Психология эмоционального выгорания педагогов в связи с профилем преподаваемых дисциплин
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей эмоционального выгорания педагогов
1.1. Эмоциональное выгорание: понятие, сущностные
характеристики 7
1.2. Теоретические подходы к объяснению механизмов формирования
эмоционального выгорания 13
1.3. Специфика эмоционального выгорания у
педагогов 16
1.4.Особенности проявления эмоционального выгорания у педагогов с разным профилем
преподавания 22
Глава 2. Организация и методы исследования эмоционального выгорания педагогов
2.1. Организация исследования особенностей эмоционального выгорания
педагогов 25
2.2. Методы исследования особенностей эмоционального выгорания
педагогов 25
Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального выгорания педагогов в связи с профилем преподаваемых дисциплин
3.1. Определение уровня эмоционального выгорания педагогов с различным
профилем преподаваемых дисциплин
29
3.2. Выявление особенностей эмоционального выгорания педагогов с
естественнонаучным и гуманитарным профилем преподаваемых дисциплин
34 Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 50
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей эмоционального выгорания педагогов
1.1. Эмоциональное выгорание: понятие, сущностные
характеристики 7
1.2. Теоретические подходы к объяснению механизмов формирования
эмоционального выгорания 13
1.3. Специфика эмоционального выгорания у
педагогов 16
1.4.Особенности проявления эмоционального выгорания у педагогов с разным профилем
преподавания 22
Глава 2. Организация и методы исследования эмоционального выгорания педагогов
2.1. Организация исследования особенностей эмоционального выгорания
педагогов 25
2.2. Методы исследования особенностей эмоционального выгорания
педагогов 25
Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального выгорания педагогов в связи с профилем преподаваемых дисциплин
3.1. Определение уровня эмоционального выгорания педагогов с различным
профилем преподаваемых дисциплин
29
3.2. Выявление особенностей эмоционального выгорания педагогов с
естественнонаучным и гуманитарным профилем преподаваемых дисциплин
34 Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 50
Актуальность. Гуманистические задачи воспитания, обучения молодого поколения в силах конструктивно решать педагоги, вовлечённые в профессию, удовлетворённые работой, относящиеся к своей профессии, как к призванию, источнику профессиональной и личностной самореализации.
В тоже время педагогическая деятельность предъявляет к личности педагога высокие требования в связи со своей эмоциональной, когнитивной, коммуникативной нагруженностью, ответственностью за результаты и самих учащихся. Большие рабочие нагрузки способствуют развитию негативных психических состояний, отрицательно влияющих на личность самого педагога, на его учеников и на организацию в целом [10].
В последние годы проблема исследования феномена эмоционального «выгорания» встала особенно остро. Так как профессия педагога обладает огромной социальной важностью, со стороны общества возрастают требования к личности преподавателя и его роли в учебном процессе.
Взаимовлияние профессии и личности признается большинством зарубежных и отечественных исследователей (А. Адлер, Дж. Холланд, Д. Сьюпер, К.М. Гуревич, К.К. Платонов, Е.А. Климов, В.А. Бодров) [15]. Осуществление взаимодействия между личностью и профессией происходит по двум основным направлениям. Первое направление заключается в активном воздействии самого человека на профессию, изменение способов выполнения деятельности, модернизация орудий труда и т.д. Такую модель профессионального развития Л.М. Митина, основываясь на положениях С.Л. Рубинштейна, называет активной. С другой стороны, профессия может оказывать влияние на личность, изменяя и развивая ее. Процесс овладения профессией, по мнению А. Адлера, может происходить не только конструктивным, но и деструктивным путем. О последнем может свидетельствовать появление профессиональных деформаций [18].
Педагогическая деятельность, по общему признанию отечественных специалистов - один из наиболее деформирующий личность человека видов 3
профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых маленькая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность школ, а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным [19].
Эмоциональное выгорание относится к числу наиболее часто встречающихся профессиональных деформаций. В общем виде выгорание рассматривается как стрессовая реакция и как структурное образование, которое во многом определяется индивидуальными и личностными свойствами, что позволяет одновременно рассматривать это явление в аспекте феномена профессиональной деформации.
В настоящее время имеющиеся представления о проблеме развития синдрома «эмоционального выгорания» в педагогической среде, его негативного воздействия на личность учителя, недостаточная изученность в современной психологии некоторых аспектов проявления, определяют актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: Эмоциональное выгорание педагогов.
Предмет исследования: Особенности эмоционального выгорания педагогов в связи с профилем преподаваемых дисциплин.
Цель: Определить особенности эмоционального выгорания педагогов с разным профилем преподаваемых дисциплин.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что у педагогов с гуманитарным и естественно-научным профилем преподаваемых предметов наблюдаются различия в проявлениях эмоционального выгорания.
Задачи:
1.Определить содержание понятия эмоциональное выгорание и особенности эмоционального выгорания педагогов.
2.Изучить подходы к объяснению механизмов формирования эмоционального выгорания.
эмоционального выгорания педагогов.
^Проанализировать особенности эмоционального выгорания педагогов с различным профилем преподаваемых предметов.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы исследования создают возможности для разработки дифференцированных комплексных программ коррекции, и профилактики синдрома «эмоционального выгорания» педагогов общеобразовательных школ, с учетом гуманитарного и естественнонаучного склада их деятельности.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
• Теоретические: анализ психологической и педагогической
литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
• Эмпирические: тестирование;
• Статистические: математическая и статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования.
Исследование особенностей эмоционального выгорания педагогов проводилось на базе:
• МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №111» Советского района г. Казани;
• МБОУ «Хлебодаровская СОШ» Алькеевского муниципального района РТ;
• МАОУ «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района РТ.
Выборка: В данном исследовании приняло участие 50 педагогов различной возрастной категории и с различной продолжительностью трудовой деятельности в данной профессии.
Была сформирована выборка исследования:
• Педагоги с естественнонаучным профилем преподаваемых предметов - 24 человека;
• Педагоги с гуманитарным профилем преподаваемых предметов - 26 человек.
Были использованы методики:
• «Диагностика эмоционального выгорания личности» (автор: В.Бойко);
• «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI) для учителей и преподавателей высшей школы. (Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация Водопьянова).
В тоже время педагогическая деятельность предъявляет к личности педагога высокие требования в связи со своей эмоциональной, когнитивной, коммуникативной нагруженностью, ответственностью за результаты и самих учащихся. Большие рабочие нагрузки способствуют развитию негативных психических состояний, отрицательно влияющих на личность самого педагога, на его учеников и на организацию в целом [10].
В последние годы проблема исследования феномена эмоционального «выгорания» встала особенно остро. Так как профессия педагога обладает огромной социальной важностью, со стороны общества возрастают требования к личности преподавателя и его роли в учебном процессе.
Взаимовлияние профессии и личности признается большинством зарубежных и отечественных исследователей (А. Адлер, Дж. Холланд, Д. Сьюпер, К.М. Гуревич, К.К. Платонов, Е.А. Климов, В.А. Бодров) [15]. Осуществление взаимодействия между личностью и профессией происходит по двум основным направлениям. Первое направление заключается в активном воздействии самого человека на профессию, изменение способов выполнения деятельности, модернизация орудий труда и т.д. Такую модель профессионального развития Л.М. Митина, основываясь на положениях С.Л. Рубинштейна, называет активной. С другой стороны, профессия может оказывать влияние на личность, изменяя и развивая ее. Процесс овладения профессией, по мнению А. Адлера, может происходить не только конструктивным, но и деструктивным путем. О последнем может свидетельствовать появление профессиональных деформаций [18].
Педагогическая деятельность, по общему признанию отечественных специалистов - один из наиболее деформирующий личность человека видов 3
профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых маленькая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность школ, а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным [19].
Эмоциональное выгорание относится к числу наиболее часто встречающихся профессиональных деформаций. В общем виде выгорание рассматривается как стрессовая реакция и как структурное образование, которое во многом определяется индивидуальными и личностными свойствами, что позволяет одновременно рассматривать это явление в аспекте феномена профессиональной деформации.
В настоящее время имеющиеся представления о проблеме развития синдрома «эмоционального выгорания» в педагогической среде, его негативного воздействия на личность учителя, недостаточная изученность в современной психологии некоторых аспектов проявления, определяют актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: Эмоциональное выгорание педагогов.
Предмет исследования: Особенности эмоционального выгорания педагогов в связи с профилем преподаваемых дисциплин.
Цель: Определить особенности эмоционального выгорания педагогов с разным профилем преподаваемых дисциплин.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что у педагогов с гуманитарным и естественно-научным профилем преподаваемых предметов наблюдаются различия в проявлениях эмоционального выгорания.
Задачи:
1.Определить содержание понятия эмоциональное выгорание и особенности эмоционального выгорания педагогов.
2.Изучить подходы к объяснению механизмов формирования эмоционального выгорания.
эмоционального выгорания педагогов.
^Проанализировать особенности эмоционального выгорания педагогов с различным профилем преподаваемых предметов.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы исследования создают возможности для разработки дифференцированных комплексных программ коррекции, и профилактики синдрома «эмоционального выгорания» педагогов общеобразовательных школ, с учетом гуманитарного и естественнонаучного склада их деятельности.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
• Теоретические: анализ психологической и педагогической
литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
• Эмпирические: тестирование;
• Статистические: математическая и статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования.
Исследование особенностей эмоционального выгорания педагогов проводилось на базе:
• МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №111» Советского района г. Казани;
• МБОУ «Хлебодаровская СОШ» Алькеевского муниципального района РТ;
• МАОУ «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района РТ.
Выборка: В данном исследовании приняло участие 50 педагогов различной возрастной категории и с различной продолжительностью трудовой деятельности в данной профессии.
Была сформирована выборка исследования:
• Педагоги с естественнонаучным профилем преподаваемых предметов - 24 человека;
• Педагоги с гуманитарным профилем преподаваемых предметов - 26 человек.
Были использованы методики:
• «Диагностика эмоционального выгорания личности» (автор: В.Бойко);
• «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI) для учителей и преподавателей высшей школы. (Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация Водопьянова).
Синдром эмоционального выгорания - процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
В последние годы проблема исследования феномена эмоционального «выгорания» встала особенно остро. Как показывают многочисленные исследования, педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию данного феномена. Так как профессия педагога обладает огромной социальной важностью, со стороны общества возрастают требования к личности преподавателя и его роли в учебном процессе.
Эмоциональное выгорание относится к числу наиболее часто встречающихся профессиональных деформаций. По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности.
Вопросами, касающимися эмоционального выгорания педагогов, занимались многие ученые. Выделялись основные факторы, влияющие на эмоциональное выгорание, фазы его развития, взаимосвязь с индивидуальными особенностями.
Целью нашего исследования было: Определить особенности
эмоционального выгорания педагогов с разным профилем преподаваемых дисциплин.
Объектом исследования выступило: Эмоциональное выгорание
педагогов.
Предметом: Особенности эмоционального выгорания педагогов в связи с профилем преподаваемых дисциплин.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что у педагогов с гуманитарным и естественно-научным профилем преподаваемых предметов наблюдаются различия в проявлениях эмоционального выгорания.
46
В результате исследования нами были получены следующие выводы:
1. Выявлены достоверные различия между исследуемыми симптомами эмоционального выгорания учителей с естественнонаучным и гуманитарным профилем по показателю «неудовлетворенность собой». По остальным симптомам в проявлении эмоционального выгорания различий не обнаружено.
2. По показателям «эмоциональное истощение»,
«деперсонализация», «профессиональная успешность» достоверных различий у педагогов с естественнонаучным и гуманитарным профилем не обнаружено.
3. Наибольшее количество взаимосвязей между изучаемыми показателями выявлено у педагогов с гуманитарным профилем. У педагогов с естественнонаучным профилем обнаружено только две взаимосвязи:
1) Учителя с естественнонаучным профилем преподаваемых предметов, испытывая высокое напряжение, ощущают сильное эмоциональное истощение, при этом у них понижается уровень профессиональной успешности.
2) У педагогов с гуманитарным профилем преподаваемых предметов при высоком эмоционально истощении наблюдаются высокие показатели в уровне эмоционального выгорания по всем фазам: «напряжение», «резистенция», «истощение». Так же уровень профессиональной успешности учителя будет намного выше, если уровень резистенции и истощения будет низким. При длительной трудовой деятельности в данной профессии у педагогов с гуманитарным направлением преподаваемых предметов наблюдается высокий уровень эмоционального истощения, и наоборот, при маленьком стаже работы эмоциональное истощение находится на низком уровне.
В последние годы проблема исследования феномена эмоционального «выгорания» встала особенно остро. Как показывают многочисленные исследования, педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию данного феномена. Так как профессия педагога обладает огромной социальной важностью, со стороны общества возрастают требования к личности преподавателя и его роли в учебном процессе.
Эмоциональное выгорание относится к числу наиболее часто встречающихся профессиональных деформаций. По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности.
Вопросами, касающимися эмоционального выгорания педагогов, занимались многие ученые. Выделялись основные факторы, влияющие на эмоциональное выгорание, фазы его развития, взаимосвязь с индивидуальными особенностями.
Целью нашего исследования было: Определить особенности
эмоционального выгорания педагогов с разным профилем преподаваемых дисциплин.
Объектом исследования выступило: Эмоциональное выгорание
педагогов.
Предметом: Особенности эмоционального выгорания педагогов в связи с профилем преподаваемых дисциплин.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что у педагогов с гуманитарным и естественно-научным профилем преподаваемых предметов наблюдаются различия в проявлениях эмоционального выгорания.
46
В результате исследования нами были получены следующие выводы:
1. Выявлены достоверные различия между исследуемыми симптомами эмоционального выгорания учителей с естественнонаучным и гуманитарным профилем по показателю «неудовлетворенность собой». По остальным симптомам в проявлении эмоционального выгорания различий не обнаружено.
2. По показателям «эмоциональное истощение»,
«деперсонализация», «профессиональная успешность» достоверных различий у педагогов с естественнонаучным и гуманитарным профилем не обнаружено.
3. Наибольшее количество взаимосвязей между изучаемыми показателями выявлено у педагогов с гуманитарным профилем. У педагогов с естественнонаучным профилем обнаружено только две взаимосвязи:
1) Учителя с естественнонаучным профилем преподаваемых предметов, испытывая высокое напряжение, ощущают сильное эмоциональное истощение, при этом у них понижается уровень профессиональной успешности.
2) У педагогов с гуманитарным профилем преподаваемых предметов при высоком эмоционально истощении наблюдаются высокие показатели в уровне эмоционального выгорания по всем фазам: «напряжение», «резистенция», «истощение». Так же уровень профессиональной успешности учителя будет намного выше, если уровень резистенции и истощения будет низким. При длительной трудовой деятельности в данной профессии у педагогов с гуманитарным направлением преподаваемых предметов наблюдается высокий уровень эмоционального истощения, и наоборот, при маленьком стаже работы эмоциональное истощение находится на низком уровне.



