ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ГИПЕРАКТИВНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 10
1.1. Феномен гиперактивного поведения ребенка и его причины..10
1.2. Основные проявления гиперактивного поведения детей 16
1.3. Темперамент как индивидуально-психологическая особенность
гиперактивных младших школьников 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ГИПЕРАКТИВНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Методы исследования 24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1. Результаты исследования 27
3.2. Анализ и интерпретация полученных данных 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ВЫВОДЫ 39
ЛИТЕРАТУРА 40
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Необходимость исследования детей с гиперактивностью определена тем, что данный синдром - одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.
По данным различных авторов гиперактивность встречается довольно часто: до 20% учащихся возможно охарактеризовать чрезмерной
активностью.
Кроме легкой дисфункции мозга и незначительной мозговой дисфункции, некоторые исследователи называют причинами
гиперактивности еще и особенности темперамента, а также пороки внутрисемейного воспитания. Внимание к данной проблеме не снижается так как, если 8-10 лет назад таких детей в классе было по одному - два, то сейчас - до пяти человек и более.
Длительные проявления гиперактивности нередко влекут за собой к формированию девиантных форм поведения. В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам, что содействует развитию деликвентного поведения. Для них, в большей степени, чем для их сверстников, характерна склонность к правонарушениям. [1;108с]
Актуальность исследования. В настоящее время отмечается увеличение детей, с трудностями в обучении, которые проявляются уже в дошкольном образовательном учреждении. Часто эти дети оказываются гиперактивными. В настоящее время данная проблема приобретает психологическую значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышения раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе. При неблагоприятных обстоятельствах в дошкольном возрасте
поведение гиперактивных детей может стать девиантным.Гиперактивные дети создают трудности в работе воспитателям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.
Гиперактивность относится к тем нарушениям развития, которые можно считать типичными для здоровых детей. Говоря о гиперактивности, имеют в виду не выраженную патологию, а случаи, вполне укладывающиеся в популяционные распределения нормальных признаков и, следовательно, в представление о широкой вариативности форм индивидуального поведения и развития. Психическое здоровье ребенка предполагает гармоничное развитие двигательных, умственных и речевых функций, оптимальную адаптацию и социализацию ребенка в обществе, коллективе и семье.Такие дети находятся под врачебным наблюдением, которое не всегда приводит к положительным изменениям. Коррекция нарушений, связанных с гиперактивностью, предполагает совместные усилия психологов и педагогов и родителей. Повышенная двигательная активность является симптомом нарушения психической деятельности ребенка при различных нарушениях развития и чаще всего - последствием раннего органического поражения центральной нервной системы. Хотя этот синдром называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания.
Социальная значимость проблемы определяется тем, что без своевременной и квалифицированной помощи у таких детей к дошкольному возрасту может наблюдаться нарастание нарушений поведения. Актуальностью данной проблемы при этом становится оказание психологической помощи детям дошкольного возраста, так как в этот период возрастные (онтогенетические) трудности накладываются на типологию гиперактивности. Конечно, высокая двигательная активность, в силу психофизиологических причин, свойственна всем детям в дошкольном возрасте. Но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, что затрудняет социальную адаптацию ребенка, мешает его развитию и обучению. Актуальность исследования, недостаточная теоретическая практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Особенности проявления гиперактивности в дошкольном возрасте».
Проблема гиперактивности освещена в работах таких ученых как Л.С. Выготский, И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, А.Д. Кошелева, Л.С. Алексеева.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что исследование представлений об индивидуально-психологических особенностях гиперактивных младших школьников недостаточно изучено, не смотря на повышенный интерес к данной проблеме в зарубежной психологии и среди отечественных ученых.
Социальная значимость данного исследования определяется глубоким пониманием особенностей младшего школьного возраста. Результаты данного исследования могут быть использованы для гармонизации межличностных отношений в современном обществе. Поэтому изучение представлений об индивидуально-психологических особенностях гиперактивных младших школьников сегодня становится особенно актуальной темой в современном обществе.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической практике, возрастной психологии, педагогической психологии.
Объект исследования - индивидуально-психологические особенности младших школьников.
Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности у детей с гиперактивным поведением.
Цель исследования - выявить индивидуально-психологические особенности детей с нормальным и гиперактивным поведением.
Гипотеза исследования основана на том, что существуют различия индивидуально-психологических особенностей детей с нормальным и гиперактивным поведением.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Теоретически проанализировать феномен гиперактивного поведения младших школьников, а также исследовать их индивидуально - психологические особенности.
2. Составить банк методик, позволяющих определить индивидуально-психологические особенности гиперактивных детей по сравнению с детьми с нормальным поведением.
3. С помощью тестовой батареи определить индивидуально-психологические особенности гиперактивных детей и детей с нормальным поведением, и провести сравнение в обеих группах.
4. Обсудить полученные результаты относительно различий
индивидуально-психологических особенностей в исследуемых группах.
5. Предложить комплексную методику коррекции с детьми, у которых наблюдается гиперактивное поведение.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. Методика «Да и Нет»;
2. Методика «Вежливость»;
3. Методика «Обведение контура»;
4. Опросник Г.Айзенка (Изучение темперамента младшего
школьника).
Математический метод обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое, дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t- критерий Стьюдента).
Выборка данного исследования состоит из 52 детей младшего школьного возраста: дети с гиперактивным поведением (26 человек) и с нормальным поведением (26 человек) в возрасте 7-8 лет «Средней образовательной школы №3 п.г.т. Аксубаева».
Полученные данные в результате исследования частично подтверждают гипотезу о том, что существуют различия индивидуально-психологических особенностей детей с нормальным и гиперактивным поведением.
Исследование показало, что есть достоверные различия на однопроцентном уровне значимости (t-критерий Стьюдента) по шкалам степени произвольности внимания, уровню произвольности и уровню концентрации внимания. Это можно интерпретировать как то, гиперактивные дети более склонны к произвольности, что делает их действия не всегда упорядоченными и спокойными. На уровне концентрации внимания уже наоборот, гиперактивные дети обладают концентрацией в довольно меньшем размере, нежели дети с нормальным поведением. Исходя из этого, можно судить об их отвлекаемости, расторможенности и недостатке наличия концентрации (например, на уроках).
Подсчет статистической значимости различий по t-критерию Стьюдента показал, что на 1 % уровне значимости (р<0,01) имеют место быть значимые различия по шкале Нейротизм (2,43).
Достоверные различия по второй шкале Экстраверсия/Интроверсия (1,71) выявлены на 5% уровне значимости (р<0,05).
Исходя из полученных данных по обеим шкалам, мы можем сказать, что среди гиперактивных детей холериков наблюдается больше, чем среди детей с нормальным поведением.
Это значит, что очень частые сравнения детей с гиперактивным поведением и детей с типом темперамента «холерик», потому что и тем и другим могут быть присущи одни и те же особенности за исключением:
- степени произвольности внимания
- уровня произвольности
- уровня концентрации внимания
- и др.
1. Белоусова Е.Д., Никифорова М.Ю.: Синдром дефицита внимания / гиперактивности. / Российский вестник перинатологии и педиатрии. - М., 2000. —108 с.
2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.: Психологическое обследование младших школьников. . — М.: Просвещение, 2001. — 214 с.
3. Г одфруа Ж.: Что такое психология. — М., 1992
4. Джемс, У.: Психология. — М.: Педагогика, 1991. 342 с.
5. Дробинский А.О.: Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. — М., 1999. —83 с.
6. Заваденко Н.Н.: Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. — М., 2000. —142 с.
7. Заваденко Н.Н.: Факторы для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей, Мир психологии №1 — М., 2000
8. Запорожец A.B.: Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
9. Захаров А.И.: Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1980
10. Кудрявцев В.Н.: Правовое поведение: Норма и патология. — М., 1982
11. Кучма В.Р., Платонова А.Г.: Дефицит внимания с
гиперактивностью у детей в России. — М.: РАРОГЬ, 1997. —268 с.
12. Левитов Н.Д.: Психологические особенности младших
школьников. — М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1955. — 30 с.
13. Леонтьев А. Н.: Умственное развитие ребёнка. — М., 1950
14. Мещеряков, Б., Зинченко В.: Большой психологический словарь - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 560 с.
15. Обухова Л.Ф.: Детская психология: теория, факты проблемы. — М., 1995
16. Овчарова Р.В.: Справочная книга школьного психолога. - М., 1996
17. Психология. Словарь. — М., 1990
18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию; Становление человека / Пер. с англ. М. М. Исениной; Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. . — М.: Просвещение, 1994. . —167 с.
19. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.: — М.: Владос, 1959. . — 328 с.
20. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.; Владос, 1973. — 423 с.
21. Савина Е.А.: Введение в психологию. Курс лекций /Главный редактор А.П. Олейникова. — М: «Прометей» МПГУ, 1998. — 252 с.
22. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.Дружинина. — М., 1999
23. Уотсон Дж. Б.: Психология с точки зрения бихевиориста //Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ. 1980. — 17 с.
24. Шацкий С.Т.: Избранные пед. сочинения: В 2 т. — М., 1983. — 162 с.
25. Шольц Ф.: Недостатки в характере ребенка или Вторая золотая Книжка. — Киев, 1983. - 5с.
26. Эльконин Д.Б.: Детская психология. М., 1960. — 384 с
27. Эльконин Д.Б.: Психология обучения младшего школьника. М.:Знание, 1974. — 64с.