26-27.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
3. Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. - 1982. - № 2. - C. 14-27.
4. Баранова О.В. Мотивация социально-педагогической деятельности и её развитие у студентов педагогического колледжа: дис. канд. психол. наук. - Иркутск, 2002. - 154 с.
5. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
6. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.:
Педагогика, 1989. - 192 с.
8. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: Академия, 1995. - 212 с.
9. Ван В.В. Мотивация изучения иностранного языка: [Электронный
ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-
obedinenii/library/2013/09/02/motivatsiya-izucheniya-inostrannogo. (Дата
обращения: 17.11.2015).
10. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. - 1982. - № 3. - С. 129-142.
11. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990. - 288 с.
12. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // Современная психология. - М.: МГУ, - 1983. - № 5 - С. 191-200.
13. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Высшая школа,
1999. - 528 с.
14. Вундт В. Очерк психологии. - СПб.: Издание Ф. Павленкова, 1896. - 220 с.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996. - 496 с.
16. Габай Т.В. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2005. - 240 с.
17. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
18. Гебос А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, психическое развитие. - М., - 1987. - № 3. - С. 55-87.
19. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы. - М.: ИНФРА-М., 2000. - 662 с.
20. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992. - 496 с.
21. Гордиенко Ю.Ф. Управление персоналом: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 260 с.
22. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-
справочник. - К.: Рута, 2001. - 320 с.
23. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. - Мн.:
Современный литератор, 2007. - 816 с.
24. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 126-130.
25. Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
26. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. - М. - 1989. № 6. - C. 116-120.
27. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2003. - 384 с.
28. Иванников В.А. Анализ мотивации с позиций теории личности // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 1. - С. 49-56.
29. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. - 1985. - № 3. - С. 21-25.
30. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.
31. Кабанов В.Н. Управление дополнительным уровнем мотивации кадров на предприятии // Управление персоналом. - 2008. - № 4. - С. 77.
32. Клюева Н.В. Педагогическая психология. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 400 с.
33. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988. - 193 с.
34. Ковалев Н.И. Искусство мотивации. - М.: Деловая литература,
2000. - 513 с.
35. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2005. - 352 с.
36. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации. - М.: Смысл, 2012. - 343 с.
37. Литвинюк А.А., Гончарова С.Ж., Данилочкина В.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. - М.: Юрайт, 2015. - 398 с.
38. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. - М., 1987. - 343 с.
39. Мадсен К. Современные теории мотивации. - СПб.: Питер, 1974. - 530 с.
40. Макклелланд Д. Мотивация человека. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.
41. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. - С. 47-59.
42. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.:
Просвещение, 1990. - 192 с.
43. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
44. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. - 704 с.
45. Муэрс Р. Эффективное управление. - М.: Финпресс, 1998. - 126 с.
46. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. - М.: МПСИ, 2012. - 224 с.
47. Немов Р.С. Общая психология: учеб. для сред. спец. учеб. заведений. - М.: Владос, 2008. - 396 с.
48. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 640 с.
49. Никифиров А.С. Психологический словарь. - М.: Эксмо, 2014. - 310 с.
50. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.
51. Обозов Н.Н. Словарь практического психолога. - СПб.: Питер, 1998. - 200 с.
52. Обуховский К. Психология влечений человека. - М.: Речь, 2003. - 296 с.
53. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка Основы менеджмента. - М.: АЗЪ, 1995. - 320 с.
54. Олейникова И.О. Онлайн психологический словарь: [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.net.ru. (Дата обращения: 20.11.2015).
55. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. - 2001. - С. 162-176.
56. Орлов П.М. Потребностно-мотивационные факторы
эффективности учебной деятельности студентов вуза // Дис. доктора психол. наук. - М., 1987. - 190 с.
57. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
58. Петровский А.В. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1977. - 479 с.
59. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
60. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: Наука, 1984. - 198 с.
61. Плукин С.Г. Значение ценностей в формировании мотивации
студентов к обучению: [Электронный ресурс]. URL:
http://plook.ru/index/znachenie-cennostej-v-formirovanii-motivacii-studentov-k- obucheniyu. (Дата обращения: 15.10.2015).
62. Подласый И.П. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 576 с.
63. Полянок О.В. Психологические особенности адаптации студентов педагогических специальностей // Автореф. дис. канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 231 с.
64. Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубова Е.А. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М., 1999. - 479 с.
65. Рахманкулова Г.Д. Смыслообразование в процессах профессионального самоопределения личности: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. - Барнаул, 2006. - 20 с.
66. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. - М.: Вече, 2002. - 592 с.
67. Ребер А. Глоссарий по политической психологии [Электронный ресурс]. URL: http://allstuds.ru. (Дата обращения: 20.12.2015).
68. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015.
- 713 с.
69. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. - М.: ЮНВЕС, 2003. - 704 с.
70. Симонова Н.М. Мотивация и ее роль при овладении иностранным языком в языковом вузе // Психология и методика обучения устной речи в языковом вузе. Сборник научных трудов МГПИИЯ им М. Тореза. М.: МГПИИЯ, 1979. - Вып. 142. - С. 62-69.
71. Сластенин В.А. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2007. - 480 с.
72. Теплов Б.М. Психология. - М.: Учпедгиз, 1953. - 236 с.
73. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Мотивационный менеджмент. - М.: Дело, 2005. - 96 с.
74. Узнадзе Д.Н. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004. - 413 с.
75. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. - М.: ТЕИС. - 2004. - 236 с.
76. Файзуллаев А.А. Принятие мотива личностью // Психологический журнал. - 1985. - № 4. - С. 87-97.
77. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер, 2003. - 860 с.
78. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 272 с.
79. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005.
- 349 с.
80. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2001. - 144 с.
81. Юрьева С.В. К вопросу о мотивации учения школьников [Электронный ресурс]. URL: http://svetlana.pro/reader/40.html/ (Дата обращения: 20.12.2015).
82. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - М.: МПСИ, 1998.
- 304 с.
83. Яруллина Л.Р. Развитие учебной мотивации студентов // Вестник.
- 2007. - № 4. - С. 30-32.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ