МИКРОГОСУДАРСТВА И ВИРТУАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ МИКРОГОСУДАРСТВ И ВИРТУАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВ-НАЦИЙ 10
РАЗДЕЛ II. МИКРОГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 39
РАЗДЕЛ III. СЕГОДНЯШНИЕ ПРОЕКТЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ МИКРОГОСУДАРСТВ И ВИРТУАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВ-НАЦИЙ 10
РАЗДЕЛ II. МИКРОГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 39
РАЗДЕЛ III. СЕГОДНЯШНИЕ ПРОЕКТЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
Актуальность исследовательской работы. На сегодняшний день ведущая роль государства в мировом политическом процессе остается неоспоримой. Такие традиционные характеристики государств, заложенные еще в XIX и XX веках, как могущество, влияние и статус, сохраняют свое определяющее значение и влияют на положение государства в мировой политической системе по сей день. Однако трансформационные процессы и глобальные изменения, происходящие в мире в настоящее время, оказывают значительное влияние на данные компоненты. Происходит их изменение и появление новых, оказывающихся весьма весомыми в экономической, социальной, политической и иных областях. Могущество, влияние и статус подкрепляются теперь не военной силой и фактором обладания различного типа оружия, а иными факторами, связанными с конкурентоспособностью, уровнем технологического и инновационного развития, «мягкой силой», человеческим потенциалом.
На фоне появления таких факторов, влияющих на становление и развитие государств, кризиса традиционного устройства суверенных политий и мировой политической системы, наблюдается тенденция появления и развития высокотехнологичных государственных образований. Такие государства появляются в форме микрогосударств и виртуальных государств.
За последние десятилетие в мире образовалось большое количество новых государствоподобных образований, бросающие вызов традиционному понятию «государство». Они заявляют о своем создании на нейтральных и спорных территориях, на необитаемых островах и на территории суверенных государств. Новый государствоподобные образования провозглашаются даже в сети Интернет.
Идея самоуправления, независимости, возможность участия в принятии решений, влияния на ход политического процесса - вот базис, на котором строится идея появления новых микрогосударств в мире. Микрогосударства - это экспериментальные проекты по созданию новых общностей людей, объединенных не по этническому или религиозному признаку, а по общности интересов и взглядов. Виртуальные государства в вопросе объединения граждан даже отбрасывают такой принцип, как территориальность, совместное проживание. Развитие цифровых технологий и сети Интернет бросают вызов традиционным понятиям «гражданство» и «территориальное местоположение». В XXI веке мы можем быть гражданином одной страны, работать во второй, а зарегистрировать свою компанию в третей.
Микрогосударства и виртуальные государства пытаются преодолеть любые этнические и религиозные противостояния, сосредоточить внимание, в первую очередь, на человеческих ценностях, его правах и свободах. Новые государствоподобные образования стремятся к реализации демократических ценностей в публичной политике. Современные микрогосударства и виртуальные государства в XXI веке, возможно, смогут вырваться вперед и стать не просто экспериментальными сообществами, а реальными высокотехнологичными государствами, основанные на человеческих ценностях и демократических принципах.
В связи с этим, исследование новых типов государствоподобных образований, таких как микрогосударства и виртуальные государства, их институциональных основ и перспектив развития является актуальным.
Степень научной разработанности. Феномен микрогосударств и виртуальных государств зародился относительно недавно и в связи с этим он остается еще недостаточно изученным и ему посвящено небольшое количество научных трудов. Микрогосударства исследуются как в рамках политологии - политической географией, политической регионалистикой, так и в рамках других наук - юриспруденции, социологии, экономики. Большинство трудов по данной тематике - это работы зарубежных авторов. В трудах отечественных и зарубежных авторов исследуются отдельные аспекты новых государствоподобных образований. В большинстве работ микрогосударства и виртуальные государства изучаются в рамках более общей темы - непризнанные государства. Научные труды, посвященные появлению новых государственноподобных образований можно разделить на две группы.
К первой группе следует отнести труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные современному состоянию государств-наций, мировой политической системы и объясняющие причины появления новых государствоподобных образований. Современное состояние государств-наций и их статус исследуется представителями различных направлений: неолиберализма - А. Негри, Д. Хелд, Дж. Най, К. Омаэ ; теории общественного выбора - С. Сассен, Дж. Пардо, К. Шварц ; плюралистической теории - А. Фурсов, Ф. Баумгартнер . Среди отечественных политологов проблемой современных государств-наций, переустройства мировой политической системы занимаются А. Ю. Мельвиль, М. В. Ильин, Е. Ю. Мелешкина, И. М. Бусыгина и другие .
Вторую группу научных трудов образуют те исследования, которые посвящены непосредственно микрогосударствам и виртуальным государствам. Разработкой понятия «микрогосударства» занимались Д.С. Мидевейт, Роберт Бэн Мэдисон, Дж. Райна, Дж. Данфорда и С. Селларса . В работах Д. Анкара, Дж. Агенью, А. Бонетта, Ф. Таглиони, Х. Лиона исследуется развитие новых государствоподобных образований, их перспективы . В отечественной науке феномен микрогосударств и виртуальных государств рассматривается в трудах А. А. Гибадуллина, Л. В. Голоскокова, А. С. Гомелаури, К. Е. Луковина, И. Ю. Окунева, О.С. Галиевой .
В различных трудах подробно изучено современное состояние государств-наций, вызовы и трудности, встающие перед ними в эпоху глобализации, влияние, которое оказывает на них технологический прогресс и развитие IT-технологий. Но недостаточно изученным остается момент, что же может в современную эпоху заменить институт традиционного государства. В научной литературе нет общепринятого определения «микрогосударства» и «виртуального государства», остаются малоизученными политические аспекты деятельности новых государственноподобных образований, их роль в международных отношениях и мировом политическом процессе и перспективы развития.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются современные микрогосударства и виртуальные государства в мире. Предмет исследования - развитие микрогосударств и виртуальных государств как политический процесс, происходящий под влиянием современных технологий и глобальной сети Интернет.
Цели и задачи исследования. Целью данной работы является выявление причин появления и перспектив развития современных микрогосударств и виртуальных государств. Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Определить современное состояние государств-наций и их перспективы в качестве главных политических акторов в мировом политическом процессе.
2. Выявить причины появления новых государствоподобных образований под влиянием процесса глобализации, развития технологий и глобальной сети Интернет.
3. Сформулировать определение микрогосударств и виртуальных государств, которые будут использоваться в работе, и определить их соотношение между собой и с понятиями «государство», «карликовое государство», «непризнанное государство».
4. Определить основные признаки современных микрогосударств.
5. Изучить историю становления и развития, современное состояние и перспективы микрогосударств и виртуальных государств.
6. Выявить у новых государствоподобных образований наличие признаков, характеризующих их как суверенное государство.
Методы исследования. Базой данной исследовательской работы является институциональный подход. Микрогосударства и виртуальные государства рассматриваются как политические институты, развивающиеся под влияние глобальных политических процессов и все более развивающейся сферой цифровых технологий. Основным научным методом, применяемым для изучения микрогосударств и виртуальных государств, является метод case¬study. В работе исследуются кейсы современных микрогосударств и виртуальных государств с целью изучения их эволюции и перспектив развития. Также в работы применяются следующие методы исследования и научные подходы:
1. Историко-эволюционный подход дает возможность изучить процесс появления возможностей производства, потребления и контроля за циркуляцией общественных благ в разрезе становления различных государственных образований и их системы.
2. Метод анализа документов применяется при изучении конституций и нормативно-правовой базы новых государствоподобных образований.
3. Метод системного анализа позволяет рассматривать микрогосударства и виртуальные государства в качестве институтов, которые состоят из отдельных системообразующих элементов и действуют в рамках мировой политической системы.
Новизна исследования. Работа посвящена изучению нового типа государственных образований, развитие которых приходится на последние десятилетие, вызванное глобализационными процессами и развитием цифровых технологий. В исследовании предлагается авторское определение терминов «микрогосударство» и «виртуальное государство», сформулировано соотношение этих понятий, а также их соотношение с понятиями «государство», «карликовое государство», «непризнанное государство». При использовании метода case-study в работе проведён анализ современных микрогосударств и виртуальных государств. Новизна изучения микрогосударств и виртуальных государств заключается в том, что было рассмотрено наличие признаков государства у новых государственных образований и определены их перспективы развития до суверенных независимых государств.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы. В первом разделе рассматриваются теоретико-методологические основы изучения микрогосударств и виртуальных государств: определены трактовки данных понятий и их соотношение, выявлены основные признаки, характерные для современных микрогосударств и виртуальных государств. Также в первом разделе рассматривается современное состояние государств-наций и выдвигается предположение, что государства-нации не справляются со своими функциями в полном объеме и наблюдается появление новых акторов на мировой политической арене, заявляющие о своей правосубъектности. Второй раздел посвящен изучению современных микрогосударств. С помощью метода case-study изучаются некоторые примеры микрогосударств, определяется наличие у них признаков государства и перспективы развития. В третьем разделе изучаются современные проекты виртуальных государств, их политически составляющие, различные их типы.
На фоне появления таких факторов, влияющих на становление и развитие государств, кризиса традиционного устройства суверенных политий и мировой политической системы, наблюдается тенденция появления и развития высокотехнологичных государственных образований. Такие государства появляются в форме микрогосударств и виртуальных государств.
За последние десятилетие в мире образовалось большое количество новых государствоподобных образований, бросающие вызов традиционному понятию «государство». Они заявляют о своем создании на нейтральных и спорных территориях, на необитаемых островах и на территории суверенных государств. Новый государствоподобные образования провозглашаются даже в сети Интернет.
Идея самоуправления, независимости, возможность участия в принятии решений, влияния на ход политического процесса - вот базис, на котором строится идея появления новых микрогосударств в мире. Микрогосударства - это экспериментальные проекты по созданию новых общностей людей, объединенных не по этническому или религиозному признаку, а по общности интересов и взглядов. Виртуальные государства в вопросе объединения граждан даже отбрасывают такой принцип, как территориальность, совместное проживание. Развитие цифровых технологий и сети Интернет бросают вызов традиционным понятиям «гражданство» и «территориальное местоположение». В XXI веке мы можем быть гражданином одной страны, работать во второй, а зарегистрировать свою компанию в третей.
Микрогосударства и виртуальные государства пытаются преодолеть любые этнические и религиозные противостояния, сосредоточить внимание, в первую очередь, на человеческих ценностях, его правах и свободах. Новые государствоподобные образования стремятся к реализации демократических ценностей в публичной политике. Современные микрогосударства и виртуальные государства в XXI веке, возможно, смогут вырваться вперед и стать не просто экспериментальными сообществами, а реальными высокотехнологичными государствами, основанные на человеческих ценностях и демократических принципах.
В связи с этим, исследование новых типов государствоподобных образований, таких как микрогосударства и виртуальные государства, их институциональных основ и перспектив развития является актуальным.
Степень научной разработанности. Феномен микрогосударств и виртуальных государств зародился относительно недавно и в связи с этим он остается еще недостаточно изученным и ему посвящено небольшое количество научных трудов. Микрогосударства исследуются как в рамках политологии - политической географией, политической регионалистикой, так и в рамках других наук - юриспруденции, социологии, экономики. Большинство трудов по данной тематике - это работы зарубежных авторов. В трудах отечественных и зарубежных авторов исследуются отдельные аспекты новых государствоподобных образований. В большинстве работ микрогосударства и виртуальные государства изучаются в рамках более общей темы - непризнанные государства. Научные труды, посвященные появлению новых государственноподобных образований можно разделить на две группы.
К первой группе следует отнести труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные современному состоянию государств-наций, мировой политической системы и объясняющие причины появления новых государствоподобных образований. Современное состояние государств-наций и их статус исследуется представителями различных направлений: неолиберализма - А. Негри, Д. Хелд, Дж. Най, К. Омаэ ; теории общественного выбора - С. Сассен, Дж. Пардо, К. Шварц ; плюралистической теории - А. Фурсов, Ф. Баумгартнер . Среди отечественных политологов проблемой современных государств-наций, переустройства мировой политической системы занимаются А. Ю. Мельвиль, М. В. Ильин, Е. Ю. Мелешкина, И. М. Бусыгина и другие .
Вторую группу научных трудов образуют те исследования, которые посвящены непосредственно микрогосударствам и виртуальным государствам. Разработкой понятия «микрогосударства» занимались Д.С. Мидевейт, Роберт Бэн Мэдисон, Дж. Райна, Дж. Данфорда и С. Селларса . В работах Д. Анкара, Дж. Агенью, А. Бонетта, Ф. Таглиони, Х. Лиона исследуется развитие новых государствоподобных образований, их перспективы . В отечественной науке феномен микрогосударств и виртуальных государств рассматривается в трудах А. А. Гибадуллина, Л. В. Голоскокова, А. С. Гомелаури, К. Е. Луковина, И. Ю. Окунева, О.С. Галиевой .
В различных трудах подробно изучено современное состояние государств-наций, вызовы и трудности, встающие перед ними в эпоху глобализации, влияние, которое оказывает на них технологический прогресс и развитие IT-технологий. Но недостаточно изученным остается момент, что же может в современную эпоху заменить институт традиционного государства. В научной литературе нет общепринятого определения «микрогосударства» и «виртуального государства», остаются малоизученными политические аспекты деятельности новых государственноподобных образований, их роль в международных отношениях и мировом политическом процессе и перспективы развития.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются современные микрогосударства и виртуальные государства в мире. Предмет исследования - развитие микрогосударств и виртуальных государств как политический процесс, происходящий под влиянием современных технологий и глобальной сети Интернет.
Цели и задачи исследования. Целью данной работы является выявление причин появления и перспектив развития современных микрогосударств и виртуальных государств. Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Определить современное состояние государств-наций и их перспективы в качестве главных политических акторов в мировом политическом процессе.
2. Выявить причины появления новых государствоподобных образований под влиянием процесса глобализации, развития технологий и глобальной сети Интернет.
3. Сформулировать определение микрогосударств и виртуальных государств, которые будут использоваться в работе, и определить их соотношение между собой и с понятиями «государство», «карликовое государство», «непризнанное государство».
4. Определить основные признаки современных микрогосударств.
5. Изучить историю становления и развития, современное состояние и перспективы микрогосударств и виртуальных государств.
6. Выявить у новых государствоподобных образований наличие признаков, характеризующих их как суверенное государство.
Методы исследования. Базой данной исследовательской работы является институциональный подход. Микрогосударства и виртуальные государства рассматриваются как политические институты, развивающиеся под влияние глобальных политических процессов и все более развивающейся сферой цифровых технологий. Основным научным методом, применяемым для изучения микрогосударств и виртуальных государств, является метод case¬study. В работе исследуются кейсы современных микрогосударств и виртуальных государств с целью изучения их эволюции и перспектив развития. Также в работы применяются следующие методы исследования и научные подходы:
1. Историко-эволюционный подход дает возможность изучить процесс появления возможностей производства, потребления и контроля за циркуляцией общественных благ в разрезе становления различных государственных образований и их системы.
2. Метод анализа документов применяется при изучении конституций и нормативно-правовой базы новых государствоподобных образований.
3. Метод системного анализа позволяет рассматривать микрогосударства и виртуальные государства в качестве институтов, которые состоят из отдельных системообразующих элементов и действуют в рамках мировой политической системы.
Новизна исследования. Работа посвящена изучению нового типа государственных образований, развитие которых приходится на последние десятилетие, вызванное глобализационными процессами и развитием цифровых технологий. В исследовании предлагается авторское определение терминов «микрогосударство» и «виртуальное государство», сформулировано соотношение этих понятий, а также их соотношение с понятиями «государство», «карликовое государство», «непризнанное государство». При использовании метода case-study в работе проведён анализ современных микрогосударств и виртуальных государств. Новизна изучения микрогосударств и виртуальных государств заключается в том, что было рассмотрено наличие признаков государства у новых государственных образований и определены их перспективы развития до суверенных независимых государств.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы. В первом разделе рассматриваются теоретико-методологические основы изучения микрогосударств и виртуальных государств: определены трактовки данных понятий и их соотношение, выявлены основные признаки, характерные для современных микрогосударств и виртуальных государств. Также в первом разделе рассматривается современное состояние государств-наций и выдвигается предположение, что государства-нации не справляются со своими функциями в полном объеме и наблюдается появление новых акторов на мировой политической арене, заявляющие о своей правосубъектности. Второй раздел посвящен изучению современных микрогосударств. С помощью метода case-study изучаются некоторые примеры микрогосударств, определяется наличие у них признаков государства и перспективы развития. В третьем разделе изучаются современные проекты виртуальных государств, их политически составляющие, различные их типы.
В начале XXI века глобализационные тенденции и информационные технологии усилили влияние на национальные государства, их политические системы и мировое политическое устройство в целом. Ослабление роли национальных государств на мировой арене и их неспособность отвечать на нынешние вызовы, диктуемые происходящими в мире политическими процессами, объясняется рядом причин:
1. Расширяющийся круг субъектов мировой политической системы - появляются новые акторы, среди которых неправительственные организации, транснациональные компании, межправительственные объединения и другие.
2. Национальные государства не в силе закрыть свои “границы” от проникновения глобализационных процессов.
3. Кардинальным образом изменилась повестка международной жизни - на второй план отошел военный вопрос, в то время как на передовые позиции входят вопросы инновационного развития, проблемы реализации прав и свобод граждан, конкурентоспособности национальных экономик.
4. Все больше деятельность национальных государств сковывается рамками международных договоров и международных институтов.
Но несмотря на то, что суверенное государство на некоторые из вызовов глобализации не способно ответить, как форма политической организации оно сохраняет статус ведущего актора мировой политической системы. В ближайшем будущем суверенное государство сохранит свое значение и роль по следующим причинам: 1) государства активно изыскивают способы политического и институционального ответа на влияние глобализирующейся экономики и транснационального капитала; по отношению к экономическому и социальному развитию государство остается центральным звеном, хотя и не прямым двигателем развития; 3) суверенные государства играют огромную роль в обеспечении мировой стабильности и безопасности; 4) сохраняется огромное значение культурной роли государства.
В последние десятилетия на мировой политической арене часто появляются новые государствоподобные образования, декларирующие о своем суверенитете, верховной власти и международной правосубъектности. В научной литературе и на практике такие образования принято называть «виртуальными государствами». Нередко встречается упоминание таких образований под терминами «микрогосударства» и «микронации». С расширением влияния сети Интернет и развитием кибертехнологий, и IT-сферы идея создания виртуальных государств получила новое развитие в плане создания государственных образований в виртуальном пространстве.
Микрогосударства обладают определенными признаками - это наличие территории, пусть даже и в несколько квадратных километров; наличие атрибутов государственной власти; функционирующие органы государственной власти; не признание статуса и суверенитета таких государственных образований суверенным государствами, участниками мирового сообщества государств.
На сегодняшний день в мире существует 193 официально признанных суверенных государств. Еще насчитывается порядка 50 непризнанных или имеющих частичное признание государств. Помимо уже перечисленных государственных образований в мире еще есть огромное количество микрогосударств. Все они по-своему уникальны, имеют собственную историю становления и развития. Но несмотря на уникальность и обладание определенными особенностями, все микрогосударства обладают одним общим признаком - непризнание их как государственных образований и их суверенитета суверенными государствами мира и международным сообществом.
Нынешние микрогосударства в мире не соответствуют пониманию государства в том значении, в котором оно общепринято в международном праве. Большинство микрогосударств не обладают важными признаками государства, они не способны функционировать как отдельные суверенные государства и выполнять государственные функции. Но есть и случаи микрогосударств, которые имеют реальные предпосылки к развитию до полноценного государства, но для этого им необходимо установить контроль над своей территорией, наладить политическую и экономические системы, а также получить международно-правовое признание. Примеры таких возможных микрогосударств, которые могут развиться до полноценного карликового государства были рассмотрены в кейсах. В век кризиса суверенных государств, в век глобализационных процессов и появлении на мировой арене все новых и новых акторов, не стоит отодвигать на второй план и не придавать значения микрогосударствам и новым проектам по их созданию.
В работе было определено соотношение понятий «микрогосударство» и «виртуальное государство». В большинстве научных трудов понятия «микрогосударство» и «виртуальное государство» являются идентичными. Не определено четких критериев разграничения данных понятий. На мой взгляд, эти два термина характеризуют разные явления и необходимо определить их соотношения. Основное отличие состоит в том, что микрогосударства образуются по иерархическому принципу и наследуют большую часть признаков традиционного государства, а виртуальные государства придерживаются сетевой структуры и отвергают большинство характеристик государств-наций. Микрогосударства обладают территорий, либо заявляют о своих претензиях на нее, в том время, как виртуальные государства не претендуют ни на какую территорию суверенного государства или территорию в нейтральных водах.
В последние пару десятилетий в эпоху, бурного развития информационных технологий, усиливающихся глобализационных процессов и все большего распространения сети Интернет актуальным видится реализация проектов по созданию новых типов государств. Они способны взять на себя некоторые функции традиционного государства и усиливать свое влияние в мировом процессе.
1. Расширяющийся круг субъектов мировой политической системы - появляются новые акторы, среди которых неправительственные организации, транснациональные компании, межправительственные объединения и другие.
2. Национальные государства не в силе закрыть свои “границы” от проникновения глобализационных процессов.
3. Кардинальным образом изменилась повестка международной жизни - на второй план отошел военный вопрос, в то время как на передовые позиции входят вопросы инновационного развития, проблемы реализации прав и свобод граждан, конкурентоспособности национальных экономик.
4. Все больше деятельность национальных государств сковывается рамками международных договоров и международных институтов.
Но несмотря на то, что суверенное государство на некоторые из вызовов глобализации не способно ответить, как форма политической организации оно сохраняет статус ведущего актора мировой политической системы. В ближайшем будущем суверенное государство сохранит свое значение и роль по следующим причинам: 1) государства активно изыскивают способы политического и институционального ответа на влияние глобализирующейся экономики и транснационального капитала; по отношению к экономическому и социальному развитию государство остается центральным звеном, хотя и не прямым двигателем развития; 3) суверенные государства играют огромную роль в обеспечении мировой стабильности и безопасности; 4) сохраняется огромное значение культурной роли государства.
В последние десятилетия на мировой политической арене часто появляются новые государствоподобные образования, декларирующие о своем суверенитете, верховной власти и международной правосубъектности. В научной литературе и на практике такие образования принято называть «виртуальными государствами». Нередко встречается упоминание таких образований под терминами «микрогосударства» и «микронации». С расширением влияния сети Интернет и развитием кибертехнологий, и IT-сферы идея создания виртуальных государств получила новое развитие в плане создания государственных образований в виртуальном пространстве.
Микрогосударства обладают определенными признаками - это наличие территории, пусть даже и в несколько квадратных километров; наличие атрибутов государственной власти; функционирующие органы государственной власти; не признание статуса и суверенитета таких государственных образований суверенным государствами, участниками мирового сообщества государств.
На сегодняшний день в мире существует 193 официально признанных суверенных государств. Еще насчитывается порядка 50 непризнанных или имеющих частичное признание государств. Помимо уже перечисленных государственных образований в мире еще есть огромное количество микрогосударств. Все они по-своему уникальны, имеют собственную историю становления и развития. Но несмотря на уникальность и обладание определенными особенностями, все микрогосударства обладают одним общим признаком - непризнание их как государственных образований и их суверенитета суверенными государствами мира и международным сообществом.
Нынешние микрогосударства в мире не соответствуют пониманию государства в том значении, в котором оно общепринято в международном праве. Большинство микрогосударств не обладают важными признаками государства, они не способны функционировать как отдельные суверенные государства и выполнять государственные функции. Но есть и случаи микрогосударств, которые имеют реальные предпосылки к развитию до полноценного государства, но для этого им необходимо установить контроль над своей территорией, наладить политическую и экономические системы, а также получить международно-правовое признание. Примеры таких возможных микрогосударств, которые могут развиться до полноценного карликового государства были рассмотрены в кейсах. В век кризиса суверенных государств, в век глобализационных процессов и появлении на мировой арене все новых и новых акторов, не стоит отодвигать на второй план и не придавать значения микрогосударствам и новым проектам по их созданию.
В работе было определено соотношение понятий «микрогосударство» и «виртуальное государство». В большинстве научных трудов понятия «микрогосударство» и «виртуальное государство» являются идентичными. Не определено четких критериев разграничения данных понятий. На мой взгляд, эти два термина характеризуют разные явления и необходимо определить их соотношения. Основное отличие состоит в том, что микрогосударства образуются по иерархическому принципу и наследуют большую часть признаков традиционного государства, а виртуальные государства придерживаются сетевой структуры и отвергают большинство характеристик государств-наций. Микрогосударства обладают территорий, либо заявляют о своих претензиях на нее, в том время, как виртуальные государства не претендуют ни на какую территорию суверенного государства или территорию в нейтральных водах.
В последние пару десятилетий в эпоху, бурного развития информационных технологий, усиливающихся глобализационных процессов и все большего распространения сети Интернет актуальным видится реализация проектов по созданию новых типов государств. Они способны взять на себя некоторые функции традиционного государства и усиливать свое влияние в мировом процессе.



