Введение 4
1. Теоретические основы оценки износа транспортных средств 6
1.1. Понятие износа транспортных средств и его роль в процессе оценки
стоимости 6
1.2. Причины возникновения и виды износа в оценке транспортных
средств 11
1.3. Нормативно-справочное и программное обеспечение оценки
износа транспортных средств 18
2. Методические основы оценки износа транспортных средств 26
2.1. Методы определения физического износа транспортных средств 26
2.2. Особенности расчёта функционального устаревания
транспортных средств 32
2.3. Проблемы оценки внешнего (экономического) износа
транспортных средств 37
3. Практика расчёта износа в оценке стоимости транспортных средств 45
3.1. Описание объекта оценки и подготовка информационной базы
расчёта износа транспортных средств 45
3.2. Расчет физического износа объекта оценки 51
3.3. Оценка совокупного износа транспортного средства 60
Заключение
В настоящее время идет активный процесс развития оценочной деятельности как одного из важнейших институтов современной рыночно-правовой экономики. В транспортном комплексе, основным видом активов которого являются транспортные средства, потребность в стоимостной оценке также постоянно возрастает.
Принято считать, что транспортное средство — это устройство, предназначенное для перемещения в пространстве людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В зависимости от среды (поверхности), в (на) которой осуществляется перемещение, транспортные средства разделяются на наземные транспортные средства, морские суда, суда внутреннего плавания, воздушные суда, космические аппараты. Функционально транспортные средства являются движимым имуществом. Воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, подлежащие государственной регистрации, в соответствии с Гражданским кодексом РФ относятся к объектам недвижимости.
Оценка транспортных средств является специализированным и обособленным видом оценочной деятельности, имеющим принципиальные отличия от оценки других видов объектов. Это обусловлено следующими основными причинами:
- наличием существенных функциональных, конструктивных и эксплуатационных особенностей;
- составом и влиянием факторов, определяющих стоимость транспортных средств;
- правовыми, организационными, методическими, информационными и методическими аспектами оценки транспортных средств;
- транспортные средства являются объектом повышенной опасности, что вызывает ряд правовых последствий, связанных с возмещением материального ущерба, и требует проведения его оценки.
Объект исследования - оценка износа транспортных средств.
Предмет исследование - методологические подходы к оценке износа транспортных средств.
Цель выпускной квалификационной работы - провести исследование теоретических и методологических аспектов оценки износа транспортных средств.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить понятие износа транспортных средств и его роль в процессе оценки стоимости.
2. Рассмотреть причины возникновения и виды износа в оценке транспортных средств.
3. Раскрыть методы определения физического износа транспортных средств.
4. Изучить особенности расчёта функционального устаревания транспортных средств.
5. Выявить проблемы оценки внешнего (экономического) износа транспортных средств.
6. Провести описание объекта оценки и подготовка информационной базы расчёта износа транспортных средств.
7. Провести расчет физического износа объекта оценки.
8. Провести оценку совокупного износа транспортного средства.
Теоретический основой работы послужили труды таких авторов, как Ю.В. Андрианов,В.В. Григорьев, И.Л. Давидовская, В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, В.В. Терехова, Н.Е. Симионова, Р.Ю. Симионов и др.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические основы оценки износа транспортных средств
1.1 Понятие износа транспортных средств и его роль в процессе оценки стоимости
На момент оценки полная восстановительная стоимость транспортных средств отличается от их рыночной стоимости на тот же временной период.
Главная причина — утеря стоимости из-за влияния разного рода факторов, которые вызывают старение транспортных средств.
Износ транспортного средства обоснован ухудшением его физического состояния, несоответствием функциональных характеристик современным видениям транспортного рынка, влиянием внешних условий функционирования транспортного средства на его стоимость [14, с.849].
Так как указанные факторы проявляются одновременно, оценка их влияния на стоимость производится комплексно.
Общий накопленный износ- утеря стоимости оцениваемого транспортного средства по всем возможным причинам.
Величина общего накопленного износа - разница между рыночной стоимостью транспортного средства на момент оценки и его полной восстановительной стоимостью, которая рассчитывается или как стоимость воспроизводства, или как цена замещения.
Затратный подход говорит о полной восстановительной стоимости оцениваемых транспортных средств исходя из положения о том, что они новые. Из-за этого оценив величину общего накопленного износа для транспортного средства, оценщики вычитают её из величины полной восстановительной стоимости и получают в итоге остаточную стоимость объекта.
Оценочный износ характеризует реакцию рынка на те либо иные качества оцениваемого транспортного средства, которые отличают его от такого же гипотетически нового транспортного средства на момент оценки.
Цель оценщика - обозначить восприятие рынком стоимостного влияния износа на конечную рыночную стоимость транспортных средств.
В основном все виды износа можно увидеть даже на только что выпущенных транспортных средствах, даже отвечающих самой эффективной эксплуатации. Данное явление происходит потому, что в процессе производства допускаются некоторые просчёты и отступления.
Износ влияет на стоимость транспортных средств в некоторых пределах, которые диктуются рынком. Поэтому с определёнными старыми транспортными средствами возникает парадоксальная ситуация: уменьшение стоимости по причине физического износа часто компенсируется увеличением спроса над действующим предложением, или за счёт исторической ценности транспортного средства [14, с.849].
Для расчёта износа и восстановительной стоимости транспортных средств оценщик обязан применять одну и ту же основу.
Затраты на воспроизводство транспортного средства - стоимость воссоздания аналогичной копии оцениваемого транспортного средства по определённым параметрам: проект, используемые материалы и технология.
Затраты на замещение транспортного средства - стоимость воссоздания транспортного средства аналогичной с оцениваемым транспортом полезности. В данном случае применяются проект, материалы и технологии, доминирующие в настоящий момент на транспортном рынке.
Абсолютно очевидно, что затраты на замещение содержат больше элементов, которые подлежат функциональному устареванию, чем затраты на воспроизводство, это требует определённой корректировки.
Стоит выделить некоторую разницу между терминами «амортизация», которая используется в бухгалтерском учёте, и «износом», который применяется в деятельности оценщиков.
В бухгалтерском учёте амортизация - способ бухгалтерского возмещения первоначальной либо восстановительной стоимости основных фондов на протяжении полного срока их полезной эксплуатации.
В отличие от амортизации, которая используется в оценке и определяется с учётом воздействия рыночных факторов, бухгалтерская амортизация характеризуется способами и нормами начисления.
В оценке износ транспортных средств напрямую связан с их возрастом и сроком использования, как транспортного средства в целом, так и его отдельных конструктивных составляющих, так как он происходит на протяжении срока использования транспортного средства.
Теоретически на протяжении срока эксплуатации транспортное средство либо его элемент должны потерять всю свою стоимость, поэтому при вычислении амортизации достигнутые на момент оценки возраст и срок эксплуатации применяются для расчёта общего износа транспортных средств либо составляющих его элементов [10, с. 42].
Срок экономической службы - период времени, на протяжении которого транспортное средство владеет стоимостью и, соответственно, повышает стоимость транспортного средства.
Этот срок занимает период от создания до того момента, когда транспортное средство перестанет делать экономический вклад. Данный период часто меньше срока физического существования транспортного средства.
Для оценки срока экономической службы нужно изучить типичные сроки экономической службы таких же транспортных средств, которые были проданы недавно по рыночной стоимости.
Срок экономической службы формируется под влиянием определённых факторов:
- физические факторы: темпы износа физических элементов транспортного средства с учётом качества производства, назначения транспортного средства, климатических условий;
- функциональные факторы: темпы совершенствования производства и энергосберегающих технологий, изменение экстерьерных решений, эффективность проектов производства;
- внешние либо экономические факторы: краткосрочная и долгосрочная динамика спроса и предложения, необходимые условия финансирования [10, с. 42].
Срок полезной службы - период времени, на протяжении которого физические элементы транспортных средств имеют возможность функционировать. Стоит указать, что определённые элементы транспортных средств могут владеть очень длительным сроком службы, который существенно превышает срок полезной службы всего транспортного средства.
Компоненты транспортного средства можно разделить на 2 вида. К первому относятся компоненты длительной эксплуатации, срок полезной службы которых не меньше срока экономической службы транспортного средства.
К ним относят рамы, некоторые элементы кузова, коммуникации и прочие. Второй тип включает коротко функционирующие компоненты, срок полезной службы которых меньше срока экономической службы транспортного средства, к примеру, кондиционеры, некоторые элементы двигателя, внутренняя отделка и прочие [10, с. 43].
Разграничения компонентов на долго и коротко функционирующие даёт возможность избежать двойного счёта при оценке износа методом разбивки.
Остаточный срок экономической службы - вычисляемый оценщиком период, на протяжении которого транспортные средства будут после момента оценки делать экономический вклад.
Если самый эффективный вид эксплуатации транспортного средства не меняется, остаточный срок экономической службы транспортного средства не превышает общего срока экономической службы, но изредка совпадает с ним.
Остаточный срок полезной службы - вычисляемый оценщиком период времени от фактического возраста транспортного средства до конца его общего срока полезной эксплуатации.
Остаточный срок полезной службы долгоживущего компонента аналогичен остаточному сроку экономической службы либо превышает его.
Фактический возраст - количество лет, которое прошло с момента производства транспортного средства и ввода в эксплуатацию до его оценки.
Фактический возраст при оценке транспортного средства становится начальной точкой отсчёта для выявления действительного возраста, помимо этого он нужен для вычисления физического износа долго и короткоживущих элементов транспортного средства.
Действительный возраст - возраст, который соответствует фактическому состоянию и полезности оцениваемого транспортного средства.
Аналогичные транспортные средства, которые произведены и введены в эксплуатацию в один и тот же период времени, имеют при едином способе начисления одинаковую бухгалтерскую амортизацию, но по причине внутренних и внешних факторов они могут получить отличающийся оценочный износ [12, с. 44].
Действительный возраст и остаточный срок экономической службы в сумме составляют общий срок экономической службы.
Разница между общим сроком экономической службы и действительным возрастом транспортного средства даёт остаточный срок экономической службы.
Такая взаимосвязь даёт возможность применять информацию по таким же транспортным средствам для оценки каждого из вышеуказанных понятий.
Величина износа должна отражать реакцию информированного и рационального покупателя, а также рынка, на состояние и качество транспортного средства.
Главная цель определения износа - выявление видов износа, которые признаются рынком, и их соотношения в общей потере стоимости.
Таким образом, общий накопленный износ - утеря стоимости
оцениваемого транспортного средства по всем возможным причинам.
Величина общего накопленного износа - разница между рыночной стоимостью транспортных средств на момент оценки и его полной восстановительной стоимостью, которая рассчитывается или как стоимость воспроизводства, или как цена замещения.
Затратный подход говорит о полной восстановительной стоимости оцениваемых транспортных средствах исходя из положения о том, что они новые. Из-за этого оценив величину общего накопленного износа для транспортных средств, оценщики вычитают её из величины полной восстановительной стоимости и получают в итоге остаточную стоимость транспортного средства [12, с. 44].
Износ влияет на стоимость транспортных средств в некоторых пределах, которые диктуются рынком. Поэтому с некоторыми старыми транспортными средствами возникает парадоксальная ситуация: уменьшение стоимости по причине физического износа часто компенсируется увеличением спроса над действующим предложением, или за счёт исторической ценности транспортного средства.
В оценочной деятельности износ машин и оборудования - это действительная потеря в стоимости машин и оборудования в результате действия комплекса факторов, приводящего к ухудшению или утрате машиной или оборудованием своих потребительских свойств. При оценке машин и оборудования, как правило, выделяют два вида износа - физический износ и моральный износ.
Физический износ машин и оборудования - это действительная потеря в стоимости машин и оборудования вызванная снижением их работоспособности в результате постепенной потери ими своих естественных (физических, химических, биологических и т.п.) свойств в результате эксплуатации или бездействия, влияния сил природы или влияния внешних неблагоприятных факторов (землетрясений, наводнений, пожаров и т.д.).
Моральный износ машин и оборудования - частичная утрата стоимости машин и оборудования в связи с удешевлением их воспроизводства или в связи с более низкой производительностью по сравнению с новыми.
Теоретически физический износ может быть оценен объективно по отношению объема произведенной продукции к предполагаемому общему объему выпуска. Данное отношение будет являться количественной мерой физического износа.
Однако машины и оборудование проходят капитальный ремонт, эксплуатируются в разных условиях; выпускаемые изделия различны по качеству и себестоимости, производственная статистика для определенных объектов собственности, как правило, не ведется. Поэтому в данном случае процесс оценки физического износа практически всегда является субъективным.
Для определения степени износа с целью оценки остаточной стоимости машины и оборудование должны подвергаться освидетельствованию их реального физического состояния. Для выполнения этой работы оценщик может привлекать специалистов, профессионально подготовленных в области определения износа машин и оборудования.
В зависимости от причин, вызвавших износ машины, различают три его вида:
- физический износ - потеря стоимости вследствие ухудшения работоспособности машины (объекта оценки), обусловленного естественным ее изнашиванием в процессе эксплуатации или длительного хранения;
- функциональный износ - потеря стоимости машиной (объектом оценки) в результате применения новых технологий и материалов при производстве аналогичного оборудования;
- внешний экономический износ - потеря стоимости машиной (объектом оценки), обусловленная влиянием внешних по отношению к ней факторов.
При определении стоимости подержанного оборудования с применением различных подходов не всегда приходится учитывать все три вида износа. При использовании доходного подхода вообще не требуется специальный учет какого- либо вида износа, так как влияние каждого из них проявится в величине дохода, создаваемого объектом оценки. Очевидно, что чем больше будет каждый из износов, тем меньше будет величина дохода и, соответственно, стоимость объекта оценки.
Следует различать глобальное и локальное (местное) устаревания. Глобальное устаревание в основном связано с научно-техническими революциями, носящими всемирный общеэкономический характер. Оно является необратимым, приводящим к полному вытеснению данного типа машин и оборудования.
Локальное внешнее устаревание носит регионально-отраслевой характер и может быть временным. Внешнее устаревание зависит от большого числа факторов. При этом не всегда удается установить, что обесценивание произошло именно по данной причине. Поэтому при определении величины обесценивания необходимо разобраться не только на данном предприятии, но и в смежных отраслях, где используется аналогичное оборудование, а также учесть региональные и местные особенности. Существует два подхода при определении величины внешнего износа:
Для восстановления работоспособности и замедления процессов износа машин применяются различные системы организации их ремонта. Однако основу любой такой системы на предприятии обычно составляют периодические плановые ремонты, которые производятся через равные, заранее назначенные промежутки времени. Такую систему называют системой планово¬предупредительных ремонтов (ПНР).
В результате под влиянием обоих факторов происходит обесценивание объекта, т.е. в рамках физического износа снижается эффективность использования объекта, количественным выражением которой является отношение затрат на техобслуживание к доходу, приносимому данной единицей оборудования за тот же период времени. Этот показатель называют коэффициентом использования, или удельной доходностью. В зарубежных источниках данный показатель называют сервис-фактором и обозначают SFA.
В связи с неравномерностью расходов на техобслуживание целесообразно рассматривать период не менее квартала. Тогда удельная доходность будет изменяться от нуля в первый день после пуска в эксплуатацию машин и оборудования, не требующих затрат на техобслуживание и ремонт, до некоторого предельного значения (меньшего единицы), которое выбирают исходя из требования заказчика. Но в любом случае стоимость разового ремонта не должна превышать стоимость нового оборудования.
Для различных групп или видов оборудования предельное значение сервис- фактора различно и определяется разработчиками или экспертами. Когда сервис- фактор (удельная доходность) доходит до своего предельного значения, физический износ становится равным 100% и оборудование снимают с эксплуатации.
Иногда с ростом физического износа издержки не увеличиваются. Эта ситуация может указывать на наличие отложенного ремонта и увеличение скрытого износа.
Важнейшей практической проблемой является определение степени не бухгалтерского, а реального физического износа. Эту степень находят прямыми и косвенными методами. К прямым относятся методы определения износа, основанные на осмотре данного объекта, его испытании в различных режимах, измерении различных его параметров, оценке реального износа важнейших его узлов. К числу косвенных методов оценки износа относятся оценка по общему техническому состоянию объекта в целом, фактическому сроку его службы, объему выполненных работ.
Одним из косвенных методов оценки фактического технического состояния машин и оборудования является виброакустическая диагностика. С помощью средств виброакустической диагностики можно оценить остаточный срок службы, необходимый для определения эффективного возраста машин и оборудования.