Проблемы взаимоотношений федеральных и региональных властей в РФ (Региональная экономика, управление и территориальное планирование, Алтайский Государственный Университет)
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Понятие федерации, ее соотношение с иными формами государственного устройства 7
1.2 Виды федераций 12
2 СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1 Органы государственной власти Российской Федерации 16
2.2 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации 19
3 ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 22
3.1 Особенности развития российского федерализма 22
3.2 Актуальные проблемы распределения полномочий федеральной и региональной власти 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Основной проблемой федерализма в России следует признать вопросы распределения полномочий и предметов ведения между центром и субъектами федерации. Стоит ли оценивать «укрепление вертикали власти» (частью которой, например, выступает нынешняя процедура наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов федерации, которая фактически может быть приравнена к назначению Президентом - ни одного случая отказа в удовлетворении представления главы государства, внесенного в законодательный орган субъекта РФ до сих пор не было, или же институт отрешения главы субъекта федерации от должности в связи с утратой доверия Президента РФ) как посягательство на принципы федерализма, или же это приемлемая политика государства, имеющая целью повышение устойчивости государства, и не затрагивающее основы федерализма.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере реализации государственной власти на федеральном и региональном уровнях.
Предмет исследования – проблемы соотношения федеральных и региональных властей в Российской Федерации.
Цель исследования заключается в уяснении основных проблемных моментов в сфере соотношения федеральной и региональной властей в Российской Федерации.
Задачи исследования:
Изучить понятие федерации, ее соотношение с иными формами государственного устройства;
Охарактеризовать виды федераций;
Исследовать систему органов государственной власти Российской Федерации;
Рассмотреть систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;
Рассмотреть особенности развития российского федерализма 8
Определить актуальные проблемы распределения полномочий федеральной и региональной власти.
Методологию работы составляют общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (сравнительно-правовой метод, метод моделирования и т.д.).
Структурно исследование состоит из введения, трех разделов, заключения, в котором обобщены промежуточные выводы, и библиографического списка.
1) Россия выступает федеративным государством. Федеративное государство характеризуется сложным устройством, части которого обладают ограниченным суверенитетом, определенными признаками государственности, а так же характеризуются относительной (в установленных центральным законодательством пределах) самостоятельностью.
2) Сложность федеративной формы территориального деления государства обуславливает широкое видовое многообразие федераций, которое зависит от множества факторов – национальных, исторических, политических и т.д.
Россия является национально-территориальной (смешенной), договорной и асимметричной федерацией.
3) Система федеральных органов государственной власти состоит из трех ветвей – законодательной, исполнительной и судебной. Полномочия органов федеральной государственной власти установлены конституционным законодательством Российской Федерации.
4) Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации включает в себя законодательные и исполнительные органы, полномочия и компетенция которых определяются федеральным конституционным, федеральным и региональным законодательством.
5) Для стабильного развития российского федерализма необходимо изменение системы разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. В частности, можно увеличить перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов, например, отменив исключительное ведение Российской Федерацией вопросов финансового и кредитного регулирования, безопасности и т.д.
6) За 27 лет, прошедшие с момент распада Советского Союза, Российская Федерация прошла длительный путь формирования исполнительной власти в центре и в регионах, при этом подходы к соотношению исполнительных властей разных уровней кардинально менялись. В последнее десятилетие прошлого века исполнительная власть субъектов Федерации в ряде регионов по сути носила практически суверенный характер, и федеральной власти было крайне сложно контролировать деятельность правительств и администраций регионов. В начала нынешнего века начался противоположный процесс, в ходе которого президент Путин выстроил достаточно жесткую «вертикаль» власти, лишив исполнительную власть субъектов Федерации той самостоятельности, которая у нее была при Б.Ельцине.
Представляется, что развитие системы исполнительной власти в РФ в конечном итоге должно привести к сбалансированности отношений федеральной и региональной властей, когда центр будет иметь возможность пресекать произвол исполнительных органов субъектов РФ, но при этом последние будут иметь достаточную самостоятельность для того, что бы в своей деятельности учитывать региональные интересы и специфику.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.06.2018).
2. Федеративный договор от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.06.2018).
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.06.2018).
4. Федеральный закон от 03 декабря 2012 года № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.06.2018).
5. Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.06.2018).
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 01 декабря 2016 года (оглашено 04 декабря 2016 года) [Электронный ресурс] // Сайт Президента Российской Федерации – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53379/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.06.2018).
7. Устав Алтайского края от 05 июня 1995 года № 3-ЗС [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.06.2018).
8. Конституция Республики Карелия от 07 февраля 2001 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.06.2018).
9. Конституция Республики Татарстан от 06 ноября 1992 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.06.2018).
10. Астафичев П.А. Конституционное право России– М.: Инфра-М, 2015. – 430 с.
11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Статут, 2014. – 843 с.
12. Болтенкова Л.Ф. Теория и практика федерализма. – М.:Этносорциум, 2014. – 233 с. Лазарев В.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2013. – 720 с.
13. Лазарев В.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2013. – 560 с.
14. Литвинов. Вопросы симметрии и асимметрии в федеративном государстве /// Вестник Омского университета. - 2014. - № 1 (30). - С. 51-59.
15. Кононов П.И. Административное право России: учебник. – М.: Проспект, 2013. – 532 с.
16. Копытов Ю. А. Административное право: учебник– М.: Юрайт, 2014. – 734 с.
17. Малько А.В., Матузов Н.И.. Теория государства и права. – М.:Юристъ, 2015. – 430 с.
18. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: ДС Маркет, 2014. – 632 с..
19. Мелехин А.В. Теория государства и права. – М,:Городец, 2014. – 503 с..
20. Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.:изд-во Российское Юридическое Образование, 2015. – 324 с.
21. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.- М.: Кнорус, 2013. – 586 с.
22. Современные проблемы организации публичной власти. Монография / рук. авторского колл. и отв. редактор Авакьян С.А. – М.: Юстицинформ, 2014. – 593 с.