Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ИКОНА БОГОМАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕОЛОГИИ И СЕМИОТИКИ ОБРАЗА»

Работа №60286

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы146
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
393
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теология образа Божией Матери в культурно-историческом контексте..11
1.1 История Богородичного образа и его теологическое восприятие в восточном
христианстве
1.2 Западноевропейская теология и семиотика иконографии
Божией Матери...24
1.3 «Атлас Девы Марии» иезуитов как священная топография 32
Глава 2. Русское теологическое прочтение западноевропейских иконографических
типов
2.1 Почитаемые иконы западноевропейского мира как источники русской иконографии
2.2 Иконография Богоматери «Всех скорбящих радость» как пример восточно-христианского переосмысления западноевропейских источников 67
Заключение
Список литературы 92
Приложения


Актуальность исследования заключается в том, что впервые комплексно рассматривается западноевропейская иконография Богоматери как источник визуально-эстетических форм русской иконографии на примере образов «Всех скорбящих радость».
В настоящее время представляется важным проследить связь западноевропейского христианского богословия с его мариологическими концепциями, образов, созданных под их воздействием, и русских иконографий, возникших как их визуальные аналоги, их изменений под воздействием богословия восточного христианства, что позволяет отойти от современного чисто искусствоведческого подхода к изучению образов Божией Матери.
Имеющиеся особенности восприятия и символического наполнения образа, изменения при переходе из одной культуры и мировоззрения в другие нуждаются в анализе, который позволит понять влияние различий в мировоззрении, формирующем образ как знак, направляющий на истины в нем заложенные.
Степень разработанности проблемы. Исследования иконографии «Всех скорбящих радость» представлены обзорной статьей искусствоведа Н.И. Комашко. Наиболее масштабные разработки по теории образа были проведены нашим современником, немецким историком искусства и культуры, теоретиком коммуникаций - Х. Бельтингом. По представлению и восприятию образа следует отметить исследования, проведенные А. Грабаром (1896-1990) и Э. Панофским (1892-1968) - ставшие классикой и сохранившие свою актуальность в наши дни. По иконографии Божией Матери по-прежнему актуальна работа Н.П.Кондакова (1844-1925), опирающаяся на археологические находки. Учение католической церкви о Богоматери на русском языке наиболее полно представлено в пособие по мариологии современного польского богослова, принадлежащего к францисканскому ордену - профессора Станислава Целестина Напюрковского.
В нашей работе используется уникальное швейцарское переиздание «Атласа Девы Марии» иезуита Вильгельма Гумппенберга XVII века на французском и швейцарском варианте немецкого языка. В этом труде Гумппенберг первым осуществил попытку систематизации чудотворных образов Богоматери в мировом масштабе, до этого существовали лишь работы, носящие локальный характер.
Предмет исследования - определение специфики отображения богословского учения Западноевропейской христианской Церкви и Восточно-христианской Церкви в образах рассматриваемой иконографии.
Объектом исследования являются иконографические образы «Всех скорбящих радость» и западноевропейские источники данной иконографии.
Цель исследования. Анализ основных культурно-теологических аспектов формирования и их символико-знакового оформления в иконографии Божией Матери «Всех скорбящих радость».
Цель определяет следующие задачи исследования:
- рассмотреть истоки возникновения христианского образа Божией Матери и историю развитие его почитания;
- изучить теологические основы западноевропейских иконографий Божией Матери, используемых символов и их смысла в рамках мариологии;
- изучить апологетическую работу иезуитов XVII века и ее влияние на распространение местночтимых иконографий;
- рассмотреть примеры воплощения западноевропейского учения о Деве Марии в визуальных объектах;
- проанализировать влияние западноевропейских визуальных аналогов на русскую иконографию «Всех скорбящих радость».
Методы исследования. В работе применяется историко-типологический анализ (выявление общности в иконографии «Всех скорбящих радость» и ее иконографических источников и изменений, вносимых в историческом контексте). Теологический смысл исследуется с помощью сравнительного анализа образцов с привлечением данных письменных источников (богослужебных текстов, постановлений Соборов, булл пап и других подобных источников). При рассмотрении конкретных предметов применяется иконографический метод, позволяющий описать предмет и иконологический позволяющий объединить результаты других методов и интерпретировать символические аспекты образа.
В рамках работы была подготовлена статья по иконографии «Всех скорбящих радость» для издательства Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС.
Теоретическая значимость работы. Описание взаимосвязи учения Церкви и изображения позволит раскрыть теологический смысл иконографии образа «Всех скорбящих радость» и поможет избежать неправильного понимания некоторых вопросов в искусствоведческих работах.
Практическая значимость. Исследователи отмечают, что русская иконография «Всех скорбящих радость» обширна и разнопланова. В связи с этим давно назрел вопрос о систематизации имеющихся образцов. В данной работе рассматривается один из возможных подходов к данному вопросу, который позволит облегчить работу исследователей, как теологов, так и искусствоведов в этой области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом изначально генезис христианского образа Божией Матери проходил в рамках восточной культуры и формировался на основе накопленного опыта изображений и скульптуры. Его визуальные формы - трансформировавшиеся под воздействием греческой культуры образы египетской богини Исиды, поздний культ которой объединил в себе культы других египетских богинь (Хатхор и Сапдет), распространился с иконографией ее образов, представленных прежде всего статуями различного исполнения, начиная с I века до н.э., когда после очередного завоевания Египет вошел в состав Римской империи и сформировавшийся там результат культурного синтеза продолжил свою эволюцию.
В первых иконописных изображениях применялась техника исполнения (энкаустика) и приемы, отработанные в фаюмских портретах, которые под воздействием эллинистического влияния пришли на замену египетским погребальным маскам. При этом интеллектуальным и культурным центром, задававшим вектор развития, являлась Александрия.
Следующим шагом являлось, используя отработанные до совершенства античные образы с их визуальной эстетикой, переосмыслить их в соответствии с христианскими идеалами преобладания духовного над телесным, наполнить образ христианским содержанием. Ведущая роль в заложении теоретической базы при этом принадлежала александрийской школе. Как известно, именно Кирилл Александрийский подготовил материалы для закрепления общецерковного почитания Девы Марии как Theotokos на Эфесском Соборе 431 года.
В дальнейшем теория христианского образа развивалась в период иконоборческих споров. Еще Иоанн Дамаскин в своей работе подчеркивал связь образа с воплощением Иисуса Христа. Реальный, не символический образ говорил, по его мнению, о реальном воплощении, поэтому вопрос иконопочитания был гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Таким образом уже в этот период перехода изображения из языческой культуры в христианскую можно выделить три этапа, которые будут в последующем характерны и для перехода из византийской культуры в западно-христианскую, прежде всего западноевропейскую, из западно-христианской в восточно-христианскую, в том числе русскую: первый этап - визуально-аллегорический - заимствование визуального образа; второй этап - семиотический - формирование знаковой системы (примером может служить палеохристианский период); третий этап - теологический - закрепление богословского содержания образа, кристаллизация основной мысли, которую необходимо донести видящим его.
Следует отметить, что ранние образы Божией Матери довольно лаконичны и отображают ее в основном с Младенцем Христом, их основное содержание - Боговоплощение и указание пути к Спасению. Более сложные иконографические композиции появляются позднее. Первоначально это композиции, посвященные богородичным праздникам, затем иконографии Божией Матери усложняются, передавая развитие теологической мысли.
На IV-VII Вселенских соборах были сформулированы догматы христианской церкви, которые заложили основы иконописного канона, которому должны следовать иконописцы, к IX-X векам сложились устойчивые иконографические схемы образов, на которые в том числе первоначально ориентировались и русские иконописцы.
В период иконоборчества VIII — начале IX века в Восточной Римской империи, мастера-иконописцы выезжают в Западную Римскую империю, а после коронации Карла Великого работают при его дворе и при его наследниках. Здесь начинает формироваться система символов в изображениях, понятных изначально лишь образованной элите священнослужителей, которые возрождают палеохристианскую традицию, в оформлении работ формируется особый стиль tituli. Примером подобных разработок может служить изображение Бога Отца в виде пустого небесного сегмента, обрамленного двумя летящими ангелами. В нижней части образа помещался ковчег, который символизировал Богородицу.
Благочестивая вера согласно преданию о телесном взятии Богородицы на небо, а также распространенные представления о ее последующем короновании, основанные на мистических текстах XII-XIII веков оформляется в учение Западно-христианской Церкви о Вознесении Девы Марии с ее последующим коронованием, официально принятое как догмат в 1950 году. Еще до официального принятия Богоматерь изображается в мандорле и с короной, ставшими символами Концепции Вознесения с последующим коронованием.
К XV веку в западно-христианском богословии формируется учение о Непорочном Зачатии Девы Марии, по которому она одна из всего человечества считается непричастной первородному греху, вечно предызбранной, что неприемлимо для восточно-христианского богословия. Начиная с этого момента, формируется иконография Божией Матери, согласно этой концепции. В целом представить учение о Непорочном Зачатии непросто, поэтому изначально набор символов, выбранных из текста Священного Писания, сопровождался объясняющими надписями. Одним из основных символов этой Концепции становится полумесяц - символ непорочности еще с античных времен. В более поздний период он начинает включаться в иконографию даже тех более древних образов Богоматери, где его никогда не было.
В XVII веке иезуит Вильгельм Гумппенберг издал каталог чудотворных образов Божией Матери - «Атлас Девы Марии», охватывающий Европу, частично Азию и недавно христианизированную Латинскую Америку. Это апологетическая работа, адресованная в первую очередь протестантам, в то же время послужившая распространению местных иконографий в глобальном масштабе. Рассмотрев некоторую паломническую литературу, на которую ссылается Гумппенберг следует отметить, что в нее уже были включены главы о непричастности Девы Марии первородному греху, наряду с рассказами о чудотворных образах.
Следующим шагом в борьбе с протестантизмом стало появление в западно-христианских храмах, отчасти утративших свое иконное наследие, религиозных картин крупного формата, отражающих Концепции Непорочного Зачатия Девы Марии и Вознесения с последующим коронованием, которые не признавались протестантами, так как об этом не сказано напрямую в Священном Писании.
Начиная с XVII века усиливается влияние европейских иконографий на российское искусство: в составе иконописцев и живописцев Оружейной палаты работают приглашенные иностранцы, пользующиеся западноевропейскими образцами, талантливые российские иконописцы учатся у европейцев, иезуиты пытаются закрепить свои позиции в образовании, несмотря на отрицательное отношение к этому со стороны представителей Церкви, в частности патриарха Иоакима.
Копирование осуществлялось в основном с поздних образцов западноевропейских иконографий, которые фактически сводились к отражению двух Концепций, поэтому в русской иконописи с XVII века присутствуют символы, отражающие западноевропейское богословское учение о Деве Марии - мариологию, но как уже было отмечено это символы, которые взяты из Священного Писания, поэтому проблема заимствования из западно-христианской иконографии в восточно-христианскую возникает не в том что заимствуется, а скорее как это происходит.
Работы этого периода, опирающиеся на западноевропейские источники можно разделить на три группы: полностью скопированные с одного или нескольких западно-европейских образцов без особых изменений, следуя популярным тенденциям; точно скопированные с одного или нескольких западноевропейских образцов с дополнениями надписями из богослужебных текстов, менявшими богословский смысл изображаемого; те, в основе которых лежит западноевропейский источник (или источники), но в иконографию которых вносили изменения в соответствии с учением Восточно-христианской Церкви.
В качестве примера таких изменений можно привести изображение вместо двух ангелов архангелов с рипидами, на которых изображены серафимы, с двух сторон от Богородицы с Младенцем Христом. Рипиды с древних времен использовались в таинстве Евхаристии (обычно их держат дьяконы с двух сторон от престола). Еще одним примером может служить изображение «странных утешение» как святителей, за богослужением, которым ангел указывает на Евангелие, раскрытое на словах: «Придите ко Мне все труждающиеся...» (Мф. 11:28).
Попытка создания в 1901 году «Комитета попечительства о русской иконе», членом которого был академик Н. П. Кондаков, с целью вернуть русскую иконопись к древнерусским и византийским образцам, в целом уже не смогла изменить принципиально ситуацию. О сохранении традиционной русской иконописи можно было говорить, пожалуй лишь у мастеров- старообрядцев и некоторых иконописцев, работавших при монастырях, но и у них появляются композиции с использованием элементов западноевропейских иконографий, которые переосмысливаются и подвергаются переработке, согласно теологическому видению автора, знаковая система перестраивается и наполняется иным содержанием.
Существует разница в западно-христианском и восточно-христианском богословии - одно рационально и рассудочно, другое - иррационально и мистично. Эта разница отражается в христианском искусстве, в том числе в создании христианского образа. И если западно-христианский образ - это строго выстроенный по схеме с использованием символов комплекс концепций, то в восточно-христианском образе всегда остается место для переживания мистического опыта. Богородица с Младенцем Христом - это центр соединения Церкви земной и Церкви небесной, обоженный человек и Вочеловечавшийся Бог.
Рассматривая многообразие образов «Всех скорбящих радость» можно предложить систематизировать их, исходя из западно-христианских источников, повлиявших прежде всего на изображение Богоматери.
Также наличие образов разного уровня исполнения с точки зрения передачи восточно-христианской богословской мысли приводит к выводу, что икона не может выступать как источник богословского знания на одном уровне с Священным Писанием и соборно принятыми догматами, так как она - явление отражающее, которое может содержать как истинные знания, так и теологумены.
Подводя итоги, в качестве практической рекомендации хотелось бы данной работой обратить внимание на возможность и даже необходимость издания «Атласа российских чудотворных икон Божией Матери», подобного «Атласу Марианус» Гумппенберга, но с устранением его недостатков по охвату и представлению материала. Это будет хороший справочник для специалистов разного профиля и просто для интересующихся русской культурой.



1. Акимова Л. Портреты из Фаюма // Наука и жизнь
[Электронный ресурс]. - 2001. - №2. - Режим доступа:
https://www.nkj.ru/archive/articles/5502/. - Дата доступа: 16.02.2019.
2. Андрей Кесарийский, святитель. Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://azbyka.ru/otechnik/Andrej Kesariiskii/tolkovanie na apokalipsis/. - Дата доступа: 16.10.2018.
3. Белик Ж.Г. Апостол Иоанн Богослов. - СПб.: Метропресс, 2013.- 76 с.: ил.
4. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства.
- М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 752 с.
5. Беляев Л.А. Гефсимания // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — т. XI. — 752 с.
6. Библия. - М.: Издание Московской Патриархии, 1990. - 1372 с.
7. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. - СПб.: Аксиома, Мифрил, 1996. - 256 с.
8. Богданов А.П. Русские патриархи (1589—1700): В 2 т. Т. 2.-М.: ТЕРРА; Республика, 1999. - 416 с.
9. Бусева-Давыдова И.Л. Культура в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. - М.: Индрик, 2008. - 364 с., илл. + таб.
10. Грабар А. Император в византийском искусстве / Пер. с французского Ю.А.Грейдинга. - М.: Ладомир, 2000. - 328 с.
11. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, святитель. Гомилии. - Саратов: Издательство Саратовской митрополии, 2017. - 703 с.
12. Давыденков О., протоиерей. Догматическое богословие. - М.: ПСТГУ, 2017. - 622с.
13. Даниил Паломник, игумен. Житие и хождение игумена
Даниила из Русской земли: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija Tserkvi/zhitie-i-
hozhdenie-igumena-daniila-iz-russkoj-zemli/#0 21. - Дата доступа:
22.11.2018.
14. Деяния Вселенских Соборов: в 7 т.: [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dej anij a-
vselenskikh-soborov-tom2/1 2 2. - Дата доступа: 15.11.2018.
15. Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия или наставление в
живописном искусстве, составленное иеромонахом и
живописцем Дионисием Фурноаграфиотом: [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija-ili-nastavlenie-v-zhivopisnom-iskusstve-sostavlennoe-ieromonahom-i-zhivopistsem-dionisiem-furnoagrafiotom/. - Дата доступа: 15.11.2018.
16. Документы II Ватиканского Собора / Пер. А. Коваль с латинского. - Брюсель: Paoline, 2004. - 710 с.
17. Евангелие псевдо-Матфея: [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.icon-art.info/book contents.php?
lng=ru&book id=2. - Дата доступа: 11.11.2018.
18. Ермакова М.Е., Хромов О.Р. Русская гравюра на меди второй половины XVII - первой трети XVIII века. - М.: Индрик, 2004. - 56 с.: ил.
19. Иванов М.С. Догматическое учение о Деве Марии: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. pravenc. ru/text/149527. html. - Дата доступа:
11.11.2018.
20. Игнатий Антиохийский, священномученик. Послании к
Ефесянам: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatii Antiohijskii/poslanie-k-efesjanam/#0 18. - Дата доступа: 11.11.2018.
21. Иоанн Дамаскин, преподобный. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения, Феодор Студит Послание Платону о почитании икон / Пер. с греческого А. Бронзов. Репринтное издание. - РФМ: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. - 176 с., указатель
22. Ипполит, священномученик, епископ Римский. Слово о Христе и антихристе: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ippolit Rimskii/xrist antixrist/. - Дата доступа: 11.10.2018.
23. Ириней Лионский, священномученик. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей): [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://azbyka.ru/otechnik/Irinej Lionskij/protiv-eresej/3 19. - Дата доступа: 11.11.2018.
24. История иконописи / Л. Евсеева, Н. Комашко, М. Красилин, Игумен Лука (Головков), Е. Осташенко, О. Попова, Э. Смирнова, И. Языкова, А. Яковлева. - Тверь: ИП СИБ, 2010. - 288 с.
25. Иулиания (Соколова М. Н.), монахиня. Труд иконописца: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.icon-art.info/book contents.php?lng=ru&book id=25. - Дата доступа:
11.11.2018.
26. Иустин философ, святой. Разговор с Трифоном Иудеем: Книга Иосифа Плотника: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin Filosof/s trifonom/. - Дата доступа:
10.11.2018.
27. Книга Иосифа Плотника: [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http ://apokrif. fullweb. ru/apocryph 1/iosif-plotnik. shtml. -
Дата доступа: 10.11.2018.
28. Комашко Н. И. Богоматерь "Всех скорбящих Радость": [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.icon-art.info/book contents.php?lng=ru&book id=90. - Дата доступа:
15.11.2018.
29. Комашко Н. И. "Всех скорбящих Радость», икона Божией
Матери: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www. pravenc. ru/text/155562. html. - Дата доступа:
15.11.2018.
30. Комова М.А. Иконное наследие Орловского края XVIII-XIX веков. - М.: Индрик, 2012. - 512 с.: ил.
31. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери: в 2 т. - М.: Паломник, 1998.
32. Кочетков И.А. Словарь русских иконописцев XI-XVII вв.: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/ikona/slovar-russkih-ikonopistsev-11-17-vv/. - Дата доступа: 25.12.2018.
33. Краткое изложение книги мистера Джоэля МАЛЬЯРА «История Богоматери доброй надежды в приюте Петит Форе»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://nd-bonne-esperance.cathocambrai.com/page-160741.html. - Дата доступа:
15.11.2018.
34. Лицевой иконописный подлинник, Т. I. Иконография Господа
Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/books/file/22034-
%D0%9B%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9- %D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF %D0%B8%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA- %D0%A2-I-%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE %D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F- %D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0- %D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0-%D0%B8-%D0%A1%D0%BF %D0%B0%D1%81%D0%B0-%D0%BD %D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE- %D0%98%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81%D0%B0- %D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0.pdf. - Дата доступа: 10.03.2019.
35. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей: в 3 т. — М.: Олма-Пресс, 2001.
36. Лепахин В.В., Белик Ж. Г. Успение Пресвятой Богородицы. - СПб.: Метропресс, 2014. - 76 с.: ил.
37. Лидов А.М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы- парадигмы в византийской культуре. - М.: Феория: Дизайн. Информация. Картография: Троица, 2009. - 352 с.: ил.
38. Лопухин А.П. Православная Богословская энциклопедия или
Богословский энциклопедический словарь: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedij a-ili-bogoslovskij -entsiklopedicheskij -slovar-tom-12-knigi-simvolicheskie-konstantinopol/.
- Дата доступа: 23.12.2018.
39. Лосский В.Н., Успенский Л.А. Смысл икон / Пер. с
французского В.А. Рещиковой, Л.А. Успенской. - М.:
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет: Эксмо, 2013. - 336 с.
40. Малиновский Н., протоиерей. Очерк православного
догматического богословия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj Malinovskij/ocherk-
pravoslavnogo-dogmaticheskogo-bogoslovija/. - Дата доступа:
23.12.2018.
41. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - 736 с.
42. Молитва Святого Розария: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://nskcathedral.ru/cerkov/molitva-zhivogo-rozariya/. - Дата доступа: 23.11.2018.
43. Минея: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/. - Дата доступа:
20.11.2018.
44. Напюрковский С.Ц. Богородица в учении и предании
Католической Церкви. Пособие по мариологии. - М.:
Издательство Францисканцев, 2016. - 296 с.
45. Неделин В. Орел изначальный. История. Архитектура. Жизнь и быт. - Орел: Вешние воды, 2001. - 280 с.:ил.
46. Образ Богоматери «Всех Скорбящих радость» со «скорбящими святыми»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://severicon.ru/Vseh. - Дата доступа: 23.03.2019.
47. Октоих: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe Bogosluzhenie/oktoih/. - Дата доступа: 23.10.2018.
48. Орлов И.И. Фрески Апокалипсиса (Св. гора Афон). Иконография через герменевтику: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=28185034. - Дата доступа: 23.10.2018.
49. Панофский Э. Перспектива как «Символическая форма». Готическая архитектура и схоластика / Пер. с немецкого И.В. Хмелевских, Е.Ю. Козиной; пер. с английского Л. Житковой. - СПб.: Азбука-Классика, 2004. - 336 с.: ил.
50. Протоевангелие от Иакова: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://azbyka.ru/otechnik/6/protoevangelie-ot-iakova/. - Дата доступа: 11.11.2018.
51. Сефриуи А., Жоффруа-Шнейтер Б., Жовер М. Путеводитель по Лувру/ Пер. с французского Ю.В. Ткаченко. - Париж (Франция): Musee du Louvre Editions, 2015. - 480 с.
52. Толковая Библия / Сост. Лопухин А.П.: в 3 т. - Стокгольм.: Институт уперевода Библии, 1987. - 612 с.
53. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Leonid Uspenskij/bogoslovie-ikony-pravoslavnoj-tserkvi/. - Дата доступа: 28.10.2018.
54. Фельми К.Х. Введение в современное православное
богословие. - М.: Свято-Филаретовский православно¬
христианский институт, 2014. - 352 с.: 8 цв. ил.
55. Фермет Б. Голландское влияние в русской живописи: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vrubel.ru/downloads/OmskSeminar2015.pdf. - Дата доступа: 10.04.2019.
56. Фома Аквинский. Сумма теологии: в 13 т.: [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summa-teologii-tom-5/34. - Дата доступа: 28.10.2018. - 5 т.
57. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с английского А.Е.Майкапара. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - 656 с.
58. Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианской иконографии.
- М.: Индрик, 2005. - 536 с.; ил.
59. Энциклопедия белорусской иконы: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ikony.by/obraz-bogomateri-snezhnoj-3/. - Дата доступа: 02.12.2018.
60. Языкова И. Со-творение образа. Богословие иконы. - М.: Издательство ББИ, 2014. - 368 с.
61. Ярашэвiч А. "Мац Божая Снежная" у Беларусь - Мн.: Про Хрысто, 2003. - 48л.; in
62. Agostinho de S. M. Santuario Mariano, e Historia das Imagens Milagrosas de N. Senhora. E das Milagrosamente Apparecidas, Que se Venerao em o Arcebispado de ... I Dos Devotos da Mesma (Portuguese Edition). - London: Forgotten Books, 2019. - 6 Vol. - 560 p.
63. Alma Redemptoris Mater. Catholic Encyclopedia: [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http ://www.newadvent. org/cathen/01326d.htm. - Дата доступа: 02.12.2018.
64. Andres de Uztarroz J.F. Certamen poetico de Nuestra Senora de Cogullada: ilustrado con vna breue chronologia de las imagenes aparecidas de la Virgen Sacratissima en el Reino de Aragon: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://books.google.ru/books/about/Certamen poetico de Nuestra Se%C3%B1ora de C.html?id=eLbJOyQBRDIC&redir esc=y. - Дата доступа: 23.01.2019.
65. Ave Maris Stella. Catholic Encyclopedia: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.newadvent.org/cathen/02149a.htm. - Дата доступа: 02.12.2018.
66. Balzamo N., Christin O., Flueckiger F. L’Atlas Marianus de Wilhelm Gumppenberg. Edition et traduction. - Neuchatel (Suisse): Edition Alphil Presses Universitaires Suisses, 2015. - 512 p.
67. Bulletin of the Metropolitan Museum of Art: [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://www.metmuseum. org/pubs/bulletins/1/pdf/20209200.pdf.bannered.pdf. - Дата доступа: 02.02.2019.
68. Camos N. Jardin de Maria: plantado en el Principado de
Cataluna: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://books. google.ru/books/about/Jard%C 3%ADn de Mar%C3%ADa.html?hl=es&id=8oYJw6mAhmwC&redir esc=y. - Дата доступа: 23.01.2019.
69. Davy M.-M. Essai sur la symbolique romane (Xlle siecle). - Paris: Flammarion, 1955. - 320 p.
70. Dogmatic Constitution on the Church. Lumen Gentium: [Pope Paul VI on November 21, 1964]: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.vatican.va/archive/hist councils/ii vatican council/documents/vat-ii const 19641121 lumen-gentium en.html/. - Дата
доступа: 23.01.2019.
71. Eadmerus (Cantuariensis). Tractatus de conceptione Sanctae Mariae. - Freiburg i.B.: Herder, 1904. - 104 с.
72. Foerner F. Palma triumphalis Miraculorum Ecclesiae Catholicae: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://books.google.ru/books?
id=YDJAAAAAcAAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false. - Дата доступа: 23.01.2019.
73. Fossi G. The Uffizi. The official guide all of the works. - Prato (Italy): GIUNTI, Firenze MVSEI, 2009. - 192 p.
74. Grabar A. Les Voies de la creation en iconographie chretienne: Antiquite et Moyen Age. - Paris: Flammarion, 1979. - 442 p.
75. Kayser S. AUSTRIA MARIANA, SEU Gratiosarum Virgineae DEI-
PARENTIS ICONUM PER AUSTRIAM: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://books.google.ru/books?
id=4eetMZ7Q1LcC&pg=PA47&lpg=PA47&dq=Kayser+S.
+ Mariana+seu+Gratiosarum +Virgineae+Dei&source=bl&ots=euXO cV9vYY&sig=ACfU3U0WKg- rB7kY85KyMrqgARsvFazymA&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjF v3Po
riAhXhxIsKHYaZAF8Q6AEwAHoECAcQAQ#v=onepage&q=Kayser %20S.%20Mariana%20seu%20Gratiosarum%20Virgineae %20Dei&f=false. - Дата доступа: 23.01.2019.
76. La regalita di Maria. Portale di Mariologia: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.latheotokos.it/modules.php?name=News&file=article&sid= 1307. - Дата доступа: 23.01.2019.
77. Laudun V. Pelerinages et sanctuaires mariaux au XVII siecle. Manuscrit du pere Vincent Laudun dominicain / ed. par Maes Bruno, Paris: Ed. du CTHS, 2008. - 446 p.
78. Mikulec J. Atlas Marianus Marchionatus Moraviae - eine Quelle zur Problematik der barocken marianischen Wallfahrtstradition in Maehren: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lbz.rlp.de/fileadmin/lbz/Inhaltsverzeichnis/14728748.pdf. - Дата доступа: 23.01.2019.
79. Modernizing Muscovy: Reform and Social Change in Seventeenth-Century Russia / ed. by Kotilaine J., Poe M., Abingdon- on-Thames: Routledge, 2004. - 496 p.
80. Molanus J. De picturis et imaginibus sacris: [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://books.google.ru/books/about/Ioa Molani De picturis et imaginibus sac.html?hl=es&id=URI8AAAAcAAJ&redir esc=y. Дата
доступа: 04.04.2019.
81. Our Lady, Seat of Wisdom: New chapel statue is dedicated:
[Электронный ресурс]. - 23.06.2014. - Режим доступа:
https://www.merton.ox.ac.uk/news/our-lady-seat-wisdom-new-chapel-statue-dedicated. - Дата доступа: 02.02.2019.
82. Pacheco F. El Arte de la pintura: [Электронный ресурс]. -
23.06.2014. - Режим доступа. - Режим доступа:
https://books.google.ru/books/about/Arte de la pintura.html?
hl=es&id=IitPAAAAYAAJ&redir esc=y. - Дата доступа: 02.04.2019.
83. Picturing MARY. Woman. Mother. Idea / T.Verdon, M. R. Katz, A.G. Remensnyder, M.Rubin. - New York: Scala Arts Publishers, 2014. - 160 p.
84. Poire F. La Triple Couronne de la bien-heureuse Vierge Mere de
Dieu: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://books.google.ru/books/about/La triple couronne de la m%C3%A8re de Dieu.html?id=ciKMAmx2bt4C&redir esc=y. - Дата доступа: 23.01.2019.
85. Possoz A. Les sanctuaires de la Mere de Dieu dans les
arrondissements de Cambrai: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://books.google.fr/books?
id=gdT0eXaaANUC&printsec=frontcover&hl=fr#v=onepage&q&f=false. - Дата доступа: 08.11.2018.
86. Recherches sur le Symbolisme au XIXe siecle, le Cardinal Pitra et la Clef. La Clef du Symbolisme de Meliton de Sardes. - Paris: Broche, 1979. - 135 p. - 1 Vol.
87. Regina Coeli (Queen of Heaven). Catholic Encyclopedia: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newadvent.org/cathen/12718b.htm. - Дата доступа: 23.01.2019.
88. Samperi P. Iconologia della gloriosa Vergine madre di Dio Maria protettrice di Messina (rist. anast. 1644) / A cura di G.Lipari, G.Molonia, E.Pispisa. - Messina (Italy): Samperi Placido, 1991. - p. 1050; ill.
89. Stracke R. The Iconography of the Virgin Mary: [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://www.christianiconography.info/coronation.html. - Дата доступа: 23.01.2019.
90. Turner W. Herrad of Landsberg.The Catholic Encyclopedia: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.newadvent. org/cathen/07294a. htm. - Дата доступа:
28.10.2018.
91. Van Ypersele de Strihou A., Van Ypersele de Strihou P. La chaire a precher de la Cathedrale des Saints Michel et Gudule a Bruxelles. - Bruxelles: IRPA, 2002. - 48 p.; il.
92. Von Franz M.-L. Interpretation du conte d'Apulee : L'ane d'or. - Paris: Broche, 1981. - 288 p.
93. William A. Christian Jr. Local religion in sixteenth-century Spain. - Princeton (New Jersey): Princeton University Press, 1989. - 296 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ