ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ 7
1.1 Определение термина «мягкая сила» 7
1.2 Историческая трансформация концепции «мягкой силы» в дипломатии 14
1.3. Сторонники и противники концепции «мягкой силы» 21
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТ КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» 27
2.1 Анализ туристской индустрии Республики Татарстан в разрезе концепции
«мягкой силы» 27
2.2 Влияние индустрии туризма на инвестиционный климат Республики
Татарстан 37
2.3 Прямые международные авиарейсы, как инструмент реализации
концепции «мягкой силы» 42
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ БРЕНДИНГА РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН 48
3.1 Продвижение бренда «Visit Tatarstan», как успешный пример реализации
концепции «мягкой силы» 48
3.2 Проведение крупных событийных мероприятий, как эффективный метод
реализации концепции «мягкой силы» 57
3.3 Медиафорум «Имидж Татарстана», как инструмент формирования
информационного имиджа Республики Татарстан 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В виду последних событий на международной арене, мы все чаще из новостных сводок узнаем, о важности создания качественного внешнеполитического имиджа Российской Федерации. Для того чтобы создать качественную международную имиджевую платформу России, в решении международных вопросов, зачастую, применяются инструменты «мягкой силы», нежели чем обыденные жесткие силовые методы.
Термин «мягкой силы» в современную дипломатию впервые ввел американский политолог, профессор Гарвардского университета Джозеф Най в 1990 году в книге «Bound to Lead: The Changing Nature of American Power». Данный термин сразу получил широкое распространение в дипломатии.
По определению Джозефа Найа, «мягкая сила» - форма внешнеполитической стратегии, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение. [27, с.192]
На сегодняшний день индустрия туризма является ключевой вехой применения концепции «мягкой силы», ведь погружаясь в особенности страны, в особенности культуры, в особенности национального быта, турист воссоздает истинную картину происходящего в государстве. Порой, данная картина происходящего различна с картиной, созданной средствами массовой информации. К примеру, у многих зарубежных туристов сформирован образ России, как страны медведей, варварства и вечной мерзлоты, но Россия так таковой не является, Россия - это многоликая страна с огромным туристским потенциалом. Имея огромный туристский потенциал, важно еще правильно позиционировать его на международной арене. Важность правильного позиционирования имиджа страны, еще 2012 году озвучил Владимир Владимирович Путин на Совещании послов. На данный момент, развернута широкомасштабная работа в этом направлении: создаются брэнды туристских субъектов, проводятся национальные мероприятия, такие как Сабантуй, за рубежом, на территории России проводятся крупные спортивные международные мероприятия, такие как зимняя Олимпиада в Сочи и Универсиада в Казани.
Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, ведь ввиду последних событий на международной арене, Российская Федерация нуждается в создании за рубежом позитивного имиджа, с целью применения концепции «мягкой силы» в решении дипломатических вопросов. В свою очередь, туризм является одним из главных методов концепции «мягкой силы», и не в коем случаем нельзя приуменьшать роль туризма в разрешении международных вопросов. Развитие индустрии туризма способствует не только увеличению туристского потока и привлечению инвестиций, но и позволяет создавать положительный образ страны и ее субъектов в глазах иностранных туристов.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы
является индустрия туризма Республики Татарстан.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является деятельность Республики Татарстан в сфере продвижения индустрии туризма, как метода «мягкой силы» в современной дипломатии.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что ввиду различных международных конфликтов, которые создают негативный имидж нашей страны за рубежом, в том числе, как и туристской дестинации, необходимо создать сильную платформу позиционирования Российского туризма, с целью использования в качестве «мягкой силы» в решении дипломатических вопросов.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании туристской индустрии Республики Татарстана в качестве метода «мягкой силы».
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить понятие «мягкая сила» в научном разрезе, а также проследить историческую трансформацию данного термина;
2. Выявить роль и место индустрии туризма, как метода «мягкой силы»;
3. Провести анализ развития туристской индустрии в разрезе применения концепции «мягкой силы»
4. Изучить влияние развития туристской индустрии на инвестиционный климат Республики Татарстан;
5. Провести анализ влияния событийного туризма на туристский имидж Республики Татарстан;
6. Провести анализ продвижения брэнда «Visit Tatarstan» и изучить данный брэнд в разрезе концепции метода «мягкой силы».
При написании выпускной квалификационной работы, я использовала следующие методы исследования:
- изучение научной литературы в сфере туризма;
- изучение и сравнение отечественной и международной практик в использовании туристской индустрии, как метода «мягкой силы» в дипломатии;
- анализ статистических показателей туристской индустрии Республики Татарстан;
- анализ деятельности Правительства Республики Татарстан в создании положительного зарубежного имиджа.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что, в основном, туризм, как самостоятельный метод «мягкой силы» в современной литературе практически не рассматривается. Туризм, зачастую, входит в культурный метод «мягкой силы». Выделение туризма, как одного из самостоятельных методов «мягкой силы» в научной литературе встречается крайне редко, но данное выделение крайне важно, ведь туризм и культура - это совершенно различные методы, а консолидация их, может привести к недооценке потенциала туристской индустрии, как дипломатического метода «мягкой силы» в решении международных вопросов.
Практическая значимость заключается в том, что в процессе исследования данной темы были созданы не только анализы инвестиционной привлекательности и эффективности проектов, реализуемых в туристской сфере республики, но также было подготовлено предложение мероприятия, направленного на продвижение индустрии туризма Республики Татарстан в средствах массовой информации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, а также повествует о теоретической и практической значимости выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы исследуется понятие «мягкая сила» в современной дипломатии, историческая трансформация данного термина, а также рассматриваются аргументы сторонников и противников концепции «мягкой силы».
Во второй главе рассматривается индустрия туризма Республики Татарстан в разрезе концепции «мягкой силы», а также влияние индустрии туризма на инвестиционный климат республики.
В третьей главе рассматривается программа «Visit Tatarstan», как эффективный инструмент реализации концепции «мягкой силы», а также представлен анализ влияния событийных мероприятий на продвижение привлекательного имиджа Республики Татарстан. В завершении третьей главы представлено предложение по проведению мероприятия, направленного на продвижение имиджа Республики Татарстан.
В заключении описаны основные тезисы выпускной квалификационной работы.
Изучение туризма, как одного из эффективных методов концепции «мягкой силы» началось сравнительно недавно, но недооценивать важность данной темы невозможно. Туристская индустрия формирует облик территории, международный имидж, а также способствует созданию определенных культурных стереотипов у туристов.
В данной выпускной квалификационной работе мы изучили туризм, как метод концепции «мягкой силы», опираясь на научные материалы и практику применения данной концепции.
В ходе исследования термина «мягкая сила» мы пришли к выводу о том, что хоть термин «мягкая сила» и является новым в сфере международных отношений, но данный процесс изучался еще до нашей эры. Также из-за того, что значение термина «мягкая сила» является многогранным и противоречивым, многие ученые и практики уподобляют данное понятие «пропаганде», хотя данные термины имеют совершенно различное значение: концепция «мягкой силы» подразумевает формирование привлекательного образа субъекта, а «пропаганда» влечет за собой насильственное внедрение идей в общество.
Исследуя значение концепции «мягкой силы», мы пришли к выводу о том, что одним из ярких и эффективных методов «мягкой силы» является туризм, который представляет собой негласную платформу для реализации национальных и общественных интересов на международной арене. Туризм, как метод «мягкой силы» в современной дипломатии, это, прежде всего, инструмент, с помощью которого государство сможет рассказать о себе миру.
В ходе написания выпускной квалификационной работы, мы исследовали туристскую индустрию Республики Татарстан, как эффективный метод реализации концепции «мягкой силы», с различных сторон: провели анализ туристской индустрии Республики Татарстан в целом, изучили влияние прямых международных авиарейсов на индустрию туризма Республики Татарстан, провели анализ продвижения программы «Visit Tatarstan», а также сформировали проект медиафорума «Имидж Татарстана», который позволит повысить медиарейтинг республики.
Туризм в Татарстане, как инструмент «мягкой силы» является крайне эффективным, так как является комплексным и многообразным продуктом. Формируя туристскую привлекательность, Татарстан выстраивает высокоэффективную платформу для международных отношений, посредством реализации концепции «мягкой силы».
Анализируя государственную программу «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы», мы видим, что высокий процент финансирования принадлежит внебюджетным источникам инвестиций, ведь сфера туризма в Республике Татарстан очень привлекательна для частных внебюджетных инвестиций. Инвестиционный климат оказывает большое влияние на туризм, как на метод «мягкой силы». С помощью привлекательного инвестиционного климата можно не только привлечь новых иностранных инвесторов, но также создать такую туристскую среду, которая будет способна сформировать положительный образ региона у всех категорий туристов.
Прямое авиасообщение имеет большое значение в международных отношениях, прямые авиарейсы между странами свидетельствует о весомой значимости отношений между ними. Для туриста, посещающего субъект, одну из главных ролей все играют варианты транспортировки. В этом случае, прямые международные авиарейсы способствуют увеличению туристского потока, а также повышению имиджа туристского субъекта.
Анализируя программу бренда «Visit Tatarstan», мы пришли к выводу, что каждой туристской территории необходим свой бренд, ведь без активного брендинга, который поможет привлечь не только туристов, но и инвесторов, без создания и продвижения положительного имиджа дестинации, невозможно занимать конкурентные позиции не только на международном, но и на российском туристском рынке.
В ходе написания выпускной квалификационной работы, мною был подготовлен проект медиафорума «Имидж Татарстана», который позволит повысить медиарейтинг Республики Татарстан, как туристской дестинации. Повышение медиарейтинга просто необходимо Республике Татарстан, так как по итогам 2 национального туристского рейтинга регион занял 8 место, эксперты обуславливают это тем, что у туристской индустрии Татарстана, несмотря на передовые показатели развития, низкий медиарейтинг. Средства массовой информации являются четвертой властью, а недостаточная освещенность туристской дестинации, способствует потере лидерских позиций на туристском рынке, а также потере туристской привлекательности, данное действие приведет к невозможности применения туризма, как метода «мягкой силы».
Таким образом, выпускная квалификационная работа выполнена в соответствии с целями и задачам, изложенными в введении. В ходе проведения исследований при подготовке выпускной квалификационной работы доказана гипотеза о том, что туризм является одним из основных методов концепции «мягкой силы».
1. Государственная программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы».
2. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие / Сокр.пер. с англ. А.С. Богдановского, Л.А. Галкиной; Под ред. М.В. Ильина, А.Ю. Мельвиля. - М.: Аспект Пресс, 2002.
3. Брайан М., Хартвелл К., Нуреев Б. «Мягкая сила» - палка о двух концах? http ://bricsmagazine.com/ru/articles/myagkaya-silapalka-o-dvuh-kontsah.
4. Бахмайер П. Мягкая сила - Культурная война США против России http ://www.warandpeace.ru/ru/analysis/vprint/84000/.
5. Белозёров В.К. Геополитические смыслы Военной доктрины Российской Федерации // Геополитика и безопасность № 1(29). -Санкт-Петербург, 2015. С.9-15.
6. Бочарников И.В. О государственной идеологии России //Международные отношения. - 2013. - № 1. - С. 22-27.
7. Бунаков О.А. Развитие регионального туризма с учетом национальных особенностей (на примере республики Татарстан) // Российские регионы: взгляд в будущее. 2017. №1.
8. Бунаков О.А. Кластерный подход к позиционированию в туризме // УЭкС. 2011. №28
9. Ваплер В.Я., Гронская Н.Э., Гусев А.С., Коршунов Д.С., Макарычев А.С., Солнцев А.В. Идея империи и «мягкая сила»: мировой опыт и российские перспективы. // Научный вестник Уральской Академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. - Екатеринбург: Уральский институт управления - филиал РАНХиГС. - 2010. - Вып. 1.
10. Винокуров В.И. Современная дипломатическая практика: дипломатия силы и/или сила дипломатии. В кн. Эволюция форм, методов и инструментов противоборства в современных конфликтах. - М.: Изд-во «Экон-Информ»,
2015. -С. 166.
11. Вагапова Ф.Г., Салимгараева Л.А., Тимофеева Л.С. Анализ развития спортивно-событийного туризма в Республике Татарстан // Сервис в России и за рубежом. 2017. №1
12. Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (ХХ-ХХ1 вв.). Политическая теория и международные отношения. - М.: Аспект-пресс,
2016. - С. 562.
13. Гавра Д.П. Таранова Ю.В. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве. - СПб.: СПбГУ ВШЖиМК, 2013. - С. 27-31.
14. Гаджиев К.С. Имидж государства в конфликте идеологий. - М.: Андалус, 2007. - C. 35.
15. Демидов А.В. От «мягкой силы» к «управляемому хаосу»
// Международные отношения, 2014, № 2.
16. Доклад Председателя Государственного комитета Республики Татарстан по туризму Иванова Сергея Евгеньевича «Об итогах работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму в 2015 году и задачах на 2016 год»;
17. Долгова Д.А. Влияние спорта на международный авторитет государства // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»
18. Евстафьев Д.Г. Современная американская военная политика // США в новом мире: пределы могущества. - М.: РИСИ, 1997.
19. Зарянов Е.П. Мягкая сила как характерный признак политического влияния великой державы в условиях многополярного мира// NB: Международные отношения. - 2015. - №1. -С.89-122.
20. Кеворкова Н. Россия - лидер симпатий всего мира. Российская «мягкая сила». Русский журнал/ http://www.russ.ru/Mirovayapovestka/Rossiya-lider- simpatij-vsego-mira.
21. Концепция внешней политики Российской Федерации.
Код доступа: http://www.mid.ru/brp 4.nsf/.
22. Каретина А.С, Бунаков О.А. Устойчивое развитие туризма, как метод «мягкой силы» в дипломатии на примере Республики Татарстан// Экономика и социум.2016.№12
23. Лебедева М.М. Акторы современной мировой политики: тренды развития // Вестник МГИМО (Университета). - 2013. - № 1(28). - С. 38-43.
24. Леонова О.Г. Мягкая сила - ресурс внешней политики государства // Обозреватель. 2013. № 4.
25. Леонов В. А. Характеристика влияния крупного спортивного мероприятия международного уровня на социально-экономическое развитие принимающего региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. №2 (22).
26. Макиавелли Н. Государь. Избранные произведения. - М.: Худ. лит.,1982. Глава XVIII. О том, как государи должны держать слово.
27. Най Дж. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике. - М., 2004.
28. Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. В.И. Староверова. - 3-е изд., перераб. доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Единство, 2004.
29. Никитина Ю.А. Российский подход к продвижению «мягкой силы» в сфере внешней политики // Вестник МГИМО (Университета). - 2014. - № 2 (35).
30. Политология. Учебник / Под общ. ред. А.В. Кончугова. - М.: Военный университет, 2006. - С.84.
31. Совещание послов и постоянных представителей России. 9 июля 2012 года// http://news.kremlin.ru/news/15902.
32. Трибрат В. Рукописи не горят. «Мягкая безопасность» по Джозефу Наю // Международные процессы. -2015. -Т.13. -№ 1.
33. Трактаты о военном искусстве Сунь-Цзы, У-Цзы; Пер. с кит., предисл. и коммент.Н.И. Конрада. - М., СПБ., 2001. - С.40.
34. Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. 202 с.
35. Филимонов Г.Ю. Актуальные вопросы формирования стратегии «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации // Геополитический журнал. -2013. -№ 1.
36. Черевичко Татьяна Викторовна Туризм как инструмент публичной дипломатии // История. Международные отношения. 2014. №4.
37. Nye Joseph S. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. - N.Y.: Basic Books, 1990, 153-171.
38. Nye, Joseph. Soft Power. The Means to Success in World Politics. NY: Public Affairs. 2004.
39. Nye, Joseph S. Think Again: Soft Power// Foreign Policy. 2006. February, 23.
40. http://www.mid.ru/ru/home
41. http://www.russiatourism.ru/
42. http://tourism.tatarstan.ru/
43. http://mdms.tatarstan.ru/
44. http://visit-tatarstan.com/
45. http://tdc-tatar.ru/
46. http://kazantravel.ru/
47. http://www.airport.kazan.ru/
48. http://russia-rating.ru/info/10950.html