Введение 3
Глава I. Развитие физических качеств у детей 5-6 лет в условиях ДОУ 6
1.1. Возрастные особенности детей 5-6 лет 6
1.2. Развитие физических качеств у детей в возрасте 5-6 лет 11
1.3. Содержание и средства физического воспитания в ДОУ 16
Глава II. Организация и методы исследования 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Методы исследования 26
Глава III. Обоснование экспериментальной методики развития физических
качеств у детей 5-6 лет на занятиях по физическому развитию 30
3.1. Содержание экспериментальной методики 30
3.2. Обоснование эффективности экспериментальной методики 35
Выводы 38
Практические рекомендации 39
Список использованной литературы 40
Приложения
Период дошкольного детства - период бурного роста и развития организма ребенка. От правильной организации процесса воспитания в этом возрасте во многом зависит будущее здоровье, интеллектуальное и физическое развитие человека. Большую роль в развитии детей до семи лет играют дошкольные общеобразовательные учреждения - детские сады. Это объясняется тем, что в детских садах дети находятся значительное время (нередко до 10 часов в день). Таким образом, время пребывания в дошкольном учреждении детей, посещающих детские сады, превышает время бодрствования в домашних условиях. Следовательно, от деятельности педагогов дошкольного учреждения во многом зависит процесс развития ребенка.
Одна из главных задать педагогов в детском саду - содействие гармоничному полноценному физическому развитию детей. Для этого используются различные формы занятий, направленных на физическое воспитание, применяется широкий спектр средств и методов физического воспитания.
Одной из основных форм физического воспитания в детском саду являются занятия по физическому развитию. При этом количество таких занятий в неделю всего три. А продолжительность каждого занятия в старшей группе всего 25 минут. Естественно, что за такой малый временной период физического воспитания очень трудно педагогу решить задачи по гармоничному развитию всех физических качеств у дошкольника, обучить необходимым двигательным умениям и навыкам.
В дошкольном возрасте не предполагается акцентированное воздействие на развитие какого-либо физического качества ребенка. Однако большинство специалистов сходятся во мнении, что дошкольный возраст - это наилучший возраст для развития ловкости, или как принято называть это физическое качество - координационных способностей. Приобретаемый в дошкольном возрасте двигательный опыт, изучение новых движений, умение согласовывать движения различными частями тела являются фундаментом дальнейшего развития абсолютно всех физических качеств. При развитии ловкости следует постоянно менять, дополнять и усложнять двигательные задания, широко применять различные игры, использовать нестандартное оборудование.
Доступным и эффективным средством для развития ловкости являются упражнения с мячом. Этот спортивный снаряд обладает целым рядом уникальных свойств, позволяющих с успехом развивать ловкость ребенка и другие физические качества. Ловля, передача, броски мяча включают в работу как крупные мышцы (мышцы ног и туловища), так и более мелкие (мышцы рук), в частности мелкие мышцы, отвечающие за работу кисти и пальцев. Активная работа кистью и пальцами, по мнению большинства детских психологов и физиологов, вызывает положительные изменения в коре головного мозга, содействует интеллектуальному развитию ребенка.
Учитывая все вышесказанное, мы поставили перед собой цель исследования: оптимизировать процесс физического воспитания на занятиях по физическому развитию в дошкольных образовательных учреждениях.
Объект исследования - физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс физического воспитания детей 5-6 лет на занятиях по физическому развитию.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа специальной литературы выявить особенности физического воспитания дошкольников в рамках занятий по физическому развитию.
2. Разработать методику развития физических качеств дошкольников 56 лет на занятиях по физическому развитию и экспериментально проверить ее эффективность.
3. Разработать практические рекомендации по организации процесса физического воспитания дошкольников 5-6 лет на занятиях по физическому развитию.
Гипотеза: предполагается, что методика развития физических качеств дошкольников 5-6 лет, в основе которой лежат упражнения и игры с мячом, будет эффективной при ее использовании на занятиях по физическому развитию.
Методы исследования: анализ педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, анализ практической деятельности автора в качестве инструктора по физической культуре дошкольного учреждения, педагогический эксперимент, тестирование двигательных способностей, методы математической статистики.
Новизна исследования заключается в том, что предложена методика развития физических качеств дошкольников 5-6 лет на основе использования упражнений и игр.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования представленной методики в процессе работы педагогами ДОУ с детьми 5-6 лет.
1. Анализ специальной литературы позволяет говорить о том, что дошкольный возраст является возрастом бурного развития всех физических качеств. При этом на занятиях по физическому развитию в дошкольных образовательных учреждениях не происходит акцентированного воздействия на какое-либо из физических качеств. Все физические качества развиваются одновременно. Однако, по мнению большинства специалистов в дошкольном возрасте следует особое внимание уделять развитию скоростных и особенно координационных способностей.
2. Результаты проведенного нами исследования, свидетельствуют о том, что экспериментальная методика, в основе которой лежат упражнения и игры с мячом, оказалась эффективной при ее использовании на занятиях по физическому развитию с детьми 5-6 лет. Об этом свидетельствует наличие достоверных отличий (P<0,05) между показателями тестирования экспериментальной и контрольной групп. Результаты в экспериментальной группе достоверно выше в таких упражнениях, как метание на дальность и на точность, челночный бег и равновесие.
1. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] / Э.Й.Адашкявичене - М.: Просвещение, 1992.
2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В.Г.Алямовская - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1993.
3. Аксенова, З.Ф. Спортивные праздники в детском саду [Текст]: пособие для работников дошкольных учреждений / З.Ф.Аксенова - М., 2003.
4. Анашкина, Л.П. Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях [Текст] / Л.П.Анашкина // Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1982, с.65-75.
5. Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник [Текст] / Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина - М.: АРКТИ, 2001.
6. Береснева, З.И. Здоровый малыш [Текст] / З.И.Береснева, Р.Г.Казаковцева: Программа оздоровления детей в ДОУ. - М., 2004.
7. Булич, Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах [Текст] / Э.Г.Булич - М., 1986.
8. Буцинсая, П.П. Планирование основных движений на физкультурных занятиях [Текст] / П.П.Буцинсая // Педагогическая практика студентов по курсу «теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». - М., 1984, с. 98-110.
9. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость [Текст] / Е.Н.Вавилова - М., 1981, с. 1-12.
10. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать и метать [Текст] / Е.Н.Вавилова // Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983.
11. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей [Текст] / Е.Н.Вавилова // Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1986.
12. Викулов, А.Д. Развитие физических способностей детей [Текст] / А.Д.Викулов, И.М.Бутин // Книга для малышей и их родителей. - Ярославль: Гринго, 1996. - 176 с.
13. Васильева, М.А. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста [Текст] / Сост. Г.П.Юрко // Метод. рекомендации - М., 1983.
14. Васюкова, В.И. Физкультурные развлечения [Текст] / В.И.Васюкова // Педагогическая практика по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Под ред. Кенеман А.В., Осокиной Т.И. - М., 1984, с. 163-169.
15. Галузинский, В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся [Текст] / В.М.Г алузинский - Киев, 1982.
16. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам [Текст] / Л.Д.Глазырина - М.: ВЛАДОС,1999.
17. Громова, О.Е. Спортивные игры для детей [Текст] / О.Е.Громова - М., 2003.
18. Губа, В.П. Что может ваш ребенок [Текст] / В.П.Губа - М., 1991.
19. Ермак, Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду [Текст] / Н.Н.Ермак // творческая школа дошколят / Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
20. Ефименко, Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Н.Н.Ефименко - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
21. Железняк, Ю.Д. «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте» [Текст] / Ю.Д.Железняк, П.К.Петров - М.: Академия, 2001. - 264с.
22.Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка дошкольника [Текст] / В.Н.Зимонина // развитие организованного, самостоятельного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного / Расту здоровым: Программно-метод.
пособие для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений - М., 2003.
23.Зимонина, В.Н. Рабочий журнал инструктора (воспитателя ДОУ) по физической культуре [Текст] / В.Н.Зимонина - М., 2003.
24.Змановский, Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми [Текст] / Ю.Ф.Змановский - М.: Медицина, 1989.
25. Индивидуальный подход к детям в воспитательно-образовательном процессе детского сада / [Текст] // Под ред. Котырло В.К. - Киев, 1989.
26. Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка: Динамические упражнения для детей 6-10 лет [Текст] / Е.А.Каралашвили - М., 2003.
27. Карманова Л.В. Индивидуальный подход к старшим дошкольникам при обучении движениям [Текст] / Л.В.Карманова // Проблема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. - Пермь, 1978.
28. Карманова, Л.В. Диагностика физического развития дошкольников [Текст] / Л.В.Карманова, В.Н.Щебеко, Т.Ю.Догвина - Минск, 1992.
29. Карманова, Л.В. Физическая культура в старшей группе детского сада [Текст] / Л.В.Карманова, В.Н.Щебеко - Минск, 1987.
30. Картушина, М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет [Текст] / М.Ю.Картушина - М., 2004.
31. Кенеман, А.В. Детские народные подвижные игры [Текст] / А.В.Кенеман, Т.И.Осокина - М.: Просвещение, 1995.
32. Коровина, И.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнования и творческих заданий [Текст] / И.М.Коровина // Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. - М., 1984, с.65-80.
33. Кряж, В. Н. Гимнастика. Ритм. Пластика [Текст] / В. Н.Кряж, Э. В.Ветошкина, Н.А.Боровская - Мн.: Полымя, 1987.
34. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] / В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
35. Ланда, Б.Х. методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст]: учеб. пособие / Б.Х.Ланда. - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2005. - 192 с.: ил.
36. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М.Д.Маханева - М.: АРКТИ, 1998.
37. Муравьев, В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста [Текст] / В.А.Муравьев, Н.Н.Назарова // Метод. пособие - М., 2004.
38. Ноткина, Н.А. Воспитывать физические качества [Текст] / Н.А.Ноткина // Дошкольное воспитание. - 1980, №12, с.36-38.
39. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми [Текст] / Л.И.Пензулаева - М.: Просвещение, 1988.
40. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] / М.А.Рунова // Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 1996.
41. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 91 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10.
42. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13. (с редакцией от 27.08.2015 г.)
43. Сивачева, Л.Н. Физкультура - это радость! [Текст] / Л.Н.Сивачева - СПб.: Детство-пресс, 2001.
44. Сиротин, О.А. Контроль за физической подготовленностью дошкольников [Текст] : метод. рек. / О.А.Сиротин, С.Б.Шарманова, Л.В.Пигалова - Челябинск, 1994.
45. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и
развития ребенка [Текст]: Учеб. пособие для студентов высших
педагогических учеб. заведений / Э.Я.Степаненкова - М., 2001.
46. Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста [Текст]: метод. рек. / Т.А.Тарасова - М., 2005.
47. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
48. Усаков, В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников [Текст] / В.И.Усаков - Красноярск, 1989.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г.
50. Фирилева, Ж.Е. Са-Фи-Данс. Танцевально-игровая гимнастика для детей [Текст] / Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина - СПб.: Детство-пресс, 2001
51. Фомина, А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду [Текст] / А.И.Фомина - М.: Просвещение, 1974.
52. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
53. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников. Практикум [Текст]: Пособие для средних пед. учебных заведений и работников дошкольных учреждений / В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.А.Шишкина - М., 1997.
54. Шорин, Г.А. Нормативы и метод. указания по оценке физического развития детей дошкольного возраста [Текст]: метод рек. / Г.А.Шорин - М., 2004.
55. Щебеко, В.Д. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / В.Д.Щебеко - Мн.: 1998.
56.Эрбах, Б. Гимнастика круглый год [Текст] / Б.Эрбах, У.Польстер - Мн.: Полымя, 1984г.