Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Работа №60446

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы103
Год сдачи2016
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
175
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАБОТЫ 5
1.1 Понятия «конфликт», «конфликтологическая культура» 5
1.2 Понятие «молодежь» 17
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ 25
2.1 Формирование конфликтологической культуры молодежи через трансляцию
опыта взрослыми 25
2.2 Формирование конфликтологической культуры молодежи через обучение .. 30
2.3 Формирование конфликтологической культуры молодежи через
практическую деятельность 40
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ 48
3.1 Исследование конфликтологической культуры современной российской
молодежи 48
3.2 Описание программы формирования конфликтологической культуры и ее
использование 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 


Конфликт пронизывает все сферы жизни общества, каждый человек за свою жизнь много раз являлся участником различных споров, столкновений, противоречий. Современная наука утверждает, что конфликт - это не какой-то сбой, ошибка, с которой нужно бороться, а закономерный социальный процесс, имеющий свою структуру и динамику, который нужен как обществу, так и отдельным его представителям. Именно поэтому так важно понимать как деструктивные, так и позитивные функции конфликта, уметь урегулировать и разрешать их, выбирать конструктивные стили поведения в конфликте и т.д. То есть иметь достаточный уровень конфликтологической культуры.
Уровень конфликтологической культуры влияет на все сферы жизни общества, от семьи и до международных отношений государств. Конфликтологическая культура молодежи - не менее важна, потому что молодежь - это будущее любого общества, а также его энергия и перспектива. И формирование высокого уровня конфликтологической культуры молодежи просто необходимо. Для нашей страны, в которой до сих пор не решены многие сложнейшие проблемы, это так же справедливо. Поэтому изучение данной проблематики является крайне важным.
В научной литературе данная проблема разрабатывается достаточно редко. Конфликт изучают различные науки - конфликтология, социология, психология и некоторые другие. Культуру изучает культурология, история, молодежь - социология молодежи, психология. Однако такое понятие, как «конфликтологическая культура» в науке исследуется нечасто, еще реже изучается конфликтологическая культура у такой специфической социальной группы, как молодежь.
В целом молодежь - понятие неоднородное. Обычно, молодежью называют группу людей от 14 до 30 лет, но в данной работе мы будем исследовать молодых людей от 14 и до 18 лет. Эта возрастная группа является самой младшей, поэтому формирование конфликтологической культуры должно идти в ней наиболее явно и динамично вместе с процессом социализации. Кроме того, эта возрастная группа является еще и наиболее восприимчивой, поэтому формирование конфликтологической культуры в этой группе должно пройти проще и быстрее.
Целью данного исследования является формирование конфликтологической культуры у современной российской молодежи.
Основными задачами работы являются:
1) определение основных понятий, используемых в работе (таких как «конфликт», «молодежь», «конфликтологическая культура» и т.д.),
2) определение основных характеристик конфликтологической культуры,
3) определение основных методов формирования конфликтологической культуры,
4) анализ современной конфликтологической культуры российской молодежи.
5) разработка программы формирования конфликтологической культуры молодежи.
Объектом исследования является конфликтологическая культура российской современной молодежи, предметом - способы формирования конфликтологической культуры у молодых людей в современной России. При написании данной работы использовались как общелогические методы (аналитический метод исследования, затем - синтез полученных данных), так и системный подход, и структурно-функциональный метод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начале работы над исследованием было поставлено несколько задач, в результате работы, все эти задачи выполнены и получены следующие результаты:
1. На основании анализа литературы сформулированы авторские определения таких понятий, как «конфликт», «молодежь», «конфликтологическая культура».
2. Были определены основные характеристики конфликтологической культуры и сделан вывод, что конфликтологическая культура - это составная категория, состоящая из нескольких блоков:
- Теоретико-информационный блок.
- Ценностно-смысловой блок.
- Эмоциональный блок.
- Поведенческий блок.
Понятие конфликтологическая культура оказалось близким понятию конфликтологическая компетенция в широком смысле, хотя было отмечено, что часто авторы, говоря о конфликтологической компетентности, делают упор на непосредственную работу с конфликтом, в то время, как конфликтологическая культура - более комплексное понятие.
3. Были определены основные методы формирования конфликтологической культуры молодежи:
А. Формирование конфликтологической культуры молодежи через трансляцию опыта взрослыми. Был сделан вывод, что авторитетные взрослые могут транслировать свой опыт работы с конфликтом и тем самым формировать конфликтологическую культуру молодых людей. Определено, что некоторые блоки данного вида культуры могут формировать специально обученные специалисты по работе с молодежью (в первую очередь учителя) в ходе непосредственной работы с конфликтом
Б. Формирование конфликтологической культуры молодежи через обучение. Было определено, что возможны два подхода к обучению молодежи:
1. Обучение молодежи специалистами. При таком подходе специалисты (конфликтологи, педагоги и т.д.) обучают по специально разработанным программам большие группы молодых людей.
2. Обучение группы молодых людей, которые впоследствии будут сами формировать конфликтологическую культуру молодежи. Этот подход заключается в том, что специалисты обучают небольшую группу специально отобранной молодежи, которые впоследствии сами занимаются формированием конфликтологической культуры других молодых людей (например, через практическую работу по урегулированию конфликтов)
В) Формирование конфликтологической культуры молодежи через практическую деятельность. Было выяснено, что возможно создать некую деятельность, в которой молодые люди будут сталкиваться с конфликтами и им будет необходимо конструктивно их разрешать. При таком подходе конфликтологическая культура, скорее всего, будет формироваться особенно быстро. Примером такой деятельности может быть ученическое самоуправление.
4. Было проведено исследование группы молодых людей, в результате которого выявлено, что у исследованной молодежи присутствует конфликтологическая культура, однако она сформирована достаточно слабо. Кроме того была выявлена неравномерность в развитии различных блоков данного вида культуры.
5. Была разработана программа формирования конфликтологической культуры молодежи, состоящая из 4 тем, разделенных на подтемы.
Программа предназначена для развития всех блоков конфликтологической культуры молодых людей.
Проведенное исследование показало необходимость более глубокого анализа данной темы, дальнейшего изучения и разработки данной проблематики.



1 Ann P. Daunic, Stephen W. Smith, T. Rowand Robinson, M. David Miller and Kristine L. Landry. School-wide Conflict Resolution and Peer Mediation Programs: Experiences in Three Middle Schools // Intervention in School and Clinic, 2000.
2 Bruce Burton, Peer teaching as a strategy for conflict management and student reengagement in schools // Australian Educational Researcher, 2011.
3 Celeste A. T., Buller P.M. Peer Mediation in United States High Schools. - College of Saint Benedict, St. Joseph, MN, 2013.
4 Heather Knight, Articulating injustice: an exploration of young people’s experiences of participation in a conflict transformation programme that utilises the arts as a form of dialogue // A Journal of Comparative and International Education, Vol.44, No.1, 2014.
5 Hilary Cremin, Peer Mediation. - Open University Press, 2007.
6 Maite Garaigordobil, VanesaMartinez-Valderrey, The Effectiveness of Cyberprogram 2.0 on Conflict Resolution Strategies and Self-Esteem // Journal of Adolescent Health 57(2),July 2015.
7 Maria LaRusso, Robert Selman, Early adolescent health risk behaviors, conflict resolution strategies, and school climate // Journal of Applied Developmental Psychology 32 (2011).
8 Mervyn Flecknoe. What does anyone know about peer mediation // Improving School, 2005, №8.
9 Rashmi Shetgiri, Simon C. Lee, John Tillitski, Connie Wilson, Glenn Flores Why Adolescents Fight: A Qualitative Study of Youth Perspectives on Fighting and Its Prevention // Academic Pediatrics, V 15, Issue 1, January-February 2015.
10 Башкин М.В. Конфликтная компетентность : метод. указания / М. В. Башкин ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2014.
11 Белый О.И. Определение понятия «молодежь» // Теория и практика общественного развития 2012. № 12.
12 Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский ; под ред. А. А. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983.
13 Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации : учеб. для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин ; под ред. А. П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
14 Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Аспект Пресс, 1995.
15 Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание / пер. с англ.; под общ. ред. Л.М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002.
16 И.Е. Емельянова Формирование конфликтологической компетентности педагогов в процессе тьюторского сопровождения на курсах повышения квалификации // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, выпуск №1 (27) / 2014.
17 Иванова Е.Н. Конфликтологическая компетентность как фактор самореализации.// Психологические проблемы самореализации личности. Вып.10- СПб., 2006.
18 Кармин А.С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Лань, 2003.
19 Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // СоцИс. 2003. № 1.
20 Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: Идея-пресс, 2000.
21 Кон И.С. Психология ранней юности (Проблемы формирования личности). - М., 1989.
22 Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общей редакцией Карнозовой Л.М. - М.: Центр «Судебно-правовая реформа», 2012.
23 Кузьмина О.Г. Управление конфликтностью студенческого социума в рамках студенческого самоуправления // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, выпуск №5-3 / 2009.
24 Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Том 1 / Гл. ред. С.Я.Левит. - М.: РОССПЭН, 2007.
25 Кучегашева П.П. Колотева Е.Ю. Школьная служба примирения как средство сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Выпуск № 12-3 / 2014.
26 Лисовский В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Автореф. канд. дис. Л., 1968.
27 Митяева А.М. Значение конфликтологической компетентности в индивидуально-личностном развитии студентов // Известия Иркутского Государственного Университета. Серия «Психология». 2012. Т.1, №2.
28 Мухаметова Н.М. Методологический регулятив к формированию конфликтологтческой компетентности у будущих педагогов-психологов // Современные проблемы науки и образования. Выпуск №3 / 2014.
29 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, 2013.
30 Почекаева И.С. Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук - Ижевск, 2010.
31 Романов С.В. Роль студенческого самоуправления вуза в формировании конфликтологической компетентности будущего педагога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, №6, 2009.
32 Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. - СПб., 2001.
33 С.А. Оборотова. Технология медиации в урегулировании школьных конфликтов и формировании профессиональной культуры современного учителя» // Мир науки, культуры, образования. Выпуск №6 (49), 2014.
34 Сайт правительства России - URL: http://m. government.ru/docs/15965/ (дата обращения 07.03.2016).
35 Самарин А.Н. Культура мира как открытый междисциплинарный проект/ А.Н. Самарин // Конфликтология. Теория и практика. - М.-СПб, 2005. № 1.
36 Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования:
Монография. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002.
37 Социология молодежи: Учебник / Отв. Ред. В.Т. Лисовский. - СПб, 1996.
38 Тагирова З.А. К вопросу о становлении конфликтол. компетентности личности в период ранней юности // Символ Науки. 2015. № 7.
39 Фомина С. Н. Митяева А. М. Формирование конфликтологической компетентности будущего специалиста социальной сферы // Журнал Ученые записки РГСУ Выпуск № 11 / 2009.
40 Хорвин А.Ю. Студенческое самоуправление в контексте социального партнерства // Высшее образование в России, выпуск №6, 2010.
41 Шварц Г. Управление конфликтными ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликта. - СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007.
42 Щербакова О.И. Формирование и развитие понятия «конфликтологическая культура личности» в теории и практике современной конфликтологии // Проблемы современного образования 2010, №2.
43 Эриксон Э. Детство и общество. - СПб: Ленато, 1996.
44 Ярычев Н. У. Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации: автореф. дис. д-ра пед. наук. - Челябинск, 2011.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ