Введение 3
Глава 1. Путеводитель как источник: теоретико-методологические
основы 11
1.1. Путеводитель: проблемы этимологии, типологии и содержания 11
1.2. Метод травелога как исследовательский принцип изучения процесса
путешествия 21
1.3. Феномен татарского путеводителя 33
Глава 2. Визуализация маршрута хаджа в татарском шамаиле 44
2.1. Этнокультурный феномен татарского шамаиля 44
2.2. Мекка и Медина: особенности визуального и вербального текста в
татарском шамаиле 53
2.3. Отражение образа паломника в татарском шамаиле 64
Заключение 71
Библиографический список
Культура каждого народа во всех своих проявлениях уникальна, интересна и неповторима (невоспроизводима). Неповторимостью и оригинальностью отличается и татарский шамаиль, который является самым ярким, бесспорно уникальным явлением, олицетворяющим и древние традиции многовековой письменной культуры, истории, и духовные ценности татарского народа.
Под термином шамаиль принято понимать и произведения каллиграфии, и печатные изображения видов почитаемых мест ислама, и народные картины на стекле, со сложившейся своей особой системой синтеза религиозного текста и орнаментально-живописного фона. Каждый вид шамаиля выполнял определенную задачу, но цель всех шамаилей была одна - довести до сознания мусульманина мысли о совершенстве слов пророка и божественном, истинном смысле аятов из Корана.
Выбор темы был продиктован актуальностью темы исследования. Искусство шамаиля занимает важно место в возрождении духовных ценностей и оказывает значительное влияние на становление татарского современного искусства. В последнее время стремительно растет интерес к этому жанру искусства. Были проведены исследования отвечающие на вопросы происхождения шамаилей, времени его формирования, месте его в общемусульманской культуре и этимологии. Также была разработана классификация и типология шамаилей. Однако, на фоне таких глубоких исследований, роль шамаиля как путеводителя паломника оставалась не раскрытой. Своим текстовым описанием и визуальным содержанием шамаиль выступает как путеводитель - травелог.
Объектом исследования являются татарские шамаили, как яркое явление мусульманского искусства в истории совершения паломничества - хаджа.
Предметом изучения - печатные шамаили конца XIX - начала XX веков, которые по текстовому описанию и визуальному содержанию относятся к шамаилям, посвященных хаджу и другим почитаемым мусульманами местам.
Замысел работы определил круг и характер привлеченных источников. Всё многообразие источников можно представить разделенным на группы.
Первая группа источников - визуальные источники. Визуальные источники, многочисленные и разнообразные представлены самыми ценными источниками - музейными экспонатами. Ее составляющие - шамаили в фондах Этнографического музея и Отдела редких и рукописных книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского Федерального университета, Национального музея Республики Татарстан, а также шамаили в собрании Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им.Ш.Марджани.
Вторая группа источников представлена письменными источниками. Среди них можно выделить музейную документацию, в частности - инвентарные описи Этнографического музея Казанского университета (ЭМУ КГУ инв. №№ 104, 112, 193), научные паспорта шамаилей из фондов
этнографического музея Казанского университета (№№ 000567-000620),
рукописи Н.Ф.Катанова, хранящиеся в Отделе редких книг и рукописей Казанского федерального университета (ОРРК 9048, 9047, 350д).
Отдельную группу составляют каталоги выставок и музейных коллекций. Фондом поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани (Россия) были изданы три каталога, посвященных коллекции шамаилей. Сюда вошли шамаили не только из собраний фонда Марджани , были включены также шамаили из Этнографического музея и ОРРК Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского Федерального университета. Каталоги шамаилей, выпущенные издательским домом Фонда Марджани, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории татарской культурной жизни и включают в себя подробное описание шамаилей и понятийный словарь. Особо отмечено то, что здесь впервые используется академическое описание такого сложного предмета исследования как шамаиль, составленное В.О. Бобровниковым. Так же авторами являются И.Л. Алексеев, М.Ю. Филатова.
Вместе с тем, еще одну группу составляют опубликованные письменные источники - путевые записки паломников (хаджнаме). Паломнические рассказы являются историческими документами, сохранившими информацию своего времени. Благодаря им мы можем оценивать ситуацию и проводить сравнительный анализ на протяжении разных эпох. В данной работе используются такие произведения как «Дастан Хаджнаме» (Заметки о поездке в Хадж) Гали Чокрыя (1872), «Рихлат ал- Марджани» (Путешествие Шигабутдина Марджани) Шигабутдина Марджани (1880), «Хадж-наме» Хамидуллы Альмушева (1899), «Мекка- священный город мусульман» Ишеева Ш (1896), «Сафар аль Хиджаз» Ахметшаха Ахметзян углы аль-Казани (1911). Выбор такого списка хаджнаме обусловен хронологическими рамками путешествия, которое совпадает со временем издания татарских шамаилей. Издательский дом «Медина» с 2008 года осуществляет ежегодный выпуск сборника путевых заметок о хадже «Хадж российских мусульман» . Это издание объединяет рассказы о паломничестве мусульман разных эпох и научные исследования про хадж.
Отдельно можно выделить такую категорию источников как Коран и религиозная литература.
Историографическая база исследования также многочисленна и может быть разделена на ряд групп.
Первую группу представляют труды, посвященные изучению шамаилей и затрагивающие отдельные аспекты искусства шамаилей. Комплексному изучению искусства татарского шамаиля середины XIX - начала XX вв. посвящены работы Р.И. Шамсутова5. Его работы являются первыми фундаментальными исследованиями в области изучения шамаилей, здесь затрагиваются вопросы происхождения шамаиля и его термина, истории развития и общих композиционных закономерностей построения знаковой системы шамаиля. Анализу особенностей шамаиля посвящены статьи Р.И. Шамсутова, а в публикациях Н.Ф. Каганова6, Л. Сатаровой7, С. -КД- 8 т-1 TZ'X KZ 9 Г~Х Т Т 10 A TZ'X Т/« 11 TX А Тк>12
Маркуса , Г. Юсуповой , Э. Исхаковой , А.Ю. Казиева , В.А. Крачковской
3 Коран : [в 2 томах / пер. с. араб. Г. С. Саблукова] .— [Репринт. воспроизведение изд. 1907 г.] .— Москва : Дом Бируни, 1990 .— 1169 с.
4 40 хадисов ан-Навави / Имам ан-Навави ; Рус.пер.А.М.Хамди .— Б.м. : Б.и., 1998 .— 61с. Изречения и деяния (хадисы) пророка Мухаммада / Имам Исмаил аль-Бухари ; Предисл.У.Идрисова; Пер.В.Нирша .— М. : Б.и., 1998 .— 78с.
5 Шамсутов Р.И. Искусство татарского шамаиля (сер. XIX - нач. XX вв.) / Р.И. Шамсутов. - Казань: РегентЪ, 2001. - 184 с.
Шамсутов Р.И. Слово и образ в татарском шамаиле от прошлого до настоящего / Р.И. Шамсутов. - Казань: Татар. Кн. изд-во, 2003. - 199 с.
6 Катанов, Н.Ф. Казанско-татарские литографированные издания с именами лиц Ветхого и Нового Заветов / Н.Ф. Катанов. — Казань: Типолитография Императорского ун-та, 1905. - 4 с. Катанов Н.Ф. Обзор татарских литографированных изданий за последние три года (1899-1902 гг.) / Н.Ф. Катанов. // Журнал «Деятель» - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1903. - №№5,8
7 Сатарова Л.И. Мир шамаиля [Электронный ресурс] / Л.И.Саттарова // Режим доступа: http://tatarica.narod.ru/cult/religious/shamail.htm- свободный. - Проверено 20.06.2016.
8 Маркус С. Русское лицо исламской каллиграфии / С. Маркус // Азия и Африка сегодня. - Б.м. - 2004. - №3 - с. 63-67.
9 Юсупова Г. Хранилище легенд, старинный шамаиль. / Юсупова Гузель. // Татарстан. - Б.м. - 1997. - №2 - с.71-76.
10 Исхакова А.Р. Состояние искусства красивого письма у татар (конец XVIII - начало XXI века) / А.Р. Исхакова // Татарская культура в контексте Европейской цивилизации: материалы международной научной конференции. - Казань: Ихлас, 2010. - С. 32-33. встречаются подробные описания о художниках-каллиграфах - авторах шамаилей, стилях письма и видов каллиграфии.
Во вторую группу будут отнесены общие работы, связанные с изучением специфики татарского путеводителя. В татарской литературе жанры саяхатнаме и хаджнаме известны давно и в течение долгого времени существования получили широкое распространение. К авторам, изучающим жанр саяхатнаме (хаджнаме) в татарской литературе можно отнести, А. Алееву , А. Сибгатуллину , И. Шафикова . В их работах рассматривается время и место, также причины появления этого жанра. Так, распространение хаджнаме среди поволжского народа связано с проникновением ислама на этот регион. Алееевой А. подробно описаны наиболее известные хаджнаме татарских путешественников. В работе А. Сунгатуллиной рассматриваются условия организации мусульманского паломничества из России в Хиджаз. В произведениях выдающегося татарского просветителя Р. Фахрутдина также содержатся сведения о первых татарских путевых записках .
Третий блок исследовательской литературы посвящен теории травелогии. Базовыми работами в этом блоке стали статьи В.В.Абашеева и
А.В. Фирсовой , Ю.Н. Розановой, Русакова В.М. и Русаковой О.Ф и т.д. В статье В.В. Абашева и А.В. Фирсовой особо выделяется картирующий аспект литературы, как центральное место в путеводителях. Розанова Ю.Н. рассматривает «путеводитель» как жанр туристического дискурса. Русаков
В.М. в своих трудах дает подробное разъяснение термину «травелог» и выделает многообразие типов и видов этого жанра. Историей и терминологией травелога интересуется и А.А. Майга .
Различные аспекты анализа путеводителей как целостной семиотической системы и как результат травелогии были обозначены в двух сборниках. Сборник статей «Путеводитель как семиотический объект» 19 был опубликован в рамках исследовательского проекта «Репрезентация Эстонии в иноязычных путеводителях XIX-XXI вв.: риторика и идеология», силами сотрудников Отделения русской и славянской филологии Тартуского университета в 2007 г. Несмотря на то, что предметом их исследований были непосредственно путеводители по Эстонии, в данном издании присутствовала очень серьезная концептуально изложенная информация по функциональному и типологическому устройству путеводителя вообще. «Дискурс травелога» - сборник статей уральских ученых, в котором предпринимается попытка предварительного очерчивания контуров весьма интересного жанра современной литературы и дискурс-исследований — дискурса травелога. Авторы обращаются к его различным аспектам: методологическим, историческим, культурно-антропологическим,
литературно-художественным, музеологическим и педагогическим.
К четвертой группе отнесена литература справочного характера: энциклопедии , словари , справочники для освещения базового понятия «путеводитель».
Хронологические рамки исследования определены следующими временными границами: последнее десятилетие XIX в. - первое десятилетие XXI вв. Нижняя временная граница связана с появлением феномена печатного татарского шамаиля и начала формирования коллекционных собраний шамаилей в музеях г. Казани. Верхняя временная граница определяет уровень актуализации изучения социокультурного феномена татарского шамаиля. Исходя из выбранных хронологических рамок исследования были подобраны издания татарских путеводителей - хаджнаме.
Цель работы - репрезентация визуального маршрута хаджа в татарском шамаиле.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение историко-культурного феномена путеводителя.
2. Выделение специфики татарского путеводителя по святым местам.
3. Исследование татарского шамаиля как источника визуальной информации в контексте антропологии религии.
4. Презентация и визуализация маршрута путешествия по святым исламским местам.
В ходе работы были использованы общегуманитарные методы, среди которых наибольшую значимость сыграли метод компаративистского анализа - применяемый при анализе любого исторического феномена в его развитии, в его сущностной специфике, в его обусловленности многообразием факторов; дескриптивный (описательный) метод - при описании шамаилей, образа святых мест в хаджнаме, хронологический метод - при анализе истории формирования маршрута хаджа по шамаилям и хаджнаме, типологический метод - для определения типа классификации путеводителей, хаджнаме, татарских шамаилей, метод интерпретации - для анализа семантического ряда татарского шамаиля и отражение их в описаниях путешественников.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматривается теоретико-методологические основы понятия «путеводитель», раскрывается терминология и типология жанра «травелог», отмечается специфика татарского путеводителя - хаджнаме.
Вторая глава посвящена визуализации маршрута хаджа в татарском шамаиле. В первом параграфе раскрывается концепт шамаиля, а во втором выстраивание образа Мекки и Медины как в татарских шамаилях, так и в путевых записках паломников - хаджнаме.
В заключении подводится итог исследованию, формируются окончательные выводы. В приложение приведены несколько шамаилей, связанные с паломничеством-хаджом: изображения святых мест мусульман.
Вышеизложенный материал позволил сделать следующие выводы.
Понятие «путеводитель», в широком смысле, включает в себя все многообразие произведений о путешествии. Так, к путеводителям мы можем отнести ряд изданий справочного характера, содержащие информацию о каком-нибудь городе, историческом месте, музее или туристическом маршруте, который необходим путешественнику-туристу, впервые приезжающему в город, либо посещающий достопримечательности исторического места. Понятие "путеводитель" имеет ряд содержательных эквивалентов, понятия, лежащие рядом или тесно связанные с жанром путевых записок. В татарской литературе к таким понятиям относятся путевые записки, описывающие совершение паломничества - хадж, которые в татарской традиции принято называть хаджнаме.
Анализ концепта травелога показал, что использование данного методологического подхода дает возможность наиболее полного, объемного и системного описания путешествия. Травелог - это рассказ о разнообразных реальных и выдуманных путешествиях во времени и пространстве. Современное познание окружающего мира человеком активно реализуется посредством туристических поездок, посещений музейных пространств с целью ознакомления с историей, культурой того или иного объекта. Так, метод травелога может предложить исследователям/туристам/просто читателям новый принцип изучения процесса путешествия - это рассмотрение любого путешествия через призму личности, эпохи, стереотипы, активизируя именно его семиотический ракурс.
Изучение феномена татарского путеводителя по святым местам позволило нам утверждать, что в татарской литературе в течение нескольких столетий складывался особый жанр - хаджнаме. Путевые записки - хаджнаме содержат исчерпывающую информацию о паломничестве в
священные земли. Каждое хаджнаме отражает дух своего времени, содержит обязательное сообщение о религиозных обрядах хаджа, является ценным источником в исследовании образа паломника, совершающего хадж, образа Мекки и Медины, а также остальных священных мест мусульман.
Татарский печатный шамаиль представляет собой уникальное с исторической и этнокультурной точки зрения явление, которое в себе соединяет разнообразные функции: от путеводителя по святым местам до энциклопедии и украшении дома.
В результате соотнесения татсрких шамаилей и путевых записок - хаджнаме, удалось рассмотреть образ паломника как высокообразованного благочестивого мусульманина. Паломник совершает паломничество и путешествие по святым местам, которые переполнены различными событиями и олицетворяющие собой материальные, осязаемые следы истории ислама. Он несет в себе, в своем сознании особую атмосферу благочестивых чувств, мыслей, настроений и представлений, а, когда он достигает Мекки, видит Каабу, окружающий мир и внешняя обстановка этого места усиливает влияние на внутренний мир паломника, повышая интенсивность всех его переживаний, мыслей и чувств.
Анализ татарских хаджнаме и печатных шамаилей позволило нам также реконструировать образ Мекки и Медины - главных священных городов мусульман. Ритуал хаджа - это древняя парадигма, древний каркас обрядов, который сохраняет суть всей истории ислама и ее исторической философии. В ней общечеловеческие аспекты ислама сочетаются в динамическом, полном эмоций и человеческого движения, механизме .
Татарские печатные шамаили и хаджнаме татарских паломников конца XIX - начала XX веков позволяют ощутить одно из измерений этого механизма. На них нет изображения людей, но знание сюжета позволяет
воображению населить их персонажами из разных эпох - от времени пророка Ибрахима до наших дней.
4. МЗКК-ВП-562/1-6 - акт 47/13 приема на временное хранение от 12.07.2013
5. Научный паспорт ЭМУ №№ (№№ 000567-000620)
6. Опись ЭМУ 104
7. Опись ЭМУ 112
8. Опись ЭМУ 193
9. ОРРК 9047 - Рисунки, фотографии, несколько листов рукописей (без
начала и конца), вырезки из газет и т.д. из архива Н.Ф.Катанова.
10. ОРРК 9048 - Представление в Совет Казанской Духовной академии Н.Ф.Катанова, Казань, 1915 г.
11. ОРРК 350д - Музей Отечествоведениягэ ИКУ язылган ацлатма ( Н.Ф. Катанов рецензировать иткэн 22 шэмаил турында), XX гасыр башы.
III. Опубликованные источники.
12. Каталог Казанского городского музея. Отдел историко-этнографический. - Казань, Тип. Имп. ун-та, 1910. - 82 с.
13. Татарский шамаиль. Конец XIX - начало XX века: шамаили на стекле, османские шамаили, литографированные шамаили из собрания Фонда Марджани / [отв. ред. и сост.: И.Л. Алексеев, В.О. Бобровников, М.Ю. Филатова]. - М.: Изд. дом Марджани, 2013. - 224 с.
14. Татарский шамаиль: слово и образ: каталог выставки / Гос. музей Востока, Гос. музей изобраз. искусств Респ. Татарстан, Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Ибрагимова АН Респ. Татарстан, Фонд Марджани; [сост.: И.Л. Алексеев и др.; авт. ст.: Александр Седов, д.ист.н. и др.].— Москва: Марджани, 2009.—112 с.
15. Татарский шамаиль: традиции и современность
16. Шамаилы из коллекции Национального музея Республики Татарстан (конец XIX - начало XX вв.): собрания профессоров И.М.Покровского и Н.Ф.Катанова / [авт.-сост. - Р. Абзалина; редкол.: к.и.н. Р. М. Валеев и др.].—Казань: [б.и.], 2003.—[115] с.
17. Коран : [в 2 томах / пер. с. араб. Г. С. Саблукова] .— [Репринт. воспроизведение изд. 1907 г.] .— Москва : Дом Бируни, 1990 .— 1169 с.
18. 40 хадисов ан-Навави / Имам ан-Навави ; Рус.пер.А.М.Хамди .— Б.м. : Б.и., 1998 .— 61с.
19. Изречения и деяния (хадисы) пророка Мухаммада / Имам Исмаил аль-Бухари ; Предисл.У.Идрисова; Пер.В.Нирша .— М. : Б.и., 1998 .— 78с.
20. Гали Чокрый. Дастан Хаджнаме / Хадж российских мусульман №5 //
Ежегодный сборник путевых заметок о хадже. Н. Новгород - ИД «Медина», 2013.- [Электронный ресурс]: -
http://www.idmedina.ru/books/history_cultureA5772 - Режим доступа: свободный. - Проверено: 17.06.16
21. Шихабаддин Марджани. Рихлат ал-Марджани (Путешествие Марджани) / Хадж российских мусульман №1 // Ежегодный сборник путевых заметок о хадже. Н. Новгород - ИД «Медина», 2008. - [Электронный ресурс]: - http://www.idmedina.rU/books/history_culture/hadjj/1/mardgani.htm? - Режим доступа: свободный. - Проверено: 17.06.16
22. Хамидулла Альмушев. Хадж-наме / Хадж российских мусульман №1 //
Ежегодный сборник путевых заметок о хадже. Н. Новгород - ИД «Медина», 2008. - [Электтронный ресурс]: -
http: //www.idmedina.ru/books/history_culture/hadjj/1 /almushev.htm? - Режим доступа: свободный. - Проверено: 17.06.16
IV. Литература
23. Абашев В.В., Фирсова A.B. План местности: литература как путеводитель / В.В. Абашев, А.В. Фирсова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2010. - Вып.4. - С.98-104.
24. Абзалина Р.А. Вязь святого слова: шамаиль - феноменальный атрибут ислама у татар / Р.А. Абзалина
25. Алеева А. Х. О развитии жанра путевых записок (саяхатнаме) в татарской литературе / А.Х. Алеева // Вестник ЧГУ. - ЧГУ, 2009. - №4. - С.279-283.
26. Алеева А. Х. Татарская паломническая литература (хаджнаме)/ А.Х. Алеева // Вестник Башкирск. ун-та. - БГУ, 2009. - №2. - С.498-502.
27. Алиева Э. Хажнамэлэр жанрыньщ формалашуы Бом усеше // Эдоби мирас Бом текстология. Икенче чыгарылыш. - Казан, 2011. - Б. 8-9.
28. Богатырев А.И. Педогогическая траыелогия: жизнь как образовательное путешествие / А.И. Богатырев // Дискурс травелога. Сб. статей. - Екатеринбург, Издательский дом «Дискурс-Пи», 2008. - С. 15
29. Бондарева А. Литература скитаний. / А. Бондарева. - [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2012/7/bo18.html
- свободный. - Проверено 17.06.2016.
30. Бордосский путник // Православный палестинский сборник. - СПб. 1882.
- Вып. 2. - [Электронный ресурс]: - http://krotov.info/acts/04/1/333bordo.htm. - Режим доступа: свободный. - Проверено: 17.06.16
31. Валеева Д. К. Искусство Татарстана (XX век) / Д.К. Валеева. - Казань: Туран, 1999. - С. 101
32. Галиуллин Р.Г. Творчество Тауфика Айди: жанровая типология и система образов: автореферат дис.кандидата филологических наук: 10.01.02 / Р.Г. Галилуллин. - Казань, 2012. - С.10.
33. Гамзатова П.Р. Функция молитвенного ковра в культуре ислама. Из сб. ГИТИС «Искусство и религия» / П.Р. Гамзатова. - Москва, 1998. - С. 260¬272
34. Дульский П.М. Искусство Казанских татар / П.М. Дульский. - М.: Центр. изд-во народов СССР, 1925. - С. 16
35. Дульский П.М. Искусство Казанских татар / П.М. Дульский. - М.: Центр. изд-во народов СССР, 1925. - С. 13
36. Загоскин Н.П. Спутник по Казани: Илл. указ. достопримечательностей и справочная книжка города / Под ред. проф. Н. П. Загоскина. - Казань, 1895. - с.
37. Искусство каллиграфии, шамаилы. [Электронный ресурс] // Режим
доступа: http://1997-
2011.tatarstan.ru/index.php?DNSID=5a76b441fddf0bbbc13bda8fffa90314&no de_id=968 - свободный. - Проверено 20.06.2016.
38. Исхакова А.Р. Состояние искусства красивого письма у татар (конец XVIII - начало XXI века) / А.Р. Исхакова // Татарская культура в контексте Европейской цивилизации: материалы международной научной конференции. - Казань: Ихлас, 2010. - С. 32-33.
39. Казиев А. Ю. Художественно-технические материалы и терминология средневековой книжной живописи, каллиграфии и переплетного искусства / А.Ю. Казиев. - Баку, 1966. - 133 с.
40. Казиев А. Ю. Художественное оформление азербайджанской рукописной книги XIII-XVII веков / А.Ю. Казиев. - М., 1977. - 360 с.
41. Камал А. Шамаиль как символ веры и искусства [Электронный ресурс] /
А. Камал // Режим доступа: http://www.tatar-
inform.ru/news/2006/12/22/38931/ - свободный. - Проверено 17.06.2016.
42. Каменский, С. Ю. Травелог как форма конструирования музейны экспозиций (на примере археологических выставок) / С. Ю. Каменский // Дискурс травелога: сб. науч. статей. - Екатеринбург, Издательский дом «Дискурс-Пи», 2009. - 190 с. - С. 76
43. Катанов Н.Ф. Обзор татарских литографированных изданий за последние три года (1899-1902 гг.) / Н.Ф. Катанов. // Журнал «Деятель» - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1903. - №№5,8
44. Катанов, Н.Ф. Казанско-татарские литографированные издания с именами лиц Ветхого и Нового Заветов / Н.Ф. Катанов. — Казань: Типолитография Императорского ун-та, 1905. - 4 с.
45. Киселева Л. Путеводитель как семиотический объект: к постановке проблемы (на примере путеводителей по Эстонии XIX в.) / Л. Киселева // Материалы международного семинара «Путеводитель как семиотический объект». - Тарту: Издательство Тартуского университета, 2008. - С. 15.
46. Крачковский И. Ю. Избранные сочинения / И.Ю. Крачковский. - М.-Л., 1955. - Т.1. с. 37.
47. Курлат Ф.Л. Москва: От центра до окраин: Путеводитель / Ф. Л. Курлат .— М.: Моск. рабочий, 1989. — 475,[1] с., [24]л. ил.; 21 см
48. Майга Абубакар Абдулвахиду. Литературный травелог: специфика жанра // Вестник ТГГПУ. 2014. №3 (37) С.254-259. С
49. Манасра Усама Амин. Культ мусульманских святых: проблема формирования (на материалах Передней Азии) : автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.07 / Манасра Усама Амин ; РАН, Ин-т этнлогии и этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - Москва, 1996. - 23 с.
50. Маркус С. Русское лицо исламской каллиграфии / С. Маркус // Азия и Африка сегодня. - Б.м. - 2004. - №3 - с. 63-67.
51. Насыри К. Избранные произведения / К. Насыри. - Казань: Тат. книж. изд-во, 1977. - С. 19.
52. Нурмагомедова Б. Шамаиль - уникальный феномен мусульманского искусства [Электронный ресурс] / Б. Нурмагомедова // Режим доступа: http://www.islam.ru/pressclub/gost/wamvisuz/ - свободный. - Проверено 17.06.2016.
53. Обретение двух святынь. Футух аль-харамайн. Публикация рукописи XVI века из собрания Государсвтенного Эрмитажа / под ред. М.Б. Пиотровского - Санкт-Петербург, 2011 г. - 87 с.
54. Путеводитель как семиотический объект: к постановке проблемы (на
примере путеводителей по Эстонии XIX в.) / ред. Л. Киселева //
Материалы международного семинара «Путеводитель как семиотический объект». - Тарту: Издательство Тартуского университета, 2008. - 321 с.
55. Путеводитель по Елабуге / Ред. А.Г.Фролов.— Казань: Издат. центр "Арт- кафе", 1999.— 19с.: цв. фото.
56. Розанова Ю.Н. Путеводитель как жанр туристического дискурса: диахронический аспект / Ю.Н. Розанова // ИСОМ. - 2014. - №5 - С.281-285.
57. Романова К.С. Дискурс травелога как форма освоения мира / К.С. Романова // Дискурс травелога: сб. науч. статей. - Екатеринбург, Издательский дом «Дискурс-Пи», 2009. - 190 с
58. Русаков В.М. Многообразие видов и жанров травелога / В.М. Русаков // Дискурс-Пи. - 2013. - №1-2 - С.306.
59. Русаков В.М. Травелог души С. Грофа: от науки к вероучению / В.М. Русаков // Дискурс-Пи. - 2015. - №1 - С.114.
60. Русаков В.М., Русакова О.Ф. Методология дискурс-исследования травелога / В.М. Русаков, О.Ф. Русакова // Дискурс-Пи. - 2014. - №4. - С. 15
61. Русаков О.Ф., Русаков В.М. Дискурс травелога. Сборник статей / О.Ф. Русакова, В.М. Русаков // Екатеринбург, ИМС - Издательский дом «Дискурс-Пи», 2008 -184 с.
62. Русаков. В.М. Дискурс травелога: образ Пути и Путника в мировой культуре / В.М. Русаков // Дискурс травелога. Сб. статей. - Екатеринбург, Издательский дом «Дискурс-Пи», 2009. - С. 131
63. Сатарова Л.И. Мир шамаиля [Электронный ресурс] / Л.И.Саттарова //
Режим доступа: http: //tatarica.narod.ru/cult/religious/shamail .htm-
свободный. - Проверено: 17.06.2016.
64. Сибгатуллина А.Т. Контакты турок-мусульман Российской и Османской империй на рубеже XIX-XX веков / А.Т.Сибгатуллина. - М.: Институт востоковедения РАН, 2010. - С. 18
65. Степанищева Т. Эстония в путеводителях Бедекера / Т. Степанищева // Материалы международного семинара «Путеводитель как семиотический объект». - Тарту: Издательство Тартуского университета, 2008. - С. 81.
66. Фахреддин Р. Рихлэт эль Маржэни / Р. Фахреддин. - Казань: Типо- литогр. Наследников М. Чирковой, 1897. - 30 с.
67. Червонная С. М. Искусство Татарии. / С.М. Червонная - М.: Искусство, 1987. - С. 265.
68. Шамсутов Р.И. Искусство татарского шамаиля (сер. XIX - нач. XX вв.) / Р.И. Шамсутов. - Казань: РегентЪ, 2001. - 184 с.
69. Шамсутов Р.И. Искусство шамаиля [Электронный ресурс] /
Р.И.Шамсутов // Режим доступа: http://vh0085-12.hosting-
2.lo.ufanet.ru/reklama-na-sajte/ 136-vystavka-shamailej -proj det-v-ufe.html -
свободный. - Проверено 20.06.2016.
70. Шамсутов Р.И. Слово и образ в татарском шамаиле от прошлого до настоящего / Р.И. Шамсутов. - Казань: Татар. Кн. изд-во, 2003. - 199 с.
71. Шафиков И.Ф. Путь в Мекку: Будни российских паломников (конец XIX начало XX века) / И.Ф. Шафиков // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - №3. - С.103-110.
72. Юсупова Г. Хранилище легенд, старинный шамаиль. / Юсупова Гузель. // Татарстан. - Б.м. - 1997. - №2 - с.71-76.
V Справочные издания
73. Большая советская энциклопедия/гл.ред. О.Ю. Шмидт.— М.: Советская энциклопедия, 1940. - Т.47. - 896 с.
74. Большой толковый словарь русского языка : Около 60 000 слов / под ред. Д. Н. Ушакова .— М. : ООО"Изд-во АСТ":Астрель, 2004 .— 1268 с.
75. ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по
информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения. - Взамен ГОСТ 7.60-90. - Введ.
01.07.2004. - Москва, 2004. - 41 с.
76. Ислам: энциклопедический словарь.—Москва: Наука, 1991.—315 с.
77. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеол. выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова .— 4-е изд., доп. — М. : Азбуковник, 1999 .— 943 с.
78. Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / Ф. Павленков. - СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1907. - С. 89
79. Татарский энциклопедический словарь / Гл. ред. М. Х. Хасанов. - Казань: Ин-т Тат. энцикл. АН РТ, 1999. - 703 с.
80. Терминологический словарь. Традиционное искусство Востока / (Виноградова Н., Каптерева Т., Стародуб Т.). - М., 1997. - С. 132