Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей эмоционального выгорания педагогов
1.1. Эмоциональное выгорание: понятие, сущностные
характеристики 7
1.2. Теоретические подходы к объяснению механизмов формирования
эмоционального выгорания 13
1.3. Специфика эмоционального выгорания у
педагогов 16
1.4.Особенности проявления эмоционального выгорания у педагогов с разным профилем
преподавания 22
Глава 2. Организация и методы исследования эмоционального выгорания педагогов
2.1. Организация исследования особенностей эмоционального выгорания
педагогов 25
2.2. Методы исследования особенностей эмоционального выгорания
педагогов 25
Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального выгорания педагогов в связи с профилем преподаваемых дисциплин
3.1. Определение уровня эмоционального выгорания педагогов с различным
профилем преподаваемых дисциплин
29
3.2. Выявление особенностей эмоционального выгорания педагогов с
естественнонаучным и гуманитарным профилем преподаваемых дисциплин
34 Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 50
Актуальность. Гуманистические задачи воспитания, обучения молодого поколения в силах конструктивно решать педагоги, вовлечённые в профессию, удовлетворённые работой, относящиеся к своей профессии, как к призванию, источнику профессиональной и личностной самореализации.
В тоже время педагогическая деятельность предъявляет к личности педагога высокие требования в связи со своей эмоциональной, когнитивной, коммуникативной нагруженностью, ответственностью за результаты и самих учащихся. Большие рабочие нагрузки способствуют развитию негативных психических состояний, отрицательно влияющих на личность самого педагога, на его учеников и на организацию в целом [10].
В последние годы проблема исследования феномена эмоционального «выгорания» встала особенно остро. Так как профессия педагога обладает огромной социальной важностью, со стороны общества возрастают требования к личности преподавателя и его роли в учебном процессе.
Взаимовлияние профессии и личности признается большинством зарубежных и отечественных исследователей (А. Адлер, Дж. Холланд, Д. Сьюпер, К.М. Гуревич, К.К. Платонов, Е.А. Климов, В.А. Бодров) [15]. Осуществление взаимодействия между личностью и профессией происходит по двум основным направлениям. Первое направление заключается в активном воздействии самого человека на профессию, изменение способов выполнения деятельности, модернизация орудий труда и т.д. Такую модель профессионального развития Л.М. Митина, основываясь на положениях С.Л. Рубинштейна, называет активной. С другой стороны, профессия может оказывать влияние на личность, изменяя и развивая ее. Процесс овладения профессией, по мнению А. Адлера, может происходить не только конструктивным, но и деструктивным путем. О последнем может свидетельствовать появление профессиональных деформаций [18].
Педагогическая деятельность, по общему признанию отечественных специалистов - один из наиболее деформирующий личность человека видов 3
профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых маленькая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность школ, а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным [19].
Эмоциональное выгорание относится к числу наиболее часто встречающихся профессиональных деформаций. В общем виде выгорание рассматривается как стрессовая реакция и как структурное образование, которое во многом определяется индивидуальными и личностными свойствами, что позволяет одновременно рассматривать это явление в аспекте феномена профессиональной деформации.
В настоящее время имеющиеся представления о проблеме развития синдрома «эмоционального выгорания» в педагогической среде, его негативного воздействия на личность учителя, недостаточная изученность в современной психологии некоторых аспектов проявления, определяют актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: Эмоциональное выгорание педагогов.
Предмет исследования: Особенности эмоционального выгорания педагогов в связи с профилем преподаваемых дисциплин.
Цель: Определить особенности эмоционального выгорания педагогов с разным профилем преподаваемых дисциплин.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что у педагогов с гуманитарным и естественно-научным профилем преподаваемых предметов наблюдаются различия в проявлениях эмоционального выгорания.
Задачи:
1.Определить содержание понятия эмоциональное выгорание и особенности эмоционального выгорания педагогов.
2.Изучить подходы к объяснению механизмов формирования эмоционального выгорания.
эмоционального выгорания педагогов.
^Проанализировать особенности эмоционального выгорания педагогов с различным профилем преподаваемых предметов.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы исследования создают возможности для разработки дифференцированных комплексных программ коррекции, и профилактики синдрома «эмоционального выгорания» педагогов общеобразовательных школ, с учетом гуманитарного и естественнонаучного склада их деятельности.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
• Теоретические: анализ психологической и педагогической
литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
• Эмпирические: тестирование;
• Статистические: математическая и статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования.
Исследование особенностей эмоционального выгорания педагогов проводилось на базе:
• МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №111» Советского района г. Казани;
• МБОУ «Хлебодаровская СОШ» Алькеевского муниципального района РТ;
• МАОУ «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района РТ.
Выборка: В данном исследовании приняло участие 50 педагогов различной возрастной категории и с различной продолжительностью трудовой деятельности в данной профессии.
Была сформирована выборка исследования:
• Педагоги с естественнонаучным профилем преподаваемых предметов - 24 человека;
• Педагоги с гуманитарным профилем преподаваемых предметов - 26 человек.
Были использованы методики:
• «Диагностика эмоционального выгорания личности» (автор: В.Бойко);
• «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI) для учителей и преподавателей высшей школы. (Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация Водопьянова).
Синдром эмоционального выгорания - процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
В последние годы проблема исследования феномена эмоционального «выгорания» встала особенно остро. Как показывают многочисленные исследования, педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию данного феномена. Так как профессия педагога обладает огромной социальной важностью, со стороны общества возрастают требования к личности преподавателя и его роли в учебном процессе.
Эмоциональное выгорание относится к числу наиболее часто встречающихся профессиональных деформаций. По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности.
Вопросами, касающимися эмоционального выгорания педагогов, занимались многие ученые. Выделялись основные факторы, влияющие на эмоциональное выгорание, фазы его развития, взаимосвязь с индивидуальными особенностями.
Целью нашего исследования было: Определить особенности
эмоционального выгорания педагогов с разным профилем преподаваемых дисциплин.
Объектом исследования выступило: Эмоциональное выгорание
педагогов.
Предметом: Особенности эмоционального выгорания педагогов в связи с профилем преподаваемых дисциплин.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что у педагогов с гуманитарным и естественно-научным профилем преподаваемых предметов наблюдаются различия в проявлениях эмоционального выгорания.
46
В результате исследования нами были получены следующие выводы:
1. Выявлены достоверные различия между исследуемыми симптомами эмоционального выгорания учителей с естественнонаучным и гуманитарным профилем по показателю «неудовлетворенность собой». По остальным симптомам в проявлении эмоционального выгорания различий не обнаружено.
2. По показателям «эмоциональное истощение»,
«деперсонализация», «профессиональная успешность» достоверных различий у педагогов с естественнонаучным и гуманитарным профилем не обнаружено.
3. Наибольшее количество взаимосвязей между изучаемыми показателями выявлено у педагогов с гуманитарным профилем. У педагогов с естественнонаучным профилем обнаружено только две взаимосвязи:
1) Учителя с естественнонаучным профилем преподаваемых предметов, испытывая высокое напряжение, ощущают сильное эмоциональное истощение, при этом у них понижается уровень профессиональной успешности.
2) У педагогов с гуманитарным профилем преподаваемых предметов при высоком эмоционально истощении наблюдаются высокие показатели в уровне эмоционального выгорания по всем фазам: «напряжение», «резистенция», «истощение». Так же уровень профессиональной успешности учителя будет намного выше, если уровень резистенции и истощения будет низким. При длительной трудовой деятельности в данной профессии у педагогов с гуманитарным направлением преподаваемых предметов наблюдается высокий уровень эмоционального истощения, и наоборот, при маленьком стаже работы эмоциональное истощение находится на низком уровне.
1. Аппаев М.Б. Психологические причины и способы предупреждения конфликтов между учителями и школьниками: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Ставрополь: 2001. - 24с.
2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности - СПб.: Речь, 2004.- 272с.
3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: Изд- во «ПЕР СЭ» - 2006 . - 528c.
4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 2009. - 105 с.
5. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других - М.: ИИД Филинъ, 1996. - 472 с.
6. Винокурова Л.В. Психология работы с персоналом в трудах
отечественных специалистов. - СПб.: Питер.2001.- 512c.
7. Водопьянова Н., Старченкова У. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. Вып.2 - СПб.: Питер, 2009 - с. 440.
8. Водопьянова, Н.Е. «Психическое выгорание» и качество жизни [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова // Психологические проблемы самореализации личности. Сб. научных трудов. - СПб., 2002. - 424c.
9. Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и
экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности Вып. 1 / Под ред. А. А. Крылова, Л. А.
Коростылевой. СПб., 1997.-. 143-156c.
10. Дикая Л.Г. Феномен эмоционального выгорания профессионала в контексте метасистемного подхода // Социальная психология труда: Теория и практика. Т.1 / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлёв. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010. -. 328-350c.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения . - Ростов на Дону.: Феникс, 1996. -509с.
13. Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося //Вопросы психологии. - 1980, № 5. - 46-59c.
14. Кувшинова Т.И., Бойкова О.А. Особенности эмоионального выгорания
педагогов общеобразовательного // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. URL: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=14987 (дата обращения: 22.04.2017).
15. Курапова И.А. Журнал Вестник Адыгейского государственного
университета. Серия 3: Педагогика и психология Выпуск № 2 / 2009 URL:http://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennyedeterminanty- emotsionalnogo-vygoraniya-u-pedagogov(дата обращения: 19.04.2017)
16. Лозинская, Е. И. Проявления синдрома перегорания у психиатров и онкологов [Текст] / Е. И. Лозинская // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 2006. - Т. 3, № 3. - 16-19c.
17. Львов Л.Ю. К вопросу о спаде профессиональной активности учителя и его приливах //Социально-педагогические проблемы, проблема развития профессиональной и общественной активности жителей /под ред. С.Г.Вершловского. - М., 1988.
18. Митина Л.М. и др. Коррекционно-обучающие программы повышения
уровня профессионального развития учителя: Учебное пособие/
Л.М.Митина и др.- М.: Московских психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. - 304с.
19. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
20. Михайлова В.П. Проблема эмоционального «выгорания» и свойства
личности / В.П. Михайлова, Т.И. Кувшинова, Н.И. Корытченкова // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской,
49
психологической и педагогической практике) : сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного; Курск. гос. ун-т. - Курск : КГУ, 2007. - 111- 114c.
21. Н Наследов А. Д., Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С.
Стандартизированный опросник «Профессиональное выгорание» для специалистов социономических профессий». // Вестник С-Петербургского университета, Сер. 12. Вып. 4. СПб: Изд-во СПбГУ 2013. - 17 - 27c.
22.Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] / В. Е. Орел ; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. -М. : Ин-т психологии РАН, 2005. - 330 с.
23. Полякова О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций// Национальный психологический журнал - 2014.- №1 -57-64c.
24. Профессиональное выгорание менеджера. Методичка. URL:
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=135580 (дата обращения: 11.02.2017)
25. Старченкова Е. С. Психологические факторы профессионального выгорания (на примере деятельности торгового агента): Автореф. дисс. канд. псих. наук. — СПб., 2002. - 173с.
26. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии. - 1994, № 6. - 57-64c.
27. Черкашина Е.Ю. Высоцкая Н.В. Предварительные итоги исследования
эмоционального выгорания педагогов высшей школы. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/predvaritelnye-itogi-issledovaniya- emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov-vysshey-shkoly(дата обращения:
17.03.2017)
28. Эмоции человека в нормальных и стрессорных условиях/ А.И.Яроцкий, Ф.П.Космолинский, А.К.Попов и др.; Под общ. ред. А.И.Яроцкого, И.А.Криволапчука. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 494 с.