Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы семейного воспитания младших школьников в современных условиях (Теория и практика организации исследования в начальном образовании, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №60435

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы46
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
255
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 68 » г. Барнаула. В исследовании принимали участие 15 младших школьников (учащиеся 1 класса). Все семьи полные. По количеству детей 7 семей имеют одного ребенка; 8 семей имеют двоих детей.
В приложениях результаты исследования в табличном виде. .
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования позитивного отношения к семье у младших школьников 6
1.1 Сущность понятий отношение и позитивное отношение к семье 6
1.2 Особенности формирования позитивного отношения к семье у младших школьников 12
1.3 Формы, средства и методы формирования позитивного отношения к семье у младших школьников 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования позитивного отношения к семье у младших школьников 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Изучение характера отношения к семье у младших школьников 29
2.3. Рекомендации педагогу по формированию у детей позитивного отношения к семье в процессе воспитания 34
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Список литературы 41
Приложения 44

Объект исследования: отношение к семье у младших школьников.
Предмет исследования: формирования позитивного отношения к семье у младших школьников в процессе воспитательной работы.
Цель исследования: изучить педагогические условия формирования позитивного отношения к семье у младших школьников в процессе воспитания.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий отношение и позитивное отношение к семье.
2. Охарактеризовать особенности формирования позитивного отношения к семье у младших школьников.
3. Проанализировать формы, средства и методы формирования позитивного отношения к семье у младших школьников.
4. Подобрать диагностические методики для определения отношения к семье у младших школьников.
5. Определить особенности отношения к семье младших школьников в ходе экспериментального исследования.
6. Разработать рекомендации для педагогов по формированию позитивного отношения к семье у младших школьников в процессе воспитания.
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение, формулирование выводов; эмпирические – тестирование, проективный метод, контент-анализ, педагогический эксперимент. В ходе исследования применялись следующие диагностические методики: тест Рене Жиля, написание мини-сочинения «Моя семья» и методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
системный подход к процессу формирования у младших школьников позитивного отношения к семье – Е.В. Зритневой, М.А. Матвеевой и др.;
деятельностный подход по формированию ценностного отношения к семье у учащихся начальных классов – А.М. Роговой, Н.Е. Щурковой и др.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 68 » г. Барнаула. В исследовании принимали участие 15 младших школьников (учащиеся 1 класса).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам исследования, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить формирование позитивного отношения к семье у младших школьников, и выполнить ряд последовательных задач, на основании которых можно сделать следующие выводы.
Семья как социальный институт является объектом пристального внимания ученых гуманитарных наук, поскольку является той микрогруппой, которая обеспечивает социализацию личности. В каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием.
Отношение к семье – это сложное в структурном отношения явление, включающее в себя не только актуальную, проявляющуюся в деятельности позицию личности к семье – личностные ценностные предпочтения к семье, которые задают направленность и мотивированность всей человеческой жизни, но и потенциальную (внутреннюю) – потребности, интересы, посредством которых и происходит оценивание, т.е. выявление значимости семьи для отдельной личности или общества в целом. Позитивное отношение к семье рассматривается также как интегративно-личностное и социально-психологическое образование, с развивающимися внешними и внутренними связями, определяющими подготовленность в данной области жизнедеятельности человека, представляющие психологическую готовность к семье и браку, а также определенных знаний и умений.
Стоит отметить, что процесс формирование позитивного отношения к семье у младших школьников реализовывается в разнообразных формах с помощью всевозможных приемов, методов и воспитательных средств. В педагогических источниках понятие форма воспитания имеет значение способа организации процесса воспитания. Формы воспитания демонстрируют взаимоотношения, складываемые между учителем и учениками. Классификация форм воспитания зависит от количества учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работы. Данная классификация является самой распространенной. Так же имеет место быть классификация, зависящая от методов воспитания: словесные, практические и наглядные формы. Так к словесным формам организации воспитательной деятельности относятся: собрания, лекции, диспуты, доклады, сборы, встречи и т.д. К практическим формам можно отнести: экскурсии, походы, спартакиады, конкурсы, олимпиады и.т.п.
Для исследования формирование позитивного отношения к семье у младших школьников. были использованы следующие методики: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин, тест-методика Рене Жиля и методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана. Исследование по методике «Тест родительского отношения» позволило выявить, что родители, принимавшие участие в экспериментальной работе по-разному относятся к своим детям: положительное отношение зафиксировано у 47% родителей, нейтральное отношение отмечено у 20% родителей и отрицательное отношение было зафиксировано у 33% родителей. Исследование по методике Рене Жиля показало, что преобладает положительное отношение к родителям. Отцы воспринимаются детьми по сравнению с матерями менее любящими и менее заботливыми. Общая атмосфера в семье в целом благоприятная.
Результаты исследования школьников по тесту «Кинетический рисунок семьи»: благоприятная семейная обстановка присутствует в большинстве семей – 7. В 2 семьях у детей присутствует тревожность, и в 5 семьях конфликтность. Чувство неполноценности в своей семье также как и очевидная враждебность в семье, не проявилось ни у одного ребенка. Обнаружена следующая особенность: симптомокомплексы «конфликтность» и «тревожность» выявлены у семей, у которых диагностировались признаки дисгармоничного воспитания.



1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет [Текст] / Б. Г. Ананьев. – Москва : Просвещение, 2014. – 230 с.
2. Бернс, Р. С. Кинетический рисунок семьи : введение в понимание детей через кинетические рисунки [Текст] / Р. С. Бернс, С. Х. Кауфман. – Москва : Смысл, 2012. – С. 20-21.
3. Бодалев, А. А. Общение и формирование личности школьника [Текст] / А. А. Бодалев. – Москва : Книга, 2015. – 364 с.
4. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : Просвещение, 2015. – 464 с.
5. Бачева, Е. В. Уроки Семейной любви [Текст] / Е. В. Бачева // Семейное чтение. – 2014. – №3. – С. 2-39.
6. Безрукова, О. Н. Трансформация семейных ценностей и репродуктивных установок поколения родителей и детей. Проблемы народонаселения в зеркале истории. Шестые Валентеевские чтения. Сборник докладов [Текст] / О. Н. Безрукова // Под редакцией В. В. Елизарова, И. А. Троицкой. – Москва : МАКС Пресс, 2015. – 167 с.
7. Волжина, О. И. Семья как социокультурная ценность [Текст] / О. И. Волжина. – Москва : Наука, 2015. – 45 с.
8. Деркач, А. А. Акмеологический словарь [Текст] / А. А. Деркач – Москва : Изд-во РАГС, 2004. – 490 с.
9. Волжина, О. И. Семья как социокультурная ценность.. [Текст] / О. И. Волжина. – Москва, – С. 29- 45
10. Зритнева, Е. В. Воспитание будущего семьянина в современной России : дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Е. И. Зритнева. – Ставрополь, 2016 – 465 с.
11. Колмогорова, Л. С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся [Текст] / Л. С. Колмогорова : дис. ... д-ра психол. наук. – Москва : Просвещение, 2011. – 471 c.
12. Карцева, Я. В. Российская семья на рубеже двух веков [Текст] / Я. В. Карцева. [Текст] Казань 2014. – 220 с.
13. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. – Москва : Просвещение, 2014. –100 с.
14. Лубовский, Д. В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика [Текст] / Д. В. Лубовский. – Москва : Наука, 2012. – 154 с.
15. Мерлин, В. С. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / В.С. Мерлин. – Пермь, 2010. – С. 5-19.
16. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. – Москва : Изд-во «Ин-т практ. психол.»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. – 151 с.
17. Матвеева, М. А. Проблема детско-родительских отношений в современной психолого-педагогической литературе [Текст] / М. А. Матвеева // Новая наука : От идеи к результату. – 2016. – № 10-2. – С. 141-144.
18. Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высшей педагогических учебных заведений: ВЗКН : Кн.3; Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика [Текст] / Р. С. Немов. – Москва : Просвещение: ВЛАДОС,2015. – 512 с.
19. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов [Текст] / Л. Ф. Обухова. – Москва : Высшее образование: МГППУ, 2016. – 460 с.
20. Осницкий, А. К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «фильмтеста» Рене Жиля [Текст] / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 55-62.
21. Панферов, В. Н. Психология человека [Текст] / В. Н. Панферов, - Санкт-Петербург : Издательство В. А. Михайлова, 2016. – 159 с.
22. Пархоменко, Н. А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры [Текст] / Н. А. Пархоменко // дис. … канд. пед.наук. 13.00.01 – Курск, 2012. –140 с.
23. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А. Рена, Я. Л. Коломинский. – Санкт-Петербург : Питер Ком, 2015. – 416 с.
24. Рубинштейн, С. Л. Сознание человека [Текст] // С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии: в 3 т. Т. 2. Гл. 6. – Москва : Педагогика, 2014. – С. 156-192.
25. Рогова, А. М. Особенности формирования семейных ценностей у современной российской молодежи [Текст] / А. М. Рогова // Современные проблемы образования и науки. – 2017. – № 1. – С. 66-69.
26. Смирнова, Е. О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе [Текст] / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – С. 5-13.
27. Торохтий, В. С. Психологическое здоровье семьи [Текст] / В. С. Торохтий, О. Г. Прохорова. – Москва : КАРО, 2013. – 160 с.
28. Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности [Текст] / В. Я. Титаренко. – Москва : Мысль, 2017. – 351 с.
29. Фельдштейн, Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. – 2014. – № 1(26). – С. 45.
30. Холодкова, О. Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников [Текст] / О. Г. Холодкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – № 9. – С. 76-78.
31. Холодкова О. Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника : монография [Текст] / О. Г. Холодкова. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 167 с
32. Щуркова, Н. Е. Как воспитать жизнеспособность школьника [Текст] / Н. Е. Щуркова // Социальная педагогика. – 2013. – №5. – С. 27-37.
33. Эйдемиллер, Э. Г. Детско-родительские отношения в подростковом возрасте [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер // Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. – Москва : Когито-Центр, 2013. – С. 126-136.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ