Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Способы изображения внутренней речи R художественном тексте на уроках домашнею чтения на примере романа Helen Fielding “Bridget Jones’s Diary”

Работа №60374

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
369
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Интраперсональное общение как предмет научного исследования 7
1.1. Понятие интраперсонального общения 7
1.2. Внутренняя речь как способ выражения интраперсонального общения 11
1.3. Основные формы интраперсонального общения 18
1.3.1. Внутреннее реплицирование 18
1.3.2. Внутренний монолог 21
1.3.3. Внутренний диалог 25
Выводы по первой главе 28
Глава II. Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе на примере романа Helen Fielding "Bridget Jones's Diary" 29
2.1. Внутренняя речь в художественном произведении и способы ее реализации 29
2.2. Структурно-семантические модели с прямой речью 32
2.3. Структурно-семантические модели с косвенной речью 38
2.4. Несобственно-прямая речь и ее структурно-семантические подтипы 43
Выводы по второй главе 49
Глава III. Домашнее чтение в обучении английскому языку в средней школе 50
3.1Роль домашнего чтения как самостоятельного вида деятельности учащихся при обучении иностранному языку 50
3.2. Комплекс упражнений на уроке домашнего чтения по английскому языку на примере романа Helen Fielding "Bridget Jones's Diary" 55
Выводы по третьей главе 60
Заключение 61
Список литературы 64

Настоящая работа посвящена исследованиям в сфере теории текста, в особенности анализу особой формы общения, общения происходящего внутри одной личности, интраперсонального общения. В нашей исследовательской работе осуществляется попытка введении данных об этом явлении, предлагаемых в схожих лингвистических дисциплинах, таких как стилистика, лингвистика текста, грамматика. Особое место в данной работе уделяется психологической основе, а также практическому изучению внутренней речи на примере романа Хелен Филдинг «Дневник Бриджид Джонс», ее структурной организации и функциональному аппарату.
Актуальность данной работы заключается в необходимости комплексного анализа внутренней речи как особой формы языкового общения индивидуума и как элемента художественного текста, Основой, которая определяет актуальность данной работы, является изучение ее структурной организации, семантической наполненности и
функционирования.
Научная новизна данной исследовательской работы заключается в выделении трех основных форм существования внутренней речи и детальном описании их структуры, коммуникативной направленности и способов изображения на материале произведения Хелен Филдинг «Дневник Бриджид Джонс», а также в разработке упражнений направленных на распознавание внутренней речи в художественном тексте.
Внутренняя речь как специфичная форма языкового общения и особый стилистический прием рассматривается в качестве объекта исследования.
Предметом исследования в данной работе выступают способы изображения внутренней речи и проблемы, связанные с ее реализацией на примере англоязычной художественной литературы.
Целью настоящей исследовательской работы является исследование внутренней речи и в проведении лингвистического анализа способов ее
передачи на основе конкретного литературно-художественного
произведения, на уроках домашнего чтения.
В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:
1. Изучить феномен «интраперсональное общение»;
2. Рассмотреть понятие внутренняя речь как способа выражения интраперсонального общения;
3. Описать основные существующие формы внутренней речи: краткое внутреннее реплицирование, внутренний монолог, внутренний диалог;
4. Изучить способы изображения внутренней речи, структуру, в романе Хелен Филдинг «Дневник Бриджид Джонс»;
5. Разработать комплекс упражнений , направленных на распознавание внутренней речи и ее структуры;
Методы исследования в работе были использованы общие методы и приемы научного анализа, методы лингвистического анализа: функциональный метод, описательный метод. При проведении текстового анализа мы применяли методику контекстно - вариативного членения текста. При определении частотности употребления тех ли иных форм внутренней речи нами был применен лингвостатистический метод.
Материалом для исследования послужил англоязычный роман современной писательницы Хелен Филдинг общим объемом около трехсот страниц. На основе данного произведения нами было рассмотрено более семидесяти примеров внутренней речи.
Теоретическая значимость работы заключается в сближении психолингвистического и литературоведческого аспектов феномена «внутренняя речь», что обеспечивает единство и цельность объекта исследования, позволяет выявить новые данные о структурной и коммуникативной направленности внутренней речи как фрагмента художественного текста.
Практическое значение работы определяется возможностью использования ее основных положений и выводов в соответствующих разделах курсов стилистики, интерпретации текста, литературоведения, истории английской литературы. Материалы исследования могут также использоваться при создании спецкурса по теории текста и в процессе проведения практических занятий по аналитическому чтению на старших курсах языковых вузов.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 40 источников и приложения. На основании каждой главы сформулированы выводы.
В первой главе представлены теоретические основы интраперсонального общения. Большое внимание уделяется на изучение внутренней речи как способа выражения интраперсонального общения и психолингвистического феномена, также выявлению отличительных черт и сопоставлению с внешней речью. Подробно изучаются основные формы интраперсонального общения, а именно простое внутреннее реплицирование, внутренний монолог, внутренний диалог. Данные формы рассматриваются на примерах художественных произведений, дается их краткое описание, и выделяются наиболее значимые в рамках работы характеристики. Рассматривается функциональный аппарат.
Во второй главе нами подробно рассматриваются способы реализации внутренней речи в художественном произведении. Описываются структурно - семантические модели с прямой речью, структурно-семантические модели с косвенной речью и несобственно-прямая речь и ее структурно-семантические подтипы.
Третья глава нашей работы посвящена рассмотрению уроков домашнего чтения , этапов работы над текстом, критериев отбора текстов, преимуществ художественных текстов над научно-популярными и публицистическими тестами, упражнениий, которые применяются в ходе работы над текстом. Определены главные функции обучения домашнему чтению. Нами были разработаны упражнения, которые включают материал по теме «внутренняя речь».
Научные труды, которые лежат в основе нашего исследования и являются составляющими, теоретической базы весьма разнообразны. В ходе работы мы обращались к трудам в области теории текста, авторами которые являются выдающиеся ученые как В.В. Виноградов, М.Я. Блох, В.А. Кухаренко. В теоретическую базу исследования входят также труды отечественных и зарубежных психологов, занимающихся проблемой внутренней речи: Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, Н.И. Жинкина, A.A. Леонтьева, Т.Н. Ушаковой, Г.М. Кучинского. Также в нашей исследовательской работе нашли отражения философские обоснования интраперсонального общения, опираясь на труды М.С. Каган.
Апробация результатов исследования: работа прошла апробацию на «Ежегодной студенческой научно-практической конференции К(П)ФУ 2017», которая проходила в период 7 апреля 2017 года. Работа вызвала определенный интерес, тезисы выступления на конференции были опубликованы в Сборнике трудов Ежегодной научно-практической конференции студентов К(П)ФУ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы были решены поставленные задачи. Нами была рассмотрена внутренняя речь как психолингвистический феномен и проанализирована как фрагмент литературного текста с точки зрения структурно- семантических особенностей на конкретных примерах. Для осуществления данной цели были рассмотрены понятия интраперсонального общения и внутренней речи, изучены основные формы интраперсонального общения и особенности их использования в литературных произведениях, охарактеризованы и проанализированы способы передачи внутренней речи в романе Хелен Филдинг «Дневник Бриджид Джонс».
Из первой главы мы узнали, что человеческая активность может иметь субъективный характер и проявляться на трех доступных для нее уровнях: внутри психики индивидуума, во взаимодействии разных индивидуумов и во взаимоотношениях социальных групп и культур. В связи с этим был введен термин интраперсональное общение. «Второе Я» индивидуума, реальные личности, отсутствующие в данный конкретный момент, одушевленные или неодушевленные объекты могут стать адресатом интраперсонального высказывания.
Также установлено, что внутренняя речь является средством осуществления интраперсонального общения, которая, в свою очередь, тесно связана с мыслительными процессами индивидуума. Стоит отметить, что внешний и внутренний языки действуют совместно, однако, функции, которые они выполняют различны. Об их сходствах и различиях можно узнать из первой главы данной работы.
Нами было охарактеризовано возможное проявление
интраперсонального общения в формах внутреннего монолога, внутреннего диалога и простого внутреннего реплицирования, которые являются самостоятельными в процессе реализации внутренней коммуникации.
Частотность употребления в романе Helen Fielding "Bridget Jones's Diary" мы представили в виде диаграммы Таблица 2 (см. Приложение).
Следя за внутренними диалогами и монологами героя, читатель получает возможность непосредственного восприятия не только самого персонажа «изнутри», но и явлений и событий окружающей его действительности. Посредством внутренних реплик персонажей выражаются мгновенные эмоции.
Внутренняя речь в литературных произведениях, таким образом, является средством создания особого стилистического и психологического эффекта. Для описания внутреннего мира персонажа автор прибегает к использованию внутренней речи в произведениях, стремится передать содержание и показать процесс образования мыслей и чувств героев. Тем самым функциональный диапазон внутренней речи и структурных моделей внутренней речи в художественном тексте весьма разнообразен.
Исследования, которые были проведены на основе второй главы становится очевидным, что значительная часть художественного текста в рассмотренном романе Хелен Филдинг отводится передаче внутренней речи персонажа.
Такие формы интраперсонального общения, как внутренний монолог и внутренний диалог мы можем наблюдать в известном романе «Дневник Бриджид Джонс». Широкое использование данных форм передачи внутренней речи мы можем объяснить, тем фактом, что автор, таким образом, подчеркивает мыслительные процессы персонажей, рассказывая читателю об их переживаниях, интересующих вопросах, рассуждениях и одновременно передает их страх озвучить все свои мысли и желания вслух.
Художественный текст характеризуется наличием авторского плана и персонажного плана. В первом случае, повествование ведется от третьего лица, во втором случае повествование ведется от первого лица. Мы пришли к выводу, что не правомерно говорить, только о том, что в художественном тексте имеется только речь персонажа и автора, но также существует возможность изображения внутренней речи посредством автора- рассказчика.
В художественном тесте внутренняя речь изображается различными способами: в форме прямой речи, в форме косвенной речи и в форме несобственно-прямой речи. Мы отметили, что несобственно-прямая речь при передаче внутренней речи героя является наиболее приемлемым вариантом, поскольку имеет несколько различных способов оформления внутренней речи, где наблюдается контаминация субъектно-объектных перспектив. Несобственно-прямая речь одновременно сокращает и сохраняет в тоже время внутреннее высказывание персонажа произведения, эмоциональная окраска сохраняет в большинстве случаев свою исходную форму, раскрывает образ героя. Прямая речь при передаче внутренней речи сохраняет эмотивную окраску, содержание, стиль речи, но в большинстве случаев не пригодна для передачи более длительных и развернутых высказываний. Косвенная речь изображает внутреннюю речь, но она лишена личной субъектной экспрессии.
Каждый из способов передачи внутренней речи в художественном произведении отличаются своим функциональным диапазоном, структурой, стилистикой. Частотность употребления различных способов изображения внутренней речи в романе Helen Fielding "Bridget Jones's Diary" мы представили в виде диаграммы Таблица 3 (см. Приложение).
Мы отметили, что внутренняя речь играет очень важную роль при изучении иностранного языка, потому что она неразрывно связана с процессами мышления. Внутренняя речь представляет собой единство мышления и речи. А также внутренняя речь один из важнейших компонентов при формировании мысли, в котором отмечается внутреннее формулирование и проговаривание далее внешней речи. Домашнее чтение на уроках английского языкам в школе формирует у учащихся умение мыслить, говорить на иностранном языке, также знакомит их социокультурными аспектами изучаемой страны.
Внутреннюю речь мы рассматриваем на основе художественного произведения, на уроках домашнего чтения по английскому языку. Домашнее чтение рассматривается нами как самостоятельный вид деятельности, который необходим в процессе обучения иностранному языку. Домашнее чтение имеет план работы, функции, этапы работы с текстом на уроке английского языка. Художественное произведение рассматривается нами как благоприятный вариант при обучении английскому языку. При отборе материала учителю необходимо ориентироваться на критериях отбора текстов, правильно подобрать упражнения для тренировки того или иного навыка.
В заключение хотелось бы добавить, что структура художественного произведения, его композиция и сюжет отражают высокую степень индивидуализации текста.


1. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Б.Г. Ананьев. // Психология чувственного познания. — М., 1960. - 488 с.
2. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. - 5-е. изд. испр. и доп. / И.В. Арнольд - М: Флинга: Наука, 2002. - 384с.
3. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
4. Артюшков И.В. Аспекты исследования внутренней речи / В.А. Артюшков / / Филологические науки 1997. - №4. С. 66-75.
5. Артюшков И.В. Косвенная и тематическая речь как особые формы изображения внутренней речи персонажей в художественном тексте (на примере прозы Л.Н Толстого и Ф.М. Достоевского) / И.В. Артюшков // Семантика и прагматика языковых единиц: Межвуз. сб. науч. труд. - Уфа: БГПИ, 1999.- С. 103-110.
6. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г.Бабенко. Ю.В.Казарин. - М., 2003.- 179c.
7. Беркнер, С.С. О взаимодействии реплик в английской диалогической речи / С.С. Беркнер // Ученые записи. - Ульяновск: УГУ 1959. -т. 17, - в. II. - С.41.
8. Боднарук Е.В. Способы передачи внутренней речи персонажей в художественном произведении / Е.В.Боднарук. — М., 2010. - С.71-76
9. Блох М.Я., Великая Е.В. Просодия в стилизации текста / М.Я.Блох, Е.В.Великая. - М.: «Прометей» МИГУ, 2011. - 120 с.
10. Блох М.Я., Сергеева Ю.М. Внутренняя речь в структуре художественного текста// М.Я.Блох, Ю.М.Сергеева.— М.: Изд. Прометей, 2011. - 180 с.
11. Будагов Р. А. Человек и его язык / Р.А.Будагов. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 429c.
12. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды. / В.В. Виноградов. - М: Наука, 1980. - 361с.
13. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка // Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка: ст. / В.Н.волошинов. - М., 2000. - 468c.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования / Л.С.Выготский. — М.: Наука, 1998.- 504 с.
15. Выготский Л.С. Психология. / Л.С. Выготский. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
16. Гончарова Е.А., Шишкина И.П. Интерпретация текста. Немецкий
язык: учеб. Пособие / Е.А.Гончарова, И.П.Шишкина. - М., 2005. -
266с.
17. Дарканбаева И.Т. Синтаксис прямой, косвенной и несобственно-прямой речи в английском языке: Автореф. дис... канд. филол. наук. / И.Т. Дарканбаева. - М., 1980.
18. Депутатова Н.А. Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе на примере романа W.S. Maugham “Theatre”. / Н.А. Депутатова // Казань, КПФУ - 2015.
19. Депутатова Н.А. , Салманова В.Э. Интраперсональное общение и внутренняя речи как средство его реализации / Н.А. Депутатова, В.Э. Салманова // Материалы VI Международной научно-практической конференции, Казань: КПФУ.- 2015.- С. 104-110.
20. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество (Избранные труды) / Н.И.Жинкин - М.: Лабиринт, 1998. - 368 с.
21. Зайцева Е.И., Макарова М.Г. Разновидности художественной речи в произведениях английских писателей / Е.И.Зайцева, М.Г.Макарова // Вестник ВолГУ. - Серия 9. Вып. 7. 2008-2009. - С. 29-34.
22. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности /
И.А.Зимняя. - М.: Психолого-социальный институт; Воронеж: НПО
"МОДЭК", 2005. -432с.
23. Измагурова В.Л. Внутренний диалог как механизм развития сознания: автореф. дис. к.п.н. / В.Л.Измагурова. - М. - 2006. - 32 с.
24. Каган М.С. Внутренний диалог как закономерность художественно- творческого процесса / М.С.Каган // Советское искусствознание. — М.: Сов.художник, 1985. -Вып. 19. - С. 36.
25. Комаров А.С. Конструкции, вводящие чужую речь, в художественном тексте: автореф. дис. к.ф.н. / А.С.Комаров. М. - 2010. - 19 с.
26. Кусько Е.Я. Несобственно-прямая речь в современной немецкой литературе: автореф. дис. д.ф.н./ Е.Я.Кусько. Киев: 1981. - 39c.
27. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. / В.А. Кухаренко -М.: Просвещение, 1988.
28. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога / Г.М.Кучинский. — Минск: Изд-во «Университетское», 2008. - 206 с.
29. Ларина С.Г. Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в): дис. к. ф. н. / С.Г.Ларина. Орехово-Зуево. - 2014. - 157 с.
30. Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А.Леонтьев. - М.: Красанд, 2010. - 312 с.
31. Менг К. Проблема анализа диалогического общения / К.Менг. // Текст как психолингвистическая реальность - М.: Наука, 1982. - С. 14¬18.
32. Пешков И.В. Введение в риторику поступка / И.В.Пешков. -М.: Лабиринт, 1998. - 288 с.
33. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л.Рубинштейн. - М., 1998. - 145 с.
34. Селиванова Н. А. Домашнее чтение - важный компонент содержания обучения иностранным языкам в средней школе / Н.А. Селиванова // Иностранные языки в школе. 2004. - № 4. С. 21-26.
35. Селиванова Н.А. Литературно-страноведческий подход к отбору
текстов домашнего чтения / Н.А. Селиванова // Иностранные
языки в школе. 2008. - №1. С. 61-64.
36. Сергеева Ю.М. Внутренняя речь как особая форма языкового общения (на материале англоязычной художественной литературы): автореф. дис. док.филол. наук / Ю.М.Сергеева. М. - 2009. - 35 с.
37. Солганик Г.Я. Стилистика текста: учеб. Пособие / Г.Я.Солгание. - М., 2000. - 108 с.
38. Соколов А.Н. Динамика и функции внутренней речи (скрытой артикуляции) в процессе мышления / А.Н.Соколов // Известия Академии педагогических наук РСФСР,1960. - № 113. - С. 61-72.
39. Страхов И. В. Психология внутренней речи / И.В.Страхов. — Саратов, 1969. — 56 с.
40. Ушакова Т.Н. Проблема внутренней речи / Т.Н.Ушакова // Вопросы психологии. - № 2.-1985. - С. 39-51
41. Хелен Филдинг Дневник Бриджид Джонс: пер. с англ./ Хелен Филдинг/ под ред. Москвичева А. - М.: Эксмо, 2014. - 352с.
42. Шакирова Р.Д. Перцептивная инференциальность и способы ее актуализации в современном немецком языке / Р.Д.Шакирова // Вестник Бурятского Государственного Университета, 2010. - № 113.-С. 122-126
43. Шарапова Ю.В. Несобственно-прямая речь в функционально-коммуникативном и структурно-семантическом аспектах: на материале английского языка: дис. к.ф.н. / Ю.В.Шарапова. - СПб: 2001. - 197 с.
44. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов
О.С.Ахманова [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.classes.ru/grammar/174.Akhmanova/source/worddocu ments/_51.htm
45. Блох М. Я., Сергеева Ю. М.Внутренняя речь в структуре художественного текста. Монография / М. Я. Блох, Ю. М. Сергеева [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bookz.ru/authors/mark- bloh/vnutrenn_420/1 -vnutrenn_420.html.
46. Гальперин П.Я. /К вопросу о внутренней речи / П.Я. Гальперин
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http: //flogiston.ru/library/galperin_talk.
47. Лагунов В. А. / К вопросу об организации домашнего чтения на уроке иностранного языка В.А. Ларгунов // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/10/2833.
48. Хелен Филдинг Дневник Бриджид Джонс [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/lit/bridget_joness_diary.htm14.
49. Defoe Daniel “ Roxana. The Fortunate Mistress” / Daniel Defoe
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.gutenberg.org/files/30344/30344-h/30344-h.htm
50. Charlotte Bronte “Jane Eyre” .Bronte Charlotte [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.literaturepage.com/read/janeeyre- 4.html
Художественное произведение
51. Helen Fielding “Bridget Jones's Diary. / Helen Fielding London: Picador, 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ