Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Работа №60436

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
224
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У СПЕЦИАЛИСТОВ ПО
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1. Профессиональная деформация как социально-психологический феномен
1.2. Предупреждение профессиональной деформации личности специалиста по социальной работе: направления, содержание, методы
2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1. Диагностика проявлений профессиональной деформации у специалистов по социальной работе
2.2. Модель предупреждения и преодоления проявлений профессиональной деформации личности специалиста по социальной работе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют

Актуальность проблемы исследования. Сегодня социальную работу как новую, быстро развивающую отрасль профессиональной деятельности, можно рассматривать как национальную систему помощи.
Профессиональная деятельность в жизни любого человека занимает значительное место. Профессия всегда влияет на процесс социального развития личности, сказывается на образе жизни и поведении личности. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным, а иногда носить деструктивный характер по отношению человека, выполняющего профессиональную деятельность.
Настоящая работа посвящена проблеме предупреждения профессиональной деформации личности специалиста по социальной работе. Влияние профессиональных рисков на личность профессионала влечет за собой профессиональную деформацию личности, то есть личностных деструкций, происходящих вследствие выполнения профессиональной деятельности. И хотя это явление считается возможным побочным продуктом профессиональной деятельности человека, но не случайно особый интерес исследователей вызывают представители такой профессии, как социальные работники, то есть профессии, в которой сама личность профессионала есть «инструмент» профессии. Проблема и состоит в том, что именно в этой профессии риск глубоких личностных изменений чрезвычайно велик, угрожая самой возможности человеку работать профессионально.
Социальная работа - как профессиональный вид деятельности носит очень неоднозначный характер, отличающейся сложностью и эмоциональной нагруженностью, предъявляя к специалисту по социальной работе особые требования. Приоритетная цель современной социальной работы состоит в оказании социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах. Поэтому основным содержанием деятельности специалиста по социальной работе является работа по предупреждению, решению социальных проблем. Обстоятельства, нарушающие нормальную жизнедеятельность людей, являются причиной для обращения в учреждение системы социальной защиты населения за помощью, это не может не вызвать сочувствия и сопереживания к тем, кому плохо: потеря родственников и акты домашнего насилия, бедность и лишения и т.п.
Неблагоприятные условия труда ведут различным проявлениям профессиональной деформации, к негативным изменениям психики, что снижает, как трудоспособность специалиста, так и эффективность его труда.
Следовательно, к требованиям, которые предъявляются к специалистам по социальной работе, надо отнести и устойчивость к профессиональной деформации, а умения ее предупреждать, должны стать психологической защиты в ходе его профессиональной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Вопрос о влиянии на личность профессиональной деятельности вставал еще у древних философов, но активно стал обсуждаться этот вопрос в конце XIX века. Для обозначения специфического социально-психологического феномена П. Сорокин ввел понятие - «профессиональная деформация», рассматривая проблему влияния профессии на личность человека с психологической и медицинской точек зрения.
Впоследствии Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Е.М. Борисова, Р.Г. Грановская, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, Ю.Л. Поваренков, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов и другие доказали интенсивность проявления в процессе профессиональной деятельности профессиональных деформаций.
В науке неоднократно рассматривались отдельные психологические аспекты взаимовлияния условий труда и характера на эффективность деятельности работников социальной сферы. Профессиональным деформациям у социальных работников в специальной научной литературе уделялось внимания мало.
Характерные особенности профессионализации социальной работы в России освещались в исследованиях Т. Базаровой, В. Бетурлакина, Л. Малик, Е. Пашининой, Б. Шапиро.
И. Арановской, Т.Ю. Базаровым, Т.Г. Журавлевой, И.А. Зимней, М.Д. Ильязовой, Т.Л. Кремневой, Е.Г. Студеновой, М.В. Фирсовым и многими другими изучались профессиональная компетентность, профессиональные качества и умения социальных работников. Проблема профессионального развития как одной из форм развития личности социального работника посвящены труды Л.И. Анциферовой, С.Т. Джанерьян, С. Джудит, Л.М. Митиной, З.И. Рябикиной, Т.В. Черниковой, Н.Б. Шмелевой, Е.И. Холостовой. В научной литературе недостаточно широко изучены проблемы профессионально-личностной компетентности социальных работников.
Изучение публикаций по теме М.Н. Гусловой, О.П. Бусовиковой, Т.Н. Мартыновой, Н. Ладзиной , К. Маслач, Т.Г. Трунова, И.А. Акиндиновой, А.А. Бакановой, А.Г. Марковой показало, что профессиональная деформация может обнаруживаться как минимум в двух сферах личности - ее психических процессах, состояниях, свойствах и ее социально-психологических чертах, проявляющихся в поведении.
К. Кондо рассматривает профессиональное выгорание как форму личностной деформации и как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Отечественный автор Н.В. Гришина рассматривает профессиональную деформацию как стресс-реакцию на продолжительные стрессы межличностных отношений («стресс профессионального общения»).
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в исследовании теоретических основ и разработке практических программ по предупреждению и преодолению профессиональной деформации личности специалиста по социальной работе.
Проблемой исследования является поиск эффективных методов предупреждения и преодоления проявлений профессиональной деформации личности специалиста по социальной работе.
Объект исследования - профессиональная деформация у специалистов по социальной работе.
Предметом исследования выступает предупреждение профессиональной деформации у специалистов по социальной работе.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику профессиональной деформации у специалистов по социальной работе и определить способы ее предупреждения.
Цель, объект и предмет исследования предопределяют решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ проблемы профессиональной деформации у специалистов по социальной работе;
2. На основе системного анализа факторов, влияющих на развитие профессиональной деформации, выявить и обосновать способы предупреждения и преодоления профессиональной деформации у специалистов по социальной работе;
3. Разработать модель предупреждения и преодоления проявлений профессиональной деформации личности специалиста по социальной работе.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- идеи акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, И.Д. Багаева,
А.А. Бодалева, Л.И. Китаева, Н.В. Кузьмина и др.);
- идеи системного подхода (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- концепция личностно-деятельностного подхода (А.А. Вербицкий, А.Н. Леонтьев, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, Р.Х. Шакуров, И.С. Якиманская и др.);
- концепции профессионального развития личности (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, и др.); а также теории нормативного описания
деятельности, теории индивидуальности и теории профессиональной этики и деонтологии.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании использовались методы: теоретический анализ литературы, моделирование, тестирование, анкетирование, анализ результатов исследования.
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили научные работы отечественных и зарубежных авторов в области исследуемой проблемы, Профессиональный стандарт специалиста по социальной работе, Этический кодекс социального работника, результаты собственного прикладного социального исследования.
Эмпирической базой выдвинутых практических рекомендаций стали результаты социального исследования - «Профессиональные риски и профессиональная деформация у работников социальных служб: способы предупреждения и преодоления», проведенного нами среди специалистов учреждений социальной защиты населения г. Белгорода в 2017 -2018 гг. Всего участниками исследования стали 60 человек - специалисты УСЗН администрации г. Белгорода (N47) и социальные работники МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Белгорода» (N13). Проведено анкетирование и тестирование. Тестирование представлено комплексом методик: Методика на выявление степени удовлетворенности своей профессией и работой (по Н. Журину и Е. Ильину); Опросник модификации Н.Е. Водопьяновой по выявлению уровня профессионального «выгорания» и деформации.
Основные этапы исследования.
Первый этап (ноябрь - декабрь 2017г.) - теоретическое осмысление проблемы. Проанализирована научную литература и диссертационные исследования по проблеме профессиональной деформации, были определены исходные параметры выпускной квалификационной работы и понятийный аппарат дипломного исследования. Определены методы и база исследования.
Второй этап (март 2018 г.) - разработка программы исследования и подготовка инструментария. Проведено анкетирование и тестирование специалистов по социальной работе и социальных работников.
Третий этап (апрель - май 2018 г.) обрабатывались и систематизировались результаты исследования, формулировались выводы, оформлялась выпускная квалификационная работа.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в разработке системы рекомендаций, использование которых возможно в практической работе учреждений образования (в частности, ВУЗов), занимающихся подготовкой бакалавров и магистров социальной работы, самими социальными работниками с целью организации профилактики негативных последствий профессиональных стрессов и деформаций личности специалиста.
Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их значимость заключаются в следующем: раскрыто и уточнено содержание понятия «профессиональная деформация специалистов по социальной работе»; определены базовые умения предупреждения профессиональной деформации у специалистов по социальной работе; разработана модель предупреждения и преодоления профессиональной деформации у специалистов по социальной работе. Результаты исследования можно учитывать при разработке критериев профессиональной готовности и при аттестации специалистов по социальной работе.
Апробация результатов исследования. Предложенные рекомендации озвучены в Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода и приняты к сведению.
Структура выпускной квалификационной работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Профессиональная деформация личности заключается в изменении качеств и свойств личности, появляющиеся под влиянием выполнения профессиональной деятельности длительное время. Явная форма профессиональной деформации личности у специалистов по социальной работе проявляется в формальном, сугубо функциональном отношении к людям.
Профессиональная деформация личности - это явление объективное, негативные его эффекты могут быть нивелированы и корректированы посредством других, непрофессиональных факторов (социализации, воспитания и т.п.). Профессиональную деформацию можно рассматривать как процесс и результат влияния субъектных качеств человека, которые формируются в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, на личностные свойства целостной индивидуальности специалиста - профессионала.
Для каждой профессии характерны свои комплексы психотравмирующих факторов, которые имеют общую и специфическую природу. Следует отметить, что самые глубокие негативные искажения личности специалиста присуще профессиям типа «человек - ненормальный человек».
Выделяют общие и частные факторы, влекущие профессиональную деформацию. Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер.
По функциональной природе социальная работа является один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности типа «человек - человек». Специалиста по социальной работе можно причислить к категории «профессий высшего типа» (по «критерию трудности и вредности»), в силу необходимости постоянной рефлексии содержания и результата своей профессиональной деятельности. Профессия «социальная работа» сопряжена со специфическим риском: работа с неблагополучными, испытывающими острый или хронический стресс, страдающими и больными людьми, за жизнь и здоровье которых он берет на себя моральную ответственность. Крайней формой профессиональной деформации выступает профессиональная деградация работника, проявляющаяся в нарушении закона, пьянстве, аморальности, асоциальности.
Изучение причин и факторов, способствующих развитию профессиональной деформации личности, делает возможным проведение мероприятий по диагностике и предупреждению этого явления у специалистов по социальной работе.
Предупреждение профессиональной деформации личности специалиста по социальной работе представляет собой систему предупредительных мероприятий, направленных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Основой всех этих мероприятий является необходимость осваивать техники управления сознанием, развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой, развивать волевые способности, укрепляя силу воли, уметь действовать по ситуации, в реальном времени, исходя из конкретных условий и обстоятельств.
В своем развитии профессиональная деформация проходит три основных стадий, которые по-разному влияют на эффективность профессиональной деятельности: начальная, средняя и глубинная стадии. Актуальность проблемы предупреждения профессиональной деформации личности специалиста по социальной работе обусловливает активизацию деятельности всех субъектов работы со всем коллективом, а также совершенствование организации профессиональной психологической подготовки и психопрофилактической работы в учреждениях социальной защиты населения.
Возможные пути предупреждения и преодоления профессиональной деформации специалиста по социальной работе это: повышение профессиональной компетентности; диагностика и отслеживание ранних симптомов профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления профессиональных деструкции; прохождение тренингов личностного и профессионального роста; профессиональная рефлексия; предупреждение профессиональной дезадаптации молодого специалиста по социальной работе; овладение приемами, способами психосаморегуляции и самокоррекции профессиональных деформаций; переход к инновационным формам и технологиям обучения и дальнейшего самообразования; проведение среди специалистов и социальных работников конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений; внедрение нового «дополнительного» ресурса - ежегодный мониторинг на профессиональную деформацию и создание программы предупреждения и преодоления профессиональной деформации, включая семинары-тренинги, профессиональное портфолио и др..
Коррекция профессиональных деформаций включает как различные виды тренингов, психотехник, деловых игр, так и традиционные формы работы с работниками разной квалификации - тематические лекции, беседы, круглые столы. Целенаправленная работа по предупреждению и коррекции профессиональных деформаций должна стать одной из значимых характеристик профессиональной компетентности специалиста по социальной работе, а учет влияния профессиональных деформаций на качество профессиональной деятельности на различных ее направлениях.
Мы предлагаем комплексный подход в решении имеющейся проблемы, и считаем его наиболее целесообразным в сложившейся ситуации.
В основе разработанной нами модели предупреждения и преодоления профессиональной деформации лежат уровни ее реализации.
Основное внимание мы уделяем организации психогигиены негативных последствий влияния профессиональной деформации, профессиональных стрессов и рисков на эмоциональное состояние работников социальных служб
В рамках этого мы выделяем три уровня: образовательный уровень (включает в себя вузовскую подготовку будущих специалистов по социальной работе и меры по саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию, и возможности сотрудничества с образовательными учреждениями, по обучению специалистов техникам психосаморегуляции, развитию стрессоустойчивости и профилактики синдрома профессионального выгорания; профессиональный (административно-организационный) уровень (действия, предпринимаемые работодателями по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, стимулирование организации ЗОЖ, корпоративных оздоровительных мероприятий и т.д.); индивидуальный уровень (охватывает действия, предпринимаемые сами работниками социальной сферы по сохранению и укреплению психического здоровья).
Реализация целей в рамках представленных направлений предполагает использование следующих видов социально-психологической помощи для обеспечения эффективной профессиональной деятельности: психологическое просвещение; психологическая диагностика; психогигиена; психологическая профилактика; психологическая; психологическое консультирование; психологический тренинг.
Все виды социально-психологической помощи тесно взаимосвязаны, однако каждый из них имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при планировании мероприятий по психологическому обеспечению профессиональной деятельности.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ