Совершенствование научно - исследовательской работы учащихся в
профессиональных образовательных организациях на примере ГБПОУ
«Заинский политехнический колледж»
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности учащихся в системе среднего профессионального образования 9
1.1 Сущность и содержание научно - исследовательской деятельности
студентов 9
1.2 Основные способы организации научно - исследовательской работы
студентов 19
1.3 Система факторов развития научно - исследовательской деятельности
студентов 27
Глава 2. Краткая характеристика деятельности ГБПОУ «Заинский политехнический колледж» и формы организации научно-исследовательской работы 32
2.1 Характеристика ГБПОУ «Заинский политехнический колледж» 32
2.2 Организация научно - исследовательской работы обучающихся в ГБПОУ
«Заинский политехнический колледж» 37
2.3 Способы стимулирования научно - исследовательской деятельности
студентов ГБПОУ «Заинский политехнический колледж» 46
Глава 3. Пути совершенствования научно-исследовательской работы студентов в ГБПОУ «Заинский политехнический колледж» 54
3.1 Проблемы научно - исследовательской деятельности студентов ГБПОУ
«Заинский политехнический колледж» и факторы ее активизации по результатам социологического исследования 54
3.2 Ожидаемый эффект от предлагаемых мероприятий по совершенствованию
научно - исследовательской работы в ГБПОУ «Заинский политехнический колледж» 75
Заключение 79
Список литературы 83
Приложения 87
Актуальность проблемы организации исследовательской деятельности студентов в период их профессиональной подготовки обусловлена социально¬экономическими и научно-техническими преобразованиями в современном обществе, значимостью для специалистов в их будущей профессиональной деятельности, проникновением процессов демократизации и гуманизации в систему образования, необходимостью создания возможностей для максимального развития каждой личности, ее индивидуальных особенностей и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике.
В настоящее время обществу требуются специалисты, способные самостоятельно ориентироваться в потоке меняющейся информации, способные сравнивать, анализировать, находить лучшие варианты решений, т.е. проводить исследования в условиях конкретного производства. В связи с этим существенно изменились требования к уровню профессиональной подготовки студентов.
Актуальным в период обучения в профессиональных образовательных организациях будущих специалистов становится перевод студента из объекта педагогического воздействия, когда реализация его творческих возможностей предполагается только в будущей профессиональной деятельности, в активную позицию субъекта учебной деятельности, при которой он мог бы проявить самостоятельность, инициативность и творчество. Кроме того, учебную деятельность студентов необходимо организовать таким образом, чтобы она являлась средством их профессионального становления. Поэтому, весьма актуальным является переход от репродуктивных методов обучения к исследовательским, с высокой степенью самостоятельности, которые обеспечивают эффективное формирование профессиональных знаний и умений, побуждают к развитию познавательной активности, создают условия для реализации и совершенствования личности. В таких условиях повышение эффективности профессиональной подготовки связано с организацией исследовательской деятельности студентов.
Таким образом, в настоящее время сложились определенные предпосылки исследования проблемы организации исследовательской деятельности студентов:
1) социальные - потребность общества в специалистах, способных к самостоятельности, инициативности и творчеству, к преобразовательной деятельности, профессиональной мобильности;
2) теоретические - разработан комплекс вопросов теории педагогики и психологии по организации исследовательской деятельности и формированию исследовательских умений студентов в процессе обучения;
3) практические - накоплен определенный опыт организации исследовательской деятельности студентов в различных учебных заведениях.
На первый взгляд, проблема исследовательской деятельности студентов разработана достаточно, но в вопросах организации исследовательской деятельности довольно много пробелов.
Цель работы: рассмотреть особенности организации научно -
исследовательской работы учащихся Заинского политехнического колледжа и предложить рекомендации по ее совершенствованию.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что
исследовательская деятельность студентов будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Ознакомление студентов с содержанием и техникой выполнения исследований.
2. Формирование у учащихся умений самостоятельной работы.
3. Формирование умений самоконтроля.
4. Развитие творческих способностей и инициативы учащихся.
В соответствии с целью исследования и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Изучить сущность и содержание научно-исследовательской деятельности студентов.
2. Рассмотреть основные способы организации и систему факторов развития научно - исследовательской деятельности студентов.
3. Описать характеристику ГБОУ СПО «Заинский политехнический колледж».
^Проанализировать организацию научно - исследовательской работы обучающихся в ГБОУ СПО «Заинский политехнический колледж» и способы стимулирования научно - исследовательской деятельности студентов в ГБОУ СПО «Заинский политехнический колледж».
5. Выявить проблемы научно - исследовательской деятельности студентов ГБПОУ «Заинский политехнический колледж».
6. Исследовать ожидаемый эффект от предлагаемых мероприятий по совершенствованию научно - исследовательской работы в ГБОУ СПО «Заинский политехнический колледж».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- Наблюдение, интервьюирование студентов и преподавателей, анализ продуктов деятельности учащихся;
- Сравнение, изучение документации;
- Теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Объект исследования: процесс организации исследовательской
деятельности студентов средне-профессиональных учебных заведений.
Предмет исследования: организация исследовательской деятельности студентов Заинского политехнического колледжа.
Теоретико-методологическая основа исследования: методические и теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников в трудах отечественных педагогов В.П.Вахтерова, Н.И.Новикова, Б.Е.Райкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и зарубежных Дж.Бруннер,
A. Дистервег, Дж.Дьюи, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, С.Френе и других. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным. Обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским,
B. В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным,
И.С.Якиманской. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым. Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Митрош, В.П. Ушачевым.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Апробация и внедрение результатов исследования: Материалы данной выпускной квалификационной работы апробированы во Всероссийской студенческой научно - практической конференции «Риск - менеджмент в экономике устойчивого развития». (г. Елабуга, 2015 г.)
Также выпускная квалификационная работа была заявлена на участие в конкурсе на лучшую научно - исследовательскую работу студентов Елабужского института К(П)ФУ. (г. Елабуга, 2016 г.)
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
В результате исследования нами были рассмотрены сущность и содержание исследовательской деятельности, проанализированы психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности студентов Заинского политехнического колледжа, выявлены проблемы НИРС студентов и предложены меры по их устранению.
В ходе исследования установлено, что проблема формирования исследовательских умений является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике. Учебно-исследовательская деятельность направлена на формирование разных групп исследовательских умений. В дипломной работе проанализирована состояние исследуемой проблемы; уточнена сущность основополагающих понятий; выделены теоретические подходы к решению заявленной проблемы; обоснована и представлена система профессиональной подготовки и система организации исследовательской деятельности студентов и выявляются педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации исследовательской деятельности студентов.
Исследованы актуальные проблемы научно - исследовательской работы студентов и разработан комплекс мероприятий по устранению этих проблем.
Выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования исследовательских умений.
Рассмотрена характеристика ГБОУ СПО «Заинский политехнический колледж, изучена организация и способы стимулирования научно - исследовательской работы обучающихся в стенах колледжа:
- преподаватели и студенты Заинского политехнического колледжа активно ведут научно - исследовательскую деятельность;
- в колледже ведется большая работа по привлечению студентов к научно
- исследовательской работе;
- ежегодно проводятся конференции на базе колледжа;
- НИРС, проводимая в Заинском политехническом колледже способствует расширению профессиональной подготовки студентов и овладению новыми методами исследований, что впоследствии оказывает значительную роль на формирование их как квалифицированных специалистов выбранного профиля.
Так же, в дипломной работе были изучены проблемы научно - исследовательской деятельности студентов ГБОУ СПО «Заинский политехнический колледж. Анализ данных показал, что студентам, постоянно занимающимся НИР, необходимы благоприятные, комфортные условия для работы, для осуществления своей деятельности, а именно: стабильное материальное обеспечение, социальные гарантии, возможность публикации результатов научной работы (им необходимо осознание значимости своей работы). В целях активизации и повышения результативности системы НИДС необходимо расширение применения наиболее действенных видов учебного, материального и морального стимулирования студентов, научно-педагогического, научного и иного персонала.
В завершении, рассмотрели ожидаемый эффект от предлагаемых нами мероприятий по совершенствованию научно - исследовательской работы в ГБОУ СПО «Заинский политехнический колледж». Планируемые мероприятия должны быть с положительным эффектом.
Социальный эффект проявится в улучшении условий труда, повышении экономических характеристик, развитии культуры, науки, образования. Экономический - отразит финансовые результаты от реализации научных исследований в качестве продукта или услуги на рынке инновационной продукции.
С целью изучения социальных факторов активизации научно-исследовательской деятельности студентов было проведено социологическое исследование с использованием методов анкетирования и фокус-групп. Объектом исследования являлись студенты Заинского политехнического колледжа. Исследование осуществлялось в два этапа: пилотажный и аналитический. Анализ эмпирических данных, полученных в результате проведения прикладного исследования, позволил выявить социально-демографические характеристики респондентов, их социальные установки и мотивации выбора специальности и занятия научно-исследовательской деятельностью, получить общее представление о формах участия опрошенных студентов в НИРС и их субъективном мнении о проблемах НИРС в колледже и необходимых условиях ее совершенствования. В ходе работы над дипломным проектом была установлена корреляция данных социологического исследования, научной литературы, федеральных и региональных нормативно¬правовых актов. Научные выводы, сделанные в ходе анализа литературы, полностью подтвердились результатами проведенного пилотажного прикладного исследования.
В ходе социологического исследования выяснилось, что фактор социального происхождения, возможно, играет значительную роль в формировании мотивации к получению образования и занятию научно-исследовательской деятельностью.
Было выявлено, что отказ большинства студентов колледжа от занятий научной деятельностью обусловлен скорее объективными причинами, а не субъективными. Причем, финансовая проблема является доминирующей, но не единственной для студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. Помимо финансово-материальных факторов в ходе исследования были выявлены социокультурные, социально- психологические и организационные факторы, которые оказывают влияние на НИРС.
Данная работа и ее результаты предполагают дальнейшее расширение исследований этой проблемы. Перспективным представляется осуществление эксперимента на базе ГБОУ СПО «Заинский политехнический колледж», целью которого станет выявление степени эффективности практической реализации комплекса мероприятий по активизации НИРС, выявленных в результате проведенного исследования.
Полученные результаты могут быть применены в качестве рекомендаций по совершенствованию организации НИР студентов для органов управления наукой и образованием.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Абдулова Л.Ш. Особенности формирования исследовательской компетентности студентов / Л.Ш. Абдулова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.- 2015.-№ 1.- С.157-162.
2. Анищенко В.А. Комплексная система научно-исследовательской работы студентов - основа подготовки конкурентоспособного специалиста, научно-практическая конференция (2015; Оренбург). Научно-практическая конференция «Инновационные процессы в системе научно-исследовательской работы студентов», 21-23 февраля 2015 г. / В. А. Анищенко. - Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, -2015. - С. 30-33.
3. Горовая В.И., Антонова Н.А., Харченко Л.Н. Творческая индивидуальность учителя и её развитие в условиях повышения профессиональной квалификации. - Ставрополь: Сервисшкола, 2014. - 300 с.
4. Долговицкая Т.А. Основные виды исследовательской подготовки учителя в современной высшей школе: сб. науч. тр. молодых ученых. Калининград: Изд-во КГУ, 2014. Вып. 1 / Калинингр. гос. ун-т; ред. Т.Б. Гребенюк, С.М. Конюшенко. C.10-14.
5. Злыднева Т.П. Организация исследовательской деятельности студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин : методические указания / Т.П. Злыднева. - Магнитогорск : МаГУ, 2015. - 74 с.
6. Злыднева Т.П. Моделирование системы организации
исследовательской деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки / Т.П. Злыднева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 5. - С. 22-30.
7. Злыднева Т.П. Учебно-исследовательская деятельность как условие качественной подготовки специалиста / Т.П. Злыднева // Вестник педагогических инноваций. - 2015. - № 3. - С. 90-97.
8. Злыднева Т.П. Исследовательская деятельность студентов как педагогическая система / Т.П. Злыднева // Наука-вуз-школа : сб. науч. тр. молодых исследователей. - Магнитогорск, 2015. - Вып. 10. - С. 38-42.
9. Злыднева Т.П. Личностно-ориентированный подход к организации исследовательской деятельности студентов / Т.П. Злыднева // Современные технологии образования : сб. науч. тр. - Магнитогорск, 2014. - С. 63-68.
10. Злыднева Т.П. Профессиональная направленность
исследовательской деятельности студентов / Т.П. Злыднева // Педагогические и философские аспекты образования : сб. науч. тр. - Магнитогорск, 2015. - Вып.
2. - С. 38-42.
11. Злыднева Т.П. Модель системы организации исследовательской деятельности студентов / Т.П. Злыднева // Психология и педагогика современного образования в России : материалы междунар. научно-практической конференции - Пенза, 2015. - С. 99-102.
12. Злыднева Т.П. Теоретические подходы к организации исследовательской деятельности студентов / Т.П. Злыднева // Современные проблемы науки и образования : тезисы докладов XLIII внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ. - Магнитогорск, 2015. - С. 278-279.
13. Коточигова Е.В. Создание педагогических ситуаций, способствующих личностному и интеллектуальному развитию // Психология педагогической ситуации / Под ред. М.М. Кашапова. Ярославль, Яросл. гос. ун - т, 2014. С 86-92.
14. Коточигова Е.В. Особенности развития творческого
педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: сб. статей / Под ред. М.М. Кашапова. М.: ИП РАН, 2015. С.115¬117.
15. Коточигова Е.В. Оценка мышления педагога образовательного учреждения // Ярославский психологический вестник. Выпуск 2. Москва - Ярославль, Издательство "Российское психологическое общество", 2015. С.85 - 88.
16. Коточигова Е.В. Креативность как составляющая профессионально важных качеств педагога // Повышение квалификации педагогических кадров: Материалы межрегиональной научно - практической конференции, посвященной 60 - летию ЯИРО / Под ред. Проф. Г.К. Селевко. - Ярославль: ЯИРО, 2015. С.69-73.
17. Коточигова Е.В. Творческие аспекты профессионального педагогического мышления // Одаренные дети: теория и практика. Материалы Российской конференции (Москва, 28 - 30 марта 2015 г.) Дополнительный выпуск./ Под ред. В.И. Панова. М.: - Ярославль: Психологический Институт РАО - Ярославский Институт развития образования. 2015 г.С.182 - 194.
18. Кругов В.И. Основы научных исследований. - М.: Высшая школа, 2015. - 400 с.
19. Никитина Е.Ю. Новые подходы к преподаванию в ВУЗе [Текст] / Ю.А. Никитин, Е.Ю. Никитина // Технолого-экономическое образование в ХХ! веке: материалы 4-ой международной конференции - Бийск, 2015. - С. 43 -45.
20. Никитина Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции - Ставрополь, 2015. - С. 87 -90.
21. Никитина Е.Ю. Проблемная лекция как способ активизации познавательной деятельности студентов [Текст] / Е.Ю. Никитина // Фундаментальные науки и образование: материалы 1-й всероссийской конференции- Бийск, 2015. - С. 184 -186. - Библиогр.: С. 186.
22. Никитина Е.Ю. Применение технологии проблемного обучения при организации образовательного процесса в высшей школе [Текст] / Е.Ю. Никитина // Гуманизация образования в контексте системного подхода: материалы 4-й всероссийской конференции - Бийск, 2015. - С. 266-269.
23. Никитина Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции - Ставрополь, 2015. - С. 87 -90.
24. Петров А.В. Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / ВолГМУ - Волгоград, 2015. - 12с.
25. Рыжов В.Н. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Курс лекций для студентов педагогических училищ и колледжей. - Саратов, 2015. - 97 с.
26. Рябова Т.А. Подготовка к научно-педагогическим исследованиям в вузе / Т.А. Рябова // Педагогическое образование в Калининградской области: история, перспективы развития и сотрудничества: материалы междунар. науч.- практ. конф., посвященной 20-летию образования пед. фак., 19-20 дек. 2015 г. / Калинингр. гос. ун-т; ред. Е.И. Мычко, С.Г. Шпилевая, Е.В. Шахторина [и др.]. Калининград: Изд-во КГУ, 2015. C. 41-43. Библиогр.: с. 43.
27. Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. Заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 160 с.
28. Яковенко И.М. Педагогическое сопровождение развития творческого потенциала будущего педагога // Известия ТулГУ. Серия. Педагогика. Вып. 3 - Тула : Изд-во ТулГУ, 2015. - С.310-314.
29. Яковенко И.М. Педагогические условия стимулирования развития творческого потенциала студентов КГПУ // Материалы научн-практич. конференции - г. Петропавловск-Камчатский, Изд-во КГПУ, 2015. С.123.
30. Яковенко И.М. Педагогическая практика как творческое пространство для формирования профессиональных качеств будущего педагога. //Сбор матер научн-практич. конфер. преподавателей КГПУ “Проблемы профессионального образования” - г. Петропавловск- Камчатский, Изд-во КГПУ, декабрь 2015.С.106.