Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Копия в культурном наследии 7
1.1. Проблема копии и оригинала в искусствоведении и музеологии 7
1.2. Роль копирования и копии в искусстве и культуре 15
Глава 2. Психологические аспекты восприятия копии и оригинала 30
2.1. Психологические теории восприятия 30
2.2. Особенности восприятии применительно к копии и оригиналу 33
Глава 3. Оригинал и копия в музее 39
3.1. Оригинал и копия в классическом музее 39
3.2. Копия и оригинал в современном музее 46
3.3 Музей будущего: копия и оригинал в виртуальности 58
Заключение 62
Список литературы 65
Интернет - источники 69
Аннотация
Культурная революция XX - XXI веков, послевоенный музейный бум, бурное развитие культурного туризма, появление «новой музеологии» -свидетельство невиданного роста популярности музея на планете, население которой превысило семь миллиардов. В музейной практике и теории проблема использования копии и оригинала всегда была весьма насущной. Проблема эта хорошо известна с античных времен, она возникла задолго до формирования первых музейных коллекций, вытекая из природы и особенностей психологии человека, имея онтологическую культурную базу, но четко оформилась в уже музейные времена, библиография ее крайне обширна. Вопрос о копировании, подобии, подражании волновал уже античных философ не случайно. Поскольку копирование, воспроизведение, повторение, не связанные с наследственными программами, лежат в основе культуры.
Проблема оригинал - копия актуальна для всех музеев: технических, мемориальных, исторических, этнографических..., но наиболее значима она для художественного музея. Здесь она стоит наиболее остро, а дискуссии о сравнительной ценности копии и оригинала не только не утрачивают остроты, но с годами, с ходом научно-технического прогресса лишь набирают силу. Именно поэтому в работе внимание уделяется первостепенно музею художественному.
Вопрос о возможности, правомерности использования копии, замены в экспозиции оригинала копией (воспроизведением) волновала специалистов музейного дела как в XIX, так и в начале XXI века. Эта проблема имеет глубокие корни разного характера - гносеологического, эстетического, этического, и аксиологического. Важна она в первую очередь для специалистов (как теоретиков, так и практиков) в музейной отрасли.
В современных условиях, когда увеличивается видовое многообразие музеев, а возможности использования технологических достижений для высококачественного и широкодоступного копирования неизмеримо возрастают, проблема соотношения оригинала и копии в музее приобретает новое звучание и оттенки.
Актуальность темы подтверждается напряженностью дискуссий и активностью музейного сообщества в обсуждении различных сторон избранной мною темы. Не остается равнодушной к проблеме «оригинал и копия в музее» и широкая массовая аудитория, внимание которой за последнее столетие музей привлекает все сильнее.
Проблема «оригинал и копия в музее» рассматривается исследователями в разных областях знания: в искусствоведении, музеологии, психологии, культурологии, философии. Обобщающие работы по теме диссертации отсутствуют. Методологическое значение имеют работы Федрова Н.Ф., В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, у. Эко, В. Выготского, Р. Солсо, Р. Арнхейма, Кагана М.С., Г.Я. Меньшиковой, Т.П. Полякова, А.С. Дриккера, В.М. Розина. При анализе проблем музейного экспонирования, музеологии особо полезными оказались труды Шмита Ф.И., Калугиной Т.П., Майстровской М.Т., Дукельского В.Ю. Крайне важными при написании диссертационной работы оказались исследования реставраторов, музейных проектировщиков, технических специалистов. В исследовании использовались материалы монографий и периодических изданий, а также Интернет-источники. Историографии проблемы посвящен раздел первой главы. Цель исследования: Сравнительная оценка копии и оригинала, их роли и места в музее прошлого, настоящего и будущего.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- выявить актуальные на сегодня, дискуссионные проблемы по теме «Копия и оригинал в музее»; проанализировать и обобщить материалы дискуссии;
- проанализировать многообразие ролей копии в культуре;
- рассмотреть влияние технологического прогресса на феномен копирования;
- рассмотреть распространение практики бытования копии и оригинала в классическом музее прошлого и современного;
- проанализировать психологические аспекты восприятия в подходах когнитивной, гештальт-психологии, социально-психологического взгляда Выготского, феномен зрительских иллюзий применительно к восприятию копии и оригинала;
- выделить базисные причины, определяющие влияние и зрительскую оценку оригинального произведения и копии;
- рассмотреть процесс внедрения копий в сегодняшний музей;
- оценить настоящую и будущую роль копии в классическом музее;
- проанализировать место, значение копии, в том числе электронной, в современном музее демократического общества;
- представить прогноз музея будущего.
Объект исследования: проблема «оригинал - копия» в культуре, искусстве, в музее.
Предмет исследования: сравнительная ценность копии и оригинала в музее, прошлая и будущая роль копии в экспозиции.
Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе Копия в культурном наследии рассматриваются теоретические аспекты соотношения копии и оригинала, феномен копии в культурном наследии.
Вторая глава Психологические аспекты восприятия копии и оригинала посвящена теоретическим вопросам психологии восприятия и особенностей восприятия копии и оригинала художественного произведения.
В третьей главе Оригинал и копия в музее говорится о месте копии и оригинала в классическом музее и музее современном, высказываются предположения о том, что явит собой музей будущего, что представят собой оригинал и копия в виртуальном пространстве.
Заключение содержит ряд выводов по теме.
Научная новизна исследования: представлена попытка связать оценку копии и оригинала с психологией восприятия и выявить причины, определяющие вариативную оценку;
высказано предположение, что оценка копии в сравнении с оригиналом неоднозначна, субъективна, не может иметь завершения;
сделан прогноз относительно роли и места копии в музеях разного «жанра».
Методологическая основа исследования: в работе использованы сравнительный, описательный, аналитический, междисциплинарный, исторический методы.
Положения выносимые на защиту.
- Дискуссия по проблеме оригинала и копии в музее многозначна в культуре, среди специалистов встречаются полярные воззрения;
- Современные психологические подходы позволяют заключить, что различие оригинала и копии сводится лишь к варьированию силы впечатления;
- Воздействие художественного произведения определяется качеством копий и личности, условиями восприятия (внешними «объективными» и внутренними, субъективными);
- Роль и место копии в музее не может быть определено однозначно никогда. В ретроспективе и перспективе она существенно меняется. В музее классическом копия никогда не заменит оригинал (эстетический эталон). В современном музее, в эпоху тиражного производства, копия - равноценный элемент, а, иногда и основа экспозиции;
- Проблема «оригинал-копия» - вечная. В музее будущего она в современной постановке снимается. Дискуссия переносится в другую плоскость.
Цель настоящей работы заключалась в определении роли и места оригинала и копии в музее прошлого, настоящего и будущего. Для ее достижения был сформулирован ряд задач, которые последовательно решались в исследовании.
В результате изучения литературы по теме исследования удалось выделить основные актуальные направления дискуссии по теме исследования. Таковыми являются: «взаимоотношение» копии и оригинала, копия как феномен культуры, место и роль копии в музее в целом, и в музейной экспозиции в частности. Общепринятое понимание копии как повторения, воспроизведения в работах специалистов разных областей подверглось детализации, рассмотрено видовое многообразие копий, определяемое целями и техниками копирования. Проанализированы подходы к решению проблемы «оригинал и копия в музее» в разных областях научного знания. Многоплановое отношение к оригиналу и копии является следствием того, на какой информации, характеризующей объект, фокусируется внимание исследователя. Решение проблемы «оригинал и копия в музее» предлагается в психологических теориях восприятия, в области семиотики, в теории и практике музейного проектирования, в искусствознании и в сфере непосредственной профессиональной деятельности, в первую очередь, в теории и практике, технологических и этических исследованиях копирования и реставрации.
Вопрос о сравнительной ценности, о соотношении копии и оригинала, о значении копии не утратил своей актуальности в течение многих веков (или тысячелетий). Усиливающаяся напряженность теоретической полемики, ее нарастающая острота на музейном фронте, в теории искусств, культурологи, множественность и разноплановость авторитетных мнений и заключений
говорит об актуальности проблемы и не спадающем интересе к ней в глобальной современной культуре.
Нестихающая дискуссия свидетельствует о том, что значение, потребность в копировании, лежащая в самых основах культуры, не только не ослабевает на высоких цивилизационных стадиях, но нарастает и реализуется в многообразных практиках. В тонкой сфере художественной культуры копирование - важнейший способ распространения искусства, его влияния, наиболее действенный, незаменимый путь развития пластических способностей художника, становления таланта. Вне копирования сохранение культурного наследия становится недостижимым.
Современные знания в области когнитивной психологии позволяют прийти к выводу, что теоретически копия способна сохранить единство формы и содержания, присущее оригиналу, что дает основания усомниться в несопоставимости ценности оригинала и копии. Ценность копии относительно оригинала будет определяться, во-первых, объективно: качеством копии, мастерством и культурой ее изготовления и предъявления. Во-вторых, ценность копии как мера её влияния преимущественно зависит от субъекта восприятия, от его личностных, культурных особенностей. Анализ актуальных психологических теорий восприятия позволяет заключить, что на сравнительную оценку оригинала и копии влияет целый ряд базисных причин: качество копии, определяемое физическими параметрами; качество опыта, багаж сознания и памяти, потенциал воображения и фантазии; условия предъявления и восприятия копии или оригинала, частный и общий контекст, в котором оценивается произведение. В зависимости от того, какой вес придать тому или иному фактору, можно, например, свести ценность копии к минимуму, или, напротив - в пределе уравнять ее в правах с оригиналом. Это будет зависеть от того, какого типа иллюзию мы предпочтем.
Художественное восприятие выражается в целенаправленном и целостном восприятии произведения искусства, которое сопровождается эстетическим переживанием. Принципиально характер восприятия оригинального произведения или его копии в сознании зрителя отличаются только по силе вызываемого ими переживания, которая варьируется в зависимости от внешних и внутренних условий.
При попытке оценить настоящую и будущую роль копии в классическом музее и представить прогноз музея будущего я прихожу к выводу, что классический музей как место хранения, изучения и популяризации артефактов, произведений искусства никуда не исчезнет. Место и роль оригинала в нем останутся прежними - как основа музейной коллекции. Копия может в чем-то потеснить оригинал в экспозиции, может занять самостоятельное место в различных просветительских проектах музеев. Но она всегда будет вторична.
Однако общество не откажется от освоенных ими практик копирования и продолжит их развитие. Демократические тенденции, тиражное производство современной культуры не утратят своих позиций. Поэтому параллельно классическому музею будет существовать и развиваться другой жанр - современный музей с широким использованием копий, интерактива. Оригинал, утрачивая сакральность в постиндустриальном обществе и культуре, теряет ценность в интерактивной среде, в социокультурном центре. Роль копии, напротив, в связи с непрерывно расширяющимися технологическими возможностями ее совершенствования, вероятно, будет только возрастать.
Учитывая общий вектор движения культуры в XXI столетии, доминирование экранных форм, стремительный прогресс информационно-коммуникационных технологий, музей будущего следует связывать уже не с модернизацией, трансформацией известных форм, а со все шире открывающимся виртуальным пространством. Очевидно, что традиционная постановка проблемы копии и оригинала в виртуальности снимается. Однако вечный вопрос об оригинале и копии, конечно, не закрывается, а обретает более глубокий, экзистенциальный смысл.
1. Антонова И. А. Музейный сотрудник-существо эзотерическое // Культура. 2001,N.48.
2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.-352 С.
3. Арнхейм Р. Визуальное мышление / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981, с. 97-107.
4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Под ред. Ю.А. Здорового - М.: Медиум, 1996.-240 С.
5. Берлайн Д. Эстетика и психобиология. 1971. - С. 320.
6. Бодрийяр Ж. Система вещей. Издательство: М.: Рудомино, 2001.224 С.
7. Ботт И.К. Из истории мебельной коллекции музея училища
Штиглица // Искусство и предметно-пространственная среда (посвящается 150- летию со дня рождения М.Е. Месмахера): материалы науч.-практ.
конф.преподавателей и аспирантов 14-16 апреля 1992 г./Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. - СПб., 1992 С.32-35.
8. Всеволожская С.Н. Картины Караваджо и его школы в Эрмитаже/ С.Н. Всеволожская. - Л.:Аврора, 1970.- 50 С.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. - 573 С.
10. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ. /Общ. ред. А. Д. Логвиненко. - М.: Прогресс, 1988. -464 С.
11. Дриккер А.С. Идеальная экспозиция в демократической культуре / А.С. Дриккер // В поисках музейного образа: материалы научной конференции (12-13 апреля 2007, С.-Петербург).- СПб,2007.- С. 177-185.
12. Дриккер А.С. Уникальность и тиражирование в цифровую эпоху.//Сборник докладов Всероссийской конференции «Использование современных мультимедийных технологий в целях сохранения и реставрации объектов культурного наследия». СПб.: СПбГУ, 2013, факультет искусств, Институт искусств, с. 16-24.
13. Дриккер А.С. К проблеме копии и оригинала: фазы в эволюции художественной культуры. /Материалы Международного конгресса по креативности и психологии искусства. М.: Смысл, Пермь: Государственный институт искусства и культуры, 2005, с. 194-197.
14. Дмитриева Н. А. Винсент Ван Г ог. Человек и художник / М.: Наука, 1980. — 404 С.
15. Жуковский В. А. Эстетика и критика.: Искусство, 1985. - 431 С.
16. Жизнь музеев. Сообщения. Хроника // Мир музея. - 2010. - N. 8. С. 2-4, 25, 39
17. Жизнь музеев. Сообщения. Хроника // Мир музея. - 2010. - № 8. С.
4;
18. Зинченко В.П. Современные проблемы образования и воспитания: Докл. на заседании «Круглого стола» // Вопросы философии. 1973. -№ 11.-С. 42-47.
19. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное: средства массовой информации и репродуцированное искусство. М.: Искусство, 1981- 167 С.
20. Костина А.В. Символическая вторичность искусства массовой
культуры: концепция У. Эко // Экономика и производство. Журнал
депонированных рукописей. 2003. № 10.
21. Канева М. И. Музей как школа мастерства // Искусство и
предметно-пространственная среда (посвящается 150-летию со дня рождения М.Е. Месмахера): материалы науч.-практ.конф.преподавателей и аспирантов 14-16 апреля 1992 г./ Санкт-петербургское высшее художественно
промышленное училище им. В.И. Мухиной. - СПб., 1992.-С. 28-31.
22. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997, С. 544.
23. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис, 2001. 224 С.
24. Калугина Т.П. Художественный музей в современной культуре // Радищевский музей: история, настоящее, будущее. Саратов, 2003.-С. 119-121.
25. Краснопёрова Л. П. Оригинал, копия, подделка. Комментарий к выставке// IX научная конференция "Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». - М. 2005.
26. Лаврова Н. Автор копии - Рубенс // Мир музея. - 2004. - N 2. C. 3237.
27. Либман М., Островский Г. Подлинные шедевры. Москва. Советский художник. 1966.-112 С.
28. Ломизе И.Е. Опыт систематизации результатов технологических
исследований при решении проблемы оригинал - вторичное произведение // Оригинал и повторение в живописи. Экспертиза художественных
произведений. Сборник научных трудов. М., 1988.
29. Майстровская М.Т. Образ и пространство в экспозициях искусств.//Материалы V Боголюбовских чтений в Радищевском музее. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ogis.sgu.ru/ogis/bogo/mat5/mat5-1.html (дата обращения: 15.02.2015).
30. Майстровская М. Т. Музейная экспозиция: тенденции развития // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века. М.; 1997.
31. Мальро. А. Голоса безмолвия: воображаемый музей. - М.: КРУК- Престиж, 2005. - 256 С.
32. Меньшикова Г. Я. Зрительные иллюзии: психологические
механизмы и модели // Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М.; 2013.
33. Методические рекомендаций по выявлению и ранжированию памятников науки и техники. Вещевые источники: копии, модели, макеты. М.; 2000.
34. Микац О.В. Копирование в Эрмитаже как школа мастерства русских художников XVTTT-XTX вв. СПб. Гос. Эримтаж 1996 г. 80 С.
35. Минцлов С. Р. Несколько слов о подделках старины. Трапезонд, 1917.15 С.
36. Музеи России на рубеже тысячелетий // Союз музеев России. СПб.: ООО "Студия "НП-Принт", 2011.- 62 С.
37. Нагорский Н. В. Музей в духовной жизни общества. - СПб, 2004. -
432 С.
38. Некрасова-Каратеева О.Л., Осорина М.В. Психологические
особенности восприятия картины зрителем-ребенком в музее
//Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.
39. Николаева Е.В. Произведение высокого искусства в формате массовой культуры//Развлечение и искусство. Сб. статей под редакцией Е. В. Дукова. - СПб., 2008. С. 546-559.
40. Паррамон. Х. «Как копировать шедевры живописи». Изд-во «Аврора» — С. -Петербург. 1997г.
41. Парфенов В. А. Копирование каменной скульптуры в контексте сохранения материального культурного наследия // Вопросы музеологии 2 (6). С. 5. 2012 - 141-147 С.
42. Петер Пауль Рубенс. Мир художника. Письма, документы. Суждения современников. М. 1977. - 480 С.
43. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?» - 2. - М., 2003. - 456 С.
44. Посохин М.М. Воссоздается в историческом облике // Архитектура и строительство Москвы.-1995. N.4.-C.23-28.
45. Прокопенко В.Т., Трофимов В.А., Шарок Л.П. Психология зрительного восприятия / Учебное пособие. - СПб: СПбГУИТМО, 2006. - 73 с.
46. Ровенко Е.В. К проблеме стилевого «перевода» живописного произведения: от копии до реконструкции // Вестник СПбГУ. Сер. 15. 2013. Вып. 1.
47. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и воспринимает мир. М.; 2016.- 272 С.
48. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. —
589 С.
49. Столяров Б. А. Педагогические аспекты образовательной деятельности музея: учебное пособие для музейных педагогов и студентов гуманитарно-художественных вузов / М-во культуры РФ, ФГБУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ, РАО. СПб.: ГРМ, 2013. - 316 С.
50. Федотова Е.Д. К вопросу о предполагаемых копиях произведений канавы из собрания ГМИИ им. Пушкина // Итальянский сборник / Рос. Ах. НИИ теории и истории изобразительных искусств. - М. - 2000. - Вып. 2. - С. 182-189.
51. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М.: Астрель, 2010. — 335 С.
52. Фролов А. Храм муз профессора И. В. Цветаева // Культурология: Научно-образовательный вестник. - 1988. - № 4. - С. 146-155.
53. Шмит Ф.И. Музейная экспозиция. - М.1929.
54. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 432 С.
55. Monger G/ Conservation or restoration? // International journal of museum management and curatorship. - 1988. - Vol. 7, N 4. - P. 375-380
56. Scherkl R. Charles Blancs Musee des copies: Kopien wie
Originale?//Zeitschrift fur Kunstgeschichte.-2000.-Bd.63, № 3.-S.358-371
Интернет - источники
57. В Британском музее выставлен «Лампедузский крест» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rublev.com/novosti/v-britanskom- muzee-vystavlen-lampeduzskii-krest (дата обращения: 03.03.2016).
58. ГМИИ им. Пушкина. История коллекций. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.arts-museum.ru/collections/history/index.php (дата
обращения 10.04.2016).
59. Интервью с М.Б. Пиотровским [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/piotrovsky-hermitage/ (дата
обращения: 10.04.2016).
60. Интервью с М.Б. Пиотровским [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rg.ru/2009/12/09/piotrovskiy.html (дата обращения 10.04.2016).
61. Каким будет музей будущего? О проблеме новых концепций, музейном storytelling, медийных технологиях и музеях-заповедниках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://postnauka.ru/video/29812 (дата обращения: 15.01.2016).
62. КГИАиХМЗ. Фонды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.karmuseum.ru/index.php?pid=6&action=content&page id=5041&id ite m=12 (дата обращения: 13.04.2016).
63. Круглый стол: почему музейный бум обходит Россию стороной?
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://amcult.ru/index.php/en/knowledge/articles/76-bum.html (дата обращения:
13.04.2016) .
64. Круглый стол «Музейное проектирование: куда мы движемся?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://muar.ru/component/k2/item/806- kruglyi-stol-muzeinoe-proektirovanie-kuda-my-dvizhemsya (дата обращения:
10.04.2016) .
65. Материалы круглого стола в Государственном литературном музее - Доме В.Я. Брюсова «Копии и подлинники в контексте современной культуры». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.goslitmuz.ru/ru/conferences-glm/1865-2014-04-26-19-38-57 (дата обращения: 12.11.2014).
66. Музей будущего: информационные технологии и культурное наследие. Рук. Лебедев А.В. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.future.museum.ru/ (дата обращения: 30.04.2016).
67. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dugward.ru/library/fedorov/fedorov muzey.html (дата обращения: 13.04.2016).
68. Файзуллина Г.Ш. Асанова С.А. К вопросу об использовании подлинников или/и копий в казахстанских музеях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://museumstan.com/?p=1278 (дата обращения: 14.11.2014).
69. Русский музей: виртуальный филиал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http http://www.virtualrm.spb.ru/ (дата обращения: 30.04.2016).
70. Скрытая жизнь Эрмитажа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.be-in.ru/review/34328-skrytaya-zhizn-ermitazha/ (дата обращения:
10.04.2016) .
71. Что показывают посетителям в музеях - подлинники или копии? (запись передачи «Музейные палаты» на радио Эхо Москвы, 03.11.2012) www.echo.msk.ru/programs/museum/947156-echo/
72. Google Street View пришел в Британский музей [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.colta.ru/news/9228 (дата обращения:
14.04.2016) .
73. The National Gallery. Mistakes. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.nationalgallery.org.uk/paintings/research/close-
examination/mistakes (дата обращения: 14.04.2016).
74. The Art Newspaper Russia. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.theartnewspaper.ru/posts/1293/ (дата обращения: 14.04.2016).